Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска

Обходим антиплагиат


Наименование:


методичка Высшие органы государственного управления и власти

Информация:

Тип работы: методичка. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2013. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Высшие органы государственного управления и власти
С принятием Конституции  СССР 1936 г. прекратили свое существование  съезды Советов. В качестве высшего  общесоюзного органа государственной  власти был учрежден Верховный Совет  СССР. Существенно расширилась компетенция  общесоюзных органов. Так, ст. 14 поручала высшим органам власти СССР "...контроль за исполнением Конституции и  обеспечение соответствия конституций  союзных республик с Конституцией СССР". К ведению Верховного Совета СССР было отнесено обеспечение государственной  безопасности, управление банками, промышленностью, сельским хозяйством. У союзных республик  было изъято право на издание своих  кодексов законов, право решения  вопросов трудового законодательства, законодательства о суде - все эти  полномочия передавались общефедеральным  органам, что означало усиление централизации  управления. Верховному Совету СССР была присвоена важная контрольная функция - право назначать следственные и  ревизионные комиссии, что позволяло  ему контролировать деятельность всего  государственного аппарата. К ведению  Верховного Совета СССР относились утверждение  изменения границ между союзными республиками и их административно-территориальное  устройство.
Высшим органом государственной  власти по Конституции СССР 1936 года является Верховный совет СССР. Он же является единственным законодательным  органом СССР.
Верховный совет СССР избирается гражданами СССР по избирательным округам  сроком на 4 года по норме 1 депутат на 150 тысяч населения.
Сессии Верховного совета СССР созываются Президиумом Верховного совета два раза в год.
Верховный совет СССР избирает Президиум Верховного совета СССР. Он также избирает мандатную комиссию, которая подтверждает полномочия депутатов  Верховного совета СССР.
Верховный совет СССР назначает, когда он сочтет необходимым, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу. Е.И. Козлов, О.Е. Кутафин. Конституционное право России. М. 1995. С. 34.
Президиум Верховного совета СССР в соответствии с Конституцией СССР 1936 года обладает следующими полномочиями:
1) созывает сессии Верховного  совета СССР;
2) издает указы;
3) дает толкование законов  СССР;
4) проводит всенародный  опрос (референдум);
5) отменяет постановления  и распоряжения Совета Министров  СССР и т.д.;
6) в период между сессиями  Верховного совета освобождает  от должности и назначает на  должность отдельных министров;
7) присваивает почетные  звания СССР.
8) осуществляет право  помилования граждан, осужденными  органами СССР;
9) назначает и отзывает  дипломатических представителей  в иностранных государствах;
10) принимает верительные  и отзывные грамоты аккредитованных  прием дипломатических представителей  иностранных государств.
Верховный Совет СССР - постоянно  действующий законодательный и  контрольный орган государственной  власти СССР. Верховный Совет СССР избирается тайным голосованием из числа  народных депутатов СССР Съездом  народных депутатов СССР и ему  подотчетен. Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза  и Совета Национальностей, равных по своему численному составу. Палаты Верховного Совета СССР равноправны. Палаты избираются на Съезде народных депутатов СССР общим голосованием депутатов. Совет  Союза избирается из числа народных депутатов СССР от территориальных  избирательных округов и народных депутатов СССР от общественных организаций  с учетом численности избирателей  в союзной республике или регионе. Совет Национальностей избирается из числа народных депутатов СССР от национально-территориальных избирательных  округов и народных депутатов  СССР от общественных организаций по нормам: 11 депутатов от каждой союзной  республики, 4 депутата от каждой автономной республики, 2 депутата от каждой автономной области и один депутат от каждого  автономного округа. Съезд народных депутатов СССР ежегодно обновляет  до одной пятой части состава  Совета Союза и Совета Национальностей. Каждая палата Верховного совета СССР избирает Председателя палаты и двух его заместителей. Председатели Совета Союза и Совета Национальностей  руководят заседаниями соответствующих  палат и ведают их внутренним распорядком. Совместные заседания палат ведут  Председатель Верховного Совета СССР либо поочередно председатели Совета Союза и Совета Национальностей.
Верховный Совет СССР:
1) назначает выборы народных  депутатов СССР и утверждает  состав Центральной избирательной  комиссии по выборам народных  депутатов СССР; 2) по предложению  Президента СССР образует и  упраздняет министерства СССР  и другие центральные органы  государственного управления СССР;
3) по представлению Президента  СССР утверждает Премьер-министра, дает согласие на сессии либо  отклоняет кандидатуры членов  Кабинета Министров СССР и  членов Совета безопасности СССР, дает согласие на освобождение  от должности указанных лиц; 
4) избирает Верховный  Суд СССР, Высший арбитражный  суд СССР, назначает Генерального  прокурора СССР, утверждает коллегию  Прокуратуры Союза ССР, назначает  Председателя Контрольной палаты  СССР;
5) регулярно заслушивает  отчеты образуемых или избираемых  им органов, а также назначаемых  или избираемых им должностных  лиц; 
6) обеспечивает единство  законодательного регулирования  на всей территории СССР, устанавливает  основы законодательства Союза  ССР и союзных республик; 
7) осуществляет в пределах  компетенции Союза ССР законодательное  регулирование порядка реализации  конституционных прав, свобод и  обязанностей граждан, отношений  собственности, организации управления  народным хозяйством и социально-культурным  строительством, бюджетно-финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также других отношений;
8) дает толкование законов  СССР;
9) устанавливает общие  начала организации и деятельности  республиканских и местных органов  государственной власти и управления; определяет основы правового  статуса общественных организаций; 
10) представляет на утверждение  Съезда народных депутатов СССР  проекты перспективных государственных  планов и важнейших общесоюзных  программ экономического и социального  развития СССР; утверждает государственные  планы экономического и социального  развития СССР, государственный  бюджет СССР; осуществляет контроль  за ходом выполнения плана  и бюджета; утверждает отчеты  об их выполнении; в случае  необходимости вносит изменения  в план и бюджет;
11) ратифицирует и денонсирует  международные договоры СССР;
12) осуществляет контроль  за предоставлением государственных  займов, экономической и иной  помощи иностранным государствам, а также за заключением соглашений  о государственных займах и  кредитах, получаемых из иностранных  источников;
13) определяет основные  мероприятия в области обороны  и обеспечения государственной  безопасности; вводит военное или  чрезвычайное положение по всей  стране; объявляет состояние войны  в случае необходимости выполнения  международных договорных обязательств  по взаимной обороне от агрессии;
14) принимает решение об  использовании контингентов Вооруженных  Сил СССР при необходимости  выполнения международных договорных  обязательств по поддержанию  мира и безопасности;
15) устанавливает воинские  звания, дипломатические ранги и  иные специальные звания; 16) учреждает  ордена и медали СССР; устанавливает  почетные звания СССР;
17) издает общесоюзные  акты об амнистии;
18) имеет право отменять  акты Кабинета Министров СССР  в случае несоответствия их  Конституции СССР и законам  СССР;
19) отменяет постановления  и распоряжения Советов Министров  союзных республик в случае  несоответствия их Конституции  СССР и законам СССР;
20) в период между Съездами  народных депутатов СССР принимает  решение о проведении всенародного  голосования (референдума СССР);
21) решает другие вопросы,  отнесенные к ведению Союза  ССР, кроме тех, которые относятся  к исключительному ведению Съезда  народных депутатов СССР. Верховный  Совет СССР принимает законы  СССР и постановления. 
Законы и постановления, принятые Верховным Советом СССР, не могут противоречить законам  и другим актам, принятым Съездом  народных депутатов СССР.
3. Местные органы  государственной власти и управления
Органами государственной  власти и управления в краях, областях, автономных областях, национальных округах, административных округах, районах, городах, поселках являются Съезды депутатов  трудящихся. Они избираются соответственно трудящимися этих территориальных  единиц.
Сессии краевых  и областных Советов созываются их исполнительными комитетами не реже четырех раз в год.
Сессии районных Советов депутатов трудящихся созываются не реже шести раз в год.
Сессии городских  и сельских Советов - не реже одного раза в месяц.
Советы депутатов  трудящихся руководят культурно-политическим и хозяйственным строительством на совей территории, устанавливает  местный бюджет, руководит деятельностью  подчиненных ему органов управления, обеспечивает охрану городского порядка, содействуют усилению обороноспособности страны, обеспечивают соблюдение законов  и охрану прав граждан.
Советов депутатов  трудящихся принимают решения и  дают распоряжения в пределах прав, предоставленных им законами СССР, РСФСР, автономных республик.
4. деятельность  хрущева после XX съезда
4.1. Реформа управления  экономикой
В мае 1957 г. ликвидацией  отраслевых министерств и созданием  совнархозов началась реализация одной  из крупных реформ, осуществленных в годы руководства Н. С. Хрущева.
После XX съезда страна находилась на подъеме. Пятая пятилетка  по ряду показателей была выполнена  досрочно. Среднегодовые темпы прироста промышленного производства были весьма высоки — 13,1 %, втрое выше, чем у 
США. Большинству населения казалось, что выигрыш в экономическом соревновании с капиталистическим Западом не за горами. Однако на деле положение в экономике было тревожным. Директивы на шестую пятилетку, принятые XX съездом в феврале 1956 г., в декабре были пересмотрены. Был составлен переходной план на 1-2 года, а затем появился новый — семилетний план на 1959-1965 гг. Командно-административная система в условиях ликвидации принудительного труда, отмены суровых наказаний, усложнения условий хозяйствования стремительно теряла свои сильные стороны. В народном хозяйстве подспудно нарастали диспропорции, бесхозяйственность и расточительность. Отчетливо проявлялись такие недостатки, как распыление средств между многочисленными объектами, долгострой. Интересы предприятий все больше расходились с интересами потребителей, с потребностями непрерывного технологического обновления производства. К концу пятой пятилетки в стране насчитывалось уже более 300 тыс. предприятий и строек, большая часть которых находилась далеко от Центра.
Для многоцелевой экономики больше не подходили методы управления, ориентированные на «главное звено в цепи», на традиционное разделение между легкой и тяжелой промышленностью  с обязательным преимуществом развития средств производства.
Научно-техническая  революция требовала развития новых  отраслей промышленности: развития электроники, химии, электрификации железных дорог, изменения структуры топливного баланса, перехода от угля на нефть  и газ. 
Такие задачи были поставлены на XX съезде КПСС. Однако в новых условиях управлять промышленностью из министерских кабинетов становилось все труднее. Жесткая ведомственная система, основанная на максимальной централизации хозяйственного руководства и ограничении самостоятельности мест, стала тормозить дальнейший рост производительных сил. Поэтому мнения экономистов и хозяйственников о путях совершенствования руководства хозяйством в изменившихся условиях разделились. Одни стояли за перестройку самих методов руководства, за расширение хозяйственной самостоятельности предприятий. Другие верили лишь в организационные реформы, настаивали на ликвидации министерств. Советская экономическая наука в те годы не могла дать обоснованных, подтвержденных экспериментами рекомендаций.
Но Н. С. Хрущев увидел в переходе к территориальному управлению возможность освободить правительство  от неэффективного вмешательства в  местные дела, ослабить влияние бюрократии. Подавляющее большинство руководителей  и сотрудников министерств, привыкших  к власти и удобствам проживания в Москве, были против подобной реорганизации.
Общесоюзные министерства (за исключением оборонных министерств) были упразднены. Предприятия, находившиеся в их ведении, были переданы в непосредственное подчинение Советам народного хозяйства  административных экономических районов. Всего по Союзу было организовано свыше 100 совнархозов, в том числе 76 в Российской Федерации. Большинство  создавались на базе одной-двух областей и были небольшими, другие, как, например, 
Ленинградский, куда кроме Ленинграда и Ленинградской области вошли 
Псковская и Новгородская области, имели очень мощный потенциал.
В первые годы после  реформы упростилось кооперирование предприятий, находившихся по соседству  друг с другом. Меньше стало встречных  перевозок. 
Предприятия стали оперативно помогать друг другу. За первые три года были укреплены ранее распыленные транспортные, вспомогательные, ремонтные службы предприятий.
В то же время реформа  не изменила самих принципов управления и планирования, а лишь заменила отраслевую организацию территориальной. 
Осложняло работу совнархозов неквалифицированное вмешательство партийных руководителей.
Принципиальные  пороки новой системы управления — местничество и стремление использовать ресурсы, прежде всего для удовлетворения собственных потребностей. В конечном итоге система управления еще  более усложнилась и стала  менее квалифицированной. Реформа  потерпела крах, и после отстранения  Хрущева от власти территориальная  система была ликвидирована.
4.2. Успехи и неудачи  аграрной политики
Малоуспешным оказались, в конечном счете, и преобразования сельского хозяйства. После сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС положение  в деревне стало выправляться. Валовая продукция сельского  хозяйства за 1954- 
1958 гг. возросла более чем на треть. Таких темпов прироста колхозы и совхозы не знали ни до, ни после. Это был период наибольшего подъема в истории советского сельского хозяйства. Существенно выросла урожайность зерновых.
Подъем сельского  хозяйства стал возможен благодаря  повороту к коренным нуждам деревни. Хрущев внес в жизнь деревни много  нового. Колхозы и совхозы получили кредиты, новую технику. Однако приверженность руководства страны определенным стереотипам, идеологическим догмам, безграничная вера в возможности «колхозного  строя», предубежденность против любой  личной собственности не позволили  эффективно реформировать сельское хозяйство.
Хрущев был непоследователен в преобразованиях, начатых после 1953 г. 
Вместо дальнейшего ослабления опеки над крестьянами, увеличения материальной заинтересованности колхозников следовали указания «сверху», которые носили характер все более жесткой регламентации. Крестьянам в приказном порядке навязывали посевы кукурузы и другие нововведения, что приводило к колоссальным потерям. Государственные капиталовложения постепенно были уменьшены. Село превратилось в полигон для разного рода скороспелых решений и преобразований.
С середины 50-х годов  начался новый этап укрупнения колхозов. В 1957- 
1966 гг. ежегодно ликвидировалось около 10 тыс. уже укрупненных ранее колхозов. Одновременно многие колхозы «для укрепления» были преобразованы в совхозы. К 1963 г. осталось лишь 39 тыс. колхозов вместо 91 тыс. в 1955 г.
Далеко идущие последствия  для всей страны имела ликвидация в марте 
1958 г. МТС. Сложившаяся система технического обслуживания колхозного производства через МТС была далека от совершенства. Колхозы были единственными предприятиями в стране, которые сами не распоряжались машинами — своими основными орудиями труда. Это создавало большие неудобства. Опека со стороны МТС только связывала колхозы. 31 марта 1958 г. 
Верховный Совет СССР принял Закон о реорганизации МТС и продаже техники колхозам. Прогрессивная реформа не была хорошо продумана, что, в конечном счете, привело к резкому падению темпов производства сельскохозяйственной продукции. Вместо запланированных на семилетку (1959-1965 гг.) 70 %, реальный рост валовой продукции составил всего 15 %. Реформа подорвала экономику колхозов. Не имея выбора, колхозы выкупали машины немедленно и сразу оказывались в сложном финансовом положении. Большинство из них резко снизило оплату трудодня, экономические стимулы вновь перестали действовать. 
В немалой степени этому способствовала и незаконная ликвидация в конце 50 — начале 60-х годов личного скота сельских жителей под предлогом отвлечения их от труда в общественном хозяйстве. Личный скот, главным образом коровы, в течение трех лет был частично сдан в общественные стада, а основная часть была крестьянами уничтожена. В результате страна потеряла миллионы голов скота.
Реформы 50 — начала 60-х встряхнули деревню. Однако главный  итог был неутешителен: кризис сельского  хозяйства углубился, обострилась  продовольственная проблема в стране. Впервые за всю историю СССР в 1963 г. были произведены закупки зерна  за рубежом.
4.3 Реформа школы
Важнейшей реформой, осуществленной в 1958-1964 гг., стала и  реформа системы народного образования. Советская школа недостаточно гибко  реагировала на быстрый прогресс науки и техники, изменения в  производстве. 
По точному определению известного педагога В. А. Сухомлинского, средняя школа «вместо того, чтобы быть единой и разнообразной, стала единой и однообразной». За весь послевоенный период система управления школой практически не менялась. Выпускники средней школы неохотно шли работать на производство, считая такой труд не престижным. В то же время в середине 50- х годов вузы могли принять лишь 450 тыс. выпускников средней школы из более чем 1,5 млн. Большинство из них не было готово к работе на заводах и в колхозах. Парадокс заключался в том, что именно в эти годы народное хозяйство испытывало нужду в рабочих руках, так как в трудоспособный возраст вступило малочисленное поколение родившихся в годы войны.
Таким образом, реформа  образования должна была снять возникшее  противоречие между всеобщим стремлением  к высшему образованию и потребностями  экстенсивной экономики в новых  рабочих руках. Первые попытки политехнизации школы в 1954 и 1955 гг. не увенчались успехом. Два с лишним года шла в обществе дискуссия о том, как на практике приблизить школу к жизни. Наконец, в 1958 г. был принят Закон об укреплении связи школы с жизнью и о  дальнейшем развитии системы народного  образования в СССР. 
Согласно закону, осуществление всеобщего среднего образования 
(одиннадцатилетнего) оставалось важнейшей задачей, но средняя школа приобретала «политехнический профиль». После получения всеобщего обязательного восьмилетнего образования молодежь должна была «включаться в посильный общественно полезный труд», и все дальнейшее обучение связывалось с производительным трудом в народном хозяйстве.
Все желающие получить полное среднее образование должны были учиться либо в средней общеобразовательной  трудовой политехнической школе  с производственным обучением, либо в среднем профтехучилище (техникуме), либо в вечерних (сменных) и заочных  школах рабочей и сельской молодежи. Учеба в вузах также максимально  совмещалась с работой на производстве.
С самого начала осуществление  реформы натолкнулось на многочисленные трудности. Материально-техническая  база школы оказалась не подготовленной к реализации задач производственного  обучения. В абсолютном большинстве  школ выбор профессий был невелик  и чаще всего носил случайный  характер.
К осени 1963 г. стало  очевидным, что средняя школа  не годится в качестве основного  источника пополнения предприятий  и строек квалифицированными кадрами. Не оправдали себя и заочные и  вечерние формы среднего образования. На практике основная масса желающих получить среднее образование избирала одиннадцатилетнюю общеобразовательную  школу. Общий уровень подготовки учащихся понизился. Упал интерес к  гуманитарным предметам.
Итог реформы  оказался неутешительным: общеобразовательный  потенциал общества снизился. С осени 1964 г. средняя школа вновь стала  десятилетней.
4.4. Новая социальная  политика
Из всех реформ, осуществленных в хрущевское «великое десятилетие», наибольшее воздействие  на дальнейшее развитие советского общества имели преобразования в социальной сфере.
Обратной стороной успехов в послевоенном восстановлении хозяйства в 
Советском Союзе был низкий уровень жизни и сверхвысокая норма эксплуатации трудящихся.
Чтобы создать видимость  материального благополучия в Москве, 
Ленинграде, некоторых других крупных промышленных центрах, туда свозились товары и продукты, производимые в стране. Всевозможными способами деньги изымались из деревни. Росло число натуральных и денежных налогов с населения, принудительно размещаемых займов. В течение семи лет после денежной реформы 1947 г. проводились массовые снижения розничных цен на товары народного потребления. Их главная цель была чисто политической: наглядно подтвердить «заботу» партии и правительства о народе. И действительно, каждое новое снижение цен воспринималось в массах с чувством 
«глубокого удовлетворения»: «Мы ликуем. Маргарин, сырки, сахар, хлеб подешевели на 10-15%... Пройдет еще немного времени, и мы заживем зажиточно, слова т. Сталина всегда оправдываются...» Подобные высказывания нередки в частной переписке начала 50-х годов. Безусловно, был в политике снижения цен и экономический, антиинфляционный расчет: к 1952 г. индекс цен снизился наполовину по сравнению с высоким уровнем 1946 г., но, тем не менее, оставался в 2 раза выше уровня последнего предвоенного года.
За семь лет для  многих современников стала очевидна и другая закономерность: после очередного снижения цен неизменно увеличивалась  сумма подписки на государственный  заем, снижались расценки и зарплата рабочих и служащих.
Закономерным итогом такой социальной политики к 1953 г. стал всеобщий дефицит элементарных потребительских  товаров, усиление социального неравенства. Реальным единственным достижением  социальной политики послевоенного  времени явилось расширение системы  образования и здравоохранения.
В письмах трудящихся новому руководству сначала робко, но после XX съезда все решительнее  повторяется требование: «Мы все  пока живем только для будущего, но не для себя... Улучшение материальной жизни народа совершенно необходимо... У нас заработная плата руководящих  работников может превышать зарплату рабочих в 50-100 раз...»
Начало перестройки  социальной политики было положено летом 1953 г., когда Председатель Совета Министров  Г. М. Маленков публично назвал неотложной задачу в 2-3 года резко повысить обеспеченность населения продовольственными и  промышленными товарами. Уже к 1955 г. произошли определенные сдвиги к  лучшему. Продажа населению мяса увеличилось в 2,2 раза, масла —  в 1,58 раза, одежды и белья — почти  в 2 раза, мебели — более чем в 3 раза. Первые крупные шаги были сделаны  в решении самой острой социальной проблемы — жилищной. В 1954 г. были решительно осуждены парадность и «украшательство» в архитектуре и начался переход  к строительству домов индустриальным методом. Однако настоящая «жилищная  революция» началась после XX съезда.
На съезде была выдвинута широкая программа  повышения жизненного уровня, включавшая в себя сокращение рабочего времени, массовое жилищное строительство, повышение  заработной платы низкооплачиваемым  работникам и целый ряд других важных преобразований. Их реализация в последующие годы не была последовательной и не носила комплексного характера.
Демилитаризация управления началась в конце второй мировой войны [48], отразив созидательный и мобильный характер советской системы власти и управления, означала отказ от управления по-военному, переориентировку целей, текущих задач, государственных планов, бюджетов, функций органов управления на мирное строительство.
Государственное управление отказалось от военно-мобилизационных  принципов. Постепенно возобновился нормальный режим труда в учреждениях, во всем аппаратном механизме управления, на предприятиях. В основу управления положены измененные Верховным Советом  СССР государственные бюджеты на 3—4-й кварталы 1945 г. и на 1946 г., по которым сокращены ассигнования на военные нужды, увеличены расходы  на развитие гражданских отраслей экономики. Демилитаризация управления произведена  планово, без суеты, в соответствии с новой концепцией послевоенного  устройства общества.
Изменили профиль  многие структуры центрального управления. Наркомат минометного вооружения преобразован в Наркомат машиностроения и приборостроения, Наркомат боеприпасов — в Наркомат сельскохозяйственного машиностроения, Наркомат танковой промышленности —  в Наркомат транспортного машиностроения; и т.д. Самое современное оборудование подведомственных предприятий, воплотившее  достижения военно-технической науки  и инженерные решения, было переключено  на производство сложной гражданской  техники для нужд народного хозяйства  и населения.
По Закону о демобилизации  от 23 июня 1945 г. более 8,5 млн. воинов трудоустроены  органами управления, обрели мирное гражданское  состояние [49]. Восстановлены организованный набор рабочих по договорам с колхозами и органы по вербовке рабочей силы. С февраля 1947 г. возобновлены договоры между администрацией хозяйственных органов и профсоюзами. Государственное управление СССР не допустило безработицы, которая сохранилась и возросла после войны в странах другой общественно-экономической системы.
Демилитаризованное  государственное управление отказалось от законов, задач, методов военного времени, стало функционировать  на основе законов мирного времени  в соответствии с присущей ему  и определенной Конституцией СССР созидательной  природой. Обновлен личный состав управленческого  аппарата за счет квалифицированных  специалистов, в том числе демобилизованных из армии служащих.
Ликвидированы чрезвычайные органы управления: ГКО, СВГК и др. [50] Сужены прерогативы многих органов. В экстремальных ситуациях послевоенного времени имели иногда место рецидивы чрезвычайных методов в управлении. Отказ от чрезвычайщины не стал ее забвением в первые послевоенные годы. Склонность к ней проявляли руководители, привыкшие командовать, управлять директивно. Искоренение элементов чрезвычайщины являлось сложной проблемой управления во второй половине 40-х гг.
Государственное управление перестраивалось в условиях всенародных  конституционных выборов союзного (1946, 1950 гг.), республиканских верховных  советов (1947, 1951 гг.), областных, краевых, окружных, городских, районных, поселковых, сельских Советов депутатов трудящихся (1947—1948, 1952 гг.). В результате их обновлена  существенно вся система органов  законодательной представительной власти, незначительно увеличен возрастной ценз депутатов, сокращен состав президиумов  союзного и республиканских верховных  советов, расширена их компетенция, упорядочена работа постоянных комиссий местных Советов и законодательная  база на основе принятых союзными республиками Положений о местных Советах, их исполнительных органах [51]. В феврале 1947 г. в обеих палатах высшего законодательного органа созданы постоянно действующие комиссии законодательных предположений в целях упорядочения союзного законотворчества с учетом республиканских, местных интересов и особенностей, разработки конституционных основ законодательства в различных сферах управления, жизни общества. По проектам постоянных комиссий приняты законы о перестройке, совершенствовании управления промышленностью, сельским хозяйством, отраслями гуманитарной сферы и др.
В русле послевоенной децентрализации государственной власти и управления перераспределены полномочия союзных и республиканских органов, расширены права республик, прерогативы их властных и управленческих структур, усилена ответственность за соответствие республиканских законов союзным, Конституции и их исполнение. Республиканские конституции, законодательные акты унифицировались на союзно-правовой основе, в том числе и в нормировании распорядительных и исполнительных функций органов управления.
Воссозданная и  развитая система представительных органов [52]обновила состав, изменила высшие союзные и республиканские органы управления. Советы народных комиссаров СССР и республик преобразованы по Закону от 15 марта 1946г. в советы министров, которые формировались, утверждались верховными советами, отчитывались перед ними, подлежали их конституционному контролю. Этой реформой закреплено единство власти и управления, конституционное верховенство представительных органов в лице Советов депутатов трудящихся. При такой формальной иерархии и вопреки ей значительно усилен статус органов исполнительной власти и управления, где все больше и полнее сосредоточивались властные и управленческие функции. Значительно возросла роль Совета Министров СССР под председательством И.В. Сталина и республиканских правительств, возглавлявшихся высокопоставленными лицами из партийной элиты. Изменился статус президиумов союзного и республиканских советов министров, которые управляли повседневно, оперативно подведомственными учреждениями и организациями.
Изменена структура  центрального управления. Сокращено  выросшее за годы войны количество многочисленных комитетов, управлений, главков, советов при союзном  и республиканских правительствах, исполкомах местных советов депу
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.