Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность и содержание психолого-педагогического сопровождения онтогенеза и дизонтогенеза

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава І. Теоретический обзор  научной литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения онтогенеза и дизонтогенеза…………….…..5
1.1 Сущность психолого-педагогического  сопровождения…………………....5
1.2 Понятия «онтогенез» и «дизонтогенез»……………………………………..8
1.3 Сущность и содержание психолого-педагогического сопровождения онтогенеза и дизонтогенеза……………………………………………………..11
1.4 Выводы по 1 главе…………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….25
Литература……………………………………………………………………….26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Онтогенез — постепенное, протекающее этапами  в виде количественных и качественных сдвигов изменение организма  от менее к более совершенному его строению и функционированию. Онтогенез по существу этого понятия должен быть отнесен ко всему периоду жизни человека от рождения до смерти, т. е. включать не только прогрессивные, но и регрессивные, инволюционные изменения. Но, более часто об онтогенезе говорят по отношению к детскому возрасту. Каждый этап онтогенеза составляет переход от одного качественного состояния организма к другому, более высокому путем преобразования его функционирования без вытеснения качественного уровня предыдущего этапа.
Иными словами, в организме происходит постепенная  дифференциация тех или иных (в  том числе психических) процессов  с одновременной интеграцией  их в новое целое. В психологическом  аспекте — это нарастание психического содержания личности.
Термин  «дизонтогенез» (dys- греч. приставка, означающая «отклонение от нормы» + греч. ontos -сущее, существо + греч. genesis - развитие) впервые  был употреблен Й. Швальбе в 1927 г. для обозначения отклонения внутриутробного  формирования структур организма от нормального хода развития. В отечественной  дефектологии данные состояния объединяются в группу нарушений (отклонений) развития.
Дизонтогенез - нарушение онтогенеза - индивидуального  развития. Отсюда - дизонтогении - болезненные  состояния, обусловленные нарушением развития организма и личности. Нарушения  развития нервной системы, в частности, психики, личности относятся к так называемому психическому дизонтогенезу.
 Одним из важнейших факторов онтогенеза и дизонтогенеза в педагогической науке выделилось психолого-педагогическое сопровождение, которое может рассматриваться как особый вид практики, которая должна основываться на глубокой и точной теории, определяющей конкретные механизмы и динамику развития ребенка[9, 87].
 Методологическую основу понимания процесса развития ребенка составляют основные положения, сформулированные в рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, а так же в последующих работах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, А.Ф. Обуховой, В.И. Слободчикова и др. Анализируя концепцию Л.С. Выготского, А.Ф. Обухова подчеркивает, что именно Л.С. Выготский совершил революционный переворот в детской психологии. Он предложил новое понимание хода, условий, источника, формы, специфики движущих сил развития ребенка, описал стадии  развития, выявил и определил основные законы развития ребенка.
Таким образом, я считаю что «Структура и сущность психолого-педагогического сопровождения онтогенеза и дизонтогенеза» является  актуальной темой в настоящее время.
Цель исследования: определить сущность и содержание психолого-педагогического сопровождения онтогенеза и дизонтогенеза.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение.
Предмет исследования: процесс психолого-педагогического сопровождения онтогенеза и дизонтогенеза.
Задачи исследования:
1. определить сущность и содержание психолого-педагогического сопровождения;
2. рассмотреть понятия «онтогенез» и «дизонтогенез» ;
3. выявить сущность и содержание психолого-педагогического сопровождения онтогенеза;
4.  выявить сущность и содержание психолого-педагогического сопровождения дизонтогенеза.
        Методы исследования: теоретический      анализ  литературных       источников.
Глава І. Теоретический  обзор научной литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения онтогенеза и дизонтогенеза
1.1 Сущность психолого-педагогического  сопровождения
В Российской Федерации школьная психологическая служба существует чуть более десяти лет. Появления психологов в школе выражается в постепенном переходе от «педагогики знаний, умений и навыков» к педагогике развития:
· ориентация школьного персонала  на каждого ребенка в отдельности, а не на коллектив учеников в целом;
· осознание педагогами необходимости  появления в школах психологов, разработки развивающих, коррекционных программ для детей, способствующих оптимальному развитию их психического потенциала.
Понимание школьной психологической  деятельности начинается с ответа на важнейший вопрос: а чем вообще по своей сути является работа школьного  психолога? Суть школьной психологической  деятельности - в сопровождении ребенка  в процессе всего школьного обучения. Понятие сопровождения придумано  тоже не вчера, но особую популярность приобрело в последние годы. Прежде всего, что значит «сопровождать»? В  словаре русского языка мы читаем: сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого [6, 387]. То есть, сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Выбор Дороги - право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным - это большая удача. Именно в таком сопровождении школьника на всех этапах его школьного обучения и видится основная цель школьной психологической практики.
Сопровождение в педагогике понимают как деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом  развития оптимального решения в  различных ситуациях жизненного выбора (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына, 2001). В психологии сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности, обеспечивающая создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности (Г. Бардиер, М. Р. Битянова, 1997). Успешно организованное сопровождение помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока не доступна (А. П. Тряпицына, 2001).
Важнейшим аспектом сопровождения  являются отношения. Позитивные отношения  педагогов и учащегося влияют на реализацию интеллектуальных возможностей ребенка, поэтому необходимо формирование или восстановление особого типа отношений «взрослый ребенок», которые  гарантируют ребенку доброжелательное принятие, поддержку и помощь. Это  особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач его  обучения и развития.
Анализ литературы показал, что психолого-педагогическое сопровождение  можно рассматривать в нескольких аспектах: как профессиональную деятельность педагога-психолога, способного оказать  помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребенка; как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ученику сделать нравственный самостоятельный выбор при решении  ребенком образовательных задач; как  взаимодействие сопровождающего и  сопровождаемого; как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и др. специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися; как систему, характеризующую  взаимосвязь и взаимообусловленность  элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного.
Можно выделить три группы целей психолого-педагогического  сопровождения. Идеальная цель - развитие всех индивидуальных сфер ребенка (мотивационной, когнитивной, эмоциональной, волевой, действенно-практической, сферы саморегуляции, экзистенциальной). Идеальная цель конкретизируется в персонифицированной цели - достижение учеником оптимальных для него образовательных результатов, более высокого уровня образованности и развития индивидуальности. Процессуальной целью является отражение в педагогических средствах актуальных потребностей учащегося, на основе которых ребенок может успешно решать образовательные задачи.
Для определения направлений  и задач психолого-педагогического  сопровождения необходимо обозначить функции:
· направление учащихся в  поток с доступным для них  уровнем обучения;
· обучение учиться (научить  работать с учебником и дополнительной литературой, писать конспекты, составлять опорные сигналы, слушать и слышать, задавать вопросы и т. д.);
· социализация (присвоение норм поведения, принятых в данном социуме, формирование навыков общения со сверстниками, взрослыми и т. д.);
· целеполагание (формирование навыков ставить цели, подбирать  социально приемлемые средства для  их реализации, видеть себя в социуме  сейчас и в перспективе и т. п.);
· коррекция, если это необходимо;
· обучение рациональной организации  труда;
· профориентация и помощь в профессиональном самоопределении;
· помощь подростку в решении  его личных проблем;
· научить заботиться о  своем здоровье;
· формирование готовности к продолжению образования.
Психолого-педагогическое сопровождение  образовательной деятельности всегда персонифицировано и направлено на конкретного ученика, даже если педагог  работает с группой. Субъектами психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности учащегося являются: медицинские работники и другие специалисты; классный руководитель; психолог; социальный педагог; родители и родственники ученика. Субъектом психолого-педагогического сопровождения является и сам ученик, который имеет свой опыт обучения, взаимодействия со взрослыми, другими учащимися, свой особый характер личностного и индивидуального развития. Особенности конкретного ребенка влияют на содержание и формы психолого-педагогического сопровождения его индивидуальной образовательной деятельности[12, 48-50].
Таким образом, под психолого-педагогическим сопровождением мы будем понимать целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия.
Суть идеи психолого-педагогического  сопровождения - комплексный подход к решению проблем развития. Понимание  психолого-педагогического сопровождения  процесса саморазвития личности как  деятельности субъект-субъектной ориентации позволяет интенсифицировать процессы самопознания и творческой самореализации.
1.2 Понятия «онтогенез»  и «дизонтогенез»
Онтогенез – развитие человека – во многом повторяет историю вида. В пренатальном периоде своей жизни человек повторяет биологический, а в детстве – социокультурный путь человечества. Не являясь совершенно независимым от филогенеза, онтогенез в то же время – несколько другой процесс.
Разные  науки используют различные понятия  для описания процесса онтогенеза: созревание, рост, социализация, самоосуществление, индивидуализация, развертывание, становление  и пр. многочисленные термины, характеризующие онтогенез человека, являются частными по отношению к наиболее общему – «индивидуальное развитие». В процессе индивидуального развития созревание, социализация, самоосуществление и прочее тесно связаны между собой. Более того, многочисленные составляющие онтогенеза взаимозависимы, взаимно регулируют друг друга.
Социализация  начинается уже в пренатальном периоде, рост стимулирует определенные формы самоосуществления, индивидуализация в определенной мере зависит от созревания.
Поскольку человек – существо целостное  и противоречивое, то и онтогенез  его – процесс целостный и  противоречивый, диалектический. В  процессе индивидуального развития человек все время меняется и  одновременно остается тождественным  самому себе. Не только количественные изменения, происходящие его в целом, но и качественный скачок в развитии провоцирует количественный рост организма. Темпы изменения разных структур человека не одинаковы: достижение человеком организменной зрелости не всегда совпадает с сформированностью эмоциональной, волевой, интеллектуальной сфер, с социальной зрелостью. То, что онтогенез происходит не фронтально, особенно наглядно демонстрируют подростки. Но эта не фронтальность процесса онтогенеза не разрушает его целостности, традиционно признаваемой всеми науками.
Меняются  представления о развитии ребенка  и человека. Одно из таких представлений  связывает развитие с разрушением  организма, потерей различных способностей и возможностей, возвращением к беспомощности. Результат так понимаемого онтогенеза – регресс, начинающийся чуть ли не с
момента рождения и продолжающийся в течение всей жизни. Противоположная позиция более распространена и состоит в том, что развитие ребенка – накопление прогрессивных изменений, совершенствование, расцвет всех сторон человека. Он происходит главным образом в детстве и юности и приводит к тому, что ребенок начинает все больше походить на взрослого и анатомически, и физиологически, и психологически, и по уровню знаний, и по социальному положению.
Общие закономерности психического дизонтогенеза раскрыты В. В. Ковалевым в рамках разрабатываемой им эволюционно-динамической концепции детской психиатрии. Дизонтогенез может затрагивать разнообразные стороны развития, в том числе половое созревание.
Моделями  дисгармонического психического развития являются невропатии и патологические развития личности - аномалии психического развития, в основе которых лежит  дизонтогенез эмоционально-волевой  сферы. Проявления психического дизонтогенеза  по типу дисгармонии формирования личности и парциальной задержки развития относятся к факторам психического риска первого порядка и встречаются  у 30% городской популяции детей.
Дизонтогенез  при неврозах - это прежде всего проявление неравномерности развития, темпа созревания психических и физических функций. Встречаясь главным образом в первые годы жизни, неравномерность развития зависит от совместного действия многих факторов. Конституциональный фактор - это общность темпа развития с кем-либо из родителей или прародителей, которые, к примеру, также несколько позднее или раньше стали говорить или ходить. Неравномерность развития зависит и от темпа развития психических процессов и особенностей становления темперамента детей.
По разработанной  шкале А.И. Захарова – «опережение  психического развития в первые годы жизни» - наблюдается тенденция к более высоким показателям, чем в норме, у детей, впоследствии заболевающих неврозами. В большей степени это заметно у детей с неврастенией. Другая шкала – «латентность - замедление раннего развития» - показывает меньшую выраженность по сравнению с нормой. Таким образом, обе шкалы независимо друг от друга подтверждают наличие некоторого опережения раннего развития у детей с неврозами. «Латентность развития» более свойственна детям, заболевающим неврозом страха. Отдельно изучены такие показатели, как развитие речи, время начала ходьбы, рост. Раннее развитие речи отмечается у 28% мальчиков и 34% девочек; соответственно возрасту - у 57 и 56%; некоторое отставание - у 15 и 10%. Опережение времени начала ходьбы выявлено у 38% мальчиков и 48% девочек; начало ходьбы в год - у 49 и 43%; некоторое отставание - у 13% мальчиков и 9% девочек. Рост выше среднего имеют 27% мальчиков и 29% девочек: средний - 64 и 56%; ниже среднего - 9 и 15%.
Таким образом, по приведенным показателям, опережение развития также преобладает над  его задержкой. При опережении речевого и общего психического развития относительно большее число мальчиков имеют  холерический темперамент. При адекватном возрасту психическом развитии на первое место выходит сангвинический темперамент. При замедлении психического развития возрастает удельный вес флегматического  темперамента, который, однако, не выражен  чаще сангвинического. У девочек  подобные соотношения не заметны. Таким  образом, у мальчиков более выражена связь между темпом психического развития и темпераментом[12, 54].
 
1.3 Сущность и  содержание психолого-педагогического  сопровождения онтогенеза и дизонтогенеза.
Психолого-педагогическое сопровождение  образовательной деятельности всегда персонифицировано и направлено на конкретного ученика, даже если педагог  работает с группой. Субъектами психолого-педагогического  сопровождения индивидуальной образовательной  деятельности учащегося являются ученик, который имеет свой опыт обучения, взаимодействия со взрослыми, другими учащимися, свой особый характер личностного и индивидуального развития. Особенности конкретного ребенка влияют на содержание и формы психолого-педагогического сопровождения его индивидуальной образовательной деятельности.
Суть идеи психолого-педагогического  сопровождения - комплексный подход к решению проблем развития. Понимание  психолого-педагогического сопровождения  процесса саморазвития личности как  деятельности субъект-субъектной ориентации позволяет интенсифицировать процессы самопознания, творческой самореализации и приобретает особое значение в образовательном процессе.
Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического  сопровождения связано с расширением  представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения  физического, психического, нравственного  здоровья учащихся; превентивная и  оперативная помощь в решении  их индивидуальных проблем (О. С. Газман, 1995).
Психолого-педагогическое сопровождение - это целостный и непрерывный  процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий  для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме  на всех возрастных этапах обучения в  школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия. Это  система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических  условий для успешного обучения и психологического развития ребенка  в ситуациях школьного взаимодействия. Это «метод, обеспечивающий создание условий для принятия школьником оптимальных решений в различных  ситуациях жизненного выбора, особенно при определении профиля обучения» (С. Новикова, 2007). Объектом школьной психологической  практики выступает обучение и психологическое  развитие ребенка в ситуации школьного  взаимодействия, предметом - социально-психологические  условия успешного обучения и  развития. Методом и идеологией работы школьного психолога является сопровождение. И означает это для нас следующее.
Во-первых, следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза. Сопровождение ребенка опирается на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка. Оно находится в логике его развития, а не искусственно задает ему цели и задачи извне. Это положение очень важно при определении содержания работы школьного психолога. Он занимается ни тем, что считают важным учителя или «положено» с точки зрения большой науки, а тем, что нужно конкретному ребенку или группе. Таким образом, в качестве важнейшего аксиологического принципа в нашу модель школьной психологической практики мы закладываем безусловную ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей, и ценностей его развития.
Во-вторых, создание условий  для самостоятельного творческого  освоения детьми системы отношений  с миром и самим собой, а  также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. Внутренний мир ребенка автономен  и независим. Взрослый может сыграть  важную роль в становлении и развитии этого уникального мира. Однако взрослый (в данном случае - психолог) не должен превращаться во внешний психологический  «костыль» своего воспитанника, на который тот может опереться  каждый раз в ситуации выбора и  тем самым уйти от ответственности  за принятое решение. В процессе сопровождения  взрослый, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, эстетических) побуждает  ребенка к нахождению самостоятельных  решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную  жизнь.
В-третьих, в идее сопровождения  последовательно осуществляется принцип  вторичности его форм и содержания по отношению к социальной и учебно-воспитательной среде жизнедеятельности ребенка. Психологическое сопровождение, осуществляемое школьным психологом, не ставит своей  целью активное направленное воздействие  на те социальные условия, в которых живет ребенок, и ту систему обучения и воспитания, которую выбрали для него родители. Цель сопровождения реалистичнее и прагматичнее - создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.
Наконец, в-четвертых, психологическое  сопровождение ребенка в школе  преимущественно осуществляется педагогическими  средствами, через педагога и традиционные школьные формы учебного и воспитательного  взаимодействия. По крайней мере, мы постулируем преимущество таких  скрытых форм воздействия по сравнению  с непосредственным вмешательством психолога в жизнь ребенка, его  внутришкольные и внутрисемейные отношения. Это особым образом задает роль педагога в нашей модели психологической практики. Он оказывается соратником психолога в разработке стратегии сопровождения каждого ребенка и основным ее реализатором. Психолог же помогает педагогу «настроить» процесс обучения и общение на конкретных учеников[3, 89-91].
Утверждение идеи сопровождения  в качестве основы школьной психологической  практики, постулирование ее объекта  и предмета в описанной выше форме  имеет ряд важнейших следствий, на которые и опирается вся  наша модель школьной психологической  работы. Следствия эти касаются целей, задач и направлений этой деятельности, принципов ее организации, содержания работы, профессиональной позиции психолога  в отношениях с различными участниками  учебно-воспитательного школьного  процесса, а также подходов к оценке эффективности его деятельности. Коротко остановимся на каждом из этих следствий.
Сопровождение рассматривается  нами как процесс, как целостная  деятельность практического школьного  психолога, в рамках которой могут  быть выделены три обязательных взаимосвязанных  компонента:
1. Систематическое отслеживание  психолого-педагогического статуса  ребенка и динамики его психического  развития в процессе школьного  обучения. Предполагается, что с первых минут нахождения ребенка в школе, начинает бережно и конфиденциально собираться и накапливаться информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого школьника.
2. Создание социально-психологических  условий для развития личности  учащихся и их успешного обучения. На основе данных психодиагностики  разрабатываются индивидуальные  и групповые программы психологического  развития ребенка, определяются  условия его успешного обучения.
3. Создание специальных  социально-психологических условий  для оказания помощи детям,  имеющим проблемы в психологическом  развитии, обучении. Данное направление  деятельности ориентировано на  тех школьников, у которых выявлены  определенные проблемы с усвоением  учебного материала, социально  принятых форм поведения, в  общении с взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии и прочее[1, 32].
В соответствии с этими  основными компонентами процесса сопровождения  выделяется несколько важнейших  направлений практической деятельности школьного психолога в рамках процесса сопровождения: школьная прикладная психодиагностика, развивающая и  психокоррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, школьников и их родителей, социально-диспетчерская деятельность.
В рамках данной идеологии  оказывается возможным обоснованно  и четко подойти к отбору содержания конкретных форм работы и самое главное - определить понятие социально-психологического статуса школьника. То есть мы получаем возможность ответить на вопрос, что  именно нужно знать о школьнике  для организации условий его  успешного обучения и развития. В  самом общем виде социально-психологический  статус школьника представляет собой  систему психологических характеристик ребенка или подростка. В эту систему включаются те параметры его психической жизни, знание которых необходимо для создания благоприятных социально-психологических условий обучения и развития. В целом эти параметры могут быть условно разделены на две группы. Первую группу составляют особенности школьника. Прежде всего, особенности его психической организации, интересов, стиля общения, отношения к миру и другое. Их нужно знать и учитывать при построении процесса обучения и взаимодействия. Вторую составляют различные проблемы или трудности, возникающие у ученика в различных сферах его школьной жизни и внутреннем психологическом самочувствии в школьных ситуациях. Их надо находить и корректировать (развивать, компенсировать). И те, и другие нужно выявлять в процессе работы для определения оптимальных форм сопровождения.
Клиентская позиция педагога или родителя в отношениях со школьным психологом не только не продуктивна  с точки зрения результатов работы с ребенком, но и вредна для обоих  участников неравноправного общения. Психолога она ставит в позицию  Всешкольного Психотерапевта, лишая его важнейших средств помощи и развития детей (часто такая помощь невозможна без активного участия родителей и учителей). Практика показывает, что закономерным финалом такого типа отношений является устойчивая клиентская позиция самого школьного психолога, которая позволяет ему сбросить хотя бы часть непомерного груза разнообразных школьных обязанностей[6, 77].
Философским основанием системы  сопровождения человека является концепция  свободного выбора как условия развития. Исходным положением для формирования теоретических основ психологического сопровождения стал личностно ориентированный  подход, в логике которого развитие понимается нами как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций, путей профессионального становления. Естественно, каждая ситуация выбора порождает  множественность вариантов решений, опосредованных социально-экономическими условиями. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет он сам.
Важнейшим положением данного  подхода выступает приоритет  опоры на внутренний потенциал субъекта, следовательно, на его право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако декларация этого права еще не является его  гарантией. Для осуществления права  свободного выбора различных альтернатив  профессионального становления  необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.
Принятая Правительством Российской Федерации Концепция  модернизации российского образования  на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых  требует построения адекватной системы  психолого-педагогического сопровождения.
Приоритетной целью модернизации образования определяется обеспечение  высокого качества российского образования. В современном представлении  понятие «качество образования» не сводится к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но включить в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.
Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности  качественного образования, его  индивидуализация и дифференциация, что предполагает:
· защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической  и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку  в проблемных ситуациях;
· квалифицированную комплексную  диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;
· реализацию программ преодоления  трудностей в обучении и школьной неуспешности, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся;
· участие специалистов сопровождения  в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных  программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения;
· психологическую помощь семьям детей групп особого внимания.
Важным направлением модернизации российского образования должен стать переход на профильное обучение в старшей школе. В Концепции профильного обучения в старшей школе, принятой Минобразованием России, подчеркивается необходимость учета объективных различий в степени готовности подростков к осознанному выбору направлений специализации, отмечается, что «жесткая» профилизация, не принимающая данные различия во внимание, «может вступить в противоречие с фактической картиной социально-возрастного становления большого числа подростков» и привести к негативным последствиям. В этой ситуации особую актуальность приобретает разработка и реализация модели психолого-педагогического сопровождения учащихся в период перехода к профильному обучению [4].
Для предотвращения возможных  негативных последствий в профессиональном самоопределении старшеклассников руководство школы должно постоянно  знакомиться с инструкциями, приказами, решениями по профессиональной ориентации школьников, изучать научную и  методическую литературу, учитывать данные в них рекомендации в своей работе, в частности при планировани
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.