Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Нарушение мышления и речи

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План:
 
1. Введение ………………………………………………………………...…2
2. Связь мышления и  речи ………………………………………………..…3
3. Физиологические основы  мышления и речи ………………………..…..3
4. Нарушение мышления  ………………………………………………..…..4
5. Нарушение речи …………………………………………………………...7
6. Заключение ……………………………………………………………….14
7. Литература ………………………………………………………….…….15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Проблема взаимосвязи  речи и мышления, его роли в общении  и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии. Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он живет, как он получает субъективный образ объективного мира, составляет значительную часть всего содержания психологии. Вещи не только воспринимаются наглядно, но отражаются в их связях и отношениях. Человек может не только воспринимать вещи, используя анализаторы, но может рассуждать, делать выводы, даже если не имеет непосредственного личного опыта. Т.е. для человека характерно то, что у него есть не только чувственное, но и рациональное познание, иначе говоря, что с переходом от животного мира к человеческой истории возникает огромный скачок в процессе познания от чувственного к рациональному. Фундаментальное отличие человеческого сознания от сознания животного-способность переходить за пределы наглядного, непосредственного опыта к отвлеченному, рациональному сознанию.[3]
В данной работе рассмотрим нарушения мышления и речи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Связь мышления и речи
Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т.е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.
Специальными приборами можно  зарегистрировать скрытые речевые (артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслительную деятельность человека, например, при решении различного рода задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической («ручной») речью, мыслят на основе образов.
Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой.[3]
Физиологические основы мышления и речи
В основе процесса мышления лежит сложная аналитико-синтетическая дея-тельность коры больших полушарий головного мозга в целом, но не каких-то отдельных ее участков. В основе мышления лежит образование второсигнальных временных нервных связей, опирающихся на первосигнальные связи. Второсигнальные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга с помощью слов, отражают существенные отношения между предметами. Отражение связей и отношении между предметами становится возможным потому, что слова, как указывал И. П. Павлов, представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что, по мнению ученого, и составляет сущность человеческого мышления. Другими словами, вторая сигнальная система и открывает возможность обобщенного отражения  окружающего мира. Что касается физиологических механизмов собственно речи, то эта второсигнальная деятельность коры также есть сложная координированная работа многих групп нервных клеток коры головного мозга.
Когда мы говорим друг с другом, то, с одной стороны, воспринимаем слышимые (звуковые) и видимые (письменные) речевые сигналы, с другой — произносим звуки языка при помощи мышечного голосового аппарата. Соответственно в коре левого полушария головного мозга имеются три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный.

         Один из таких центров - слуховой центр Вернике обеспечивает понимание воспринимаемых слов. При нарушении его работы человек теряет способность различать, узнавать слова, хотя ощущение звуков у него остается, вследствие чего утрачивается способность и к осмысленной речи. Двигательный центр речи Брока обеспечивает произнесение слов. При разрушении этого центра человек не способен произнести ни одного слова, хотя и понимает слова, которые слышит: у него остается только способность к крику и пению без слов. Работа зрительного центра обеспечивает понимание письменной речи, чтение. При поражении его человек утрачивает способность читать, хотя зрение у него сохраняется, Разумеется, выделение указанных центров в известной мере условно, так как в основе речевой деятельности лежит объединяющая работу этих центров деятельность коры в целом. [3]

 
Нарушение мышления
Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений.[4]
Б.В. Зейгарник выделяет три вида патологии мышления: 1) нарушение операциональной стороны мышления, 2) нарушение личностного компонента мышлении,. 3) нарушение динамики мышления.
1. Нарушение  операциональной стороны мышления подразумевает утрату
возможности больных  с некоторыми формами патологии  психической деятельности использовать мыслительные операции обобщения и абстрагирования. Нарушения операциональной стороны мышления могут быть сведены к двум крайним формам: а) снижению уровня обобщения, б) искажению процесса обобщения.
Снижение уровня обобщения состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах, частные конкретные признаки явлений преобладают над общими. Например, в опыте по методу классификации больной отказывается объединить в одну группу лису и жука, потому что «лиса живет в лесу, а жук летает», т.е. его суждения не определяются общим признаком «животные». Больные объединяют предметы на основе конкретной предметной связи, например, нитка и иголка, тетрадь и карандаш, их включенности в конкретную ситуацию (яйцо, ложка, нож). Классификация предметов по типу конкретно-ситуационных сочетаний выполняется в основном олигофренами, больными с рано начавшимися эпилептическими процессами, больными, перенесшими тяжелые формы энцефалита. При значительном снижении уровня обобщения больным вообще недоступна задача на классификацию: они затрудняются объединять предметы даже по конкретному признаку.
Искажение процесса обобщения является антиподом снижения уровня обобщения. Абстрагирование от конкретных связей выражено у таких больных в чрезвычайно утрированной форме. Выполняя задание на классификацию, они руководствуются чрезмерно общими признаками, неадекватными реальным отношениям между предметами, например, объединяют стол, вилку и лопату по принципу «твердости», автомобиль, ложку и телегу по принципу «движения Предметное содержание предметов и явлений не учитывается. Больные устанавливают связи между любыми предметами, даже если они не адекватны конкретным жизненным фактам. Чаще всего это нарушение мышления встречается у больных шизофренией (галлюцинаторно-параноидная форма) и у психопатов. Подобные больные, живя в мире своих бредовых переживаний, мало интересуются реальной обстановкой и к незначительным, обыденным явлениям пытаются подходить с «теоретических позиций». Например, говоря о шкафе, один такой больной называет его «ограниченной частью пространства».
2. Нарушение  личностного компонента мышления. Изменения в сфере мотивов вызывают утрату целенаправленности мышления, изменение смысла и значения предметов для больных, нарушение регулирующей функции мышления. К таким нарушениям относятся разноплановость мышления, нарушение критичности и саморегуляции.
Разноплановость заключается в том, что суждения больных о каком-либо явлении протекают в разных плоскостях. Свойственна больным шизофренией. Классификацию такие больные выполняют по разным основаниям, объединяя объекты то на основании свойств самих предметов, то на основании личных установок. Например, один больной выделяет группы то на основании обобщенного признака (животные, посуда, мебель), то на основании материала (железные), цвета (картинки окрашены в синий и красный цвета). Другие предметы объединяются на основании моральных и общетеоретических представлений больного. В мышлении больных переплетаются логические суждения, обрывки воспоминаний, личные вкусы и желания..
Нарушение саморегуляции мышления. Это невозможность целенаправленной организации своей мыслительной деятельности. У больных шизофренией (вялотекущая форма) снижается мобилизация внутренних ресурсов для решения задачи и усиливается уход из ситуации затруднения (отказ от дальнейшего решения и стремление оправдать себя или дискредитировать задачу). У них нарушается такой механизм саморегуляции, как способность к смене позиции, отчуждению и объективации своих действий. Так, при определении понятий с инструкцией на понятность другому человеку (чтобы другой человек мог однозначно догадаться, о чем именно идет речь) больные часто не могли представить себя в позиции отгадывающего и адекватно использовать культурный опыт. Определения больных были размытыми, не позволяли догадаться, о каком предмете идет речь. Подобные нарушения саморегуляции связаны с нарушениями мотивационно-потребностной сферы: направленностью на ограничение контактов и сфер деятельности, предпочтением действовать сложившимися, легко актуализирующимися способами, избеганием трудностей и интеллектуального напряжения.
3. Нарушение  динамики мыслительной деятельности. Включает лабильность и инертность мышления.
Лабильность мышления. Заключается в неустойчивости способа выполнения задания. Уровень обобщения у таких больных не снижен, суждения у них адекватны, но они эпизодически сбиваются на путь неправильных, случайных сочетаний. Подобные нарушения мышления проявляются у больных сосудистыми заболеваниями мозга, с черепно-мозговыми травмами, с артериосклерозом головного мозга, у больных маниакально-депрессивным психозом в маниакальной фазе. Колебания умственной деятельности проявляются в чередовании обобщенных и ситуационных решений. Ошибочные решения исправляются или самостоятельно или с помощью экспериментатора.
Инертность мышления. Больные не могут менять избранного способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Подобные нарушения встречаются у больных эпилепсией, при некоторых формах умственной отсталости, иногда у больных с отдаленными последствиями тяжелых травм головного мозга. Интеллектуальные процессы отличаются замедленностью и тугоподвижностью. Даже в тех случаях, когда они могут обобщить материал (выделить основной признак в опыте на классификацию), они допускают ошибочные решения, если им необходимо переключиться на новый способ решения задачи. Изменение условий затрудняет их работу. [1]
Нарушение речи
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. [5]
Среди нарушений формирования речевого сообщения А.Р. Лурия выделяет нарушения синтагматического и парадигматического аппарата формирования речевого сообщения. Распад синтагматических конструкций (нарушения плавной речи) возникает при поражении передних отделов мозга, а нарушения парадигматических конструкций появляются в основном при поражениях задних отделов речевых зон (постцентральных, височных и теменно-затылочных).
1. При нарушениях речи из-за поражения лобных долей мозга (особенно левого полушария). Преимущественно страдает связное, развернутое, синтагматически организованное высказывание. Возможность усвоения и использования парадигматических кодов языка остается относительно сохранной. Спонтанная речь грубо нарушена или отсутствует, несмотря на сохранность исполнительной стороны речи (набора нужных слов и синтаксических структур), поскольку отсутствуют мотивы, замысел и устойчивая программа высказывания, т.е. нарушена регулирующая функция речи. Диалогическая речь грубо расстроена: больные отвечают на вопросы эхолалиями (повторениями слов собеседника), легко повторяют простые слова и короткие фразы. Передавая содержание сюжетной картины или рассказа, ограничиваются перечислением отдельных фрагментов и предметов. Совершенно недоступно устное сочинение на заданную тему.
2. Нарушения  речи при синдроме динамической  афазии. Эти нарушения возникают при поражениях передних отделов речевой зоны левого полушария. В речи этих больных не проявляются ни фонематические, ни артикуляторные, ни морфологические дефекты. Они легко повторяют отдельные звуки и слова, называют изолированные предметы, а также пары и тройки предметов. Письмо, чтение и счет остаются, как правило, сохранными. Центральным симптомом является нарушение спонтанной развернутой (самостоятельной повествовательной) речи. Это нарушение синтагматической организации высказывания. Они безуспешно ищут нужные слова, но не могут построить фразу, т.е. больные с динамической афазией отличаются от больных с лобным синдромом сохранением общей активности. Передавая содержание рассказа или сюжетной картины, больные указывают на отдельные смысловые фрагменты, но не могут перейти к плавнотекущей развернутой речи.
3. Нарушение  предикативной (грамматической) структуры высказывания, т.е. «телеграфный стиль», возникает при некоторых поражениях передних отделов речевых зон коры (нижних отделов премоторной зоны). Это нарушение синтагматической организации высказывания. Общее программирование высказывания, основной мотив и общая исходная мысль потенциально сохранны, больные этой группы способны построить смысловую схему повествования. Они без труда повторяют отдельные слова и называют отдельные предметы, испытывая заметные затруднения при повторении связных предложений: предикативная (глагольная) часть предложения либо опускается, либо заменяется именными частями предложения (существительными).
4. Нарушение  речи при эфферентной моторной  афазии  возникает при поражениях передних отделов речевых зон мозга, включающих зону Брока и передние отделы височной области.
Нарушена синтагматическая организация высказывания. Спонтанная или диалогическая развернутая речь становится невозможной. В отличие от больных с телеграфным стилем больные этой группы могут изолированно повторять относительно сложные синтаксические
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.