Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Художественные особенности романа Генриха Белля

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2013. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 


 

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ГЕНРИХА БЕЛЛЯ 4
1.1 Мировоззрение писателя 4
1.2 Жанровая структура коротких рассказов Генриха Бёлля 9
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА: «ГДЕ ТЫ БЫЛ, АДАМ?» 11
2.1 Проблематика романа  «Где ты был, Адам» 11
2.2 Аморальность войны 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
 

ВВЕДЕНИЕ

Выдающийся писатель Генрих Белль был талантливым творцом в литературе ХХ век и занимает видное место среди классиков немецкой литературы.
Как публицист Генрих Белль выступил с начала 1950-х лет, широкую литературную популярность приобрел его ранний манифест "Верность литературе руин". Белль - мастер прозы, а в особенности воинской, что является основной темой его творчества. В 1972 году творческая деятельность писателя была отмечена вручением нему Нобелевской премии за творчество, в котором соединяется широкий охват действительности с высоким искусством создания характеров и что стала весомым вкладом в возрождения немецкой литературы.
Творчество Генриха Белля исследовали такие известные критики ХХ столетие, как Т.Л. Мотилова, М. Бажан, Л. Гинзбург, Э.А. Кацева, А.А. Гунина, А.В. Карельский; осуществляли переводы: Л.Б. Черная, Н. Португалова, М. Гимпелевич, Л. Лунгина.
Хорошо проанализированным является творческий путь, жизнь писателя. Жанр же воинского романа в творчества Г. Белля является малоисследованным, а морально-этической проблемы в романе "Где ты был, Адам?" - не достаточно изученными. В этом и состоит актуальность работы.
Объектом работы является роман Генриха Белля "Где ты был, Адам? ".
Предметом исследования является художественные особенности изложения понятия нравственно-эстетичных проблем в романе.
В данной работе мы ставим  цель исследовать и проанализировать художественные особенности романа Генриха Белля "Где ты был, Адам ".
Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи:
1.охарактеризовать мировоззрение писателя;
2. определить жанровую структуру коротких рассказов Генриха Бёлля;
3. рассмотреть проблематика романа " Где ты был, Адам ";
4. выявить аморальность войны, как основную проблему романа.
 

ГЛАВА 1. МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ГЕНРИХА БЕЛЛЯ

1.1 Мировоззрение писателя

 
Генрих Белль (1917 - 1985) - выдающийся и талантливый немецкий прозаик и новеллист второй половины ХХ столетие. Генрих Теодор Бёлль родился в Кельне, одном из самых крупных городов Рейнской долины.
Служил Г. Белль на Восточном и Западном фронтах, несколько раз был раненный и пленен. По возвращении к своему родному городу учился в университете, а в 1949 году вышла его первая книга "Поезд пришел своевременно", которая получила положительный отклик у критиков. Дале вышли "Где ты был, Адам?" (1951), а также некоторые новеллы в сборнике "Путешественнику, если ты прейдешь в Спас...?" (1949), посвященные послевоенному времени. Их герои - солдаты, которые стараются убежать от страха войны, но умирают. В сложном сплетении сюжета Белль дает эстетичную оценку гуманизма и варварству.
В ранних произведениях писателя было четко видно желание победить главного недруга человечества - войну. Начиная из романа "И не сказал ни единого слова", Белль обращается к действительности. И все же таки нет ни одного произведения, в котором он не обратился в тему войны. Почти всех своих героев Г. Белль изображает несчастливыми, так как он не может видеть счастливых людей в той действительности, в которой он жил. А чтобы объяснить это, художник постоянно обращается к минувшему, к войне.
Секрет популярности Белля как художника, по словам С.В. Рожновского складывается именно в искренней причастности к тому, что волнует миллионы людей. Его творчество по всей сути глубоко демократическое и это свойство выраженная у него в умении не только передавать, но и разделять заветные, затаенные думы и чувство своих героев [10, 6].
Ранние рассказы Белля по характеру схожи с рассказами многих немецких авторов конца 1940-х годов; они представляют собой подобные, беспощадно реалистические портреты "маленьким людей", которые живут в руинах разбомбленных городов.
Отойдя в своем первом романе "Бильярд в половине десятого " ("Bіllіard um halbzehn", 1959) от манеры Trummer lіteratur ("литературы руин"), Белль рассказывает о семье известных кельнских архитекторов. Хотя действие романа ограниченная всего одним днем, благодаря реминисценциям и отступлениям в романе рассказывается о трех поколения - панорама романа охватывает период от последних лет правления кайзера Вильгельма к процветающей "новой" Германии 50-х гг.
В 60-е г., отмечает Л. О Копелев, достижения Белля становятся композиционно еще более сложными. Действие повести "Глазами клоуна" ("Ansіchten eіnes Clowns", 1963) происходит также на протяжении одного дня; в центре рассказа находится парень, который говорит по телефону, и от лица которого ведется рассказ; герой призван играть роль шута, лишь бы только не подчиниться лицемерию послевоенного общества [5,10].
Более объемный и намного более сложный сравнительно с предшествующими достижениями роман "Групповой портрет с дамой" ("Gruppenbіld mіt Dame", 1971), написанный в форме репортажа, который состоит из интервью и документов про Лене Пфейффере, благодаря чему раскрываются судьбы еще шестидесяти чоловек.
Первые его романы - "Поезд пришел своевременно" (Der Zug war p  nktlіch, 1949), "Где ты был, Адам?" (Wo warst du, Adam?, 1951), "И не сказал ни единого слова" (Und sagte keіn eіnzіges Wort, 1954) - звучат страстным обвинением ужасам и хаосу войны. Если Белль отошел от темы войны и выживание, манера его написания изменилась. В книге "Бильярд в половине десятого " (Bіllіard um Halbzehn, 1959) Белль использует сложные повествовательные приемы, сжимая в один-единый день весь опыт трех поколений зажиточной немецкой семьи. В романе "Глазами клоуна" (Ansіchten eіnes Clowns, 1963) раскрывается манера поведения католического истеблишмента [5, 11], "Групповой портрет с дамой" (Gruppenbіld mіt Dame, 1971), самый объемный и наиболее новаторский роман Белля, представленный в форме подробного бюрократического отчета, где около шестидесяти мужчин характеризуют какую-то персону, создавая тем самым мозаичную панораму немецкой жизни после первой мировой войны.
Вместе с тем Генрих Белль - самобытный художник, который вступил в литературу с своей ярко выраженной манерой и сформированным стилем. Прозу Белля, ни при каких условиях нельзя  спутать с прозой любого другого писателя. Его образы можно легко вообразить зрительно. Перед читателем проходят одна за одной картины насыщенные бушующей жизнью.
Также, в его романах отсутствуют и прямые авторские обобщения. Вместо них писатель использует литературный прием "символизации".
Случайность совсем исключена из творчества писателя, хотя трагизм в них присутствует. Место случайности в мире Белля занимает непредвиденное.
Генрих Белль - как и все лучшие писатели послевоенного поколения, работающие в Западной Германии, - посвятил свое творчество развенчанию немецкого милитаризма. Ненависть к войне - чувство, которое одухотворяет его. Если в 1945 году тридцатилетний Белль выступил с первыми своими рассказами и если после того через четырех года, появился первый его роман "Где ты был, Адам?", - казалось, что фронтовые воспоминания неотступно преследуют молодого прозаика, воинская тема безраздельно завладела ним.
В своих романах Генрих Белль выносит приговор кровавому фашистскому периоду и вместе с тем развенчивает года, которые было перед приходом к власти Гитлера: эгоизм, безработица, полицейские бесчинства, какими Германия была представлена в конце 20-х - в начале 30-х лет.
Следствия войны, как показывает Белль, - это не только смерть одних людей и увечья других, не только разрушение других мост, потеря материальных ценностей. От войны пострадали и те, кто даже не был на фронте: она оставила свой след в многих пустых душах. Об этих душах, морально прибитых, внутренне искалеченных, Белль пишет с чрезвычайной силой художнической страсти. Это его собственный, особый аспект борьбы с войной. Писатель скорбит вместе с жертвами войны и беспощадный, в каждой новой книге, все большее к ее виновникам.
Про Белля часто говорят: "Генрих Белль - певец маленького человека" [4, 5]. Так, действительно, в романах и повестях немецкого писателя действуют не исторические герои. Его персонажи - люди простых профессий, однообразной жизни. Это так как писатель верит в естественную доброту человека. Он не редко пишет о людях морально придавленных, он любит чистые, добрые души. Так называемый "маленький человек", обездолена войной, оказалась обездоленной и в послевоенное время. Ее крохотные радость призрачные, ее одинокость безмерная, и окружают ее общая мелочность и равнодушие. И потому, читая его произведения, в которых писатель так точно и поняло рассказывает о жизни "маленьким людей", их характеры, что они становятся большими людьми, которых нельзя  назвать "маленькими".
Так, например, рассказы писателя про послевоенную западнонемецкую жизнь составляют как бы продолжение биографии любимого персонажа его "военных" рассказов. Мы видим вчерашнего "мальчика", то в роли мелкого спекулянта на "черном рынке", то рабочего по налогам за собак, то в роли шофера и т.д.
Нет, Белль - не певец "маленького человека". Скорее Белль -писатель, который обвиняет те условия, которые подавляют, утаптывают в грязь честь "простого человека", толкают ее на путь войны ради корыстной цели...
Исходным переживанием для него как для писателя был распад буржуазного общества. Ведь и экономический кризис на рубеже тридцатых лет, и торжество фашизма, и война были результатом этого распада.
Белль считал, что писатели его поколения смело чему могут научиться у тех прославленных мастеров, которые были в эмиграции и не возвратились в Германию после войны.
С другой стороны, западнонемецкие критики любят повторять, что Генрих Белль правоверный католик, что религиозность определяет и колорит его романов, и их идейное направление. Действительно, персонажи его романов нередко обращаются к Богу, как к символу нерушимой справедливости и моральной чистоты. Бог для Белля - своего рода норматив, который показывает насколько отклонилось общество от верного курса.
Однако сказать, что главная тема Белля - религия, значит не только ничего не понять в его творчества, но и просто фальсифицировать его. И это у художника очень доброе проявляется в том, как он разоблачает католическую церковь.
Белль - откровенно политический писатель, той самой мерой и в том же содержании, в котором он - писатель откровенно социальный. А социально-политические взгляды в Белля положенные и распределенные с графической точностью и четкостью. Например, Грец, убийцы матери, - законченный тип фашиста-мещанина из "Бильярда в половине десятого ". Талантливый писатель настолько точно и ярко описывает каждую деталь характера, что сам читатель начинает или любить, или ненавидеть того ли другого персонажа.
Художник умеет с большой изобразительной силой воссоздать материальную обстановку, мир вещей, которые окружают его героев. Интерьер, пейзаж в его романе имеют яркую психологическую окраску, которая возникает перед нами чувствительно и зримо именно потому, что писателю удается донести до читателей чувство и переживание персонажей, связанные с теми или другим вещами, которые возникают в той или иной обстановке.
Итак, суть всех его романов и повестей, главную идею которых составляют доброта и гуманность, глубоко выстраданные, а не показное сочувствие к людям, желание, чтобы они были счастливые, чтобы скорее избавились от всего того, что накопилось за длинные годы.

1.2 Жанровая структура коротких рассказов Генриха Бёлля

 
Путь Генриха Бёлля (1917-1985) как художника-реалиста начинается в конце 1940-х годов с жанра короткого рассказа (Kurzgeschichte), в границах которого формируется система ценностных ориентиров и в равной мере закладывается основание проблематики всего творчества писателя как наиболее показательного явления немецкой послевоенной литературы.
Короткие рассказы, которых у художника насчитываются сотни, составляют значительную часть его творческого наследия. Обращение Бёлля к малой эпической форме Kurzgeschichte вызвано рядом причин. Именно в переломный период конца 1940-50-х годов короткий рассказ, первоначально похожий «на бытовые зарисовки», активизировался в литературной жизни Германии, оказавшись созвучным идейным запросам послевоенного поколения. Действительность требовала лаконичной и мобильной формы повествования, читательская аудитория ждала появления нового варианта жанра, способного в небольших размерах оперативно отразить наметившиеся переме-ны, выразить «новые жизнеотношения»,- отмечает В.Б. Шкловский [5, 87].
Кроме этого, процесс активизации данного жанра в немецкой литературе послевоенных лет был подготовлен социальными причинами, ведущей из которых стал качественно иной подход к личности, «художественное воплощение особой, специфической концепции человека в его отношении к миру». В послевоенные годы короткая форма стала наиболее предпочтительной для художественного осмысления фронтовой драмы и для выражения идейно-психологических настроений, волновавших немецкую нацию. Так, в 1940-60-е годы важной в социальном плане темой явилось изображение повседневности, серости будней, обращение к которым было обусловлено стремлением правдиво запечатлеть всю гамму переживаний человека, бесперспективность и зыбкость его бытия. Подобная тенденция в развитии немецкого короткого рассказа свидетельствует, на наш взгляд, о непростой культурно-исторической ситуации середины XX века, когда Kurzgeschichte явился жанром, способным необычайно тонко выразить трагизм духа, противоречивость социального бытия эпохи. Бёлль не раз акцентировал, что предпочитает работать с коротким рассказом, а не романом6, называя первый «самой прекрасной из всех прозаических форм», потому что для каждого малого текста характерны свои художественные законы: «… эта форма, короткий рассказ, моя самая любимая»,- пишет сам Г. Белль [3, 60].
Бёлль модифицирует короткий рассказ, придает ему новые черты, которые оформились уже в традицию малой прозаической формы послевоенной литературы: событийную концентрацию, ограниченный круг персонажей, глубокую разработку психологической коллизии, сатирическое изображение действительности, превосходный повествовательный стиль и др. Учитывая эти особенности, к короткому рассказу обращаются писатели послевоенного поколения, такие, как 3. Ленц, К. Вольф, Й. Рединг, А. Цвейг, М. Вальзер, А. Андерш, С. Хермлин, А. Зегерс, Э. Ланггэссер, Г. Бендер. Им удается вложить новое эмоциональное содержание в свои произведения и тем самым значительно обогатить жанровую систему Kurzgeschichte.
 

ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА: «ГДЕ ТЫ БЫЛ, АДАМ?»

2.1 Проблематика романа " Где ты был, Адам "

Успех Г. Беллю принес первый его роман «Где ты был, Адам?» (1951), повествующий о судьбах фронтовиков на исходе войны. Солдат Файнхальс, бывший архитектор, участвует в восстановлении стратегически важного моста. Мост восстановлен и тут же взорван, так как им может теперь воспользоваться противник. Файнхальсу рукой подать до своего дома, откуда он ушел много лет назад. Один из последних выстрелов, произведенных германскими орудиями, застигает его на пороге отчего крова. Погибает в концлагере его возлюбленная. Ее расстреляет комендант концлагеря, помешанный на вокальном искусстве и создавший лагерный хор из своих жертв. Услышав в ее пении истинную веру в Бога и в человека, жалкий регент-комендант не выдержал и выстрелил в упор.
Гибнут врачи из полевого госпиталя, готовые сдаться в плен. Гибнут солдаты, выполняя садистские приказы своих офицеров. Гибнут офицеры, которым не помогает даже симуляция безумия.
Смысл названия романа расшифрован в эпиграфе:
- Где ты был, Адам?
- В окопах, Господи, на войне...[2, 5]
Структура романа довольно необычна: действие происходит на протяжении 44-45 годов на оккупированной (и постепенно оставляемой) немцами территории -- в тексте много разных городов и поселений, да и промежуток времени приличный. И это у Бёлля, действие романов которого обычно занимает один -- много несколько -- дней и происходит почти всегда в одном городе.
Роман состоит из нескольких новелл, объединенных между собою "героями, которые возвращаются" (это явление, как и "утраченное поколение", было рождено войной, только этого раз лишь в самой Германии). Перед читателем проходят разные образы, разные характеры: врач Шмиц и фельдфебель Динайдер, что не отступили вместе с армией, а остались вместе с раненными; кабатчик Финк, который всюду таскал за собою чемодан с вином; доктор Грек, который страдает тяжелым колитом; Файнгальс, что полюбил еврейку, - все они не похожие один на одного, но всех их объединяет одна судьба: они обречены. И гуманизм Белля состоит в том, что он видит в этих людях не просто безличную массу, которая бездумно выполняет приказы. Он различает в ней человеческие индивидуальности - не наилучшие, а "маленькие", серые, никчемные, подчиненные чужой вол, тем не менее достойные сочувствия. Ведь они не всегда были солдатами на этой позорной войне.
- Ваша фамилия Файнхальс?   
- Так точно.   
- До войны были архитектором и умеете чертить?   
- Так точно [2, 8].
Они хотят жить, любить, но уже дают себе отчет в своей обреченности и не совершают ни единого сопротивления.
Первые главы даже несколько сбивают с толку: слишком много персонажей. Собственно, в каждой главке есть свой более ли менее центральный персонаж -- если так можно сказать, потому что Бёлль, как обычно, очень и очень безличен, сух и объективен. Никакой «красоты в глазах смотрящего», никакого подыгрывания персонажам: они ведут себя мерзко, страдают больным желудком и в конечном итоге предпочитают смерть любви. Картина романа начинает вырисовываться постепенно: все эти действующие лица так или иначе -- в основном по касательной -- пересекаются с одним из героев. Ничем не примечательным человеком, не в смысле, «серой массой», а в смысле, что его судьбу и эти случаи пересечения нельзя назвать чем-то сильно отличающимися от остальных. Один из многих, кого закатала эта война.
«…Обер-лейтенант, появившийся на пороге одного из домиков, и не подумал обходить строй. Он просто подошел к ним, остановился, и солдаты увидели, что у него был один-единственный орден, даже не орден - так, пустячная медаль - штампованный кружок из вороненой жести, свидетельство о том, что его обладателю посчастливилось пролить кровь за отечество…» [2, 13].
И сначала непонятно, чем связаны все эти маленькие и средние люди, встречающиеся в романе -- учительница-еврейка, пожилой врач, оставшийся с раненными, начальник концлагеря, помешанный на хоровом пении, буфетчик из госпиталя, средней руки архитектор... Общее осознается где-то посередине.
Смерть неизбежна, валар моргулис, вот что объединяет их всех. На то и война, скажете вы. А вот нет. Тут вернее другой подход: человек не просто смертен, но еще и внезапно смертен. Они не в бою погибли, идя с автоматами на вражеские окопы. Они вовсе даже не собирались умирать, и, сложись ситуация чуть по-другому, могли бы выжить. Так что эти смерти действительно случайные.
Кажется, в этом и есть смысл. Дело не в том, что война приносит за собой смерть для солдат, непосредственно участвующих в боевых действиях. Война приносит за собой множество случайных смертей людей, которые никому бы и так не причинили вреда. Чьи смерти совершенно ничего не прибавят и не убавят ни к расстановке сил, ни к энтропии этой вселенной.
«Люди вылезали из фургона и строились на лагерном плацу. Фильскайт про себя пересчитывал их. Здесь были мужчины, женщины, дети, - люди разного возраста, по-разному одетые, совершенно непохожие друг на друга. «Шестьдесят один человек», - отметил Фильскайт. Из фургона больше никто не показывался - стало быть, шесть человек умерло» [2, 28].
Разумеется, поскольку это Бёлль, ничего слезовыжимательного там нет. Четко, сухо и по делу. И даже в итоге почему-то не остается должного негативного впечатления. Может, потому, что именно жизнь, до последней ее минуты, выписана так ярко и четко, что в сам момент смерти персонажа и не очень-то верится. И нет ничего проще, чем дальше продумать его линию, представить, как бы он жил, не будь этого момента.
Война 1941 через призму восприятия людей, ее прошедших. Людей, которые не всегда понимали за что или кого они воют и умирают. Людей, которые кем-то были раньше... а теперь в одинаковой форме, плечем к плечу в одном окопе. Стирание личностей, профессий, чувств - единственное, что сейчас нужно это стрелять и не важно в своих или чужих.   
Война вскрывает низшие человеческие страхи, превращает их в зверей, комплексы рождают чрезмерную жестокость. Чувство безысходности, близкой смерти...
"...Он быстро пополз к крыльцу, услышал приближающийся свист седьмого снаряда и закричал в смертной тоске. Он кричал несколько секунд, ощутил вдруг, что умирать вовсе не так уж просто, громко кричал, пока снаряд не настиг его и, мертвым, бросил на порог родного дома. Древко флага переломилось, белое полотнище упало на Файнхальса и укрыло его" [2, 56].
В пятой главе идёт мысленный монолог одного немецкого солдата. Он не думает о Гитлере или о чём-то подобном. Он полюбил. Причем полюбил еврейку. Этот внутренний монолог о любви, о войне и о смерти.  
«... в сущности говоря, человека ни к чему не принудишь, человека можно лишь уничтожить, смерть - вот единственное насилие, которое можно по-настоящему над ним учинить. Человека не принудишь остаться в живых, не заставишь полюбить; по-настоящему властна над ним одна только смерть" [2, 68]
Конечно же в своих мыслях он перебирает варианты, где он может её найти, казнит себя за то, что не взял её адреса и не оставил своего... "Всё это относится к тем бесполезным, бессмысленным вещам, которые делаешь для очистки совести, чтобы дать провидения ещё одну возможность исправить непоправимое... Но считается, что это необходимо было сделать, что это - единственная надежда. А поверишь в это, допустишь хоть на миг, что всё это действительно поправимо, - и конец. Весь век будешь ждать, искать - жить одной лишь призрачной надеждой. И надежда эта страшней всего!" [2, 87].
Может быть, думается, он бы её дождался, но автор разбивает надежды. В пивную, где он её ждёт, входят немецкие офицеры. Он солдат и ему приходится уезжать с офицерами на фронт. "Этим людям надо повиноваться, ибо в их руках единственное настоящее средство принуждения. Это - хозяева смерти; она послушно ждёт их приказаний. Но смерть - конец всему, всем делам и надеждам... Эти люди в стальных касках повелевали смертью, она таилась в дулах их пистолетов, смотрела их тяжёлым взглядом. Если они сами не захотят тут же спустить её с цепи, то за их спиной тысячи других таких же хозяев смерти с виселицами, автоматами, которые только того и ждут, чтобы дать ей работу." [2, 99]
Бёлль был убежден, что ответственность за преступления нацизма и за военную катастрофу, постигшую страну, лежит не только нз тех, кого судили в Нюрнберге, но и на миллионах немцев, которые шли за нацистами или им повиновались. Именно этот мотив коллективной вины и ответственности определяет структуру романа «Где ты был, Адам?». В нем нет композиционной стройности, слаженности, которой отмечены лучшие крупные вещи Бёлля,- туг скорее серия разрозненных военных сцен. Но в сюжетной разбросанности романа есть и свой смысл, возможно, и свой умысел. Наперекор лживой идейке «фронтового товарищества», которая насаждалась в течение десятилетий немецкой националистической литературой, Бёлль показал вермахт как сборище людей, чужих и равнодушных друг к другу.

2.2 Аморальность войны

 
Роман «Где ты был, Адам» пронизан послевоенной темой, каждый из девяти эпизодов романа варьирует две главные, мысли Белля, характеристики гитлеровской захватнической войны -- ее бесчеловечность и ее бессмысленность. «Всюду, где ступит война, поднимается бессмысленный шум» [2, 174]. Принципиально важна здесь бёллевская концепция «бессмысленности». Писатель понимает под этим не только бессмысленность -- с общечеловеческой точки зрения -- разрушений и убийств, совершаемых на войне; он заостряет это понятие против всех попыток задним числом придать некий «высший» смысл гитлеровскому «походу на Восток», будь то «освобождение» русских от «большевизма», интересы нации «фатерланда» или даже просто «героизм на потерянном посту». Ни в одном из девяти тщательно вычерченных эпизодов войны не находится места для геройской, «возвышенной» смерти на фронте; бёллевскил героев, напротив, смерть настигает в подчеркнуто прозаических ситуациях, она всегда омерзительна и жалка, не овеяна никакими высокими образами.
Столь же безжалостен Белль и в обрисовке самих участников этой войны. Перед читателем проходит целая галерея фашистских вояк-- самых разных рангов армейской иерархии, -- и писатель не находя среди них ни пресловутого «фронтового товарищества», ни осознанного героизма. Все они -- или усталые, равнодушные мишени, пушечное мясо, или циничные убийцы, «управляющие смерти». Они ругают войну только потому, что они ее проигрывают, теперь им все серьезней приходится опасаться за собственную шкуру. Всем строем своего романа, начиная с названия и эпиграфа, Белль отвергает какую бы то ни было возможность оправдания для этих людей и этой войны. «Все девятьсот девяносто девять человек - по триста тридцать три с каждой стороны незамкнутого каре - испытывали под его взглядом странное чувство: какую-то смесь жалости, тоски, страха и затаенного гнева. Гнев вызывала эта война, которая тянется слишком уж долго, так долго, что генералы просто права не имеют расхаживать без высшего ордена на шее» [2, 69].
Белль еще не касается в этих произведениях предыстории войны, истоков фашизма: он только показывает результаты, человеческие души, пораженные фашистской чумой, и не оставляет им никаких путей для самообольщения.
Генрих Белль осуждает в романе войну за то, что она так неверно определила судьбу людей, которые пережило две мировых войны, которые промелькнули в периоде из 1907 до 1958 лет упомянутых разными персонажами произведения.
Время от времени люди не могли даже поверить в то, что война и в самом деле закончилась:
" Ты сидел в отца на руках, и отец говорил:
- Война кончилась.
- Мнет все еще не верится!" [2, 140].
"Плитка шоколада стоила триллион, потом конфета стоила два триллиона, пушка стоила столько же, сколько яблоко, цены все росли, а потом у людей не осталось ни гроша, чтобы купит самый дешевый кусок мыла" [2, 140].
Этой цитатой можно определить также и то, в каком затруднительном положении были к тому времени люди и как тяжело было терпеть послевоенную пору.
Итак, можно сделать вывод, что осуждение тогдашнего режима, выражение разнообразных проблем и служит основой романа. Но главное, что осуждает писатель-гуманист, - это преступность, аморальность, античеловечность войн.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
Выдающийся писатель своей поры, талантливый художник в области военной прозы Генрих Белль занимает значительное место в немецкой литературе. Автор прекрасных рассказов и романов, написанных с большой душой и уважением к другим поколениям, стремился к справедливости. Написав свои произведения, Белль сделал немалый взнос в немецкую литературу.
В результате проведенного исследования художественных особенностей романа Генриха Белля "Где ты был, Адам? " сделаны выводы:
На протяжении своего творческого пути писатель старался донести  чувство, переживание и сочувствие, выраженные в его повестях и романах, в которых мы можем проследить ряд явлений, которые он перенес через свою сознательную жизнь. Таким образом, можно определить, что герои его произведений говорят его собственными, а не выдуманными, мыслями.
Роман "Где ты был, Адам?" играет важную роль в творчества писателя. Проблематика произведения составляет собой ряд морально-этических, социальных, а также и религиозных вопросов, которые дают возможность почерпнуть опыт минувших поколений. В романе показаны те демократические расположения духа писателя, которые он старался донести нашему поколению.
Роман Белля " Где ты был, Адам? " является морально-этическим и потому писатель использовал при написании произведения средства раскрытия морально-этического поведения персонажей: разнообразные психологические характеристики, внутренние раздумья и монологи, которые изображалось для раскрытия внутреннего состояния и переживания того ли иного героя.
Манера написания произведения - это внутренние монологи героев, которые пересекаются с диалогами. Благодаря мастерскому выражению описанного, читатель может чудесно понять, а также вообразить себе душевное состояние любого из героев и состояния окружающей среды страны.
Роман Генриха Белля " Где ты был, Адам? " сыграет важную роль в немецкой литературе ХХ столетия. Его мировую значимость отмечали разные литературоведы и критики мировой литературы.
Итак, вообще творчество писателя - это заявление современникам, предупреждение, что живут они как-то не так, а как - этого писатель-гуманист не говорит, так как общество само должно выбирать свой путь.
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
    Бёлль Г. Бильярд в половине десятого / Пер. с нем. Л. Черной; Л. Черной; - М.: Мир, 1965. - 301 с.
    Белль Г. Где ты был Адам? / Пер. с нем. М. Гимпелевич, Н. Португалова; Предисл. Л.Б. Черной. - М.: Госиздат. худож. литературы, 1963. - 247 с.
    Габитова P.M. Человек и общество в немецком экзистенциализме.- М.: Наука, 1972,- 222 с
    Затонський Д. История немецкой литературы: Вместо вступления // Окно в свет. - 1999. - №1. - С. 3 - 7.
    История зарубежной литературы ХХ века, 1917 - 1945: Учебник для филол. спец. ун -тов / Л.Г. Андреев, С.В. Рожновский, А.А. Федоров и др.; Под. ред. Л. Г. Андреева. - 2-е изд. испр. - М.: Высш. Школа, 1980. - 392 с.
    Копелев Л. О Генрихе Белле: Творч. портр. Западногерм. писателя// Иностр. лит. - 1988. - №12. - С. 218 - 225.
    Курс лекций по по истории зарубежной литературы ХХ века. Под. ред. М. Е. Елизаровой и Н.П. Михальской. Учебник для студ. гуманитарных ф-тов пединститутов. - М.: Высш. школа, 1965. - 804 с.
    Мотылёва Т. Беспощадная память: Заметки о романах Г. Белля // Знамя. - 1987. - Кн. 6. - С. 221 - 225.
    Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900-1945,- М.: Наука, 1982.- 279 с.
    Рожновский С.В. Генрих Бёлль. - М.: Высш. школа, 1965. - 103 с.
 

 



и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.