Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Функциональные стили современного русского литературного языка

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение
1. Понятие стиля……………………………………………………………………....................4
2. Научный стиль………………………………………………………………………………...5
3. Публицистический стиль и его  подстили……………………………………………………8
4. Разговорный стиль…………………………………………………………………………….9 5. Официально-деловой стиль…………………………………………………………………11
6. Взаимодействие функциональных  стилей…………………………………………………12
Выводы
Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Понятие «речевая культура» или «культура речи»  включает в себя две ступени освоения литературного языка: 1) правильность речи и 2) речевое мастерство.
Правильность речи –  это соблюдение норм устного и  письменного литературного языка (норм произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.).
Речевое мастерство в отличие от правильности речи – это не только следование нормам литературного языка, но и умение выбирать из сосуществующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически уместный, выразительный, доходчивый и т.п.
Речевая культура является неотъемлемой частью общей культуры человека. Для таможенника владение культурой речи становится необходимым профессиональным качеством, так как язык выступает в качестве орудия его профессиональной деятельности: все правовые нормы фиксируются в формах языка, таможенные документы также имеют языковую форму. Таможенник ежедневно сталкивается с людьми разных профессий и с разным уровнем знания культуры и языка и поэтому ему необходимо знать и правильно применять нормы русского языка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Понятие стиля
 
 
 
В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются  своеобразные разновидности единого  литературного языка – функциональные стили.
 
Слово «стиль» (от греч.  stylus – стержень для письма на восковых дощечках) приобрело в дальнейшем значение «почерк», а позднее стало означать манеру, способ, особенности речи.
 
Стили языка получили название функциональных потому, что они выполняют важнейшие  функции, являясь средством общения, сообщения определённой информации и воздействия на слушателя или читателя.
 
Язык полуфункционален – он выполняет, как уже говорилось, несколько  функций, формирующих основные разновидности  языка. Используя эти стили, язык оказывается способным выразить сложную научную мысль, глубокую философскую мудрость, точно и строго сформулировать законы, превратиться в поэтические строфы или отобразить в эпопее многоплановую жизнь народа. Функции и функциональные стили обусловливают стилистическую гибкость языка, многообразные возможности выражения мысли.
 
Функция языка формирует стиль, определяя ту или иную манеру изложения  – точную, объективную, конкретно-изобразительную, информативно-деловую. В соответствии с этим каждый функциональный стиль выбирает из литературного языка те слова и выражения, те формы и конструкции, которые могут наилучшим образом выполнить внутреннюю задачу данного стиля.
 
Функциональные стили являются исторически сложившимися и социально  осознанными системами речевых  средств, которые используются в той или иной сфере общения и соотносятся с той или иной сферой профессиональной деятельности.
 
Современному русскому литературному  языку присущи книжные функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, которые используются преимущественно в письменной форме речи, - и разговорный, применяющийся главным образом в устной форме речи.
 
Многие учёные в качестве функционального  стиля выделяют ещё и художественный (художественно-беллетристический), т.е. язык художественной литературы. Однако эта точка зрения вызывает справедливые выражения: писатели в своих произведениях используют всё разнообразие языковых средств, поэтому художественная речь не представляет собой систему однородных языковых явлений – напротив, она лишена какой бы то ни было стилистической замкнутости, её специфика зависит от особенностей индивидуально-авторских стилей. По мнению В.В.Виноградова, «понятие стиля в применении к языку художественной литературы наполняется иным содержанием, чем, например, в отношении стилей делового или канцелярского и даже стилей публицистического и научного. Язык художественной литературы не вполне соотносителен с другими стилями, типами или разновидностями книжно-литературной и народно-разговорной речи. Он использует их, включает их в себя, но в своеобразных комбинациях и в функционально преобразованном виде».
 
Стили литературного языка чаще всего сопоставляются на основе анализа  их лексического состава, так как  именно в лексике заметнее всего  проявляется их различие.
 
Закреплённость слов за определённым стилем речи объясняется тем, что лексическое значение многих слов помимо предметно-логического содержания имеет и эмоционально-стилистическую окраску. Например, слова: мать, мама, мамочка, мамуля, ма; отец, папа, папочка, папуля, па – имеют одно и то же значение, но различаются стилистически, поэтому используются в разных стилях: мать, отец – преимущественно слова официально-делового, остальные слова – разговорно-обиходного стиля.
 
Синонимы: врун-лжец, плакаться-сетовать, нехватка-дефицит, большущий-гигантский – отличаются  друг от друга по стилистической окраске: первые слова каждой пары употребляются в разговорно-обиходной, а вторые – в научно-популярной, публицистической, официально-деловой речи.
 
Помимо понятия и стилистической окраски каждое слово способно выражать чувства, а также оценку различных явлений действительности.
 
В зависимости от эмоционально-экспрессивной  оценки слово употребляется в  различных стилях речи. Эмоционально-экспрессивная  лексика наиболее полно представлена в разговорно-обиходной речи, которая отличается живостью и меткостью изложения. Характерны экспрессивно окрашенные слова и для публицистического стиля. Однако в научном и официально-деловом стилях речи эмоционально окрашенные слова, как правило, неуместны. В разговорной речи употребляется преимущественно разговорная лексика, которая не нарушает общепринятых норм литературной речи. Однако ей свойственна известная свобода. Например, слова шнурки, качан, ласты вместо родители, голова, ноги вполне допустимы в разговорной речи, но неуместны при официально-деловом общении.
 
Разговорные слова противопоставлены  книжной лексике.
 
Обычно тот или иной функциональный стиль характеризуется определёнными  специфическими особенностями, которые, в свою очередь, создаются и набором определённых языковых единиц, и специфичной речевой системностью данного стиля.
 
Каждый функциональный стиль представляет собой сложную систему, которая  охватывает все языковые уровни: произношение слов, морфологические средства, лексико-фразеологический состав речи и синтаксические конструкции.
 
Рассмотрим функциональные стили  русского языка более подробно.
 
 
 
 
 
2. Научный стиль
 
 
Научный стиль принадлежит к  числу книжных стилей литературного  языка, которым присущ ряд общих  условий функционирования и языковых особенностей:
 
    предварительное обдумывание высказывания
 
     монологический характер
 
     строгий отбор языковых средств
 
     нормированность речи
 
Научный стиль имеет ряд общих  черт, проявляющихся независимо от характера самих наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанров высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т.д.), что позволяет говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по философии, филологии или истории.
 
Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного общения. Научный стиль характеризуется  логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к сжатости, точности, однозначности выражения при сохранении насыщенности содержания.
 
Нередко научный  стиль называют «сухим», лишённым элементов  эмоциональности и образности. Однако зачастую в научных работах, в  частности полемических, используются эмоционально-экспрессивные и изобразительные средства языка, которые заметно выделяются на фоне чисто научного изложения и придают научной прозе дополнительную убедительность. Например, отрывок из научной работы известного хирурга середины XIX в. Н.И. Пирогова: «Подобно каллиграфу, который разрисовывает по бумаге сложные фигуры одним и тем же росчерком пера, умелый оператор может придать разрезу самую различную форму, величину и глубину одним и тем же взмахом ножа…»
История развития научного стиля
 
 
 
Возникновение и развитие научного стиля связано  с развитием разных областей научного знания, разных сфер человеческой деятельности. На первых порах стиль научного изложения  был близок к стилю художественного  повествования – его отделение произошло в александрийский период, когда в греческом языке начала формироваться строгая научная терминология, впоследствии дополненная терминами на латинском языке, ставшем интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания. Образцом научного языка можно считать строгое логическое изложение Ньютона.
 
В России научный  язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII в., когда  стала создаваться русская научная терминология. Научные труды М.В. Ломоносова и его учеников ускорили формирование научного стиля, а окончательно он сложился во второй половине XIX в. – в период научной деятельности крупнейших учёных этого времени.
 
 
Функции научного стиля
 
 
Основная функция научного стиля  – не только передача логической информации, но и доказательство её истинности, а часто – новизны и ценности.
 
Вторичная функция научного стиля, связанная с его основной функцией, - активизация логического мышления читателя (слушателя).
 
Основная функция научного стиля  обусловила его основные отличительные  признаки. В зависимости от «чистоты»  их проявления научный стиль делится  на три основные разновидности –  три подстиля: собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный (близкий к художественному и публицистическому стилям). В литературе подстили нередко именуются стилями.
 
Научный стиль обслуживает отечественную  научную и научно-педагогическую сферу, а также становится важным фактором международного научного общения.
Лексика
 
 
 
Важнейшим компонентом лексики  являются  термины, т.е. слова или  словосочетания, обозначающие логически  сформулированные понятия и тем  самым несущие логическую информацию большого объёма.
 
Большую роль играют интернационализмы, которые «заполняют» почти на 50%  некоторые научные тексты. Приведём примеры интернационализмов: агитировать, ретроспективно, спидометр, пуризм, препарировать, контейнер, конструкция и др.
 
Другим важным компонентом лексики  собственно-научного подстиля является общенаучная лексика.
 
Как упоминается  в частном словаре общенаучной  лексики (изд-во МГУ, 1970), наиболее употребительными словами в шести разновидностях научного подстиля (математической, физической, химической, биологической, медицинской, геолого-географической) являются следующие слова: число, система, функция, точка, уравнение, случай, один, значение, другой, элемент, можно, процесс, множество, часть, время, вещество, величина, только, плоскость, получить, различный, определить, вода, равный и др. Одной из особенностей употребления общенаучных слов является их многократное повторение в научном тексте.
 
Повторение  одних и тех же слов в художественной речи считается дефектом, но в научной  речи – это закономерность, стилевая примета.
 
В научном  стиле используется и абстрактная лексика. Абстрактная лексика включает в себя много абстрактных существительных, например: фактор, развитие, творчество, самосознание, осмысление, движение, выражение, длительность, интенсивность, течение и др.
 
Морфология
 
 
Яркая отличительная  черта собственно-научного подстиля – преобладание имён существительных. В научном тексте существительных в среднем почти в четыре раза больше, чем глаголов.
 
Употребление глагола в собственно научном подстиле имеет свои особенности: круг личных форм глагола сужен – совсем не употребляются формы 2-го лица ед. и мн. числа.
 
В научных работах зачастую форма  единственного числа имён существительных  употребляется в значении множественного: волк – хищное животное семейства  собак и т.д.
 
 
Синтаксис
 
 
В собственно научном подстиле господствует логический, книжный синтаксис. Фраза  отличается грамматической и смысловой  полнотой. Употребляются предложения  повествовательные; вопросительные предложения  же используются лишь при постановке проблемы, например: «Но что такое звуковой тип? С чисто физической стороны понятие звукового типа произвольно».
 
В целом синтаксис строг и  стилистически однороден; в нём  почти отсутствуют эмоциональные  разговорные эллиптические конструкции.
 
В научных текстах широко употребительны конструкции с причастными и деепричастными оборотами, являющимися средством выделения мысли.
 
Основной формой проявления научного стиля является письменная речь. Устная форма вторична, так как она  основана на заранее написанном тексте.
 
Научный стиль, имеющий три подстиля и множество разновидностей, обслуживает  одну из важных сфер человеческой деятельности – сферу науки, а такж
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.