Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Функциональные стили современного русского литературного языка
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 03.05.2013.
Год: 2012.
Страниц: 18.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
Введение
1. Понятие стиля……………………………………………………………………....................4
2. Научный стиль………………………………………………………………………………...5
3. Публицистический стиль и его
подстили……………………………………………………8
4. Разговорный стиль…………………………………………………………………………….9
5. Официально-деловой стиль…………………………………………………………………11
6. Взаимодействие функциональных
стилей…………………………………………………12
Выводы
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «речевая
культура» или «культура речи»
включает в себя две ступени освоения
литературного языка: 1) правильность речи
и 2) речевое мастерство.
Правильность речи –
это соблюдение норм устного и
письменного литературного языка
(норм произношения, ударения, грамматики,
словоупотребления и др.).
Речевое мастерство в отличие
от правильности речи – это не только
следование нормам литературного языка,
но и умение выбирать из сосуществующих
вариантов наиболее точный в смысловом
отношении, стилистически уместный, выразительный,
доходчивый и т.п.
Речевая культура является
неотъемлемой частью общей культуры человека.
Для таможенника владение культурой речи
становится необходимым профессиональным
качеством, так как язык выступает в качестве
орудия его профессиональной деятельности:
все правовые нормы фиксируются в формах
языка, таможенные документы также имеют
языковую форму. Таможенник ежедневно
сталкивается с людьми разных профессий
и с разным уровнем знания культуры и языка
и поэтому ему необходимо знать и правильно
применять нормы русского языка.
1. Понятие стиля
В зависимости от целей и задач,
которые ставятся в процессе общения,
происходит отбор различных языковых
средств. В результате создаются
своеобразные разновидности единого
литературного языка – функциональные
стили.
Слово «стиль» (от греч. stylus –
стержень для письма на восковых дощечках)
приобрело в дальнейшем значение «почерк»,
а позднее стало означать манеру, способ,
особенности речи.
Стили языка получили название функциональных
потому, что они выполняют важнейшие
функции, являясь средством общения,
сообщения определённой информации и
воздействия на слушателя или читателя.
Язык полуфункционален – он выполняет,
как уже говорилось, несколько
функций, формирующих основные разновидности
языка. Используя эти стили, язык
оказывается способным выразить сложную
научную мысль, глубокую философскую мудрость,
точно и строго сформулировать законы,
превратиться в поэтические строфы или
отобразить в эпопее многоплановую жизнь
народа. Функции и функциональные стили
обусловливают стилистическую гибкость
языка, многообразные возможности выражения
мысли.
Функция языка формирует стиль,
определяя ту или иную манеру изложения
– точную, объективную, конкретно-изобразительную,
информативно-деловую. В соответствии
с этим каждый функциональный стиль
выбирает из литературного языка те слова
и выражения, те формы и конструкции, которые
могут наилучшим образом выполнить внутреннюю
задачу данного стиля.
Функциональные стили являются
исторически сложившимися и социально
осознанными системами речевых
средств, которые используются в той
или иной сфере общения и соотносятся
с той или иной сферой профессиональной
деятельности.
Современному русскому литературному
языку присущи книжные функциональные
стили: научный, публицистический, официально-деловой,
которые используются преимущественно
в письменной форме речи, - и разговорный,
применяющийся главным образом в устной
форме речи.
Многие учёные в качестве функционального
стиля выделяют ещё и художественный
(художественно-беллетристический), т.е.
язык художественной литературы. Однако
эта точка зрения вызывает справедливые
выражения: писатели в своих произведениях
используют всё разнообразие языковых
средств, поэтому художественная речь
не представляет собой систему однородных
языковых явлений – напротив, она лишена
какой бы то ни было стилистической замкнутости,
её специфика зависит от особенностей
индивидуально-авторских стилей. По мнению
В.В.Виноградова, «понятие стиля в применении
к языку художественной литературы наполняется
иным содержанием, чем, например, в отношении
стилей делового или канцелярского и даже
стилей публицистического и научного.
Язык художественной литературы не вполне
соотносителен с другими стилями, типами
или разновидностями книжно-литературной
и народно-разговорной речи. Он использует
их, включает их в себя, но в своеобразных
комбинациях и в функционально преобразованном
виде».
Стили литературного языка чаще
всего сопоставляются на основе анализа
их лексического состава, так как
именно в лексике заметнее всего
проявляется их различие.
Закреплённость слов за определённым
стилем речи объясняется тем, что лексическое
значение многих слов помимо предметно-логического
содержания имеет и эмоционально-стилистическую
окраску. Например, слова: мать, мама, мамочка,
мамуля, ма; отец, папа, папочка, папуля,
па – имеют одно и то же значение, но различаются
стилистически, поэтому используются
в разных стилях: мать, отец – преимущественно
слова официально-делового, остальные
слова – разговорно-обиходного стиля.
Синонимы: врун-лжец, плакаться-сетовать,
нехватка-дефицит, большущий-гигантский
– отличаются друг от друга по стилистической
окраске: первые слова каждой пары употребляются
в разговорно-обиходной, а вторые – в научно-популярной,
публицистической, официально-деловой
речи.
Помимо понятия и стилистической
окраски каждое слово способно выражать
чувства, а также оценку различных явлений
действительности.
В зависимости от эмоционально-экспрессивной
оценки слово употребляется в
различных стилях речи. Эмоционально-экспрессивная
лексика наиболее полно представлена
в разговорно-обиходной речи, которая
отличается живостью и меткостью изложения.
Характерны экспрессивно окрашенные слова
и для публицистического стиля. Однако
в научном и официально-деловом стилях
речи эмоционально окрашенные слова, как
правило, неуместны. В разговорной речи
употребляется преимущественно разговорная
лексика, которая не нарушает общепринятых
норм литературной речи. Однако ей свойственна
известная свобода. Например, слова шнурки,
качан, ласты вместо родители, голова,
ноги вполне допустимы в разговорной речи,
но неуместны при официально-деловом общении.
Разговорные слова противопоставлены
книжной лексике.
Обычно тот или иной функциональный
стиль характеризуется определёнными
специфическими особенностями, которые,
в свою очередь, создаются и набором
определённых языковых единиц, и специфичной
речевой системностью данного стиля.
Каждый функциональный стиль представляет
собой сложную систему, которая
охватывает все языковые уровни: произношение
слов, морфологические средства, лексико-фразеологический
состав речи и синтаксические конструкции.
Рассмотрим функциональные стили
русского языка более подробно.
2. Научный стиль
Научный стиль принадлежит к
числу книжных стилей литературного
языка, которым присущ ряд общих
условий функционирования и языковых
особенностей:
предварительное обдумывание высказывания
монологический характер
строгий отбор языковых средств
нормированность речи
Научный стиль имеет ряд общих
черт, проявляющихся независимо от
характера самих наук (естественных,
точных, гуманитарных) и жанров высказывания
(монография, научная статья, доклад, учебник
и т.д.), что позволяет говорить о специфике
стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно,
что, например, тексты по физике, химии,
математике заметно отличаются по характеру
изложения от текстов по философии, филологии
или истории.
Стиль научных работ определяется
их содержанием и целями научного
общения. Научный стиль характеризуется
логической последовательностью изложения,
упорядоченной системой связей между
частями высказывания, стремлением авторов
к сжатости, точности, однозначности выражения
при сохранении насыщенности содержания.
Нередко научный
стиль называют «сухим», лишённым элементов
эмоциональности и образности. Однако
зачастую в научных работах, в
частности полемических, используются
эмоционально-экспрессивные и изобразительные
средства языка, которые заметно выделяются
на фоне чисто научного изложения и придают
научной прозе дополнительную убедительность.
Например, отрывок из научной работы известного
хирурга середины XIX в. Н.И. Пирогова: «Подобно
каллиграфу, который разрисовывает по
бумаге сложные фигуры одним и тем же росчерком
пера, умелый оператор может придать разрезу
самую различную форму, величину и глубину
одним и тем же взмахом ножа…»
История развития
научного стиля
Возникновение
и развитие научного стиля связано
с развитием разных областей научного
знания, разных сфер человеческой деятельности.
На первых порах стиль научного изложения
был близок к стилю художественного
повествования – его отделение произошло
в александрийский период, когда в греческом
языке начала формироваться строгая научная
терминология, впоследствии дополненная
терминами на латинском языке, ставшем
интернациональным научным языком европейского
средневековья. В эпоху Возрождения учёные
стремились к сжатости и точности научного
описания. Образцом научного языка можно
считать строгое логическое изложение
Ньютона.
В России научный
язык и стиль начал складываться
в первые десятилетия XVIII в., когда
стала создаваться русская научная
терминология. Научные труды М.В. Ломоносова
и его учеников ускорили формирование
научного стиля, а окончательно он сложился
во второй половине XIX в. – в период научной
деятельности крупнейших учёных этого
времени.
Функции научного стиля
Основная функция научного стиля
– не только передача логической информации,
но и доказательство её истинности,
а часто – новизны и ценности.
Вторичная функция научного стиля,
связанная с его основной функцией,
- активизация логического мышления
читателя (слушателя).
Основная функция научного стиля
обусловила его основные отличительные
признаки. В зависимости от «чистоты»
их проявления научный стиль делится
на три основные разновидности –
три подстиля: собственно-научный, научно-учебный,
научно-популярный (близкий к художественному
и публицистическому стилям). В литературе
подстили нередко именуются стилями.
Научный стиль обслуживает отечественную
научную и научно-педагогическую
сферу, а также становится важным
фактором международного научного общения.
Лексика
Важнейшим компонентом лексики
являются термины, т.е. слова или
словосочетания, обозначающие логически
сформулированные понятия и тем
самым несущие логическую информацию
большого объёма.
Большую роль играют интернационализмы,
которые «заполняют» почти на 50%
некоторые научные тексты. Приведём примеры
интернационализмов: агитировать, ретроспективно,
спидометр, пуризм, препарировать, контейнер,
конструкция и др.
Другим важным компонентом лексики
собственно-научного подстиля является
общенаучная лексика.
Как упоминается
в частном словаре общенаучной
лексики (изд-во МГУ, 1970), наиболее употребительными
словами в шести разновидностях
научного подстиля (математической, физической,
химической, биологической, медицинской,
геолого-географической) являются следующие
слова: число, система, функция, точка,
уравнение, случай, один, значение, другой,
элемент, можно, процесс, множество, часть,
время, вещество, величина, только, плоскость,
получить, различный, определить, вода,
равный и др. Одной из особенностей употребления
общенаучных слов является их многократное
повторение в научном тексте.
Повторение
одних и тех же слов в художественной
речи считается дефектом, но в научной
речи – это закономерность, стилевая
примета.
В научном
стиле используется и абстрактная
лексика. Абстрактная лексика включает
в себя много абстрактных существительных,
например: фактор, развитие, творчество,
самосознание, осмысление, движение, выражение,
длительность, интенсивность, течение
и др.
Морфология
Яркая отличительная
черта собственно-научного подстиля –
преобладание имён существительных. В
научном тексте существительных в среднем
почти в четыре раза больше, чем глаголов.
Употребление глагола в собственно
научном подстиле имеет свои особенности:
круг личных форм глагола сужен – совсем
не употребляются формы 2-го лица ед. и
мн. числа.
В научных работах зачастую форма
единственного числа имён существительных
употребляется в значении множественного:
волк – хищное животное семейства
собак и т.д.
Синтаксис
В собственно научном подстиле господствует
логический, книжный синтаксис. Фраза
отличается грамматической и смысловой
полнотой. Употребляются предложения
повествовательные; вопросительные предложения
же используются лишь при постановке
проблемы, например: «Но что такое звуковой
тип? С чисто физической стороны понятие
звукового типа произвольно».
В целом синтаксис строг и
стилистически однороден; в нём
почти отсутствуют эмоциональные
разговорные эллиптические конструкции.
В научных текстах широко употребительны
конструкции с причастными и деепричастными
оборотами, являющимися средством выделения
мысли.
Основной формой проявления научного
стиля является письменная речь. Устная
форма вторична, так как она
основана на заранее написанном тексте.
Научный стиль, имеющий три подстиля
и множество разновидностей, обслуживает
одну из важных сфер человеческой деятельности
– сферу науки, а такж и т.д.................