ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
|
Поиск учебного материала на сайте<
|
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
|
| | |
Результат поиска |
|
Наименование:
|
контрольная работа Функциональные стили современного русского литературного языка |
Информация: |
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 03.05.2013.
Год: 2012.
Страниц: 18.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
|
|
|
Описание (план): |
|
|
Содержание
Введение
1. Понятие стиля……………………………………………………………………....................4
2. Научный стиль………………………………………………………………………………...5
3. Публицистический стиль и его
подстили……………………………………………………8
4. Разговорный стиль…………………………………………………………………………….9
5. Официально-деловой стиль…………………………………………………………………11
6. Взаимодействие функциональных
стилей…………………………………………………12
Выводы
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «речевая
культура» или «культура речи»
включает в себя две ступени освоения
литературного языка: 1) правильность речи
и 2) речевое мастерство.
Правильность речи –
это соблюдение норм устного и
письменного литературного языка
(норм произношения, ударения, грамматики,
словоупотребления и др.).
Речевое мастерство в отличие
от правильности речи – это не только
следование нормам литературного языка,
но и умение выбирать из сосуществующих
вариантов наиболее точный в смысловом
отношении, стилистически уместный, выразительный,
доходчивый и т.п.
Речевая культура является
неотъемлемой частью общей культуры человека.
Для таможенника владение культурой речи
становится необходимым профессиональным
качеством, так как язык выступает в качестве
орудия его профессиональной деятельности:
все правовые нормы фиксируются в формах
языка, таможенные документы также имеют
языковую форму. Таможенник ежедневно
сталкивается с людьми разных профессий
и с разным уровнем знания культуры и языка
и поэтому ему необходимо знать и правильно
применять нормы русского языка.
1. Понятие стиля
В зависимости от целей и задач,
которые ставятся в процессе общения,
происходит отбор различных языковых
средств. В результате создаются
своеобразные разновидности единого
литературного языка – функциональные
стили.
Слово «стиль» (от греч. stylus –
стержень для письма на восковых дощечках)
приобрело в дальнейшем значение «почерк»,
а позднее стало означать манеру, способ,
особенности речи.
Стили языка получили название функциональных
потому, что они выполняют важнейшие
функции, являясь средством общения,
сообщения определённой информации и
воздействия на слушателя или читателя.
Язык полуфункционален – он выполняет,
как уже говорилось, несколько
функций, формирующих основные разновидности
языка. Используя эти стили, язык
оказывается способным выразить сложную
научную мысль, глубокую философскую мудрость,
точно и строго сформулировать законы,
превратиться в поэтические строфы или
отобразить в эпопее многоплановую жизнь
народа. Функции и функциональные стили
обусловливают стилистическую гибкость
языка, многообразные возможности выражения
мысли.
Функция языка формирует стиль,
определяя ту или иную манеру изложения
– точную, объективную, конкретно-изобразительную,
информативно-деловую. В соответствии
с этим каждый функциональный стиль
выбирает из литературного языка те слова
и выражения, те формы и конструкции, которые
могут наилучшим образом выполнить внутреннюю
задачу данного стиля.
Функциональные стили являются
исторически сложившимися и социально
осознанными системами речевых
средств, которые используются в той
или иной сфере общения и соотносятся
с той или иной сферой профессиональной
деятельности.
Современному русскому литературному
языку присущи книжные функциональные
стили: научный, публицистический, официально-деловой,
которые используются преимущественно
в письменной форме речи, - и разговорный,
применяющийся главным образом в устной
форме речи.
Многие учёные в качестве функционального
стиля выделяют ещё и художественный
(художественно-беллетристический), т.е.
язык художественной литературы. Однако
эта точка зрения вызывает справедливые
выражения: писатели в своих произведениях
используют всё разнообразие языковых
средств, поэтому художественная речь
не представляет собой систему однородных
языковых явлений – напротив, она лишена
какой бы то ни было стилистической замкнутости,
её специфика зависит от особенностей
индивидуально-авторских стилей. По мнению
В.В.Виноградова, «понятие стиля в применении
к языку художественной литературы наполняется
иным содержанием, чем, например, в отношении
стилей делового или канцелярского и даже
стилей публицистического и научного.
Язык художественной литературы не вполне
соотносителен с другими стилями, типами
или разновидностями книжно-литературной
и народно-разговорной речи. Он использует
их, включает их в себя, но в своеобразных
комбинациях и в функционально преобразованном
виде».
Стили литературного языка чаще
всего сопоставляются на основе анализа
их лексического состава, так как
именно в лексике заметнее всего
проявляется их различие.
Закреплённость слов за определённым
стилем речи объясняется тем, что лексическое
значение многих слов помимо предметно-логического
содержания имеет и эмоционально-стилистическую
окраску. Например, слова: мать, мама, мамочка,
мамуля, ма; отец, папа, папочка, папуля,
па – имеют одно и то же значение, но различаются
стилистически, поэтому используются
в разных стилях: мать, отец – преимущественно
слова официально-делового, остальные
слова – разговорно-обиходного стиля.
Синонимы: врун-лжец, плакаться-сетовать,
нехватка-дефицит, большущий-гигантский
– отличаются друг от друга по стилистической
окраске: первые слова каждой пары употребляются
в разговорно-обиходной, а вторые – в научно-популярной,
публицистической, официально-деловой
речи.
Помимо понятия и стилистической
окраски каждое слово способно выражать
чувства, а также оценку различных явлений
действительности.
В зависимости от эмоционально-экспрессивной
оценки слово употребляется в
различных стилях речи. Эмоционально-экспрессивная
лексика наиболее полно представлена
в разговорно-обиходной речи, которая
отличается живостью и меткостью изложения.
Характерны экспрессивно окрашенные слова
и для публицистического стиля. Однако
в научном и официально-деловом стилях
речи эмоционально окрашенные слова, как
правило, неуместны. В разговорной речи
употребляется преимущественно разговорная
лексика, которая не нарушает общепринятых
норм литературной речи. Однако ей свойственна
известная свобода. Например, слова шнурки,
качан, ласты вместо родители, голова,
ноги вполне допустимы в разговорной речи,
но неуместны при официально-деловом общении.
Разговорные слова противопоставлены
книжной лексике.
Обычно тот или иной функциональный
стиль характеризуется определёнными
специфическими особенностями, которые,
в свою очередь, создаются и набором
определённых языковых единиц, и специфичной
речевой системностью данного стиля.
Каждый функциональный стиль представляет
собой сложную систему, которая
охватывает все языковые уровни: произношение
слов, морфологические средства, лексико-фразеологический
состав речи и синтаксические конструкции.
Рассмотрим функциональные стили
русского языка более подробно.
2. Научный стиль
Научный стиль принадлежит к
числу книжных стилей литературного
языка, которым присущ ряд общих
условий функционирования и языковых
особенностей:
предварительное обдумывание высказывания
строгий отбор языковых средств
Научный стиль имеет ряд общих
черт, проявляющихся независимо от
характера самих наук (естественных,
точных, гуманитарных) и жанров высказывания
(монография, научная статья, доклад, учебник
и т.д.), что позволяет говорить о специфике
стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно,
что, например, тексты по физике, химии,
математике заметно отличаются по характеру
изложения от текстов по философии, филологии
или истории.
Стиль научных работ определяется
их содержанием и целями научного
общения. Научный стиль характеризуется
логической последовательностью изложения,
упорядоченной системой связей между
частями высказывания, стремлением авторов
к сжатости, точности, однозначности выражения
при сохранении насыщенности содержания.
Нередко научный
стиль называют «сухим», лишённым элементов
эмоциональности и образности. Однако
зачастую в научных работах, в
частности полемических, используются
эмоционально-экспрессивные и изобразительные
средства языка, которые заметно выделяются
на фоне чисто научного изложения и придают
научной прозе дополнительную убедительность.
Например, отрывок из научной работы известного
хирурга середины XIX в. Н.И. Пирогова: «Подобно
каллиграфу, который разрисовывает по
бумаге сложные фигуры одним и тем же росчерком
пера, умелый оператор может придать разрезу
самую различную форму, величину и глубину
одним и тем же взмахом ножа…»
История развития
научного стиля
Возникновение
и развитие научного стиля связано
с развитием разных областей научного
знания, разных сфер человеческой деятельности.
На первых порах стиль научного изложения
был близок к стилю художественного
повествования – его отделение произошло
в александрийский период, когда в греческом
языке начала формироваться строгая научная
терминология, впоследствии дополненная
терминами на латинском языке, ставшем
интернациональным научным языком европейского
средневековья. В эпоху Возрождения учёные
стремились к сжатости и точности научного
описания. Образцом научного языка можно
считать строгое логическое изложение
Ньютона.
В России научный
язык и стиль начал складываться
в первые десятилетия XVIII в., когда
стала создаваться русская научная
терминология. Научные труды М.В. Ломоносова
и его учеников ускорили формирование
научного стиля, а окончательно он сложился
во второй половине XIX в. – в период научной
деятельности крупнейших учёных этого
времени.
Функции научного стиля
Основная функция научного стиля
– не только передача логической информации,
но и доказательство её истинности,
а часто – новизны и ценности.
Вторичная функция научного стиля,
связанная с его основной функцией,
- активизация логического мышления
читателя (слушателя).
Основная функция научного стиля
обусловила его основные отличительные
признаки. В зависимости от «чистоты»
их проявления научный стиль делится
на три основные разновидности –
три подстиля: собственно-научный, научно-учебный,
научно-популярный (близкий к художественному
и публицистическому стилям). В литературе
подстили нередко именуются стилями.
Научный стиль обслуживает отечественную
научную и научно-педагогическую
сферу, а также становится важным
фактором международного научного общения.
Лексика
Важнейшим компонентом лексики
являются термины, т.е. слова или
словосочетания, обозначающие логически
сформулированные понятия и тем
самым несущие логическую информацию
большого объёма.
Большую роль играют интернационализмы,
которые «заполняют» почти на 50%
некоторые научные тексты. Приведём примеры
интернационализмов: агитировать, ретроспективно,
спидометр, пуризм, препарировать, контейнер,
конструкция и др.
Другим важным компонентом лексики
собственно-научного подстиля является
общенаучная лексика.
Как упоминается
в частном словаре общенаучной
лексики (изд-во МГУ, 1970), наиболее употребительными
словами в шести разновидностях
научного подстиля (математической, физической,
химической, биологической, медицинской,
геолого-географической) являются следующие
слова: число, система, функция, точка,
уравнение, случай, один, значение, другой,
элемент, можно, процесс, множество, часть,
время, вещество, величина, только, плоскость,
получить, различный, определить, вода,
равный и др. Одной из особенностей употребления
общенаучных слов является их многократное
повторение в научном тексте.
Повторение
одних и тех же слов в художественной
речи считается дефектом, но в научной
речи – это закономерность, стилевая
примета.
В научном
стиле используется и абстрактная
лексика. Абстрактная лексика включает
в себя много абстрактных существительных,
например: фактор, развитие, творчество,
самосознание, осмысление, движение, выражение,
длительность, интенсивность, течение
и др.
Морфология
Яркая отличительная
черта собственно-научного подстиля –
преобладание имён существительных. В
научном тексте существительных в среднем
почти в четыре раза больше, чем глаголов.
Употребление глагола в собственно
научном подстиле имеет свои особенности:
круг личных форм глагола сужен – совсем
не употребляются формы 2-го лица ед. и
мн. числа.
В научных работах зачастую форма
единственного числа имён существительных
употребляется в значении множественного:
волк – хищное животное семейства
собак и т.д.
Синтаксис
В собственно научном подстиле господствует
логический, книжный синтаксис. Фраза
отличается грамматической и смысловой
полнотой. Употребляются предложения
повествовательные; вопросительные предложения
же используются лишь при постановке
проблемы, например: «Но что такое звуковой
тип? С чисто физической стороны понятие
звукового типа произвольно».
В целом синтаксис строг и
стилистически однороден; в нём
почти отсутствуют эмоциональные
разговорные эллиптические конструкции.
В научных текстах широко употребительны
конструкции с причастными и деепричастными
оборотами, являющимися средством выделения
мысли.
Основной формой проявления научного
стиля является письменная речь. Устная
форма вторична, так как она
основана на заранее написанном тексте.
Научный стиль, имеющий три подстиля
и множество разновидностей, обслуживает
одну из важных сфер человеческой деятельности
– сферу науки, а такж и т.д................. |
|
|
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
|
|
|
|
|
|