Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Повышение конкурентоспособности Самарского Хлебокомбината

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2013. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Методологические основы конкурентоспособности
1.1 Конкурентоспособность как экономическое явление
Развитие рыночных отношений неразрывно связано с  борьбой товаропроизводителей за более  выгодные условия производства и  сбыта товаров с целью получения  максимальной прибыли. В научной литературе и обыденном общении подобное столкновение интересов получило название конкуренция. Понятие конкуренции лежит в основе такой экономической категории, как конкурентоспособность.
Если рассматривать  понятие «конкурентоспособность» применительно к предприятию, то его можно определить, как возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств. Таким образом, конкурентоспособность предприятия - это итоги его производственно-хозяйственной деятельности, в которых отражаются усилия всех без исключения служб и подразделений, а также способность реагировать на изменение конъюнктуры рынка.
Конкурентоспособность предприятия можно определить и  как способность выпускать конкурентоспособную  продукцию, ее преимущества по отношению  к группе предприятий, относящихся  к одной отрасли, либо предприятий  выпускающих аналогичные товары. Оценка степени конкурентоспособности предприятия начинается с выбора базовых объектов для сравнения, выбора лидирующего предприятия, которое обладает параметрами:
- сопоставимостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребности, удовлетворяемых с ее помощью;
- идентичностью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;
- определением фазы жизненного цикла, в которой функционирует предприятие.
Прежде всего, необходимо различать конкурентоспособность  объекта и субъекта. Конкурентоспособность объекта (товара или услуги) формируется в процессе деятельности конкретного экономического субъекта хозяйствования, осуществляемой посредством выполнения управленческих, организационных, производственных и сбытовых функций. Способность самого экономического субъекта хозяйствования конкурировать, побеждать в конкурентной борьбе, проявляющаяся в его конкурентном отличии, дающем субъекту наилучшие возможности в сохранении существующих и привлечении новых покупателей и завоевании новых рынков сбыта, характеризует «конкурентоспособность субъекта (фирмы)».
Конкурентоспособность как экономическая категория  выражает функциональный результат  использования множества факторов действия конкуренции на различных  уровнях и сегментах рынка.
Термин «конкурентоспособность» рассмотрен в трудах многочисленных отечественных и зарубежных исследователей. Из самого названия следует, что конкурентоспособность - это, прежде всего, способность конкурировать или соперничать. Дальнейшее уточнение данного термина раскрывает особенности объектов конкурентоспособности, цели и масштабы оценки, и позволяет выявить следующие аспекты:
- субъекты рынка;
- критерии и показатели конкурентоспособности;
- уровень конкуренции.
Ответ на первый из поставленных вопросов является основополагающим, так как указывает на объект оценки конкурентоспособности, то есть на то, что оценивается. Ответы на остальные вопросы учитывают особенности объекта и позволяют увидеть, где и как реализуется способность объекта конкурировать. Таким образом, конкурентоспособность как термин нельзя рассматривать вне связи с объектом. Объектами оценки могут быть товары, фирмы, отрасли, регионы и страны.
Рассмотрим  особенности трактовки конкурентоспособность  на нескольких уровнях:
- конкурентоспособность страны;
- конкурентоспособность региона (отрасли);
- конкурентоспособность предприятия;
- конкурентоспособность товара.
Между понятиями  конкурентоспособности на различных  уровнях существует тесная внутренняя и внешняя зависимость.
С одной стороны, страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных товаропроизводителей выпускать конкурентоспособные товары.
Но с другой стороны, выпуск конкурентоспособной  продукции может осуществляться в условиях, созданных для товаропроизводителей в отрасли и в стране в целом.
Конкурентоспособность товара определяет во многом конкурентоспособность  и самого предприятия, его финансово-экономическое  состояние и репутацию. Но это  возможно только в том случае, если в структуре реализованной продукции  на долю конкурентоспособного товара приходится наибольшая выручка и значительная часть прибыли.
В своей работе «Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление» Фатхутдинов Р.А. определил конкурентоспособность всех уровней как внешние факторы конкурентных преимуществ товара. По его мнению, с увеличением конкурентоспособности на уровне страны, отрасли, региона, организации, выпускаемой товар, улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара.
На мой взгляд, все уровни конкурентоспособности имеют двустороннюю связь. То есть конкурентоспособность объектов каждого нижестоящего уровня является фактором конкурентоспособности объектов всех вышестоящих уровней. В свою очередь, объекты вышестоящих уровней создают условия, обеспечивающие конкурентоспособность объектов на нижних уровнях.
Однако не всегда повышение конкурентоспособности  объектов одного уровня способствует повышению конкурентоспособности  объектов другого. Например, производство конкурентоспособной продукции  может быть ресурсоемким и высокозатратным, что в условиях рынка неизбежно приведет к снижению эффективности, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия. В этом случае требуется дополнительное финансирование, что в результате снижает конкурентоспособность производителя.
Синтетическим показателем, который объединяет конкурентоспособность  товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризует  положение страны на мировом рынке, является показатель конкурентоспособности  стран.
В самом общем виде страновую конкурентоспособность можно определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан.
Свое понятие  конкурентоспособности страны вводит в своей теории Майкл Портер.
Анализ пяти сил Портера - методика для анализа  отраслей и выработки стратегии  бизнеса, разработанная Майклом  Портером в Гарвардской бизнес-школе  в 1979 году. Методикой выделяются пять сил, которые определяют уровень конкуренции, и, следовательно, привлекательности ведения бизнеса в конкретной отрасли. Привлекательность отрасли, в данном контексте, имеет отношение к достаточной рентабельности отрасли. «Не привлекательной» отраслью является такая, в которой сочетание сил снижает рентабельность. Самой «не привлекательной», является отрасль, которая приближается к совершенной конкуренции.
Портер называет эти силы «микросредой», противопоставляя ее большому количеству факторов, включенных в термин «макросреда». Макросреда состоит из тех сил, которые влияют на способность компании к обслуживанию собственных клиентов и получению прибыли. Изменение в любой из сил «микросреды» обычно требует, чтобы компания пересмотрела свое место в отрасли и на рынке. Достаточная привлекательность отрасли не означает, что любая компания в ней будет получать одинаковую прибыль. Компании должны так применять свои ключевые компетенции, бизнес-модели или сбытовые сети, чтобы получить прибыль больше, чем в среднем по отрасли. Хорошим примером является рынок пассажирских авиаперевозок. В отрасли, в которой рентабельность достаточно низкая, находятся компании, которые за счет уникальных бизнес-моделей, получают прибыль выше, чем в среднем по отрасли.
«Анализ пяти сил Портера» включает в себя три силы «горизонтальной» конкуренции: угроза появления продуктов-заменителей, угроза появления новых игроков, уровень конкурентной борьбы; и две силы «вертикальной» конкуренции: рыночная власть поставщиков и рыночная власть потребителей (рис. 1).
Рис. 1. Схематическое представление пяти сил Портера
 

Анализ пяти сил Портера является только частью всех стратегических моделей Портера. Остальными элементами являются «цепочка добавленной стоимости» и «типовые стратегии».
Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция - это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли - непрерывный процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (т.е. в стимулировании производства инноваций). Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории - все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.
Конкурентное  преимущество страны на международном  рынке определяет некий набор  детерминантов, «национальный ромб», как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента:
1. Факторные  условия, то есть те конкретные  факторы (например, квалифицированная  рабочая сила или инфраструктура), которые нужны для успешной  конкуренции в данной отрасли;
2. Условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью;
3. Родственные  и поддерживающие отрасли, т.е.  наличие или отсутствие в стране  родственных и поддерживающих  отраслей, конкурентоспособных на  международном рынке;
4. Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы в стране условия, определяющие процесс создания управления фирм, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке;
Существуют  две дополнительные переменные, в  значительной степени влияющие на обстановку в стране:
- случайные события, т.е. те, которые руководство фирмы не может контролировать;
- государственная политика.
Что касается конкурентоспособности  предприятия, то, опять же, единого  определения данного термина  еще не выработано. Одним из наиболее удачных определений, является определение Яшевой Г.А., где под конкурентоспособностью предприятия понимается экономическая категория, которая характеризует способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию при лучшем, чем у конкурентов, использовании своего потенциала. При этом особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений. Выход на рынок с конкурентоспособным товаром - лишь исходный момент в работе предприятия по освоению рынка и закреплению на нем. Далее следует большая, кропотливая, а главное - систематическая работа по управлению конкурентоспособностью продукции.
Конкурентоспособность продукции и лежит в основе всех ранее рассмотренных уровней конкурентоспособности, так как является важнейшим атрибутом экономики и затрагивает всех товаропроизводителей.
Нередко конкурентоспособность  продукции отождествляют с качеством  продукции, забывая, что, во-первых, с  позиций качества сравнимы лишь однородные товары, а во-вторых, помимо качественных характеристик, конкурентоспособность товара включает также потребительские и ценовые.
Существует  множество определений конкурентоспособности  продукции. Например, в работе Трубилина  конкурентоспособность товара трактуется как комплекс его потребительских и стоимостных характеристик, определяющих успех на рынке.
Однако, при  определении конкурентоспособности  товара, помимо потребительских и  стоимостных характеристик, необходимо также отметить и его качественные характеристики.
В работе Гарбацевича  конкурентоспособность продукции  определяется ее конкурентным преимуществом  на внутреннем и внешнем рынках, что достигается на основе сочетания  эффективного использования всех ресурсов с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара, который имеет спрос, удовлетворяет конкретные потребности покупателя и обеспечивает стабильность получаемой прибыли и повышение эффективности товаропроизводителя.
Однако в  данном определении неучтено то, что  конкурентные преимущества могут предполагать и более высокие цены продукции, которые оправдываются предоставлением больших выгод.
На мой взгляд, наиболее удачным определением конкурентоспособности  продукции является определение  Плясункова, согласно которому конкурентоспособность продукции - комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции в течение периода ее производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка (рынков), адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации.
Таким образом, понятие «конкурентоспособность»  является сравнительным. Поэтому следует  рассматривать не только показатели оцениваемого предприятия на данный момент, но обязательно сравнивать их с показателями базисного периода (т.е. оценивать конкурентоспособность предприятия в динамике), а также сравнивать с показателями существующих и потенциальных конкурентов, со среднеотраслевыми и среднерегиональными показателями.
Конкуренция в  переводе с латинского означает «сталкивание», «состязание» и выражает собой форму взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Большой экономический словарь определяет конкуренцию как «состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья».
Закон РФ «О защите конкуренции» устанавливает, что конкуренция - это «соперничество хозяйствующих  субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается  или ограничивается возможность  каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».
Предлагается, рассматривать конкуренцию как  состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем  случае - между любыми хозяйствующими субъектами, включающее в себя борьбу за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод.
Раскрыть экономическую  сущность понятия конкурентоспособность  не менее сложно, поскольку данная экономическая категория относится к наиболее важным интегральным характеристикам, применяемым для экономического анализа состояния, как в целом народного хозяйства России, так и конкретного предприятия промышленности. В настоящее время существуют различные точки зрения на определение понятий конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности продукции.
Конкурентоспособность продукции (товаров, услуг) есть способность  продукции (товара, услуги) противостоять  на рынке другому товару того же или аналогичного назначения по совокупности его (товара) стоимостных и качественных характеристик, направленных на удовлетворение определенных потребностей покупателя.
Таким образом, конкурентоспособность предприятия - это необходимое условие обеспечения производства конкурентоспособной продукции, что является в современных условиях важным направлением деятельности предприятия, ориентированного на завоевание как внутреннего, так и внешнего рынка путем создания продукции, отвечающей требованиям потребителей и мировым стандартам в конкретных сегментах рынка в определенный период времени.
Конкурентоспособность можно определить как способность  предприятий (производимых ими товаров) отвечать потребностям конкурентного  рынка, требованиям потребителей в  сравнении с другими аналогичными предприятиями (товарами), представленными на территориальном (региональном, национальном, международном) рынке.
Специфика сформулированных автором определений заключается  в следующем: во-первых, в указании на то, что предприятие (товар) считается  конкурентоспособным лишь в сравнении и сопоставлении его с другим предприятием (товаром-аналогом); во-вторых, внимание акцентируется на важности роли потребителя в определении уровня конкурентоспособности товара и выпускающего его предприятия, так как, в конечном счете, именно потребитель, совершая покупку, осуществляет выбор между товаром оцениваемого предприятия и товарами конкурентов.
Система управления конкурентоспособностью предприятия  является элементом более сложных  систем: стратегического управления конкурентоспособностью региона и отрасли. В этой системе регион и отрасль определяют внешние возможности и преимущества организации, которые необходимо учитывать при определении целей предприятия и стратегий их достижения. Реализация стратегии предполагает оценку достигнутых показателей и эффективности системы управления. Рассмотрим возможные методы оценки системы управления конкурентоспособностью предприятия.
Анализ экономической  литературы по проблемам оценки эффективности  управления конкурентоспособностью свидетельствует, что в настоящее время отсутствует единый подход.
Можно сделать  вывод, что заинтересованность предприятий  в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения  конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность выступает  важнейшим фактором обеспечения безопасности и стабильности деятельности организации, и как следствие, ее последующего эффективного развития.
Целью разработки и построения модели конкурентоспособности  любого предприятия является правильное определение конкурентной стратегии, согласованной с условиями конкретной отрасли деятельности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретное предприятие.
Быстрые изменения  внешней среды отечественных  предприятий стимулируют появление  новых методов, систем и подходов к управлению конкурентоспособностью. Именно системный подход к разработке, оценке и поддержанию конкурентоспособности предприятия, основанный на знании и правильном использовании менеджерами организаций перечисленных принципов и методов, позволит предприятию успешно развиваться, увеличивая свою долю и укрепляя позиции на рынке.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что общим недостатком рассмотренных  методов является их ограниченность, т.е. оценивается какая-либо одна группа факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, и на основе полученных данных делается вывод об уровне конкурентоспособности всего предприятия, или метод является слишком сложным и трудоемким для практического использования, например, оценка факторов с привлечением экспертов. Использование только какого-либо одного метода не дает полного представления об уровне конкурентоспособности предприятия, поэтому при оценке конкурентоспособности товаров и предприятия необходимо использовать комплексный подход.
Учитывая выявленную связь между уровнями конкурентоспособности, авторы считают, что при переходе от микро к мезо- и макроуровням показатели оценки конкурентоспособности субъектов должны учитывать показатели конкурентоспособности предыдущего уровня, что означает их комплексность и интегрированность. Часть общей оценки конкурентоспособности должна быть представлена показателями эффективности менеджмента, т.к. от того, насколько руководители смогли определить будущее видение предприятия, его стратегию и организовать процесс производства и сбыта продукции, будет зависеть конкурентоспособность выпускаемых товаров и предприятия в целом.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что конкурентоспособность  субъектов и объектов экономики  определяется, прежде всего, уровнем  менеджмента, его готовностью и способностью эффективно использовать потенциал, нести ответственность за результаты реализации стратегии, принимать нестандартные решения в условиях ограниченности информации.
1.2 Особенности  конкурентоспособности предприятия  на рынке пищевой индустрии
Пищевая промышленность призвана обеспечивать население различными продуктами питания в объемах  и ассортименте, достаточных для  формирования правильного и сбалансированного  рациона питания.
Пищевая промышленность - среднетехнологичная отрасль, ориентированная в основном на внутренний рынок. В середине текущего десятилетия российская пищевая промышленность оказалась перед долговременным системным вызовом, характер которого определяется усилением глобальной конкуренции, охватывающей рынки не только товаров, но и капиталов, технологий, рабочей силы. Однако сегодняшние качественные характеристики пищевой промышленности не позволяют ей использовать конкурентные преимущества глобализации. Она остается недостаточно диверсифицированной, характеризуется низким уровнем инноваций и эффективности использования ресурсов.
Анализ тенденций  развития пищевой промышленности свидетельствует  о том, что проблема повышения  ее конкурентоспособности за счет роста  эффективности производства является императивом. В целом рынок продукции пищевой промышленности обладает значительным потенциалом роста вследствие недоиспользования производственных мощностей и отставания фактического потребления продовольствия от рациональных научно обоснованных норм. Пищевая перерабатывающая промышленность занимает важное место в структуре региональной экономики, обеспечивает надежное продовольственное снабжение населения. Рост конкурентных позиций требует значительного укрепления конкурентного потенциала отрасли, что в свою очередь предполагает коренное техническое перевооружение, расширение ассортимента выпускаемой продукции за счет продукции более глубокой переработки, повышения ее качественных характеристик.
Таким образом, необходимо отметить, что в долгосрочной перспективе добиться устойчивого развития российской пищевой промышленности без обеспечения ее конкурентоспособности будет невозможно. Завоевание и сохранение конкурентных преимуществ предприятий пищевой промышленности - ключевая функция стратегического управления предприятием. Особенно важно добиться преимуществ на насыщенных рынках, где спрос удовлетворяется многими поставщиками. Главная предпосылка формирования стратегических факторов конкурентного преимущества заключается в способности предприятия выявить и удержать в течение длительного времени свои преимущества как производителя товара по сравнению с конкурирующими поставщиками.
Управление  конкурентоспособностью предприятия  пищевой промышленности заключается  в формировании определенного уровня конкурентного потенциала и его  поддержании. Поскольку управление конкурентным потенциалом предусматривает формирование долгосрочных устойчивых конкурентных преимуществ, то наблюдается четкая взаимосвязь между управлением конкурентоспособностью и стратегическим управлением. Стратегическое управление должно обеспечить эффективную жизнедеятельность предприятия. Это означает его сохранение как хозяйствующего субъекта в рамках существующих факторов, создание условий, обеспечивающих рост, развитие и поддержание устойчивости.
Опираясь на институциональный, воспроизводственный и корпоративный подходы, конкурентный потенциал пищевого предприятия можно определить как совокупную способность предприятия использовать внутренние финансово-инвестиционные, производственные, инновационные и человеческие ресурсы с целью создания устойчивых конкурентных преимуществ. При этом, конкурентный потенциал представляет собой способность бизнеса создавать долгосрочные конкурентные преимущества и адекватно реагировать на изменения в конкурентной среде. Следовательно, обеспечение конкурентоспособности пищевой промышленности - непременное условие повышения устойчивости ее развития. В свою очередь, высокий уровень экономической устойчивости объекта исследования будет способствовать качественному развитию конкурентного потенциала. Исследование показало, что в качестве источников устойчивого развития пищевой промышленности России выступает совокупность социально-экономических, технико-технологических, организационных, экологических факторов, способствующих формированию заданного уровня устойчивости. В случае, когда все эти составляющие не противоречат друг другу, результирующий показатель устойчивости объекта исследования достигнет максимального значения.
Приволжский федеральный  округ - один из ведущих в стране по уровню индустриального развития и один из основных аграрных регионов России, производящий около 27% сельскохозяйственной продукции. Ведущая отрасль пищевой промышленности Приволжья, имеющая общероссийское значение - мукомольная, особенно развита эта отрасль в Самарской, Саратовской, Ульяновской областях, а также в Нижегородской и Кировской областях. Во всех крупных городах ПФО есть предприятия пищевой промышленности, производящие продукты питания для населения. Находясь в Поволжье, Самарская область является небольшим по территории, но динамично развивающимся и обладающим несомненной привлекательностью для инвесторов регионом. Хорошей базой для долгосрочного инвестирования и успешного бизнеса являются авторитет власти, межнациональное согласие, выгодность географического положения, благоприятные природно-климатические условия, развитость инженерной, телекоммуникационной и транспортной инфраструктуры, правовые и экономические гарантии инвестиций, достаточный ресурс рабочей силы. Отличительной особенностью является то, что Самарская область не имеет запасов стратегического сырья. С учетом этого основным приоритетом стал инновационный путь развития экономики, так как источники экстенсивного экономического роста практически исчерпаны. Пищевая перерабатывающая промышленность занимает важное место в структуре региональной экономики, обеспечивает надежное продовольственное снабжение населения. Развитие отрасли в регионе идет особенно динамично и служит объектом многочисленных инвестиционных предложений, как крупнейших российских компаний, так и зарубежных партнеров. Самарская область полностью обеспечивает себя мукой, крупами, хлебобулочными изделиями.
Эффективность работы предприятий хлебопекарной  промышленности во многом зависит от управленческой деятельности, обеспечивающей им реальную экономическую самостоятельность и конкурентоспособность. За последние годы произошли значительные изменения в сфере производства хлебобулочных изделий. Производство хлеба в России сократилось на 16,48%. Если в 2000 году в стране выпекалось порядка 9,1 миллионов тонн, то на 2010 г. пришлось всего 7,6 миллиона тонн хлеба.
В Самарской  области функционирует 72 хлебопекарных  предприятия различных форм собственности: государственные (2), муниципальные (2), частные (48), в собственности общественных и религиозных организаций (1), смешанная форма собственности (17), совместно российская и иностранная форма собственности (2). В настоящее время в Самарской области функционирует 19 крупных хлебокомбинатов по производству хлеба и хлебобулочных изделий. Однако производственные мощности используются лишь на треть и имеют тенденцию к снижению.
За период рыночных преобразований произошли значительные изменения конъюнктуры рынка  хлебобулочных изделий, как в  целом по России, так и в Самарской  области. При довольно незначительном снижении общего среднедушевого потребления всех хлебопродуктов (со 112 до 110 кг/чел. за 2000-2010 гг.) потребление непосредственно хлеба за этот период резко упало, что привело к снижению объемов его производства и, соответственно, использования производственных мощностей в промышленности.
Анализируя  производство данных видов продукции  в Самарской области за последние  десять лет можно сделать следующие  выводы. Хлебопекарные предприятия  выпускают разнообразный ассортимент  продукции. Но основная масса реализуемых хлебобулочных изделий - хлеб (55,0 тыс. тонн) и батон (22,5 тыс. тонн). За анализируемый период в области сократилось количество хлеба ржаного (на 31,5% или 32,1 тыс. тонн).
Проведенный анализ позволил выделить основные проблемы отрасли:
- прекращение работы по созданию прогрессивных видов оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, современных технологий;
- ценообразование, повышение качества продукции и совершенствование условий ее продаж;
- необходимость наращивания выпуска ржано-пшеничных сортов хлеба, булочных изделий и изделий лечебного и профилактического назначения.
Проведенное исследование свидетельствуют о том, что хлебопекарная  промышленность в современных условиях постоянно уменьшает выпуск хлебобулочной  продукции, а высокая себестоимость не позволяет предприятиям иметь достаточную прибыль.
В настоящее  время на отдельных крупных и  средних предприятиях пищевой и  перерабатывающей промышленности осуществляется реконструкция и техническое  перевооружение производства за счет привлекаемых инвестиций и собственных средств предприятий. Особое внимание обращается на внедрение современных отечественных и импортных технологий, направленных на расширение ассортимента и улучшение качества выпускаемой продукции.
Основными проблемами, препятствующими, развитию пищевой промышленности в Самарской области, являются нехватка специалистов технологов, управляющего персонала и специалистов по продажам, инженерно - технического персонала, способного работать с импортным современным оборудованием; недостаточный опыт (уровень) развития отрасли (отставание по производительности от среднего российского уровня); недостаточно развитая транспортно-логистическая структура, в частности не развит сектор логистических услуг и отсутствует предложение качественных складских площадей.
Направления повышения  отраслевой конкурентоспособности  предприятий в рамках целевых  программ устойчивого развития пищевого комплекса Самарской области  должны находиться в тесной увязке с поддержкой развития малого предпринимательства пищевой направленности и по причине того, что последнее обладает стабилизирующим фактором для экономики - это гибкость и приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, оперативно создавать и применять новые технологии и научные разработки. В настоящее время подход к региональному развитию, основанный на кластерах, приобретает в нашей стране все большую актуальность. Кластерный подход является эффективным инструментом стимулирования регионального развития, положительные результаты которого заключаются в повышении производительности труда, создании новых рабочих мест, увеличении налоговых выплат, появлении новых предприятий, развитии инфраструктуры региона, увеличении экспорта и привлечении иностранных инвестиций.
Самарская область, наряду с другими субъектами РФ, включилась в процесс формирования региональных продовольственных кластеров.
Исследование  показывает, что для формирования продовольственного кластера в Самарской  области существует ряд предпосылок. Данный подход позволяет по-новому оценить факторы конкурентоспособности региона.
Основными направлениями  развития пищевой промышленности Самарской  области являются:
- применение  достижений науки и передового  опыта для выпуска качественной  и безопасной продукции, внедрение современных технологий, обеспечивающих глубокую переработку сырья, а также увеличение производства продукции в фасованном виде;
- разработка  и внедрение систем менеджмента  качества;
- проведение  маркетинговых исследований по  изучению емкости и потребности рынка в продукции, учет данных обследований при разработке и внедрении новых видов продукции, строительстве, реконструкции и загрузке имеющихся производственных мощностей;
- создание интегрированных  агропромышленных структур с  целью развития собственной сырьевой базы, бесперебойного обеспечения сырьем требуемого качества и своевременной реализации продукции;
- сохранение  и увеличение объемов производства  пищевых продуктов за счет  пуска в эксплуатацию новых  производств, проведения мероприятий  по модернизации и техническому перевооружению организаций, расширения и обновления ассортимента выпускаемой с использованием нетрадиционного сырья продукции.
Комплексная целевая  программа устойчивого развития и повышения конкурентоспособности  хлебопекарной систем Самарской области рассматривается в работе как единый комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей и подцелей развития регионального АПК, сельских территорий и сельского населения. Также конкурентоспособность пищевых предприятия рассматривается как основной критерий главной цели устойчивого развития перерабатывающей сферы агросистем в условиях рыночных отношений, конкуренции, глобализации, развивает методологию оценки уровня конкурентоспособности агропродовольственных систем регионов.
Конкурентоспособность хлебопекарной системы региона, являясь особым комплексным свойством  и формируясь совокупностью качественно  новых факторов и условий, необходимых  для перехода на более высокие  ступени социально-экономического, экологического и научно-технического развития Самарской области, представляет собой синтетическую многогранную категорию, соединяющую в себе содержательные моменты рынка и администрирования, состязательности и сотрудничества, а также их общественно-государственные регуляторы, реализующиеся на объектно-субъектном уровнях рынка. Одновременно конкурентоспособность и устойчивое развитие представляют собой наиболее точную и достоверную форму проявления эффективности использования резервов и ресурсов, показатель результативности конкурентного межрегионального взаимодействия.
Резервы повышения  эффективности, конкурентоспособности, устойчивости и бережливости пищевого комплекса можно охарактеризовать как составную часть резервов расширенного агропромышленного воспроизводства. Выделение и использование этих резервов - это нахождение возможностей экономии общественного труда и устойчивого развития агропромышленного производства, а также обеспечения продовольственной безопасности за счет экономии всех видов ресурсов. В этом выражается цель и средства интенсификации, инновационно-инвестиционного развития. Эта цель реализуется в двух взаимоувязанных направлениях:
1) экономическое  использование ресурсов наличного  производственного потенциала агропродовольственных  систем
2) экономия на  основе изыскания новых возможностей качественного, конкурентоспособного и бережливого совершенствования производственного и научно-технического потенциалов пищевого комплекса.
Разработка  целевых региональных программ должна стать целенаправленным процессом  мобилизации всех резервов регионов и служить инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического (инновационного) развития, методом приоритетной концентрации ресурсов для решения первоочередных, приоритетных проблем.
Классификация резервов и факторов конкурентоспособности, региональных агропродовольственных  систем включает ряд критериев: период действия, место проявления; тип  и вид источника возникновения, возможность реализации.
Выделены резервы  и факторы кратко-, средне и долгосрочного действия; резервы, реализуемые на локальном, региональном, национальном и мировых рынках; резервы, основанные на фундаментальных и специфических преимуществах региональной экономики, резервы внутренней и внешней конкурентоспособности и устойчивого развития, резервы конъюнктурной и стратегической конкурентоспособности и устойчивости и др.
Важнейшее значение для стратегической конкурентоспособности  агропродовольственных систем регионов имеет преодоление концептуальных разграничений между внутренними и внешними источниками конкурентных преимуществ пищевых предприятий, что связано со стиранием этих границ в условиях глобальной, сетевой и инновационной экономики. Уточнена сущность «верхнего» и «нижнего» пределов конкурентоспособности, предопределяющих разные по своей природе источники и пути развития агропродовольственных систем, их перерабатывающей сферы региональной экономики.
В работе важное значение придается вопросам совершенствования  методики расчета сводного индекса  конкурентоспособности перерабатывающей сферы агропродовольственных систем АПК региона, интегрально отображающего набор ключевых факторов регионального развития пищевой сферы и отвечающего требованиям международных методик оценки национальной конкурентоспособности. В ходе анализа трудов отечественных экономистов выяснено, что методические положения по измерению уровня конкурентоспособности перерабатывающей промышленности агропродовольственных систем АПК регионов, содержат две части: обоснование методологических основ оценки конкурентоспособности перерабатывающей сферы агропродовольственных систем региона; собственно алгоритм расчета уровня конкурентоспособности пищевой перерабатывающей промышленности.
Система показателей  оценки конкурентоспособности перерабатывающей сферы АПК региона должна включать пять подсистем индикаторов экономического, социального, инновационного, институционального и внешнеэкономического развития, содержащих в свою очередь группы частных показателей регионального развития этой сферы.
В работе доказывается, что в условиях недостаточного развития условий и факторов, необходимых для устойчивого и эффективного развития пищевой промышленности АПК регионов, наиболее адекватным выбором для многих российских регионов является стратегия активного формирования конкурентных перерабатывающих кластеров на основе установления эффективных взаимосвязей устойчивости агропродовольственных систем на макро-, мезо- и микроуровнях. В современных условиях устойчивость и конкурентоспособность пищевого комплекса напрямую зависит от устойчивости региональных и национальных агросистем. В настоящее время кластеры взаимосвязанных отраслей должны стать движущей силой развития региональных агроэкономик.
В этой связи  кластерный подход (кластеризация) рассматривается  как институт развития перерабатывающей промышленности региональной экономики, как новый инструмент регионального управления процессами обеспечения продовольственной безопасности, на основе укрепления межотраслевых связей и использования формирующихся принципов эффективной агропромышленной, научно-технической и инновационной региональной политики. Экономическая стратегия развития перерабатывающей промышленности, основанная на кластерном подходе, должна быть направлена на стимулирование развития указанных взаимосвязей в целях конкурентного регионального развития пищевого комплекса АПК. Государственная стратегия развития кластеров заключается в создании условий для их эффективной работы. Роль региональных властей в этом направлении должна сводиться, к созданию системы стимулирования инновационно-инвестиционной деятельности, направленной на выпуск в регионе конкурентоспособной продукции пищевой перерабатывающей промышленности региона, формирование инновационного ядра кластера, а также региональной инновационно-инвестиционной системы пищевого комплекса.
В настоящее  время перерабатывающие территориально-производственные комплексы (кластеры) должны стать движущей силой развития региональной агроэкономики.
Исследование  показало, что возрастающая степень  экономической свободы и самостоятельности перерабатывающей сферы АПК регионов, в свою очередь, оказывают заметное влияние не только на направленность социально-экономического развития (прогрессивную и регрессивную) регионов, но и на факторы и инструменты, обеспечивающие их конкурентоспособность и социально-экономическую устойчивость.
Во многих литературных источниках авторы придерживаются основополагающего  принципа повышения конкурентоспособности  фирм:
- «высокое качество - низкая цена», выполнение которого возможно лишь при одном экономическом условии:
- экономия потребляемых видов продукции за счет повышения их качества должна обязательно превышать (или во всяком случае не может быть меньше).
- возможное увеличение затрат живого труда изготовителя, обусловленное повышением качества выпускаемой им продукции.
Соблюдение вышеописанных  принципов в рамках интегрированных  агропродовольственных систем, ориентированных  на конечные народнохозяйственные результаты, усиливает влияние потребления  на агропромышленное производство. При  этом сбалансированность агропродовольственных систем следует рассматривать не только с точки зрения соответствия производства потреблению продовольствия по качеству, ассортименту и стоимости, но также и по эффективности во всех отраслях и сферах воспроизводства агропродовольственных систем.
Несбалансированное повышение  эффективности агропромышленного  производства в рамках агропродовольственных  систем приводит к тому, что сберегаемые  в эффективно функционирующих отраслях и подкомплексах ресурсы поступают  в ходе расширенного воспроизводства в другие, использующие их с уровнем эффективности ниже общественно необходимого.
Экономия труда должна стать составным и неотъемлемым элементом развития межотраслевых  связей агропромышленного производства и процесса формирования общественно необходимых затрат труда в агропродовольственных системах (приложение 3).
Организация межотраслевых  продуктовых комплексов должна способствовать приближению агропромышленного  производства к конечному потребителю, сокращению потерь, возникающих чаще всего на стыках между звеньями производственно-технологической вертикали. В ближайшие 10-15 лет следует делать упор не на количественный рост отраслей агарного производства, а на сокращение потерь при уборке, переработке, хранении и транспортировке продукции. Это дало бы возможность решать продовольственную проблему без значительного дополнительного потребления ресурсов на стадии производства сельскохозяйственного сырья (техники, удобрений, энергоносителей, труда). Это предполагает необходимость осуществления определенных сдвигов во внутренней структуре агропродовольственных систем, прежде всего, за счет увеличения в ней доли пищевой промышленности. К сожалению, в настоящее время роль пищевой промышленности в решении продовольственной программы недооценивается. Этим объясняется значительная часть потерь (недостаток современных перерабатывающих мощностей, складских помещений, холодильного оборудования и т.п.). Упрочение положения пищевой промышленности, ее интеграционное развитие, несомненно, активизирует вертикальные связи в рамках региональных агропродовольственных систем, способствует снижению количества при одновременном повышении качества сельскохозяйственного сырья. В этой связи увеличение перерабатывающих мощностей, совершенствование уборочной техники, технологий и техники хранения сырья и его транспортировки имеют значительные преимущества перед мероприятиями по повышению урожайности, количественного роста объемов производства сельскохозяйственных культур.
В связи с неравномерностью распределения результатов сельскохозяйственного производства по годам в рамках агропродовольственных систем регионов необходимо создавать и поддерживать резервы перерабатывающих мощностей. При этом потери от неполного использования перерабатывающих мощностей в неурожайные годы будут компенсироваться полной переработкой сырья в благоприятные, высокоурожайные годы. Мы придерживаемся позиции о том, что перерабатывающие мощности для скоропортящейся пищевой продукции, характеризующейся значительными отклонениями урожаев по годам, должны ориентироваться на максимальные, а не на средние урожаи. Решение продовольственной проблемы может быть эффективным только при условии интеграционного и кооперационного взаимодействия всех отраслей и подкомплексов региональных агропродовольственных систем. Например, необходимо пересмотреть существующее в регионах размещение складов, баз и хранилищ, с тем, чтобы ими располагали взаимовыгодно все сотрудничающие
Итак, раскрыто новое содержание конкурентоспособности агропродовольственного комплекса региона как особого комплексного свойства, формируемого совокупностью качественно новых факторов и условий, необходимых для перехода на более высокие ступени социально-экономического, научно-технического и экономического развития. Исследована авторская классификация резервов и факторов, определяющих характер устойчивого развития и конкурентоспособности перерабатывающей промышленности региона, стратегические направления развития ее организационно-управленческой структуры, обоснованы направления формирования конкурентоспособных предприятий.
Таким образом, под конкурентоспособностью предприятия пищевой промышленности региона мы понимаем многофакторную характеристику, отражающую его способность  вести конкурентную борьбу благодаря  обеспечению большей, чем у конкурентов, степени соответствия внутренних составляющих деятельности требованиям, конкретного рынка с целью достижения желаемого положения на нем.
2. Анализ конкурентоспособности пищевого предприятия на примере ОАО «Самарский хлебозавод №9»
2.1 Основные технико-экономические показатели
На сегодняшний день российский рынок хлебобулочной продукций  постоянно пополняется разнообразной  продукцией как зарубежных, так и  отечественных производителей. Не является исключением рынок города Самары и Самарской области. В настоящее  время в городе Самаре действует большое количество хлебопекарных предприятий различных форм собственности, производящих около 235 тонн хлебобулочных хлебобулочной продукций в сутки. В производстве хлеба и хлебобулочной продукций лидерами являются - самарские хлебозаводы №1, №9, №5, хорошие результаты у ООО «Лиронас».
ОАО «Самарский хлебозавод №9» образовано в 1939 году. В настоящее время оно имеет пять производственных цехов, а также экспериментальный участок по производству хлебобулочных и мучных кондитерских хлебобулочной продукций. Производственным профилем предприятия является выпуск хлебобулочной продукций. На сегодняшний день предприятие выпускает более 15 наименований хлебобулочной продукций.
Основной целью деятельности ОАО «Самарский хлебозавод №9» является получение прибыли, в соответствии с этой целью предприятие осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: выработка и реализация хлебобулочной продукции; торгово-коммерческая деятельность; а также в порядке диверсификации осуществляет иные виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству.
Сбыт выпускаемой продукции  осуществляется в городе Самаре и  частично в ближайших районах.
Исходя из цели комбината, можно определить основные виды деятельности предприятия:
- производство и реализация хлебобулочных, кондитерских и диетических хлебобулочной продукций, продовольственных и промышленных товаров;
- организация оптовой,  розничной торговли готовой продукцией, товарами народного потребления,  создание сети торговых баз,  магазинов;
- осуществление транспортных  перевозок сырья и материалов, готовой продукции и других  хлебобулочных продукций на территории  Самарской области;
- реконструкция и техническое  перевооружение производства, внедрение  научно-технических достижений, проведение  опытно-конструкторских, проектных работ и маркетинговых исследований.
Вкусовые качества продукции, выпускаемой только на натуральном  сырье и при жестком лабораторном контроле, полностью отвечают потребностям населения. На предприятии постоянно  ведется контроль за качеством входного сырья, технологическим процессом, качеством готовой продукции, что гарантирует безопасный и качественный продукт.
Одной из ключевых задач  на ближайшую перспективу является сохранение и увеличение объемов  производства, финансовой устойчивости и конкурентоспособности предприятия, а также эффективное управление имеющимися ресурсами.
В производственной структуре  ОАО «Самарский хлебозавод №9» выделяют отдел сбыта, отдел снабжения, транспортный отдел, технологическую лабораторию, строительную группу, пять производственных цехов и экспериментальный участок по производству хлебобулочных и мучных кондитерских хлебобулочной продукций.
ОАО «Самарский хлебозавод №9» обладает смешанным типом производственной структуры, который имеет ряд преимуществ: обеспечивает уменьшение объемов внутрицеховых перевозок, сокращение длительности производственного цикла изготовления продукции, улучшение условий труда, высокий уровень загрузки оборудования, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции.
Рассматриваемое предприятие является акционерным обществом, высшим органом управления является общее собрание акционеров. Общество действует на основании Устава, который является основным внутренним актом для деятельности акционерного общества. В Уставе закреплены положения о создании и ликвидации общества, формирование уставного капитала, размещение акций и иных ценных бумаг, определена компетенция общего собрания акционеров, Совета директоров и исполнительного органа акционерного общества.
В рамках проведения финансового анализа ОАО «Самарский хлебозавод №9» вначале рассмотрим динамику состава, структуры имущества предприятия и источников его формирования.
Общую оценку структуры  имущества ОАО «Самарский хлебозавод №9» и его источников по данным формы 1 баланса предприятия за 2008-2010 года можно представить в виде данных, приведенных в приложении 5. Из таблицы, приведенной в приложении 5 видно, что валюта баланса снизилась на 14539 тыс. руб. или на 16,68% в 2009 году и на 15090 тыс. руб. или на 20,78% в 2010 году.
В активе баланса так же произошли значительные изменения, так:
- внеоборотные активы повысились еще на 10945 тыс. руб. или на 79,70% и в структуре на 18,23% в 2009 году, а в 2010 году понизились на 3294 тыс. руб. или на 13,35%, а в структуре укрепились на 3,19%.
- оборотные активы снизились на 25484 тыс. руб. или на 34,71% и так же в структуре на 18,23% в 2009 году, а так же и в 2010 году на 11830 тыс. руб. или на 24,68%, и в структуре так же произошло снижение на 3,25%
В пассиве баланса  произошли следующие изменения:
- капитал и резервы в динамике имеет повышение на 1950 тыс. руб. или на 26,54%, за счет повышения нераспределенной прибыли в 2009 году, но снижение в 2010 году на 5665 тыс. руб. или на 60,93%.
- долгосрочные обязательства в виде отложенных налоговых обязательств повысились на 100,00% или на 84 тыс. руб. в 2009 году и снижение на 100% или нас 84 тыс. руб. в 2010 году.
- краткосрочные обязательства понизились на 20,77% в 2009 году, и понизились на 14,77% в 2010 году.
В структуре  пассивов произошли следующие изменения:
- капиталы и резервы увеличились на 4,37% в 2009 году и уменьшились на 6,49% в 2010 году.
- долгосрочные обязательства повысились на 0,12% в 2009 году и снизились на 0,12% в 2010 году.
- краткосрочные обязательства имеют тенденцию снижения на 4,49% в 2009 году, но повысились на 6,60% в 2010 году.
Наивысшими  показателями являются показатель краткосрочных  обязательств 2008 года и оборотные  активы 2008 году, а наименьшими показателями являются долгосрочные обязательства 2008 и 2010 годов.
Таблица 1. Анализ достаточности источников финансирования для формирования запасов (тыс. руб.)
 
Показатели
2008 год
2009 год
2010 год
 
Общая величина запасов - (Зп)
26172
28200
26111
 
Наличие собственных  оборотных средств - (СОС)
-6386
-15381
-17752
 
Функционирующий капитал - КФ
-6386
-15297
-17752
 
Общая величина источников - ВИ
61963
34265
28450
 
± ФС = СОС - Зп [4, c. 214]
-32558
-43581
-43863
 
± ФТ = КФ - Зп [4, c. 214]
-32558
-43497
-43863
 
± ФО = ВИ - Зп [4, c. 215]
35791
6065
2339
 
Трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации
{0,0,1}
{0,0,1}
{0,0,1}
 
S(Ф) = {S(±ФС); S(± ФТ); S(± ФО)}
       
         

 

По итогам таблицы 1 можно  сделать вывод о том, что ОАО «Самарский хлебозавод №9» имеет неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, но при котором все же сохраняется возможность восстановления равновесия путем пополнения источников собственных средств за счет сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов.
Таблица 2. Анализ уровня и динамики финансовых результатов (тыс. руб.)
Наименование  статей
Абсолютные  величины
Абсолютные  отклонения
Темпы роста
Изменения в  структуре
 
  2008 год
2009 год
2010 год
2009 год к 2008 году
2010 год к 2009 году
2009 год к 2008 году
2010 год к 2009 году
2009 год к 2008 году
2010 год к 2009 году
 
                     
Выручка от продажи
135262
101862
81625
-33400
-20237
-24,69
-19,87
0
0
 
Валовая прибыль
29527
22486
17216
-7041
-5270
-23,85
-23,44
-0,05
-0,17
 
Прибыль от продажи
175
-239
-5233
-414
-4994
-236,57
2089,54
-0,01
-0,13
 
Прибыль до налогообложения
2501
2465
-5665
-36
-8130
-1,44
-329,82
0,01
-0,22
 
Чистая прибыль
1653
1827
-5665
174
-7492
10,53
-410,07
0,01
-0,20
 
                     

По итогам проведенного анализа можно сказать о том, что в 2008 году все показатели повысились, так выручка от продаж на 37120 тыс. руб. или на 37,82%, валовая прибыль на 7101 тыс. руб. или на 31,66%, прибыль от продаж на 106 тыс. руб. или на 153,62%, прибыль до налогообложения на 2268 тыс. руб. или на 973,39%, чистая прибыль на 1809 тыс. руб. или на 1159,62%. В 2009 году повысилась только чистая прибыль на 174 тыс. руб. или на 10,53%, а остальные показатели понизились, так выручка от продаж на 33400 тыс. руб. или на 24,69%, валовая прибыль на 7041 тыс. руб. или на 23,85%, прибыль от продаж на 414 тыс. руб. или на 236,57%, прибыль до налогообложения на 36 тыс. руб. или на 1,44%.
В 2009 году все  показатели понизились, так выручка  от продаж на 20237 тыс. руб. или на 19,87%, валовая прибыль на 5270 тыс. руб. или  на 23,44%, прибыль от продаж на 4994 тыс. руб. или на 2089,54%, прибыль до налогообложения на 8130 тыс. руб. или на 329,82%, чистая прибыль на 7492 тыс. руб. или на 410,07%.
В структуре  произошли следующие изменения: в 2008 году валовая прибыль увеличилась  на 0,31%, а прибыль до налогообложения и чистая прибыль уменьшились на 0,06% и на 0,05% соответственно. В 2009 году валовая прибыль уменьшилась на 0,23%, а прибыль от продаж на 0,01%. Остальные показатели не имели изменений в структуре, в 2010 году все доли в структуре снизились в среднем на 0,18%.
Таким образом, можно обобщить выводы по проведенному анализу финансовой деятельности ОАО «Самарский хлебозавод №9»: финансовое положение предприятия можно охарактеризовать как неустойчивое и имеет большую задолженность перед поставщиками, при этом наблюдается тенденция снижения зависимости предприятия от внешних источников финансирования. Баланс предприятия является неликвидным.
Различные стороны  производственной, сбытовой, снабженческой  и финансовой деятельности предприятия  получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов, наиболее из которых обобщенно представлены в отчете о прибылях и убытках в форме №2. Показатели финансовых результатов, важнейшим из которых является прибыль, характеризуют эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Она характеризует  степень деловой активности, финансовой устойчивости и благополучия предприятия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия.
Таким образом, в результате анализа результатов  становится очевидно, что деятельность предприятия прибыльна, при этом величина чистой прибыли росла в  течение всего рассматриваемого периода, за исключением 2010 года. Деловая  активность предприятия возрастает, рентабельность авансированного и собственного капитала также растет.
В целом, финансовый анализ ОАО «Самарский хлебозавод №9» позволяет сделать положительные выводы: предприятие рентабельно, стоимость его имущества повышается, также растет деловая активность, снижается зависимость от внешних источников финансирования. Тем не менее, уже сейчас можно наблюдать негативные тенденции, такие, как низкие ликвидность баланса и финансовая устойчивость. Решение данных проблем представляет задачу особой важности, в противном случае предприятие может достичь кризисного состояния.
Таким образом, была дана общая организационно-экономическая  характеристика ОАО «Самарский хлебозавод №9», финансовая деятельность которого является объектом анализа.
2.2 SWOT-анализ конкурентоспособности
Анализ экономической  ситуации. В условиях экономического кризиса прогнозируется замедление темпов роста доли крупных розничных  продовольственных сетей. Самара находится  на 13-м месте среди городов  России по насыщенности торговыми площадями на 1 000 человек населения. На каждые 1 000 человек в Самаре приходится 806 кв. м., в Москве - больше 1 000 кв. м., в Санкт-Петербурге - около 1 000 кв. м. В крупных европейских городах этот показатель также составляет около 1 000 кв. м. В настоящее время российские ритейлеры прогнозируют, что рост цен на продукты питания в 2010 г. не превысит уровня 2009 г., т.е. 15,8 - 16,0%%. Продуктовые ритейлеры считают, что резкое подорожание продуктов в конце 2009 г. - начале 2010 г. связано с рядом фактором: ростом курса доллара, удорожанием кредитов, необходимых на закупку товаров у поставщиков, а также ужесточением условий получения торговыми сетями новых кредитов на поддержание оборота. Укрепление курса рубля со второго квартала 2010 г. и снижение покупательской способности населения привело к некоторому замедлению темпов инфляции.
Существенные  события / факторы, которые могут в наибольшей степени негативно повлиять на возможность получения ОАО «Самарский хлебозавод №9» в будущем таких же или более высоких результатов, по сравнению с результатами, полученными за последний отчетный период, вероятность наступления таких событий, а также способы, применяемые ОАО «Самарский хлебозавод №9», и способы, которые ОАО «Самарский хлебозавод №9» планирует использовать в будущем для снижения негативного эффекта факторов и условий, влияющих на деятельность ОАО «Самарский хлебозавод №9» на момент окончания отч
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.