ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
|
Поиск учебного материала на сайте<
|
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
|
| | |
Результат поиска |
|
Наименование:
|
курсовая работа Празднично-обрядовая культура |
Информация: |
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 03.05.2013.
Год: 2012.
Страниц: 14.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
|
|
|
Описание (план): |
|
|
Оглавление:
Введение………………………………………………………………….………..3
1.Празднично-обрядовая культура………………………………………...…….5
1.1.Мифологические представления
славян в контексте народного календаря…………………………………………………………………..………5
1.2 Православные
праздники на Руси……………………………………………7
1.3. Календарные праздники и обряды
на Руси………………………………..10
2. Масленица:
история и примеры……………………………..…………….…14
2.1. Празднично-обрядовая культура
на примере праздника Масленица в
Новгородском музее народного деревянного
зодчества «Витославлицы»…………………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………22
Введение
Праздник – противопоставление
обыденности, любимое во всем мире времяпрепровождение,
моменты радости, мгновенья счастья. Каких только характеристик нельзя
дать этому поистине великолепному явлению,
призванному дарить людям отдых и счастье.
Праздник это не только календарное событие,
он скорее является потребностью души
и уместен там, где его ждут.
С глубокой древности, празднования каких либо событий, выполняли
три функции: развлекательную, нравственную
и эстетическую. У пращуров современного
общества, каждый праздник имел определенную
мистическую подоплеку, одновременно
с этим играл роль трудового катализатора,
поощряя людей отдыхом и расслаблением
за проделанный труд.
Невозможно найти такого
периода в истории человечества,
когда бы не существовало праздника,
а следовательно и дату зарождение
традиции праздновать определить не
представляется возможным. Во все времена
существовали ритуальные пляски и песнопения,
сопровождающиеся массовыми гуляниями
и отвлечением от повседневных тягот и
хлопот.
Праздник может сплотить
группу людей, а может и разделить,
например, национальные праздники, существующие
только у одной группы людей. Исходя из этого, можно считать праздник
событием, формирующим традиции и ценности.
Все современные официальные
и неофициальные праздники, корнями
своими уходят в эпоху традиционного
общества, где некогда служили
благому делу общин и целых
народов.
В целом, современные праздники можно разделить
на несколько категорий, таких как: народные,
религиозные, светские, национальные,
семейные, профессиональные и иные.
Народные праздники
отличаются своей естественностью,
органичностью и стихийностью; государственные (светские, национальные) – напротив,
имеют высокую степень «протокольности»
и идеологической направленности; религиозные
праздники также имеют высокую степень
организованности; семейные праздники
очень интимны, но в то же время традиционны
и справляются всеми на общих основаниях;
профессиональные близки к народным, но
отличаются высокой организацией.
В народных праздниках
можно отметить некую близость к
религиозным, объяснить это можно
тем, что в культурах разных этносов
схожие верования долгое время играли роль механизмов образующих
традиции и ценности. В то же время, народные
праздники в большей степени являются
светскими, причиной тому наслоение более
поздних традиций возникших в связи с
государством, на более ранние – общинные.
Наблюдается так же тенденция перехода
государственных праздников в народные
(1 мая и тд.), т.е. трансформация одного
вида праздников в другой, это вполне нормальное
явление. Следовательно, актуальность
выбранной темы проявляется в необходимости
выявления роли современных праздников
в формировании культуры российского
общества.
Объектом исследования является праздник как явление
культуры современного общества.
Предметом исследования выступает празднично-обрядовая
культура на протяжении развития общества.
Целью является выявление особенностей
праздника как культуроформирующего элемента
современного общества.
Задачей является проанализировать празднично-обрядовую
структуру в зависимости от временных
рамок.
Для написания
данной курсовой работы была использована
специализированная литература таких авторов как:
Беспятов Е.Б. «Театр под открытым небом»,
а так же Рюмин Е.Н. «Массовые празднества».
1.Празднично-обрядовая
культура
1.1.Мифологические
представления славян в контексте народного
календаря.
История славянских верований
всегда изучалась в тесной связи с народным
фольклором, поскольку мифологическую
основу невозможно отделить от содержания
празднований и времени совершения того
или иного обряда. Об этом свидетельствуют
сказки, предания и легенды, в которых
встречается множество различных волшебных
персонажей: ужасных и грозных, таинственных
и непонятных или добрых и всегда готовых
помочь.1
Древней религией славян, их
мировосприятием было язычество. Оно охватывало
практически всю сферу духовной культуры
и значительную часть культуры материальной,
точнее, культуры производственной, ибо
она была проникнута убежденностью ее
носителей в постоянном присутствии и
участии сверхъестественной силы во всех
трудовых процессах.
Славянское язычество не было обособлено
от верований соседствующих народов. В
первое тысячелетие нашей эры оно представляло
собой некое ответвление от общей древней
индоевропейской религии. Практически
полное отсутствие свидетельств о славянской
религии до VI в. и малое их число, относящееся
к периоду до XI в., вынуждает ученых восстанавливать
древнейшую славянскую религию, используя
современный материал, такой как записи
XI—XX вв. При этом применяется сравнительно-исторический
метод, подобный тому, что используется
в Лингвистике. В отличие от христианства,
представляющего собой достаточно цельную,
устойчивую, структурно единообразную,
закрытую систему догматов и религиозных
символов, славянское язычество являлось
системой неоднородной и открытой, в которой
новое уживалось со старым, постоянно
дополняло его, образуя целый ряд напластований.
Если воспользоваться традиционной научной
терминологией, то можно сказать, что славянское
язычество содержало в себе не только
свойственные ранней стадии религиозного
развития аниматические верования, т.е.
убежденность в том, что все в природе
живое — камень, огонь, дерево и молния,
и т.п., — но и анимические (т.е. имеющие
душу). Все это сочеталось, вероятно, с
более поздними воззрениями о трансцендентности
души (т.е. способности переходить в другую
плоть). Кроме того, в мифологическом представлении
отражалась способность персонажей к
различным метаморфозам, например, превращения
в козла, в собаку, кота, копну сена, черный
клубок, в младенца и т.п. Эти сказочные
персонажи, после обращения славян в христианство
получили название нечистой силы. Они
имели человеческий, звериный или смешанный
облик. И эта сверхъестественная сила
по убеждению древнего славянина-язычника
рассеяна по всей вселенной, с нею приходилось
иметь дело, и она была опасна, хотя и не
всегда вела к плохому или трагическому
исходу. Эту силу можно было умилостивить
и даже отпугнуть, что и совершалось согласно
особым ритуалам и традициям. В процессе
развития из этой среды сверхъестественного
начали выделяться языческие боги, о которых
мы имеем довольно смутное представление.
Примерно к VI веку славяне имели еще не
христианского, но единого бога. 2
Для современного человека использованные
в сказках и преданиях персонажи кажутся
причудливым вымыслом. Однако в старину
на Руси свято верили, что в чаще леса стоит
изба Бабы-Яги, а в суровых каменных горах
обитает Змей, похищающий красавиц, считали,
что девушка может выйти замуж за медведя,
а конь умеет говорить человеческим голосом.
Такая вера и получила название «язычество»,
иначе говоря — «народная вера».
Славяне-язычники поклонялись
природным стихиям, верили в родство людей
с различными животными, приносили жертвы
божествам, населяющим все вокруг. Стоит
сказать, что единых для всего славянского
мира представлений о богах никогда не
существовало: поскольку славянские племена
в дохристианское время не имели единого
государства, они не были едины и в верованиях.
Славянские боги не связаны родственными
отношениями, хотя некоторые из них и очень
похожи друг на друга.
Православные
праздники Руси
В народе, праздники в процессе
исторической эволюции в большинстве
случаев избавились от темных предрасположений
и обрядов с бесами, но все-таки что-то
из них сохранилось и до наших дней. Вследствие
чего можно сделать вывод, что на данный
момент с большой скоростью исчезают российские
деревни, которые являются носителями
народных обычаев и обрядов, и только благодаря
Церкви множество народных праздников
не забыты и празднуются в нашей жизни.
Хотя Православная Церковь никогда не
одобряла тех народных обычаев, которые
содержали в себе бесовщину и дьявольщину.
Но Церковь всегда шла на понимание, чтобы
сохранить основу национальной культуры
и сохранить увековеченные знания народа.3
Праздник всегда был неотъемлемой частью
истории человечества. В ходе своего существования,
праздник вбирает в себя исторические,
религиозные и народные особенности жизни.
С принятия христианства на Руси началась
новая эпоха в жизни. До принятия языческая
Русь обладала хорошим сельскохозяйственным
опытом, знала все закономерности природы
и человеческой жизни, имела достаточно
большой круг языческих богов, обрядов,
верований. До принятия христианства последовательность
праздников и будней определялась сменой
времен года, которые обуславливали занятия
крестьянина. После Крещения, язычникам
на Руси пришлось постичь знание православного
учения, принять христианских святых и
соотнести все это с ранними верованиями.
Весь этот процесс постижения был длительным
по времени и сложным. Народные и языческие
праздники впитывали в себя праздники
христианские и наоборот, христианские
праздники втекали в народную жизнь и
непросто входили в сознание людей. Сливаясь
в одно целое на протяжении длительного
времени, они оказывали друг на друга влияние,
что в последствии после сложного их соединения
сформировалась определенная система
верований.
Существует двенадцать
особых праздников, они называются
двунадесятыми. Они делятся по литургическому
принципу на две категории, первая категория
– это неподвижные (непереходящие)
праздники. Неподвижные праздники всегда отмечаются в строго
определенное число месяца, независящие
от дня недели, каждый год меняющегося.
К этой категории относятся девять двунадесятых
праздников, такие как: Рождество Христово
– 25 декабря (7 января), Крещение Господне
– 6 (19) января, Сретение Господне – 2 (15)
февраля, Рождество Пресвятой Богородицы
– 8 (21) сентября, Введение во храм Пресвятой
Богородицы – 21 ноября (4 декабря), Благовещение
Пресвятой Богородицы – 25 марта (7 апреля),
Воздвижение Креста Господня – 14 (27) сентября,
Преображение Господне – 6 (19) августа,
Успение Пресвятой Богородицы – 15 (28) августа.
По традиционной датировке праздников
сначала указывается число по старому
стилю, а потом в скобках – по новому стилю.4
Вторая категория двунадесятых праздников
называется переходящие (подвижные), которые
принадлежат пасхальному циклу. Эти праздники
всегда отстают от Пасхи на известное
число дней и переходят в разные годы на
другие числа. Ко второй категории двунадесятых
праздников относятся три праздника: Вход
Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
– он празднуется за неделю до Пасхи; Вознесение
Господне – празднуется через сорок дней
после Пасхи, всегда в четверг шестой недели
по Пасхе; День Святой Троицы, Пятидесятница
– отмечается через семь недель, на восьмую
неделю по Пасхе и всегда в воскресенье.
А сам праздник Пасхи, – Светлое Христово
Воскресение ни в какую категорию не входит,
так как, это Праздник праздников и Торжество
из торжеств и не может сравниваться с
другими праздниками. Праздник Пасхи празднуется
в пределах 35 дней, от 22 марта (4 апреля)
до 25 апреля (8 мая) и попадает на любой
из воскресных дней в этот период, все
зависит от весеннего равноденствия.
Также, по значимости к двунадесятым
праздникам, празднуются великие праздники:
например, праздник в честь святых первоверховных
апостолов Петра и Павла – 29 июня (12 июля),
Покров Пресвятой Богородицы – 1 (14) октября,
день памяти в честь святого Иоанна Предтечи
(день Рождества Иоанна Предтечи – 24 июня
(7 июля) и Усекновения главы – 29 августа
(11 сентября)). Еще в церковном календаре
большое значение занимают особо чтимые
праздники: например, день памяти пророка
Илии, святого великомученика Георгия
Победоносца и других.
|
1.3. Календарные праздники
и обряды на Руси.
Жизнь крестьянина на Руси издревле была
подчинена повторяемой смене времен времени.
Это зимнее и летнее солнцестояние, осенние
и весенние равноденствие, естественная
смена времен года. Эта календарная обрядовость
открывалась большими календарными праздниками:
зима – святками, весна и лето – масленицей,
семицко – троицкой неделей, Ивано – Купальским
праздником, осень – праздником во имя
Спаса и Богородицы и т.д. 5
Одни календарные обряды, в силу значимости
отмечаемого праздника, особенностей
природной ситуации и меняющихся социально
– экономических условиях сохранили свои
языческие корни, а другие – подверглись
значимым изменениям. Например, календарный
обряд в праздник солнцестояния сохранил
традиционную социальную открытость,
всеобщий характер празднования. Они не
поддались влиянию христианства, а напротив,
часто выступали в роли оппозиции христианской
идеологии. Приспосабливаясь к меняющимся
условиям социально – экономической жизни,
календарные праздники отделялись от
сельскохозяйственной деятельности, превращались
в развлекательные. Другая часть календарных
праздников сохранили традиционную социальную
замкнутость, выступая своеобразными
семейными календарными праздниками.
Эти праздники претерпели более сильное
влияние христианства. Они отмечались
и в церкви и в кругу семьи.
«Праздничные
циклы соединяет между собой
цепочка ежедневных средних и
малых праздников (пол у праздников),
календарных примет и наблюдений,
зарифмованных в присловья и
жестко привязанных к церковным
святцам. Поэтому календарные праздники
неотделимы от устного крестьянского
календаря – земледельческого месяцеслова.
С принятием христианства богатейший
опыт людей по освоению природы и окружающей
среды был как бы по – новому «систематизирован»
и сакрализован святыми православных
святцев. Соответственно в народном календаре,
сплошь состоящем из рифмованных присловий,
каждый день стал узнаваем по той конкретной
информации, которая в качестве «прозвища»
закрепилась за конкретным святым: например,
Авдотья – Малиновка, Борис – Глеб – Па
л и – копы, Луп – Брусничник, Орина –
Журавлиный лет, Савватий – Пчельник.
Эта информация, накапливаясь от одного
дня к другому, как бы подводила к рубежу,
когда должны были произойти качественные
изменения в природе и, благодаря этому,
в жизни человека. Именно на эти рубежи
приходятся все большие календарные праздники.
Поэтому в народном укладе жизни каждое
значительное празднество – было не просто
«эмоциональной разрядкой» от трудовых
будней, а своеобразным итогом прожитому
отрезку времени и одновременно «подготовкой»
к следующему периоду. Как «итог», так
и «подготовка» осуществлялись через
определенные обряды и ритуальные действия.
Повторяясь, хотя и в разных вариантах,
в течение года от одного праздника к другому,
они служили единственной цели: не дать
оскудеть всему сущему на земле. Поэтому
в центре календарных праздников стоят
мотивы продолжения человеческого рода,
плодородия земли, плодовитости скота,
зверей, птиц.» 6
Свадебный обряд представляет
собой своеобразный народный спектакль,
где расписаны все роли и даже есть режиссеры — сват или сваха.
Особенная масштабность и значительность
этого обряда должна показать значение
события, проиграть смысл происходящей
перемены в жизни человека.Обряд воспитывает
поведение невесты в будущей супружеской
жизни и воспитывает всех присутствующих
участников обряда. Он показывает патриархальный
характер семейной жизни, ее уклад. Он
содержит некие постулаты, формулы человеческого
бытия.
Женщина уходит в дом мужа, в чужую семью
и должна быть готова к жесткому отношению
новых родственников, к лишению любви
и поддержки от своей семьи. Крестьянский
уклад складывался по принципам выживания.
«Спектакль» не зависит от чувств, которые
испытывают участники.
Существует основа обряда, неизменная
во всех областях, но в каждой местности
привносятся свои детали. В нем всегда
присутствует доля импровизации. В северных
районах Китежа и Архангельска молодые
договариваются между собой.
Первое действие — сватовство.
По классическому сценарию главное лицо
обряда — сват, то есть человек, берущий
на себя миссию ухаживания и представительства.
При старом жизненном
укладе его роль была определяющей.
Зрители находятся всегда — это дети.
При приходе сваты не говорят прямо о своем
намерении, а объясняются иносказательно.
Затем зовут невесту, но она уходит и не соглашается сразу.
Происходит
сговор и «рукобитье», которое завершает
договоренность о приданом и условных
жизни, якобы не зная молодых.
По северным традициям, как только парня
и девушку объявляют женихом и невестой,
невесту накрывают платком и она начинает причитать до
самого венца.7
Подруги помогают
ей плакать своим пением, она жалуется
каждой. Смысл ее плача состоит
в том, что она сетует на родителей,
просит заступиться за нее братьев или подруг.
Следующий этап —
«смотрины» или «белилы», перед чем происходит обряд расплетания
кос. С ним связано приготовление — все
имеет символический смысл. После бани
невесту обряжают в сарафан, кацавейки,
варежки и тулуп; за лямки сарафана вдевались
платки. Расплетание косы могло состояться
и перед венцом, тогда оно становилось
своеобразной кульминацией драматической
части обряда.
Третий этап —
«встреча поезжан». Поезжанами назывался кортеж, сопровождающий жениха.
Главная фигура
этого этапа — дружка. Жених сохраняет
достоинство, он не принимает участие
в «театре». По маршруту поезжан заранее
строят завалы, преграды, им не отворяют
ворот, и девушки, подруги невесты требуют
выкупа. Дружка должен заговорить их, обаять.
Едут венчаться на тройке лошадей, и этим
заканчивается основная часть свадебного
обряда.
Вторая часть обряда происходит в доме
жениха. Основной ее раздел — свадебный
пир.
После венчания
жениха с невестой, все встречаются
у него в доме. На пороге выходит
мать и осыпает молодых зерном.
На свадебном пиру жениха и невесту
величают, поют свадебные песни.
Картина жизни
и быта наших предков будет
не полной, если не рассказать о господствующих
традициях погребения. Начиная с
кочевого периода и практически
до официального принятия христианства,
самой распространенной формой захоронений
было курганное погребение.8
При захоронении
умершего мужчины, вместе с ним укладывали
конскую упряжь, оружие, а также
его лошадь и собаку, которых умерщвляли
во время специального ритуала. Если
хоронили женщину, то с ней клали
сельскохозяйственные орудия, домашнюю
утварь, семена растений и убитых домашних
животных. Как правило, тела усопших сжигали
на костре, веруя, что с языками пламени
души возносятся прямо в срединный небесный
мир.
При погребении
человека знатного, вместе с ним
в последний путь отправляли нескольких
человек из числа ближайших слуг, а также
одну из жен (многоженство было непременным
атрибутом богатства, силы и благосостояния)
– обычно ту, которая сама вызывалась
последовать за горячо любимым супругом
в мир умерших предков. Обычно она надевала
свои лучшие наряды, участвовала в пире
– готовясь к чудесной жизни в небесном
мире. Завершающей стадией похорон были
поминки – обильное угощение.
Этот обряд дожил до наших дней.
2. Масленица: история
и приметы
Масленица — древний славянский праздник,
уходящий корнями в языческую культуру.
Праздник этот проходит весело и озарен
радостным ожиданием близкого тепла, весеннего
обновления природы. А румяные блины —
непременный атрибут масленицы — имеют
ритуальное значение: круглые, горячие,
они являют собой символ солнца, которое
разгорается все ярче, удлиняя дни. Блины
также всегда были частью поминального
обряда, так как масленице предшествует
«родительский день», когда славяне поклонялись
душам усопших предков. 9
Некоторые историки
считают, что в древности масленица
была связана с днем весеннего солнцеворота,
но с принятием христианства она стала
предварять Великий пост и зависеть от
его сроков. А этнограф прошлого века И.М.
Снегирев считал, что масленица в языческие
времена сопровождала празднования в
честь языческого бога Велеса, покровителя
скотоводства и земледелия. В христианскую
эпоху Велесов день, приходившийся на
24 февраля по новому стилю, стал днем святого
Власия. В народных присловьях сохранилась
память о традициях обрядовых подношений
Велесу-Власию: «У Власия и борода в масле».
Для славян она
долгое время была и встречей нового года! Ведь до XIV века
год на Руси начинался с марта. А по давним
поверьям считалось: как встретит человек
год, таким он и будет. Потому и не скупились
русичи в этот праздник на щедрое застолье
и безудержное веселье. И называли масленицу
в народе «честной», «широкой», «обжорной»,
а то и «разорительницей».
Ни принятие
христианства, ни изменение времени
новогоднего отсчета не заставили
Русь отказаться от любимого праздника
— хлебосольного и разгульно-веселого, в котором словно
отражалась русская натура, порой не знающая
меры и удержу. Об этом мы можем судить
по дошедшим до нассвидетельствам современников —
отечественных и иностранных. Англичанин
С. Коллинс, служивший в середине XVII века
врачом у царя Алексея Михайловича, писал
в своих записках: «На масленице, перед
Великим постом, русские предаются всякого
рода увеселениям с необузданностью и
на последней неделе пьют так много, как
будто им суждено пить в последний раз
на веку своем».
А вот в 1724 году в Петербурге масленица
не удалась. Петр намеревался и здесь устроить
забавное санное шествие, но всю праздничную
неделю мела метель и был жестокий мороз.
Несколько дней участники процессии в
костюмах и масках съезжались к месту
сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись
отогреваться в чей-нибудь гостеприимный
дом. Азартный государь не терял надежды
осуществить задуманную им потеху, но,
увы, стихия победила.10
Екатерина II по
случаю своей коронации, подражая Петру
I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие
под названием «Торжествующая Минерва».
Три дня ездила по городу маскарадная
процессия, которая, по замыслу императрицы,
должна была представить различные общественные
пороки — мздоимство, казнокрадство, чиновничью
волокиту и другие, уничтожаемые благотворным
правлением мудрой Екатерины.
Но самым
любимым и красивым масленичным
обрядом было катание на санях. Выезжали и т.д................. |
|
|
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
|
|
|
|
|
|