Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Демографическая политика и регулирование миграционных процессов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2013. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
Введение………………………………………………………………….  3
    Современная демографическая ситуация в России: состояние и проблемы…………………………………………………………………  5
    Политика российского государства в регулировании демографических процессов………………………………………………………….…….  15
      Концепция демографической политики Российской Федерации.15
      Миграция как фактор стабилизации демографической ситуации в России…………………………………………………………….  23
    Демографические прогнозы…………………………………………… 28
Заключение……………………………………………………………..  32
Список литературы…………………………………………………….  35
Приложение…………………………………………………………….  36
 


Введение.
Демографические процессы - воспроизводство населения, смена поколений, характер и темпы  роста населения, изменение уровней  рождаемости, смертности, брачности, половозрастной и семейной структуры, миграции, урбанизации, национального и религиозного состава находятся во взаимодействии со всем общественным развитием. Эти процессы зависят от общественного развития и в свою очередь оказывают на него воздействие, облегчая или затрудняя социально-экономические преобразования, особенно при переходе к рынку.
В настоящее  время в России сложилась крайне опасная в демографическом отношении  ситуация.
Известно, что  основой оздоровления демографической  ситуации в регионах России, как  и в целом по стране, является естественное движение населения, и в первую очередь такой важный фактор как рождаемость. Ситуация в России с этим показателем, как и с показателем смертности, более чем тревожная.
По данным Федеральной  службы государственной статистики (Росстата) в первом полугодии 2004 г. на каждую тысячу населения в целом по России родилось 10,5, а умерло 16,4. Иными словами, смертность значительно превышает рождаемость. То есть процесс депопуляции развивается активно. Из 89 регионов - субъектов РФ лишь в 15 наблюдался естественный прирост, причем в 10 из них он был минимальным. На этом фоне выделяются республики Юга России - Чеченская, Ингушетия и Дагестан, где естественный прирост составляет соответственно 24,8, 14,8 и 14,9 на каждую тысячу населения.
По оценке Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 мая 2010г. составила 141,9 млн.человек и с начала года уменьшилась на 41,7 тыс.человек, или на 0,03%.
Естественная убыль  населения в январе-апреле 2010г. уменьшилась  по сравнению с соответствующим периодом 2009г. на 24,2 тыс.человек. Миграционный прирост на 61,2% компенсировал численные потери населения.
В 90-е гг. значительно  активизировались миграционные процессы. И в этой связи нельзя не обратить внимания на некоторые проблемы, связанные с миграцией. После распада СССР начались трудные годы политических и экономических реформ в России. Они не прошли без серьезных негативных последствий, которые сегодня очевидны и тревожны.
Новое ухудшение  демографической ситуации в целом, т. е. включая кроме повышения смертности продолжающую снижаться рождаемость, снижение миграционного прироста и уменьшение продолжительности жизни населения, заставило руководство страны обратить на этот факт столь серьезное внимание и принять Концепцию демографической политики России на период до 2025 г.
Целью курсовой работы является анализ демографического развития и  выявление механизмов регулирования  демографических и миграционных процессов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. охарактеризовать демографическую ситуацию в стране, выявить тенденции ее развития;
2. изучить основные  направления демографической и  миграционной политики в РФ;
3. проанализировать меры  демографической и миграционной  политики, реализуемые в Российской  Федерации.
Объектом курсовой работы является демографическая и  миграционная политика РФ. Предметом  является состояние и тенденция  демографической и миграционной политики  в современной России, методы их реализации.
 
    Современная демографическая ситуация в России: состояние и проблемы
 
 
Рассматривая  современную ситуацию в России, следует  начать с начала 90-х годов. Итак, в  начале 90-х годов Россия вступила в полосу острейшего демографического кризиса. Численность населения  бывшего СССР к моменту его  распада составляла 290 млн. человек, из них в РСФСР проживали 149 млн. человек. В 1986 г. естественный прирост населения составил 988 тыс. чел. С середины 1991 г. смертность в России впервые за последнее столетие превысила рождаемость. 1994г. родились 1млн.420тыс. россиян, а умерли 2млн.300.тыс. В процентах эти показатели составили: рождаемость 0,93%, смертность 1,5%, разница между ними - минус 0,57%. Это уже не естественный прирост, а «убыль» населения.
В России материнская  смертность выше в 10 раз, чем в Европе, детская - выше в 2,5 раза. У нас - 1,17 рождений на одну женщину детородного возраста, в то время, как только для полного воспроизводства необходимо 2,15. За последние 10 лет мы потеряли 30 млн. человек. И эти потери будут продолжаться.
Сегодня Россия ежегодно теряет по 1 млн. человек. Год - и населения Курской области нет, год - и населения Хабаровского края нет. Особенно катастрофична ситуация в так называемых «русских» краях и областях. В Псковской области на 6434 родившихся в 1995г. пришлось 17347 умерших, а естественная убыль населения составила, таким образом, 10913 человек. В Тульской области на 13282 родившихся в 1995г. пришлось 35248 умерших, а естественная убыль населения составила, таким образом, 21966 человек.
Демографическая ситуация в Российской Федерации остается сложной. В результате предшествующей демографической тенденции наступила и продолжает усиливаться депопуляция населения. Этот процесс начался в первой половине 90-х годов и совпал с экономическим кризисом в стране.
С 1986 года происходит устойчивое сокращение общего прироста населения, который к 1991 году уменьшился почти в 8 раз. С 1993 года естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7 - 0,9 млн. человек в год). Численность населения страны за 1992-2000 годы сократилась на 3,5 млн. человек и к началу 2001 года составила около 145 млн. человек. За 1992-2000 годы число жителей сократилось в 65 из 89 субъектов Российской Федерации.
В 27 регионах страны число умерших в 2-3 раза превышает  число родившихся. Это все территории Центрального федерального округа (кроме г. Москвы), Вологодская, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Кировская, Нижегородская, Пензенская и Самарская области, г. Санкт-Петербург, Республика Мордовия.
Естественный  прирост населения в 2000 году имел место только в 15 регионах. Среди них - северокавказские республики и Калмыкия, ряд субъектов Российской Федерации восточной части страны и северные автономные округа.
На решение  важнейшей проблемы, стоящей перед  обществом в настоящее время, - борьбы с угрожающими масштабами бедности в стране, усугубляющей демографический кризис, направлен ряд законов, предусматривающих оказание адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам.
Этой проблемой  озабочены и политики и простые  люди, но, к сожалению, в целом бытует совершенно неверное мнение о причинах и методах выхода из кризиса. Задача науки здесь - найти реальные причины и реальные способы решения проблемы.
В мире сейчас очень  многие люди и организации озабочены  проблемой перенаселения. Боязнь перенаселения некогда имела под собой основания: в начале XIX века Т. Мальтус предсказывал удвоение населения Земли по экспоненте каждые 25 лет. И его прогнозы были достаточной причиной для беспокойства в XX веке, т.к. в XX веке численность населения действительно росла взрывообразно. Двухмиллиардный житель Земли родился совсем недавно - в 1925 году, когда как шестимиллиардный - в 1999 году. Движение «мальтузианцев», озабоченных проблемой населения ещё сильно, но они не желают замечать, что теперь, в наше время, на самом деле такой проблемы не существует, а, наоборот, в мире, особенно в развитой его части, существует другая проблема - проблема снижения рождаемости. В 2000 году в 64-х странах, в которых проживает 44% всего мирового населения, уровень рождаемости ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства населения. И всё это те страны, которые мы называем развитыми. Между тем, в менее развитых странах ситуация обратная - в них население не снижается, а растёт, и если в десятку стран с наинизшим естественным приростом населения входят в основном восточноевропейские страны, то в десятку стран с наивысшим приростом населения входят беднейшие африканские страны.. То есть, в то время как население в развивающихся странах только увеличивается, население цивилизованного мира стареет и вымирает. Депопуляция - прямая угроза всей европейской цивилизации.
И хотя депопуляция - проблема не только для России, в  нашей стране она стоит очень  остро. Среди 186 стран, Россия стоит  на восьмом в числе стран с  наиболее низкой рождаемостью, и на третьем в числе стран с наинизшим естественным приростом населения.
Особую остроту  приобрела проблема низкой рождаемости. В 2000 году родилось 1260 тыс. человек, что  на 730 тыс. человек, или в 1,6 раза меньше, чем в 1990 году. Это сокращение произошло, несмотря на существенное увеличение репродуктивных контингентов. Только за пятилетие (1994-1999 годов) численность лиц в возрасте 18-25 лет уменьшился на 1,4 млн. человек.
Экстенсивные  факторы, хотя и привели в 2000 году к некоторому увеличению числа родившихся, практически не изменили уровня рождаемости.
В ряде регионов Европейской части России суммарный  коэффициент рождаемости составляет около 1,0 рождения на женщину. Очень  низок этот показатель в г. Санкт-Петербурге, Ленинградской, Ивановской и Смоленской, Московской и Ярославской областях.
Характер рождаемости  в Российской Федерации определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), сближением параметров рождаемости  городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости. Такие уровень и характер рождаемости не могут сохранить демографический потенциал страны.
Ситуация с  рождаемостью осложнена ухудшением положения с брачностью. По сравнению  с 1990 годом общий коэффициент  брачности в 2000 году снизился почти на треть.
Молодые пары все  чаще отказываются от официальной регистрации  брачных отношений. Как результат - распространение добрачных сожительств  и не оформленных юридически браков. В 2000 году каждый четвертый ребенок  рождался вне брака.
Депопуляция в  Российской Федерации обусловливается  не только низкой рождаемостью. Крайне острой проблемой является высокая  смертность населения. Некоторое улучшение  ситуации со смертностью в 1995-1998 годах  оказалось непродолжительным. С 1999 года смертность населения страны вновь начала расти.
В 2000 году рост числа умерших наблюдался в 78 регионах России. Общие тенденции динамики смертности населения страны во многом определяет ситуация со сверхсмертностью людей рабочих возрастов, среди которых около 80% составляют мужчины. Уровень мужской смертности в 4 раза выше уровня женской и в 2-4 раза выше, чем в развитых странах. При сохранении современного уровня смертности в рабочих возрастах, из числа россиян, достигших в 2000 году 16 лет, доживут до 60 лет лишь 58% мужчин.
Растут показатели смертности от инфекционных и паразитарных болезней, в том числе от туберкулеза, болезней органов дыхания, системы  кровообращения, несчастных случаев, отравлений и травм (в том числе от случайных  отравлений алкоголем, автотранспортных травм, убийств, самоубийств).
Низкий уровень  здоровья населения репродуктивного  возраста, высокая распространенность абортов, патология беременности и  родов обуславливают высокие  показатели материнской (44,2 случая на 100 тыс. родившихся), перинатальной смертности, мертворождаемости (7,2 случаев на 1000 родившихся живыми и мертвыми).
Состояние здоровья и уровень смертности населения  отражаются на показателях ожидаемой  продолжительности жизни населения  страны, которая в настоящее время составляет 65,9 лет (1992 год - 68,8 лет). Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 12 лет ниже, чем у женщин.
Снижение рождаемости  и сокращение численности и доли детей в населении ведет к  демографическому старению. В 1998 году впервые по стране в целом численность людей пенсионного возраста превысила численность детей и подростков в возрасте до 16 лет на 110 тыс. человек. На 1 января 2000 года лиц пенсионного возраста было больше, чем детей на 1,1 млн. человек (на 3,9%). В 41 регионе страны на долю детей и подростков приходилось менее пятой части жителей.
Кризисные явления  в демографической и социальной сфере во многом связаны с ухудшением миграционной ситуации в стране. Вследствие изменения внутренних миграционных потоков в течение 1990-х годов  интенсивно сокращается численность населения северных и восточных регионов России. За 1992-1999 годы только районы Севера потеряли за счет миграционного оттока более 1 млн. человек, или 8,5% населения.
Остаются острыми  проблемы внутриперемещенных лиц, связанные с последствиями вооруженных конфликтов на Северном Кавказе. Общая численность граждан, временно покинувших места постоянного проживания и размещенных на территории Чечни и соседних субъектов Российской Федерации, в настоящее время составляет 401,7 тыс. человек. Неустроенность части вынужденных переселенцев, беженцев и внутриперемещенных лиц (отсутствие работы, жилья, средств существования), создает социальную напряженность, ведет к возникновению межнациональных конфликтов.
Ограниченный  миграционный потенциал русского населения в государствах - участниках СНГ не позволяет рассчитывать на значительное увеличение переселения в Россию. Если в 1991-1995 годах миграционный прирост населения России в обмене со странами СНГ и Балтии составлял 2541 тыс. человек, то в 1996-2000 годах он снизился до 1739 тыс. человек.
В дальнейшем будет  происходить усложнение этнической структуры иммигрантов, а, следовательно, всего населения России, за счет роста диаспор народов, проживающих  преимущественно за пределами Российской Федерации.
Несмотря на принимаемые меры, сохраняет значительные масштабы незаконная миграция из стран  дальнего зарубежья. За последние 5 лет  количество задержанных на границе  России незаконных мигрантов возросло в 10 раз. Согласно экспертным оценкам, в настоящее время в России находится от 700 до 1500 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства с неопределенным правовым статусом. По договорам гражданско-правового характера в России работают не менее 1,5-2 млн. иностранцев, что существенно осложняет ситуацию на рынке труда.
Нерешенной  проблемой до последнего времени  остается интеграция вынужденных мигрантов  в социальную среду. В 1992-2000 годах  статус вынужденного переселенца и  беженца получили более 1,6 млн. человек. На начало 2001 года их численность составляла более 850 тыс. человек, из которых более 300 тыс. нуждаются в государственной поддержке и жилищном обустройстве.
Определенную  опасность для национальных интересов  России представляет эмиграция населения. Если до середины 80-х годов численность выбывающих на постоянное жительство за границу ежегодно составляла 3 тыс. человек, то в 1990 году - превысила 100 тыс. и на этом уровне удерживается все последующие годы. Особенно негативен для страны выезд профессионально подготовленной молодежи, на обучение которой затрачены значительные средства.
В условиях сократившихся  в последние годы объемов переселений, миграция населения не в полной мере выполняет свою основную функцию - перераспределение  населения по территории страны с  целью сбалансированности спроса и предложения на общефедеральном и локальных рынках труда. Оживление экономики, неизбежные при этом территориальные и отраслевые диспропорции вызовут необходимость более активного перераспределения населения и трудовых ресурсов в пределах страны.
Анализ миграционной и демографической ситуации свидетельствует о наличии в ряде регионов специфических проблем народонаселения, требующих особого подхода к их решению. Это относится, прежде всего, к районам Севера и приравненным к ним местностям, приграничным районам Дальнего Востока и некоторым южным субъектам Российской Федерации. С этих территорий в последние годы происходит интенсивный миграционный отток, сокращается численность населения, ухудшается его демографическая структура.
В настоящее  время на территории Российской Федерации в 5 республиках, краях, 10 областях и 8 автономных округах проживают около 200 тысяч человек, относящихся к 30 коренным малочисленным народам Севера. Однако общее сокращение численности отдельных этнических групп, особенно коренных малочисленных народов, может привести к их полному исчезновению. Из 30 малочисленных народов Севера с 1995 года сократилась численность 21, наблюдается резкое снижение рождаемости, значительный рост смертности, средняя продолжительность жизни на 10-15 лет ниже, чем в среднем по России. Как следствие, сокращаются их численность и удельный вес в населении страны.
К остропроблемным  регионам относится также Центральная  Россия, где естественная убыль населения  настолько велика, что положительный  миграционный прирост не компенсирует естественных потерь населения. Демографический потенциал Центра России, в особенности его сельских районов, в результате имевшего место многие десятилетия интенсивного оттока и старения населения в значительной мере подорван.
Сформировавшиеся тенденции в области естественного и миграционного движения населения предопределяют дальнейшее сокращение численности населения.
Процесс старения населения страны выразится в  ухудшении соотношения возрастных групп моложе и старше трудоспособного возраста. Изменение соотношения в трудовой структуре населения приведет к тому, что численность выходящих за пределы трудоспособного возраста к 2015 году будет почти в два раза превышать численность вступающих в трудоспособный возраст.
Величина государственного долга, приходящегося на одного гражданина России, увеличивается пропорционально уменьшению населения. Традиционное тяготение иммигрантов, замещающих вымирающее население России, к своей исторической родине приводит к существенному оттоку капитала. Так, иммигранты из бывшего СССР пересылают домой суммы, сопоставимые с величиной внешнего долга России.
Через несколько  десятилетий, когда население России сократится на несколько десятков миллионов  человек, трудоспособного населения  не хватит для обеспечения работы транспорта, оборонной и добывающей промышленности, здравоохранительных и правоохранительных учреждений и армии.
Граждане репродуктивного  возраста чаще больны, чем здоровы; подвержены алкоголизму и наркомании, принявшим размеры национального бедствия. Кроме изменения репродуктивного поведения населения и сложной социально-экономической обстановки, возрастает влияние на уровень рождаемости в России репродуктивного здоровья женщин. За последние 10 лет наблюдается значительное ухудшение его состояния. Резко возросла частота осложнений беременности, родов и послеродового периода: по сравнению с 1990 г. более чем в 2 раза выросла заболеваемость беременных женщин анемией, в 1,9 раза увеличилась численность беременных женщин, страдающих болезнями мочеполовой системы, на 30% — поздним токсикозом, на 23% — болезнями системы кровообращения. Число нормальных родов сократилось до 30%, а в некоторых регионах России — до 25%. А около 20 % женщин бесплодны. В каждом пятом бесплодном браке проблемы со здоровьем мужчины.
Число молодых  людей призывного возраста сокращается, и среди них в свою очередь  уменьшается доля годных к строевой службе.
Длина государственной  границы, приходящейся на одного российского  солдата, самая высокая в мире. В сочетании с необоснованными территориальными претензиями, которые многие страны имеют к России, и тем, что наши ближайшие соседи (Турция, Иран, Китай, Индия, Пакистан, Корея, Япония, среднеазиатские страны СНГ) имеют очень высокую плотность населения и высокие темпы экономического роста, но бедны минеральными, энергетическими и другими природными ресурсами, это не может не рассматриваться как потенциальная угроза России.
Наибольшей  степени депопуляции подвергается государствообразующий этнос страны - русские. Примечательно, что распад СССР произошел как раз в те годы, когда доля славян в численности населения сократилась и составила чуть больше половины населения страны. Та же перспектива в ближайшем времени ожидает и Российскую Федерацию.
К числу факторов, влияющих на снижение рождаемости, можно отнести:
1. Утрату традиционных  устоев крепкой семьи, отторжение  женщины от семьи, потеря мужчиной  роли главы семьи и кормильца. 
2. Весь комплекс  взаимосвязанных разрушительных  явлений так называемой "сексуальной  революции", в первую очередь распространение либеральных взглядов на вопросы пола и обусловленных этим разводов, всяческих извращений, венерических заболеваний, добрачных половых связей; растление детей и молодежи программами "сексуального просвещения".
3. Пропаганду  ничем не ограничиваемого секса, насилия, разврата, сатанизма.
4. Наркоманию, алкоголизм.
5.Раннюю смертность в результате несчастных случаев, убийств и самоубийств.
6. Перегруженность отрицательной информацией, создающей гнетущую и тревожную атмосферу в обществе, вызывающую постоянный стресс.
7. Бесплодие женщин в результате абортов.
8. Жилищную проблему.
9. Отъезд за границу граждан репродуктивного возраста.
10. Экономический фактор.
Хотя общество и является саморегулирующейся системой, очевидно, что механизм саморегуляции почему-то практически не работает по отношению к численности населения, не предохраняя ни от перенаселения, ни от вымирания. Поэтому спасти Россию, и весь мир от депопуляции могут только искусственные меры.
 


    Политика российского государства в регулировании демографических процессов.
 
 
      Концепция демографической политики Российской Федерации.
 
Тенденция усиления внимания правительства к проблемам  демографического развития страны проявилась уже в начале 90-х гг.: была сформирована система органов государственной власти и управления, на которые возлагалась ответственность за мониторинг демографической ситуации и прогноз ее развития, разработку и реализацию комплекса мер демографической политики.
Важным этапом в развитии государственной парадигмы демографической политики стало принятие правительством России в середине 90-х гг. Концепции демографического развития РФ, в которой было отмечено резкое ухудшение демографической ситуации в стране и определена стратегия действий для решения наиболее остро стоящих проблем демографического развития, среди которых первостепенное значение отводилось проблемам смертности и здоровья населения.
Приоритетный  характер задач в области снижения смертности предполагал изменение  места и роли здравоохранения  в экономической структуре общества. Необходимо было привести существующую систему здравоохранения в соответствие со сложившимся уровнем заболеваемости и смертности населения, а также с развитием рыночной экономики.
Исходной посылкой преобразований служило положение о необходимости наращивания финансовых ресурсов здравоохранения до 5% ВВП как минимального социального стандарта экономического обеспечения здравоохранения.
Введение в  России обязательного медицинского страхования (ОМС) имело принципиальное значение, поскольку тем самым затраты на охрану здоровья были включены в стоимость рабочей силы, а сам способ мобилизации ресурсов на нужды здравоохранения и сферы распределения и перераспределения был частично перенесен в сферу производства.
Однако введение ОМС не улучшило финансового обеспечения здравоохранения. Так, в 90-е гг. на нужды отрасли выделялось около 3% ВВП. Следствием трактовки ОМС как дополнительного источника финансирования явилось установление низкого норматива направляемых на обязательное медицинское страхование работающего населения начислений на заработную плату в размере 3,6 %.
Основным источником финансирования здравоохранения остается консолидированный государственный  бюджет. Однако финансовое обеспечение  учреждений здравоохранения за счет бюджетов всех уровней осуществляется лишь на 20-30 % от поданных заявок на финансовые ресурсы, в основном по таким статьям как заработная плата, расходы на питание, расходы на приобретение медикаментов. Одним из проявлений недофинансирования является рост задолженности учреждений системы здравоохранения за потребленные товары и услуги, в том числе за коммунальные услуги.
В решении проблемы ликвидации дисбаланса между обязательствами  государства по предоставлению населению  бесплатной медицинской помощи и  их финансовым обеспечением избран путь более эффективного использования имеющегося ресурсного потенциала.
Вместе с  тем в настоящее время в  российском здравоохранении не созданы  социально приемлемые и экономически рациональные способы привлечения  дополнительных финансовых средств, в том числе и личных средств населения.
Одной из основных форм прямой материальной поддержки семей с  детьми является выплата пособий  гражданам в связи с рождением  и воспитанием ребенка. Принципиальное положение, характеризующее развитие системы социальных выплат на детей в первой половине 90-х гг., заключается в том, что социальными гарантиями обеспечивались все семьи, имеющие несовершеннолетних детей, независимо от дохода семей.
В конце 90-х гг. подход к  осуществлению социальной поддержки  семей с детьми изменился. В его основу был положен сформулированный в Концепции демографического развития РФ принцип «помощи очень ограниченному, четко определенному кругу семей», получивший название «адресной социальной помощи», реализованный, в частности, в переходе на адресное предоставление ежемесячного пособия на ребенка семьям с доходами ниже прожиточного минимума.
Основным импульсом к  началу процесса переориентации действующей  системы социальных гарантий на организацию  адресного предоставления социальной помощи явился острый дефицит бюджетных средств, следствием которого стало сокращение масштабов социальной поддержки населения.
В целом анализ работы службы социальной защиты в субъектах РФ свидетельствует о том, что на региональном и местном уровнях  наблюдаются попытки самостоятельного формирования социально-демографической политики и механизмов ее осуществления.
Характеризуя дальнейшее развитие политики государства в  данной сфере, необходимо учитывать  общую направленность осуществляемых реформ в области социальной поддержки населения, в основу которых положен принцип адресного предоставления социальной помощи нуждающимся слоям населения. Иначе говоря, в настоящее время фактически меняется объект политики государства: им становится не семья с детьми, а семья с доходами ниже прожиточного минимума. Таким образом, приоритет отдается решению не демографических, а социальных целей. Принятие Правительством РФ Концепции демографической политики России требует внесения корректив в стратегию социально-экономической развития страны. С сиюминутных позиций дефицита финансовых ресурсов ее реализация может представляться «излишне затратной, поскольку позитивный эффект от инвестиций в демографическую политику может проявиться в весьма отдаленной перспективе.
В этой связи особое значение имеет механизм взаимодействия бюджетной системы РФ в реализации мер демографической политики.
В настоящее время особую значимость приобретает разграничение  функций в проведении мер демографической  политики между Федерацией, регионами  и местными органами власти. Применительно к социально-демографической сфере последовательная федерализация бюджетных отношений должна способствовать формированию ресурсной базы, достаточной для ее развития и совершенствования. Однако в современных условиях не представляется возможным добиться полного решения этой задачи.
Для устранения недостатков  необходимо создание системы межбюджетных отношений, предусматривающей следующие  меры:
- четкое разграничение  полномочий в проведении демографической  политики между уровнями государственной власти;
- приведение в максимально  возможное соответствие налоговых  поступлений и иных доходов  региональных и местных бюджетов  с их необходимыми, установленными  законодательно, расходами, что требует  принятия решения о большей  децентрализации финансово-налоговой системы в стране;
- придание целевого характера  части трансфертов Фонда финансовой  поддержки субъектов РФ для  реализации мер демографической  политики.
При этом демографическая  политика рассматривается как инструмент (механизм) целенаправленного воздействия (управления) на вполне определенные социальные процессы.
В области создания условий  жизнедеятельности семьи, дающих возможность  воспитания нескольких детей, основным направлением должно стать обеспечение  учета демографического аспекта при разработке и реализации государственной жилищной политики, в том числе:
- поддержание системы  жилищных стандартов, обеспечение  режима благоприятствования системы  жилищных стандартов для семей  с детьми;
- содействие развитию  рыночных форм обеспечения доступности жилья, наилучшим образом удовлетворяющих жилищные потребности семей, находящихся в активной фазе репродуктивного цикла;
- учет количества детей в семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, при определении размера помощи со стороны государства (безвозмездные субсидии на приобретение жилья и т. п.).
Государственная поддержка молодых семей, нуждающихся  в улучшении жилищных условий, может  осуществляться путем:
- предоставления  субсидий молодым малообеспеченным  семьям на приобретение жилья;
- компенсации  части затрат на приобретение  или строительство жилья в  случае рождения (усыновления) ребенка;
- выделения  строительных материалов для  индивидуального строительства (в первую очередь в сельской местности);
- предоставления многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма;
- воссоздания  или организации в отдельных субъектах Российской Федерации новых форм содействия решению жилищных проблем молодежи, подобных молодежным жилищным комплексам и жилищно-строительным кооперативам. Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций, что обусловливает необходимость применения программных методов.
В целях создания системы государственной поддержки  молодых семей в решении жилищной проблемы и улучшения демографической ситуации Правительство Российской Федерации в 2002 г. утвердило подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», входящую в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.
Целью подпрограммы является создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы дни улучшения демографической ситуации в стране. В основные задачи подпрограммы входят:
- разработка  и внедрение в практику субъектов  Российской Федерации правовых, финансовых и организационных 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.