Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Процессы и методы управления в ОАО «РЖД»

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




 
        
       
                     СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
 1       ПРОЦЕСС И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 8
    Основные понятия процесса управления организацией 8
    Основные элементы системы управления 9
 
 

       Методы управления организацией 25
1.7 Общенаучные методы 26
1.7.1   Системный подход 26
    Комплексный подход 27
    Моделирование 27
    Экономико-математические методы 27
    Экспериментирование 28
    Конкретно-исторический подход 31
    Методы социологических исследований 31
 1.8 Конкретные методы управления            32
1.8.1 Методы управления функциональными подсистемами
организации              32
1.8.2 Методы выполнения общих функций управления        33
1.8.3 Методы принятия управленческих решений         35
2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ           41
2.1 Краткая характеристика предприятия          41
2.2 Анализ структуры управления организацией
(на примере Шахтинской дистанции пути РО СП СКЖД
 филиала ОАО «РЖД»)             46
3. ???
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90 
ПРИЛОЖЕНИЕ 92
 
 


ВВЕДЕНИЕ
 
Осуществляемые  в стране экономические реформы  позволяют интегрировать народное хозяйство Российской Федерации в мировую экономику и занять в ней достойное место. Положения новой управленческой парадигмы должны выражать объективные потребности реформируемой экономики и общества в целом, содержать главные, ключевые моменты, использование которых при построении новой системы управления поможет нашей стране ускорить переход к рыночной экономике и осуществить его с наименьшими потерями для общества.
Переход к полицентрической системе хозяйствования должен обеспечить значительное повышение роли самоуправления на всех уровнях. В условиях Российской Федерации центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых в переходный период должна расти. С одной стороны, это приводит к увеличению количества и сложности задач, решаемых в регионах, с другой — существенно упрощает систему управления народным хозяйством в целом, снижает энтропию (элемент случайности) и способствует росту управляемости экономики России.
Важным положением новой  парадигмы является установка на сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора. В переходный период государственный сектор экономики сокращается за счет расширения сферы рыночного предпринимательства и приватизации. Однако даже в конце периода на его долю будет приходиться существенная часть внутреннего валового продукта страны, а значение крупных и сверхкрупных предприятий для экономики не уменьшится. Управление этими предприятиями должно базироваться на комбинации методов, носящих рыночный и административный характер . Преобладание той или иной группы методов зависит от статуса предприятий в экономической системе страны. Статус организаций определяется комплексом правовых актов. Деятельность организаций регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации, а также различными законодательными и нормативными актами.
Важнейшим способом саморегулирования деятельности организаций являются разрабатываемые ими уставы, в которых определяются основные элементы организации и управления в организации, ее цели и предмет деятельности, права, порядок реорганизации и ликвидации.
Каждая организация, функционирующая в рыночной среде, должна самостоятельно решать вопросы не только внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой. Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций — далеко не полный перечень тех задач, которые раньше были за пределами компетенции организаций, а теперь стоят в ряду важнейших.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в новых условиях конкуренция товаров и услуг трансформируется в конкуренцию организаций, в соперничество управленческих знаний, искусства и мастерства управления. Перемены в конкурентных отношениях меняют требования к управлению организацией.
Целью исследования является выработка и принятие рациональных решений по управлению предприятием, проведение анализа, а также разработка рекомендаций по внедрению эффективной системы управления на примере конкретной организации.
Достижение данной цели предполагает решение следующих  задач:
 
      постановка задачи по созданию оптимальной системы управленческого учета и контроля;
      установление общих целей организации;
      постановка индивидуальных целей;
      разработка рекомендаций и предложений по реорганизации системы управления организации.
Решению этих задач служит диагностика хозяйственной практики и финансового управления в рамках всех основных направлений деятельности организации.
Объектом изучения является процесс и методы управления организацией, а предметом – предприятие  Шахтинская дистанция пути Ростовского отделения СП СКЖД филиала ОАО «РЖД».
Нормативно-правовую базу исследования составили законодательные  акты Российской Федерации, указы и  постановления Президента и Правительства  Российской Федерации, а также другие официальные документы и материалы  в их критическом осмыслении.
 
 


1 ПРОЦЕСС И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
 
1.1 Основные  понятия процесса управления  организацией
 
Особое место управления в рыночной экономике обусловлено тем, что  именно оно должно обеспечивать связанность, интеграцию экономических процессов  на предприятии. Управление предприятием связывает воедино их внутренние ресурсы и внешнюю среду, усиливает адаптивность, конкурентоспособность бизнеса.
Процесс управления представляется как  совокупность циклических действий, связанных, с выявлением проблем, поиском  и организацией выполнения принятых решений. Результативность организации в значительной мере предопределяется ее способностью привлекать и использовать ресурсы, необходимые для достижения целей, а процесс управления является ключевым фактором эффективности .
На рисунке 1 приведено схематическое изображение модели процессов в организации, дающее представление о связях между всеми видами процессов. Эту связь осуществляют менеджеры, которые принимают решения, используя информацию, поступающую как из внешней среды, так и в результате выполнения всей совокупности процессов внутри организации.
В блоке процессов  производственных преобразований отображена совокупность основных и вспомогательных (обеспечивающих) процессов, включающих процессы маркетинга и продаж, покупок, производства или услуг, исследований и развития, управления персоналом, финансами и информацией. В блок процесса управления направляется информация о параметрах операционной деятельности и о проблемах, решение которых необходимо внутренней среде организации для ее нормального функционирования. Под воздействием переработки информации из внешней среды и той, которая поступила из блока процессов производственных преобразований, формируются процессы управления, результатом которых являются решения, необходимые для нормального и эффективного функционирования основных и вспомогательных процессов. Таким образом, управление направляет, формирует и определяет содержание операционных процессов, ориентируя их на создание ценностей и обеспечение прибыльной работы.
 

 
Рис.1 Схема связей процессов  в организации
 
1.2 Основные элементы системы управления
 
В процессе выполнения функций  управления менеджерам приходится принимать  большое количество решений, осуществляя  планирование, организовывая работу, мотивируя людей, занятых в организации, контролируя и координируя все происходящие в ней процессы.
В любом процессе принятия решений  можно выделить две главные составляющие:
1. Формулирование проблемы или неиспользованной возможности, предполагающее:
    сбор необходимой информации;
    разработку критериев, по которым оцениваются ожидаемые результаты;
    диагностику причин и взаимосвязи между факторами, оказывающими влияние на проблему и/или возможности.
2. Решение, включающее разработку вариантов (их называют альтернативами), выбор предпочтительного решения, реализацию выбранного курса действий и мониторинг ситуации для отслеживания и корректировки хода реализации решения .
В центре этой циклически развивающейся деятельности находятся люди, участвующие в процессе на всех его этапах. Под проблемой понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта (например, производства продукции) желаемому или заданному (запланированному). Именно в связи с отклонением от плановых (или нормативных) состояний, которое отмечается в определенный момент времени или прогнозируется на будущее, и возникают чаще всего проблемы в организациях. Но их источником может быть и изменение самих целей или нормативов. Менеджеры должны заново составить планы, найти и перераспределить ресурсы, организовать обучение персонала и т. д. С точки зрения процесса принятия решений между проблемой и возможностью нет принципиальной разницы, так как теоретически любая неиспользованная организацией возможность положительных для себя изменений может рассматриваться как проблема, которую надо обязательно решать. В то же время нельзя не учитывать и различия между ними. Прежде всего оно состоит в том, что проблема чаще всего отражает отклонение от четко поставленной цели, тогда как возможность ориентирована на будущее и нередко предполагает так называемый «открытый результат» .
Лица, принимающие управленческие решения - это отдельные менеджеры, так и группы работников, которые имеют полномочия для принятия решений. Менеджеры и руководители принимают самые разные по своему содержанию и значению решения. Высшее руководство организации принимает решения, связанные с установлением целей и стратегии развития, утверждением ассортимента выпускаемой продукции, организацией деятельности аппарата управления компании в целом, с размещением новых подразделений и т. д. Менеджеры среднего и низового уровней принимают решения, касающиеся плана производства продукции, подбора и расстановки кадров, распределения между работниками премиальных выплат и т.п. Работники, не являющиеся управленцами, принимают решения, касающиеся их непосредственной работы и выполняемых в организации функций.
 
1.6 Методы управления организацией
 
В процессе управления используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, целена править и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений. В совокупности они выступают как методы управления, под которыми понимаются способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее целей.
Методы занимают особое место в управлении, так как  на их базе происходит взаимное обогащение его теории и практики . Действительно, отвечая на вопрос, как выполнять ту или иную управленческую работу, методы позволяют сформировать систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на установление и реализацию целей. Одновременно с этим использование системы методов при изучении новых проблем управления позволяет увеличивать знание об управлении и о закономерностях протекающих в нем процессов и явлений, способствуя развитию теории управления.
 
 
1.7 Общенаучные методы
 
Основу системы методов, используемых в управлении, составляет общенаучная методология, предусматривающая системный, комплексный поход к решению проблем, а также применение таких методов, как моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, экономико-математические и социологические измерения. Специфика управления как вида деятельности оказывает существенное влияние на формы, масштабы и результативность применения общенаучных методов.
 
1.7.1 Системный подход
 
Системный подход применяется как способ упорядочения управленческих проблем, благодаря которому осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их решение.
Системный подход к анализу проблемной ситуации позволяет выявить факторы и причины, приведшие к появлению проблемы в целом и ее составных частей. Он особенно важен при возникновении новых проблемных ситуаций, с которыми организация прежде не сталкивалась. Несомненно, что уже на этом этапе возникает потребность в сборе информации, изучении всех фактов, которые помогают разобраться в сложившейся ситуации. В дело может пойти изучение отчетов, беседы с сотрудниками, консультирование с руководителями и специалистами из других подразделений и т. д. Всю собранную информацию необходимо оценить с точки зрения ее надежности и источников поступления, чтобы исключить влияние недостоверных сведений. Наряду с данными, отражающими состояние организации, необходимо проанализировать динамику и тенденции в изменении внешних факторов, которые особенно важны с точки зрения решаемой проблемы.
 
1.7.2 Комплексный подход
 
Комплексный подход является специфической формой конкретизации системности, так как его основу составляет рассмотрение проблем управления в их связи и взаимозависимости с использованием методов исследований многих наук, изучающих те же проблемы. По мнению многих специалистов в области управления, комплексный подход является важнейшим условием эффективного решения проблем управления в многоцелевой открытой системе, активно взаимодействующей с внешней средой. И если системный подход представляет собой, в первую очередь, способ видения объекта или проблемы, то комплексность — это форма междисциплинарной интеграции и кооперации управленческой деятельности .
 
1.7.3 Моделирование
 
Моделирование имеет обширную сферу применения в процессах управления, где решаются сложные проблемы, требующие системного и комплексного подходов. Решение таких проблем немыслимо без применения моделей, под которыми понимается их представление в форме, отражающей свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные параметры системы, существенные для целей решения. Моделирование обычно осуществляется в несколько этапов, на которых уточняется постановка задачи, конструируется модель, проводится ее теоретический и (или) экспериментальный анализ на достоверность, и после практического применения и анализа полученных данных осуществляется (в случае необходимости) корректировка с целью введения дополнительных факторов и данных, ограничений, критериев и т. п.
 
1.7.4 Экономико-математические методы
 
При решении проблем управления наибольшее распространение получили модели теории игр, теории очередей, управления запасами,
 
линейного программирования, имитационные, экономического анализа. Они позволяют решать большой  класс задач управления с применением экономико-математических методов — еще одного важного методического инструментария управления, сформировавшегося на стыке экономики с математикой и кибернетикой.
Теоретические основы экономико-математических методов как нового научного направления  были заложены российскими учеными  В. С. Немчиновым, Л. В. Канторовичем и  В. В. Новожиловым, которые не только разработали методологию экономико-математического моделирования и методы количественных подходов к социально-экономическим процессам, но и способствовали распространению практики их применения. Начиная с 1960-х годов экономико-математические методы используются для решения задач оптимизации планов, формирования цен, распределения ресурсов, составления моделей межотраслевого баланса, программно-целевого планирования и т.д.
Особенно хорошие результаты получают организации, которые параллельно  с экономико-математическими методами широко применяют экспериментирование.
 
1.7.5 Экспериментирование
 
Экспериментирование как метод, с помощью которого можно сравнительно быстро решать многие управленческие проблемы, получает все большее признание среди руководителей и менеджеров. Многие управленческие нововведения, связанные с проводимой в стране реформой экономики и управления, требуют экспериментальной проверки. С помощью экспериментов ведется и сам поиск научно обоснованных нововведений, использование которых полезно для решения целей и задач организации.
В самом общем виде эксперимент можно трактовать как научно поставленный опыт, проводимый на базе разработанной методики подготовленными специалистами с целью проверки тех или иных гипотез, нововведений и изменений в системе управления предприятием. Опыт проведения управленческих экспериментов позволил выделить ряд принципов, соблюдение которых обеспечивает их результативность.
Прежде всего, это целенаправленность, то есть подчиненность эксперимента определенной цели, научно обоснованной и конкретно сформулированной. Особую ценность имеют многоцелевые эксперименты, которые одновременно или последовательно решают комплекс взаимосвязанных задач.
Вторым принципом является «чистота» эксперимента или элиминирование влияния условий и факторов, искажающих его ход и результаты . Важно также соблюдать четкость в установлении границ или зоны экспериментирования и научно обосновывать направления, выбранные для достижения его целей.
Принципиальное значение имеет методическая разработанность вопросов выделения, фиксирования исходных факторов, а также оценки достигнутых результатов эксперимента. Исходя из этих принципов устанавливаются обязательные условия результативной подготовки, проведения и оценки экспериментов по внедрению управленческих нововведений. Они называются видами обеспечения экспериментов и включают:
    научное и методологическое обеспечение, состоящее из обоснования необходимости проведения эксперимента, формулирования его целей, задач и содержания, разработки гипотез, идей, теоретических положений, требующих экспериментальной проверки, разработки принципов и условий проведения;
    организационное обеспечение, предусматривающее необходимость выбора объектов экспериментирования и контроля, разработки инструктивных материалов по порядку проведения эксперимента, его срокам, процедурам, участникам, распределению ответственности между ними и т. д.;
 
 
    методическое обеспечение, то есть разработку комплекса методических материалов по всем аспектам проводимого эксперимента в рамках этапов подготовки, проведения, анализа, оценки результатов, приятия решений;
    кадровое и социальное обеспечение, предусматривающее специальную подготовку кадров для участия в эксперименте и привлечение специалистов других профилей для обеспечения комплексности, а также проведение инструктивных и разъяснительных совещаний с участниками эксперимента;
    информационное и управленческое обеспечение, дающее ясное представление об объеме и содержании необходимой информации, о возможностях механизации и автоматизации информационных процедур, а также о процессе управления экспериментом;
    экономическое обеспечение, в состав которого входят определение условий финансирования и необходимых ресурсов по видам, а также разработка вопросов стимулирования участников эксперимента .
Можно выделить три возможных результата управленческого эксперимента.
    Управленческое решение о принятии или об отрицательной оценке проверяемого нововведения.
    Формулировка, научное и практическое обоснование новых теоретических и методических положений науки управления.
    Развитие системы методов управления, повышение их научной обоснованности.
Таким образом, ценность управленческого экспериментирования состоит не только в его практической направленности на решение проблем управления, но и в том, что оно служит источником новых идей, гипотез, теоретических положений, то есть позволяет комплексно подойти к исследованию проблем теории и методов управления.
 
1.7.6 Конкретно-исторический подход
 
В изучении и решении проблем  управления важная роль отводится конкретно-историческому подходу, в соответствии с которым каждое явление должно рассматриваться в динамике. В развитии любого объекта управления, например, можно выделить стадии его жизненного цикла: проектирование и создание; рост; зрелость; завершение. Очевидно, что цели, а следовательно, и проблемы управления на этих стадиях различаются, и довольно существенно. Это вызывает необходимость выбора из всего арсенала методов наиболее соответствующих объективным условиям, отражающим циклическое (или «возрастное») состояние объекта. Поэтому при анализе проблем, связанных с управлением, важны такие параметры, как время образования организации и основные события развития (роста, объединения, разукрупнения, приватизации и т. д.). Если объект создается заново, необходимо ознакомиться с перспективами его развития, намерениями о вхождении в союзы, ассоциации и т. д.
 
1.7.7  Методы социологических исследований
 
Методы социологических исследований широко используются в решении проблем, связанных с людьми в организациях, их ролью в возникновении отклонений от запланированных целей, в выборе направлений действий и заинтересованностью в выполнении намеченного плана мероприятий. Социологические исследования проводятся путем сбора и обработки информации о потребностях и интересах персонала организации, о характере взаимоотношений между людьми и группами, о типе культуры, сложившемся под воздействием структурного состава кадров и других факторов развития организации. С этой целью широко применяют интервью и анкетные опросы, наблюдения и самонаблюдения, изучение документов и факторов группового поведения и др. Все это дает необходимую информацию, на основании которой можно прогнозировать реакцию персонала организации на те или иные решения, а также управлять поведением как отдельных индивидов, так и групп людей, чтобы обеспечить их реализацию.
Общенаучная методология  составляет фундамент, на котором строится сложное здание арсенала методов управления. Подходы, способы, приемы, с помощью которых осуществляются различные виды управленческих работ, носят название конкретных или специфических методов. Они характеризуются большим разнообразием, отражая множественность, различную сложность и состав управленческих задач, решаемых менеджментом. Поэтому в теории рекомендуется группировать методы в зависимости от условий и назначения их использования.
Практическую значимость имеет классификация конкретных методов по трем основным направлениям, позволяющим выделить методы:
    управления функциональными подсистемами;
    выполнения функций управления;
    принятия управленческих решений.
 
1.8 Конкретные методы управления
 
Классификация конкретных методов осуществляется по трем основным направлениям, позволяющим выделить методы:
    управления функциональными подсистемами;
    выполнения функций управления;
    принятия управленческих решений.
 
1.8.1 Методы управления функциональными подсистемами организации
 
Первое направление связано со структурой организации, в которой имеется функциональное разделение управленческого труда по таким видам работ, как маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал и т.п. Методы управления, применяемые в этих функциональных подсистемах, отражают их специфику в постановке целей и определении состава работ, необходимых для их выполнения .
Рассмотрим некоторые примеры, характеризующие состав методов управления, используемых специалистами функциональных подсистем .
В подсистеме «Маркетинг» это методы:
    диагностики положения организации на рынке товаров;
    анализа возможностей организации на потенциальных рынках;
    выявления потребностей в новых видах продукции и новых рынках сбыта;
    разработки маркетинговой концепции и т.д.
В подсистеме «Персонал» большое значение придается методам:
    анализа и формирования системы управления персоналом;
    планирования рабочей силы;
    организации труда персонала, его оплаты;
    управления деловой карьерой и др.
Управление подсистемой «Производство» требует применения большого количества самых разнообразных методов.  В их числе методы:
    анализа надежности;
    контроля качества;
    факторного анализа;
    функционального анализа;
    контроля использования труда, материалов, оборудования;
    изучения операций;
    программирования, планирования и контроля производства;
    учета расходов и др.
 
1.8.2 Методы выполнения общих функций управления
 
Методы управления, применяемые  в различных функциональных подсистемах  организации, связаны с выполнением общих функций, которые составляют содержание процесса управления. Поэтому, несмотря на специфику каждой функциональной подсистемы организации, в ней обязательно осуществляются такие действия, как планирование, организовывание, координация, контроль и мотивация. Этот подход заложен в основу второго направления классификации методов управления. Он позволяет сгруппировать и создать фонды методов, используемых организацией для выполнения любой из функций менеджмента, вне зависимости от того, в какой подсистеме она реализуется.
Специалисты по планированию, осуществляющие разработку прогнозов, используют в своей работе методы экстраполяции, регрессионного анализа, построения сценариев, моделирования, мозговой атаки, экспертный, дельфийский метод, метод факторного анализа, формирования дерева проблем и решений и т. д.
Выполнение функции организовывания базируется на методах, учитывающих закономерности функционирования и развития организаций социально-экономического типа. Среди них методы: проектирования организаций и структур управления; реструктуризации; организации производства, труда и управления и др.
Методы мотивации включают все виды и формы побуждения людей к труду: оплаты труда, премиальных систем, участия в прибылях, моральных стимулов, повышения в должности, обучения и т.д.
Осуществление функции координации в первую очередь возложено на руководителей разного уровня, которые должны обеспечить непрерывность и эффективность протекания всех процессов производства и управления в организации. Это требует использования методов коммуникации, в составе которых выделяются группы методов межличностных коммуникаций, сбора, обработки и передачи информации.
Методы, применяемые при  выполнении функции контроля, зависят от характера учетных, аналитических и контрольных операций. Статистический учет базируется на методах сбора, обработки и интеграции данных за определенный период времени, бухгалтерский учет — на методах, обеспечивающих ежедневные данные о движении финансовых средств, материалов, продукции, труда и т.д.; оперативно-производственный учет — на информации о состоянии производственной деятельности участков, цехов и других подразделений. Методы контроля за деятельностью организации характеризуются большим разнообразием в связи с тем, что сама функция контроля охватывает практически все операции и процедуры, выполняемые в организации для достижения ее целей.
 
1.8.3 Методы принятия управленческих решений
 
Методы принятия управленческих решений  — третье направление классификации, которое базируется на представлении  процесса управления как совокупности этапов и процедур, необходимых для  разрешения проблем и использования возможностей. В соответствии с этим выделяют группы методов, связанных с постановкой проблем, выявлением причин их возникновения, разработкой и выбором решения, а также организацией выполнения.
Методы, используемые на этапе постановки проблемы, обеспечивают ее достоверное и наиболее полное описание, выявление и анализ воздействия внутренних и внешних факторов, дают возможность оценить ситуацию и сформулировать на этом основании проблемную ситуацию. В их составе существенная роль принадлежит методам сбора, хранения, обработки и анализа информации, методам фиксации важнейших событий, факторного анализа, сравнения, аналогии, декомпозиции, моделирования.
Набор применяемых приемов  зависит от характера и содержания проблемы, уровня ее появления и решения, сроков и средств, которые выделяются на этапе постановки. Чтобы выявить характер проблемы, имеющей неясные очертания или заявившей о себе некоторыми симптомами, широко используется метод опросов, позволяющий уяснить ее суть и важнейшие аспекты.
Для сбора необходимой информации применяют методы: опроса, интервьюирования, производственной статистики, статистики качества и финансов, моделирования работ, экспериментирования, изучения затрат времени и пр. Для выявления и анализа причин и факторов возникновения проблем и появления новых возможностей рекомендуется использовать ряд практически полезных приемов и подходов.
Один из таких подходов — это своеобразная «инвентаризация» всех факторов и условий, сгруппированных  по направленности их воздействия. Второй, не менее продуктивный подход, заключается в составлении перечня неизвестных факторов, что позволяет перенести центр внимания с известных причин на неизвестные и таким образом установить новые направления исследований. Третий подход — это проведение хронологического анализа с целью восстановления последовательности событий, вызвавших появление проблемы или возможности, во времени. Рекомендуется начинать анализ с настоящего времени, так как это позволяет наиболее полно представить все главные симптомы и причины, а также время их проявления. Таким образом, появляется возможность установить соотношение между причинами и следствиями. Четвертый подход состоит в цепном анализе, направленном на выявление ключевой проблемы, лежащей в основе сложившейся проблемной ситуации.
Воздействие различных  групп факторов на проблему может быть наглядно представлено в виде причинно-следственной диаграммы, известной в специальной литературе под названием «рыбий скелет» . На этапе решения проблемы, то есть разработки его вариантов, также используются методы сбора информации, но в отличие от первого этапа, на котором осуществляется поиск ответов на вопросы типа «что произошло?» и «по каким причинам?», здесь надо уяснить «как можно решить проблему с помощью каких управленческих действий?» Поэтому информация должна иметь более действенный, конструктивный характер и обеспечивать поиск возможных решений. Менеджеры и специалисты не только собирают и обрабатывают необходимые им данные, но и в максимальной степени используют свой творческий потенциал, знания и умения для разработки вариантов решений, выдвижения новых идей и изыскания скрытых резервов и возможностей.
При групповой работе раскрытию творческих способностей и неординарного мышления способствуют различные методы, стимулирующие воображение, свободу размышлений, обмен идеями и мыслями. К таким методам, например, относят метод номинальной групповой техники, дельфийский метод и метод мозговой атаки.
Метод номинальной групповой  техники построен на принципе ограничений межличностных коммуникаций, поэтому все члены группы, собравшиеся для принятия решения, на начальном этапе излагают в письменном виде свои предложения самостоятельно и независимо от других. Затем каждый участник докладывает суть своего проекта; представленные варианты рассматриваются членами группы (без обсуждения и критики), и только после этого каждый член группы, опять-таки независимо от остальных, в письменном виде представляет ранговые оценки рассмотренных идей. Проект, получивший наивысшую оценку, принимается за основу решения. Особенностью данной техники и ее достоинством является то, что, несмотря на совместную работу членов группы, она не ограничивает индивидуального мышления и предоставляет каждому участнику возможность обосновать свой вариант решения.
Дельфийский метод чаще всего используется в тех случаях, когда сбор группы невозможен (например, если в состав участников решения проблемы включены специалисты из различных филиалов и подразделений организации, географически отдаленные друг от друга и от центрального аппарата управления). Более того, в соответствии с этой методикой членам группы не разрешается встречаться и обмениваться мнениями по поводу решаемой проблемы. Ее разработка осуществляется в следующей последовательности. Членам группы предлагается ответить на детально сформулированный перечень вопросов по рассматриваемой проблеме.
    Каждый член группы отвечает на вопросы независимо и анонимно.
    Результаты ответов собираются в центре, и на их основании составляется интегральный документ, содержащий все предлагаемые варианты решений.
    Каждый член группы получает копию этого материала.
    Ознакомление с предложениями других участников может изменить мнение по поводу возможных вариантов решения проблемы.
    Шаги 4 и 5 повторяются столько раз, сколько необходимо для достижения согласованного решения.
Как и при использовании  номинальной групповой техники, здесь обеспечивается  независимость  мнения  отдельных членов группы. Однако затраты времени на разработку решений существенно растут, а количество рассматриваемых альтернатив сужается. Эти недостатки следует учитывать при выборе данного метода для групповой разработки управленческих решений.
Среди методов, стимулирующих разработку новых идей и решений, назовем  еще один, получивший довольно широкое распространение, в том числе и в нашей стране. Это метод мозговой атаки, суть которого заключается в предоставлении каждому участнику группы права высказывать самые различные идеи по поводу вариантов решения проблемы вне зависимости от их обоснованности, осуществимости и даже логичности. Принцип таков — чем больше разных предложений, тем лучше. С информацией о характере проблемы и проблемной ситуации члены группы знакомятся заранее. Все предложения выслушиваются без критики и оценки, а их анализ производится централизованно после завершения процесса заслушивания вариантов на основе сделанных записей. В результате формируется список, в котором все представленные предложения структурируются по определенным параметрам-ограничениям, а также по их результативности, то есть по ожидаемой степени достижения поставленной цели.
На этапе выбора решения необходимо прежде всего определить методы формирования критериев выбора. Наиболее полно они разработаны для хорошо структурированных решений, где возможно использование методов количественного анализа и электронной обработки данных. Применение экономико-математических методов к решению управленческих проблем позволяет использовать в качестве критерия выбора целевую функцию, которую обычно надо максимизировать или минимизировать. Такой выбор называют оптимизационным. Примерами оптимизационных критериев являются: максимизация прибыли, доходов, производительности, эффективности; минимизация затрат, потерь от брака или простоев. Выбор оптимального решения осуществляется путем сравнения количественного значения целевой функции по всем возможным вариантам; самым лучшим решением считается то, которое обеспечивает максимум или минимум целевого критерия. В отечественной литературе достаточно полно представлены возможности практического использования экономико-математических методов при решении большого класса задач (например, оптимизации загрузки оборудования, раскроя материалов, складских запасов и т. д.).
Для оценки вариантов  слабо структурированных решений  применяют систему взвешенных критериев, которая при определенных условиях обеспечивает неплохой результат.
После завершения процедуры  выбора решений, отвечающих критериям, производится оценка возможных последствий их реализации. Она должна быть многосторонней, то есть охватывать экономическую, социальную, техническую, политическую и организационную сферы, на функционирование которых могут оказать воздействие выбранные решения. Только на основании такого анализа производится окончательный выбор предпочтительного решения, причем он не всегда в точности соответствует оптимальному варианту, полученному по критериальному отбору.
Этап организации выполнения решения начинается после его принятия и утверждения. Методом доведения принятого решения до исполнителей чаще всего является составление плана реализации, которым предусматривается система мер, обеспечивающих успешное достижение поставленных целей. Одним из механизмов планирования на этом этапе может быть так называемое дерево решений, позволяющее путем декомпозиции выбранного варианта представить всю совокупность целей и задач, необходимых для его реализации.
Они и должны составлять содержательную основу плана реализации решений. Важнейшая задача руководителя на этом этапе процесса — преодоление объективных и субъективных препятствий и создание нормальных условий для выполнения запланированных действий. Наряду с методами прямого воздействия (приказ, распоряжение, указание) используются методы материального стимулирования, проводятся встречи работников с руководством, разъясняется суть принятых решений. Все они направлены на преодоление сопротивления нововведениям, на изменение взглядов и отношения к плану действий, а также на повышение заинтересованности работников в получении запланированного результата, то есть в решении проблемы, стоящей перед организацией.
Большое значение имеет  разработка и использование методов контроля выполнения работ, связанных с реализацией решения, так как с их помощью можно не только выявить отклонения от намеченного плана действий, но и обнаружить недостатки самого решения, требующие своевременной корректировки. При определении состава и выборе методов управления руководители и специалисты чаще всего пользуются комбинацией методов, в наибольшей мере отвечающей особенностям тех или иных задач, а также устанавливают те сферы методической работы, которые не обеспечены научными подходами к принятию решений. В связи с тем, что многие виды управленческой деятельности периодически повторяются (особенно в области планирования и контроля) и способы их решения известны, разработка новых методов охватывает лишь часть необходимого методического инструментария. Это создает реальные условия для экономии времени и средств, которые приходится затрачивать менеджерам, решая управленческие проблемы.
 
 
2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
 
      Краткая характеристика предприятия
 
Открытое акционерное  общество "Российские железные дороги" создано в соответствии с Гражданским  кодексом Российской Федерации, федеральными законами "Об акционерных обществах", "О приватизации государственного и муниципального имущества", "Об особенностях, управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и является коммерческой организацией.
Учредителем общества является Российская Федерация. Общество является юридическим лицом  и организует  свою деятельность на основании законодательства Российской Федерации и Устава. Место нахождения общества: 107144, г. Москва, ул. Новая Басманная, д.2. Общество имеет филиалы и представительства  по перечню согласно приложению. Главными целями деятельности общества являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.
Основными задачами общества являются:
    Расширение комплекса и объема осуществляемых обществом работ и оказываемых услуг, повышение их качества.
    Сохранение единой сетевой производственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления.
    Обеспечение безопасности движения поездов, в том числе при перевозках опасных грузов по инфраструктуре, принадлежащей обществу.
    Обеспечение сохранности перевозимых грузов.
    Выполнение перевозок для государственных нужд, в том числе для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства.
    Участие в реализации мероприятий по осуществлению структурной реформы на железнодорожном транспорте.
В процессе реализации своей  цели оно осуществляет следующие  виды деятельности (приложение 2):
    Оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных услуг, связанных с предоставлением этой инфраструктуры (ее элементов).
    Оказание услуг по предоставлению железнодорожных путей необщего пользование принадлежащих обществу.
    Выполнение работ по эксплуатации, содержанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования.
    Перевозка пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, в том числе для государственных нужд,  воинские и специальные железнодорожные перевозки.
    Погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожных путях общего и необщего пользования. 
    Сопровождение и охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях.
    Оказание услуг по хранению грузов, в том числе находящихся под таможенным контролем, а также грузобагажа, багажа и ручной клади пассажиров
    Внешнеэкономическая деятельность, в том числе оказание услуг на железнодорожном транспорте общего пользования в международном сообщении, осуществление сотрудничества  с иностранными организациями железнодорожного транспорта, привлечение в установленном порядке к сооружению объектов железнодорожного транспорта иностранных организаций.
    Другие, не запрещенные законодательством Российской Федерации виды деятельности.
 
Общество имеет в  собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и с учетом ограничений, установленных Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Общество несет ответственность  по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, ограниченного в обороте. Общество может в установленном порядке создавать как в Российской Федерации, так и на территории других государств филиалы и открывать представительства. Создание обществом филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а на территории других государств - в соответствии с законодательством указанных государств, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Размер уставного капитала общества составляет 1 535,7 млрд. рублей. Уставный капитал общества составляется из 1 535 700 000 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1000 рублей каждая. Все акции общества выпущены в бездокументарной форме. Все акции общества находятся в собственности Российской Федерации. Продажа и иные способы отчуждения акций, передача их в залог, а также иное распоряжение указанными акциями осуществляются на основании федерального закона.
Уставный капитал общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных  акций. Решение об увеличении или уменьшении уставного капитала общества принимается общим собранием акционеров.
Единственным акционером общества является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляются
 
Правительством Российской Федерации. Общество имеет самостоятельный баланс, а также составляет сводную (консолидированную) отчетность, включая балансы, по филиалам и представительствам общества (приложение 3).
Общество осуществляет учет результатов своей деятельности, ведет оперативный, бухгалтерский, налоговый и статистический учет в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в обществе, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности общества, предоставляемых акционеру, кредиторам и в средства массовой информации, несет президент общества в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Органами управления общества являются:
      общее собрание акционеров;
      совет директоров общества;
      президент общества;
      правление общества
Президент общества назначается  на должность и освобождается  от должности Правительством Российской Федерации. Срок полномочий президента общества составляет 3 года. Президент общества осуществляет функции председателя правления общества. Президент общества в своей деятельности подотчетен общему собранию акционеров и совету директоров общества.
В таблице 3 представлено выполнение плана по основным технико-экономическим и финансовым показателям по Шахтинской дистанции пути Ростовского отделения СП СКЖД филиала ОАО «РЖД» за 2004-2005г.г.
 
Таблица 3
Основные технико-экономические  показатели по Шахтинской дистанции  пути Ростовского отделения СП СКЖД филиала ОАО «РЖД»
 
2004
Показатели
2005
Изменение
Абсолют-ное
Относи-тельное %
1. Выручка (нетто) от  продажи товаров, продукции, работ,  услуг (за минусом НДС, акцизов 
 
 
326
 
 
258
 
 
- 68
 
 
- 20,86
2. Себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг
 
190295
 
217602
 
27307
 
14,35
3. Валовая прибыль
-217344
-189969
- 27375
- 12,60
4. Прибыль (убыток) от  продаж 
-217344
-189969
- 27375
- 12,60
5. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода
 
-215863
 
-194816
 
- 21047
 
- 9,75
6. Численность производственного персонала, чел.,  в том числе:
- руководители
- специалисты
- служащие
- рабочие 
 
608
 
37
28
-
543
 
513
 
12
22
1
476
 
- 95
 
- 25
- 6
1
- 67
 
- 15,63
 
- 67,57
- 21,42
-
- 12,13
7. Фонд оплаты труда, тыс.руб.
- руководители
- специалисты
- служащие
- рабочие
71820,994
8432,769
3454,458
-
59933,767
60353,777
2737,912
2720,046
70,871
54824,949
- 11467,217
-5694,857
-734,412
70,871
-5108,818
-15,97
-67,53
-21,26
-
-8,52
8. Среднегодовая стоимость  основных производственных фондов, тыс.руб.
 
 
1643481
 
 
1548817
 
 
- 94664
 
 
-5,76

 
Данные анализа показывают, что выручка от реализации услуг  по Шахтинской дистанции пути в 2005г. по сравнению с 2004г. уменьшилась  на 68 тыс. руб. Себестоимость реализации услуг увеличилась на 27307 тыс. руб. или на 14,35%. Убыток от продаж уменьшился на 27375 тыс.руб. Численность производственного персонала  в 2005 году уменьшилась по сравнению с 2004 годом на 95 человек. Соответственно уменьшился фонд заработной платы на 15,97%. В качестве финансового результата деятельности Шахтинская дистанция пути имеет убытки в 2004 г. – 215863 тыс. руб., в 2005 г. – 194816 тыс. руб., то есть по итогам отчетного года убыток уменьшился на 21047тыс. руб. или на 9,75%.
 
2.2 Анализ структуры  управления организацией (на примере  Шахтинской дист
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.