Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственные и муниципальные заказы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2013. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
 

Актуальность  данной темы обуславливается тем, что  в современной экономике система  государственных закупок является обязательным элементом управления государственными финансами и другими  ресурсами общественного сектора  экономики и призвана выполнять не только функции обеспечения общественных потребностей, но и функции государственного регулирования экономики.
Несовершенство  системы госзакупок становится причиной низкой степени эффективности использования  бюджетных средств и результативности мероприятий в области государственного управления. Применение информационных и коммуникационных технологий в сфере государственных закупок товаров (работ, услуг) для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных образований позволяет устранять существующие недостатки.
Внедрение автоматизированных информационных систем электронных  закупок для государственных  региональных и муниципальных нужд обеспечивает совершенствование процедуры  закупок за счет автоматизации всех этапов и рабочих стадий процессов  планирования, формирования и осуществления закупок, а также функций анализа и контроля их реализации.
Прозрачность  механизма закупок на всех стадиях  и уровнях позволяет предотвратить  сокращение бюджетных расходов при  закупках продукции для государственных  нужд и повысить экономическую эффективность работы исполнительных органов государственной власти.
Государственные закупки - жизненно важный весомый компонент  национальной экономики, их объем в 2009 г. составил более пяти триллионов рублей. Реализация электронных торгов по закупке продукции для государственных нужд чрезвычайно актуальна для сегодняшней России. Преимущества, которые несут с собой электронные торги, достаточно очевидны.
Степень разработанности  научной темы. Отдельные аспекты  процесса организации закупок и размещения заказов, а также некоторые пути повышения эффективности его реализации были исследованы зарубежными учеными и практиками, о чем свидетельствует наличие научно-методических изданий и другой литературы по данному вопросу на различных иностранных языках. В России же, в связи с новизной степень разработанности темы является недостаточной: практически отсутствуют учебно-методические публикации отечественных специалистов по комплексному исследованию данной темы, а также переводы зарубежных источников.
Объектом данного  исследования выступают информационные технологии.
Предметом данного  исследования выступают механизмы  процесса информатизации и информационные системы государственных и муниципальных  закупок.
Цель курсового  проекта: изучение системы государственных закупок как неотъемлемой части общественного регулирования, способствующей повышению эффективности управления государственными ресурсами в условиях современной экономики России, на основе информационных технологий, применяемых в системе государственных закупок.
Для достижения указанной цели выделены следующие  задачи:
исследовать теоретические  основы государственных и муниципальных  заказов;
проанализировать  действующие информационные технологии механизма государственных и  муниципальных заказов РФ;
выявить основные направления совершенствования  информационного обеспечения механизма  государственных и муниципальных  заказов.
Теоретико-методологическая базу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. И к четвертой отнесены специализированные веб-сайты организаций.
Нормативно-правая база состоит из действующего законодательства Российской Федерации по состоянию  на апрель 2011 года.
Эмпирическую  базу составил практическая информация касательно информационных систем государственных и муниципальных закупок.
При проведении исследования в данной работе были использованы следующие методы исследования:
анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой  проблематике (метод научного анализа).
обобщение и  синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).
моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).
Теоретическая и практическая значимость исследования. Решение в данном исследовании круга теоретических задач, связанных с анализом и осмыслением информационных систем государственных и муниципальных закупок, позволит глубже рассмотреть комплекс проблем, связанных с совершенствованием механизма государственных и муниципальных заказов. Применение на практике мероприятий, разрабатываемых в ходе выполнения данной работы, позволит повысить уровень информационных ресурсов используемых в механизме государственных и муниципальных заказов.
Структура работы. Работа состоит из введения, глав основной части, заключения, списка литературы.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и  соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники  информации, показаны научная и практическая значимость, выявлена проблема.
В первой главе  рассмотрены общетеоретические  основы государственных и муниципальных  заказов. Определяются основные понятия, правовое обеспечение, участники и  зарубежный опыт информационного обеспечения госзакупок.
В главе второй, практической, рассмотрен анализ информационных систем, обеспечивающих государственные  закупки в РФ.
Глава третья имеет  аналитический характер и на основе отдельных данных даются рекомендации по совершенствованию механизма  государственных и муниципальных заказов.
 
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ  ЗАКАЗОВ
 
1.1 Понятие и  правовое обеспечение государственных  и муниципальных заказов
 
В России, к настоящему времени, сформирована достаточно полная нормативно - законодательная база по организации процессов закупок продукции (услуг) для государственных нужд, включая конкурсные торги различных видов. Состав указанных нормативно - правовых актов включает большое количество (более 300) документов, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В некоторых из них, по предварительным оценкам, нормативная база в области регулирования государственных закупок является даже более проработанной, чем на федеральном уровне.
Законодательно - нормативная база достаточно подробно регулирует гражданско-правовые вопросы  государственных закупок, взаимные права и обязанности сторон, состав и виды формируемых документов на различных этапах заключения контрактов и их исполнения.
Однако в  федеральном законодательстве РФ отсутствует  конкретное определение государственных  и муниципальных заказов.
Существует  несколько определений к понятию  государственный заказ:
). государственный  заказ - выдаваемый государственными  органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, в которых заинтересовано государство;
). государственный  заказ - совокупность заключенных  государственных контрактов на  поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств государственного бюджета;
). государственный  заказ - предложение, даваемое  уполномоченной государственной  организацией другой организации-поставщику  о поставке товаров, работ,  услуг для федеральных и региональных государственных нужд и [12].
Под муниципальным  заказом, в свою очередь, понимают заказ  со стороны органов местного самоуправления и уполномоченных ими муниципальных  учреждений на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных  с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Законодательство  Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 21 июля 2005 г № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.
Основным законом  о закупках является Федеральный  закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», принятие которого повлекло изменение статей главы 30 ГК РФ. Данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ:
). Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков.
). Под муниципальными  нуждами понимаются обеспечиваемые  за счет средств местных бюджетов  и внебюджетных источников финансирования  потребности муниципальных образований,  муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного малого бизнеса.
). Участниками  размещения заказов являются  лица, претендующие на заключение  государственного или муниципального  контракта. Участником размещения  заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
). Под государственным  или муниципальным контрактом  понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд [5].
Важно отметить, что правоотношения, связанные с  удовлетворением государственных нужд и проведением конкурсов, в Российской Федерации регулируются множеством нормативных правовых актов. Во-первых, это Гражданский и Бюджетный кодексы РФ. В ГК РФ в параграфе «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд» закреплены следующие статьи:
). Основания  поставки товаров для государственных  или муниципальных нужд.
). Государственный  или муниципальный контракт на  поставку товаров для государственных  или муниципальных нужд.
). Основания  заключения государственного или муниципального контракта.
). Порядок заключения  государственного или муниципального  контракта.
). Заключение  договора поставки товаров для  государственных или муниципальных  нужд.
). Отказ покупателя  от заключения договора поставки  товаров для государственных или муниципальных нужд.
). Исполнение  государственного или муниципального  контракта.
). Оплата товара  по договору поставки товаров  для государственных или муниципальных  нужд.
). Возмещение  убытков, причиненных в связи  с выполнением или расторжением  государственного или муниципального контракта.
). Отказ государственного  или муниципального заказчика  от товаров, поставленных по  государственному или муниципальному  контракту [2].
За ГК РФ остается верховенство в решении основного  круга вопросов, иные же нормативные правовые акты следует рассматривать в соответствии со следующей схемой:
принятые в  соответствии с ГК РФ федеральные  законы;
указы Президента РФ, которые не должны противоречить  ГК РФ и иным Федеральным законам;
постановления Правительства РФ, принятые на основании и во исполнение ГК РФ и Указов Президента РФ;
акты министерств  и иных федеральных органов исполнительной власти, принятые в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.
Помимо вышеизложенного, ряд нормативно - правовых актов о порядке формирования и размещения государственного заказа содержится в законах «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О государственном материальном резерве» [6], «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» [7] и «О государственном оборонном заказе» [8].
Однако детальное  описание условий и процедур конкурсов  на закупку продукции для государственных  нужд содержится в специально разработанных  нормативных правовых актах: Федеральном законе «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» [] и Указе Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». Указом утверждено Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, которое определяет способы закупки и условия их применения, процедурные моменты, а также порядок разрешения разногласий. Некоторое развитие норм указанных законов содержится в большом числе подзаконных нормативных правовых актов.
Таким образом  к законодательству регулирующему  сферу размещения заказов для  государственных и муниципальных нужд относится:
Конституция Российской Федерации;
Бюджетный кодекс Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации, часть I;
Гражданский кодекс Российской Федерации, часть II;
Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. №53-ФЗ «О закупках и поставках  сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия для государственных нужд»;
Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. №213-ФЗ «О государственном оборонном  заказе»;
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»;
Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. №305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращении бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»;
Постановление Правительства  Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. №577 «О признании утратившими  силу некоторых актов Правительства  Российской Федерации по вопросам кадрового обеспечения в сфере размещения заказов»;
Постановление Правительства  Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. №813 «О дополнительных требованиях  к участникам размещения заказов  для нужд обороны страны и безопасности государства»;
Распоряжение Правительства  Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. №236-р «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона» и  другие нормативно правовые акты.
Таким образом, современное  законодательство о закупках для  государственных и муниципальных  нужд состоит из ряда федеральных  законов и подзаконных нормативных  правовых актов, нормы которых зачастую носят противоречивый характер.
1.2 Участники процесса государственных и муниципальных заказов
 
Согласно Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных  нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ государственными заказчиками и муниципальными заказчиками могут выступать органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств. В случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, указанные уполномоченные органы осуществляют данные функции, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. При этом государственные или муниципальные контракты подписываются государственными или муниципальными заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных или муниципальных заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа [5].
Участниками размещения заказов  являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и иными федеральными законами.
На рисунке 1 представлена схема участников процесса размещения государственного и муниципального заказа.
 
Рисунок 1 Схема  участников процесса размещения государственного и муниципального заказа
 
Законом о размещении заказов расширен круг субъектов, осуществляющих функции по размещению заказов, по сравнению  с субъектами, занимавшимися аналогичной  деятельностью путем проведения конкурсов. Помимо государственных  и муниципальных заказчиков данную деятельность вправе осуществлять уполномоченные органы, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, являющимися государственными и муниципальными заказчиками. Уполномоченные органы могут осуществлять все функции по размещению заказов, за исключением подписания государственных и муниципальных контрактов, которые должны быть подписаны государственными и муниципальными заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных или муниципальных заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.
Законом о конкурсах  было предусмотрено, что функции  по размещению заказов путем проведения конкурса осуществляет организатор  конкурса, в качестве которого выступает  государственный заказчик либо юридическое лицо, которому государственный заказчик на договорной основе передал часть функций по проведению конкурса. При передаче функций по организации и проведению конкурса юридическому лицу последнее получало почти не ограниченные законом права, вплоть до подписания государственных контрактов. Закон о размещении законов разграничивает функции по подготовке и проведению торгов между различными субъектами. Субъектом, имеющим право осуществлять действия по подготовке торгов, которого заказчик, уполномоченный орган вправе привлечь к осуществлению такой деятельности на основе договора, является юридическое лицо - специализированная организация. Функции ее по сравнению с функциями организатора торгов значительно сокращены.
По существу, специализированная организация осуществляет подготовительную работу по проведению торгов в форме конкурса или аукциона. Специализированная организация разрабатывает конкурсную документацию и документацию об аукционе, опубликовывает и размещает извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направляет приглашения принять участие в закрытом конкурсе и закрытом аукционе и выполняет иные связанные с обеспечением проведения торгов функции. Данные функции специализированная организация осуществляет от имени заказчика или уполномоченного органа. При этом такие важные вопросы, как создание комиссии по размещению заказа, определении начальной цены государственного или муниципального контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, документации об аукционе и конкурсе, определение условий торгов, решаются заказчиком, уполномоченным органом.
Выбор специализированной организации должен проводиться  заказчиком, уполномоченным органом  путем проведения торгов в соответствии с Законом о размещении заказов. Заказчик, уполномоченный орган несут солидарную ответственность за вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) специализированной организации [13].
Непосредственно проведение конкурса, аукциона, а также запрос котировок цен на товары, работы, услуги осуществляют конкурсная, аукционная и котировочная комиссии. Заказчик, уполномоченный орган принимают решение о создании комиссии, определяют ее состав и порядок работы, назначают представителя. Функции комиссии определены Законом о размещении заказов.
Закон предоставляет  любому юридическому лицу независимо от организационно-правовой формы, формы  собственности, места нахождения и  места происхождения капитала, а  также любому физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, право стать участником размещения заказа, то есть претендовать на заключение государственного или муниципального контракта. Ограничения на участие в размещении заказов могут быть предусмотрены федеральными законами.
В отличие от Закона о конкурсах, который допускал иностранных поставщиков (исполнителей) к участию в конкурсе только если производство товаров (работ, услуг) для  государственных нужд в РФ отсутствует  или экономически нецелесообразно, Закон о размещении заказов установил национальный режим в отношении товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами. Национальный режим предоставляется иностранным лицам на условиях взаимности, то есть если аналогичный режим установлен иностранным государством в отношении товаров российского происхождения, работ и услуг, оказываемых российскими лицами. В противном случае федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, определяет условия допуска товаров из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых иностранными лицами, для целей размещения заказа. Правительством РФ могут устанавливаться запреты и ограничения в отношении иностранных лиц при размещении заказов для нужд обороны страны и безопасности государства.
Преимущества  при участии в размещении заказов  устанавливаются учреждениям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов. Так, преимущества указанным категориям лиц могут устанавливаться при проведении аукциона. При размещении заказов путем проведения конкурсов заказчик, уполномоченный орган вправе предоставлять преимущества указанным категориям лиц в отношении предлагаемой цены контракта в размере до 15 процентов [26].
Обязанность государственных заказчиков по привлечению к торгам субъектов малого предпринимательства была предусмотрена в Федеральном законе от 14 июня 1995 года № 88 - ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», однако механизм реализации данных положений закона разработан не был, поэтому право субъектов малого предпринимательства на участие в конкурсах по размещению заказов на поставки товаров для государственных нужд реализовать было достаточно сложно, и данный закон утратил силу с 1.01.2008 года. Принципиально новых правил, стимулирующих участие субъектов малого предпринимательства в государственных закупках, Закон о размещении заказов не установил. Как и в прежнем законодательстве, государственные заказчики за исключением случаев размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере 15 процентов общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд по перечню, установленному Правительством РФ. Участие субъектов малого предпринимательства в государственных закупках должно быть обеспечено путем проведения торгов, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства.
Однако эффективность  выбранного законодателем решения  проблемы привлечения субъектов  малого предпринимательства к государственным  закупкам вызывает сомнение, поскольку  организация и проведение торгов - достаточно трудоемкое и дорогостоящее  мероприятие. В зарубежных странах применяется способ установления фиксированного минимума от суммы государственного контракта, заключенного крупной корпорацией, для привлечения ею к исполнению полученного заказа субъектов малого предпринимательства в качестве субисполнителей [36].
Таким образом  к участникам процесса государственных  и муниципальных заказов относятся:
1)Заказчики,  которые подразделяются на: органы  государственной власти; органы  местного самоуправления; уполномоченные  получатели бюджетных средств;  органы, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказа.
2). Комиссии  по размещению заказов, которые  подразделяются на: конкурсные; аукционные; котировочные; единые.
). Участники  размещения заказов.
). Специализированные  органы.
). Органы уполномоченные на осуществление контроля.
Все участники  данного процесса взаимосвязаны  между собой.
 
1.3 Зарубежный  опыт информационного обеспечения  государственных закупок
 
За рубежом  наиболее значительный опыт информационного  обеспечения госзакупок накоплен в  США, где с 1948 года действует законодательно оформленная система закупки продукции для государственных (федеральных) нужд. Все законодательство, относящееся к этой сфере, распадается на две категории. Первая - общефедеральное законодательство, регламентирующее организацию процесса госзакупок и устанавливающее юридические нормы, касающихся конкретных видов закупок, отнесенных к компетенции соответствующих органов исполнительной власти на федеральном уровне. Вторая - специальное законодательство, регламентирующее процедуры и формы контрактов, а также информационное обеспечение процессов закупок и анализа их результатов.
Управление  системой государственных закупок  США опирается на три основных принципа, проистекающих из американского  подхода к функциям и задачам  государства:
достижение  справедливости - обеспечение условий  для равноправного участия подрядчиков  в конкуренции за государственные  заказы;
соблюдение  честности и борьба с коррупцией при государственных закупках;
экономия и  эффективность - обеспечение по максимально возможно низким ценам закупок товаров и услуг требуемого качества, с минимальными затратами на проведение закупок..
Организационно  система закупок продукции для  федеральных нужд США включает около 100 федеральных ведомств, представляющих государственный, хозяйственный и научно-технический комплекс, который ежегодно размещает заказы на товары, услуги и НИОКР (научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы) непосредственно через центральный федеральный орган управления, через собственные ведомственные центры и через 12 региональных центров федерального правительства, размещенных в крупнейших городах страны.
Законодательство  США также регламентирует деятельность органов, ответственных за формирование и использование информационных ресурсов по госзакупкам. В частности, законодательно определены полномочия и функции органов, ответственных за поддержание информационного ресурса - сбор, обработку и распространение данных по закупкам, обеспечение и управление функционированием информационной базы системы данных закупок для федеральных нужд и федерального регистра контрактов. Центр данных по федеральным закупкам также издаёт руководство по представлению этих данных, в котором содержится:
полный перечень отчитывающихся, а также не отчитывающихся ведомств;
необходимые инструкции для узлов сбора данных в каждом ведомстве;
разъяснения, какие  данные требуются и как часто  их надо представлять.
В 1994 году законодательство США было подвергнуто серьезной  ревизии, как не достаточно отражающее возросшую роль закупок продукции для государственных (федеральных) нужд (объем закупок достиг 200 млрд. долларов в год). Одной из целей реформирования законодательства США, под названием "Закон о совершенствовании федеральных приобретений", являлось модернизация информационной политики и вопросов формирования и использования информационных ресурсов в системе. Ревизии также подверглась очень "жесткая" нормализация организационных процедур госзакупок (к 1994 г. насчитывалось 889 общих контролирующих законов и правил), с предоставлением федеральным уполномоченным по госзакупкам большей самостоятельности при выборе форм, методов и способов проведения госзакупок. Законом существенно упрощается контрактная процедура для малых закупок и поддерживается электронная коммерция. "Электронная коммерция" подразумевает электронные технологии для обеспечения деловых действий, включая электронную почту, Интернет - технологию, электронные доски объявлений, платежные карты, электронный перевод денежных средств, электронный обмен данными.
В соответствии с новым законом должен упраздняться бумажный документооборот и ведение записей, как этого требовали многочисленные правила и процедуры, относительно подрядных закупок на суммы менее 100 тыс. долл., что позволило применить упрощенную процедуру закупок по отношению к 45 000 сделок ежегодно на сумму 3 млрд. долл.
Каждое федеральное  ведомство обязано формировать  и поддерживать ведение компьютерной базы данных, содержащей несекретные  сведения по всем контрактам единичной  стоимостью свыше 25 тыс. долл. за 5 последних финансовых лет. Ведомства должны направлять всю указанную выше информацию в Центральную информационную систему федеральных закупок. Для представления данных по контрактам федеральные ведомства используются стандартные формы документов и унифицированные форматы данных. В дополнение к указанной информации ведомства должны иметь в электронном виде данные, идентифицирующие субконтракты по контрактами на общую сумму 5 млн. долл. и более.
Информационная  система федеральных закупок  обеспечивает учёт сведений по 400 - 500 тыс. контрактам, единичной стоимостью более 25 тыс. долл., и сведений о 17 млн. контрактов, малой единичной стоимостью, ежегодно заключаемых федеральными ведомствами (на общую сумму порядка 200 млрд. долл.). Центральная информационная система федеральных закупок является источником консолидированной информации о федеральных закупках, (система располагает данными о федеральных закупках с 1979 года до настоящего времени).
Система обеспечивает учёт данных по следующим позициям:
). Идентификация сделки:
код ведомства, предоставляющего информацию;
код вышестоящего ведомства;
название ведомства, предоставляющего информацию;
название органа исполнительной власти или независимого ведомства;
идентификатор контракта (номер контракта);
идентификатор модификации (номер модификации);
порядковый  номер;
код закупочного  органа;
название и  адрес закупочного органа;
дата заключения сделки;
финансовый  год сделки;
финансовый  год и квартал заключения сделки;
тип записи сделки;
отчётный период;
вид контрактных действий;
сумма обязательная или необязательная по данной сделке;
тип контракта;
код изделия / услуги;
описание изделия / услуги;
код стандартной  отраслевой классификации;
описание;
многолетний контракт;
закупка доступных  на рынке товаров / услуг;
установленная дата окончания.
). Идентификация  контрактора:
название контрактора (по данным, предоставленным ведомством);
код организации  контрактора;
название и  адрес контрактора;
страна контрактора;
основная вышестоящая  организация (по данным, предоставленным ведомством);
код владельца (собственника) контрактора (основной вышестоящей организации);
название и  адрес владельца (собственника) контрактора (основной вышестоящей организации);
страна владельца (собственника) контрактора;
указатель контракта  для иностранного правительства / международной организации;
указатель тарифа или источника регулирования;
идентификационный номер налогоплательщика.
). Место производства  основных работ:
код места производства;
название места  производства;
код округа места  производства;
название округа места производства;
код штата места  производства;
код штата места  производства (почтовый);
страна места  производства
). Данные внешней торговли (Закон «покупай американское»)
страна производства;
краткое изложение  предконтрактного предложения
указатель, применяемый  к нормативно-правовому акту, регламентирующему  конкуренцию при заключении контракта;
использованные  процедуры приглашения для участия в торгах;
полномочие  на действия, не предусматривающие  свободной и открытой конкуренции;
число полученных предложений;
масштаб конкуренции.
) Социально-экономические  показатели:
тип контрактора (малый, большой, некоммерческий и т.д.);
фирмы, находящиеся  в собственности женщин, (начиная  с 1997 финансового года);
программа льгот;
указатель плана  использования субподрядов;
применяемый трудовой договор;
указатель программы  проверки предприятий малого бизнеса;
указатель нового предприятия малого бизнеса;
указатель резервного заказа новым предприятиям малого бизнеса;
размер предприятия  малого бизнеса (число служащих);
). Различные  данные, представляемые некоторыми  ведомствами:
Министерство  обороны: Код программы претендента (с 1984 финансового года);
Министерство  обороны: наименование программы претендента;
Министерство  обороны: код системы или оборудования (с 1984 финансового года)
Министерство  обороны: название системы или оборудования;
Министерство  обороны: группа для убыточных предприятий малого бизнеса;
Министерство  обороны: программа устранения убыточных  предприятий малого бизнеса (с 1988 финансового  года);
Национальное  управление США по аэронавтике и  исследованию космического пространства: число малых сделок, включенных в  данный отчёт;
разные: сумма  контрактов со льготами;
разные: следующая (по характеристикам) лучшая заявка предприятий  малого бизнеса [23].
Данные, содержащиеся в Центральной информационной системе  федеральных закупок, используются в качестве основы для формирования периодических и специальных отчётов Президенту, Конгрессу и Бюджетному Управлению. Они также предоставляются федеральным ведомствам, деловым кругам и общественности.
Стандартный отчет, подготавливаемый Центральной информационной системой на основе данных системы, издается ежеквартально. Также предоставляются на платной основе отчеты, специально подготовленные по индивидуальным информационным запросам любых потребителей. При необходимости Центральная информационная система может предоставить специалиста для оказания помощи клиенту в разработке требуемой ему структуры отчета. После получения запроса клиента и подтверждения им установленной стоимости, специальный отчет для него подготавливается в течение пяти-семи рабочих дней. Стоимость специального поиска в основном банке данных Центральной информационной системы по одному году составляет приблизительно 400 долл. Данные по каждому дополнительному году стоят 100 долл. Специальные отчеты и списки рассылки предоставляются как в виде машинных распечаток, так и на магнитном носителе. В составе заказа на специальный запрос требуется указание следующих данных:
). Период времени,  по которому необходимо провести  исследования, (начиная с октября  1978, финансовый год в США исчисляется  с 1 октября по 30 сентября.).
). Название элементов данных, которые необходимо получить клиенту в отчете.
). Структура,  по которой клиент желает получить  данные. Требуется также, отдельное  указание, при необходимости получения  общей суммы в стоимостной  форме.
). Желательная  форма отчета.
). Произвольное описание целевого назначения отчета.
Внедрение электронных  торгов при осуществлении федеральных  закупок преследует своей целью  не только автоматизацию рутинных процессов  взаимодействия закупочных органов  с потенциальными подрядчиками, оно  также направлено на снижение затрат на выполнение закупочных процедур и резкое сокращение сроков проведения этих операций. Масштабы использования электронных торгов при осуществлении федеральных закупок в США в настоящее время являются относительно небольшими в сравнении с объёмом их использования при заключении сделок между коммерческими фирмами. Электронные торги, в основном, используются для закупок по упрощённым процедурам по контрактам стоимостью до 100 тыс. долл. Это обусловлено излишне "жёсткой" регламентацией процедур федеральных закупок, которая полностью удовлетворяет условиям их проведения с использованием документов на бумажных носителях, но создаёт определённые сложности при проведении закупок с применением электронных торгов.
Важными условиями  применения электронных торгов, при осуществлении федеральных закупок в США, являются развитое законодательство в сфере регулирования использования Интернет - технологий, защиты информации, средств связи и т.п., а также наличие базовых стандартов безопасности применительно к компьютерным сетям.
Основные достоинства, связанные с использованием Информационной системы федеральных закупок  в США, состоят в том, что данная система обеспечивает:
). Высокую оперативность  и точность предоставления Конгрессу,  Администрации Президента, федеральным ведомствам и частному сектору данных о положении в области контрактов на закупки для государственных нужд.
). Позволяет  получить данные по федеральным  закупкам в различных интересующих  пользователя разрезах: по годам,  по ведомствам, по контракторам и т.п.
). Пользователи  считают систему полезной для  подготовки новых контрактов  федеральных ведомств на закупку  товаров и услуг для государственных  нужд; поиска новых партнеров  и т.д.
В тоже время  в различных источниках отмечаются следующие недостатки системы информационного обеспечения федеральных закупок в США:
). Неполное предоставление  данных в систему отдельными  федеральными ведомствами.
). Недостаточная  активность использования информационных  ресурсов, как со стороны правительственных ведомств, так и населением.
). Проблемы информационной  совместимости между звеньями  системы и др. При этом, проблема  информационной совместимости является  не только технологической проблемой,  но и требует преодоления юридических  и политических барьеров для обеспечения совместимости между звеньями больших государственных информационных систем. Эта проблема проявилась и в сетевых технологиях функционирования рассматриваемой информационной системы, которая на первых этапах создания была ориентирована на использование глобальной правительственной системы поиска информации ГСПИ (GILS). Однако в настоящее время в условиях интенсивного развития и использования сети Интернет существует проблема совместимости протоколов взаимодействия этих сетей.
Каждый желающий получить представление об организации электронных торгов для государственных нужд в различных странах может легко добраться до множества документов, касающихся этой темы, благодаря деятельности Всемирного банка. Всемирный банк взял на себя роль координатора усилий и собирателя всей информации по теме электронных госзакупок. Всемирный банк, являясь крупнейшей в мире финансовой организацией, оказывает всестороннюю помощь в становлении систем электронной торговли (и систем госзакупок, в частности) в различных странах. Эта помощь, в основном, носит консультационный характер, и здесь можно выделить три направления:
создана рабочая  группа по подготовке рекомендаций экономического, юридического, технического и др. характера;
организован интернет-форум, посвященный данной тематике;
периодически  проводятся конференции и семинары.
По данным Всемирного банка, к маю 2008 г. в нашей стране действовало 25 проектов на общую сумму  около 10 млрд долл., финансируемых за счет его средств.
Правила закупок  товаров и работ в проектах, финансируемых Всемирным банком, прописаны в «Руководстве по закупкам по займам МБРР и кредитам МАР» и предусматривают следующие способы закупки:
- международные конкурсные торги (International Competitive Bidding);
национальные конкурсные торги (National Competitive Bidding);
международные закрытые торги (Limited International Bidding);
- запрос котировок  (Shopping);
закупки у единственного  источника (Direct Contracting)
Все материалы  публикуются на сайте Всемирного банка - (рисунок 2), и практически  любой человек может принять участие в их изучении и обсуждении. Анализ опубликованных материалов позволяет четко сформулировать основные тенденции в построении инфраструктуры систем электронных госзакупок, рассмотреть некоторые типовые модели и методы развертывания и сопровождения такого рода систем. Из материалов Всемирного банка можно сделать вывод, что наиболее заметные результаты в области электронных конкурсных торгов для государственных нужд получены Австралией, Мексикой, Данией, США и Канадой [13].
 
Рисунок 2 Сайт Всемирного банка
Для примера, охарактеризуем кратко состояние дел в Австралии. Здесь воплощается в жизнь  национальная стратегическая программа  автоматизации всех технологических  этапов проведения конкурса по поставкам  товаров для государственных нужд (рисунок 3). Для публикации информации о торгах издается специализированный электронный бюллетень, где размещается также общедоступная конкурсная документаци
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.