Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Элементы культуры

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2013. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ВВЕДЕНИЕ
 
Культура - чисто человеческий образ жизни. Культуры нет у животных, как нет людей, не имеющих культуры. Культуру определяют по-разному. В одном случае о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение. В другом ее сводят к совокупности материальных и духовных памятников, символов, обычаев.
Слово «культура» впервые  появилось в Древнем Риме и  происходит от латинского «культура» (возделывание, обработка, уход, улучшение) и первоначально означало обработку земли, возделывание почвы, а также земледельческий труд.  Происхождение слова «культура» явно обнаруживает его связь с человеческим трудом, с активной человеческой деятельностью, ее преобразующим характером.
Диапазон значений «культуры» поистине безграничен. Но чаще всего  это культура чего-то, культура «родительного  падежа». Так, часто этот термин употребляется в оценочном значении и служит для обозначения таких черт личности, как образованность, вежливость, самообладание, в том случае, когда говорят «культурный человек». Можно услышать также выражения «культура производства», «культура быта», «культура обслуживания» и т.д. В этих выражениях под культурой понимается эффективное, рациональное функционирование общественных институтов и т.д. и т.п. Эти и ряд других значений термина «культура» отражают состояние обыденного сознания.
Не только в нашей стране, но и в других странах существуют министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т.д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей.
Культура - это также совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации.
Мы говорим об элитарной  культуре, русской культуре, русской  зарубежной культуре, культуре молодежи, культуре рабочего класса и др.
Культура выражает высокий  уровень качественного развития духовных достижений.
Мы употребляем выражения "культурный человек" в значении воспитанный, "культура рабочего места" в значении опрятно прибранное, чистое функциональное пространство. "Уровневый" смысл мы вносим в понятие "культура", когда культуру противопоставляем бескультурью -     отсутствию культуры.
Для многих из нас культурным является человек, который может  поговорить о Бетховене, Достоевском и Пикассо. Подобное толкование, пришедшее к нам из XVIII века, по существу уравнивает "культурность" с "воспитанностью" и "цивилизованностью". Для большинства антропологов в XX веке "цивилизация" обозначала особый, высший тип культуры. Для социологов цивилизация не эквивалентна культуре, а выражение "отсутствие культуры" бессмысленно. Нет общества, народа, группы или человека,  лишенных  культуры.
Целью контрольной  работы является изучение основных элементов культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить особенности элементов культуры, охарактеризовать основные элементы культуры и дать им оценку.
Поставленные задачи предопределили структуру работы, которая состоит из введения, пяти  разделов, последовательно раскрывающих тему, заключения по теме и списка использованной литературы. При написании контрольной работы была изучена  учебная литература (в том числе, таких авторов как Кравченко А.И., Волков Ю.Г., Зубова Я.В.  и др.), журнальные  статьи, посвященные данному вопросу.
 
 
    ЯЗЫК – ПЕРВЫЙ ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
 
В основе культуры лежит  язык. Язык - универсальная семиотическая система, потому что все знаки, в том числе и знаки самого языка, назначаются посредством слов. Язык в равной степени относится к духовной, физической и материальной культуре - как система имен, как речемыслительная деятельность и как совокупность произведений слова. Любое произведение или  явление природы может быть понято, осмыслено и описано исключительно посредством слова. Но и сам язык развивается по мере развития культуры - как инструмент познания и организации деятельности людей.
Первоосновой любой культуры является понятийно-логический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа. Все люди осваивают мир, осмысливают, фиксируют его элементы в чём-то по-своему, по-особому.
Человек через понятийно-логический аппарат структурирует и воспринимает окружающий мир. Люди, которые не знают числа более 100, видимо, осмысливают множество, количество в чём-то по-своему. Задумаемся: если человек собаку, кошку, не говоря уже о диких животных, оценивает как вещь, аналогично мебели, изгороди будут ли его отношения к животным отличаться от отношения тех, кто видит в них своих младших собратьев, живых партнёров по природе.
Конечно, способ понятийно-логического  упорядочивания и восприятия мира зависит  от многих обстоятельств, в том числе - от типа хозяйственной деятельности. То, что более значимо, по той или  иной причине оказывается более  точно и подробно структурировано, а это может сказаться на стилевом разнообразии культур, стать одной  из составляющих трудноуловимого аромата каждой культуры.
Язык культуры синтезирует  разные аспекты жизни человека - социальные, культурно-исторические, психологические, эстетические и др. Но чтобы событие жизни стало явлением культуры, оно должно быть переведено в текст. Следовательно, язык - это ядро системы культуры. Именно через язык человек усваивает представления, оценки, ценности - все то, что определяет его картину мира. Таким образом, язык культуры - это способ ее хранения и передачи от поколения к поколению.
Отметим и роль языка как  ретранслятора культуры. Очевидно, что культура распространяется и  жестом, обрядом, мимикой, танцем. Ушедшие  поколения доносят до нас свои умения, навыки, строй мысли в  вещественных формах и т.д. Но во всех случаях вряд ли что-нибудь может  конкурировать с наиболее ёмким, доступным, точным ретранслятором культуры, каким является язык.
В оценке языка как ретранслятора  культуры встречаются две крайние  позиции. Одни вообще считают, что для  передачи национального своеобразия роль языка незначима. Поэтому практика вытеснения родного языка языком, имеющим международный статус, - явление, дескать, вполне допустимое, не наносящее реального вреда развитию национальной культуры.
Вместе с тем, нельзя абсолютизировать роль языка в качестве чуть ли не единственного носителя культуры, как  это пытаются сделать некоторые  исследователи, и в особенности  политики. Очень часто, тем более  в ХХ веке, язык выступает лишь средством  коммуникации. На русском языке в  той или иной мере может быть передана и нерусская культура. На английском языке - неанглийская.
Например, социологи, исследовавшие  типы карьеры в Англии и США, получили, используя тонкие методы, и по этому  поводу любопытные данные. Оказалось, в этих двух странах, пользующихся формально  одним языком, в одни и те же термины, описывающие карьеру человека, его  продвижение по службе, вкладывались разные смыслы.
 
 
 
    УБЕЖДЕНИЯ И ЗНАНИЯ – ВТОРОЙ ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
 
Убеждения и верования - это субъективно-личностное отношение человека к объектам, представлениям, теориям. Наибольшее развитие верования получили в крупнейших мировых религиях. Именно религии оказали решающее воздействие на формирование культуры в мире.
Верования рождаются при  дефиците информации, а убеждения  являются логически обоснованными знаниями о действительности. В основе убеждений и верований лежит знание. Именно знание придает убеждениям и верованиям тот или иной смысл, одаривает их идеей.
Знание - достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания служат результатом познания - специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми. Прежде чем получить наименование знаний, сведения проверяются на истинность или ложность. Ложные сведения отбраковываются, а истинные, т.е. соответствующие реальности, признаются в качестве научных знаний. Сегодня они стали одним из самых главных элементов культуры.
Основными элементами культуры являются убеждения. Именно в убеждениях содержится то, чему люди в действительности привержены, чем руководствуются в повседневной деятельности, что воплощают в образцах и моделях поведения.
Убеждение - определённое духовное состояние, свойство, для которого характерно генетическая нерасчленённость интеллектуально-рационального, чувственно-эмоционального и волевого компонентов. Это чувственное переживание знания как личностно-значимого, достоверного, наполненное током, энергией воли. Убеждения могут быть связаны как с природными объектами, так и с социальными.
Любые убеждения, связаны  ли они с объектами природы  или с социальными объектами, в свою структуру включают определённые сведения, информацию (которая может быть научной или обыденной) о данном явлении, о существе норм, принципов поведения, то есть знания. Убеждения, связанные с объектами природы, - информацию о природных процессах в виде представлений о физической картине мира, естественнонаучные, технические знания, технологии, соответствующую информацию о способах действий, приёмах, как и что, следует выращивать, производить и т.д. Убеждения, связанные с социальными объектами, - этические, экономические, политические знания, представления о традициях, обычаях, ритуалах, эталонах поведения, сведения о том, что считается в рамках данной культуры желательным или нежелательным, справедливым или несправедливым  и т.д.
Следует иметь в виду одно важное обстоятельство: между существующей и распространяемой в обществе информацией, знаниями о тех или иных явлениях и убеждениями людей, воплощаемых в поведении, связь устанавливается сложно и неоднозначно. Время от времени врачи напоминают нам о "двух белых врагах человека" - сахаре и соли, призывают прекратить их потребление. Но число людей, для которых эта информация стала руководством к существенной перестройке рациона питания - гораздо меньше тех, кто информирован об этом.
Ещё более сложно и драматично складывается связь между знаниями и убеждениями по поводу социальных объектов. Знание законов отнюдь не удерживает даже работников правоохранительных органов от их нарушений. Нигде и  никогда не услышишь одобрительных  слов в пользу коррупции, взятки. Но на деле…
Если знания, идеи противоречат потребностям человека, но имеют при  этом статус господствующих идей, навязываются обществу, люди рано или поздно начинают сопротивляться их реализации. Разум  человека в этой ситуации чаще всего "хитрит", на словах оставаясь приверженцем моральному кодексу строителя великого общества, а на деле, что вполне естественно, добиваясь удовлетворения личных потребностей, сплошь и рядом переступает через признаваемые на словах принципы и нормы. В результате возникает невиданное в истории массовое раздвоение духовного мира людей, культуры, разрыв между распространяемыми знаниями, словами с одной стороны, убеждениями, действиями - с другой.
Но история знает и  другие типы рассогласования знаний и убеждений. Знание может и опережать  реальную действительность, практику. В нём могут быть зафиксированы идеи, способные усовершенствовать мир. В этом случае разрыв идеи и убеждений вполне естественен. Преодоление его за счёт активного распространения подобных знаний, идей является важным условием прогресса общества. Идеи  Христа с большим трудом, медленно, но верно доходили до душ людей. Сегодня идеи христианства составляют стержень европейской цивилизации.
Как уже говорилось ранее, именно знание придаёт убеждениям смысл, одаривает идеей. Бедность, скудность  культуры в немалой степени определяется узостью, примитивностью, фрагментарностью знаний, вовлечённых в оборот данной культуры. При этом речь идёт не только о знаниях, ставших убеждениями. Следует иметь в виду, что существуют разные формы освоения знаний культурой. Учёный может и не соглашаться с той или иной теорией, научной идеей. Но информированность о ней, подробное знание теории, несомненно, сказывается на аргументированности его собственных концепций. Подобное знание представляет элемент культуры, хотя оно и не стало убеждением.
 
 
 
 
 
 
 
    ЦЕННОСТИ – ТРЕТИЙ ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
 
Согласно философской  энциклопедии, «Ценность - философское  и социологическое понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта, в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик, во-вторых, нормативную, предписательно - оценочную сторону явлений общественного сознания»[7].
В российской социологической  энциклопедии дается следующее определение: «Ценность - свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта (человека, группы людей, общества); понятие, с помощью которого характеризуют социально - историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности»[5].
Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, которые человек считает истинными и к которым он должен стремиться. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждое общество устанавливает, что является ценностью, а что не является.
Ценности  формируются под воздействием убеждений  и верований.
Ценности - это абстрактные идеалы, которые разделяются большинством членов общества. Так, ценности американского общества составляют ядро американского образа жизни. Среди них - достижения и успех, материальный комфорт, практичность и эффективность, прогресс, свобода и др.
Регулированием поведения  людей в соответствии с ценностями определенной культуры происходит с помощью культурных норм.
Ценности  - определяющий элемент культуры. Для того чтобы оценить, определить, что значимо, а что нет, что полезно, а что - вредно, что является добром, а что злом, то есть для выявления ценностей человек должен применить определённые критерии, мерки, по которым будет произведена оценка объекта. Вот эти-то критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре. Их и называют ценностями (ценность как идеальное, воображаемое, как критерий не следует путать с самим объектом, предметом, который уже признан ценным, ценностью для человека).
Различать и классифицировать ценности можно  по многим критериям:       
?по объективным характеристикам явлений, выступающих ценностями (материальные и духовные, большие и малые);
?по субъекту (ценности общества, народа, нации, класса, партии, коллектива, индивида);
?по типу потребностей субъекта (ценности моральные, экономические, политические, религиозные, медицинские и др.)
Ценности  выстраиваются в определенную иерархическую  систему:
 
          ? смысложизненные  ценности (представления о добре и зле, благе, счастье).
          ? универсальные ценности:
                  ¦ витальные ценности (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификации, право на собственность, правопорядок  и т. д);
                   ¦ демократические ценности (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет, гарантии социального равенства и справедливости и т. д.);
                  ¦ ценности общественного признания (трудолюбие, квалификация, социальное положение и др.);
                   ¦ ценности межличностного общения  (честность, бескорыстие, доброжелательность, порядочность, взаимопомощь, терпимость, верность, любовь и др.);
                  ¦ ценности личного развития  (чувство собственного достоинства, стремление к образованию, свободному развитию своих способностей, беспрепятственный доступ к общечеловеческой культуре, свобода творчества и самореализации, ценности национального языка и культуры и т.д.).
          ?  партикулярные ценности:
                   ¦ценности традиционные (любовь к «Малой Родине», своему коллективу, семье, уважение к лидерам, дисциплина);
                   ¦ценности религиозные (вера в Бога, стремление к абсолютам и др.);
                   ¦ценности урбанистические (личный успех, предприимчивость, социальная мобильность, соревнование в труде и таланте, свобода выбора стиля жизни, места жительства, сферы приложения своих сил и др.).
                   ¦коллективистские ценности (взаимопомощь, солидарность, интернационализм, равенство стартовых возможностей и т. д.).
Человека, его нравственный облик, уровень его культурного  развития весьма точно характеризуют  его ценностные ориентации, то, что  он предпочитает, каковы его жизненные приоритеты, какой путь в своей жизни он выбирает. Эти ориентации проявляются в его деятельности, в общении с другими, в его самооценке и оценках других людей.
К высшим ценностям относятся  социальные, нравственные, эстетические, религиозные идеалы и принципы, действующие в качестве духовных ориентиров человеческой - общественной и личной  жизни и деятельности. В следовании им, в их реализации люди ищут смысл своей жизни. Они поднимают человека над уровнем его повседневных материальных потребностей и интересов и тем самым возвышают его как социального субъекта, как субъекта культуры.
 
 
 
 
 
 
    ИДЕОЛОГИЯ – ЧЕТВЕРТЫЙ ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
 
Мир ценностей существует в разных видах. Когда мы рассматривали  убеждения, мы отмечали, что в качестве своей основы убеждения имеют  определённую информацию, утверждения, обоснованные на теоретическом или обыденном уровне. Соответственно ценности могут быть описаны, интерпретированы, аргументированы в виде строгой, логически обоснованной доктрины, или в виде стихийно сложившихся представлений, мнений, чувств. В первом случае речь идёт об идеологии, во втором - об обычаях, традициях, ритуалах, обрядах, воздействующих и передающих своё содержание на социально-психологическом уровне.
Рассматривая идеологию, её внутреннее строение и многообразие, к ней следует применить классификацию, которая использовалась нами выше по отношению к самим ценностям.
Идеология при таком подходе  предстаёт как достаточно сложное  и многоярусное образование.
Она может выступать как  в виде идеологии всего человечества, идеологии конкретного общества, так и идеологии класса, социальной группы, сословия. Но это отнюдь не означает, что каждый класс, социальная группа имеют как бы полностью изолированную, лишь её "собственную" идеологию.
Сведение всех видов идеологии  к классовой идеологии в своё время привело к подчинению идеологии  человечества, идеологии общества специфическим узкоклассовым аспектам. Последние приобрели в деятельности некоторых государств доминирующее значение. Делался акцент на том, что различает, обособляет социальные объекты, группы, классы, а это волей-неволей усиливало конфронтационное начало и не только в сфере идеологической деятельности.
Идеология любого социального  объекта имеет как бы несколько  пластов, ярусов.
Первый  ярус - базисный, общечеловеческий, в котором находят своё идеологическое выражение общечеловеческие гуманистические ценности. Эта система идеологических взглядов, принципов рассчитана и должна быть в культуре каждого социального субъекта. В истории встречались человеконенавистнические, расистские, крайне националистические идеологии (фашизм, апартеид, прежде всего). Они были осуждены всем человечеством в лице ООН. Международный трибунал в Нюрнберге, достаточно широкие санкции против ЮАР и т.д. - всё это есть не что иное, как форма контроля за выполнением общечеловеческих норм, правил. Сегодня государства - члены мирового сообщества берут на себя обязательства руководствоваться общечеловеческими ценностями, получившими своё идеологическое выражение, в частности, во Всеобщей Декларации прав человека и т.д.
Общественные (общенародные, общенациональные) ценности, которые в наиболее последовательной форме фиксируются, в частности, в Конституции конкретного государства, представляют второй ярус идеологии того или иного социального субъекта. Эти ценности становятся основой единства, целостности конкретного общества, гарантией от его распада. Т. Парсонс, отмечая роль ценностей в жизни общества, выполнения определённых норм, подчёркивал, что «ценностные предпосылки американского общества сформулированы, прежде всего, в таких исторических документах, как Декларация независимости, преамбула в Конституции и Билль о правах». Из этих идеологических источников во многом черпается уверенность американцев в равенстве возможностей, что ни один член общества не должен быть лишён возможности добиться того, чего он желает.
При этом следует учесть, что каждое современное цивилизованное государство включает в свою Конституцию в том или ином виде общечеловеческие ценности в виде норм, обеспечивающих приоритет прав человека.
Третий  ярус идеологии, выражая специфические  социально-групповые, классовые интересы, обосновывает желательные для данного класса, слоя формы социального устройства общества и т.д.
Классовые, групповые идеологии  выдвигаются политическими партиями, которые стремятся объединить вокруг себя тех, кто разделяет единые, групповые ценности, чтобы бороться за политическую власть ради осуществления представлений о желательном варианте развития общества. При этом в цивилизованном обществе развитие социально-групповых, частных идеологий не должно противоречить, входить в антагонизм с общенародными и общечеловеческими ценностями.
Признание ценности и единства государства, конституционного порядка являются условием идеологической деятельности отдельных партий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    ОБРАЗЦЫ ПОВЕДЕНИЯ – ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
 
      Обряд
Обряд, или ритуал - совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления.   Религиозные обряды способствуют закреплению в сознании верующих соответствующих религиозных представлений, формированию религиозного самосознания и укреплению веры в потусторонние силы.
Изменение статуса человека часто сопровождается обрядом, например: инициация, свадьба, похороны, крещение и т. д.
Молитва групп людей часто  сопровождается обрядами, например: месса, литургия.
В некоторых религиях существуют персональные обряды, например: исповедь, хадж.
 
      Обычаи
Обычай - традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками.
Если привычка - это повседневная, не праздничная сторона социальной действительности, то обычаи представляют более редкий, "праздничный" ее аспект.
 Мы говорим о гостеприимстве как обычае, а не привычке.
Обычаи праздновать Рождество  и Новый год, уважать старших, не спрашивать женщину о ее возрасте, уступать ей место и подавать руку, как и многое другое, пользуются уважением, почитаются и охраняются как нечто ценное.
Обычаи - одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные санкции - неодобрение, изоляция, порицание. Некоторые обычаи стоят близко к этикету.
Обычаи - это еще и традиционно  воспроизводимые элементы культуры.
Все культуры базируются на обычаях, обычаи превращаются в нравы, нравы превращаются в законы.
Нравы - обычаи, приобретающие моральное значение.
В Древнем Риме это понятие  обозначало самые уважаемые и  освященные обычаи. Они назывались mores - нравы. Отсюда пошло слово мораль (от лат. moralis - нравственный) - совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д. Безнравственно оскорблять старших, бить женщину, обижать слабого, издеваться над инвалидами. Но, с другой стороны, в Спарте вполне нравственно было сбрасывать в пропасть физически слабого ребенка.
Таким образом, что  именно считать нравственным, зависит  от культуры данного общества. Однако во всех случаях наказание к нарушителям нравственных устоев следовало более суровое, чем к нарушителям обычаев.
Закон -  нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке.
Он является высшей разновидностью социальных и культурных норм, требует безусловного подчинения.
Обычное право - совокупность неписаных правил поведения в доиндустриальном обществе, санкционированных органами власти. Из него постепенно возникли юридические законы, закрепленные конституцией. Законом общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: человеческую жизнь, государственную тайну, собственность, человеческие права и достоинства. Нарушение законов влечет уголовные наказания, самым сильным из них является смертная казнь.
 
      Традиции
Под традицией (от лат. traditio - передача; предание) правильнее понимать механизм воспроизводства, процесс передачи из поколения в поколение культурных норм и черт: символов, обычаев, манер, этикета, языка, законов, нравов.
Мы говорим о традиционных символах христианства, традиционных обычаях русского народа и многом другом, что входит в состав культуры. Состав культуры, в том числе обряды, раскрывают скорее горизонтальный, одномоментный срез культуры.
Традиция показывает вертикальную ось времени - то, что существовало в прошлом, существует в настоящем и вероятнее всего сохранится в будущем. Все ценное в культуре переходит из прошлого в настоящее и будущее, становится традиционным.
Традицию понимают еще как "предание". Предание, как и традиция, всегда изустно.
Традиция  передается:
 ¦ либо через практическую имитацию (повторение каких-либо действий);
¦ либо через фольклор.
Адекватность передачи достигается  многократными повторами, системами символических текстов (мифология) и действий (ритуал).
 В индустриальном обществе большинство черт культуры передавалось через традицию, поэтому оно называется традиционным.
 В современном обществе  ее сильно потеснили радио,  телевидение, пресса, библиотеки, школы,  университеты. Они выступают основными  каналами передачи прошлых знаний.
На заре человечества парный брак был редким явлением, но постепенно стал традицией и овладел всеми народами. Еще позже он превратился в институт семьи.
Институт - перезревшая традиция, массовая привычка что-либо делать определенным образом, уже не помещающаяся в рамки традиции. В социологии традицию понимают именно как механизм воспроизводства социальных институтов и норм, когда необходимость сохранения этих норм оправдывается самим фактом их существования в прошлом
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Предметы, окружающие человека, не остаются безымянными. Он наделяет их именами, смыслом и значением в зависимости от того, в каких целях эти предметы использует.
Наделяемые значениями и именами предметы составляют тело культуры. Те предметы, которые по разным причинам не получили значения, т.е. не очеловечены, остались за рамками культуры.
Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, или первокирпичики.
Такие базисные единицы культуры называют элементами, или чертами культуры.
К базисным элементам духовной культуры относят: обычаи, нравы, законы, ценности.
Первые три являются разновидностями  культурных норм и поэтому образуют нормативную систему культуры. Она  предписывает членам общества, что надо делать, как это надо делать и в каких ситуациях следует так поступать.
Манеры, этикет и кодекс также  входят в нормативную систему культуры, но в качестве не основных, а дополнительных ее элементов. В любом обществе - от самого примитивного до суперсовременного - есть обычаи, нравы и законы, но не в любом обществе существуют манеры, этикет и кодекс.
Хотя ценности не относятся  к видам культурных норм, но входят в нормативную систему культуры наряду с другими ее элементами и выполняют в ней особую функцию.
Ценности указывают на то, что должно почитаться, уважаться  и сохраняться в культуре, но не предписывают. Только самое ценное в обществе подлежит охране со стороны социальных норм.
Культурные нормы - разновидность социальных норм.
Обычаи, нравы, законы - именно в таком порядке должны выстраиваться базисные элементы нормативной системы, так как от первого к третьему нарастает степень строгости тех санкций, которые использует общество по отношению к нарушителям.
Несомненно, одно: в основе обычаев и традиций лежит простая привычка человека повторять одни и те же действия.
 Четко закрепляя уже  приобретенное знание, привычка  играет исключительную роль в становлении традиций.
Но привычка лежит в  сфере человеческой психологии, а обычаи, традиции, манеры - в сфере человеческого общества.
Обычай указывает на одобренный и общепринятый способ его ведения. Манеры - лишь стилизованная форма обычая.
Понятия "обычай" и "манеры" ничего не говорят нам о том, передаются они из поколения в поколение или нет. Об этом говорит другое понятие - традиция.
Мы достигли цели контрольной  работы: изучили особенности элементов культуры, охарактеризовали основные элементы культуры и дали им оценку.
 
 
 
 
 
 
 
 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
 
    Агальцев, А.М. Личность и общение как сущностные  факторы  становления гражданского общества [Текст] // Социально-экономические знания. - 2009. - №1. - с.128-140.
    Зубова, Я.В.  Социология (в  вопросах и ответах) [Текст] учеб. пособи
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.