Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Ассирия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
    Географическая среда
    Особенности развития
    Общественные отношения
    Государственный строй
    Торговые колонии
    Шамшиадад I
    Культура Ассирии:
1)Письменность
2)Искусство и архитектура
3)Мифология
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
В долине рек Евфрата и  Тигра наиболее  благоприятные  условия  для  развития производительных сил и  перехода  к  классовому  обществу,  для  организации искусственного орошения в крупных масштабах  и прогресса земледелия  имелись, как мы видели, в южной её части.
В Северной Месопотамии —  холмистой  степи, переходящей в  горные районы, условия  для  этого  были  менее  благоприятны, хотя уровень  общественного развития здесь ещё  в V и IV тысячелетиях до  н.э. был выше,  чем в болотистых  низменностях. 
Лишь  с  появлением  бронзовых орудий, при использовании  культурных достижений Шумера и  Аккада,  оказались преодолимыми  трудности  природных  условий   и   здесь.   Народы   Северной Месопотамии  и прилегающих долин в первой половине  II  тысячелетия  до  н.э. вновь догоняют в развитии своих южных соседей. У хурритских племён  Северной Месопотамии складывается могущественное  государство Митанни;  у аккадских семитических племён — Ассирийское государство,  расположенное па  важнейших торговых путях Передней Азии и игравшее  важную  роль  в истории древнего общества.  Арамейским  вторжением  в конце II  тысячелетия Ассирия   была оттеснена на  свои  прежние земли.  13  начале  I  тысячелетия   до   н.э. возможности ведения захватнических  войн  оказались в значительной  мере суженными. Это привело к усилению  розни между различными  группировками господствующего класса.
До нас дошли смутные  известия о какой-то  внутренней перестройке в Ассирийском государстве, возможно, связанной с  борьбой  между царём и военной знатью, с одной стороны, и городом Ашшуром,  возглавлявшимся жречеством, с другой. К концу Х в. до н.э. в  Ассирии  перевес  оказался  на стороне военной знати. Это привело к возобновлению широкой завоевательной политики, успеху  которой способствовал целый ряд выгодных  для Ассирии обстоятельств. С Х в. до н.э. господствующий класс Ассирии начинает  новую серию завоевательных воин. В результате этих воин Ассирия в той или иной форме подчинила себе большинство государств  Ближнего  Востока,  впервые в истории объединив в пределах  одного  государства самые различные народы,населявшие огромную территорию. Несмотря на относительную кратковременность своего существования, Ассирийская держава оставила глубокий след  в истории и культуре древнего мира.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Географическая среда.
Ассирией в древности  называлась область, расположенная  в и население средней части  долины Тигра, соответствующая северо-восточной  части современного Ирака. Тигр принимает  здесь с востока два крупных  притока — Большой и Малый  Заб. С северо-востока страну ограничивают отроги гор Загра, с юго-востока — река Малый Заб, с запада — степь. Воды реки Тигра наряду с колодцами используются здесь для искусственного орошения. Однако по плодородию эта часть нынешнего Ирака значительно уступает низовьям Тигра и Евфрата. Вверх по долинам Малого и Большого Заба расположены районы частично земледельческие (с использованием дождевых вод, собираемых в специальные водоёмы и применяемых для искусственного орошения), но главным образом скотоводческие. Хотя зимой здесь может выпадать даже снег, летом солнце выжигает травяной покров, поэтому скот в этот период перегоняют на горные луга. Из земледельческих продуктов Ассирия производила обычные для всего Двуречья виды злаков — в первую очередь, ячмень и эммер (пшеницу-двузернянку), а также мало распространённый в Вавилонии виноград.В период неолита культура той области, которая позже стала называться Ассирией, ещё стояла значительно выше культуры стран, расположенных в низовьях Тигра и Евфрата, где условия для земледелия были неблагоприятными, пока там не стало использоваться искусственное орошение. Это объясняется тем, что в низовьях земля периодически затоплялась и заболачивалась, либо её травяной покров полностью выжигался солнцем, и чрезмерная сухость не позволяла взращивать злаки.К тому же в предгорьях имелся материал для изготовления орудий (дерево, камень, медь), а в низовьях его не было. Поэтому оттеснённые в низовья племена едва находили там возможности для пропитания. В холмистых и предгорных районах Передней Азии в это время складывается довольно однородная культура, для которой характерны оседлые поселения, состоявшие из домов, либо глинобитных, либо (позже) из сырцового кирпича, иногда на каменном фундаменте; позже появляются также и крупные общественные сооружения в виде круглых общинных домов и прямоугольных святилищ. Для этой культуры характерно и развитие гончарного ремесла, памятником которого является замечательная расписная посуда.Наиболее вероятно, что, по крайней мере, часть древнейшего населения принадлежала здесь к хурритам — группе племен, родственных по языку урартам Армянского нагорья. Язык хурритов имеет также в некоторых отношениях отдалённое сходство с языками народов Кавказа и Закавказья. Шумерские тексты III тысячелетия до н.э. называют рассматриваемые нами области “Субир”, аккадские тексты III и II тысячелетий до н.э.— “Субарту” или “Шубарту”, отсюда и название населения — субарейцы или шубарейцы. Большинство исследователей считает, что эти шумеро-аккадское обозначение тех же племён, которые называли себя хурритами.
II. Особенности развития.
В связи с освоением  техники ирригации в Двуречье в течение IV тысячелетия до н.э. происходило быстрое развитие производительных сил и подъем культуры. Когда на юге уже складывалось классовое общество, возникали первые государства, создавалась письменность и закладывались основы позднейшей шумеро-аккадской культуры, на севере развитие общества подвинулось вперёд лишь незначительно. В дальнейшем, с появлением бронзовых орудий, с использованием достижений культуры юга Двуречья, значительный прогресс в общественном развитии стал заметен и на севере.Для понимания истории рабовладельческого общества Ассирии необходимо учитывать экономическое значение занимаемого ею района для снабжения ведущей сельскохозяйственной области Передней Азии — Вавилонии —металлом, которого она совершенно не имела, и лесом, которым она была очень бедна.
С юго-востока к Ассирии  примыкали долины рек Адема и Диялы — место скрещения путей, ведших с Иранского нагорья в Аккад — северную часть Двуречья. Важнейший путь для Двуречья, связывающий Элам и Аккад с Сирией и далее с Палестиной и Египтом, проходил через самую Ассирию. Он шёл вверх по Тигру, а затем через культурные и населённые части Северной Месопотамии к переправам в районе большой дуги Евфрата, отделяющей Месопотамию от Сирии. Другой путь шел из Вавилонии в Сирию по Евфрату, проходя не далее чем в 200 км от пределов Ассирии. Путь, пролегавший прямо через Сирийскую степь, был непригоден для регулярных сношений, так как существовала опасность нападения степняков и было трудно снабжать медленно двигавшиеся караваны водой, в особенности, когда верблюд ещё не применялся как транспортное средство, т. е. до второй половины II тысячелетия до н.э. Наконец, ещё один важный торговый путь, а именно — идущий по Тигру из Малой Азии и Армении — также проходил через Ассирию, и в её пределах соединялся с восточным путём из Вавилонии в Сирию. Таким образом, по путям, либо прямо проходившим через Ассирию, либо лежавшим с нею в непосредственном соседстве, перевозились: медь, серебро, свинец, лес, — шедшие из Северной Сирии, Малой Азии и Армении в Вавилонию, а также золото, ввозимое из Египта (а может быть, и из Закавказья и Индии), целый ряд продуктов из Ирана, а через него — и из Средней Азии и Индии. С другой стороны, по этим же путям направлялись продукты сельского хозяйства и ремесла Вавилонии и Элама, шедшие в обмен на сирийские, малоазийские и другие товары.
Это обстоятельство наложило свой отпечаток на развитие древней  ассирийской экономики. Ассирия  играла роль передаточного пункта, промежуточной инстанции в обмене между отдельными обществами и государствами  с самого начала возникновения сколько-нибудь широкого обмена между различными районами Передней Азии. То значение, которое  Ассирия приобрела в истории  древнего мира, было в значительной мере обусловлено её благоприятным  положением на караванных путях и  тем особым местом, которое Ассирия занимала вследствие этого в экономике Передней Азии.
Приблизительно с середины III тысячелетия до н.э. (время, к которому восходят древнейшие слои городища на место поселения Ашшур — ядра будущего Ассирийского государства) в областях Месопотамии к северу от Двуречья появляются выходцы из Шумера и Аккада, что, несомненно, связано с той нуждой в сырье, которую испытывало Двуречье.
По документам из Двуречья мы знаем, что для приобретения камня, леса, металла общины Шумера и Аккада посылали в длительные путешествия своих торговых агентов — тамкаров. На основных торговых путях была организована целая сеть постоянных факторий и колоний.
Опорным пунктом — притом важнейшим из них — на Тигре  был Ашшур. Последний (ныне Кала'ат-Шеркат) стоял на правом берегу реки, несколько выше впадения Малого Заба. По его имени за всей страной позже утвердилось название Ашшур, или, в греческой форме, Ассирия.
 
III. Общественные отношения.
Обстоятельства возникновения  и сложения государства в Ашшуре нам неизвестны. Мы знаем лишь, что в тот период, который освещен письменными памятниками, т. е. на рубеже III и II тысячелетий до н.э., Ашшур уже имел крупное значение в межобщинном и межгосударственном обмене Передней Азии, и это в значительной мере определяло его развитие.Среди древнейших, может быть, легендарных имён правителей Ашшура мы встречаем, по-видимому, хурритские. Хотя, судя по собственным именам, хурритский язык наряду с аккадским ещё долго (возможно, до конца II тысячелетия) был распространён в Ашшуре и в окружающих селениях, однако аккадскому языку принадлежала ведущая роль. Уже наместник III династии Ура в Ашшуре пользуется аккадским языком для своей надписи; в дальнейшем, в Ашшуре в официальных надписях и документах пользовались исключительно аккадским языком и клинописью, приспособленной к аккадскому языку.Продолжая начатое Аккадом освоение торговых путей, Ашшур основывает целый ряд подсобных факторий и колоний, из которых нам наиболее известны важные торговые поселения в Малой Азии. Создание этих колоний, несомненно, прямо или косвенно связано с завоеваниями, производившимися в течение второй половины III тысячелетия династией Аккади III династией Ура. Обе эти державы включали, по-видимому, также Ашшур и объединяли большие территории в Двуречье, в предгорьях Загра и даже в Северной Сирии. Это создавало благоприятные условия для освоения караванных путей и способствовало развитию Ашшура и других мелких городов-государств на территории будущей Ассирии.
Земля, по-видимому, считалась  в это время в Ашшуре общинной собственностью. Наряду с храмовым землевладением, не игравшим, однако, столь крупной роли, как в Шумере, существовали земли общин, которые находились в руках свободных членов общин — как больших семей, так и отдельных лиц. Систематически проводились переделы земельных участков. Земля обрабатывалась большей частью самими членами общины с их семьями, частью же совместно с рабами, а в богатых хозяйствах — возможно, одними рабами. Изредка применялся наёмный труд. Рабы являлись отчуждаемой собственностью своих хозяев. Неоплатные должники становились домашними рабами кредитора, на срок или бессрочно — неизвестно; массового характера долговое рабство ещё не приобрело, несмотря на весьма сильное имущественное неравенство, которое развивается в это время между верхушкой рабовладельцев и массой рядового населения.
 
 
 
IV. Государственный строй
Верховным органом власти в самом Ашшуре был совет старейшин. Каждый год носил имя определённого должностного лица лимму (вероятно, одного из членов совета старейшин), менявшегося ежегодно. По этим лимму велась датировка. По-видимому, тот же лимму стоял во главе казны города, сосредоточенной в “доме городского совета”, не только руководившего деятельностью тамкаров (торговых агентов), но и занимавшегося непосредственно обширными ростовщическими и торговыми операциями.       
Другим важным должностным  лицом был укуллум, ведавший земельными вопросами и, возможно, возглавлявший судебную и административную деятельность городской общины. Должность укуллума обычно, хотя и не всегда, совмещалась с наследственной должностью ишшаккум. Ишшаккум, или, по шумерской терминологии, энси (патеси), имел право созывать совет, без которого, но всей вероятности, он не мог принимать важных решений. По-видимому, в его ведении находились только религиозные и связанные с ними дела (например, некоторые виды строительства). Вопросы судебные, экономические (например, податные и т. д.) лежали вне ведения ишшаккума, и совет Ашшура сносился с колониями по этим вопросам без его ведома.
Таким образом, ишшаккум вовсе не был носителем верховной государственной власти в Ашшуре; по своему государственному строю Ашшур этого времени приближался к типу олигархической рабовладельческой республики.
 
V. Торговые колонии.
Важнейшей и наиболее известной  нам из колоний Ашшура была колония при городе Канесе (современное городище Кюль-Тепе, близ города Кайсери в Турции). Документы, дошедшие отсюда,— как, впрочем, происходящие не только из Канеса, но также из ряда других колоний и из самого Ашшура, — охватывают три поколения и относятся, по-видимому, к XX—XIX вв. до н.э.).
В Малую Азию, главным  образом из Двуречья, ашшурские купцы везли на ослах караванами продукты ремесла, в особенности, ткани, а вывозили преимущественно серебро, свинец, медь, а также шерсть и кожу. Работорговлей ашшурские купцы не занимались. Свинец в этот период наряду с серебром играл в Ашшуре и его торговых факториях роль средства обращения. Важно отметить, что торговля эта лишь в небольшой мере была рассчитана на нужды самой Ассирии.
Во всякой колонии Ашшура официальные документы составлялись обычно от имени “такой-то колонии от мала до велика”. Все решения народного собрания, бывшего формально верховным органом управления, принимались от лица всей колонии, но фактическая власть принадлежала знати, так называемым “великим”.
Существовали эти колонии  при местных поселениях (вне их стен, но на их земле); в делах с  местным населением, жестоко эксплуатировавшимся  ашшурскими купцами, колонии подчинялись юрисдикции местных царьков; но последние были заинтересованы в торговле о ашшурскими тамкарами, а поэтому всячески им потворствовали. Во внутренних делах колонии подчинялись Ашшуру, совет которого имел в каждой из них своего представителя; Ашшур собирал в свою пользу пошлину с торговли колоний.
После падения государства III династии Ура торговые города, подобные Ашшуру, стремятся к созданию мощной военной силы для захвата и удержания в своих руках караванных путей. Неизбежна была острая борьба за обладание этими путями.
 
 
 
VI. Шамшиадад I
Задачи завоевательной политики, которые в начале II тысячелетия  до н.э. выдвигала верхушка ашшурского рабовладельческого общества, не могли быть осуществлены без изменения самой государственной структуры в сторону укрепления власти правителя-военачальника. Конечно, военные столкновения с соседними общинами и племенами бывали и раньше, но первое крупное военное предприятие, выходившее за пределы территории, расположенной в непосредственном соседстве с Ашшуром, относится, насколько нам известно, ко времени ишшаккума Илушумы (XX в. до н.э.), на короткое время овладевшим рядом важных районов на Нижнем Тигре и в других частях Двуречья. По-видимому, тот же Илушума пытался укрепить храмовое хозяйство как опору власти правителя. Но гораздо большее значение имели завоевания Шамшиадада I (конец XIX — начало XVIII в. до н.э.).Шамшиадад I был сыном аморея Илакабкабу, захватившего власть в Ашшуре, по-видимому, точно так же, как другие аморейские вожди, опираясь на племена степняков, захватили около этого времени власть в большинстве городов Двуречья. Выполняя задачи, которые, как было сказано, поставила в то время верхушка ашшурских рабовладельцев, Шамшиадад стремился к установлению в Ашшуре своей единоличной власти и к созданию деспотической монархии, наподобие существовавшей в Вавилонии.
 Свидетельством стремления  заимствовать все вавилонское,  можно считать, между прочим, распространение  с этого времени в Ашшуре вавилонской разновидности клинописи. Шамшиадад I впервые объявил себя “царём множеств” (шар-кишшати), а не просто ишшаккумом. Ему удалось распространить свою верховную власть на всю Северную Месопотамию и посадить своего сына царём в Мари (До нас дошла чрезвычайно интересная, но пока ещё не проанализированная историками политическая переписка Шамшиадада с упомянутым царем.). Одно время он осуществлял гегемонию и в северной части Аккада. На западе ему, по-видимому, удалось достичь Средиземного моря. В своей надписи он хвастался наступившей в годы его правления дешевизной на хлеб и шерсть (что позволяло ашшурским купцам особенно сильно наживаться при перепродаже этих товаров, которые обменивались на металлы). В письмах своему сыну Шамшиадад упоминает о воинах лабну (“склонённых ниц”), т. е., возможно, о тех, кто не имел собственных земельных наделов и получал содержание или земельные участки от царя; упоминаются также воины из числа “мужей”, т. е. полноправных свободных общинников, которые содержались в войске за счёт их собственных патриархальных семей.
Государство Шамшиадада I было первой крупной переднеазиатской державой с центром, расположенным вне Двуречья. Тот факт, что именно из Ассирии исходило это объединение, объясняется двумя причинами: во-первых, экономическим могуществом Ашшура, которое было связано с благоприятным его положением как торгово-передаточного центра; во-вторых, удачным стратегическим расположением Ашшура вблизи от всех основных путей сообщения Передней Азии. Это позволяло Ашшуру захватывать более важные в стратегическом и экономическом отношении районы, чем те, которые могло бы захватить с той же затратой сил какое-либо другое соседнее государство. С каждым новым завоеванием Ассирия получала новые преимущества для дальнейшего экономического и военного развития.Однако в то время Ассирия не смогла использовать эти преимущества, так как прежде, чем она успела закрепить за собой свои завоевания, ей пришлось встретиться с государством Эшнунны, а затем с ещё более мощным государством — с Вавилонским царством Хаммурапи. Крушение же государства Хаммурапи не сопровождалось новым подъёмом Ассирии и восстановлением порядков, вводившихся Шамшиададом.
Гегемония в Месопотамии  тогда перешла к новому государству  — Митанни, сложившемуся в плодородной холмистой части Северной Месопотамии, у узла дорог, проходящих через Северную Сирию и большую излучину реки Евфрата. Ассирия должна была признать верховное владычество Митанни.
VII. Культура Ассирии
Культуру, религию и искусство  Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы. В развалинах ассирийского царя Ашшурбанипала (VII в. до н.э.) в Ниневии ученые обнаружили громадную для того времени библиотеку, которая насчитывала десятки тысяч клинописных текстов. Предпологается, что эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской литературы. Царь Ашшурбанипал – образованный и начитанный человек – вошел в историю как собиратель древних письменных памятников: по его словам, записанным и оставленным для потомков, для него было большой радостью разбирать красивые и непонятные тексты, написанные на языке древних шумеров.
 Более 2 тыс. лет  отделяло царя Ашшурбанипала от древнейшей культуры Двуречья, но, понимая ценность старых глиняных табличек, он собирал их и сохранял. Образованность, однако, была присуща не всем правителям Ассирии. Более обычной и постоянной чертой ассирийских владык было стремление к могуществу, господству над соседними народами, желание утвердить и продемонстрировать свою власть.
 Ассирийское искусство  I тыс. до н.э. исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победы завоевателей. Характерны изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков, с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Каждый бык имел пять копыт. Таковы, например, изображения из дворца Саргона II. Но и другие знаменитые рельефы их ассирийских дворцов – это всегда прославления царя – могущественного, грозного и беспощадного. Такими были ассирийские владыки в жизни. Такой была и ассирийская действительность. Не случайно поэтому особенность ассирийского искусства – беспримерные для мирового искусства изображения царской жестокости. Жестокость нравов ассирийского общества сочеталась, по-видимому, с его невысокой религиозностью. В городах Ассирии преобладали не культовые сооружения, а дворцы и светские постройки, так же, как в рельефах и росписях ассирийских дворцов – не культовые, а светские сюжеты. Характерными были многочисленные и великолепные изображения животных, в основном льва, верблюда, коня. Большое развитие в Ассирии получило инженерное искусство – был построен первый канал-водопровод и акведук длиной 3000 и шириной 15 ярдов.
О повседневной жизни ассирийцев, особенно рядовых, мы знаем  довольно  мало. Дома ассирийцев были одноэтажными, с  двумя  внутренними  двориками  (второй  служил "семейным кладбищем"). Стены домов сооружались из  сырцовых  кирпичей или  были  глинобитными.  В  Ассирии  климат  менее  жаркий,  чем  в  Нижней Месопотамии. Поэтому одежда  ассирийцев  была  более  основательной,  чем  у вавилонян. Она состояла  из  длинной  шерстяной  рубахи,  поверх  которой  в случае надобности оборачивали еще шерстяную ткань.  Ткани  были  белыми  или окрашенными в яркие цвета с  помощью  растительных  красок.  Богатые  одежды изготовлялись из тонких льняных или шерстяных тканей, отделывались  бахромой и вышивкой. Из Финикии доставляли шерсть, окрашенную пурпуром, но  ткань  из нее была баснословно дорогой. Обувью служили сандалии из кожаных  ремней,  а у воинов - сапоги. Изделия ассирийских ремесленников (резная кость,  каменные  и  металлические сосуды) нередко были весьма изысканными, но не самостоятельными по стилю:  в них ощущается сильное финикийское и египетское влияние. 
Ведь  ремесленников из этих стран массами угоняли в  Ассирию.  Сюда  же  в  огромном  количестве привозили и награбленные произведения  искусства. 
Поэтому  изделия  местных  мастерских трудно, а подчас и невозможно отличить от "импортных". Ассирийская  архитектура тоже не отличалась самобытностью. Как отмечали  сами ассирийские  цари, их дворцы строились "на  хеттский  манер",  заимствованный из Сирии, но дворцы эти были грандиозных размеров. Однако главное украшение этих дворцов -  многофигурные композиции  с изображением  мифологических, жанровых и батальных сцен, выполненные в очень низком рельефе на  плитах  из мраморовидного известняка и частично раскрашенные минеральными  красками,  - представляет собой одну из ярчайших страниц в истории мирового искусства.  В стиле и технике этих рельефов  можно проследить  такие традиционные  черты месопотамского     искусства,     как     "мультипликационная"      передача последовательных моментов той или иной сцены: на  одном и том же  рельефе царь изображен приближающимся к алтарю  и склоненным  перед ним.  Местные, ассирийские традиции проявляются в очень свободном расположении  фигур на плоскости, в замене изображения божества его символом. Наконец, здесь можно обнаружить и следы хурритского, сирийского, египетского,  Эгейского стилей. В общем же из  всех  этих  разнородных элементов образовалось  удивительно органичное и самобытное целое. Основной (почти единственный) сюжет рельефов - царь и его деятельность. Поэтому на них можно увидеть пиры и битвы,  охоту и торжественные процессии, религиозные обряды,  осады и штурмы  крепостей, военные лагеря и войска, жестокие расправы  над побежденными  и принесение даней покоренными народами.   Хотя   все   эти   сцены   скомпонованы   из повторяющихся канонических деталей, заметить это для обычного зрителя  почти невозможно: прихотливость  и  смелость  композиции  придают  им  бесконечное разнообразие. Варьируется и техника исполнения -  от  тщательной  проработки деталей,  изобилия  подробностей  (прически,  локоны,  бороды,  вышивки   на одежде,  украшения,  сбруя  лошадей  и  т.п.)   до   графической   скупости, изысканной стилизации, когда дается почти  один  только  контур  (знаменитое изображение  раненой  львицы).  Сильное,  стремительное  движение  (скачущие лошади,   бегущие   звери)   сочетается   с    тяжеловесной,    подчеркнутой статуарностью  царя  и его спутников (величественные  позы,  подчеркнутая мускулатура, преувеличенные размеры фигур). Цвет в этих изображениях, как и в более редких композициях из глазурованного кирпича и в росписях,  имеет чисто декоративную функцию. Поэтому на  них можно увидеть синих лошадей, желтые фигуры на голубом фоне и т.п. Царей изображают  и немногие  дошедшие до нас образцы круглой скульптуры. Среди них особенно  интересна статуэтка из  янтаря  и золота,  изображающая  Ашшур-нацир-апала  II.   Несмотря   на миниатюрные размеры,  она создает ощущение  мощи  и величия.  Изображения ассирийских рельефов сюжетны, повествовательны,  и в этом  их  отличие от искусства соседних  народов,  где преобладает декоративное   начало. 
1)Письменность
Своими знаниями истории  народов Месопотамии и ее соседей человечество обязано в первую очередь глиняной табличке.
У шумеров, как и у египтян, письменность первоначально была прерогативой писцов. Вначале они пользовались грубым, пиктографическим письмом, изображая  общий вид предметов, вернее их очертания. Затем эти рисунки все более  и более упрощались и превращались в группы клиньев.Ассирийцы значительно упростили клинопись, приведя ее в определенную систему и окончательно перейдя к горизонтальному письму. Ассирийцы и вавилоняне писали палочками из очищенного камыша на выделанной коже, на деревянных дощечках и на папирусе, который получали с приходившими из Египта караванами, не говоря уже о надписях, высеченных на камне, металлических пластинах, сосудах и оружии. Однако основным материалом для письма оставалась глина.
Писали палочкой наподобие  грифеля с тупым концом в виде треугольника. После того как вся  поверхность плитки была исписана, ее сушили на солнце, а затем обжигали. Благодаря этому знаки сохранялись, а плитки не страдали от сырости. Этот способ письма переняли и соседние народы - эламиты, персы, мидяне, хетты, урарты, частично финикийцы.
В Месопотамии существовали даже школы. Во время раскопок удалось  открыть одну школу в городе Мари, а в ней - пособия для обучения и задачи для учеников. Одна из табличек провозглашала: "Кто отличится  в чтении и письме, тот будет  блестеть, как солнце". Четыре курса  приходилось преодолеть ученику, чтобы  изучить клинопись.
Последние археологические  находки позволили обнаружить на территории Ассирии даже своеобразный Университет. Примерно в 10 км. к востоку от Багдада расположена древняя крепость Тиль-Кармаль. Находки в этом месте позволили сделать вывод о том, что здесь и находился своего рода первый Университет в истории человечества. Удалось установить название древне-ассирийского города - Шадупум, что на арамейском языке означает "счетная палата" или "казначейство". Шадупум был местом хранения важных документов Ассирии, центром сосредоточения людей, сведущих не только в искусстве письма, но и в различных областях культуры и науки.
Наибольший интерес представляют имеющиеся здесь таблички, отражающие знания древних в математике и  геометрии.
Например, в одной из них  доказывается теорема о подобии  прямых треугольников, которую приписывают  древнегреческому ученому Евклиду. Оказалось, что в Ассирии ее применяли  еще за 17 веков до Евклида. Найдены  также математические таблицы, с  помощью которых, по сути дела, можно  умножать, извлекать квадратные корни, возводить различные степени, выполнять  деление и вычислять проценты.
2)Искусство и архитектура
В области архитектуры  ассирийские зодчие имели крупные  достижения.  Наиболее важные строения возводились на высоких кирпичных платформах;  все  постройки сооружались из сырцового кирпича (обожженный кирпич и камень применялись,  и то далеко не  всегда,  лишь  для  облицовки).  Так  как  сырцовый  кирпич  — материал, не допускающий сложных архитектурных форм,  ассирийское  зодчество пользовалось  ограниченным  числом  приемов:   прямые   линии,   чередование выступов и ниш, открытые портики со столбами и с двумя башнями  по  бокам  — так называемые “хеттские бит-хилани”. Стены  зданий  были  глухие,  комнаты, как и в Вавилонии, открывались во  внутренний  двор.  Известен  был арочный свод, но обычно перекрытия  были  балочные,  накатом;  свет  проходил  через отверстия, сделанные в  потолке  или  в  стенах  под  потолком.  При  храмах важнейших божеств строились ступенчатые  башни  (зиккураты)  несколько иной конструкции, чем и Вавилонии. Центральным  сооружением  крупного  ассирийского  города   являлся   царский дворец, занимавший значительную часть его площади. Такой дворец  представлял собой  крепостное  сооружение  на  высокой  платформе.  Стены  с   выступами прямоугольных башен, увенчанные ступенчатыми зубцами,  были  сложены  обычно целиком  из  сырцового  кирпича.  Арочные  входы  были  украшены   каменными изваяниями крылатых быков и львов с человеческими  лицами—божеств-хранителей дворца. Наружных украшений у зданий, кроме описанных, по  большей части не имелось. Художественно оформлялись главным образом внутренние  помещения,  в особенности  узкие  и  длинные  парадные  залы  дворцов.  Здесь  применялись раскрашенные  рельефы,  роспись  и  цветные   изразцы.   Особенно  известны ассирийские рельефы. Они высекались на  больших  каменных  плитах,  которыми облицовывались нижние части стен во внутренних  помещениях  дворцов.  Обычай изготовления рельефных плит  был  заимствован  из  Митанни  или от  хеттов; вообще в изобразительном  искусстве  Ассирии  имеется  множество  элементов, восходящих к  хурритскому  и  хеттскому  искусству.  Рельефы  более  раннего периода (по IX в. до  н.э.  включительно)  отличаются  большей связанностью фигур,  отсутствием  в  них  динамичности,   преувеличенным   подчёркиванием физической силы. Начиная с VIII в. работавшие в Ассирии художники  несколько более  приближаются  к   правдивой  передаче   действительности,   начинают пользоваться пейзажем. Особенно замечательны изображения  животных  и  сцены охоты времени Ашшурбанапала. Однако достижения ассирийского искусства остаются  ограниченными.  Для  него характерно  ремесленное,  хотя  и  квалифицированное  использование  заранее разработанных трафаретов; иногда — как в случае охотничьих сцен  —  художник умело  их  сочетает,  добиваясь   жизненности   изображения;   тематика   же ограничена военными, культовыми и охотничьими сценами, а идейное  содержание сводится к восхвалению мощи ассирийского царя  и  ассирийского  войска  и  к посрамлению врагов Ассирии.  Нет  интереса  к  передаче  конкретного  образа человека и его окружения, в изображениях сохраняется трафаретный  тип  лица, условный разворот тела и т. п. Несмотря на то, что в изобразительном искусстве достижения  ассирийцев  были сравнительно невелики, оно всё же оказало  немалое  влияние  на  официальное искусство более позднего государства того  же  типа  —  Персидской  державы, развитие которого пошло по путям, проложенным ассирийскими художниками;  при этом были лишь усилены элементы трафаретности и декоративности изображений.
VIII. Мифология
Мифология Междуречья —Ассирийская мифология — мифология Ассирии, располагавшейся в Северном Междуречье в XIV—VII вв. до н. э.; она опиралась на шумеро-аккадскую мифологию, а после захвата Ассирии Вавилонским царством оказала сильное влияние на вавилонскую мифологию.
Аккадская (вавилоно-ассирийская) мифология. С глубокой древности  восточные семиты - аккадцы, занимавшие северную часть нижнего Двуречья, были соседями шумерийцев и находились под сильным шумерским влиянием. Во 2-й половине 3-го тыс. до н. э. аккадцы утверждаются и на юге Двуречья, чему способствовало объединение Двуречья правителем города Аккад Саргоном Древним в «царство Шумера и Аккада» (позднее, с возвышением Вавилона, эта территория стала
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.