ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
|
Поиск учебного материала на сайте<
|
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
|
| | |
Результат поиска |
|
Наименование:
|
контрольная работа Защита экологических прав граждан |
Информация: |
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 03.05.2013.
Год: 2013.
Страниц: 13.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
|
|
|
Описание (план): |
|
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский
государственный экономический
университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Экологическое право
по теме: Защита экологических прав
граждан
Исполнитель: студентка
Направление: юриспруденция
Профиль
Группа: ЮРп-2011Р
Ф.И.О: Рожкова Л. Н.
Екатеринбург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1 Понятие
и общая характеристика экологических
прав граждан
3
2 Экологические
обязанности граждан
11
Заключение
14
Список
литературы
15
ВВЕДЕНИЕ
Экологическое право
— одна из отраслей российского
права. Оно регулирует общественные
(экологические) отношения в сфере
взаимодействия общества и природы
в интересах настоящего и будущего
поколений людей.
Вопрос об экологических
правах индивида является центральным в современном праве
окружающей среды России. Любые права
должны быть закреплены и защищены законом,
также человек должен соблюдать определенные
экологические обязанности.
ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН
По мнению большинства
специалистов в данной области, вопрос
об экологических правах гражданина
является одним из ключевых в современном
экологическом праве, поскольку
согласно ст. 2 Конституции РФ «Человек,
его права и свободы являются
высшей ценностью».
Впервые в российском законодательстве
экологические права человека были
закреплены в Законе РСФСР от 19.12.1991
г. «Об охране окружающей природной
среды», затем - в Конституции РФ,
принятой всенародным голосованием
12.12.1993 г. и Федеральном законе от 10.01.2002
г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
М.М. Бринчук под экологическими
правами человека понимает признанные
и закрепленные в законодательстве
права индивида, обеспечивающие удовлетворение
разнообразных потребностей человека
при взаимодействии с природой.
По мнению О.Л. Дубовик, экологические
права граждан - это совокупность
закрепленных в международных актах,
Конституции РФ, специальном экологическом
и смежном с ним законодательстве
прав индивида, т.е. человека и гражданина,
реализуемых в процессе взаимодействия
с окружающей средой и обеспечивающих
удовлетворение его основных потребностей
в этой сфере.
Экологические права человека относятся
к группе фундаментальных естественных
(неотчуждаемых) прав человека, возникающих
с рождением и прекращающихся со
смертью индивида, наряду с такими основополагающими
правами, как право на жизнь, свободу слова
и вероисповедания, личную неприкосновенность,
свободу передвижения, выбор места жительства
и др.
Необходимо отметить, что проблему
экологических прав человека в мире стали
активно обсуждать с середины 60-х годов
нашего столетия, когда многие индустриально
развитые страны Запада стали ощущать
последствия экологического кризиса,
вызванной чрезмерным воздействием на
окружающую среду и потреблением природных
ресурсов.
Политическая сторона экологических
прав человека отражена в нормах международного
права, которые нашли выражение в различных
декларациях прав человека.
Первые документы ООН, в частности
Всеобщая декларация прав человека и
гражданина 1948 г., Устав ООН, Международный
пакт об экономических, социальных культурных
правах 1966 г., Международный пакт о гражданских
и политических правах 1966 г. не выделяли
права человека на благоприятную окружающую
среду непосредственно. В то же время оно
выражено опосредованно в ст. 3 Всеобщей
декларация прав человека и гражданина
1948 г., закрепившей право человека на жизнь.
Кроме того, в ст. Декларации указывается
нам такой «жизненный уровень», который
необходим человеку для поддержания его
здоровья и благосостояния.
Важнейшей вехой в становлении
и развитии экологических прав гражданина
стала Стокгольмская конференция
ООН по окружающей среде в 1972 году,
где впервые была обсуждена как
самостоятельная проблема права
человека на благоприятную окружающую
среду. В частности, принцип 1 Стокгольмской
декларации провозгласил, что человек
имеет право на свободу, равенство и благоприятные
условия жизни в окружающей среде, качество
которой позволяет вести достойную и процветающую
жизнь, и несет главную ответственность
за охрану и улучшение окружающей среды
на благо нынешнего и будущих поколений.
Высказывается мнение, что после Стокгольмской
конференции 1972 г. начался неизвестный
ранее в международном праве процесс его
постепенной экологизации. Это проявилось
в упоминании о необходимости защиты окружающей
среды в узкоспециализированных документах
в области прав человека (например, во
Всеобщей декларации о ликвидации голода
и недоедания 1974 г.), которые напрямую природоохранные
действия не предполагают.
На Конференции ООН по окружающей
среде и развитию, проведенной в Рио-де-Жанейро
(Бразилия) в июне 1992 года, было заявлено,
что единственный путь обеспечения долгосрочного
экономического прогресса - это его увязка
с охраной окружающей среды. Принцип 1
Декларации Рио провозгласил: «Люди имеют
право на здоровую плодотворную жизнь
в гармонии с природой».
В связи с вступлением России
в Совет Европы необходимо учитывать
международные документы о правах человека
этой организации. В частности, в рамках
Совета Европы действует ряд документов,
регулирующих в той или иной степени отношения
в данной сфере. Основными из них являются
Европейская конвенция о защите прав человека
и основных свобод (вступила в силу 3 сентября
1953 г.) и Европейская социальная хартия
(вступила в силу 26 февраля 1965 г.). В этих
документах не только закрепляются права
граждан, но и предусматривается международный
правовой механизм их защиты. Положения
этих документов юридически обязательны
для России как члена Совета Европы.
Выделяют основные (или конституционные)
и иные экологические права граждан.
К основным (конституционным) правам
относятся, прежде всего, содержащиеся
в ст. 42 Конституции РФ:
- право каждого на благоприятную
окружающую среду;
- право на достоверную информацию
о состоянии окружающей среды;
- право на возмещение ущерба,
причиненного здоровью или имуществу
гражданина экологическим правонарушением.
Кроме того, к этой группе отнесены
следующие конституционные права:
- право граждан и их объединений
иметь в частной собственности землю
ст.36 Конституции РФ);
- право каждого на
труд в условиях, отвечающих требованиям
безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции РФ);
- право каждого на охрану
здоровья и медицинскую помощь
(ст. 41 Конституции РФ).
Для успешной реализации и надежной
защиты вышеперечисленных экологических
прав важны не имеющие прямого отношения
к экологии такие конституционные права,
как: право свободно искать, получать,
передавать, производить и распространять
информацию любым законным способом (ст.
29); право на объединение для защиты своих
интересов (ст. 30); право собираться мирно,
без оружия, проводить собрания, митинги
и демонстрации, шествия и пикетирование
(ст. 31); право обращаться лично, а также
направлять индивидуальные и коллективные
обращения в госорганы и органы местного
самоуправления (ст. 33); право каждого на
судебную защиту его прав и свобод (ст.
46) и др.
К группе иных экологических прав
относятся права, содержащиеся в
других, помимо Конституции, нормативных
правовых актах РФ и субъектов
РФ, и, прежде всего – в Федеральном законе
от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей
среды», который не только закрепил право
каждого на благоприятную окружающую
среду и на ее защиту от негативного воздействия,
вызванного хозяйственной и иной деятельностью,
чрезвычайными ситуациями природного
и техногенного характера, но и предусмотрел
ряд важных полномочий граждан, способствующих
обеспечению его защиты.
В частности, согласно ст. 12 Закона, граждане
имеют право:
- создавать общественные объединения,
фонды и иные некоммерческие организации,
осуществляющие деятельность в области
охраны окружающей среды;
- направлять обращения в органы
государственной власти Российской
Федерации органы государственной
власти субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления,
иные организации и должностным лицам
о получении своевременной, полной и достоверной
информации о состоянии окружающей среды
в местах своего проживания, мерах по ее
охране;
- принимать участие в собраниях, митингах,
демонстрациях, шествиях и пикетировании,
сборе подписей под петициями, референдумах
по вопросам охраны окружающей среды и
в иных не противоречащих законодательству
Российской Федерации акциях;
- выдвигать предложения о проведении
общественной экологической экспертизы
и участвовать в ее проведении
в установленном порядке;
- оказывать содействие органам государственной
власти Российской Федерации, органам
государственной власти субъектов Российской
Федерации, органам местного cамоуправления
в решении вопросов охраны окружающей
среды;
- обращаться в органы государственной
власти Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления и иные
организации с жалобами, заявлениями и
предложениями по вопросам, касающимся
охраны окружающей среды, негативного
воздействия на окружающую среду, и получать
своевременные и обоснованные ответы;
- предъявлять в суд иски о
возмещении вреда окружающей
среде;
- осуществлять другие предусмотренные
законодательством права.
Важные права граждан в области
охраны окружающей среды установлены
Федеральным законом от 30,03.99 г. № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения», согласно ст. 8 которого граждане
имеют право:
- на благоприятную среду обитания,
факторы которой не оказывают
вредного в действия на человека;
- получать в соответствии
с законодательством Российской Федерации
в органах государственной власти, органах
местного самоуправления, органах и учреждениях
государственной санитарно-эпидемиологической
службы Российской Федерации и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической
обстановке, состоянии среде обитания,
качестве и безопасности продукции производственно-технического
назначен, пищевых продуктов, товаров
для личных и бытовых нужд, потенциальной
опасности для здоровья человека выполняемых
работ и оказываемых услуг;
- осуществлять общественный
контроль за выполнением санитарных правил;
- на возмещение в
полном объеме вреда, причиненного
их здоровью или имуществу
вследствие нарушения другими
гражданами, индивидуальными предпринимателями
и юридическими лицами санитарного
законодательства, а также при
осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических)
мероприятий, в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от
09.01.96г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности
населения» установил ряд прав граждан,
имеющих непосредственное отношение к данной области.
Прежде всего, согласно
ст. 22 этого Закона, граждане России,
иностранные граждане и лица без гражданства,
проживающие на территории Российской
Федерации, имеют право на радиационную
безопасность. Кроме того, граждане и общественные объединения имеют также
право на получение объективной информации
от организаций, осуществляющих деятельность
с использованием источников ионизирующего
излучения, в пределах выполняемых ими
функций о радиационной обстановке и принимаемых
мерах по обеспечению радиационной безопасности
(ст. 23). Наконец, ст. 26 указанного Закона
предоставляет гражданам право на возмещение
вреда, причиненного их жизни и здоровью,
и (или) на возмещение причиненных им убытков,
обусловленных облучением ионизирующим
излучением сверх установленных данным
Федеральным законом основных пределов
доз, в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Градостроительный кодекс
РФ от 07.05.98 г. № 73-ФЗ, в ст. 7 устанавливает
право каждого гражданина на благоприятную
среду жизнедеятельности. Это право, в
частности, обеспечивается: участием граждан
и общественных объединений в осуществлении
градостроительной деятельности; государственным
нормированием градостроительной деятельности;
лицензированием отдельных видов градостроительной
деятельности; сертификацией отдельных
видов строительных материалов и услуг
в области строительства; государственным
и общественным контролем за осуществлением
градостроительной деятельности и соблюдением
законодательства РФ о градостроительстве;
компенсацией в административном порядке
вреда, причиненного гражданам в результате
нарушения законодательства РФ о градостроительстве
и повлекшего за собой ухудшение среды
жизнедеятельности; возмещением вреда,
причиненного здоровью и имуществу граждан
в результате нарушения законодательства
РФ о градостроительстве и рядом других
мер и мероприятий.
В соответствии с Федеральным
законом от 21.12.94 г. № 68-ФЗ «О защите
населения от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера» (ст. 18) граждане РФ, в частности, имеют право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества
в случае возникновения чрезвычайных
ситуаций; быть информированными о риске,
которому они могут подвергнуться в определенных
местах пребывания на территории страны,
и о мерах необходимой безопасности; обращаться
лично, а также направлять в государственные
органы и органы местного самоуправления
индивидуальные и коллективные обращения
по вопросам защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций; на возмещение
ущерба, причиненного их здоровью и имуществу
вследствие чрезвычайных ситуаций; на
медицинское обслуживание, компенсации
и льготы за проживание и работу в зонах
чрезвычайных ситуаций и др.
В.В. Бринчук к экологическим
правам граждан относит также
право на общее природопользование, т.е. право на использование
природных ресурсов для удовлетворения
разнообразных личных потребностей человека
- оздоровительных, рекреационных, эстетических,
научных, культурных, бытовых. Права граждан
на общее природопользование регулируются,
в основном, природоресурсным законодательством
- Земельным, Водным, Лесным кодексами,
законами «О недрах», «О животном мире»
и др.
О.Л. Дубовик по субъектам права разделяет
экологические права на две группы:
- закрепленные за общим
субъектом, т.е. всеми индивидами;
- закрепленные за специальными
категориями субъектов, выделенными
по профессиональному или иным признакам,
или за гражданами, проживающими на отдельных
территориях.
В первую группу входят конституционные
экологические права (ст. 42 Конституции РФ и др.), ко второй группе
относятся, например, права граждан, проживающих
и работающих в зонах защитных мероприятий,
на безопасные условия проживания и труда,
коллективную и индивидуальную защиту
жизни и здоровья в случае возникновения
чрезвычайных ситуаций при проведении
работ по хранению, перевозке и уничтожению
химического оружия и ряд других прав,
закрепленных в законодательных актах.
О.И. Крассов считает
разновидностью экологических прав
право на защиту исконной среды обитания
коренных малочисленных народов, закрепленное
в ст. 8 Федерального закона от 30.04.99 г. №
82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных
народов Российской Федерации».
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
Осуществление экологических
прав граждан всегда связано с выполнением ими определенных
ответных обязанностей перед обществом
и государством. Субъективное право и
обязанность неразрывно связаны. Нет субъ и т.д................. |
|
|
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
|
|
|
|
|
|