Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Россия в годы правления Петра 1

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2013. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение
 
Брагинская средняя  общеобразовательная школа № 11
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Россия в годы правления  Петра ?
(Реферат)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                              Выполнил: ученица 10 класса 
                                                                      Конычева А. Н.
                                                  Проверил: учитель истории 
                                                                и  обществознания 
                                                                        Толкачева Е.В.
 
 
 
 
 
 
С.Брагино-2011
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….3
 
    ЛИЧНОСТЬ ПЕТРА ? И БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ.
    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА ?
      Исторические условия и предпосылки петровских реформ.
      Военная реформа………………………………………..
      Реформа органов власти и управления………………..
      Реформа сословного устройства русского общества…….
      Церковная реформа………………………………………….
      Реформа в области культуры и быта………………………….
3.ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО
3.1.   Северная война…………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИОК…………………………………
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2
 
 
ВВЕДЕНИЕ        
Личность Петра I (1672-1725) по праву  относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ. 
        Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А позднее историк Карамзин обвинял Петра в измене "истинно русским" началам жизни, а его реформы назвал "блестящей ошибкой". 
        В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий. 

1. ЛИЧНОСТЬ ПЕТРА ? И БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ.
Петр Великий, первый сын царя Алексея Михайловича  от его второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной, родился 30 мая 1672 года. На четвертом году он осиротел, так как царь Алексей Михайлович умер. Петр остался на попечении матери. Первоначальное воспитание, какое он получил, не отличалось от воспитания, вообще дававшегося царевичам. Весной 1682 года скончался царь Федор, и Петр был избран царем помимо старшего брата царевича Ивана Алексеевича, которого признали неспособным к правлению. Партия родственников первой жены царя Алексея - Милославских возмутила в защиту прав обойденного царевича стрельцов. Стрельцы сбросили на копья представителей партии Нарышкиных. Царями были признаны оба брат, а Софья провозглашена правительницей. Петр присутствовал при этой сцене на Красном крыльце и был спокоен. Однако она не прошла для него бесследно. Для него не было впоследствии ничего ненавистней стрельца. Может быть, и старина сделалась для Петра так ненавистна, потому что связывалось в его представлении с её защитником - стрельцом, сбрасывающим на копья его родных и близких. События 1682 года принудили царицу Наталью удалиться с детьми в подмосковное село Преображенское, летнюю резиденцию царя Алексея. Учебные занятия Петра были
прерваны, остановившись  на одной грамотности. Он остался  без внимательного присмотра. Скучая сидеть в тереме возле печальной  матери, он выбежал на улице села Преображенского, где нашел себе общество детей придворных конюхов  и лакеев. Из этой весёлой компании он устроил два потешных полка, с которыми и играл в военные игры. В тоже время страсть к кораблю и мореплаванию захватывает Петра. Яуза стала ему тесна. Заведены были корабли на Переславском озере, а в 1693 году царь выпросился у матери в Архангельск, где впервые увидел настоящее море. Пробелы прерванного образования Петр потом восполнял в течении всей жизни. На печати, которой он запечатывал отправляемые им из-за границы письма, Петр вырезал девиз "Аз семь в чину учимых и учащих мя требую". Этому девизу Царь оставался верен до конца своих дней. И современников, и потомков Петра будет поражать необычайная сила и своеобразие его личности. Энергия и разносторонность сочетались в нем с грубостью, а порой и жестокостью. Целеустремленность, трудолюбие - с пристрастием к пирушкам и забавам весьма низкого толка. Неприхотливость, простота в общении - со страшными вспышками ярости и рукоприкладством; далеко не полноценное образование - с постоянной тягой к знаниям, особенно военным и техническим; его чисто «сухопутное» происхождение - с любовью к кораблям и морю; наконец, его глубочайший патриотизм - с уважением, а в молодости и с преклонением перед западной культурой.
2.ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА ?
Петровские реформы  – главный нерв, ведущая ось  отечественной истории XVIII века, берут свое начало в веке XVII. В этом бесспорном факте сходятся почти все историки Петра, по-разному, однако, «периодизируя» начало преобразований. Так, А. Г. Брикнер в «истории Петра Великого» склонен открывать счет им после путешествия царя в Западную Европу в 1697 – 1698 гг., где, по его мнению, возник сам план реформ, и были собраны необходимые сведения для их начала. Но уже С. М. Соловьёв в «Истории России», а затем «Публичных чтениях о Петре Великом» показал, что дело обстояло прямо наоборот: сама идея Великого посольства возникла в результате и в русле начавшихся преобразований: требовались иностранные специалисты и русские кораблестроители для создания флота. С. М. Соловьёв, а за ним и современный исследователь Н. И. Павленко считают исходным пунктом преобразований Азовские походы1695 – 1696 гг. Как отмечает Н. И. Павленко, хотя эти походы были направлены против традиционного противника, но сопровождались рядом нетрадиционных черт: использованием флота, обеспечившего победу и взятие Азова.
Таким образом, по мысли  историка, походы эти переросли роль чисто военных кампаний, они послужили  исходным пунктом реформ, «они повлекли строительство воронежского флота, вызвали начальные меры по созданию регулярной армии. Оба новшества требовали огромных финансовых затрат. Отсюда городская реформа и начало изобретательской деятельности прибыльщиков. Введена была и новая форма поощрения воинской доблести – Петр учредил орден Андрея Первозванного. От перечисленных новшеств рукой подать до преобразований в области культуры, прежде всего распространения образований с целью обеспечения армии и флота квалифицированными специалистами». (Н. И. Павленко «Петр Великий»).
2.1 Исторические условия  и предпосылки петровских реформ.
Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?  
        Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа. 
        Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. 
        Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны. 
        Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей. 
        Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. 
        Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. 

2.2 Военная реформа        
В этот период происходит коренная реорганизация вооруженных  сил. В России создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами. Главными из них были Воинский 1716г. и Морской уставы 1720г., в разработке которых участвовал Петр I. 
        Развитие металлургии способствовало значительному росту производства артиллерийских орудий, устаревшая разнокалиберная артиллерия заменялась орудиями новых образцов. 
        В армии было впервые произведено соединение холодного и огнестрельного оружия — к ружью был, примкнут штык, что значительно усилило огневую и ударную мощь войска. 
        В начале XVIII в. впервые в истории России на Дону и на Балтике был создан военно-морской флот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени. 
        Создание регулярных армии и флота потребовало новых принципов их комплектования. В основу была положена рекрутская система, обладавшая несомненными преимуществами, перед другими имевшими в то время формами комплектования. Дворянство освобождалось от рекрутской повинности, но для нее обязательна была военная или гражданская служба.
2.3 Реформа органов  власти и управления
В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов  власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.  
        С 1708 года Петр I начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления. 
        Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти — Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. 
        Взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены. 
        В 1708 — 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. 
        Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу. 
        Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были созданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления. 
        Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.
 
2.4 Реформа сословного устройства русского общества
Петр ставил своей  целью создание могущественного дворянского государства. Для этого нужно было распространить среди дворян знания, повысить их культуру, сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей, которые ставил перед собой Петр. Между тем, дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию и осуществлению. Петр добивался того, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим почетным правом, своим призванием, умело править страной и начальствовать над войсками. Для этого нужно было прежде всего распространить среди дворян образование. Петр установил новую обязанность дворян — учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а затем должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться. 
        Указами 1712, 1714 и 1719 гг. был установлен порядок, по которому "родовитость" не принималась во внимание при назначении на должность и прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу Петра, имели возможность получить любой военный или гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но и даже люди "подлого" происхождения выдвигались Петром на видные государственные должности.
 
2.5 Церковная реформа
Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции "местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший правительствующий Синод", или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату. 
        Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах. 
        Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени "княжескую" систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов.
 
2.6 Реформа в области культуры и быта  
        
Главным содержанием  реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европизации. 
        Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным. 
        Петр I в 1708 г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге. 
        Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С 1702г. систематически выходила первая русская газета "Ведомости". 
        С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда крупных экспедиций.  
        В это время появились крупные технические новшества и изобретения, особенно в развитии горного дела и металлургии, а также в военной области. 
        В этот период написан ряд важных работ по истории, а созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т. д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела в России. 
        Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724 г. Академии наук в Петербурге. 
        С первой четверти XVIII в. осуществлялся переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города стали определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии. 
        В живописи на смену иконописи приходит портрет. К первой четверти XVIII в. относятся и попытки создания русского театра, в это же время были написаны первые драматургические произведения. 
        Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате. 
        Петр I учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", употреблению иностранного, преимущественно французского, языка. 
        Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти XVIII в., имели большое прогрессивное значение. Но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий, и сопровождалось широким распространением галломании, презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде. 

3. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО
Союзнические обязательства, набеги татар на южные рубежи, да и
предшествующая  внешнеполитическая традиция — все  это толкало Россию к  войне с Турцией.
В 1695 г. русские войска осадили Азов. Город удалось взять лишь
на следующий  год, во время второго похода, когда  был  впервые  задействован российский военный флот, построенный в Воронеже. Это был первый  крупный внешнеполитический  успех  Петра  I. Тем  не менее,   Османская   империя продолжала контролировать Керченский пролив и Черное море.
Проблема выхода к магистральным морским путям  оставалась нерешенной, а
союзники  России (в 1697  г.   Россия,   Австрия   и   Венеция   заключили
антиосманский союз) свертывали военные действия. С целью оживления  коалиции расширения ее состава в  1697  г.  за  границу  было  отправлено  «Великое посольство». В него  входили также   молодые   «валантиры»,   вызвавшиеся обучаться за границей морскому делу. Среди них под  именем  «урядника Петра Михайлова» был и царь. Вдохнуть новую  жизнь  в анти османскую  коалицию  не удалось. Война с Турцией заканчивалась, а европейские  державы  начали  уже готовиться  к  разделу  огромных  владений  угасающей   династии   испанских Габсбургов (1700 — 1713 гг.  на  континенте  полыхала  «война  за  испанское наследство»). Однако «Великое посольство»  сыграло  немалую  роль  в  судьбе России. Петр познакомился  с  европейской  жизнью  и  получил  важные  уроки дипломатии,  а  также  навигации  и   кораблестроения.   Было   нанято  672
иностранных специалиста  — офицеров,  моряков,  кораблестроителей,  врачей  ит.д. Наконец, встреча на обратном  пути  с  польским  королем  и  саксонским курфюрстом Августом II,  фактически,  положила  начало  новому,  теперь  уже анти шведскому Северному союзу. В 1699 г. он был заключен Россией,  Саксонией и Данией.
 
3.1 Северная война
Убедившись в невозможности  обретения выхода к южным морям  и, в то же время, в реальности борьбы за балтийское  побережье, Петр  сразу же  после
получение известий о заключении  перемирия  с  Турцией  8  августа  1700  г.
объявил войну  Швеции  и  осадил  Нарву  (союзники  России  уже  воевали  со Швецией.)  Однако  шведский  король  Карл  ХП,  который,  несмотря  на  свои восемнадцать лет, успел зарекомендовать себя блестящим полководцем,  вынудил датчан подписать мир и в ноябре 1700 г. неожиданно появился под Нарвой.  Его войско, насчитывавшее  до  12  тыс.  человек,  разбило  34-тысячную  русскую армию, захватив всю ее  артиллерию,  множество  генералов  и  офицеров. Но, недооценив Петра, Карл ХП совершил роковую ошибку: он не пошел на Москву,  а двинулся  в  Польшу,  на  Августа  II,  которого  считал   более   серьезным противником.
       Тем временем Петр развернул  кипучую деятельность по подготовке  новых войск, воссозданию артиллерии (добывая медь для пушек, он не  останавливался и   перед   снятием    церковных    колоколов), широкому    строительству металлургических, оружейных, суконных и иных мануфактур.
      Уже летом 1701 г. было успешно отбито нападение шведских  кораблей  на Архангельск, а 29 декабря русские войска  под  командованием  Б.П.Шереметева в первые разбили шведов под Эрестфером. С этого времени  относительно  слабые силы, оставленные  Карлом  ХП  в Прибалтике,  стали терпеть поражение за поражением. В 1702 г. была взята крепость Нотебург, находившаяся  у  истоков Невы. В 1703  г.  с овладением  крепости  Ниеншанц  вся  Нева  вновь  стала российской. В мае этого года на ее болотистых, лесистых берегах был  заложен Петербург, ставший через 10 лет столицей России и ее крупнейшим портом.
      За поражения в Прибалтике  Карл ХП взял реванш в Польше.  Саксонские  и российские войска потерпели здесь неудачу и в 1706  г.  Август  II  вынужден был отказаться от польской короны и от союза с Петром. Россия  осталась  без союзников, положение ее стало опасным.  Хотя по  численности  русская  армия
примерно в  2  раза  превосходила  шведскую,  последняя  имела  великолепную боевую выучку и находилась зените  славы.  В  декабре  1707  г.  Карл  начал наступление на войска Петра I. Он занял Гродно, Могилев и  ждал  16-тысячный
корпус Левенгаупта, везший крайне необходимые шведам припасы (русская  армия использовала тактику выжженной земли). Но, не  дождавшись,  король  двинулся
на Украину, где надеялся поправить снабжение  армии  найти  союзника  в  лице гетмана Мазепы. Между тем, 28 сентября 1708.  у  деревни  Лесной  российские войска разбили корпус Левенгаупта и захватили огромный обоз.
      На  Украине  после  присоединения  к  России  наблюдалось  непрерывное брожение:  если  низшие  слои  населения  в  целом  приветствовали   падение польского господства,  то  верхние  —  казачья  старшина  —  были  настроены пропольски, их привлекало самовластие  шляхты.  После  Богдана  Хмельницкого практически  все  гетманы  Украины,  не  исключая  даже  и  его  сына,  были
противниками  присоединения к России и, как  правило, не удерживались долго  у власти. На этом фоне Мазепа, казалось, был  исключением,  и  Петр  не  верил поступавшим на него доносам.
      Однако  29  октября  1708  г.  Мазепа  с  4  тыс.  казаков   неожиданноприсоединился к шведским  войскам. В ответ русская   армия  под  командованием
ближайшего  соратника   Петра I — А.Д.Меньшикова  разгромила столицу  Мазепы Батурин. Борьбу со шведами начали и сами украинцы. Вскоре был  избран  новый гетман, а духовенство предало изменника Мазепу анафеме.
      27 июня 1709 г.  русские  войска  выиграли  генеральное  сражение  под Полтавой,  полностью  разгромив  шведскую  армию.  В  итоге  шведы  потеряли убитыми и пленными более 28 тыс. человек.  Битва  стала  поворотным  пунктом
войны. Мощь шведской  армии  была  подорвана,  а  Европа  ввергнута  в  шок. Поначалу европейские газеты, будучи не в состоянии  представить  иной  исход сражения, стали по привычке превозносить  очередную  победу  Северного  Льва над Русским Медведем. Но когда стали  известны  истинные  результаты  битвы,
это сразу же  изменило  международную  ситуацию.  В 1709  г.  воссоздаетсяСеверный Союз (в 1714 г. к нему присоединилась Пруссия). В 1710  г.  Русские войска овладели Ригой, Выборгом, Ревелем и другими прибалтийскими городами.
      Триумфальное шествие России  было прервано  Турцией.  Осенью  1710  г., подстрекаемая Швецией и Англией, она  объявила  войну  России.  Петр  двинул войска в Молдавию, но возле реки Прут они  были  окружены  турецко-татарской армией, превосходившей русскую более чем в три раза. 9 июля 1711 г.  русские войска сумели отбить атаку, нанеся туркам большие потери. На следующий  день янычары отказались идти в бой. В свою очередь, русские  войска  страдали  от отсутствия воды и пищи. В результате 12 июля был подписан Прутский  договор,  по которому Турции был возвращен Азов. Россия обязывалась  срыть  укрепления Таганрога, не  вмешиваться  в  дела  Польши  и  не  поддерживать  донских  и запорожских казаков. Однако  все  завоевания  России  в  Прибалтике   были сохранены.
      Между тем война со Швецией  продолжалась.  Предложения  Петра   о  мире, которые он начал выдвигать сразу же после Полтавы, были отвергнуты.  В  1713— 1715 гг. русская армия овладела Финляндией,  а  в  1714  г.  была  впервые
одержана крупная  победа над шведским флотом у мыса Гангут. На другом  театре военных действий — в шведской провинции Померании (южная Прибалтика)  война шла вяло. Тем не менее, в 1717г. русские и союзные войска все  же  вытеснили Швецию из Германии. Более решительным действиям препятствовали  противоречия внутри антишведской коалиции. В 1717 г. они привели к распаду этого союза.
      Начавшиеся в 1718 г. мирные переговоры со Швецией были прерваны  после гибели  Карла  ХП.  Англия  настраивала  Швецию  на  продолжение   войны   и восстанавливала против России другие страны. В 1719 г. Австрия,  Саксония  и Ганновер создали антироссийскую коалицию.  Только  новые победы  русского
флота у островов Эзель и Гренгам, а также три  десанта  в  Швецию  в  1719  —1721 гг. заставили последнюю 30 августа 1721 г. подписать  Ништадтский  мир. По нему Россия оставляла  за  собой  завоеванные  ею  земли  за  исключением Финляндии. «Окно в Европу» было прорублено. Россия превратилась  в  одну  из могущественнейших на континенте держав.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По своему масштабу и  стремительности проведения реформы  Петра I не имели аналогов не только в российской, но и, по меньшей мере, в европейской истории. Мощный и противоречивый отпечаток наложили на них особенности предшествующего развития страны, экстремальные внешнеполитические условия и личность самого царя. Опираясь на некоторые тенденции, наметившиеся в XVII в., Петр I не только развил их, но как бы «пришпорив» страну, за минимальный исторический промежуток времени вывел ее на качественно более высокий уровень. Всего лишь за четверть века, причем века XVIII-го, отнюдь не столь стремительного, как XIX-й и уж тем более XX-ый, он превратил Россию в могущественную державу, которая по своей промышленной и военной силе не уступала самым развитым странам того времени. Петр приобщил Россию к передовым достижениям западной культуры, добился широкого выхода к Балтийскому морю, чего не могли добиться московские государи, начиная с XVI в. Из своего изолированного, захолустного положения страна не только вступила «на порог» Европы, но и стала доминировать на Востоке и Севере континента. Платой за эти радикальные изменения явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейший налоговый нажим на население. И все же вряд ли можно согласиться с известным тезисом П.Н.Милюкова о том, что «ценой разорения Россия была возведена в ранг европейских держав», а уж тем более с реанимируемыми в последнее время положениями об «исторической неоправданности» действий Петра, которые де «в максимально возможной степени затормозили прогрессивное развитие России». Выше уже отмечалось, что, несмотря на огромные тяготы реформ и действительное разорение масс сельского и городского населения, промышленность и торговля при Петре I шагнули далеко вперед и даже сельское хозяйство, невзирая на кризисные явления, порожденные Северной войной, удовлетворяло в целом возросшие внутренние и экспортные потребности. Ключевым, для оценки петровских преобразований, является вопрос о том, можно ли было решать насущные проблемы с меньшими издержками, не за счет усиления крепостничества и самодержавия, а развивая капиталистические отношения? Ответ, по-видимому, будет отрицательным. Объективные потребности страны в преодолении крайне неблагоприятного международного положения, в морских путях, необходимых для развития товарно-денежных отношений, неизбежно подталкивали к войне, а та, в свою очередь, - к максимальной централизации власти и мобилизации всех ресурсов. Отсюда и «государственно-крепостнический» характер многих реформ и их радикализм. С точки зрения внутренних условий, российские традиции крепостничества, самодержавие (которых не было в Западной Европе), несформированность капиталистических отношений и их социальных «носителей» также делали невозможным буржуазное развитие. К тому же, не стоит забывать, что почти вся Европа, исключая Голландию и Англию, в XVIII в. отнюдь не рассталась еще с феодализмом, пусть и гораздо более мягким и предрасположенным к капиталистической эволюции, чем российский. Несмотря на всю противоречивость личности Петра и его преобразований, в отечественной истории его фигура стала символом решительного реформаторства, плодотворности использования достижений Запада и беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служения Российскому государству. У потомков Петр I, практически, единственный среди царей по праву сохранил дарованный ему при жизни титул Великого.
 
 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИОК
 
Анисимов Е. В. Рождение империи // кн. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX в. М.: Политиздат. 1991.
 
Богданов А. П. Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей. М.: Современник. 1990. 

Буганов В. И. Петр Великий  и его время. М.: Наука. 1989
 
Молчанов Н. Н. Дипломатия Петра Великого. М.: Международные  отношения. 1990.
 
 
Павленко Н. Петр Великий: PRO ET CONTRA // Наука и жизнь. 1992. № 2.
 
    История России. Учебное пособие для вузов. Под ред. Леонова С.В. М.,
    1997.
 
     Сыров С.Н. “Страницы истории”, М., 1983.  
 
     
       Соловьёв С.М. “Чтения и рассказы по истории России”, М.,1989.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.