Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Валютная политика России

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 04.05.13. Год: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


10.4. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА  РОССИИ
.
10.4. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
Валютная  политика — относительно самостоятельная  составная часть общей макроэкономической, в том числе денежно-кредитной, государственной политики России. В  сложных условиях перехода к рыночной экономике она направлена на достижение главных задач страны: преодоление спада производства и обеспечение экономического роста, сдерживание инфляции и безработицы, поддержание равновесия платежного баланса. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством, которое регулирует порядок совершения операций с валютными ценностями.
Средством реализации валютной политики России является валютное регулирование — государственная регламентация валютных отношений, издание нормативных актов, валютный контроль и оперативное руководство со стороны соответствующих государственных органов, заключение международных валютных соглашений. Валютное регулирование в России, как и в странах с развитой рыночной экономикой, является преимущественно нормативным.
       
       
Валютная  политика в России, как и в других странах, в зависимости от ее целей и форм имеет две основные разновидности. Одной из них является осуществление стратегических, структурных, долговременных изменений в национальном валютном механизме, другой — повседневное, оперативное регулирование текущей валютной конъюнктуры.
Цель  стратегической, структурной политики России состоит в формировании цельной  национальной валютной системы, которая должна соответствовать, с одной стороны, условиям рыночной экономики, а с другой — структурным принципам мировой валютной системы, зафиксированным в уставе МВФ. Это предполагает: 1) образование полномасштабного внутреннего валютного рынка; 2) формирование рынка золота и других драгоценных металлов; 3) введение свободной конвертируемости рубля по текущим международным операциям; 4) установление единого курса рубля по отношению к иностранным валютам; 5) преодоление долларизации экономики; 6) интегрирование национального валютного механизма в мировую валютную систему, полноправное участие России в деятельности мировых финансовых организаций.
Текущая валютная политика оказывает воздействие  на объем, характер и структуру рыночных операций с иностранной валютой  и другими валютными ценностями, на динамику валютного курса. Основными направлениями (формами, видами) этой политики России являются: во-первых, регулирование степени конвертируемости рубля, ослабление или ужесточение валютных ограничений; во-вторых, осуществление повседневного валютного контроля за внешнеторговыми и другими текущими операциями с целью противодействия «бегству» капитала за границу; в-третьих, привлечение иностранного капитала в российскую экономику; в-четвертых, управление международными ликвидными (золото-валютными) резервами; в-пятых, установление и изменение режима валютного курса рубля; в-шестых, регулирование валютного курса.
В регулировании элементов национальной валютной системы России реализуются  задачи структурной и текущей  валютной политики. Конечная цель — оздоровление валютно-финансового положения страны, восстановление ее платежеспособности и кредитоспособности, укрепление рубля.
Введение  конвертируемости рубля. Стратегической задачей валютной политики России стало введение свободного обмена рубля на иностранные валюты. В СССР в условиях валютной монополии практически не существовало понятия «валютные права» предприятий и населения. До 1987 г. валютные доходы, иностранные кредиты и резервные активы централизованно использовались в основном в форме бюджетных ассигнований в соответствии с государственным валютным планом. Гражданам СССР с конца 20-х годов было запрещено владеть иностранной валютой, открывать валютные счета, совершать валютные сделки, если документально не подтверждалась законность получения валюты (работа за рубежом, наследство, гонорар и т.д.).
       
В условиях перехода к рыночной экономике  был взят курс на формирование валютного  рынка и введение конвертируемости рубля. В связи с введением  в августе 1986 г. валютных отчислений от валютной выручки в виде фиксированного процента, а также прямых валютных кредитов предприятиям доля централизованного распределения валютных ресурсов стала снижаться с 1987 г. Нормативы валютных отчислений были дифференцированы по министерствам (от 70% для машиностроения до 40% для агропромышленного комплекса и ниже для сырьевых отраслей) без учета разницы между предприятиями одной отрасли. Причем уровень отчислений был выше для конвертируемой валюты, чем для переводного рубля, что не стимулировало торговлю в рамках СЭВ.
С началом рыночных преобразований Россия ввела внутреннюю конвертируемость рубля по текущим международным операциям. Предприятия получили право в известных пределах покупать и продавать иностранную валюту на рубли по рыночному курсу, владеть и распоряжаться этой валютой. Однако переход к конвертируемости рубля в полном объеме оказался в то время невозможным в связи с отсутствием объективных экономических и социальных предпосылок. Конвертируемость распространялась только на резидентов, т.е. юридические и физические лица России. Валютные операции нерезидентов подвергались ограничениям. Кроме того, обмен рублей на иностранную валюту должен был производиться только на российском рынке. Обращение рублевых средств за рубежом, а также котировки рубля иностранными банками считались незаконными.
Одновременно  были существенно расширены валютные права населения. Граждане получили возможность осуществлять операции с иностранной валютой: открывать валютные счета, покупать и продавать иностранную валюту в уполномоченных банках. Они могут теперь выбирать, в какой форме им лучше держать свои сбережения — в наличных рублях, рублевых вкладах в банках, наличной иностранной валюте или на валютных счетах в уполномоченных банках. Однако запрещены вывоз, ввоз и пересылка за границу гражданами России наличной национальной валюты на сумму свыше 100 тыс. руб.; вывоз иностранной валюты сверх 500 долл. допускается при наличии справки уполномоченного банка о ее покупке. Иностранная валюта может при соблюдении правил таможенного контроля ввозиться в Россию неограниченно.
В результате введения внутренней конвертируемости рубля единственным механизмом регулирования объема и структуры внешнеторговых операций стал инструментарий торговой политики: экспортные и импортные лицензии, количественные ограничения ввоза и вывоза, а также экспортные и импортные тарифы. Экспортные ограничения использовались с целью сдерживания массированного вывоза, в первую очередь сырья и топлива. Импортные тарифы были направлены на обеспечение равных условий для национальных предприятий и импортеров в целях оживления производства в России. Однако в ходе осуществления согласованных с МВФ программ либерализации внешнеэкономической деятельности в 1993—1997 гг. количественные ограничения и экспортные тарифы были устранены, а импортные — существенно понижены.
В условиях снижения темпа инфляции, ограничения колебаний валютного  курса в рамках валютного коридора, увеличения золото-валютных резервов была расширена сфера конвертируемости рубля. В июле 1993 г. иностранным фирмам и гражданам разрешили открывать счета в рублях в коммерческих банках России. Это означало допуск нерезидентов на российский валютный рынок. С июня 1996 г. Россия официально приняла в полном объеме обязательства, налагаемые на страны — члены МВФ Статьей VIII (разделы 2, 3, 4). Присоединение к этой статье предполагает распространение режима конвертируемости рубля по текущим операциям на нерезидентов.
Острейший финансовый и валютный кризисы в  России в 1998 г. затруднили расширение сферы  конвертируемости рубля. В частности, Центральный банк РФ временно ввел запрет на приобретение иностранной валюты за счет рублевых средств нерезидентов, полученных от осуществления ими текущих операций с резидентами и находящихся на корреспондентских счетах иностранных банков, открытых в российских уполномоченных банках. Для перехода от частичной к полной конвертируемости рубля необходимы стабилизация экономики, финансов, денежного обращения, кредитной системы, достаточные золотовалютные резервы и политическая стабильность в стране. Наконец, нужно увязать конвертируемость рубля с общеэкономической политикой. Большая часть этих условий в России, переживающей системный кризис, пока отсутствует.
Валютные  ограничения в сфере движения капиталов. Основной формой валютной политики России в этой области по-прежнему являются ограничения операций с валютными ценностями (иностранной валютой, драгоценными металлами и изделиями из них, фондовыми инструментами). Российские предприятия имеют право открывать банковские счета, получать валютные кредиты и покупать ценные бумаги за рубежом только с разрешения Центрального банка РФ.
К валютным ограничениям относится и  обязательная продажа экспортерами части их валютной выручки. С 1 июля 1993 г. участники внешнеэкономической деятельности были обязаны продавать 50% валютных поступлений на рубли на одной из валютных бирж в течение 14 дней после их зачисления на счет экспортера. С 27 июня 1995 г. они получили возможность продавать 50% валютной выручки не только на биржевом, но и межбанковском валютном рынке. Половина экспортной выручки оставалась в распоряжении предприятий. Важной проблемой является ее эффективное использование.
Требование  обязательной продажи экспортерами части их валютной выручки формально касается внешней торговли, однако оно направлено и на сдерживание инвестиций в иностранную валюту, а, следовательно, по сути дела ограничивает вывоз капитала. Это не противоречит обязательствам России по Статье VIII устава МВФ.
В 1993 г. была создана Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю. Ее задачи — пресечение сокрытия валютной выручки и незаконного вывоза валюты, надзор за корреспондентскими счетами банков России в зарубежных банках.
В связи с валютным и финансовым кризисами 1998 г. и их последствиями  власти осуществили ряд мер, направленных на ужесточение валютного контроля и валютных ограничений в области движения капиталов, на противодействие нелегальному бегству капитала за рубеж.
Во-первых, с 1999 г. норматив обязательной продажи  валютной выручки увеличен до 75%, а срок продажи сокращен до 7 дней. Такой порядок увеличивает предложение иностранной валюты на валютном рынке России.
Во-вторых, по Закону «О первоочередных мерах  в области бюджетной и налоговой политики» от 29 декабря 1998 г. (статья 20) внесены изменения в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» 1992 г., суть которых состоит в переклассификации понятий «текущие валютные операции» и «валютные операции, связанные с движением капиталов» с точки зрения их продолжительности: предельный срок текущих операций, осуществляемых в виде авансового платежа в иностранной валюте по импорту, сокращен вдвое — со 180 до 90 дней. Это расширяет область валютных операций, на которые распространяется действие валютных ограничений.
В-третьих, принятый в мае 1999 г. Закон «О внесении дополнения в статью 28 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» предоставил Банку России право определять порядок установления кредитным организациями корреспондентских отношений с банками, зарегистрированными на территории оффшорных зон иностранных государств. Этот закон призван помочь Центральному банку РФ перекрыть один из каналов «бегства» капитала из страны.
Предприняты и другие шаги законодательного и  оперативного характера: ограничен  максимальный размер единовременного вывоза из страны наличной валюты физическими лицами (до 10 тыс. долл.); разработан порядок валютного контроля со стороны уполномоченных банков за операциями их клиентов, связанными с переводами валюты за границу; усилена уголовная ответственность участников внешнеэкономической деятельности за нарушение требований валютного законодательства.
  Управление официальными золото-валютными  резервами. Одним из ключевых направлений валютной политики России является управление официальными золото-валютными резервами. Эти резервы используются для покрытия дефицита платежного баланса страны, обеспечения ее международных расчетов, регулирования курса рубля. Международные резервы России, как и других стран, включают: золото; иностранные свободно конвертируемые валюты; резервную позицию в МВФ; средства в СДР. Резервы находятся во владении и распоряжении Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ.
Золотой запас пополняется путем приобретения золота у золотодобывающих предприятий, а с 1997 г. и у коммерческих банков. Валютный резерв Центрального банка РФ до середины 1993 г. формировался за счет продажи выручки экспортеров. После отмены с июля 1993 г. требования продажи валюты Банку России основным каналом пополнения валютного запаса стали операции на валютном рынке. Другой источник приобретения валюты Центральным банком РФ — ее покупки у Министерства финансов РФ, особенно средств, получаемых им в виде кредитов международных финансовых организаций, иностранных государств. Валютные ресурсы Министерства финансов складываются из поступлений от централизованного экспорта, таможенных пошлин, иностранных кредитов. Валютные резервы пополняются и в результате продаж за рубежом или залога золота.
Проблема  управления международными резервами  России состоит в обеспечении эффективности их использования. Это требует от органов валютного регулирования анализа и выработки решений по следующим направлениям.
Во-первых, определение оптимально необходимого объема резервов. Чрезмерное их сокращение чревато опасностью, что страна не сможет обеспечить свои жизненно важные потребности за счет импорта и обслуживать внешние долговые обязательства. В то же время непомерное увеличение резервов содействует расширению денежной массы, стимулирует инфляцию, приводит к неоправданному переливу ресурсов из производственной сферы в денежную.
В соответствии с мировой практикой  минимально достаточной считается  величина резервных активов, соответствующая  стоимости импорта товаров и услуг за три месяца. Наибольшей величины объем золото-валютных резервов России достиг в середине 1997 г. (24,6 млрд долл., что соответствовало стоимости импорта за 3,6 месяца). В связи с финансовым и валютным кризисами величина резервов сократилась к началу 1999 г. почти вдвое — до 12,2 млрд долл., что достаточно для оплаты импорта товаров и услуг только в течение 2 месяцев, т.е. ниже общепринятого критерия достаточности золото-валютных резервов. Поэтому одной из задач валютной политики является увеличение объема этих резервов.
Во-вторых, существует проблема выбора между компонентами резервов, установления целесообразного соотношения между ними, в первую очередь между золотом и иностранной валютой. Доводом в пользу сокращения доли золотого запаса является то, что золото, в отличие от валютных активов, не приносит дохода в виде процентов; напротив, его хранение требует расходов. Однако золото — высоколиквидный актив, который может быть в любое время реализован на мировом рынке в обмен на СКВ или использован для получения валютных кредитов посредством залоговых операций и сделок «своп».
Для стран — производителей золота, к числу которых относится Россия (шестое место в мире, добыча в 1997 г. — 125 т), естественна более высокая доля золота в резервах. В середине 90-х годов она составляла приблизительно 1/5 их совокупного объема. В результате валютной интервенции для поддержки курса рубля в условиях валютного кризиса эта доля повысилась на 36,2% (на 1 января 1999 г. — 4,4 долл. по цене 300 долл. за тройскую унцию).
В-третьих, стоит задача диверсификации валютного резерва, т.е. выбора конкретных валют и установления их долей. Актуальность данной проблемы определяется глобальной тенденцией перехода от «долларового стандарта» к «многовалютному стандарту», а главное — необходимостью минимизации валютного риска. Валютная корзина резервов Центрального банка РФ включает: 75% — доллары США; 20% — немецкие марки; 5% — прочие валюты. Доля долларов и немецких марок существенно выше, чем в среднем в мире. Введение евро должно привести к замене немецких марок этой новой коллективной валютой ЕС.
В-четвертых, государственные органы осуществляют выбор финансовых инструментов для размещения резервных валютных средств с учетом их прибыльности и ликвидности. 95% валютных резервов России инвестированы в высоколиквидные кратко- и среднесрочные казначейские обязательства правительств США и Германии. При необходимости эти ценные бумаги могут быть проданы в течение одного-двух дней, обеспечивая возможность расчетов сроком «завтра». Остальная часть валютных резервов Центрального банка РФ размещена в ликвидных и сверхликвидных инструментах денежного рынка — в виде депозитов на условиях «овер-найт» в первоклассных зарубежных банках. Они используются в первую очередь для проведения валютной интервенции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.