Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Методы улучшения памяти

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.05.2013. Год: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


«Методы улучшения памяти»
 
Содержание
Введение 3
1. Виды памяти 4
2. Предыстория  создания методов улучшения памяти 5
Заключение 14
Библиографический список 15
 
 
 
 


Введение

 
Как известно, память - одно из основных свойств нервной системы - как у людей, так и у животных развита и направлена по-разному. Эта способность изучается не только психологией, но и многими другими науками, например, генетикой и биохимией. Память человека имеет историческую природу, она социально обусловлена и тесно связана с его деятельностью. Более того, память связывает всю воспринятую человеком информацию в единое целое и является предпосылкой формирования личности.
Другим важным процессом  жизнедеятельности человека является мышление. Человеческий мозг выполняет  несчетное количество мыслительных операций ежесекундно. Исходя из того, что для выведения умозаключений, освоения более сложного материала  или деятельности и т.п. требуются  накопленная информация и жизненный  опыт, то можно сделать вывод, что  мышление невозможно при отсутствии памяти. Очевидно, что хорошая память - залог успеха. Но даже если Вы не обладатель феноменальной памяти от природы, выход все-таки есть.
 
 
 
 
 
 
 

 

1. Виды памяти

 
Память — это способность  живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней  или внутренней), сохранять результат  этого взаимодействия в форме  опыта и использовать его в  поведении1.
Рассмотрим основные критерии классификации видов памяти:
    по длительности сохранения материала
    по преобладающему анализатору в процессе сохранения и воспроизведения информации
    по волевому критерию
К первому критерию относится  мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная и генетическая память.
К мгновенному типу памяти относится сохранение информации лишь в момент её восприятия.
Кратковременному типу памяти также соответствует сохранение данных в течение достаточно короткого времени, правда, несколько больше, чем при мгновенном виде памяти. Обычно кратковременная память хранит информацию в течение 20-30 секунд после того, как человек её получил.
Оперативным называют тип  памяти, направленный на хранение информации некоторый, заранее известный промежуток времени.  По истечении этого периода  времени данные оперативной памяти забываются и уже не могут быть воспроизведены. Обычно это период от нескольких минут или часов  до нескольких дней.
Долговременный тип памяти - это способность сохранять информацию в течение достаточно длительного  периода времени. Данные, которые  находятся в долговременной памяти человека, могут воспроизводиться многократно, правда, зачастую, для этого требуется мышление и некоторое усилие воли. Именно такой вид памяти как долговременная позволяет человеку в нужный момент вспомнить ту информацию, которую он когда-то получил и даёт возможность воспользоваться ею. Долговременный - это основной вид памяти для каждого человека, так как именно он используется наиболее часто в процессе жизнедеятельности.
Генетический тип памяти соответствует хранению информации в генотипе, который передаётся и  воспроизводится по наследству. Однако так как генотип человека исследован ещё недостаточно хорошо, этот тип  памяти считается наименее изученным.
Зрительная, слуховая, осязательная, эмоциональная, двигательная и обонятельная память составляют второй критерий классификации.
Также память бывает произвольной и непроизвольной (волевой критерий)2.

 2. Предыстория создания методов улучшения памяти

 
В настоящее время разработано  и на практике используется немалое  количество разнообразных систем и  методов практического влияния  на память человека с целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции  внимания, другие предполагают совершенствование  восприятия материала, третьи базируются на тренировке воображения, четвертые — на развитии у человека способности осмысливать и структурировать запоминаемый материал, пятые — на приобретении и активном использовании в процессах запоминания и воспроизведения специальных мнемотехнических средств, приемов и действий. Все эти методы, в конечном счете, основаны на установленных в научных исследованиях и подтвержденных жизнью фактах связи памяти с другими психическими процессами человека и его практической деятельностью.
До того как современная  наука обнаружила, благодаря достижениям в области нейрофизиологии и психологии, необычайные возможности человеческого мозга, уже древние греки открыли для себя, что ментальные способности можно в значительной степени увеличить, если использовать специальные приемы.
Греки разработали фундаментальные  правила запоминания, назвав искусство  запоминания «мнемоникой», по имени богини памяти — Мнемозины.
Греки, таким образом, являлись «гладиаторами» на заре умственных поединков; на их стадионах проводились состязания ораторов, чьим главным оружием выступала  память. Они задавали друг другу  каверзные вопросы, стремясь сбить  противника с толку, расспрашивая о  таких вещах, как количество, названия и порядок следования греческих  полисов, вынуждая соперника цитировать наизусть отрывки из литературных произведений или текстов законов.
Те, кто побеждал в подобных соревнованиях, становились ораторами, героями или общественными лидерами.
Мнемонические приемы и правила  основывались на фундаментальных принципах, которые при всей своей кажущейся  простоте являлись весьма эффективными, когда ставилась задача улучшить память.
Три мнемонических  принципа
Ассоциация. Греки выяснили, что работа памяти основана на обнаружении и фиксации связи между объектами. Например, когда мозг воспринимает слово «яблоко», он наделяет ассоциативными связями цвета этого фрукта, его запах, вкус, качества и контекстуальную среду, из которой объект был взят как мысленный образ.
Образ. Также греки поняли, что в дополнение к ассоциациям, объект должен быть воспринят всем набором чувств запоминающего лица.
Локализация (фиксация).  Для того чтобы ваш мозг запомнил что-либо, в отношении чего сформирован образ и закреплены соответствующие ассоциации, данному фрагменту или «отпечатку»  в памяти должно быть предоставлено место, определенное (локализованное) относительно массы иных фрагментов информации, хранимых в памяти.
10 вспомогательных принципов
Имеется 10 вспомогательных принципов, которые помогают применять фундаментальные принципы мнемоники: ассоциации, формирование образа и локализацию.
• Синестезия
Синестезия обозначает комбинирование всех основных компонентов чувственно-эмоциональной  сферы человека, иными словами, его  ведущих чувств и ощущений, посредством  которых он воспринимает окружающий мир. В ходе изучения проблем развития памяти было обнаружено, что для  достижения успехов в этой сфере  необходимо проявлять большую активность в эмоционально-чувственном восприятии мира и регулярно тренировать  свои:
а) зрение;
б) слух;
в) обоняние;
г) вкусовое восприятие;
д) осязание;
е) кинестезию — ощущение своего тела, его положения и перемещения  в пространстве.
 • Движение
Для любого мнемонического образа движения, ассоциируемые с ним, открывают возможность мозгу найти к нему удобную «привязку» и потому запомнить. Представляя образы в движении, желательно, чтобы они были трехмерными.
 • Юмор
Чем более смехотворны, пусть  даже абсурдны, по-доброму гротескны  и сюрреалистичны образы, созданные воображением, тем лучше их запомнить.
 • Воображение
Эйнштейн говорил: «Воображение важнее знания. В то время как знание ограничено, воображение способно объять весь мир, стимулируя прогресс и эволюцию». Чем более вы используете воображение при работе со своей памятью, тем крепче она становится от этого.
 • Счет
Нумерация и счет добавляют конкретности и эффективности принципу упорядоченности и последовательности.
 • Символизм
Замена слишком обыденного или скучного образа на более яркий  и занимательный увеличивает  вероятность успешного запоминания.
 • Цвет
Всякий раз, когда это  уместно, и, вообще, когда только возможно, используйте все цвета радуги, с тем чтобы ваши образы были «красочными» и потому легко запоминаемыми.
• Порядок и/или последовательность
В сочетании с другими  принципами, принцип порядка и/ или  последовательности облегчает поиск нужного в массе запомненных сведений, содействуя «произвольному доступу» к информации при ее извлечении из памяти.
• Позитивность образов
В большинстве случаев  позитивные, или субъективно приятные, образы более подходят для целей запоминания, поскольку, попросту говоря, к таким образам мозгу «приятнее» возвращаться. В отношении негативных образов во многих случаях можно сказать, что, будь даже все вышеперечисленные принципы для них соблюдены и будь они сами потенциально «памятны», мозг нередко блокирует оперирование ими, находя перспективу обращения к ним «неприятной».
 • Преувеличение
Создавая свои образы, свободно предавайтесь гротеску, т.е. преувеличению, в отношении их размеров, формы, цвета  и звукового сопровождения, ассоциированного с ними3.
Приемы улучшения  памяти
Существенную роль в процессах запоминания и воспроизведения играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием его речи.
1. То, что мы можем выразить  словами, обычно запоминается  легче и лучше, чем то, что  может быть воспринято только  зрительно или на слух. Если, кроме  того, слова не просто выступают  как вербальная замена воспринятого  материала, а являются результатом  его осмысления, т.е. если слово  не название, а понятие, содержащее  в себе связанную с предметом  существенную мысль, то такое  запоминание является наиболее  продуктивным. Чем больше мы думаем  над материалом, чем активнее  мы стараемся представить его  зрительно и выразить словами,  тем легче и прочнее он запоминается.
2. Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных и четко сформулированных к нему вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения текста, способствует его лучшему запоминанию. В этом случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, чем тогда, когда вопросы к нему ставятся уже после его прочтения.
3. Если двум группам людей предложить запомнить одинаковый список слов, которые можно сгруппировать по смыслу, и если, кроме того, обе группы людей снабдить разными обобщающими словами-стимулами, с помощью которых можно облегчить припоминание, то окажется, что каждая из них в состоянии будет вспомнить больше именно тех слов, которые связаны с предложенными ей словами-стимулами.
 Чем богаче и разнообразнее  стимулы-средства, которыми мы располагаем  для запоминания, чем более  просты и доступны они для  нас в нужный момент времени,  тем лучше произвольное припоминание. Два фактора, кроме того, повышают  вероятность успешного припоминания: правильная организация запоминаемой  информации и обеспечение при  ее воспроизведении таких психологических  условий, которые идентичны тем,  в которых происходило запоминание  соответствующего материала.
4. Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, то любые приемы, позволяющие управлять вниманием, могут оказаться полезными и для запоминания. На этом, в частности, базируется один из способов улучшения запоминания дошкольниками и младшими школьниками учебного материала, который стараются сделать таким, чтобы он вызывал к себе непроизвольный интерес со стороны учащихся, привлекал их внимание.
5. Эмоциональные состояния, сопровождающие процесс запоминания, являются частью запечатленной в памяти ситуации; поэтому, когда они воспроизводятся, то по ассоциации с ними восстанавливается в представлениях и вся ситуация, припоминание облегчается. Опытным путем было доказано, что если в момент запоминания человек находится в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память.
6. Запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую мнемоническую задачу. Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти.
 То, что в структуре  деятельности занимает место  ее цели, помнится лучше, чем  то, что составляет средства осуществления  данной деятельности. Следовательно,  для того чтобы повысить продуктивность  запоминания материала, нужно каким-то образом связать его с основной целью деятельности.
 Большую роль в запоминании  и воспроизведении играют повторения. Их продуктивность в значительной  степени зависит от того, в  какой мере данный процесс  интеллектуально насыщен, т.е.  является не механическим повторением,  а новым способом структурирования  и логической обработки материала.  В этой связи особое внимание  должно обращаться на понимание  материала и осознание смысла  того, что с ним в процессе  запоминания делается.
7. Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые обычно в течение дня накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.
Рассмотрим некоторые  конкретные приемы улучшения памяти, которыми мог бы воспользоваться  любой человек независимо от того, как развиты у него слух, зрение, осязание или обоняние. Один из них основан на более активном использовании при запоминании и воспроизведении материала образного мышления и воображения. Чтобы что-либо запомнить быстро и надолго, рекомендуется в отношении материала выполнить следующую последовательность действий:
A.  Мысленно связать  запоминаемое с каким-либо хорошо  известным и легко представляемым в воображении предметом. Этот предмет далее связать с каким-нибудь другим, который окажется под рукой именно тогда, когда нужно будет вспомнить запоминаемое.
 Б. Оба предмета  в воображении соединить каким-либо  причудливым образом друг с  другом в единый, фантастический  предмет.
B. Мысленно представить  себе, как будет выглядеть этот  предмет. Данных трех действий  практически достаточно для того, чтобы в нужный момент времени вспомнить запоминаемое, причем благодаря описанным выше действиям оно сразу же переводится из кратковременной памяти в долговременную, и остается там надолго.
 К примеру, нам необходимо  запомнить (не забыть выполнить)  следующий ряд дел: позвонить  кому-либо, отправить написанное  письмо, взять в библиотеке книгу,  зайти в прачечную, купить на  поезд билет (этот ряд может  быть достаточно большим —  до 20— 30 и более единиц). Предположим  также, необходимо сделать так,  чтобы очередное дело мы вспомнили  сразу после того, как выполнено  предыдущее. Чтобы это произошло,  поступим следующим образом. Придумаем  для каждого дела какой-либо  знакомый, легко представимый, связанный  с ним по смыслу предмет,  который обязательно в нужное  время и в нужном месте попадется  нам на глаза. В соответствии  с обозначенным выше рядом  дел, такими предметами могут быть следующие: телефо
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.