Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Валеологическое воспитание учащихся в процессе обучения биологии

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 04.05.2013. Год: 2012. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
                                                      Министерство образования и науки
                     Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
                                   высшего профессионального образования РФ
                                          «Южный Федеральный Университет»
 
                                               Биолого-почвенный факультет
                                Кафедра педагогики и педагогической психологии
 
 
 
 
                                                                      Высшая квалификационная работа
                                                                      по дополнительному педагогическому 
                                                                      образованию
 
 
 
 
 « Валеологическое воспитание учащихся в процессе
обучения биологии »
 
 
 

                                                    Выполнила: студентка 6 курса ОЗО

                                                                                                     Подобина О.Н.
 
                                 

                                               Научный руководитель:

                                                Тельнова О.В.

                                              Нормоконтролер:

 

Ростов - на - Дону

2010
 
                                                    СОДЕРЖАНИЕ                                      
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..3
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие валеологическое воспитание………………………………………………………….5
1.2 Состояние валеологизации образования………………………………………………………..8
2 ОСНОВЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 
В 8 КЛАССЕ…………………………………………………………………………………………14
 2.1 Экспресс-анализ журнала «Биология в школе» по теме исследования……………………..14
2.2 Методическая разработка  учебных занятий по разделу  «Человек»………………………….21
2.3 Анализ валеологической воспитанности  у учеников 8 класса………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………40
Список литературы………………………………………………………………………….. .42
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………………………………44
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………………................... 46
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                           Введение
Социальная важность и необходимость решения проблемы укрепления здоровья учащихся в процессе обучения и воспитания вытекает из стратегии устойчивого развития России и ее государственной образовательной политики. Современная педагогика призвана найти такие пути построения образовательного процесса, которые имеют в своей основе главное – сбережение здоровья ребенка.
Тема дипломной работы актуальна, так как становление человека проходит через главную ось его восхождения к своей индивидуальности – здоровье. Таким образом, создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся становится одним из главных направлений совершенствования образовательного процесса в современной школе.
Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности.
Глобальность проблемы здоровья определила выделение в качестве самостоятельной области научных знаний валеологии – науки о здоровье, которая изучает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности.
Важную роль в формировании здорового  образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей. Основная идея валеологической работы в школе – формирование отношения детей к природе здоровья не на принципах приспособления и адаптации, а на формировании активного сознательного поведения в условиях неблагоприятных природных и социальных факторов. В школе нужно создавать благоприятную среду, способствующую укреплению здоровья, прививать любовь к природе, так как человек – часть природы и его жизнь зависит от неё.
Среди школьных предметов особое место  в валеологическом воспитании занимает биология. Изучение биологии позволяет не только знакомить школьников с компонентами здорового образа жизни, но и объяснить эти компоненты с биологической, психологической и социальной точек зрения, способствует формированию ценностного отношения к здоровью, развивает стремление сохранить здоровье, вооружает научными знаниями и практическими умениями здорового образа жизни.
Цель исследования заключается  в научном обосновании и разработке методики валеологического воспитания на уроках биологии в 8 классе.
Объектом исследования является образовательный  процесс по биологии в 8 классе.
Предмет исследования является методика валеологического воспитания на уроках биологии в 8 классе.
Задачи работы:
На основе анализа педагогической и методической литературы изучить  современное состояние проблемы валеологического воспитания.
Провести анализ содержания школьной программы и учебного материала с целью выявления возможности курса биологии 8 класса для реализации задач валеологического воспитания.
Выявить наиболее эффективные методы и методические приёмы, включение которых в уроки биологии обеспечивает формирование у школьников здорового образа жизни.
Дипломная работа выполнялась путем проведения экспериментальных исследований на школы №4 г. Белая Калитва.
Гипотеза: валеологическое воспитание на уроках биологии формирует правильное отношение детей к природе здоровья и здоровому образу жизни.
 Дипломная работа состоит  из введения, заключения двух  глав и списка литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                       1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
                                    1.1 Понятие валеологическое воспитание
В советский период многими педагогами отмечалась важность и нужность гигиенического воспитания, было сделано достаточно много методических разработок внеклассных мероприятий, методических рекомендаций по реализации гигиенического воспитания школьников для учителей биологии (И.Д. Зверев, Мягкова и др.).
Анализ современного состояния  проблемы школьного валеологического воспитания показал, что многие отечественные педагоги и методисты (Ю.К. Бабанский Н.М. Верзилин, И.Д. Зверев, В.В. Краевский, А.Н. Мягкова, П.И. Харламов и др.) рассматривают в своих работах проблему формирования здорового образа жизни учеников, выделяя в системе школьного воспитания половое, гигиеническое и физическое воспитание Авторы уточняют для этих направлений воспитания цели и задачи, определяют их функции, содержание и критерии успешности воспитательной работы. Однако в литературе практически не используется термин «валеологическое воспитание», отсутствуют его определение, не выделены сущность, цели и задачи.
Изучение научной и учебной  литературы по валеологии позволило  уточнить определение категории «здоровый образ жизни» и выделить наиболее важные компоненты здорового образа жизни, которые легли в основу содержательной составляющей методики валеологического воспитания на уроках биологии.
Здоровый образ жизни – это  активная деятельность людей, направленная на сохранение, улучшение и укрепление здоровья. Основными компонентами здорового образа жизни являются: соблюдение правил личной гигиены; рациональное питание; преодоление вредных привычек; оптимальную двигательную активность; разумное чередование труда и отдыха; закаливание; психогигиену; общение с природой. Поэтому именно на формирование у школьников перечисленных знаний и умений будет направлена разрабатываемая нами методика валеологического воспитания [9, с. 23].
Под валеологическим воспитанием  понимают целенаправленный процесс  формирования у школьников здорового образа жизни.
Задачами валеологического воспитания являются: формирование у школьников понятия «здоровый образ жизни»; формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью своему и других людей, развитие стремления вести здоровый образ жизни; развитие умений и навыков, лежащих в основе здорового образа жизни.
Человеческий организм функционирует по законам саморегуляции. При этом на него воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают крайне отрицательное влияние. К ним, прежде всего, следует отнести: нарушение гигиенических требований режима дня, режима питания, учебного процесса; недостатки калорийности питания; неблагоприятные экологические факторы; вредные привычки; отягчённая или неблагополучная наследственность; низкий уровень медицинского обеспечения и др.
Одним из наиболее эффективных  способов противодействия этим факторам является следование правилам здорового образа жизни. Учёные определили, что состояние здоровья человека больше всего - на 50%, зависит от образа жизни, а остальные 50% приходятся на экологию (20%), наследственность (20%), медицину (10%) (т. е. на независящие от человека причины). В свою очередь, в ЗОЖ основная роль отводится правильно организованной двигательной активности, которая составляет около 30% из пятидесяти [13, с. 23].
Однако в определении  стратегии и тактики решения  задач оздоровительной направленности необходимо со всей отчётливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья возможно только в том случае, когда человек наряду правильно организованной двигательной активностью будет систематически выполнять и другие заповеди сохранения здоровья: правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать. Соблюдение этих или подобных принципов и правил имел в виду ещё в 20-е годы Нарком здравоохранения Н. А. Семашко, когда утверждал, что для укрепления здоровья человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки. А для этого он должен: а) хотеть это делать; б) знать, как правильно это делать; в) умело реализовывать свои потребности и знания в своей практической деятельности в процессе самосовершенствования. Этому и должна способствовать вся система физического воспитания подрастающих поколений.
Для правильной и эффективной организации  здорового образа жизни необходимо систематически следить за своим образом жизни и стремиться соблюдать следующие условия: достаточная двигательная активность, правильное питание, наличие чистого воздуха и воды, постоянное закаливание, возможно большая связь с природой; соблюдение правил личной гигиены; отказ от вредных привычек; рациональный режим руда и отдыха. Всё вместе это и называется соблюдением здорового образа жизни – ЗОЖ [9, с. 29].
Таким образом, здоровый образ  жизни (ЗОЖ) – это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.
Стиль ЗОЖ обусловлен личностно-мотивационными особенностями, возможностями и склонностями человека. Он предполагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья, в которой можно выделить следующие основные компоненты:
- осознанное, целенаправленное  применение разнообразных форм  физкультурной активности;
- целенаправленное освоение  гигиенических навыков и навыков 
охраны здоровья;
- использование естественных  природных факторов в укреплении 
здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;
- активная борьба с  вредными привычками и их полное искоренение;
- деятельность по пропаганде  и внедрению ЗОЖ в жизнь  каждого человека и общества [14, с. 221].
Под индивидуальным стилем ЗОЖ понимают присущий конкретному человеку способ организации жизнедеятельности, учитывающий индивидуальные интересы, потребности, возможности и связь с его учебной, профессиональной и бытовой деятельностью.
Таким образом, ЗОЖ представляет собой режим ограничений в  сочетании с оптимальным режимом физических нагрузок. Но всё-таки ведущим из условий, которые необходимо соблюдать для сохранения и укрепления здоровья, является правильно организованная и достаточная по объёму и интенсивности двигательная активность. «Самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и режим сна», писал на рубеже 1-го и 2-го тысячелетий Абу-Али-Ибн-Сина (Авицена) в книге: «Канон врачебной науки», в главе «Сохранение здоровья» [14, с. 113].
Физическая активность человека - главный и решающий фактор сохранения и укрепления здоровья, ничем не заменимое универсальное средство профилактики недугов и замедления процессов старения организма. Двигательный режим человека не одинаков в разном возрасте. Однако общее состоит в том, что физическая активности абсолютно необходима ребёнку, взрослому, пожилому человеку. Она должна быть постоянным фактором жизни, главным регулятором всех функций организма.
Следовательно, физическая культура не просто одна из составляющих, но и самый главный компонент ЗОЖ. Она представлена в нём в виде ежедневной утренней гимнастики, регулярных физкультурно-оздоровительных занятий, систематических закаливающих процедур, а также других видов двигательной активности, направленных на сохранение и приумножение здоровья.
Важным слагаемым ЗОЖ является рациональное питание. Оно обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности, продлению жизни,
ЗОЖ немыслим без соблюдения правил личной гигиены: суточного режима, ухода за телом, одеждой, обувью и т. п. Особое значение при этом имеет распорядок дня. При правильном его составлении и строгом выполнении вырабатывается чёткий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создаёт оптимальные условия для плодотворной работы и качественного восстановления сил.
Мощным оздоровительным средством ЗОЖ является закаливание. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить высокую трудоспособность. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Закаливающие процедуры снижают их число в 2-4 раза, а в некоторых случаях помогают вовсе избавиться от них. Закаливание к тому же оказывает общеукрепляющее воздействие на организм, повышает тонус ЦНС, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.
Обязательным условием ЗОЖ является отказ от вредных привычек. Алкоголь, наркотики, курение - злейшие враги человека, главная причина многих опасных заболеваний, резко сокращающих продолжительность жизни людей.
Таковы основные слагаемые  здорового образа жизни. В их истинности мало кто сомневается. Однако весь парадокс в том, что для очень многих людей они ещё не стали руководством к практическим действиям. Внедрение их в повседневную жизнь людей требует комплексного подхода, кропотливой целенаправленной деятельности со стороны многих государственных учреждений и организаций. Однако оно предполагает, прежде всего, активную деятельность в этом направлении самого человека. Следование нормам и принципам ЗОЖ - долг каждого разумного человека. Сознательное отношение к собственому здоровью должно стать нормой поведения, главной отличительной чертой культурной, цивилизованной личности.
Важнейшей задачей настоящего времени является создание моды на здоровье, здоровый образ жизни. При этом следует учитывать то, что легче усваиваются те формы поведения, которые в той или иной степени связаны с биологическими потребностями организма. Одной из таких потребностей у человека является потребность в двигательной активности, особенно ярко проявляемая в детском возрасте. Здесь и должны закладываться основы ЗОЖ и мода на такой стиль жизни.
ЗОЖ, основой которого является режим ограничений и  режим нагрузок, должен занять ведущее место в арсенале современных профилактических средств. Наступит время, когда дозированная двигательная активность будет приписываться каждым врачом так же, как в настоящее время назначается медикаментозное лечение.
 
                          1.2 Состояние валеологизации образования
Эффективность валеологизации образовательного процесса будет выражаться в формировании валеологического мышления детей, учителей, родителей; структурировании учебного процесса на основе валеологической доминанты; интеграции учебных курсов в едином поле знаний на основе учебно-тематических блоков-модулей; введении в учебный процесс валеологических технологий; осуществлении опытно-экспериментальной работы на валеологической основе; частичном изменении управленческих функций за счет введения валеологического анализа уроков и валеологической экспертизы учебного процесса; создании валеологических обоснованной системы работы с кадрами, направленной на реализацию валеологической программы «Обучение здоровью» [6, с. 237].
На взгляд ряда исследователей, модель валеологизации учебно-воспитательного  процесса образовательного учреждения должна включать введение в школе нового предмета – валеологии; валеологизации основных предметов школьного курса, заключающуюся в обогащении содержания первоначальными знаниями о здоровом образе жизни, путях и средствах достижения гармонии человека с собой, окружающим миром, другими людьми; открытие школы здоровья для родителей; индивидуальную работу для учащихся, валеологическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута; индивидуальную работу с учителями и педагогами-воспитателями [6, c. 232].
В этой связи валеологизации как направление в учебно-воспитательном процессе предусматривает на уроках такие частные мероприятия, как музыкотерапия, данстерапия, ароматерапия, арттерапия, эстетотерапия, ритмопедия, релаксопедия, суггестопедия и др.
Сюда же входит и использование бинарных уроков, в результате которых дети чувствуют себя в комфортном психолого-эмоциональном состоянии, что позволяет повысить мотивацию к учебной деятельности, уверенность в себе и др.
Особое  значение имеет создание разнообразных  стартовых условий для развития и обучения каждого ребенка.
И, наконец, личностно ориентированное  образование школьников, в результате которого снижается закомплексованность школьников, резко снижаются ятро - и дидактогения в учебно-воспитательном процессе [6, с. 71].
Валеологическое направление также включает организацию кабинета психофизиологической разгрузки, фитосалона, которые обладают оздоравливающим действием валеологической направленности.
Задача взрослых состоит не в  том, чтобы сохранить здоровье ребенка  в том виде, в каком оно есть, а в том, чтобы развить мотивацию, создать условия для приобретения новых, личностно значимых качеств в системно-интегративном процессе создания «Homo valiens» – человека, здравотворящего самого себя.
Критерий здоровья, его сохранения и укрепления в условиях повсеместного нарушения элементарных требований экологии человека, экологии образования мог бы стать центральным при оценке целесообразности изменений в учебно-воспитательных системах. Наличие в педагогическом арсенале и активное использование технологий работы с человеком, несущих развивающий потенциал, не допускающих индивидуально-личностных разрушений ни на одном из уровней: физиологическом, психическом, социальном, нравственном и др., – достаточно надежный показатель подлинной гуманности деятельности образовательного учреждения и его сотрудников [4,с. 46].
Таким образом, валеологическая стратегия  педагогической деятельности – индивидуально ориентированная система профессиональной жизнедеятельности учителя, которая основывается на приоритетах здоровья учащихся.
Комплексность, междисциплинарность  и обязательный выход в сферу  практических действий накладывают  на процесс валеологического сопровождения  образовательного процесса ряд требований, наиболее важным из которых является смена натуралистического подхода на системно-аксиологический. Несомненно, натуралистический подход имеет большие преимущества в исследовательской работе с материалом «неживой природы» и узаконил за четыре века своего существования принцип «простоты» исследования и как следствие – «простоты» законов природы. Но валеология в качестве предмета исследования имеет индивидуальное здоровье, которое рассматривается на соматическом, социальном и личностном уровнях, поэтому работа в натуралистическом подходе чрезмерно переупрощает реальность. Мы не можем в натуралистическом подходе определить, например, сущность влияния творческой активности человека на состояние его здоровья.
Национальные проекты «Образование», «Здоровье» при их реальном воплощении в жизнь могут обеспечить благоприятную возможность для устранения ухудшающейся тенденции в состоянии здоровья школьников. В этом контексте, по мнению многих авторов [2, 3, 5, 6 и др.], роль валеологического сопровождения образовательного процесса может оказаться определяющей.
За последние годы отечественными учеными были разработаны валеологические рекомендации, способствующие регуляции физического и психического состояния школьников. Особенно следует отметить следующие:
- повышение общей культуры учащихся и обучение их различным приемам саморазвития;
- соблюдение общих гигиенических норм учебной деятельности;
- проведение оценки утомляемости школьников и распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой их работоспособности;
- проведение систематической коррекции психических функций учащихся;
- совершенствование форм проверки знаний учащихся;
- тренировка у учащихся памяти, развитие их общих способностей;
- формирование опыта саморегуляции личностной активности;
- оказание эмоционально-интеллектуальной поддержки;
- обучение умению раскрывать свои внутренние резервы.
Ряд авторов рассматривают валеологическое  сопровождение как «систему взаимодействия субъектов образовательного процесса по формированию, сохранению и укреплению здоровья школьников, учителей» [7.с. 68].
Кроме того, валеологическое сопровождение  включает в себя индивидуальное и  общее сопровождение образовательного процесса, сопровождение отдельных направлений работы в школе [3. с.95.].
Индивидуальное сопровождение - диагностическая работа: определение адаптационных возможностей учащихся, оценка их здоровья и развития, постоянное наблюдение за состоянием самочувствия детей, помощь ребенку в выборе оптимального образовательного маршрута с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей, помощь валеолога, психолога при проблемах адаптации к учебной нагрузке.
Общее сопровождение включает внедрение  валеологических рекомендаций в  учебный процесс, разработку новых  рекомендаций, разнообразные исследования и анализ полученных данных, практическое использование результатов исследования для оптимизации образовательного процесса, участие валеологической службы в работе по основным направлениям функционирования школы.
Сопровождение отдельных направлений  работы – это организация валеологической  службы образовательного учреждения, прослеживание общих закономерностей течения образовательного процесса.
В формировании системы валеологического сопровождения образовательного процесса можно условно выделить три группы принципов:
1. Методические и дидактические  принципы: системность, интеграция, систематичность, вариативность. Они определяют само содержание системы валеологического сопровождения.
2. Организационные и педагогические  принципы: технологичность, мотивация,  индивидуализация, дифференциация. Они определяют организацию деятельности учителя и учащихся как субъектов познавательной деятельности.
3. Методологические и философские  принципы: демократичность, прогностичность,  гуманизм, нравственность, экологический принцип. Они определяют основу и стратегию в построении системы валеологического образования.
Школьному учителю надо обращаться к тем педагогическим средствам, которые не будут вести к ухудшению здоровья учащихся. Его задача заключается в том, чтобы проанализировать валеологические возможности своего учебного предмета, технологии обучения, разработать свои средства, реализующие валеологическую функцию, определить свое видение проблемы валеологического сопровождения образовательного процесса.
В этой связи следует отметить, что разработка педагогических технологий валеологического сопровождения, которые ориентированы на сохранение и укрепление здоровья учащихся, должна основываться на учете эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер жизнедеятельности детей при согласованных действиях учителей и родителей. Становится очевидным, что валеологическое сопровождение всей системы образования дает знания о различных аспектах здоровья, помогает выработать индивидуальную стратегию сохранения собственного здоровья и на этой основе сформировать потребность в здоровом образе жизни у школьников и учителей.
Валеологические технологии могут  быть реализованы при следующих  непременных условиях: [8, с. 166].
- создание валеологической образовательной среды в школьном коллективе;
- поднятие престижа хорошей и отличной успеваемости, т.е. обеспечение высокой мотивации в достижении успехов в учебной деятельности;
- стремление к творчеству, к оригинальным решениям проблем, что будет иметь общественную значимость и способствовать повышению социального статуса ребенка в детском коллективе;
- обеспечение единства сознания и деятельности школьников в процессе обучения;
- создание условий для мотивации сохранения детьми собственного здоровья.
Эффективность валеологизации образовательного процесса будет выражаться в формировании валеологического мышления детей, учителей, родителей; структурировании учебного процесса на основе валеологической доминанты; интеграции учебных курсов в едином поле знаний на основе учебно-тематических блоков-модулей; введении в учебный процесс валеологических технологий; осуществлении опытно-экспериментальной работы на валеологической основе; частичном изменении управленческих функций за счет введения валеологического анализа уроков и валеологической экспертизы учебного процесса; создании валеологически обоснованной системы работы с кадрами, направленной на реализацию валеологической программы «Обучение здоровью» [6, с. 237].
При разработке модели и методики валеологического воспитания на уроках биологии важен личностно ориентированный  подход. Личностно ориентированный подход позволяет организовывать помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации. Важен также деятельностный подход, который подразумевает активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого ученик выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои познавательные потребности. При разработке модели и методики валеологического воспитания на уроках биологии одним из основных считают биосоциальный подход, который акцентирует внимание на негативных последствиях вредных привычек, влияния на организм асоциальных норм поведения; роли семьи в укреплении здоровья. Разработка методики валеологического воспитания невозможна без применения экологического подхода. Экологический подход рассматривает характер взаимодействия человека с окружающей средой, ее влияние на человека. При разработке методики валеологического воспитания необходимо учитывать психолого-педагогический подход. Психолого-педагогический подход базируется на идее о том, что здоровье населения находится в прямой зависимости от валеологического просвещения школьников, их ориентации на здоровый образ жизни [4, с. 83].
Теоретический анализ психолого-педагогической и валеологической литературы позволил выделить ряд принципов, на которых базируется валеологическое воспитание на уроках биологии, которые определяют требования к образовательному процессу и обеспечивают эффективность валеологического воспитания в школьном биологическом образовании: культуросообразности, природосообразности, здоровьетворения, уникальности личности, дополнения, безусловной любви, неопределенности, проектировочного образования, резонанса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 ОСНОВЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
В 8 КЛАССЕ
      2.1 Экспресс-анализ журнала «Биология в школе» по теме исследования
Анализ журнала  «Биология в школе» за последние девять  лет показал, относительно небольшое количество работ, посвященных проблеме валеологизации биологического образования.
                                                                                                                                        
Таблица 1. Перечень статей опубликованных в журнале «Биология в школе» по теме
валеологическое обучение на уроках биологии
Автор
         Название  статьи        
          №   год
 
Волоховская З.П.
 
Русанова О.В.
 
 
 
 
Теремова А. В
 
 
 
Рябовой, Т. В
 
 
 
Носова Е.В.
 
 
 
Носова Е.В.
 
 
 
 
МироноваИ.В.  

 
 
ЕгороваО.Ф.  

 
 
Макеева, А. Г.
 
 
 
 
Носова, Е. В.
 
 
 
 
Теремов А.
 
 
 
 
Мироненко, Т. В.
 
 
 
Смелова, В. Г.
 
 
 
 
 
 
Еремина, О. А.
 
 
Малиновская, Н. В.
 
 
Мансурова, С. Е.
 
 
 
 Кабаян, О. С. 
 
 
 
 
Безух, К. Е.
 
 
Жданова, Ю. В.
 
 
 
Данилов, С. В.
 
 
Новикова, Т. А
 
 
 
Мирская, Н. Б.
 
 
 
 
 
Андреева, Н. Д.
 
 
 
 
Черникова, А. М.
 
 
Мирская, Н. Б.
 
Биология питания человека
 
План-конспект Урока «Гигиена зрения. Меры предупреждения нарушения зрения»
 
Определение объема и точности различных видов памяти
 
Ещё раз о курении : сценарий школьного спектакля 
 
 
 «Культура здоровья: формирование здорового образа жизни»
 
«Предупреждение употребления психоактивных веществ подростками»
 
 
Экологический проект «Антиреклама продуктов питания» 

Урок «Кожа. Строение, значение и гигиена кожи. Терморегуляция и закаливание»
 
О формировании основ культуры здоровья у подростков
 
 
Урок-конференция "Спид - глобальная проблема человечества
 
 
Оказание первой помощи при кровотечениях
 
 
 
Урок-исследование по теме "Пищевые добавки и здоровье человека"
 
"Я обоняю, следовательно, я  существую" : интегрированный урок "Биология-Мировая художественная литература"
 
 
"Если хочешь быть здоров! "  городская викторина
 
Элементы психодиагностики на уроках
 
Обучение здоровью на основе проектной деятельности
 
"Основы здорового образа  жизни" : интегрированный урок  в VIII классе
 
Актуальные вопросы ВИЧ-инфекции : урок в VIII (IX) классе
 
Формирование здорового образа жизни: Практические работы
 
Гигиенические опыты и самонаблюдения
 
 Продукты питания, модифицированный методами генной инженерии
 
Профилактика нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата
 
 
 
Урок по теме "Основы рационального питания. Нормы питания"
 
 
Еще несколько слов о валеологии
 
Обучающая программа по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата
 
     № 1, 2011
 
     № 10, 2010
 
 
 
 
     №5,2009
 
 
 
     №2. 2009
 
 
 
     № 6, 2010
 
 
 
     №1,2009
 
 
 
  
  № 7, 2009
 
 
 
     № 9, 2009
 
 
 
 
      № 1. 2008
 
 
 
     № 2. 2008
 
 
 
 
       №4. 2008
 
 
 
 
№ 1. 2007
 
 
 
№ 8. 2007
 
 
 
 
 
 
     № 2. 2005
 
 
     № 5. 2005
 
 
    № 7. 2005
 
 
 
    № 7. 2005
 
 
 
 
    № 7. 2005
 
 
      № 2. 2004
 
 
 
 
     № 2. 2004
 
     № 2. 2004
 
 
 
    № 7. 2004
 
 
 
 
 
      № 7. 2004
 
 
 
 
     № 6. 2002
 
 
     № 7. 2002

 
В статье Мирской, Н. Б. «Обучающая программа по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата», опубликованной в   журнале «Биология в школе»
№ 7 за 2002 Описана обучающая программа по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата среди школьников. Подробно разобраны несколько ситуаций.
Черникова А. М. «Еще несколько слов о валеологии» ( Биология в школе.  2002. - №6.)  рассказала об уровне гигиенических знаний и навыков, необходимом современному человеку.
Андреева, Н. Д. «Урок по теме "Основы рационального питания. Нормы питания"» предлагает разработку урока по теме "Основы рационального питания. Нормы питания"»
Мирская, Н. Б.  в статье «Профилактика  нарушений и заболеваний опорно-двигательного  аппарата» ( Биология в школе.  2004. - №7.)  пишет о том,  что одно из ведущих мест в структуре отклонений, выявляемых у учащихся на профосмотрах, заняли нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА). Образование в области здоровья учащихся должно быть ориентировано не только на расширение объема знаний, но и на обучение школьников конкретным методам его сохранения и укрепления. Задачи, цели, содержание уроков здоровья для школьников средних классов, дополняющих уроки биологии по теме "Опорно-двигательная система" в разделе "Человек и его здоровье".
Новикова, Т. А. «Продукты питания, модифицированный методами генной инженерии»
( Биология в школе.  2004. - №2.)  автор рассказывает о проблемах, связанных с использованием генетически модифицированных культур в производстве продуктов питания: безопасность генетически модифицированных продуктов.
Данилов, С. В. «Гигиенические опыты  и самонаблюдения» ( Биология в школе.  2004. - №2.)  автор предлагает ряд практических работ по изучению влияния факторов внешней среды на здоровье человека, не требующих особого оснащения и сложных приборов: гигиенический анализ воды, режим вентиляции помещения, определение запыленности воздуха, выявление роли мух как переносчиков бактерий, стрерилизующее действие высоких температур, и т. д.
В статье Ждановой Ю. В. «Формирование здорового образа жизни : Практические работы» ( Биология в школе.  2004. - №2.)  представлены две практические работы, направленные на формирование валеологических знаний и умений у школьников.
Безух, К. Е. «Актуальные  вопросы ВИЧ-инфекции : урок в VIII (IX) классе» ( Биология в школе.  2005. - №7.)  предлагает опыт  проведения урока  с использованием элементов технологии "Чтение и письмо для критического мышления". Цель - сформировать убеждение в необходимости избегать форм поведения с неоправданным риском для здоровья и жизни.
Кабаян, О. С. «Основы здорового образа жизни" : интегрированный урок в VIII классе»
( Биология в школе.  2005. - №7.) В  статье предлагается обобщающий интегрированный урок биологии, физической культуры и ОБЖ для 8 класса, целью которого является предоставление возможности учащимся продемонстрировать приобретенные знания и умения, а в итоге получить оценку по трем предметам.
Мансурова, С. Е.  в статье «Обучение  здоровью на основе проектной деятельности» ( Биология в школе.  2005. - №7.) пишет  о том, что проектная деятельность - один из методов развивающего обучения, направленная на выработку самостоятельных исследовательских умений. Предлагается проект "Культура здоровья" для учащихся 8 или 9 классов, объектом изучения которого является человек с его биопсихосоциальной сущностью.
Малиновская, Н. В. «Элементы психодиагностики на уроках» ( Биология в школе.  2005. - №5.) В статье предложены три работы на исследование свойств нервной системы в рамках изучения тем "Высшая нервная деятельность человека" и "Психика и поведение" в разделе "Человек и его здоровье". Работы способствут самопознанию учащихся и развитию интереса к изучаемому материалу.
Еремина, О. А. «"Если хочешь быть здоров! "  городская викторина»  (Биология в школе.  2005. - №2.)  автор предлагает сценарий гродской викторины "Если хочешь быть здоров! ".  СВ статье идет речь о том, что желание сохранить крепкое здоровье - важная социальная потребность людей. Проблема "болезней поведения", или вредных привычек, остается актуальной для молодого поколени.,
Смелова, В. Г.  «Я обоняю, следовательно, я существую" : интегрированный  урок "Биология-Мировая художественная литература"» (Биология в школе.  2007. - №8.)
В статье описан урок по теме "Анализаторы", задачами которого являются ознакомление учащихся с обонятельным анализатором, его локализацией в организме, воспитание потребности в здоровом образе жизни, восприятия жизни целостно, во всем многообразии.
Мироненко, Т. В  «Урок-исследование по теме "Пищевые добавки и  здоровье человека"» (Биология в  школе.  2007. - №1.)  В статье автор приводит разработку урока, задачи урока: раскрыть значение некоторых пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов; определить их потенциальную опасность для здоровья человека, изучить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень экологического риска их употребления.
Теремов, А. В. в публикации «Оказание  первой помощи при кровотечениях : лабораторная работа"» (Биология в школе.  2008. - №4.)  приводится разработка лабораторной работы, цель которой  познакомить учащихся с действиями для оказания первой помощи при кровотечениях.
Носова, Е. В. «Урок-конференция  «Спид - глобальная проблема человечества» (Биология в школе.  2008. - №4.)  приводит конспект урока, знакомящего с происхождением СПИДа, способами его передачи, особенностями болезни и способами защиты от СПИДа.
Макеева, А. Г.   в статье «О формировании основ культуры здоровья у подростков» (Биология в школе.  2008. - №1.)   обсуждает причины, снижающие эффективность программ образовательных учреждений, направленных на формирование основ здорового образа жизни у детей и подростков.
Статья Теремова А. В. Определение  объема и точности различных видов  памяти : лабораторная работа N 22 по разделу  «Человек и его здоровье» (Биология в школе. - 2009. - N 5) приводится лабораторная работы по теме  «Определение объема и точности различных видов памяти». Цель работы: определить объём и точность различных видов памяти.
Важнейшей проблеме, имеющей социальное значение – наркомания у подростков посвящена работа Носова, Е. В. «Предупреждение употребления психоактивных веществ подростками» : образовательная программа / Е. В. Носова // Биология в школе. - 2009. - N 1. - С. 49-52
В этой статье предлагается программа, направленная на профилактику наркомании в молодежной и подростковой среде, цель которой - углубление теоретических знаний школьников о том вреде, который наносит употребление психоактивных веществ, об уменьшении шансов на жизненный успех при их употреблении. Дается содержание программы, методическое обеспечение, а также методика проведения лабораторных работ и темы рефератов.
 В статье Рябовой, Т. В.  Ещё раз о курении : сценарий  школьного спектакля  ( Биология  в школе. - 2009. - N 2. - С. 54-59) представлен  проект учащиеся представили в виде научно-познавательного спектакля на конференции, которая ежегодно проходит в школе в первый день весенних каникул. В данной статье представлен сценарий школьного спектакля, подготовленного по итогам всей работы.
В публикации Егоровой О.Ф. Урок «Кожа. Строение, значение и гигиена кожи. Терморегуляция и закаливание»  (Биология в школе.  2009. - №9.)   Приводится один из вариантов решения проблемы повышения эффективности обучения — использование в процессе преподавания биологии информационных технологий. Предлагаемая методическая разработка урока — один из вариантов развития ключевых компетентностей у учащихся  в основах культуры здоровья с использованием компьютерных средств обучения.
Статья Русановой О.В. «План-конспект Урока «Гигиена зрения. Меры предупреждения нарушения зрения» опубликована в журнале «Биология в школе» №10 в 2010г.  Статья представляет собой разработку урока, посвященного знакомству с основными правилами гигиены органов зрения.
Волоховская З.П. «Биология питания человека» (Биология в школе.  2010. - №10.)  Автор статьи делится опытом изучения данных вопросов в ходе самостоятельной подготовки учащихся к уроку-конференции. Вопросам здорового питания человека в курсе общей биологии студентов медицинских училищ (на базе основной школы) не отводится специальных часов. Между тем нарушение режима питания, дефицит в повседневном рационе основных питательных веществ, витаминов, макро- и микроэлементов являются причиной развития нарушений обмена, ухудшений показателей физического и умственного развития, снижения иммунитета, повышения уровня заболеваемости подростков.
В статье Носова, Е. В. «Культура здоровья: формирование здорового образа жизни» : лабораторный практикум ( Биология в школе. - 2010. - N 6. - С. 48-56) предлагается методика проведения лабораторных работ, которые можно выполнять с учащимися при работе по программе  «Культура здоровья: формирование здорового образа жизни».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    2.2 Методическая разработка учебных занятий по разделу «Человек»
Анализ содержания школьной программы и учебника по биологии 8 класса авторов Сонина Н.И., Сапина М.Р. Биология. 8 кл. Человек, издатедьства М.: «Дрофа» 2008 года, для выделения материала, имеющего валеологическую направленность; определили критерии отбора для дополнительного материала, вводимого в учебное содержание, выявили наиболее эффективные методы и методические приемы, которые необходимо использовать для формирования валеологического воспитания на уроках биологии.
Содержание школьной программы предусматривает изучение биологического материала, позволяющего решать задачи физического, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников, отмечается важность сохранения здоровья и высокой работоспособности.
Проведенный анализ содержания учебного материала дисциплины «Биология» на примере тем «Введение. Науки, изучающие организм человека», «Происхождение человека», «Строение организма», «Опорно-двигательная система», «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая система», «Дыхание», «Пищеварение» показал, что учебное содержание дисциплины обладает широкими возможностями для валеологического воспитания школьников, и позволил выделить аксиологический материал для реализации задач валеологического воспитания. В учебном биологическом содержании научно обосновываются и раскрываются основные компоненты здорового образа жизни, которые мы выделили на основе анализа литературы: соблюдение правил личной гигиены; рациональное питание; преодоление вредных привычек; оптимальная двигательная активность; разумное чередование труда и отдыха; закаливание; психогигиена; общение с природой. Для успешной реализации задач валеологического воспитания необходимо вводить в учебное содержание дополнительный материал, для отбора которого мы определили следующие критерии: научности; культурологичности; связи с жизнью человека; занимательности; недопустимости перегрузки содержания урок.
 
                                                                                                                     
Таблица 2. Валеологический компонент в основных разделах биологии 8 класса
       Раздел
                   Валеологическая составляющая раздела
Опорно-двигательная система.
 
 
 
Органы пищеварения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Органы дыхания
 
 
 
 
 
Нервная система и органы чувств
 
Половая система
Проанализировать работу мышц при  трудовых  операциях, гимнастических упражнениях. Роль физической культуры и регулярных занятий спортом  в развитии опорно-двигательного аппарата
 
При изучении пищеварительной системы  дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Необходимо обращать внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания, проводить работу по повышению культуры приема пищи, соблюдению основных гигиенических требований. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления.  

При изучении дыхательной системы  желательно осуществлять тренировку дыхания, которая, не занимая много времени, позволяет не только развивать органы дыхания, но и способствует повышению культуры общения.  

 
 Знания о влиянии нервных  перегрузок и стрессов на здоровье.
Разрушительное действие алкоголя и наркотических веществ
Основы гигиены зрения и слуха
Половое воспитание, о СПИДе

 
          Процесс формирования здорового образа жизни, знаний о самом себе наиболее органичен на уроках биологии.
     По теме «Опорно-двигательная  система» раздела биологии «Человек»  разработан урок, завершающий изучение данной темы, посвященный проблемам здоровья.
   Применены следующие методические  приемы:
  - постановка проблемных вопросов;
  - беседа;
  - творческая работа учащихся.
 
 
 
 
 
 
                                                           Ход урока
                  Действия учителя
                 Действия учеников
 
 
Сегодня мы поводим итог по теме «Опорно-двигательная система»
 
  Сначала вы ответите на  вопроы.
Ученик, систематически измеряя свой рост, с изумлением заметил, что вечером он на 2 см ниже, чем утром. Нормально ли это? 
 
 
 
 
 
 
В туристическом походе в горах  Кавказа турист подвернул ступню. Голеностопный сустав быстро распухает  и острая боль не позволяет наступить  на больную ногу. Укажите меры первой помощи.
 
 
 
 
 
 
Пациент Н. После падения с велосипеда стал жаловаться на боль в левом  плечевом суставе. Больной может  поднять левую руку, но боль, покраснение и опухоль свидетельствуют о травме. Ваш диагноз.
 
 
Мы с вами  повторили  особенности  опорно-двигательной системы. Вы знаете, что костная ткань очень чувствительна к воздействию биологических и средовых факторов риска. Патология костной ткани, возникающая в юности, в дальнейшем может способствовать формированию специальной недостаточности, в том числе вести к ограничению в выборе профессии, трудоустройстве, годности службы в Вооружённых Силах. Вот почему надо использовать все возможности для профилактики нарушений формирования костного скелета.
У сторонников системы оздоровления по Нарбекову есть девиз: «Лишь тот здоровеньким живёт , кто чтит осанку и живот».
В картине «Неизвестная» Крамской увлечён чувственной , почти дразнящей  красотой своей героини , её нежной  смуглой кожей , её бархатными ресницами , чуть надменным прищуром карих глаз, её величественной осанкой. Словно царица она возвышается над туманным белым холодным городом, проезжая в открытом экипаже по Аничкову мосту.
( Пожалуйста, глядя на картину,  примите и вы величественную  царственную осанку).
Преодоление собственного легкомыслия, правильное поведение и здоровый образ жизни могут
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.