На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Процесс проектирования вероятного или логического будущего. Сущность стратегического планирования и его применение на практике. Формулировка процесса планирования для организации как граничной задачи. Стратегический выбор и цели социального развития.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 30.11.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Оглавление
    Введение
    Глава 1. Сущность стратегического планирования
    1.1 Применение стратегического планирования на практике
    1.2 Элементы стратегического плана
    Глава 2. Методы стратегического планирования и управления
    2.1 Методы построения стратегий
    2.2 Методика стратегического управления развитием МО
    Глава 3 Реализация плана стратегического развития
    3.1 Механизмы выполнения плана
    3.2 Оценка реализации плана: критерии и индикаторы успеха
    Заключение
    Список литературы
    Приложения

Введение
Актуальность работы обусловлена тем, что внимание к стратегическому планированию в структурах местного управления усилилось. Связано это с процессами децентрализации государственного управления, которые способствовали повышению автономности в принятии решений на региональном и местном уровнях. В тех странах, где процесс децентрализации совпал с процессом экономической глобализации, местные органы власти сумели переориентироваться в формулировании собственной экономической политики и оказались более подготовленными для преодоления структурного кризиса местной экономики. Там, где этого не произошло, экономический спад приобрел серьезные масштабы и значительно повлиял на благосостояние городского и сельского населения. Сейчас очевидно, что экономический и политический контекст принятия стратегических решений главами городов значительно отличается от такового 10-15-летней давности.
Глубокие социально-экономические потрясения 90х годов практически упразднили систему прогнозирования и планирования. Была ликвидирована система административно-планового управления, включающая в себя как долгосрочные, так и среднесрочные и годовые планы.
Директивность сковывала инициативу людей. Отсутствие перспективы привело к ряду крупных стратегических ошибок, к углублению кризиса. Это слишком дорого обошлось стране и населению /5, с. 161-162/.
Часть проблем разрешилась путём перераспределения полномочий и передачи части государственной собственности в частную. Но трансформация не могла упразднить потребность в прогнозировании и планировании, как на уровне новых собственников, так и государства.
В современной России так же разрабатываются планы на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу социально-экономического развития государства и его субъектов.
Целью данной курсовой работы является анализ "Стратегического планирования развития города Дзержинского ".
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотрение сущности стратегического планирования;
изучение элементов стратегического планирования;
рассмотрение методов стратегического планирования и управления;
изучение особенностей стратегического плана муниципального образования города Дзержинского.
Теоретического материала в литературе достаточно для изучения темы "Стратегическое планирование". Этот вопрос достаточно глубоко освещён как в отечественной, так и в зарубежной литературе.
Законодательная база в сфере стратегического планирования в РФ обеспечена соответствующими нормативными актами: Федеральный Закон от 06.10.2003г № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ" ; указ Президента РФ «Об основах стратегического планирования в РФ» от 12.05.09; ФЗ РФ от 20 июля 1995 г «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
Методами исследования являются системный анализ социально-экономических и политических процессов, анализ и синтез, теоретический метод, метод анализа документов и нормативно-правовых актов, экспертная оценка, метод факторного анализа.
Объект исследования - стратегическое планирование в городе Дзержинского
Предмет исследования - показатели социально-экономического развития в городе Дзержинского.
Логика и структура данной работы соответствуют выбранным цели и задачам.
В главе 1 методологические основы стратегического планирования.
В ней рассмотрены:
Сущность стратегического планирования.
Применение стратегического планирования и управления на практике
Глава 2 направлена на изучение особенностей стратегического плана в МО
В ней рассмотрены следующие вопросы:
Методы построения стратегий
Методика стратегического управления развитием муниципальным образованием
Глава 3 направлена на изучение и анализ Социально-экономического развития города Дзержинского :
- Механизмы выполнения плана
- Оценка реализации плана: критерии и индикаторы успеха
Глава 1. Сущность стратегического планирования

1.1 Применение стратегического планирования на практике

Эффективными методами современного менеджмента являются стратегическое планирование и стратегическое управление. Эти методы широко применяются в рыночной экономике и решают задачи развития коммерческих фирм или осуществления коммерческих проектов. Как показывает практика, стратегическое планирование может с успехом применяться не только в коммерческой, но и в других сферах общественной деятельности. Высокая эффективность использования стратегического планирования достигается при управлении социально-экономическим развитием муниципальных образований. Однако далеко не все органы местной власти применяют в своей работе новые методы управления. В ближайшие годы в России предстоит внедрить в практику работы администраций городов и районов все конструктивные элементы такого планирования. Этому должны способствовать научный анализ и пока еще небольшой практический опыт использования стратегического управления и стратегического планирования в отечественных муниципальных образованиях.

Стратегическое планирование представляет собой особый вид деятельности хозяйствующих субъектов, территориальных органов исполнительной и законодательной власти (муниципалитетов, отдельных регионов, региональных ассоциаций), субъектов Федерации, федеральных органов исполнительной и законодательной власти и государства в целом. Она состоит в подготовке проектов стратегических решений с представлением в виде прогнозов, программ и планов, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий развития соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе с учетом изменяющихся условии внешней среды.

Из приведенного определения следует, что деятельность по стратегическому планированию должна "пронизывать" все звенья национальной экономики от ее первичного звена (хозяйствующего субъекта) до экономики в целом и представлять собой взаимоувязанный комплекс проектов стратегических решений.

К разработке местных стратегий развития призвала мировое сообщество конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро (ЮНСЕД). В итоговых документах конференции записано: "Каждому местному органу власти следует разработать свою стратегию устойчивого развития". Решения конференции положены в основу политики устойчивого развития многих местных сообществ. Участие в такой деятельности носит добровольный характер. Б разработке и реализации стратегий местного устойчивого развития участвуют граждане, административные и властные структуры, политики, хозяйственники, профсоюзы, различные молодежные, женские, религиозные и другие организации.

В настоящее время практически в каждом субъекте Российской Федерации ведутся разработки региональных стратегий устойчивого развития, аналогичная работа идет в органах местного самоуправления многих городов и районов России. Вместе с тем приходится констатировать, что разработанные в регионах стратегии, принятые программы и планы местного устойчивого развития практически не реализуются. Главная причина этого - экономический и политический кризис, в котором находится наша страна. Местные органы власти стремятся, прежде всего, снять социально-экономическое напряжение на своих территориях, выплатить людям зарплату, наладить тепло-, водо-, газо-, электроснабжение населенных пунктов, обеспечить безопасность граждан. При этом многие проблемы, решение которых позволяет говорить о движении по пути устойчивого развития, уходят на второй план. Другой причиной, замедляющей переход на путь устойчивого развития, является непонимание сущности этого процесса населением и органами местного управления. Поэтому крайне важно разработать комплекс материалов (технологии, методы) по стратегическому планированию развития муниципального образования и обеспечить их широкое применение на практике, а также популяризацию среди населения муниципалитетов.

1.2 Элементы стратегического плана

Стратегическое планирование - процесс проектирования вероятного или логического будущего и предполагаемых будущих состояний. Это процесс познания того, как достичь своих целей, как использовать знания, чтобы направить логическое будущее к более желаемому, и затем построить эти действия, Обратный процесс идеализации стимулирует творческое мышление. Он представляет людям возможность укрепить свою уверенность в том, что они знают, какие состояния системы желательны и с каким приоритетами. Используя обратный процесс, специалисты по планированию выявляют как благоприятные возможности, так и препятствия и в итоге выбирают эффективные стратегии, облегчающие достижение желаемого будущего.
Очевидно, что все планы имеют три общих элемента - начальное состояние, цель (или конечное состояние) и процессы, связывающие эти два состояния. Цель планирования - соединить эти элементы так, чтобы с наименьшими затратами достигнуть наибольшей эффективности - т.е. максимизировать результаты.
Первый элемент любого плана - начальное состояние. Начальное состояние людей - обычно это их положение в настоящее время: люди управляют определенными ресурсами, которые позволяют им достигать некоторого другого состояния. Следует учесть все ресурсы и ограничения для обеспечения эффективности планирования.
Вторым элементом является цель. При условии, что остальные два элемента учтены правильно, этот элемент становится просто мишенью. Цели могут быть неясно определены или установлены для недостижимого состояния (не реальны). Не следует ставить цель без точных знаний о силах и влияниях, которые действуют и формируют эту цель. Цель должна быть хорошо поставлена, достижима, а также пересмотрена и изменена в соответствии с требованиями обстоятельств.
Третьим элементом плана являются процессы. Этот элемент - сам план, так как по существу в нем содержится описание метода, с помощью которого происходит переход от начального состояния к цели. Два первых элемента можно в основном рассмотреть теоретически; третий элемент, напротив, более конкретен. Он должен содержать: факторы, действующие на цель; внутренние и внешние силы, действующие на эти факторы; цели операции; логическую последовательность шагов и вероятные состояния, пригодные для принятия решений, которые нужны для управления процессом. Факторы могут быть экологическими, экономическими, культурными, социальными, политическими и технологическими. Эти факторы могут в той или иной степени контролироваться лицами, принимающими решения. Для учета этих факторов необходимо пользоваться любой доступной информацией.
В основном процесс планирования направлен только в одну сторону, т.е. представляют собой упорядоченную во времени последовательность событий, которая начинается в настоящее время t=0 и заканчивается к некоторый момент будущего t=T. В первой последовательности, которая называется прямым процессом, рассматриваются текущие факторы и предложения, которые порождают некоторый логический результат. Во второй последовательности, которая называется обратным процессом, состояния рассматривают, начиная с желаемого результата в определенный момент Т в обратном направлении во времени - к исходному состоянию, чтобы оценить факторы и промежуточные результаты, которые нужны для достижения желаемого. Оба процесса теоретически обоснованы, понятны и используются на практике.
Прямой процесс планирования обеспечивает оценку состояния вероятного конечного результата. Обратный процесс планирования обеспечивает средствами контроля и управления прямым процессом при движении в направлении желаемого состояния.
Может возникнуть вопрос: какой из процессов - прямой или обратный - более эффективен при планировании? В зависимости от обстоятельств один из этих процессов может полностью приемлемым, в то время как другой - может оказаться неприемлемым на практике. Наиболее важно, что каждый из них в отдельности может не подходить для создания хорошего плана. Однако если объединить их в единый прямой и обратный процесс планирования, то окажется возможным эффективно решить проблему. Таким образом, можно попытаться соединить желаемые цели с логическими, обеспечивая рамки сходимости друг к другу обоих результатов.
Для интеграции прямого и обратного иерархического планирования и проведения действий в настоящем сначала проектируется вероятное будущее. Далее в качестве цели необходимо принять желаемое будущее, выработать новые политики, которые присоединяются к набору существующих, и с учетом этих изменений вновь спроектировать будущее и сравнить два варианта будущего - проектируемый и желаемый - относительно их главных характеристик. Желаемое будущее модифицируется с целью увидеть, какие изменения политики нужны для того, чтобы оно стало проектируемым будущим, и процесс продолжается далее.
Формулировка процесса планирования для организации как граничной задачи позволяет явно выразить структуру решения. Используя понятия теории принятия решений, можно идентифицировать три основных вида переменных: стратегии планирования , которые есть у организации, результаты, которых может добиться организация в будущем, эффективность, которая выражает вероятностные соотношения между стратегиями планирования и результатами.
Эти три вида переменных - общие для всех процессов принятия решений, однако отношения между ними различны для всех проектируемых и желаемых процессов планирования. Для проектируемых процессов стратегии определяются, эффективность оценивается, а вероятностные результаты выводятся. Для желаемых процессов результаты оцениваются, эффективность подвергается воздействиям, а стратегии разрабатываются.

Глава 2. Методы стратегического планирования и управления

2.1 Методы построения стратегий

Одна из самых ранних схем разработки производственной стратегии основана на учете жизненного цикла товара или услуг (для государственного управления характерно оказание услуг для населения) .В зависимости от того, какая стадия эволюции товара или услуги характерна для производства на данный момент, будет складываться и стратегия поведения. /7, с. 235/

При использовании жизненного цикла товара или услуг для формулировки производственной стратегии важно помнить два существенных момента:

1. Стадии жизненного цикла занимают абсолютно разные временные промежутки. Это верно как для производства одного вида товара, так и для большого их количества.

2. Руководитель должен абсолютно точно знать, когда производство переходит от одного этапа жизненного цикла к другому, чтобы вовремя успеть перейти на новый вид стратегии.

Помня эти две особенности, перейдем к конкретному рассмотрению каждой стадии.

Стратегия, допустим на стадии внедрения, должна прежде всего должна обосновывать выбор товара или услуги и доказывать наличие реальной потребности в нем. После этого определяется масштаб производства или мероприятий по осуществлению услуг и рассматриваются все возможные варианты упрощения этого процесса, а также снижения трудоемкости. Далее стоит уделить внимание распределению ресурсов и поиску гибких решений для сокращения их потребления (как трудовых, так и материальных). Система экономии ресурсов является дополнительной гарантией в случае возникновения неожиданных препятствий. Необходимо быть абсолютно уверенным в том, что финансовых ресурсов с запасом хватит на период, в течение которого затраты превысят получаемый доход. Основой успешного преодоления этапа внедрения может стать только строгий порядок. /9, с. 198-199/

Главный акцент в стратегии, например на стадии роста, должен быть сделан на существующий и потенциальный размер рынка одновременно с поиском возможного расширения круга покупателей. Конкурентная позиция может быть оценена путем анализа возможностей дистрибьютерской сети, цен, качества, способности мгновенно реагировать на расширение рыночного потенциала, наличия или отсутствия торгового знака. Возможный стремительный рост всегда должен быть подкреплен достаточным количеством ресурсов и наличности.

В жизненном цикле товара или услуги стадия зрелости характеризуется постоянным объемом производства, поэтому при составлении стратегии основной аспект внимания смещается от расширения доли рынка к усовершенствованию конкурентной позиции, маркетинговым исследованиям, работе по снижению издержек и установлению особых взаимоотношений с поставщиками и потребителями. Распределение ресурсов должно подвергаться строгому контролю, возможно наличие внешнего финансирования, а также перераспределение ресурсов в соответствии с открывающимися новыми возможностями. Авиакомпании являются ярким примером фирм, у которых стадия зрелости сильно растянута во времени./11, с. 235/

2.2 Методика стратегического управления развитием МО

Задача достижения поставленных в ходе муниципального стратегического планирования целей требует особых подходов. Предлагаем использовать для этого следующую методику стратегического управления:

I. Первым шагом является анализ исходного состояния -- мониторинг социально-экономического положения МО.

Как указывается в разработках РНЦГМ , мониторинг социально-экономического положения представляет собой систему наблюдения, оценки, анализа и прогноза социально-экономической ситуации на территории МО, подготовки проектов управленческих решений, направленных на поддержание позитивных тенденций и ослабление негативных.

Задачами социально-экономического мониторинга являются:

1. Организация получения объективной и достоверной информации о социально-экономическом положении МО.

2. Оценка и системный анализ информации, выявление причин, вызывающих тот или иной характер социально-экономических изменений.

3. Обеспечение органов управления, предприятий, учреждений и организаций, а также граждан полученной информацией.

4. Разработка прогнозов социально-экономического развития и рекомендаций по преодолению негативных и поддержке позитивных тенденций. Доведение данных сведений до ОМСУ.

При проведении социально-экономического мониторинга следует руководствоваться следующими принципами

1) целенаправленность или релевантность информации (система мониторинга должна быть направлена на решение конкретных управленческих задач);

2) системность -- ориентирует на рассмотрение МО как подсистемы более крупной общественной системы и исследование связей с другими МО;

3) комплексность -- подразумевает мониторинг отдельных сфер и направлений социально-экономического развития МО вместе с их взаимосвязями, мониторинг должен быть направлен на последовательное решение всей совокупности задач, заканчивая рекомендациями;

4) непрерывность анализа (мониторинг);

5) периодичность снятия информации;

6) сопоставимость применяемых показателей мониторинга во времени;

7) развитие мониторинга на основе совершенствования методического инструментария, технического оснащения, расширения наблюдаемых процессов и увеличения числа объектов.

В процессе социально-экономического мониторинга дается количественная оценка (для структурного анализа -- в статике, а для выявления тенденций, прогнозирования -- в динамике, путем подсчета индексов):

Ш экономического потенциала МО (ВВП региона, производственная специализация и пр.),
Ш состояния рынка труда (уровень безработицы и ее характеристика, нагрузка на трудоспособное население и т.д.),
Ш инвестиционного климата (состояние банковской и парабанковской инфраструктуры, наличие крупных кредитных линий, в т.ч. международных и бюджетных, структура инвестиций, бюджетная самостоятельность МО),
Ш состояния инфраструктуры (транспорт, проблемы ЖКХ и пр.),
Ш уровня жизни (динамика численности, отношение среднедушевых доходов и прожиточного минимума, децильный коэффициент , индекс концентрации доходов, индекс потребительских цен (ИПЦ) для исследуемого МО).
В процессе проведения мониторинга факторы не должны просто описываться, необходимо их проанализировать с точки зрения влияния на социально-экономическое развитие МО
В целях анализа привлекательности МО для инвестиций на этом этапе также оценивается конкурентный статус МО, представляющий собой функцию от двух переменных:
1. Конкурентоспособности МО (наличие доступных земельных ресурсов, состояние инфраструктуры, уровень жизни и пр.).
2. Конкурентного потенциала МО (величина входного барьера на территорию МО, выражающегося в уровне арендной платы, налогообложении, льготах и т.д.).
II. Следующий этап -- ресурсный анализ. Собирается информация об имеющихся ресурсах и их движении (собственники, балансодержатели и др.), ресурсопотоках между МО (если таковые имеются); строятся организационные модели управления городским хозяйством. Особенно важно на этом этапе выделить направление и узлы пересечения финансовых и информационных потоков, для последующего управления с помощью воздействий на уже имеющиеся и/или новые, сформированные узлы.
На этом этапе также проводится обзор (без глубокого анализа) нормативно-правой базы (НПБ), касающейся выделенных проблем, на уровне выявления правовых актов, регулирующих каждую проблему (федеральные, местные законы и постановления, распоряжения, в т.ч. касающиеся непосредственно МО), также может привлекаться финансовый анализ отчетности, ФСА для выявления дисбалансов между значимостью и затратами по каждой функции городского хозяйства. Анализ статистики и литературы /1,7, 30-37/ позволили сделать вывод, что ЖКХ является основной расходной статьей местных бюджетов и источником колоссальных резервов для экономии, поэтому необходимо уделить особое внимание анализу организации, движения финансовых потоков в этой части городского хозяйства. В конце этапа анализа должно быть построено дерево качественных целей управления МО с учетом микро- и макрофакторов и проведенного анализа статистической информации. Для вычленения проблем и оценки важности каждой из них может использоваться коллективная экспертиза или метод расстановки приоритетов.
В результате осуществления этапов I--II объект управления предстает в виде модифицированной карты «организация -- внешняя среда», где в характеристики внутренней среды включаются располагаемые ресурсы, организация их движения, узловые точки потоков, структура управления ресурсами, а внешняя микросреда -- социально-экономическое состояние МО. Системный подход позволяет адекватно реагировать на изменения внешней среды через учет результатов постоянного мониторинга при постановке и реализации стратегических и тактических задач.
III. Определение проблем и постановка целей, т.е. желаемого состояния, с учетом условий и ограничений, выявленных на этапах социально-экономического и ресурсного анализов.
Выявить проблему, значит, наполовину ее решить . Поэтому идентификация общей проблемы -- первый важный этап, исходная посылка всего алгоритма. Например, общей проблемой местных бюджетов являются недостаток ресурсов и их слабая диверсифицированность и, как следствие этого, обратная корреляция доходов с макроэкономической ситуацией в МО.
В процессе стратегического планирования сначала разрабатывается концепция программы комплексного социально-экономического развития, где в текстовой свободной форме раскрывается система представлений о стратегических целях и приоритетах местной социально-экономической политики, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.
Структурно концепция социально-экономического развития МО включает следующие разделы:
Ш Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации.
Ш Стратегический выбор и цели социального развития.
Ш Стратегические цели экономического развития МО.
Ш Стратегические цели градостроительного развития.
Ш Основные направления местной социально-экономической политики .
Ш Ресурсы для реализации концепции и механизм их использования.
Цели, которые ставят перед собой управленческие структуры в процессе формирования стратегии социально-экономического развития, представляют собой основу для выработки критериев оценки результатов деятельности местных органов власти и принятия решений, в т.ч. по бюджетным расходам, а также формирования организационных структур. Этим целям должны удовлетворять следующие принципы:
Ш целенаправленности -- определение приоритетных целей для МО в перспективе, осуществляется исходя из необходимости достижения (а при возможности и превышения) государственных минимальных стандартов качества жизни населения;
Ш комплексности -- рассмотрение приоритетных целей, реализуемых местным самоуправлением, происходит в контексте всей совокупности прогнозируемых социально-экономических показателей развития МО;
Ш системности -- определение перспективных направлений развития осуществляется с учетом внешних взаимосвязей, реализация этого принципа предполагает, что при обосновании стратегического выбора развития МО должны быть учтены предпосылки и ограничения его развития, формируемые на различных уровнях (муниципальном, региональном, федеральном);
Ш адаптивности -- формирование стратегического плана развития необходимо осуществлять с учетом возможных изменений внешней среды, которые могут вызвать корректировку плана. Такая корректировка должна проводиться с минимальными политическими, социальными и экономическими издержками;
Ш эффективности -- означает уверенность, что именно выбранный набор целей, определенных в качестве приоритетных для данного МО обеспечит достижение требуемого качества жизни с наименьшими финансовыми и социальными затратами;
Ш минимизации рисков -- в процессе формирования стратегии должны быть оценены возможные риски, обусловленные выполнением тех или иных целей в будущем. Характеристики прогнозируемых рисков должны быть учтены при сравнительном анализе вариантов;
Ш баланса интересов -- обеспечение согласованности или непротиворечивости федеральных, региональных и местных интересов при выборе стратегии.
Ш легитимности -- обязательное рассмотрение и принятие предложенного варианта на уровне представительного органа местного самоуправления.
Ш измеримость, реальность и ясность для исполнителей.
Процесс формирования концепции в общих чертах можно представить в виде совокупности последовательно выполняемых шагов:
1. Организационно-подготовительный.
2. Аналитический.
3. Разработка проекта концепции.
4. Согласование и утверждение концепции.
Официально принятая концепция развития в значительной степени облегчает разработку и принятие стратегических целей.
Цель в управлении любым объектом выступает как мобилизующий фактор. Цель -- это идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния объекта, представление о том, каким он должен быть . Если базовая концепция не является видимой, ясно понятой, четко выраженной -- экономика МО оказывается во власти обстоятельств , администрация не управляет социально-экономическими процессами, а напротив, процесс управляет ее действиями. Необходимо четко выделить цели развития МО и распределить их по трем уровням:
1. Стратегические -- определяют главные приоритеты перспективного развития и финансирования. самоуправления.
2. Тактические -- буферные, промежуточные цели, являющиеся этапами в достижении стратегических.
3. Оперативные -- цели нижнего уровня, являющиеся необходимым основанием для достижения тактических целей.
Одним из наиболее важных аспектов стратегического плана является выбор приоритетных целей, на разрешение которых будут направлены основные усилия. Эти проблемы объединяются в восемь взаимосвязанных блоков:
1. Экономическое развитие.
2. Окружающая среда и качество жизни.
3. Механизм принятия решений и передачи информации.
4. Структура органов управления.
5. Общественные услуги.
6. Проблемы региона в целом, на территории которого расположена административная единица.
7. Социальные проблемы.
8. Другие проблемы, характерные для данного МО, например:
- Увеличение спектра перспективных для молодежи специальностей. Обучение специалистов в области логистики, развитие которой позволит увязать торговлю как одну из наиболее развитых сфер в муниципальном образовании, транспорт, связь и современные компьютерные и управленческие технологии.
Расширение спектра услуг, предоставляемых муниципальной сферой, за счет привлечения частнопредпринимательского сектора. Развитие деловой инфраструктуры создает условия для экономического роста и увеличения занятости, а также расширяет налоговую базу бюджета.
Для оценки приоритетов целей предлагается применить пирамиду А. Маслоу (рис. 2.1), спроецированную на систему потребностей МО следующим образом:
1. На нижнем уровне (физиологических потребностей) находятся обеспечение нормативного количества продуктовых торговых точек с доступным социально значимым ассортиментом товаров, нормативной площади жилья, нормативов медицинских услуг и др.
2. На втором уровне (защищенности) будут находиться цели по обеспечению правопорядка, экологической защищенности среды.
3. Третий уровень (социальный) -- развитие сети социально-досуговых учреждений.
4. Четвертый уровень (статус потребности или уровень успеха) составляют цели, направленные на профессиональное развитие и повышение квалификации членов сообщества.
5. Пятый уровень целей (уровень власти) направлен на доминирование МО по экономическому развитию среди соседних МО и др.
Два последних уровня относятся к вторичным или высшим потребностям МО. Потребности удовлетворяются снизу вверх, соответственно снижается приоритетность стратегических и тактических задач и расходов бюджета .
Диагностика, цели стратегического и тактического плана обеспечивают вход ключевой блок методики -- бюджетирование
На данном этапе происходит построение финансовой структуры, представляющей собой ЦФО (центр финансовой ответственности и взаимосвязей между ни ми). Анализ бюджета МО, его расходных и доходных статей, т.е. непосредственного объекта управления рассматриваемого уровня местного самоуправления, позволяв выделить центры финансовой ответственности.

Рис.2.1 Пирамида Маслоу

Глава 3 Реализация плана стратегического развития

3.1 Механизмы выполнения плана

Для успешного развития Дзержинскому необходима четкая стратегия развития, прогнозирование своего будущего с учетом его реальных возможностей и ограничений. Исходя из местных ресурсов, стратегия города определяет перспективное видение города через 15-20 лет, целевые ориентиры развития города, приоритеты развития, а также инструменты достижения поставленных стратегических целей.
Принципы создания и выполнения стратегии
При формировании долгосрочной стратегии необходимо руководствоваться следующими принципами развития города:
1.Публичное, ответственное и эффективное управление городом. Органы местного самоуправления проводят открытую политику, широко информируя жителей о планах развития города.
2. Обеспечение баланса интересов всех слоев общества и общественного согласия.
3. Опора на собственные силы.
4. Последовательность в проведении политики социально-экономического развития города
5. Сохранение стабильными направлений развития города на средне- или долгосрочный период вне зависимости от общественно-политической и хозяйственной ситуации в городе. Формирование на их основе текущих задач городского управления.
6. Формирование благоприятного образа города в российском информационном пространстве с учетом стратегических ресурсов и конкурентных преимуществ города. Активная информационная политика города.
7. Развитие городского сообщества - информированного, экономически и политически самостоятельного, социально активного, патриотичного по отношению к городу.
Стратегическое видение города
Оценка социально-экономической ситуации в городе показывает, что ресурсы развития города достаточно существенны, разнообразны и задействованы на благо города еще не в полной мере. Несмотря на имеющиеся проблемы и объективные ограничения развития города, у Дзержинского есть значительные возможности для укрепления экономической базы и перехода к перспективному и сбалансированному развитию в качестве многофункционального (научно-промышленного, образовательного, историко-культурного, духовного, информационного, рекреационного) центра Московской области.
В стратегические задачи Дзержинского входит поиск эффективных и работающих на благо жителей ниш социально-экономической специализации в пределах Московской агломерации (высокотехнологичная и наукоемкая промышленность, информационные технологии, туризм, сфера услуг и т.д.).
Стратегическая цель
Общая стратегическая цель развития города может быть сформулирована как
Развитие города Дзержинского как самостоятельного и многофункционального муниципального образования с устойчивой и сбалансированной экономикой, активным и взаимоответственным городским сообществом, комфортной городской средой, обеспечивающей высокий уровень жизни населения и благоприятные условия для общественной и хозяйственной деятельности.
В результате большой работы всего городского сообщества (органы местного самоуправления, предприятия и организации, предприниматели, общественные организации, жители города, политические и религиозные объединения и т.д.) были сформулированы стратегические направления развития города.
Само по себе принятие плана стратегического развития города Дзержинский явится значительным продвижением в совершенствовании планирования и управления социально-экономическим развитием города.
План стратегического развития имеет статус городского нормативного акта. Будучи продуктом общественного согласия, он становится обязательным для исполнения независимо от меняющихся политических и экономических условий в городе.
План стратегического развития Дзержинского установил стратегические приоритеты в развитии города. Это означает, что любое управленческое решение, касающееся развития города, должно проверяться на соответствие стратегическим направлениям развития города. Соответствие стратегическим направлениям должно быть решающим фактором при принятии решений по расходованию бюджетных средств, при выборе инвесторов, при формировании порядка реализации городских целевых программ.
План стратегического развития Дзержинского становится верхним звеном в системе документов стратегического и текущего планирования в городе. Он систематизирует и упорядочивает в четкой иерархии все документы, касающиеся развития города. Реализация плана стратегического развития означает полное концептуальное и содержательное соответствие текущего, прежде всего бюджетного планирования со среднесрочным планированием и положениями плана стратегического развития.
После утверждения плана стратегического развития города разрабатывается план-график его реализации, который, в свою очередь, становится основой для разработки главного среднесрочного документа - приоритетных направлений развития города Дзержинского до 2010 г. В данном документе перечисляются приоритетные целевые программы, которые необходимо выполнить в ходе реализации плана-графика реализации стратегии. Программы носят среднесрочный (3-5 лет) характер. Каждая целевая программа структурно включает в себя цель, задачи и мероприятия, а также график ее выполнения, примерные оценки объема и источников необходимых ресурсов, перечень исполнителей и другие необходимые данные.
Целевые программы, в свою очередь, являются основой для годового планирования, в том числе бюджетного. В частности, разрабатывается план социально-экономического развития на каждый год. В нем перечисляются те мероприятия городских целевых программ, которые должны быть выполнены в течении ближайшего года. Также указываются ответственные исполнители мероприятий, объемы и источники их финансирования, конкретные сроки выполнения и механизмы контроля исполнения.
Таблица 3.1
Схема системы социально-экономич и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.