Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по «Особенности учета в торговле»

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 04.05.2013. Год: 2012. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ЦЕЛУЙКО  НАТАЛЬЯ  ВЛАДИМИРОВНА
№   49760      4 курс
Ответы по дисциплине «Особенности учета в торговле»
 
    Формы и методы учета в торговых организациях.
 
           В составе хозяйственных операций торговых организаций преобладают товарные
операции, т.е. операции, связанные с приобретением, хранением и реализацией товаров.
Все это позволяет свести особенности бухгалтерского учета  в торговле к особенностям
учета товарных операций при  продаже товаров за наличный и  безналичный расчет.
         Основным объектом бухгалтерского учета в торговых организациях являются товары.
Поэтому в центре внимания бухгалтера должна быть правильная организация их учета.
         Классическая политическая экономия характеризует товар как "предмет, вещь,
которая... удовлетворяет  какие-либо человеческие потребности и производится для
обмена. Полезность вещи делает ее потребительной стоимостью; но наличие  у вещи
потребительной стоимости  не делает вещь товаром".
         Вторым свойством, обязательно присущим товару, является его меновая стоимость,
т.е. способность товара обмениваться на другие товары в определенных количественных
соотношениях. Основой меновой  стоимости товаров, позволяющей  приравнивать их друг
к другу в  определенных пропорциях, является общественный труд, воплощенный в
товарах и проявляющийся  при обмене товаров, т.е. их стоимость. В условиях современной
рыночной экономики  характерным является следующее  определение товара: "Товар - все,
что может удовлетворить  нужду или потребность и предлагается рынку с целью
привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть
физические  объекты, услуги, лица, места, организации  и идеи".
         Оптимальным для бизнеса считается решение следующих задач:
· предлагать популярные, интересующие покупателя товары, обладающие
необходимыми  характеристиками: уровнем качества, набором свойств, специфическим
оформлением, марочным названием и оригинальной упаковкой;
· предоставлять  дополнительные услуги и выгоды, так  называемый товар с
подкреплением.
· продавать  не свойства товара, а выгоды от него;
         Большинство производителей предлагают свои товары рынку через посредников. С
точки зрения организации-посредника в сфере обращения товары могут  иметь более узкое
и более точное определение исходя из направления  деятельности. Для организации-
посредника  товары - это предметы, приобретенные  или полученные на комиссию с целью
последующей их перепродажи. Учет особенностей товарных операций, обусловленных характером обмена,
контролем за движением (поступлением, выбытием), сохранностью товаров, выявлением
финансовых  результатов, формированием полной и достоверной отчетной информации,
составляет  суть бухгалтерского учета торговой организации. В обязанности бухгалтера входит обеспечение непрерывного, своевременного,
полного учета поступающих товаров и правильное отражение в учете операций,
связанных с  их выбытием. В этих условиях необходим  постоянный контроль за
соблюдением правил оформления приемки, отпуска и проведения инвентаризации
товаров. Эти  требования определяют основные цели бухгалтерского учета товаров:
· своевременное  формирование и представление внешним  и внутренним
пользователям информации о фактическом товарообороте, и прибыли торговой
организации, а  руководителям - о состоянии товарных запасов и эффективности их
использования;
· контроль за сохранностью товаров.
          Достижение этих целей для каждого бухгалтера связано с решением целого ряда
бухгалтерских задач. Бухгалтер торговой организации  должен:
· совместно  с другими службами предприятия  обеспечивать правильную
организацию материальной ответственности за товары;
· проверять  правильность документального оформления, законность и
целесообразность  товарных операций, своевременное и  правильное отражение их в учете.
· проверять  полноту и своевременность оприходования товаров материально
ответственными  лицами, правильное и своевременное  списание реализованных и
отпущенных  товаров;
· осуществлять контроль за соблюдением нормативов товарных запасов,
· выявлять неходовые, залежалые и недоброкачественные  товары;
· совместно с другими службами предприятия контролировать соблюдение правил
проведения  инвентаризации, своевременное и  правильное выявление ее результатов;
· контролировать правильность применения цен;
· своевременно и правильно выявлять финансовые результаты хозяйственной
деятельности  организации.
          В целях планирования, учета и отчетности расходов на продажу (издержек
обращения и  производства) организациями торговли рекомендуется применять
следующую номенклатуру статей издержек обращения:
         Статья «Транспортные расходы» включает оплату транспортных услуг сторонних
организаций за перевозки товаров и продуктов, оплату услуг по погрузке и выгрузке,
плату за экспедиторские операции, стоимость материалов, израсходованных  в процессе
эксплуатации  транспортных средств, плату за обслуживание подъездных путей и складов
и др.
         Учет затрат по статьям «Расходы на оплату труда», «Отчисления на социальные
нужды», «Расходы на аренду зданий, сооружений, помещений, оборудования и
инвентаря», «Амортизация основных средств», «Расходы на ремонт основных средств»,
«Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд», «Расходы на
рекламу» осуществляются в том же порядке, что и в  промышленных организациях.
         По статье «Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров»
учитываются: фактическая  себестоимость материалов, израсходованных  при переработке,
сортировке  и упаковке, плата за услуги сторонних  организаций по фасовке и упаковке
товаров, расходы  по содержанию холодильного оборудования, другие расходы на
создание условий  для хранения товаров.
         По статье «Потери товаров и технологические отходы» отражаются: потери
товаров при  перевозках, нормируемые отходы, убытки от недостачи, потери от порчи
товаров.
         По статье «Расходы на тару» отражаются: амортизация и расходы на ремонт тары-
оборудования, стоимость тары, списываемой из-за естественного износа, расходы на
очистку и обработку (дезинфекцию) тары, другие расходы  на тару.
        По статье «Прочие расходы» отражаются: суммы затрат по уплате налогов, сборов,
отчислений  в бюджет и внебюджетные фонды, износ  по нематериальным активам, оплата
консультационных, информационных и аудиторских услуг, представительские расходы,
расходы на командировки, связанные с торгово-производственной деятельностью, другие
затраты, подлежащие включению в состав расходов на продажу, но не относящиеся к
ранее перечисленным  статьям.
        В зависимости от оперативности контроля и объектов учета затрат используются
нормативный, попроцессный, попередельный и позаказный методы учета затрат и
вычисления  себестоимости продукции (работ, услуг).
         Нормативный метод предполагает соблюдение следующих принципов:
· предварительное  составление калькуляции (расчета) нормативной себестоимости
по каждому изделию;
· ведение в течение  месяца учета изменений действующих  норм для корректировки
нормативной себестоимости;
· учет фактических затрат в течение месяца с подразделением их на расходы по
нормам и отклонениям  от норм;
· установление причин отклонений от норм по местам их возникновения;
· определение фактической  себестоимости продукции как  суммы нормативной
себестоимости, отклонений от норм и изменений норм.
         При нормативном методе учета фактическая себестоимость продукции
складывается  из:
· суммы затрат по нормам,
· отклонений от норм,
· изменений  норм.
         Попроцессный метод вычисления себестоимости продукции применяется, как
правило, на предприятиях, для которых характерны массовый характер производства,
один или  несколько видов производимой продукции, краткий период технологического
процесса и  отсутствие незавершенного производства.
          Для многих производств характерна последовательная переработка
промышленного или сельскохозяйственного сырья  в готовый продукт. Особенностью
таких производств  является наличие последовательных стадий, которые представляют
собой совокупность технологических операций, создающих  промежуточный продукт
(полуфабрикат). Эти стадии получили название  переделов.
           Переделы являются объектами учета затрат при данном методе. Их перечень
определяется  исходя из возможностей планирования, учета и калькулирования
себестоимости продукции каждого передела и  оценки незавершенного производства. При
данном методе прямые затраты отражаются в текущем  учете не по видам продукции
(работ, услуг), а по  переделам (стадиям производства), даже если в одном переделе  можно
получить продукцию  разных видов.
           При позаказном методе вычисления все прямые основные затраты учитывают по
статьям калькуляционного листа в соответствии с отдельными заказами. Заказы выдаются
на определенное количество продукции того или иного вида. Все остальные расходы
учитываются по местам их возникновения, по их назначению и по статьям и  включаются в
себестоимость отдельных  заказов в соответствии с избранной базой распределения.
Объектом учета затрат при данном методе является отдельный  производственный
заказ, фактическая  себестоимость которого определяется после его исполнения.
 
    Цена как денежное выражение стоимости товара. Виды цен.
 
           Денежное выражение стоимости товара; экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товаров общественно необходимого рабочего времени. Научная теория цен, создана К. Марксом. Он раскрыл содержание, закономерности формирования и движения цен. «Цена есть денежное название овеществленного в товаре труда..., показатель величины стоимости товара...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 111). В основе уровней и соотношений цени их движения лежит закон стоимости в то же время на динамику цен оказывают влияние и др. факторы (изменения стоимости золота, количества бумажных денег в обращении, соотношение спроса и предложения, социальные факторы и т.п.), которые могут вызвать отклонения цен от стоимости: «... возможность количественного несовпадения цены с величиной стоимости, или возможность отклонения цены от величины стоимости, заключена уже в самой форме цены» (Маркс К., там же, с. 112). Однако в общественном масштабе эти отклонения взаимно погашаются, и сумма цены совпадает с суммой стоимостей товаров. Соотношения цен конкретных товаров устанавливаются с учётом различий в их потребительских свойствах, качестве.
          В зависимости от ряда экономических признаков в переходный период все цены классифицируются по видам и разновидностям. 
          Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения. 
          В зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные виды: 
-   оптовые цены на продукцию промышленности; 
-   цены на строительную продукцию; 
-   закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию; 
-   тарифы грузового и пассажирского транспорта; 
-   розничные цены; 
-   тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению; 
-   цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).
 
           Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота.  
           Оптовые цены на продукцию промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида:? оптовая цена предприятия (отпускная цена); оптовая цена промышленности. 
          Оптовая цена предприятия (отпускная цена) – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка.  
На основе оптовых цен предприятия (отпускных цен) производится планирование, анализ и расчет стоимостных показателей работы предприятия (фирмы). Оптовая (отпускная) цена предприятия состоит из себестоимости (издержек производства и реализации), прибыли, акциза (по подакцизным товарам) и НДС. 
          Цена изготовителя продукции обращена к производству, тесно связана с ним. Разновидностью оптовой цены предприятия-изготовителя является трансфертная цена. 
         Трансфертная цена применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия. Она может использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и в отношении услуг, в том числе управленческих платежей и процентов за кредит. Пониженные трансфертные цены иногда применяются также для уменьшения таможенных пошлин и др. Однако это противоречит антимонопольному законодательству и может быть наказуемо. 
          Оптовые цены промышленности – цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям. 
         Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка – это цена на услугу по снабжению и сбыту; как любая цена она должна компенсировать издержки снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и обеспечить им прибыль. Если цены изготовителей продукции больше тяготеют к производству, то оптовые цены промышленности теснее связаны со сферой обращения (оптовой торговлей). 
          Разновидностью оптовой цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок). Эта цена формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом. 
 
Таким образом, цены различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижения они формируются. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения: 
 
? предприятие – оптовая торговля; 
 
? оптовая торговля – розничная торговля; 
 
? розничная торговля – потребители. 
 
Этим стадиям товародвижения соответствуют три вида цен: 
 
? оптовая цена предприятия (отпускная цена), ее еще называют ценой изготовителя; 
 
? оптовая цена промышленности; 
 
? розничная цена.  
Продукция строительства оценивается по трем видам цен: 
1) сметная стоимость – предельный размер затратна строительство каждого объекта; 
 
2) прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв.м жилой площади, 1 кв.м полезной площади, 1 кв.м малярных работ и др.); 
 
3) договорная цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками; сфера действия этой цены все более расширяется с развитием рыночных отношений, соответственно сужается сфера действия других видов цен на строительную продукцию. 
 
Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являются конечными; по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве. 
 
Состав розничной цены характеризуется следующими экономическими элементами, ее
Нетрудно заметить, что каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий. 
 
Разновидностью розничной цены является аукционная цена. 
 
Аукционная цена – цена товара, проданного на аукционе.Онаможет существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров и в значительной степени зависит от уровня профессионализма лица, проводящего аукцион. 
 
Кроме продажной цены имеется еще цена потребления или издержки потребления. Дело в том, что недостаточно купить товар, чтобы удовлетворить потребность. По многим товарам, особенно длительного пользования, необходимо еще осуществить затраты по эксплуатации – расходы на обслуживание, ремонт, запасные части, топливо, электроэнергию и т.д. Поэтому расходы потребителя состоят из двух частей – рыночной цены товара и цены потребления, включающей затраты, связанные с потреблением товара. Цена потребления по товарам длительного пользования, как правило, намного выше продажной цены. Продажная ценаот общих расходовпо эксплуатации за весь срок службы, например легкового транспорта, составляет 20%, а бытового холодильника – 10%. 
 
Относительно низкая продажная цена на товар еще не свидетельствует о том, что она выгодна для покупателя. Рыночная цена может быть относительно низкой, однако расходы по эксплуатации изделия (цена потребления) могут оказаться довольно высокими. В результате совокупная цена может быть также высокой. Поэтому цена потребления нередко выступает важным фактором конкурентности любого товара.
 
Закупочные цены - это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения. В российской экономической практике были и в определенной степени продолжают быть распространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции у ее производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов. Однако в принципе термин "закупочные цены" можно трактовать гораздо более широко, применительно ко всем видам государственных закупок.
Определенной спецификой обладают цены на услуги, представляющие виды деятельности, при которых не создается продукт  в его материально-вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Чаще всего производство услуги совпадает с началом ее потребления. Специфичность услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на формирование цен на услуги, именуемых тарифами (расценками). При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио и телевидением.
    Оформление, выдача и использование доверенности в организациях торговли.
Как уже говорилось ранее, факт приемки  товаров на складе покупателя должен быть подтвержден печатью организации-покупателя и подписью представителя покупателя, ответственного за прием товара. В  тех же случаях, когда предприятие-покупатель получает товар не на собственном складе, а на складе поставщика или при получении товара от транспортной организации, осуществлявшей его перевозку, представитель покупателя должен предъявить доверенность от своей организации на получение товара (груза). Рассмотрим несколько подробнее, что такое доверенность, каковы правила ее выдачи и учета, а также сроки действия доверенностей.
Само понятие доверенности как  документа довольно емкое. Доверенности выдаются одним физическим лицом другому, юридическим лицом физическому лицу – своему представителю. Доверенность предусматривает совершение каких-либо действий частным лицом, которому она выдана, от имени доверителя. В ней может оговариваться перечень таких действий, либо доверенное лицо может совершать любые действия по своему усмотрению от имени доверителя. Доверенности могут быть как простыми, так и генеральными. В зависимости от вида доверенности и предъявляемых к ней требований документ может быть заверен руководителем организации-доверителя, другими уполномоченными лицами (при заверении доверенности, выдаваемой одним физическим лицом другому) либо нотариусом.
Доверенности, по которым представитель  покупателя получает товар от поставщика, является внутренним документом организации-продавца. Но для того чтобы избежать необоснованных, завышенных требований, предъявляемых поставщиком или организацией-перевозчиком к доверенности при получении товара (груза), давайте кратко рассмотрим общие понятия о доверенностях.
Согласно ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу. Доверенности различают трех видов: разовые, специальные и генеральные. Доверенность на получение товара является, разумеется, разовой. Согласно той же статье ГК РФ доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.
К нотариально удостоверенным доверенностям  приравниваются:
1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;
2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;
3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;
4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения. Доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий, вкладов граждан в банках и на получение корреспонденции, в том числе денежной и посылочной, может быть удостоверена также организацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении.
Доверенность на получение представителем гражданина его вклада в банке, денежных средств с его банковского  счета, адресованной ему корреспонденции в организациях связи, а также на совершение от имени гражданина иных сделок, указанных в абзаце первом настоящего пункта, может быть удостоверена соответствующими банком или организацией связи. Такая доверенность удостоверяется бесплатно.
Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.
Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной  или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации.
На основании этой статьи можно  сделать вывод, что поставщик (перевозчик) не может требовать от представителя покупателя нотариально заверенной доверенности, так как сделка по купле-продаже товара не относится к числу сделок, требующих нотариального заверения. Что же касается подписи главного бухгалтера на разовой доверенности, то на основании п. 5 ст. 185 ГК РФ она необходима в том случае, если организация-покупатель является юридическим лицом, основанным на государственной или муниципальной собственности, ведь получение товара можно отнести к «получению иных имущественных ценностей». Согласно абз. 1 п. 5 этой же статьи, если указанное условие о собственности не имеет места, для заверения доверенности достаточно подписи руководителя организации или уполномоченного на это лица и печати предприятия. Использование факсимильных подписей на доверенностях не допускается. На практике большинство коммерческих организаций заверяет доверенность двумя подписями. Даже в случае, если в штате организации не предусмотрена должность главного бухгалтера, руководители предприятии дважды расписываются в доверенности. ГК РФ этого не требует, но такая практика существует. Так, в соответствии с Инструкцией Минфина СССР от 14 января 1967 г. № 17 (по согласованию с ЦСУ СССР) «О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности», доверенности подписываются руководителем (заместителем руководителя) и главным бухгалтером предприятия (организации, учреждения) или лицами, ими на то уполномоченными.
В тех случаях, когда бухгалтерский  учет осуществляется централизованной бухгалтерией, доверенности на получение товарно-материальных ценностей подписываются руководителем (заместителем руководителя) предприятия, организации и учреждения, обслуживаемого этой бухгалтерией, и главным бухгалтером централизованной бухгалтерии или лицами, ими на то уполномоченными.
Право подписи доверенности лицами, уполномоченными на то руководством и главным (старшим) бухгалтером  предприятия, организации, учреждения оформляется приказом. В настоящее  время при оформлении и учете  доверенностей организации руководствуются постановление Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. № 71а. Данным постановлением предусматриваются две типовые формы разовых доверенностей – № М-2 и № М-2а. Это постановление также устанавливает порядок заполнения утвержденных форм и регистрации выданных доверенностей.
Форма № М-2а применяется в  организациях, где получение материальных ценностей носит массовый (постоянный) характер. Эта форма доверенности не предусматривает отрывных частей (талонов, корешков), поэтому для  их регистрации в организации должен вестись заранее пронумерованный и прошнурованный журнал.
Форма № М-2 выдается в случаях, когда получение товара (товарно-материальных ценностей) носит разовый характер. В форме этой доверенности предусмотрена  отрывная часть (корешок доверенности), которая хранится в бухгалтерии (у лица, ответственного за регистрацию и выдачу доверенностей), поэтому журнал учета при использовании формы доверенностей № М-2 не ведется. Однако обращаем внимание ответственных лиц на то, что корешок доверенности должен быть заполнен полностью, разборчиво и содержать все предусмотренные в нем сведения.
Обе формы доверенностей применяются  как документ, удостоверяющий право  конкретного лица (сотрудника организации) выступать доверенным лицом предприятия  при получении материальных ценностей (в нашем случае – товаров), отпускаемых поставщиком по счету, заказу, договору, соглашению, наряду и т. д.
Доверенность может быть выдана только сотруднику организации-покупателя. Выдача таких доверенностей сторонним  лицам не допускается. Бланк доверенности должен быть заполнен полностью, разборчиво и обязательно иметь образец подписи работника предприятия, на имя которого выдана доверенность.
Порядок, утвержденный Госкомстатом, предусматривает срок доверенности при получении товара в порядке плановых платежей на 1 календарный месяц (т. е. при долгосрочном сотрудничестве с поставщиком), а при разовых получениях товара, в том числе от постоянного поставщика по конкретным заказам (накладным, счетам и т. д.), – 15 дней. Однако пятнадцатидневный срок является рекомендуемым, а не законодательно закрепленным. ГК РФ устанавливает максимальный срок действия доверенности продолжительностью в 3 года, так что выдача ее на срок, превышающий рекомендуемый Госкомстатом, не будет являться нарушением и не повлечет за собой признания доверенности недействительной. Если в доверенности не указан срок ее действия, то по умолчанию она считается действительной в течение 1 года.
На практике организации-покупатели при постоянном сотрудничестве с  определенным поставщиком нередко выдают доверенность не формы № М-2а, а произвольной формы, сроком на год. При соблюдении обязательных требований к составлению доверенностей выдача такой долгосрочной доверенности не является нарушением.
Доверенность выписывается в одном  экземпляре, который выдается на руки доверенному лицу – сотруднику предприятия. Доверенное лицо при получении доверенности должно в свою очередь, расписаться в получении доверенности, либо в журнале учета, либо на корешке доверенности при использовании формы № М-2. В тексте доверенности на соответствующей строке также должна стоять его подпись. После этого доверенность заверяется подписью руководителя и главного бухгалтера (о ее необходимости мы тоже говорили выше) и печатью предприятия.
Поставщик может при передаче товара потребовать от представителя покупателя не только доверенность, но и документ, удостоверяющий личность. Это требование является вполне оправданным, так как поставщик должен, естественно, быть уверен, что передает материальные ценности именно доверенному лицу покупателя. Поставщику наряду с доверенностью могут быть также предъявлены и другие документы (например, копия счета и платежного поручения на оплату товара). При предъявлении этих документов их реквизиты указываются в доверенности в строке «Наименование, номер и дата документа».
Вместе с товаром представитель  покупателя получает также и товаросопроводительные документы (накладную, счет-фактуру  и т. д.). При использовании формы доверенности № М-2 реквизиты этих документов указываются в соответствующей строке корешка доверенности («Номер, дата документа, подтверждающего выполнение поручения»). При использовании других форм доверенности реквизиты товаросопроводительных документов в регистрационном журнале не указываются. Документы, подтверждающие выполнение поручения (товаросопроводительные документы), должны быть представлены в бухгалтерию доверенным лицом не позднее следующего дня после получения товарно-материальных ценностей, причем это требование должно выполняться независимо от того, принят товар по доверенности в полном объеме или частично (т. е. получение производится в течение нескольких дней).
Если по каким-либо причинам сотрудник  организации не получил товар, на который была выписана доверенность, то на следующий день по истечении  срока ее действия он обязан сдать доверенность в бухгалтерию, где она будет храниться до конца текущего календарного года. Неиспользованная доверенность формы № М-2 может быть подшита непосредственно к своему корешку, а при возврате доверенностей, выдача которых регистрируется в журнале, в нем делается отметка «Не использовано».
Что представляет собой журнал учета  доверенностей? Листы журнала должны быть заранее пронумерованы и  прошнурованы. Журнал учета, как и  корешки доверенностей, и сами бланки доверенностей, хранятся у сотрудника, ответственного за выдачу доверенностей.
Доверенности утвержденных форм содержат все реквизиты, необходимые для  того, чтобы документ был признан  действительным. Если доверенность составляется в произвольной форме, она обязательно должна включать в себя дату составления, реквизиты представителя (паспортные данные и должность) и организации, выдавшей доверенность. Необходимо также указывать действия доверенного лица, на которые выдана доверенность.
Особо следует отметить такой реквизит, как дата составления доверенности. В доверенности может быть не указан срок ее действия, и это не послужит поводом для признания ее недействительной, так как максимальные сроки действия доверенностей установлены законодательно. Но доверенность, в которой не указана дата ее составления, по закону признается ничтожной (п. 1 ст. 186 ГК РФ).
Хотелось бы также обратить внимание бухгалтеров, ответственных за выдачу доверенностей, на необходимость заполнения обратной стороны типовых доверенностей (перечень материальных ценностей, их количество). На практике, к сожалению, эти графы часто остаются незаполненными. Это, безусловно, является нарушением требований к заполнению доверенностей, ведь в этом случае вы выдаете доверенность, практически не указывая, что именно вы доверяете сотруднику, т. е. каковы границы его ответственности.
Если сотрудник, на которого выписана долгосрочная доверенность, увольняется  из организации до истечения срока  ее действия, следует предупредить в письменном виде поставщика, у  которого эта доверенность хранится, о прекращении ее действия. Вообще же действие доверенности согласно ст. 188 ГК РФ прекращается в случаях:
1) истечения срока доверенности;
2) отмены доверенности лицом, выдавшим ее;
3) отказа лица, которому выдана доверенность;
4) прекращения юридического лица, от имени которого выдана доверенность;
5) прекращения юридического лица, которому выдана доверенность;
6) смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;
7) смерти гражданина, которому выдана доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.
Что касается доверенностей, по которым  организация отпустила товарно-материальные ценности, они, как уже говорилось выше, должны быть приложены к экземпляру накладной, по которой производился отпуск товара, и храниться вместе с ней.
Доверенности и журналы регистрации  доверенностей хранятся в архиве организации в течение 5 лет.
Кроме доверенностей на получение  материальных ценностей, организации также выдают своим сотрудникам, работающим с банками, доверенности на получение выписок и банковских документов по расчетному счету. Формы этих доверенностей, как правило, разрабатываются банками самостоятельно. По сложившейся практике такие доверенности выдаются чаще всего сроком на 1 год.
Устав предприятия предоставляет  право определенным лицам (чаще всего  это только руководитель) действовать  от имени предприятия без доверенности.
Однако в этом случае полномочия лица, действующего без доверенности, должны быть подтверждены копиями соответствующих документов, такими как устав предприятия, приказ о назначении на должность лица, действующего без доверенности.
В ряде случаев (особенно в небольших  фирмах) значительно проще выписать доверенность на совершение какой-то конкретной операции, чем подтверждать право представителя организации действовать без доверенности.
 
    Оценка товарных запасов.
Под оценкой товарных запасов понимают выбор цены (балансовой стоимости), по которой приходуют товары в балансе организации. В оптовой торговле товары отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости их приобретения (по покупной стоимости). В покупную стоимость товара входят цена поставщика без НДС и акциз по подакцизным товарам. В покупную стоимость импортных товаров включают контрактную цену (включая расходы по доставке товара до российской границы), таможенные пошлины, сборы за таможенное оформление, другие обязательные таможенные платежи, установленные законом. Формирование балансовой стоимости товара из указанных элементов является наиболее удобным для бухгалтерского учета в торговле. 
Организации, занятые розничной торговлей, могут выбрать метод оценки товарных запасов из двух: по стоимости приобретения; по продажным (розничным) ценам. 
Применяемый метод оценки товарных запасов организация указывает в своей учетной политике. Если организация розничной торговли учитывает товары по продажным ценам, то разница между стоимостью приобретения и стоимостью по розничным ценам отражается отдельной статьей: 
- стоимость товара в покупных ценах (в ценах поставщика без НДС) отражается по дебету счета 41 «Товары»; 
- торговая надбавка отражается по дебету счета 41 «Товары» и одновременно по кредиту счета 42 «Торговая наценка». 
Таким образом, по дебету счета 41 «Товары» собирается стоимость товара по розничным ценам. 
Когда бухгалтер принимает к учету товар, ему необходимо проанализировать договор с поставщиком и определить момент перехода права собственности на товар. Как правило, право собственности на товар переходит к торговой организации в момент поступления товара на склад покупателя. В таком случае основанием для отражения товара в бухгалтерском учете служат сопроводительные документы поставщика и (или) акт о приемке товара. К сопроводительным документам поставщика относятся товарная накладная, товарнотранспортная накладная, счетфактура, закупочный акт и т.д. По этим документам бухгалтер точно может определить покупную стоимость поступившего товара. Если товар поступает в розничную торговлю, то бухгалтеру также необходим реестр цен с указанием торговой наценки, чтобы сформировать продажную стоимость товара. 
В договоре поставки момент перехода права собственности может быть не оговорен, и при этом договор не предусматривает обязанности продавца по доставке товара. Тогда обязанность продавца считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки покупателю (п. 2 ст. 458 ГК РФ). Именно в этот момент право собственности на товар переходит к покупателю. Бухгалтер, получив извещение от продавца о состоявшейся отгрузке, отражает стоимость товара в дебете счета 41 по ценам, предусмотренным договором. При этом к счету 41 открывается субсчет «Товары в пути». При фактическом поступлении товара его учетная цена уточняется по сопроводительным документам поставщика и (или) по акту о приемке товара. Ранее сделанные проводки по счету 41, субсчет «Товары в пути» сторнируются, т.е. делаются такие же проводки, но с отрицательными числами. Бухгалтер отражает поступление товара новыми проводками в общепринятом порядке. 
Иногда договор с поставщиком содержит условие, что право собственности на товар переходит к покупателю в момент оплаты товара. В данной ситуации при поступлении неоплаченного товара бухгалтер отражает его покупную стоимость на основании документов поставщика и (или) приемного акта на забалансовом счете 002 «Товарноматериальные ценности, принятые на ответственное хранение». При этом делается проводка только по дебету счета 002, так как в забалансовом учете не применяется двойная запись. На дату оплаты товара бухгалтер сделает запись по кредиту счета 002 и отразит поступление товара в обычном порядке по дебету счета 41 в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». 
Списать товары, учтенные по покупной стоимости, можно одним из следующих методов: 
- по себестоимости каждой единицы; 
- по средней себестоимости; 
- по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО); 
- по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО). 
Применение одного из указанных методов должно быть отражено в учетной политике организации. В настоящее время при автоматизированной системе обработки данных наиболее распространен метод списания реализованных товаров по себестоимости каждой единицы. 
При отпуске товара со склада кладовщик проставляет в товарной накладной для каждого вида товара соответствующий номенклатурный номер. Бухгалтер, обрабатывая товарную накладную, списывает из картотеки складского учета товар с номенклатурным номером, указанным в накладной. 
Метод списания товаров по средней себестоимости основан на предположении, что товары продаются по средней себестоимости, которая определяется путем деления фактической себестоимости товаров каждого наименования на количество товаров этого же наименования.
 
    Учёт расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами  ведется на активно-пассивном счете 76 «Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами», на котором учитываются расчеты с учебными заведениями, научными организациями, с работниками по депонированным суммам заработной платы, премий и других выплат, по удержанным из заработной платы суммам в пользу разных организаций и лиц по исполнительным документам и т.п.
Для учета расчетов с разными  дебиторами и кредиторами организации  используют активно-пассивный балансовый счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
На этом счете обобщается информация о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами, не упомянутыми в  пояснениях к счетам 60-73:
по имущественному и личному  страхованию;
по претензиям;
по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов, и др.
К счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» могут открываться  следующие субсчета:
76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» - отражаются расчеты по страхованию имущества и персонала (кроме расчетов по социальному страхованию и обязательному медицинскому страхованию) организации, в которых организация выступает страхователем. При этом страхование бывает двух видов: обязательное (по требованиям законодательства) и добровольное (по инициативе организации). Аналитический учет по субсчету 76-1 ведется по страховщикам и отдельным договорам страхования;
76-2 «Расчеты по претензиям»  - отражаются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пени и неустойкам.
По дебету счета 76-2 отражаются, в  частности, расчеты по претензиям:
к поставщикам, подрядчикам и транспортным организациям по выявленным при проверке их счетов (после акцепта последних) несоответствиям цен и тарифов, обусловленных договорами, а также  при выявлении арифметических ошибок - в корреспонденции со счетом 60 или со счетами учета производственных запасов, товаров и соответствующих затрат, когда завышение цен либо арифметические ошибки в предъявленных поставщиками и подрядчиками счетах обнаружились после того, как записи по счетам учета товарно-материальных ценностей или затрат были совершены (исходя из цен и подсчетов, отфактурованных поставщиками и подрядчиками);
к поставщикам материалов и товаров (работ, услуг) за обнаруженные несоответствия качества стандартам, техническим условиям, заказу; а также к поставщикам, транспортным и другим организациям за недостачи груза в пути сверх предусмотренных в договоре величин - в корреспонденции со счетом 60;
за брак и простои, возникшие  по вине поставщиков или подрядчиков, в суммах, признанных плательщиками  или присужденных судом, - в корреспонденции  со счетами учета затрат на производство;
к кредитным организациям по суммам, ошибочно списанным (перечисленным) по счетам организации, - в корреспонденции со счетами учета денежных средств, кредитов;
по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков, потребителей транспортных и других услуг за несоблюдение договорных обязательств, в размерах, признанных плательщиками или присужденных судом (суммы предъявленных претензий, не признанных плательщиками, на учет не принимаются), - в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы». Аналитический учет по субсчету 76-2 ведется по каждому дебитору и отдельным претензиям;
76-3 «Расчеты по причитающимся  дивидендам и другим доходам» - учитываются расчеты по причитающимся  организации дивидендам и другим  доходам, в том числе по прибыли,  убыткам и другим результатам  по договору простого товарищества;
76-4 «Расчеты по депонированным  суммам» - учитываются расчеты  с работниками организации по  суммам, начисленным, но не выплаченным  в установленный срок (из-за неявки  получателей). Аналитический учет  депонированной оплаты труда  ведут в ведомости по сотрудникам, не получившим заработную плату в срок;
76-5 «Расчеты с квартиросъемщиками»  - учитывают расчеты со съемщиками  квартир и лицами, проживающими  в общежитиях жилищно-коммунального  хозяйства организации, согласно  ведомости начисления квартплаты. Аналитический учет расчетов с работниками, являющимися жильцами квартир и общежитий, ведут в ведомости . 40, в которой содержатся сведения по видам целевых сборов, начислению задолженности и ее погашению;
76-6 «Расчеты с родителями за  содержание их детей в детских учреждениях» - ведут расчеты по детским учреждениям, находящимся на балансе организации, и др.
 
    Товарооборот торговой организации.
Товарооборот – это объем продаж товаров торговой организацией в денежном выражении за определенный период времени.
Анализ  товарооборота позволяет оценивать соответствие имеющихся товаров спросу населения для принятия мер по оптимизации структуры товарооборота, увеличению объема продаж, ускорению оборачиваемости товаров, ритмичности и равномерности продаж. Товарооборот подразделяется на оптовый, розничный и оборот общественного питания.
Оптовый товарооборот – объем продажи товаров производителями или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте. Обязательный признак операции, относимой к оптовой торговле, – наличие счета-фактуры.
Розничным товарооборотом называется выраженный в денежной форме объем продаж товаров населению для удовлетворения его личных потребностей, а также реализация товаров мелкооптовыми партиями различным учреждениям, организациям, предприятиям (больницы, детские сады, дома отдыха и санатории и т. д.) для обслуживаемых ими контингентов.
Экономическая сущность розничного товарооборота  выражается отношениями, связанными с  обменом денежных средств на товары. Розничный товарооборот передает товары конечным потребителям и характеризует  завершение процесса обращения. Товары из сферы обращения поступают в сферу потребления, становятся собственностью потребителя, используются или образуют потребительский фонд, т. е. перестают быть товарами.
Стоимость товаров, созданная  в процессе производства, меняет свою форму через розничный товарооборот. В результате возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства.
Розничный товарооборот – это важнейший показатель торгового предприятия. Его можно рассматривать как результат деятельности предприятия торговли, и от него зависит объем валового дохода и прибыли, характеризующий эффективность торговой деятельности. О значимости данного предприятия на рынке потребительских товаров можно судить по объему товарооборота, который выражается размером денежной выручки за проданные товары. Товарооборот имеет качественную и количественную характеристики. Качественная связана со структурой товарооборота, т. е. ассортиментным составом, количественная характеристика товарооборота – с объемом реализации в денежном исчислении.
Следует четко различать  понятия «величина» и «состав» товарооборота: величина – это совокупность сумм торговой выручки, сданной в кассу или банк, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам), а состав товарооборота складывается из различных видов продаж.
Состав розничного товарооборота  включает: выручку от реализации продовольственных  и непродовольственных товаров  через розничную торговую сеть (магазины, ларьки, палатки), через сеть торговых автоматов или использования развозной или разносной торговли; продажу товаров населению в кредит с рассрочкой платежа; товарооборот предприятий общественного питания, реализующих полуфабрикаты, продукцию собственного производства, покупные товары; продажу печатных изданий (книг, газет, журналов), в том числе и по подписке; выручку от реализации медикаментов в аптеках; продажу товаров различным организациям, учреждениям, предприятиям для их непроизводственного потребления и другие виды продаж.
Структура (или ассортиментный состав) товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, реализуемые конкретным торговым предприятием. Эти товары делят на ассортиментные группы и подгруппы и при дальнейшей детализации рассматривают виды, сорта, модели, размеры.
Товарная структура непродовольственных  товаров состоит из следующих ассортиментных групп: хозяйственное мыло и синтетические моющие средства; туалетное мыло и парфюмерия; галантерея и нитки; товары культурно-бытового и хозяйственного назначения; трикотажные и чулочно-носочные изделия; одежда, белье, головные уборы и меха; ткани; обувь; другие непродовольственные товары.
Структура продовольственных  товаров, к примеру, состоит из следующих  ассортиментных групп: хлеб и хлебобулочные  товары; мука, крупа, макаронные изделия  и пищевые концентраты; картофель, овощи, плоды, грибы; мясо и мясные товары; рыба и рыбные товары; молоко и молочные товары; яйца куриные и пищевые жиры; сахар и кондитерские изделия; соль; вкусовые товары; другие продовольственные товары.
К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относят: объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах, ассортиментную структуру по отдельным товарным группам (в рублях и процентах), однодневный товарооборот, товарооборот в расчете на одного работника, в том числе на работника прилавка (торговой группы), время обращения товаров в днях и скорость товарооборота (число оборотов).
Анализ показателей товарооборота  позволяет установить основные качественные и количественные показатели работы торговой организации в текущем  периоде. От глубины и полноты анализа, правильности сделанных выводов по результатам анализа зависит экономическая обоснованность расчетов на предстоящий период. По результатам анализа можно судить, в какой степени выполнен прогноз продаж и удовлетворен покупательский спрос, чем были вызваны изменения в товарообороте за отчетный период, оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии.
Данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности являются основными источниками информации для анализа товарооборота. Его начинают с определения объема товарооборота в денежном выражении или в натуральных показателях за определенный период (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Полученные отчетные данные сравнивают с прогнозируемыми показателями за эти периоды. Анализируя товарооборот, выявляют закономерности в его развитии.
 
 
    Составление товарных отчетов.
 
Товарный отчет прежде всего  является документом, подтверждающим остаток товара, числящийся за конкретным материально ответственным лицом. Товарный отчет составляется материально  ответственным лицом на основании  товаросопроводительных документов. О том, что подразумевается под товаросопроводительными документами и какие требования к их оформлению предъявляются, мы достаточно подробно говорили ранее. О составлении товарных отчетов говорится в Методических рекомендациях, а именно в п. 2.2.8–2.2.14. Товарные отчеты составляются в двух экземплярах, один из которых вместе со всеми оправдательными документами, подтверждающими поступление и выбытие товаров, передается в бухгалтерию предприятия, а другой, с отметкой бухгалтера предприятия о получении отчета и документов, хранится у материально ответственного лица, составившего его. Нумерация товарных отчетов должна быть сквозной от начала до конца года. Если материально ответственное лицо, составляющее отчеты, приступило к работе не с начала года, Методические рекомендации предлагают вести нумерацию отчетов с начала исполнения обязанностей материально ответственным лицом. Как и в прочих документах, подчистки и помарки в товарных отчетах не допускаются. Исправления в них делаются только зачеркиванием неправильной записи одной чертой. Над зачеркнутой записью сверху делается правильная запись и исправление заверяется надписью «Исправлено» с подписью ответственного лица и бухгалтера и датой внесения исправления.
Сроки составления товарного отчета варьируются от 1 до 10 дней и утверждаются руководством предприятия. Если в течение периода составления отчета проводится инвентаризация, должны быть составлены два отчета – один до и один после проведения инвентаризации, причем в отчет, составленный после инвентаризации, данные вносятся из Инвентаризационной описи товаров, материалов, тары и денежных средств в торговле (форма № инв.-13) (код по ОКУД 0309012). Следовательно, если товарный отчет составляется с первое по десятое число месяца, а инвентаризация проводилась пятого числа, то материальноответственное лицо составляет два отчета – с первое по пятое и с шестого по десятое число.
Существует форма товарного  отчета, утвержденная приказом Минфина  РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н. Она применяется только в магазинах и других торговых точках неторговых предприятий. Мы упоминаем о ней справочно, чтобы у бухгалтеров торговых предприятий не возникало вопросов о том, какую форму применять. Товарный отчет состоит из приходной и расходной частей. После заполнения адресной части заполняется сам товарный отчет. Прежде всего заполняется остаток на начало отчетного периода, который должен соответствовать остатку на конец отчетного периода предыдущего отчета. Приходная и расходная части отчета заполняются по форме, причем каждый оправдательный документ должен отражаться отдельной строкой. В расходной части указываются не только расходные накладные, но и возврат товара, списание по актам на бой, порчу, лом и иное, перемещения – словом, все, чем материально ответственное лицо может оправдать отсутствие того или иного товара на своем участке. Форма отчета достаточно проста и наглядна, поэтому мы не будем подробно описывать, как именно заполняется каждая графа.
Учет товаров в товарных отчетах  ведется в тех же ценах, что  и учет товаров на предприятии (покупных или продажных).
Бухгалтер предприятия должен проверить  сам товарный отчет, поступивший  в бухгалтерию, и прилагаемые  к нему первичные документы. Документы  и отчет проверяются по двум направлениям – формально (по правильности оформления) и арифметически.
На предприятиях, где товарные отчеты не составляются, увеличивается риск ошибок при учете движения товара. Связано это прежде всего с  человеческим фактором. Бухгалтер предприятия  вносит информацию о движении товара непосредственно в регистры бухгалтерского учета на основании предоставленных ему материальноответственным лицом первичных документов. Бухгалтер, даже самый ответственный, не застрахован от ошибок и опечаток, следовательно, повышается риск недостоверного внесения информации в регистры бухгалтерского учета. Также нет гарантии того, что материально-ответственное лицо представило первичные документы в бухгалтерию в полном объеме и в срок. Кроме того, расхождение между фактическим наличием товара и учетными данными без товарных отчетов можно обнаружить только в результате инвентаризации, и в этом случае причину расхождения выявить будет сложнее (возможны ошибка бухгалтерского учета, ошибка при отпуске товара, хищение или что-либо еще). Товарный отчет является также хорошим инструментом при проведении встречных проверок внутри предприятия. Например, при перемещении товара эта операция должна быть отражена в двух товарных отчетах: у материально ответственного лица, передавшего товар, – в расходной части и у лица, принявшего его, – в приходной части отчета, а показанная в товарном отчете выручка должна совпадать с данными кассового отчета.
Любая торговая организация, даже самая  небольшая, ведет учет расчетов с  поставщиками и покупателями. Расчет с покупателями ведется и в  случае оптовой торговли (безналичный расчет) и в случае розничной (наличный расчет через кассу). Что касается расчетов с поставщиками, следует иметь в виду, что, кроме поставок товара, без чего, естественно, не обойтись ни оптовому, ни розничному торговому предприятию, существует и ряд поставок, не имеющих отношения непосредственно к товару. Это и оказание (поставка) разнообразных услуг, в числе которых, например, коммунальные платежи и приобретение оборудования и других материальных ценностей, предназначенных не для продажи, а для обеспечения деятельности предприятия.
Для учета расчетов с покупателями используется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Он предполагает ведение  аналитического учета по каждому  счету, предъявленному покупателем, а  при наличии расчетов по плановым платежам – по каждому покупателю. План счетов бухгалтерского учета предлагает вести аналитический учет расчетов с покупателями таким образом, чтобы обеспечивать возможность получения наиболее полных данных по «…покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, сроку поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок». План счетов не предлагает конкретного разделения по субсчетам, торговая организация открывает их самостоятельно, исходя из особенностей своей хозяйственной деятельности, и отражает в приказе об учетной политике предприятия. Такой подход вполне обоснован, так как торговой организации или индивидуальному предпринимателю, специализирующимся на розничной торговле и получающим оплату за товар исключительно наличными средствами через кассу, разумеется, нет необходимости предусматривать для счета 62 субсчета для учета, например, расчетов по векселям. Им так же нет необходимости вести учет по каждому покупателю, так как в случае розничной торговли покупатель (потребитель) в бухгалтерском учете обезличен. Чаще всего на практике для учета расчетов с покупателями в розничной торговле используется обезличенный контрагент «Частное лицо». Представьте себе, во что превратилась бы покупка буханки хлеба или пачки сигарет, если бы учет расчетов с покупателями в розничной торговле велся бы по каждому покупателю в отдельности.
В то же время торговое предприятие, занимающееся оптовой или оптово-розничной  торговлей, должно будет вести аналитический  учет по счету «Расчеты с покупателями и заказчиками» уже в разрезе каждого контрагента, а также в разрезе каждого договора, если с одним и тем же покупателем заключено несколько договоров, предполагающих разные условия поставки, ассортимент товара и т. д. Нередко торговые организации, занимающиеся преимущественно розничной торговлей, но продающие товар в рассрочку (в кредит без привлечения банков и других кредитных организаций) либо по предварительным заказам, сталкиваются с проблемой отслеживания платежей по каждому покупателю, с которым заключен договор купли-продажи подобного рода. Это относится, например, к предприятиям, осуществляющим торговлю бытовой техникой, мебелью и т. д. Например, покупатель делает заказ на мебельный гарнитур, который будет выполнен лишь через несколько дней из-за необходимости доставить товар из другого города, и делает первоначальный взнос (аванс) за товар, на который сделан заказ. В этом случае имеет смысл вести аналитический учет, во-первых, по конкретному покупателю, несмотря на то, что он является частным лицом, и, во-вторых, по авансам полученным. Конечно, ведение аналитического учета на первый взгляд является более трудоемким, но в дальнейшем именно оно облегчает ведение учета по счету 62 в целом. Подобный аналитический учет помогает также отследить движение товара, поступление денежных средств, а при необходимости и выявить задолженность конкретного покупателя в случае неоплаты или неполной оплаты товара. Это, кстати, и один из способов борьбы с хищениями, особенно если каждая продажа такого рода «привязана» и к определенному продавцу (менеджеру, иному материально ответственному лицу, отвечающему за выполнение заказа).
 
    Учёт продажи товаров в кредит.
В зависимости  от того, кто выступает кредитором, существует два варианта продажи  товаров в кредит в розничной  торговле.
Во-первых, кредит с участием банка. В этом случае кредит на сумму конкретной покупки покупателю предоставляет банк. Однако реального доступа к денежным средствам покупатель не получает, поскольку товар оплачивает банк. Такой кредит оформляется непосредственно в магазине.
И во-вторых, кредит без участия банка. Из статьи 823 Гражданского кодекса следует, что продавец самостоятельно осуществляет коммерческое кредитование покупателя в рамках своей маркетинговой политики. В юридическом смысле это не заем (кредит), а купля-продажа на особых условиях оплаты с отсрочкой или рассрочкой платежа. Это определено в статьях 488 и 489 ГК РФ. Магазин сам несет риск неоплаты или неполной оплаты товара покупателем, а также вынужден ограничивать свои оборотные средства на весь период рассрочки платежа.
Схема с участием банка с точки зрения продавца более привлекательна. Дело в том, что деньги за товар, проданный в  кредит, магазин получает от банка  сразу, уплатив ему лишь сумму  комиссионных. Покупатель, заключив кредитный  договор с банком, погашает сумму долга непосредственно банку.
Рассмотрим  оба вида потребительского кредитования.
Продажа товаров в кредит с участием банка
Банк и магазин  заключают договор. Предметом договора являются услуги по проведению банком безналичных расчетов при обслуживании физических лиц (покупателей), которые приобретают в магазине товар с частичной оплатой за счет кредита банка. За услуги банка торговая организация обязуется выплатить ему вознаграждение. Как правило, банк сам списывает определенный процент с тех выплат, которые он производит магазину в счет оплаты товаров за кредитуемых покупателей.
Следует обратить внимание на то, за какие именно услуги банк удерживает вознаграждение. Практически  это могут быть только услуги по расчетно-кассовому обслуживанию. Если магазин не имеет расчетного счета в этом банке и последний только перечисляет торговой организации суммы оплаты за покупателей, которые оформили в данном банке кредит, то реально никакие услуги магазину банком не оказываются. Услуги банк оказывает лишь покупателям товаров. В таком случае у магазина не будет оснований для учета в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, суммы вознаграждения, выплаченного банку.
Между банком и  покупателем (заемщиком) оформляется  кредитный договор. Согласно этому договору банк обязуется предоставить денежные средства заемщику в размере части стоимости товара. Причем банк оплачивает этот товар за покупателя, а тот возвращает полученный кредит с учетом процентов (ст. 819 ГК РФ).
Документы, необходимые  для заключения договора (заявки, анкеты заемщика и т. д.), покупателю оформляет либо банк (в лице его представителя, постоянно находящегося в магазине), либо работник магазина. Это определяется условиями договора между банком и магазином. Если оформление кредитов производит магазин, то банк предоставляет ему для этого специальное программное обеспечение и инструкции о том, какие документы и в каком порядке надо заполнить покупателю для получения кредита.
После того как  оформленные документы направлены в банк, последний подтверждает возможность получения кредита конкретным покупателем или отказывает в его предоставлении. Магазин продает товар только в том случае, если кредит подтвержден.
После заключения кредитного договора покупатель производит первоначальный платеж (часть стоимости товара) в кассу магазина и забирает покупку. В дальнейшем он рассчитывается по кредиту непосредственно с банком (кредитором).
Оставшуюся стоимость  товара магазину за покупателя перечисляет  банк. Это делается в день покупки  или в ближайшие дни. Обычно сумма перечисляется за вычетом банковского вознаграждения.
Таким образом, поступление  денег в магазин в счет оплаты товара в кредит с участием банка  складывается:
    из первоначального взноса, который покупатель уплачивает в кассу магазина (наличными или с использованием банковской карты). Как правило, это небольшая часть стоимости товара;
    оставшейся части стоимости проданного товара, на которую оформлен кредит. Эту сумму (за вычетом комиссионного вознаграждения) банк перечисляет на расчетный счет магазина.
На сумму  первоначального взноса, уплачиваемого  покупателем в магазине, пробивается  кассовый чек. Это установлено пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
Сумма первоначального взноса отражается в журнале кассира-операциониста (форма № КМ-4), справке-отчете кассира-операциониста (форма № КМ-6), сведениях о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации (форма № КМ-7).
Кроме того, данная сумма  должна быть учтена в кассовой книге  торгового предприятия1.
Перевод банком денежных средств  на расчетный счет магазина является формой безналичного расчета. Поэтому  при их поступлении ККТ не применяется  и данная сумма не должна отражаться в журнале кассира-операциониста.
Бухгалтерский учет
Как сказано  в пункте 6 ПБУ 9/99, выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, равной величине поступления денежных средств (иного имущества) и (или) размеру дебиторской задолженности.
Исходя из этого, а также  с учетом норм пунктов 3 и 12 ПБУ 9/99 на дату передачи товара покупателю магазин признает выручку в размере полной стоимости проданного товара. Эта выручка складывается из суммы, которую внес покупатель в кассу магазина, и величины дебиторской задолженности на оставшуюся часть стоимости товара.
Датой передачи товара, проданного в кредит, признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя. На это указано в пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Как правило, таким документом является кассовый чек на ту часть оплаты, которую покупатель вносит самостоятельно.
Согласно Плану счетов выручка по товарам отражается на субсчете 90-1. В части оплаты, произведенной  покупателем наличными в кассу  магазина, этот счет по кредиту корреспондирует с дебетом счета 50. А в части оставшейся задолженности — с дебетом счета 62.
Сумма банковского вознаграждения выручку магазина не уменьшает, поскольку  юридически должником остается покупатель, а его долг составляет оставшаяся часть стоимости товара. Уплата вознаграждения банку относится к сфере обязательств магазина и банка, вытекает из договора между ними и не затрагивает обязательства магазина и покупателя. Поэтому в бухгалтерском учете магазина дебиторская задолженность покупателя отражается в полном объеме, но при этом признается кредиторская задолженность магазина перед банком на сумму комиссионного вознаграждения.
Сумма этого  вознаграждения для целей бухгалтерского учета признается операционным расходом магазина. Основанием является пункт 11 ПБУ 10/99.
В тот момент, когда магазину на расчетный счет поступает от банка оставшаяся часть  стоимости товара за вычетом вознаграждения, одновременно погашается и дебиторская  задолженность покупателя перед  магазином, и кредиторская задолженность  магазина перед банком.
Налог на прибыль
Если магазин  признает доходы и расходы методом  начисления, то доходы от реализации товара в полной сумме признаются на дату реализации. Причем независимо от фактического поступления денежных средств. Об этом говорится в пунктах 1 и 3 статьи 271 НК РФ.
На основании  пункта 1 статьи 39 НК РФ реализацией  признается передача права собственности  на товары одним лицом другому  лицу. В соответствии с нормами  гражданского законодательства право  собственности у приобретателя  имущества по договору возникает с момента его передачи (п. 1 ст. 223 ГК РФ). При этом согласно пункту 1 статьи 224 ГК РФ передачей имущества признается его вручение приобретателю, сдача перевозчику для отправки приобретателю или в организацию связи для пересылки приобретателю.
Следовательно, доход от продажи товара в кредит в целях исчисления налога на прибыль  магазин признает в день продажи (передачи) товара покупателю.
Доходом от реализации товаров в целях налогообложения  признается вся сумма стоимости  товара (без НДС), несмотря на то что банк перечисляет эту сумму за вычетом своего вознаграждения. Магазин может уменьшить доход на сумму вознаграждения за услуги банка. Как было отмечено, это возможно, если в соответствии с договором банк действительно оказывает магазину услуги по расчетно-кассовому обслуживанию. Согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ сумма выплаченного вознаграждения включается в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
В подпункте 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ сказано, что датой признания расхода в виде вознаграждения банку может являться:
    дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров (дата расчетов между магазином и банком);
    дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
    последний день отчетного (налогового) периода.
Напомним, что  все учитываемые расходы налогоплательщика  должны быть экономически обоснованными. Чтобы при проверке у представителя  налогового органа не возникло сомнений в экономической обоснованности расходов на оплату вознаграждения банка, можно порекомендовать следующее.
Во-первых, из текста договора должно прямо вытекать, что банковские услуги оказываются именно магазину, а не физическим лицам — покупателям. Например, можно указать, что банк ведет расчеты с магазином по задолженностям покупателей в отношении товаров, проданных за счет потребительских кредитов банка.
Во-вторых, будет нелишним издать внутренний распорядительный документ по торговой организации (например, приказ директора) о продаже товаров с использованием потребительских кредитов банка и о порядке расчетов банка с магазином, которые кредитная организация осуществляет за покупателей. В этом документе нужно указать цель таких продаж — привлечение большего количества покупателей за счет продажи в кредит, а также быстрое получение оплаты за счет услуг банка.
Налог на добавленную стоимость
Налоговая база по НДС формируется магазином  исходя из полной стоимости проданного в кредит товара (без вычета вознаграждения, удержанного банком). Это следует из пункта 1 статьи 154 НК РФ. Обязанность уплатить НДС со стоимости проданного в кредит товара возникает у магазина в момент отгрузки (передачи) товара покупателю. Об этом говорится в подпункте 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ2.
Если услуги, предоставляемые банком согласно договору с магазином, относятся к банковским операциям, указанным в подпункте 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ, то они не облагаются НДС. Однако если в договоре поименованы также другие услуги банка, не являющиеся банковскими операциями, то их реализация облагается НДС в общем порядке. В этом случае банк обязан составить счет-фактуру в двух экземплярах не позднее пяти дней с момента получения от клиента (магазина) всех документов, удостоверяющих право требования к должнику (покупателю). Так установлено статьей 168 НК РФ.
Продажа товаров в кредит без участия  банка
Если магазин  самостоятельно осуществляет торговлю в кредит (не привлекая для этих целей банк), это делается в рамках договора купли-продажи. При этом договор займа как таковой не заключается.
Но поскольку  речь идет не об обычном договоре розничной  купли-продажи, а о договоре с  условием об отсрочке платежа (ст. 488 ГК РФ) или о рассрочке платежа (ст. 489 ГК РФ), то здесь есть свои особенности3.
Прежде всего  для соблюдения формы договора розничной купли-продажи недостаточно простой выдачи кассового чека или иного документа, подтверждающего оплату. Дело в том, что в договоре купли-продажи с отсрочкой платежа обязательно надо указать, что товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю. Это следует из пункта 1 статьи 488 ГК РФ. А в договоре о продаже товара в рассрочку кроме цены товара обязательно должны быть отражены порядок, сроки и размеры платежей (п. 1 ст. 488 ГК РФ).
Значит, с каждым покупателем договор заключается в стандартной форме (ст. 428 ГК РФ) с указанием перечисленных выше условий.
Для продажи  товаров с отсрочкой платежа  торговая организация сама разрабатывает  стандартную форму договора, предусматривающую  все необходимые условия. Например, договор может содержать условие, согласно которому покупатель обязан уплачивать проценты на сумму, соответствующую цене товара, начиная со дня его передачи продавцом. На практике многие магазины просто включают проценты за отсрочку (рассрочку) оплаты в цену товара.
Кроме того, если иное не установлено в договоре, то товар, проданный в рассрочку (или с отсрочкой платежа), до его  полной оплаты будет находиться у  продавца в залоге (п. 5 ст. 488 и п. 3 ст. 489 ГК РФ). Иногда в договорах указывается, что право собственности на товар переходит к покупателю только в момент полной оплаты товара.
Оформление  договоров не отменяет обязательности применения ККТ. При каждом расчете  с покупателем наличными или  с использованием платежных карт (в том числе при уплате процентов, предусмотренных договором) на сумму расчета пробивается кассовый чек. Это следует из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
Напомним, что  для продажи товаров в рассрочку  установлены унифицированные формы  по учету таких торговых операций. Они утверждены постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132. Если покупатель решил погашать кредит за счет удержаний из зарплаты, то он должен представить в магазин справку для покупки товаров в кредит по форме № КР-1. Затем магазин оформляет два экземпляра поручения-обязательства (форма № КР-2). В нем указываются процент по кредиту, сумма ежемесячного взноса и дата погашения задолженности. Первый экземпляр этого документа пересылается в организацию, где работает покупатель, на его основании бухгалтерия производит вычеты по кредиту и направляет денежные средства магазину. Если покупатель погашает кредит самостоятельно, поручение-обязательство ему выдается на руки.
Второй экземпляр  поручения-обязательства остается в магазине. Выдается товар покупателю на основании распоряжения (форма № КР-4). В нем перечисляются наименование, характеристика, цена и стоимость товара, который должен быть выдан покупателю. Денежные средства, поступающие в кассу магазина от покупателей товаров, проданных в кредит, учитываются в специальной ведомости (форма № КР-5).
Бухучет операций по продаже товаров в  кредит без участия банка
Согласно пункту 6.2 ПБУ 9/99 при продаже товаров  на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки или  рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности. То есть с учетом процентов за кредит, которые заплатит покупатель магазину в качестве вознаграждения за отсрочку или рассрочку.
Выручка признается на день передачи товара покупателю (перевозчику). Однако договором может быть установлено, что право собственности на товар переходит к покупателю после полной оплаты. Тогда в день передачи товара покупателю выручка магазином не признается. Ведь отсутствует одно из обязательных условий, а именно переход права собственности (подп. «г» п. 12 ПБУ 9/99). Поэтому стоимость товара в этом случае до момента его оплаты учитывается на счете 45 «Товары отгруженные».
Если договором  не установлено иное, товар, проданный  в кредит, до его полной оплаты (и оплаты процентов, если они предусмотрены договором) находится в залоге у продавца. Магазин учитывает стоимость товара на счете 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» по стоимости исходя из условий договора (п. 26 ПБУ 5/01). Суммы обеспечений, учтенные на счете 008, списываются по мере погашения задолженности.
Как уже отмечалось, учет торговых операций по продаже  товаров в рассрочку оформляется  специальными первичными документами (постановление Госкомстата России от 25.12.98 № 132).
Налогообложение продажи товаров с отсрочкой  или рассрочкой платежа
В целях налогообложения прибыли доходом магазина от реализации товаров в кредит признается выручка от их реализации. Она определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за эти товары, за вычетом НДС. Так зафиксировано в пункте 1 статьи 248 и пунктах 1 и 2 статьи 249 НК РФ. Доходы в виде процентов по долговым обязательствам включаются в состав внереализационных доходов на основании пункта 6 статьи 250 НК РФ.
Обратите  внимание
Коммерческий  и товарный кредит — не одно и  то же! 
Включить в налоговую базу по НДС сумму процентов по товарному кредиту можно только в части, превышающей размер процента, рассчитанного по ставкам рефинансирования Банка России, действовавшим в периодах, за которые делается такой расчет. Данная норма зафиксирована в подпункте 3 пункта 1 статьи 162 НК РФ.
Продажа товаров  на условиях отсрочки или рассрочки  платежа является не товарным, а  коммерческим кредитом (ст. 823 ГК РФ). Поэтому  в этих случаях норма подпункта 3 пункта 1 статьи 162 НК РФ не применяется. Проценты по коммерческим кредитам включаются в налоговую базу по НДС в полном размере. Основание — подпункт 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ.
Следовательно, организации нужно разделить  доход от продажи товаров в кредит на две части: выручку от реализации товаров и доход в виде процентов. Поэтому магазину предпочтительнее тот вариант, когда в договоре цена товара и проценты за отсрочку (рассрочку) его оплаты указаны отдельно, а не тот, когда проценты уже включены в цену товара.
При методе начисления доходы от реализации признаются в  том отчетном периоде, когда произошел  переход права собственности  на товар, то есть в зависимости от условий договора.
Что касается доходов  в виде процентов, то здесь нужно  иметь в виду следующее. Если срок действия договора, по которому покупатель уплачивает проценты, больше одного отчетного периода, то доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец отчетного периода. Это установлено в пункте 6 статьи 271 НК РФ.
Налоговая база по НДС определяется на дату отгрузки товаров и рассчитывается исходя из стоимости товара и всей причитающейся суммы процентов (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).
 
    Учёт операций с тарой.
Тара – это вид запасов, предназначенных  для упаковки, транспортировки и хранения продукции, товаров и других материальных ценностей.
Требования к упаковке товара при  передаче его от поставщика покупателю предусмотрены Гражданским кодексом РФ, в частности ст. 481 и 482. Согласно ГК РФ если в договор поставки не включены какие-либо условия, касающиеся тары или (и) упаковки, то по умолчанию товар должен быть предоставлен покупателю в таре (упаковке), за исключением товара, который по своему характеру не требует упаковки (затаривания). Товар, к упаковке которого законодательно предъявляются особые требования, должен быть передан поставщиком покупателю в таре (упаковке), соответствующей этим требованиям, независимо от условий договора поставки.
Если товар передан покупателю в ненадлежащей упаковке или без  нее (кроме случаев, когда характер товара не требует упаковывания), покупатель вправе требовать от поставщика затаривания (упаковки) товара либо замены ненадлежащей тары. Гражданский кодекс предусматривает также, что в случае поставки товара в ненадлежащей таре (упаковке) покупатель вправе рассматривать такую ситуацию как поставку товара ненадлежащего качества и предъявлять поставщику соответствующие требования.
Тара, которую получает торговое предприятие  от поставщика, подразделяется на возвратную и невозвратную. Возвратность тары определяется условиями договора поставки. Согласно п. 3 ст. 254 НК РФ «если стоимость возвратной тары, принятой от поставщика с материально-производственными запасами, включена в цену этих ценностей, из общей суммы расходов на их приобретение исключается стоимость возвратной тары по цене ее возможного использования или реализации. Стоимость невозвратной тары и упаковки, принятых от поставщика с материально-производственными запасами, включается в сумму расходов на их приобретение…» Следовательно, за тару предприятие-покупатель платит в любом случае, но, если по условиям договора с поставщиком тара является возвратной, ее стоимость (оговоренная или возможная) должна быть исключена из затрат на приобретение товара. Стоимость же невозвратной тары относится к расходам на приобретение товара. Если стоимость возвратной тары не включена поставщиком в стоимость приобретаемого товара, учитывать ее в расходах на приобретение товаров тоже не нужно.
Правила учета приема, хранения и  движения тары регламентируются разделом 3 «Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», утвержденных приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н. Согласно этим указаниям бухгалтерский учет тары ведется по следующим видам:
1) тара из древесины;
2) тара из картона и бумаги;
3) тара из металла;
4) тара из пластмассы;
5) тара из стекла;
6) тара из тканей и нетканых материалов.
Детали и приспособления, используемые специально для изготовления и ремонта  тары,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.