Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска

Обходим антиплагиат


Наименование:


Лекции Культура как предмет научного знания

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 04.05.2013. Год: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Лекция 1.
КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
      Понятие категории «культура».
      Основные функции культуры
      Всеобщие формы духовной культуры.
 
 
1. Понятие категории «культура».
Понятие «культура» родилось в Древнем Риме как оппозиция  понятию «натура» – т.е. природа. Оно обозначало «обработанное», «возделанное», «искусственное», в противоположность  «естественному», «первозданному», «дикому» и применялось прежде всего для  отличия растений, выращиваемых людьми, от дикорастущих. Со временем слово  «культура» стала вбирать в себя все более широкий круг предметов, явлений, действий, общими свойствами которых были их сверхприродный, так  сказать противоестественный характер, их человекотворное, а не божественное происхождение. Соответственно и сам  человек в той мере, в какой  он рассматривался как творец самого себя, как плод преобразования богоданного  или природного материала, попадал  в сферу культуры, и она приобрела  смысл «образование», «воспитание».
Следует иметь  в виду, что то явление, которое  человечество стало обозначать понятием «культура», было замечено и выделено общественным сознанием задолго  до того, как у римлян появилось  для этого данное слово. Древнегреческое  «техне» (ремесло, искусство, мастерство, отсюда – техника), не имея столь  широкого обобщающего значения как  латинское «культура», означало в  принципе то же самое – человеческая деятельность, преобразующая материальный мир, изменяющая форму природной предметности.
Культура и религия Востока  дошла до нас в наиболее полной и нетронутой, яркой форме, чем  это было в других странах.
На Среднем  и Дальнем Востоке уже в  глубокой древности сложилось свое оригинальное представление о культуре.
На Востоке  оно связано с украшением тела. В древнем китайском языке  слово «культура» – «вэнь» представляет собой схематичное изображение  человека с татуировкой на груди. В последствии у слова «вэнь» появились новые значения – украшение, цвет, изяществ, красота. С этим понятием ассоциировалось все то, на чем лежала печать творческого труда человека, что подвергалось определенной обработке и утратило свою первоначальную естественную форму, т.е. было преобразовано и окультурено. Из этого можно сделать вывод, что народы Востока видели в культуре прежде всего результат деятельности человека, благодаря которой окружающий его мир и он сам становились более утонченными, т.е. в культуре для них обязательно присутствовал определенный этический и эстетический элемент, созданный руками и умом человека.
Заглянув еще  глубже в историческое прошлое, можно  найти едва ли не самые ранние следы  зарождения понимания того, что отличает рукотворное от первозданного, человеческое от природного, в отпечатках руки на стене пещеры, затем в извивающихся линиях, так называемые «макароны». Основной смысл всех этих рисунков и гравюр – обозначить человеческое присутствие, вторжение человека в природный мир, стать печатью человеческого, а не божественного творения, т.е. в конечном итоге, выделить культурное из натурального.
Впервые в литературе слово «культура» встречается в  произведении «Тускуланские диспуты» (45 г. до н.э.) римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона. В ходе длительной эволюции от Цицерона («культура ума  есть философия») до немецкого идеолога ХVII в. Гердера, относившего к культуре язык, семейные отношения, искусство, науку, ремесла, государственное управление, религию, произошло изменение его  содержания.
В универсальной  культурно-философской концепции  Гердера понятие «культура» характеризуется  как применимое к роду человеческому, ко всему человечеству. Называя становление  культуры вторым рождением человека, Гердер писал в своей книге  «Идеи к философии истории  человечества»: «Мы можем как  угодно называть этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать  его культурой, то есть возделыванием  почвы, а можем вспомнить образ  света и назвать просвещением, тогда цепь культуры и просвещения  протянется до самых краев земли». Идеи, исторически сформулированные в период от Цицерона до Гердера, образовали теоретическое ядро того гуманистического понимания культуры, которое послужило  предпосылкой и исходным пунктом  для формирования современного понимания  культуры.
История слова  и история понятия прошли долгий и не всегда совпадающий путь. Сначала  попытки осознать, что такое культура, предпринимали лишь философы. Однако, вплоть до ХVIII в., то есть до эпохи Просвещения, когда после средневековья главной  ценностью был человек и его  разум, слово «культура» как общепризнанный термин не употреблялось, а использовалось как синоним близких понятий.
Понятие «культура» относится к числу фундаментальных  в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело  бы такое множество смысловых  оттенков.
Это объясняется  тем, что культура выражает глубину  и неизмеримость человеческого  бытия.
Для того, чтобы  составить полное представление  о культуре, надо учитывать три группы социальных явлений:
– во-первых, центральным явлением культуры выступает сам человек, производящий и осваивающий культурные ценности;
– во-вторых, явлением культуры считаются культурные ценности, которые в разные эпохи истории были самыми разнообразными, но всегда при этом включали в себя ценности познавательные, художественные, нравственные, а также на протяжении большей части истории включали в себя явления мифологические и религиозные;
– в-третьих, огромную роль в обществе играют процессы освоения ценностей культуры, их распределения, воспроизводства и умножения, передачи опыта и накопленных ценностей новым поколениям.
Данные три  группы социальных явлений, составляющих содержание культуры, находятся в  историческом развитии – меняется жизнь людей, их отношение к культурным ценностям.
В самом широком  смысле слово «культура» было определено в 1982 г. в Мехико Всемирной конференцией по политике в области культуры как  «совокупность ярко выраженных черт, духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, характеризующих  общество или социальную группу. Культура охватывает помимо искусства и литературы образы жизни, основные права человека, системы ценностей, традиции и веры».
Особенностью  культуры является ее историческая эволюция. Новые поколения усваивают, перерабатывают и переосмысливают лучшие достижения своих предшественников. Таким образом, объективной закономерностью развития культуры является ее преемственность, основу для которой создают культурные ценности.
В историографии  используются различные термины  применительно к объектам культуры: культурное наследие, памятники истории  культуры и культурные ценности.
В настоящее время  под термином «культурное наследие»  понимается, что «...культурное наследие народа включает произведения его художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, а также работы неизвестных  мастеров народного творчества и  всю совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно  охватывает как материальные, так  и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования; оно включает исторические места и памятники, литературу, произведения искусства, архивы и библиотеки».
В Рекомендации об охране культурного и природного наследия в национальном плане 1972 г. и Конвенции об охране всемирного, культурного и природного наследия 1972 г. содержатся в основном совпадающие  определения понятия «культурное  наследие». Применительно целям  данных актов под «культурным  наследием» понимаются три категории  объектов:
– памятники: произведения архитектуры, скульптуры, живописи и  т.п.;
– ансамбли: группы изолированных  или объединенных строений, представляющих особую ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
– достопримечательные  места: совместные творения человека и  природы, представляющие особую ценность в связи с их красотой или интересом  с точки зрения археологии, истории, этнологии, антропологии.
Другими словами, культурное наследие образует совокупность материальных и духовных культурных ценностей других эпох, подлежащее сохранению, переоценке и  использованию имеющихся достижений.
Понятие «культурные ценности» охватывает как материальные объекты, так и духовную деятельность человека. Культурной ценностью могут обладать средства труда и его вещественные продукты, произведения духовного творчества, философские идеи, достижения науки, традиции, моральные и правовые нормы и т. д.
Таким образом, под культурными ценностями подразумеваются  предметы, которые являются выражением или свидетельством человеческого  творчества или эволюции природы  и которые представляют историческую, художественную и научную ценность.
Охрана  культурных ценностей по содержанию и значимости является одной из самых  сложных задач. Говоря о культурных ценностях всегда следует помнить, что они являются духовным и материальным богатством общества и государства, национальным достоянием, залогом будущего. С таких позиций необходимо подходить  к решению проблем, связанных  с сохранением и защитой культурных ценностей. 
 
2. Основные функции культуры
Культура выполняет  несколько жизненно важных функций, без которых само существование  человека и общества невозможно.
Функции культуры как науки традиционны.
Гносеологическая, познавательная функция является общей для науки в целом. Применительно к культурологии она имеет специфику, обусловленную необходимостью объединения различных принципов и методов познания мира, присущих науке, искусству, религии, философии.
Эвристическая функция культурологии задается, исходя из понимания культуры как диалога. Культуру в различных ее проявлениях (например, выращивания культурных растений и домашних животных, ремесла, создание памятников художественной культуры и т.д.) созидает не только отдельный познающий и деятельностный объект, но и целые коллективы людей. Это созидание сопровождается взаимопониманием, сотворчеством, коллективным обучением и изобретением новых форм культуры.
С эвристической  тесно связана воспитательная функция культурологии. Иначе говоря, коллективное обучение и решение проблем, стоящих перед данной культурой, сопровождается воспитанием индивидов, входящих в мир культуры прошлого и настоящего, в мир культуры человеческих отношений. В свою очередь, элементами воспитательной функции выступают эстетическая, этическая, правовая функции, ориентирующиеся на формирование политической, правовой и нравственной культуры человека, т.е. то, что мы называем культурой поведения.
Еще одна функция  культурологии – мировоззренческая. По сути дела она относится к философии культуры, являющейся составной частью культурологии. Назначением мировоззренческой функции служит выявление как бы «духовного ядра», определяющего культурные устремления той или иной исторической эпохи, а также формирование художественной, религиозной либо научной картины мира. Например, для русской культуры ХIХ века стержневой была проблема исторической судьбы России, которая нашла столь разнообразное решение в творчестве А.С.Пушкина, идейном противоборстве славянофилов и западников, в книге Н.Я.Данилевского «Россия и Европа», в живописи и музыке, в культурологических изысканиях стронников «русской идеи».
Одной из жизненно важных функций культуры является функция социализации, или человекотворчества, т.е. формирования и воспитания человека. Выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением все новых элементов культуры. Только через культуру человек овладевает тем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, навыки, ритуалы, обряды и т.д., которые образуют коллективный социальный опыт и уклад жизни. Культура при этом выступает в качестве «социальной наследственности», которая передается человеку и значение которой нисколько не меньше, чем биологической наследственности.
Современная культурология, сформировав свою внутреннюю структуру  и функции, выработала и специфические методы культурологического исследования.
Во-первых, это гуманитарная проблематизация исследуемого материала: констатация «принципиального непонимания» тех или иных факторов культуры, сбор эмпирического материала и его теоретическое осмысление.
Во-вторых, сопоставление анализируемой культуры и ее феноменов (того или иного народа, какой-либо исторической эпохи и т.д.) с другими культурами.
В-третьих, выделение и описание ведущих культурных структур.
В-четвертых, анализ тенденций и особенностей культурных феноменов как противоречивых начал человеческой деятельности.
Человеческая  культура многолика, пронизывает почти  все сферы материальной и духовной жизни человека, человеческих отношений.
Проблема возникновения  культуры человечества должна рассматриваться  в единстве трех составляющих: антропогенеза, т.е. происхождения человека; социогенеза – становления человеческого общества и культурогенеза – рождения культуры. Причем каждая из этих составляющих имеет свою специфику: антропогенез осуществляется на границе биологической и социальной форм движения материи, социогенез реализуется непосредственно в пределах социальной формы движения. Культурогенез в контексте антропогенеза (начала культуры) может быть представлен как рождение материальной культуры (орудия труда, предметы быта), духовной культуры (мышление, воля, язык) и культуры человеческих отношений (общественная воля, нормы поведения, табу).  
 
3. Всеобщие формы духовной культуры.
Возникшая на самых  ранних стадиях развития общества культура неотделима от его истории. Каждая эпоха, каждый народ вносили и вносят свою лепту в фонд мировой культуры, образуя процесс мировой преемственности, сочетая традиции и новаторство, порождая богатство и многообразие этого социального феномена.
История культуры, понимаемая как целостная система, предполагает комплексное изучение различных ее областей и выступает  как синтезирующая дисциплина по отношению к многочисленным наукам и отраслям наук, изучающих отдельные  стороны историко-культурного процесса.
Культуру, как целостную  систему, обычно принято делить на две  формы: материальную и духовную, что соответствует двум основным видам производства.
Каждая из этих форм обладает специализированной смысловой  и символической системой.
Материальная культура охватывает прежде всего сферу материального производства и его продукты – технику, технологию, средства связи и коммуникации, жилища, предметы быта, одежду и т.д.
К всеобщим формам духовной культуры, в каждой из которых по-своему выражается суть человеческого бытия, относятся:
Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и измерение душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.