Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Педагогическая теория Я.А. Коменского

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2013. Год: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Содержание
 
Введение....................................................................................................................... 3
Часть 1. Философские  взгляды Я.А. Коменского
1.1. Биография и философские воззрения  Я.А. Коменского.........................9
1.2. Жизнь и деятельность Я.А.  Коменского.................................................12
1.3. Философские основы педагогической  системы Я.А. Коменского.......14
Часть 2. Педагогическая теория Я.Коменского
2.1. Структура и содержание "великой дидактики"......................................20
2.2. Роль образования в гармоничном  развитии человека и совершенствовании  общества........................................................................26
2.3. Я.А. Коменский о разных  ступенях образования и устройстве школ...................................................................................................................27
2.4. Основные категории педагогики  Я.А. Коменского: "природа человека", образование, принципы (основоположения), содержание образования, методы обучения воспитания..................................................30
2.5. Я.А. Коменский о работе  учителя...........................................................34
2.6. Содержание, формы и методы  нравственного воспитания по Я.А. Коменскому......................................................................................................37
Заключение.................................................................................................................40
Литература..................................................................................................................43
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
    Изучение всякой науки, как правило, начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта наука и что конкретно является предметом ее исследования? В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определенный аспект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается и знание которых имеет большое значение для осмысления ее теоретических основ. Поэтому, изучение курса педагогики также остается актуальным, и его следует начать с краткого исторического обзора ее возникновения, развития и осмысления того предмета, исследованием которого она занимается.
    Рассматривая эти вопросы, надо всегда иметь в виду два существенных положения:
1. Какими бы извилистыми и  окутанными туманом времени ни  были пути развития той или  иной науки, каждая из них  так или иначе формировалась  под влиянием потребностей общества  и призвана выполнять определенные общественные функции.
2. Любая отрасль человеческих  знаний складывалась в науку  только тогда, когда достаточно  четко вычленялся и конкретизировался  специфический, только ей присущий  предмет исследования. В этой  связи, как отмечается в философии,  перед каждой отдельной наукой ставится требование выяснить свое место в общей системе вещей и знаний.[10, c. 9]
    Как же обстоит в этом отношении дело с педагогикой? Чем было обусловлено ее возникновение и развитие как науки? Какое место занимает она в общей системе вещей и знаний?
    Педагогическая отрасль человеческих знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Чтобы это положение стало более понятным, следует обратить внимание на одну существенную деталь. Педагогические знания относятся к той специфической сфере человеческой деятельности, которая связана с подготовкой подрастающих поколений к жизни, или воспитанием. В самом деле, когда говорят о педагогике, то обычно этот термин ассоциируется с понятием воспитания, с формированием человека. Но само воспитание, как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества.
    Воспитание неотделимо от развития человеческого общества, оно присуще ему с самого начала его возникновения. Как и всякое общественное явление, воспитательная деятельность и ее характер не стоят на месте и под влиянием общественных условий постоянно развивается и совершенствуется. Воспитание и образование превращаются в объективную потребность общества и становятся важнейшей предпосылкой его развития.[10, c.10]
    Поэтому, на определенной ступени развития человеческого общества возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых становится обучение и воспитание детей.
Как отмечалось выше, каждая отрасль человеческих знаний выделялась в особую науку только тогда, когда более или менее четко определялся только ей присущий предмет исследования. Что же является предметом исследования педагогики?
    По давно сложившейся традиции в качестве предмета педагогики принято считать воспитание как подготовку растущего человека к жизни, причем долгое время речь шла только о подготовке к жизни подрастающих поколений. Подобное определение предмета педагогики до некоторого времени не вызывало сомнений. Казалось вполне естественным, что, поскольку педагогика возникла из потребности общества в воспитании подрастающих поколений, в подготовке их к жизни, то и предметом ее исследования является воспитание, воспитательная деятельность.[10,c.18]
    Однако по мере развития педагогической теории все более и более ясными становились некоторая упрощенность и неточность подобного определения. Обратим внимание на то, что если предметом изучения педагогики считать воспитание как специально организованную воспитательную деятельность, то не следует ли отсюда, что ее задача ограничивается только разработкой методической рецептуры, набора правил и приемов этой деятельности, как это кажется некоторым несведущим людям? Если соглашаться с этим, тогда педагогика теряет статус науки.
    Указанное определение предмета педагогики имеет и другую слабую сторону. Оно не проясняет главного – на какой же основе педагогика разрабатывает теорию и методику воспитания? Между тем выше показано, что воспитание как общественное явление возникло и существует не само по себе, а выступает как средство подготовки формирующегося человека к жизни, развития у него необходимых общественных свойств и качеств. Это значит, что закономерности воспитания, его характер и методические основы коренятся не в самой воспитательной деятельности как таковой, а обусловливаются закономерностями развития и формирования человека как социального существа, а также теми требованиями к его подготовке, которые задаются обществом. Вот почему более правильным будет считать, что предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.[10,c.19]
    Какие же цели преследует педагогика?
а) изучение сущности и закономерностей  развития и формирования личности и  их влияние на воспитание;
б) определение целей воспитания;
в) разработка содержания воспитания;
г) исследование методов воспитания.
Выдвинем гипотезу: При определении предмета педагогики и основных проблем ее исследования в некоторых учебных пособиях сразу же раскрывается сущность таких важнейших педагогических понятий, как воспитание, обучение и образование.
    Осмысливая развитие педагогической теории, нельзя не обратить внимания на то, что педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство. Есть историческая причина подобного смешения этих терминов. В XIX в. существовало два понятия: педагогика и педагогия. Первое обозначало науку о воспитании, второе – относилось к практической воспитательной деятельности. Затем эти понятия слились, что давало повод считать педагогику и наукой, и искусством. Но правильно ли это? Думается, что не совсем. Когда речь идет о воспитании, то необходимо иметь в виду, что оно имеет два аспекта – теоретический и практический. Теоретический аспект воспитания является предметом научно-педагогического исследования. В этом смысле педагогика выступает как наука и представляет собой совокупность теоретических и методических идей по вопросам воспитания.[10,c19]
    Другое дело – практическая воспитательная деятельность. Ее осуществление требует от педагога овладения соответствующими воспитательными умениями и навыками, которые могут иметь различную степень совершенства и достигать уровня педагогического искусства. Вот почему суждение о том, что педагогика является и наукой, и искусством, нужно считать некорректным. Указывая на эту некорректность, профессор А.И. Пискунов отмечал: «Фактически в самой этой формулировке содержится уже логическая ошибка: наука не может быть одновременно и не наукой». С семантической точки зрения необходимо различать педагогику как теоретическую науку о воспитании и практическую воспитательную деятельность как искусство.[10,c.27]
    Весьма четко разграничивал педагогику как теоретическую науку и практическую деятельность как искусство известный преподаватель Главного педагогического института в Петербурге А.Г. Ободовский (1796-1852). В изданном в 1835 г. пособии «Руководство к педагогике, или науке воспитания» он писал: «Полное и систематическое изложение теории воспитания, т.е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство... Кто имеет основательное и полное познание науки воспитания, тот называется теоретическим воспитателем; кто же приводит успешно правила воспитания в исполнение, т.е. в самом деле воспитывает, тот есть практический воспитатель и педагог».[13,c.8]
    Однако для практической педагогической деятельности существенными являются как отличия, так и те связи, которые существуют между теорией воспитания и воспитательной практикой. Чтобы осуществлять действенное воспитание, учителю, с одной стороны необходимо хорошо знать его теоретические основы, а с другой – в совершенстве владеть педагогическими умениями и навыками. Глубокие мысли об этом высказывали многие педагоги.
    К.Д. Ушинский отмечал, что для успешной воспитательной деятельности нужны не только соответствующие умения и навыки, но и обстоятельные теоретические знания. Подчеркивая это, он писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом легким... Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и уменье, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания».[11,c.11]
Глубоко обоснованное решение вопроса  о соотношении педагогического искусства и теоретических знаний в воспитании дал П.П. Блонский. Он отмечал, что для практической воспитательной деятельности одинаково нужны умение, талант и теоретические знания. Умения вырабатываются личным опытом, талант совершенствуется в процессе воспитательной практики, теоретические знания формируются в результате глубокого постижения сущности развития и воспитания человека и передаются в виде научных идей. «Лишь идея, а не техника и не талант, – подчеркивал Павел Петрович, – может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, то есть в виде теоретической науки, может существовать педагогика».[12,c.4]
    Такой же точки зрения придерживался А.С. Макаренко. Он считал, что в целях осуществления действенного воспитания необходимо у каждого педагога формировать педагогическое мастерство, в основе которого лежит глубокое овладение теоретическими знаниями, вдумчивое и старательное отношение к делу воспитания и творческое усвоение лучших образцов воспитательной деятельности.
   Примечательно, что на огромную роль теории в различных сферах человеческой практики указывали многие древние мыслители. Греческий философ Анаксогор говорил, что только из теоретического познания проистекает свобода и плодотворность практической деятельности. Сократ же замечал: «Каждый мудр в том, что хорошо знает». Еще большее значение приобретают теоретические знания в настоящее время, когда наука и техника вошли во все сферы жизни. Вот почему всестороннее и обстоятельное осмысление предмета педагогики и основных теоретических идей, относящихся к воспитанию, имеет огромнейшее значение в подготовке к профессионально-педагогической деятельности.[10,c.28]
 
 
 
 
 
Биография и  философские воззрения Коменского.
Жизнь и деятельность Я.А. Коменского.
Начиная с XIII века Восточную Европу охватили децентрализационные процессы. Объединенные в течение тысячи лет единой религией и общими врагами люди и народы обратились к новым ценностям. Этот поворот произошел не вдруг. Католическая церковь, пытавшаяся унифицировать мир по принципам, которые они считали изначально и единственно правильными, за эту тысячу лет превратилась в огромную империю, носящую политический, религиозный и культурный характер.
Начавшееся антикатолическое движение имело неоднородный характер. В Восточной Европе оно совпало с становлением национального характера. Вместе с Возрождением и Новым временем к западным славянам пришло особое чувство "самости". Именно эти причины приводят нас к анализу многих положений теории одного из самых знаменитых педагогов мира - Яна Амоса Каменского. У древних китайцев существовало проклятье: "Чтоб ты жил в эпоху перемен".
Коменский не просто жил  в эпоху перемен, он был одним  из творцов перемен, одним из строителей современного мира. "Ян родился 28 марта 1592 года в городке Нивница, на большой, прочно построенной мельнице, несколько похожей на крепость. Наверное, это была одна из лучших мельниц в Моравии. Она принадлежала дяде Яна, а его отец, Мартин, одно время служил в Нивнице при имении дворянина из Куновиц. Сам Мартин был из соседней Комне, куда семья перебралась из Словакии.
От названия деревни  и пошла фамилия Коменский". [7, с.7] Детство Коменского пришлось на период разгула в Европе последнего страшного "бича человеческого" - чумы. За несколько лет, когда ему  было десять лет, подряд умерли его отец, мать, две сестры. Кроме того, Чехия, зажатая между вечно противоборствующими Австрией и Венгрией, оказалась в полосе постоянных стычек армий и иррегулярных банд обоих сторон. И как обычно в такой ситуации ответом на притеснения с обеих сторон становится собственное сопротивление.
Оно выразилось в создании гуситского (табористского) движения. Его умеренным, культурно-религиозным  крылом стала протестантская секта  Чешских (Моравских) братьев. В 1608 году Ян Коменский становится учеником школы Чешских братьев в Пшерове, крупнейшей и "лучшей среди братских учебных заведений" [7, с. 14]. В 1611 году он проходит обряд протестантского крещения и прибавляет в своему имени второе - Амос.
По рекомендации ректора  школы Яна Ланеция он, в том же году, отправляется в Герборнский университет. В 1613 году Коменский перебирается на богословский факультет Гейдельберга. Вернувшись в Пшеров 26-летний Ян был возведен в ранг протестантского священника. Он женится на Магдалене Визовской и принимает место управляющего Советом братской Общины и учителя-проповедника в Фульнеке. В Фульнеке он начинает свой первый труд "Письма к небу".
Это произведение направлено против несправедливости земного устройства, и ведется в защиту бедности от произвола богатства. Здесь же он выпускает антикатолическую книгу "Разоблачение Антихриста". "В этот период в трудах Коменского эмоциональное возмущение и нравственное негодование постоянно преобладают на конкретным анализом действительности" [7, с. 31]. Постепенно обстановка в Европе и в Чехии накаляется.
Противостояние католицизма  и протестантизма приводит к созданию огромных межнациональных союзов. В 1619 году начинается Пражское восстание, ставшее прелюдией к Тридцатилетней войне. Фульнек неоднократно подвергался  нападениям и разграблениям. Летом 1621 года чешское восстание потерпело поражение от Габсбургской коалиции. Начались расправы над протестантами.
Коменский, как один из видных руководителей Чешских братьев  вынужден бежать. Во время своих  скитаний он узнает, что от чумы умерли его жена и двое сыновей, а его библиотека сожжена . В этот период им написаны произведения "Скорбный" и "Лабиринт света". Постепенно продвигается религиозная карьера Коменского. Он входит в экспедиции священников, которые подбирали места для убежищ Чешским братьям в других странах, его посылают с посольством к низвергнутому монарху Чехии Фридрих Пфальцскому.
В 1624 году он обручается с Доротой Кирилловой, дочерью  видного деятеля Чешского братства. 4 февраля 1628 года вместе с группой  протестантов ему вновь пришлось покинуть Чехию и отправиться в город Лешно. Здесь он становится ректором национальной школы и примерно в этот период Ян Амос Коменский начинает свой труд "Великая дидактика". Он приходит к мысли, что одной из главнейших наук человечества является педагогика. Только образуя и воспитывая человека, мы сможем построить благоустроенные государства и хозяйственные системы, считал великий педагог.
Он пишет трактаты "Открытая дверь языков", "Открытая дверь предметов" ("Всеобщая мудрость христианская..."), "Предвестник пансофии" (всеобщей мудрости). Произведения Коменского становятся известными среди протестатских педагогов и Самуэль Гартлиб, известный английский реформатор, приглашает его в Англию. Путешествие в Англию начинается летом 1641 года. Сразу по приезду Ян Амос пишет "Путь света".
Его работа "Предвестник  пансофии" переводится сразу на несколько языков и расходится по Европе. Но политические страсти настигают  его и здесь. В конце 1641 года Англия погружается в пучину гражданской  войны. Коменский уже устал от постоянных приключений, он ищет более спокойного места, и в 1642 году переезжает в Гаагу, а затем и в Лейден, где встречается со знаменитым философом и математиком той эпохи Рене Декартом. Здесь, в Нидерландах, он окончательно принимает предложение поехать в Швецию.
Таким образом он пытается достичь сразу нескольких целей. Он оказывается в протестантском государстве, получает возможность  беспрепятственно творить, и, кроме  того, удовлетворять финансовые запросы  Общины. В Швеции, по замыслу канцлера этого государства, Каменский должен на практике осуществить реформу школы, описанную педагогом в "Великой дидактике". Местом для эксперимента был избран Эльбинг (ныне территория Польши). Работа продвигалась трудно, приходилось переводить на другие языки ранее написанные книги.
Много времени отнимала и дипломатические протестантские миссии, которые часто поручали Каменскому. И в 1648 году, не дождавшись результатов  деятельности Яна Амоса, шведы приняли  за платформу школьную реформу, предложенную упсальским университетом. Практически в тоже время умирает вторая жена Коменского.
Коменский, оставшись  без покровителей, возвращается в  Лешно и становится епископом. Протестантский священник такого ранга не мог  быть холостым, и 17 апреля 1649 года Коменский женится на Яне Гаюсовой. К тому времени постоянные военные неудачи подорвали дух Чешских братьев и отражением этого является трактат Коменского "Завещание умирающей матри - Общины братской - своим сыновьям и дочерям, коим вручает она богатства свои и назначает наследников" [7, с. 118]. В 1650 году Коменский получает очередное предложение высоких особ - князь Сигизмунд Ракоци предложил ему осуществить реформу трансильванских школ в Верхней Венгрии.
13 февраля 1651 года началось  преподавание по новой системе в городе Шарош-Патак. Успехи преподавательской деятельности заставляют отказаться Каменского от политической деятельности, он начинает работу над "Миром чувственных вещей в картинках", пожалуй, одним из первых пособий подобного рода в истории европейской педагогики. Он составляет песенно-драматический сборник "Школа-игра" для обучения детей латинскому языку. Наладив деятельность новой школы Коменский покинул хозяев "... в начале июня 1654 года, и далеко за городские ворота провожали учителя толпы горожан, профессора и студенты Шарош-Патака".[7, с. 140] И вновь в работу педагог вмешивается война. Польша, оккупированная Швецией восстала, и 27 апреля 1656 года польские партизаны осадили Лешно. Город пал и началась резня протестантов. Коменский бежал из города.
Коменский утратил все  имущество, накопленное за 28 лет, и, что более ужасно для потомков, большую часть своих рукописей. Многие протестантские центры наперебой  зазывали к себе Яна Амоса. Он решил  избрать для своего поселения  Амстердам (столицу Батавии). Сын давнего покровителя Коменского Лаврентий де Геер взялся оплачивать труд педагога и издание его сочинений. Результаты не замедлили сказаться.
В Нюрнберге выходит "Мир  чувственных вещей в картинках". В 1657-1658 году издана наконец "Великая  дидактика" в четырех томах. Книгу ожидал оглушительный успех. "Сам автор перестал пренебрежительно относиться к своему творению, считая его тормозом для более важной "Пансофии"". [7, с.153] Ученый начинает работу над "Всеобщей мудростью".
И вновь (который раз!) война. Англия и Нидерланды, непрерывно расширяя свои колонии в Новом Свете вошли в конфликт. Однако, авторитет Коменского в тот момент уже стоял на недосягаемой высоте.
По призыву педагога воюющие стороны заключили мирный договор. Результатом жизненных  размышлений о собственных коллизиях и судьбе Европы становится труд "Всеобщее исправление". В этом всеобъемлющем труде наряду с наивными, идеалистическими мыслями Коменский рисует облик устройства мира, знакомого жителям второй половины XX века. Постепенно годы и невзгоды берут свое. Последние работы Коменского он уже диктует.
В ноябре 1670 года Яна Амоса  Коменского не стало. Философские основы педагогической системы Коменского. Говоря о Яне Амосе Коменском  мы должны учитывать его разнородную  деятельность. Он и публицист, и проповедник, и политик, и педагог. Сам же для себя он избирал главнейшим делом философию.
 
 
Философские основы педагогической системы  Коменского.
 
Говоря о Яне Амосе  Коменском мы должны учитывать его  разнородную деятельность. Он и публицист, и проповедник, и политик, и педагог. Сам же для себя он избирал главнейшим делом философию.
"... Главенствующей  идее философии Коменского и  его понимания человека является  старое представление его "еретических"  предшественников о том, что  человек может и должен достичь совершенства, утраченного много веков назад низвережением в пучину грехов и зла. Эту триаду исторической судьбы и перспективы рода человеческого после Коменского повторили Руссо и Фейербах". [7, с. 180].
По своим философским  взглядам Коменский был близок к материалистическому сенсуализму, который самому Коменскому представлялся философией простого народа. Признавая три источника познания — чувства, разум и веру, Коменский главное значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал 3 ступени — эмпирическую, научную и практическую. Он считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма.
Вместе с тем в  определении цели воспитания у Коменского отчётливо чувствуется влияние  религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.
Исходя из познаваемости  мира, Коменский считал познаваемыми и все явления, связанные с  педагогическим процессом, делая вывод  о возможности управлять им. Поскольку  человек представляет собой часть  природы, то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим её законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.
Философия Коменского была прежде всего антроподицеей (оправданием  существования человека в бурном мире). Еще обучаясь в Гернборнском университете у профессора Альштеда он формулирует три основных принципа своей деятельности.
"Прежде всего это  жажда охватить полностью огромный  поток новых знаний и открытий, который в ту эпоху действительно  переливался через край прямо  на глазах. Второе - необходимость  подчинить необъятные масштабы  науки определенной системе, а точнее, вывести из нее определенную систему. И наконец - стремление при всей разнородности познаваемого "материала" прийти в его понимании к общей гармонии, которая, особенно на превых порах, должна была устранить противоречие между научным познанием и истиной, "явленной" в Священном писании". [7, с. 19]
Философия зачастую соприкасается  с обучением. Многие из классических философов были одновременно и педагогами. Высшее университетское образование  в Западной Европе от рождения до сегодняшних  дней неразрывно связано с философским знанием. Но ни в одном учении, кроме дидактики Яна Амоса Коменского, мы не наблюдаем такого взаимопроникновения идей философии и педагогики.
Коменский живет в  одно время со многими известными личностями человеческой истории. Среди его современников называют Шекспира и Сервантеса, Лопе да Вега, Меркатор, Бруно, Коперник, Декарт, Гоббс, Спиноза и Гассенди, известно, что Ян Амос близко был знаком с Рембрандтом в последний период своей жизни. Коменский стоя на пороге двух эпох. В его время формировалось лицо современной науки, ее методология и методы.
Хорошо знакомый с  трудами античных авторов, таких  Платон, Аристотель, Плутарх, Сенека, Коменский  подхватывает традицию античного отношения  к человеку. С его точки зрения цель человека - использовать данные Богом качества для достижения гармонии человеческого духа с окружающим миром. Такая гармония "космического" характера является одной из самых прогрессивных идей древнегреческих и римских мыслителей.
Сам неоднократно переживший ужасы войны Коменский считает, что человек должен употребить все свои силы на уничтожение войны. В трактате "Панегерсия" он восклицает: "Если все мы - граждане Вселенной, что мешает нам соединиться и жить по единым законам?" [7, с. 157]
В его трудах проявляется  характерная для славянизма черта - прославление "общего дела", которое должно объединить всех людей Земли в единую совокупность.
Обращаясь к личности Сократа, он указывает, что значение трудов античного автора состоит  прежде всего в том, что он отступил от "мудрствования" и перешел к нравственной антропософической философии. Особо выделяет Коменский в труде Платона "Апология Сократа" идею о том, что для обретения истинной мудрости необходимо развивать собственный язык. Мудрое красноречие, или риторика в педагогической системе Коменского составляет немаловажную часть. До сих пор многие чешские ученые отмечают вклад Яна Амоса в развитие современного литературного чешского языка.
Как истинно верующий человек Коменский не мог обойти вниманием творчество Платона, родоначальника научной идеалистической философии. При открытии школы в Патаке, педагог произнес речь, известную как "О пользе точного наименования вещей". "В ней вещь, ее наименование, познание вещи, значение этого познания рассмотрены в глубоком философском аспекте... познание охватывает вещи в их развитии..." [5, с. 68]
Не случаен поднятый Коменским вопрос о сущности вещей  и понятиях о вещи. Спор номиналистов и реалистов по этому поводу знаменовал собой практически все Средние  века. Лишь с приходом Нового времени, философов прогрессивной формации эта проблема потеряла свою былую остроту. "... Если понятия не соответствуют вещам, которые они должны отражать, то они становятся нетвердыми, шаткими, сомнительными". [5, с. 68] Коменский отходит от методов схоластики и патристики, которые считали, что можно познать мир не прибегая к реальным вещам.
Сам обладая несомненными задатками философствования, Коменский, тем менее четко отделяет языческое  знание от христианского, осмеивает  многих из древних авторитетов. "... Проникнутая сарказмом критика философов ведется на протяжении всего повествования". [5, с. 71] (Речь идет о труде "Лабиринт света и рай сердца").
Но даже более чем  язычество Ян Амос Коменский не любит  самовосхваление. Он считает, что излишнее самомнение метафизиков, физиков, астрономов, политиков, математиков и богословов порождает искажение истины в их трудах. Кроме того, на пути научного прогресса стоит ряд затруднений.
"Поистине гениальные  мысли развивает Коменский, говоря  о трех причинах трудности научных занятий. Первой причиной он считает рабский способ постановки занятий; второй причиной - порочный способ изучения вещей, когда учащихся не обучают вещам, а лишь рассказывают им о вещах; третья причина - несовершенство метода.
Точно также существуют три причины того, что истина в книгах, в литературе страдает. Эти причины таковы: а) разногласия между науками; б) недостаточная внутренняя связь метода с самими вещами; в) частью небрежность, частью неуместная пышность выражений и стиля". [5, с. 75]
Из этих научно-методологических посылок напрямую вытекает педагогический метод Яна Амоса Коменского. Он изгоняет из своей школы косность, тупую зубрежку и равнодушие учеников. Вместо этого Коменский отдает предпочтение объяснению вещей и процессов, признает бескрайний полет творческой мысли.
"Коменский требует демонстративности  при объяснении вещей, при их  изложении, а это - не что  иное, как наглядность. Кроме того, он требует обоснования, опирающегося  на причины и их ближайшие  следствия. Одним словом, главное, необходимое состоит в том, чтобы вещи изучались (познавались) на основании самих вещей, а не по их внешним признакам." [5, с. 78]
Центральным пунктом философского учения К
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.