Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Развитие теории трансакционных издержек О. Уильямсоном

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.05.2013. Год: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНАЯ АКАДЕМИЯ (СИБАДИ)»
 
 
 
 
 
 
Кафедра: Общая экономика и право
 
 
КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА
по дисциплине «Институциональная экономика»
 
 
Тема: «Развитие  теории трансакционных издержек О. Уильямсоном»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Омск – 2012
Оглавление
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Последние два века капиталистическая  экономика развивалась в основном за счет интенсивного использования факторов производства. Главной задачей переходного периода для России является интенсивный экономический рост, при котором снижение издержек играет немаловажную роль. Одним из основных показателей эффективности предприятия является прибыль. Основными путями роста прибыли является увеличение объема производства, цены реализации, снижение издержек производства. Но и первый, и второй пути сдерживаются рынком. Поэтому наиболее реальным должен стать фактор, предусматривающий минимизацию издержек. Для приведения в действие всех факторов снижения издержек производства необходимо исследовать природу издержек, специфику данного производства, особенности формирования затрат на производство продукции, проанализировать структуру издержек, выявить имеющиеся резервы снижения затрат.
Работы современного американского институционалиста Оливера Уильямсона представляют собой важный вклад в исследование экономических институтов. Наиболее сильное вдохновляющее воздействие оказали на него работы двух нобелевских лауреатов — Рональда Коуза и Герберта Саймона. О. Уильямсон продолжил начатое Р. Коузом исследование трансакционных издержек с целью объяснения структуры фирм и их поведения. Но решающее воздействие на научную деятельность О. Уильямсона, сделавшего попытку теоретического сопоставления эффективности имеющих разную структуру фирм оказал бихевиоральный экономист Г. Саймона.
Трансакционные издержки можно было бы определить как издержки экономического взаимодействия, в каких бы формах оно ни протекало. Трансакционные издержки охватывают издержки принятия решений, выработки планов и организации предстоящей деятельности, ведения переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения вступают двое или более участников; издержки по изменению планов, пересмотру условий сделки и разрешению спорных вопросов, когда это диктуется изменившимися обстоятельствами; издержки обеспечения того, чтобы участники соблюдали достигнутые договоренности. Трансакционные издержки включают также любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур; неэффективных реакций на изменившиеся условия; неэффективной защиты соглашений. Одним словом, они включают все, что так или иначе отражается на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов и организации производственной деятельности.
Актуальность работы во многом обусловлена тем, что трансакционные издержки допускают значительную экономию на масштабах деятельности. Постоянные компоненты есть во всех видах трансакционных издержек, поэтому, когда информация собрана, ею может пользоваться любое количество продавцов и покупателей, следовательно, стоимость разработки законодательства или административных процедур, которые тоже являются трансакционными издержками, мало зависит от того, какое число лиц подпадает под действие.
Целью работы является изучение теории трансакционных издержек О. Уильямсона.
Поставленная в работе цель исследования предопределила необходимость решения следующих основных задач:
- дать понятие и общую сущность трансакционных издержек;
- проанализировать классификацию трансакционных издержек;
- рассмотреть вклад Уильямсона в развитие теории.
 

1. Оливер Уильямсон. Биографические данные

Оливер Уильямсон, в прошлом профессор экономики в Йельского университета, является в настоящее время профессором кафедр управления предприятием, экономики и права в Калифорнийского университета в Беркли.
Первоначальную известность  ученому принесла опубликованная в 1963 г. в “American Economic Review” статья, в которой автор доказывал, что руководители фирм обычно стремятся к максимизации своей выгоды, а не прибыли или объемов сбыта. Однако настоящую славу обеспечило ему дальнейшее развитие и практическое применение теории трансакционных издержек нобелевского лауреата Рональда Коуза [11]. Первая книга О. Уильямсона по этой проблеме называлась “Рынки и иерархии” (1975). В течение последующих двадцати лет О. Уильямсон разрабатывал и развивал данный подход в своих многочисленных статьях и книгах, самой известной из которых является “Экономические институты капитализма” (1985). В этих работах Уильямсон решил сделать трансакцию главной единицей анализа, и попытался применил забытый инструмент "трансакционные затраты" к объяснению главного вопроса: как будет организована конкретная трансакция - через фирму, долгосрочный контракт,  краткосрочный контракт или разовые покупки? Сам Уильямсон называл свои исследования экономической теорией трансакционных затрат.
Его работы, на которые часто делаются ссылки в научной литературе, вдохновили многих специалистов в области теоретической и прикладной экономики. В опубликованном в 1990 г. Индексе цитирования работ в области социальных наук первые два места принадлежат двум опубликованным в 1975 и 1985 гг. книгам О. Уильямсона. [12].

2. Понятие и сущность трансакционных издержек

Природа фирмы, ее внутренние изменения привлекали внимание многих экономистов. Поэтому вполне закономерно, что в сложившийся в первой трети 20 века в социально-экономических условиях перед экономической наукой встала задача и появилась необходимость определить и ввести в обиход новое понятие, которое бы констатировало тот факт, что имеют место положительные потери и затраты, обусловленные взаимодействием экономических агентов между собой, и что именно такое взаимодействие происходит не бесплатно и эту «не бесплатность» необходимо учитывать при определении эффективности деятельности как отдельных фирм, так и экономики в целом [5]. В качестве такого понятия было признано, введенное Р. Коузом в его работе «Природа фирмы» понятие трансакционных издержек.
К таким издержкам  относят, главным образом, издержки обращения. Всемирную известность  и признание Коузу принесла статья «Проблема социальных издержек» (1960), посвященная экстернальным (внешним) эффектам - так называемым побочным результатам любой деятельности.
В статье «Природа фирмы» обращается внимание на то, что появляются новые издержки, которые он назвал «трансакционными» (от слова сделка - трансакция). К ним относятся затраты на сбор информации о ценах, предпочтениях потребителей и намерениях конкурентов; на ведение переговоров, заключения и юридического обеспече6ния сделок. По признанию Коуза, его идеи относятся к числу самоочевидных: любая форма социальной организации (рынок, фирма, организация) требует немало издержек для своего создания и поддержания.
Две статьи Коуза породили неоинституционализм, ибо они дали начало новым идеям науки - трансакционной экономике и экономике права. По мнению К. Эрроу, трансакционные издержки в экономике подобны трению в физике. Неоинституционалисты считают, что функция рынка заключается в экономии тансакционных издержек, а главное его преимущество - тенденция к минимизации затрат на получение информации.
Обычно выделяют 5 форм трансакционных издержек:
      издержки поиска информации;
      издержки ведения переговоров и заключения контрактов;
      издержки измерения;
      издержки спецификации и защиты прав собственности;
      издержки оппортунистического поведения
В последние годы изучению трансакционных издержек посвятили свои работы и отечественные экономисты: А. Шеститко, С. Малахов, А. Нестеренко.
Неоинституционалисты  в условиях рынка отводят достойное  место фирме, при этом выделяют новый  вид издержек, связанных с рыночными  отношениями - трансакционные. Вместе с тем, они считают, что существует система общественного спроса и предложения институтов. К таким институтам отечественной экономики относят, например, институт регулирования коммерческого кредита или институт арбитража. Отсутствие института, регулирующего коммерческий кредит, ведет к трансакционным издержкам в форме неплатежей, а арбитражного института - к трансакционным издержкам неисполнения контрактов [3].
Из этого можно сделать  вывод: чем выше величина трансакционных издержек, тем большая потребность в институтах. Общественный спрос на институты выражается величиной трансакционных издержек, а общественное предложение институтов определено издержками коллективного действия, т.е. издержек по созданию и функционированию институтов.
Если трансакционные издержки отсутствия институтов равны  издержкам коллективного действия, следовательно, на рынке возникнет  состояние равновесия. Понятие трансакционных издержек для нашей страны ново, но на Западе, еще в эпоху раннего  капитализма, с целью снижения издержек купцы объединялись в компании, стремясь к минимизации рисков торговых операций. В нашей стране наступает ситуация, когда предприятия вынуждены объединять свои капиталы и усилия с целью преодоления несовершенных рыночных отношений.
В настоящее время появился еще один вид издержек - издержки фрирайдерства (free rider - проблема безбилетника). Государственное вмешательство в экономические процессы, по мнению представителей теории трансакционных издержек, способствует росту издержек фрирайдерства [7]. Например, при уплате налогов.
Законопослушные налогоплательщики - фирмы оказываются в проигрыше, так как другие пренебрегают своими обязанностями, но участвуют наравне со всеми в бюджетном распределении.
Чтобы избежать роста  издержек фрирайдерства, государство должно не увеличивать, а снижать налоги. Говоря о трансакционных издержках, нужно учитывать, что в условиях рынка они являются обычным явлением. Вот почему речь идет не об исключительных трансакционных издержках, а об их минимизации. «Этот принцип лежит в основе определения границ роста размеров фирмы или изменения ее организационной формы при заданной технологии измерения и контроля».
С. Малахов утверждает, что теория трансакционных издержек позволяет перейти к анализу несовершенных рынков в целом и развивающихся российских рынков в частности. Рассмотрев природу возникновения трансакционных издержек применительно к российской экономики с позиции неоклассического подхода, он предлагает отделить денежные трансакционные издержки (T) от не денежных (S) - издержек поиска, информации и ожидания. К сожалению, на современных предприятиях не ведется анализ трансакционных издержек в таком разрезе.
В период советской плановой экономики государственный контроль цен препятствует установлению равновесия и денежных, и не денежных трансакционных издержек, при котором минимальная совокупность трансакционных издержек (А) обеспечивается равенством:
T = S(A min = S + T = 2T)
Сдерживание роста цен  обеспечивало снижение денежных издержек, что вело к непропорциональному росту неденежных издержек, т.е росту совокупности ТИ = А (т.е. трансакционные издержки равны минимальной совокупности трансакционных издержек). По мнению А. Шеститко, при исследовании трансакционных издержек необходимо учитывать, что они существуют в любой хозяйственной системе. При оценке эффективности следует использовать критерий минимизации издержек производства, а не трансакционных издержек, что в свою очередь предполагает исследование зависимости трансакционных издержек не только от деятельности организаций и институтов, но и от технологии.
Трансакционные издержки - это издержки (денежные и не денежные), появляющиеся при принятии управленческих решений о реализации товаров (информационных затрат по поводу рынков сбыта, покупателях, поставщиках, конкурентах, ценах реализации, затрат по рекламе, по заключению договоров и т.п.)[1].
Можно ввести понятие  «маркетинговые издержки», которые  в какой-то степени являются синонимом  понятия «трансакционные издержки»  В литературе существует много определений  трансакционых издержек:
      издержки по обмену права собственности;
      издержки по осуществлению и защите контрактов;
      издержки получения выгоды от разделения труда.
В их составе Й. Барцель  выделяет «издержки измерения», Дж. Стиглер - «информационные издержки», О. Уильямсон - «издержки оппортунисического поведения» и т.п.
Следует отметить, что  понятие трансакционных издержек вошло  в язык отечественной экономической  литературы совсем недавно. Например, Шаститко и А. Олейник дают определение  трансакционных издержек в рамках неоинституционализма. С. Малахов пытается ввести понятие трансакционных издержек в неоклассическую теорию тоже, а Капелюшников Р.И. рассматривает их с точки зрения экономической теории прав собственности.
 
 
 
 
 

3. О. Уильямсон и трансакционные издержки

Огромный вклад в  трансакционную теорию фирмы был  внесен О.Уильямсоном. Его книгу "Экономические  институты капитализма" (1985 г.) можно  считать настоящей энциклопедией  трансакционного подхода. Уильямсон  не отрицает, что фирма имеет контрактное происхождение, но вводит в анализ новое измерение - тип "регулятивных структур" (governance structure). По его мнению, фирмы отличаются прежде всего особым механизмом регулирования контрактных отношений. Он выделяет три основных формы контракта. Классический контракт применяется для разовых и повторяющихся сделок со стандартными товарами. Такой контракт содержит четко оговоренные условия и по истечение срока его действия отношения сторон прекращаются. Неоклассический контракт распространяется на сделки средней степени специфичности. Так как не все существенные обстоятельства могут быть заранее в нем отражены, решение части вопросов стороны оставляют на будущее. Отношенческие контракты охватывают высокоспецифические трансакции, при которых критическое значение приобретает личность партнера (поскольку ему невозможно подыскать равноценной замены на рынке). Отношения становятся длительными, неформальные соображения получают перевес над формальными обязательствами [9].
Каждому типу контракта, по мысли Уильямсона, соответствует особая регулятивная структура. Этим термином обозначаются организационные механизмы, использующиеся для оценки поведения участников, разрешения возможных споров, адаптации к неожиданным изменениям, применения санкций к нарушителям. Защиту классического контракта обеспечивает рынок, поскольку многочисленность потенциальных продавцов и покупателей ограничивает возможности нечестного поведения; споры же по таким контрактам решаются судами. Неоклассические контракты регулируются трехсторонней структурой, принимающей форму арбитража. Регулирование отношенческих контрактов осуществляется в ходе двусторонних неформальных переговоров, без обращения к закону или авторитету третьего лица. Наконец, в случае отношенческих контрактов, предполагающих значительные инвестиции в высокоспецифические активы, создаются унитарные регулятивные структуры - фирмы, где принятие решений возлагается на одну из сторон.
Главный тезис Уильямсона состоит в том, что фирма обеспечивает более надежную защиту специфических ресурсов от "вымогательства" и позволяет их владельцам быстрее приспосабливаться к непредвиденным изменениям. Однако этот выигрыш достигается ценой ослабления стимулов. По его выражению, если на рынке действуют стимулы "высокой мощности", то в фирме - стимулы "слабой мощности". Границы фирмы проходят поэтому там, где выгоды от лучшей адаптации и большей защищенности специфических активов уравновешиваются потерями от ослабления стимулов.
Ключевую роль в развитии основного направления институционализма  сыграла книга О. Уильямсона «Рынки и иерархия: анализ и антитрестовские выводы». Ее автор первым ввел в употребление выражение “новый институционализм”, с помощью которого он сразу обозначил свой интерес к внутренней структуре и характеру деятельности фирм и дистанцировался от “старого” институционализма Т. Веблена, А. Митчелла и Дж. Коммонса. В течение нескольких лет это выражение получило широкое распространение, и изучение институтов прочно вошло в практику работы современных экономистов [10].
Основным источником творческого вдохновения стала для О. Уильямсона классическая работа Рональда Коуза 1937 г., в которой автор описывал фирму как организацию, отказывающуюся от использования ценового механизма и размещающую ресурсы в приказном порядке, а не на основании их стоимости. Как писал Р. Коуз: вне фирмы движение цен регулирует производство, которое координируется посредством серии обменных операций на рынке. Внутри же фирмы рыночные сделки исключаются, и место сложной рыночной структуры с обменными операциями занимает регулирующий выпуск продукции предприниматель-координатор. Р. Коуз объяснял этот феномен тем, что фирма возникает вследствие сравнительно более высоких “издержек использования ценового механизма”.
В соответствие с идеями Р. Коуза О. Уильямсон разработал свой основной тезис о том, что такие экономические институты как фирма “имеют в качестве своей главной цели и главного результата сокращение трансакционных издержек”. Подход Р. Коуза и О. Уильямсона может быть назван контрактным, так как институты возникают в результате договоренностей между индивидами. В частности, трудовые контракты получают распространение тогда, когда трансакционные издержки альтернативных рыночных договоренностей оказываются слишком высокими. 
            Однако идеи Р. Коуза и О. Уильямсона вступают в противоречие с другими контрактными подходами, которые сводят все фирмы и рыночные явления к идентичным типам соглашений. О. Уильямсон признает ключевое противопоставление “рынков” и “иерархий” и рассматривает последние как возникающие вследствие наличия специфических активов и основанных на имеющейся информации соображений относительно производственной эффективности. 
            Большая часть работ О. Уильямсона посвящена разъяснению возможных применений его подхода. Например, ученый утверждает, что если две фирмы устанавливают между собой торговые отношения и полагаются на активы, которые являются в высшей степени специфическими для данного типа отношений и не могут быть легко и просто реализованы где-либо в другом месте (например, сталелитейный завод, полагающийся на местного поставщика железной руды), то трансакционные издержки продолжения подобных взаимоотношений скорее всего окажутся весьма высокими и у фирмы, по-видимому, появится стимул к вертикальной интеграции с целью их снижения. Значительная часть эмпирических работ по проблеме трансакционных издержек посвящена именно этому вопросу “специфичности активов”.
В качестве другого важного  примера О. Уильямсон проводит сравнение  двух форм иерархической организации  — унитарной (U-форма) и мультидивизиональной (М-форма). Он доказывает, что М-форма часто обеспечивает более эффективный способ управления конкретными типами сделок и демонстрирует, что она позволяет более точно согласовать намерения и корпоративные цели и способствует использованию операционных, а не функциональных критериев оценки менеджмента. На основании этого О. Уильямсон утверждает, что распространение в современных условиях мультидивизиональной формы оказывается вполне объяснимым [9].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Виды трансакционных издержек

Трансакционные издержки - любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и  созданных структур [5]. Трансакционные издержки ограничивают возможности взаимовыгодного сотрудничества. Развивая анализ Коуза, сторонники трансакционного подхода предложили различные классификации трансакционных издержек (затрат). В соответствии с одной из них выделяются:
1. Издержки поиска информации
Перед тем, как будет совершена  сделка, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей или продавцов потребительских благ или производственных факторов, и каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации.
2. Издержки ведения переговоров  и заключения контрактов 
Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров  об условиях обмена, на заключение и  оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений, являются мощным источником этих издержек.
3. Издержки измерения 
Любой продукт или услуга - это комплекс характеристик. При обмене неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться интуицией. Целью их экономии обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки.
4. Издержки спецификации и защиты  прав собственности
В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты.
5. Издержки оппортунистического  поведения. 
Термин "оппортунистическое поведение" был введен О.Уильямсоном. Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе, манкирования взятыми на себя обязательствами. Различают две основных формы оппортунизма, первая из которых характерна для отношений внутри организаций, а вторая для рыночных сделок.
Отлынивание (shirking) представляет собой работу с меньшей отдачей  и ответственностью, чем следует  по условиям договора. Когда отсутствует возможность эффективного контроля за агентом, он может начать действовать исходя из собственных интересов, не обязательно совпадающих с интересами нанявшей его фирмы. Проблема становится особенно острой, когда люди работают сообща ("командой") и личный вклад каждого определить очень трудно.
Вымогательство (holding-up) наблюдается  в тех случаях, когда кем-либо из агентов произведены инвестиции в специфические активы. Тогда  у его партнеров появляется возможность  претендовать на часть дохода от этих активов, угрожая в противном случае разрывом отношений (с этой целью они могут начать настаивать на пересмотре цены получаемого продукта, повышении его качества, увеличении объема поставок и т. д.). Угроза "вымогательства" подрывает стимулы к инвестированию в специфические активы.
6. Издержки "политизации".
Этим общим термином можно обозначить издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций. Если участники наделены равными  правами, то решения принимаются  на коллективной основе, путем голосования. Если они располагаются на разных ступенях иерархической лестницы, то вышестоящие в одностороннем порядке принимают решения, которые обязательны к выполнению для нижестоящих. Они возникают в связи с тем, что предприниматель не только выбирает между рынком и контрактной системой или нерыночными отношениями в рамках рыночных систем, но еще и учитывает возможность сделать данную трансакцию частью внутрифирменной иерархии.
К ним следует отнести  издержки, возникающие в связи  с созданием, совершенствованием и развитием внутрифирменной структуры (можно говорить о затратах на внутрифирменное управление и координацию деятельности всех структурных подразделений компании в рамках общефирменной стратегии).          Каков же в таком случае будет результат от использования других (нерыночных) форм экономической организации (контрактной системы и внутрифирменной иерархии)? Без ответа на этот вопрос мы не сможем утверждать, что трансакционные издержки (внешние и внутренние) носят объективный характер. При сопоставлении необходимо, чтобы результат превышал затраты. Только тогда можно сделать выбор в пользу данного типа экономической организации [3].

4.1 Виды трансакционных издержек по О. Уильямсону

По мнению О. Уильямсона, трансакции различаются по трем главным признакам - степени их специфичности, повторяемости и неопределенности. С его точки зрения, чем более общий, краткосрочный и однозначный характер носит сделка, тем больше оснований либо вообще обходиться без ее юридического оформления, либо ограничиваться составлением простейших контрактов. Напротив, чем более специальный, повторяющийся и неопределенный характер она имеет, тем выше трансакционные издержки и тем сильнее стимулы к установлению долговременных отношений между участниками [9].
Особое значение О. Уильямсон придает первому из трех выделенных им факторов. Деление ресурсов на общие и специальные восходит к работам Г. Беккера. Общий ресурс представляет интерес для множества пользователей, и его цена мало зависит от того, где он используется (пример: бензин стандартной марки). В отличие от этого специальный ресурс приспособлен к условиям конкретной сделки и вне ее не имеет большой ценности (пример - станок, произведенный по индивидуальному заказу). Согласно Уильямсону, специальным может быть как физический капитал (оборудование), так и человеческий (квалификация и знания). Специфичность ресурса может вызываться его местоположением (электростанция, построенная вблизи угольной шахты), а также предназначенностью для единственного покупателя при отсутствии спроса со стороны кого-либо еще.
Как показал О.Уильямсон, в результате инвестиций в специфические  активы предпринявший их агент оказывается "заперт" в сделку со своим нынешним партнером. Если до этого у него мог  быть выбор среди достаточно большого числа примерно равноценных контрагентов, то теперь их круг сужается до одного. Разрыв отношений становится равнозначен потере капитала, воплощенного в специфических активах, так как они приспособлены к особенностям данного партнера и имеют малую ценность для всех остальных. Это превращение исходной конкурентной ситуации в конечную монопольную О. Уильямсон назвал "фундаментальной трансформацией", которая расценивается им как одно из главных препятствий на пути рыночного обмена.

5. Оценка трансакционных издержек в экономике

Несмотря на значительную разработанность общей теории трансакционных издержек спорным остается вопрос оценки трансакционных издержек. Данный вопрос не имеет только лишь прикладное значение, - можно предположить, что эта  проблема становится важнейшей задачей вообще теории трансакций, т.к. выступает критерием истины высказанных теоретических положений, - а является важным методологическим. На эту сторону проблемы указывают большинство зарубежных (Уоллис, Норт, Котлер и др.) [2] и отечественных исследователей (С. Малахов, А. Шаститко, А. Олейник)[3]. Принципиально важным в прикладном и методологическом аспекте, считается два положения: введение понятия трансакционный сектор национального хозяйства (Дж.Уоллис и Д.Норт) и разработка методики классификации трансакционных затрат (О.Уильямсон).
Впервые попытку систематической  оценки трансакционных издержек в экономике  в целом предприняли Д. Норт и  Дж. Уоллис. Ее результаты нашли отражение  в статье «Измерение трансакционного  сектора в американской экономике в 1870-1970 годах».  Авторы предлагают оценить трансакционные издержки через анализ четырех типов отношений и соответствующих им видов деятельности:
      отношения между отдельными покупателями и продавцами;
      внутрифирменные отношения;
      производство услуг фирмами ? посредниками различных видов;
      отношения, связанные с защитой прав собственности.
Издержки трансакции для отдельных покупателей и  продавцов.
Рассмотрим трансакционные издержки, которые возникают при покупке и продаже, например финансового продукта или услуги. Сначала выясним, как данная проблема выглядит со стороны покупателя. Трансакционные издержки включают:
- затраты на получение  информации о предлагаемых на  рынке финансовых продуктах или  услугах; 
- затраты, в том  числе времени, на выбор финансового продукта (услуги);  
            - затраты на оформление сделки купли-продажи такового. 
Следует отметить, что  здесь возникает проблема в связи  с появлением вторичных трансакций, когда, например, покупатель нанимает юриста, который, в свою очередь, использует услуги охранника, секретаря, ассистента. Вот почему определение издержек как трансакционных является относительным. В данном случае расходы на услуги юриста являются элементом трансакционных издержек покупки продукта. 
При продаже к трансакционным относят те издержки, которые не надо было бы нести, если бы продавец продал его сам себе. В трансакционные издержки продажи финансового продукта входят: расходы на рекламу; издержки, связанные с доказательством надежности для контрагента (репутация); время и средства, затрачиваемые на демонстрацию возможностей продукта потенциальным покупателям; оформление сделки.
При анализе сделки по покупке финансового продукта или  услуги мы сталкиваемся с ситуацией, когда трансакционные издержки делятся  с точки зрения возможностей их количественной оценки. Данной оценке относительно легко поддаются трансакционные издержки по непосредственному оформлению сделки, поиску информации, рекламе.
Оценка же затрат на выбор  финансового продукта или услуги покупателем и соответствующие затраты продавцами, отчасти затраты на создание своей репутации, могут быть осуществлены с большим трудом через определение величины вмененных издержек.
Внутрифирменные трансакционные услуги.
Переходя от анализа  трансакционных издержек в связи  с поведением отдельных экономических агентов (покупателей и продавцов) к анализу их в связи с поведением групп, следует отметить, что наряду с общими моментами, когда фирма выступает как один из субъектов рынка, возникают и специфические, когда рассматриваются трансакционные издержки в связи с внутрифирменными отношениями, осуществлением внутрифирменных трансакций [1].
Предлагаются два варианта оценки трансакционных издержек. 
             Первый вариант заключается в рассмотрении сети контрактов как некоторой последовательности в рамках определений иерархической структуры: между владельцами фирмы и менеджерами, менеджерами и контролерами, контролерами и рабочими. В этом случае структура трансакционных издержек изменяется в зависимости от уровня, на котором   рассматриваются контракты. На высших уровнях более значительна доля издержек получения, обработки и предоставления информации, на низших выше доля издержек, связанных с контролем выполнения контрактов по найму. 
             Второй вариант предполагает более простую схему: акционеры как бы заключают контрак
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.