Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


доклад Архитектура городов Германии

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 04.05.2013. Год: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План выступления
 
    Вступление 
    Описание дороманского периода в Германии, Каролингское возрождение.
    Фахверк
    Романская архитектура
    Готика
    Барокко, рококо
    20 век: Веркбунд, эпоха национал-социализма
 
Искусство Германии своими корнями уходит в глубокую древность. Когда на территорию Римской империи пришли с востока германские племена, то вместе с характерными для кочевников предметами быта они принесли очень древнюю художественную традицию, известную как "звериный стиль". Для него было характерно сочетание форм  заимствованных из животного мира, ленточных и  растительных орнаментов.
После падения Древнего Рима на территориях бывших римских провинций возникли варварские германские королевства. В V - VIII веках над Европой пронеслась бурная эпоха "Великого переселения народов",  которая  завершилась  в период создания империи Каролиногов.
Империя Карла Великого (VIII в.), в состав которой входила часть территорий современной Германии, Франции, Италии и других государств, оказала огромное влияние на развитие европейского искусства в целом. 
Столица империи находилась в Ахене - одном из древнейших немецких городов. Империя Каролингов просуществовала не долго, но ее успехи в области культуры  оказались куда более долговечными.
Карл  Великий издал указ о создании школ при монастырях. Он приглашал в столицу филологов, архитекторов, музыкантов, асторономов со всех земель империи. Это стремление сохранить наследие древних классиков было частью амбициозных намерений Карла Великого восстановить наряду с императорским титулом цивилизацию античного Рима. Император принимал личное участие в деятельности по реализации этих планов, надеясь внедрить культурные традиции славного прошлого в полуварварское сознание своих подданных.
Во время правления  Карла Великого возродилось изучение классической латыни, создавались Скриптории -  учреждения для переписки и хранения рукописей. Львиная доля латинских рукописей дошла до нас благодяря усилиям именно этой эпохи. При дворе императора сложился кружок ученых, называемый Академией, где обсуждались актуальные научные проблемы, вопросы филосифии, истории, искусств. 
Удивительно, но это во многом ему удалось. Таким образом, Каролингское возрождение можно назвать первым, и, по-видимому, наиболее важным этапом взаимопроникновения  кельтско-германской и средиземноморской культур. После смерти Карла Великого его империя постепенно распалась на Францию, Германию, Италию, согласно трем главным национальностям после того, как в 843 г. в Вердене наследники, после длительных выяснений, заключили договор о разделе империи. Но влияние ярчайшего человека той эпохи - Карла Великого - ощущалось в Европе и в последующие века. В Германии династия каролингов прекратилась в начале Х века.
Историки называют эту  эпоху КАРОЛИНГСКИМ ВОЗРОЖДЕНИЕМ. Даже форма букв латинского алфавита, которая до сих пор используется в книгах,  пришла к нам из книг каролингской эпохи. 
С IV по XIII век в Европе был малый климатический оптиум. Средиземноморская растительность расширила свой ареал на сотню километров к северу. Зерновые вновь стали возделывать в Исландии. В Европе наиболее тёплый период отмечался между 1150-1300 гг. 
     На территории, которая позднее станет зоной распространения фахверкового строительства, в этот период расселяются германские племена. Германцы, только перешедшие к оседлости, не создали значительных архитектурных сооружений. Строения возводились исключительно из дерева каркасным способом. Сплетённые из прутьев стены  обмазывались глиной разных оттенков. Самым распространённым типом жилища была «трёхнефная халле». Эти прямоугольные в плане полуземлянки обычно имели размер 5,25 м и разделялись двумя параллельными рядами столбов на три зала. Очаг располагался в центре жилища. Мягкий климат рассматриваемого периода позволил распространиться таким постройкам вплоть до Скандинавии. По данным археологических раскопок, на протяжении раннего средневековья жилища германцев не претерпевали существенных изменений. Это очевидно можно объяснить тем, что данные строения вполне удовлетворяли тёплому климату оптиума.      
       После тёплой эпохи наступило новое похолодание, которое получило название малого ледникового периода. Этот период продолжался вплоть до конца XIX века.  
       Анализ летописей и записей очевидцев позволяет заключить следующее. В начале XIV века зимы в Европе стали более суровыми. Замерзали Балтийское и Адриатическое моря, Генуэзский залив. На юге Франции вымерзли оливковые деревья. Виноградарство Англии и северной Германии пришло в полный упадок. Вся первая четверть XIV в. характеризовалась очень большой концентрацией экстремальных климатических явлений.                   
  Таким образом, повсеместно распространённая до той поры в Западной Европе полуземлянка становится непригодной для проживания. Во время суровых морозных зим грунт стал промерзать, а вместе с ним и земляной пол «трёхнефных халле». Из-за влаги, скапливающейся в точке росы, воздух помещения становился сырым, что неблагоприятно сказывалось на здоровье обитателей такого жилья и долговечности деревянного каркаса.            
 На основе традиций  германского каркасного строительства  при заимствовании некоторых  принципов древнеримской архитектуры  на смену «трёхнефной халле» в начале малого ледникового периода приходит фахверковая постройка, полностью удовлетворяющая изменившимся климатическим условиям региона. Увеличивается толщина стен, усовершенствуется поддерживающий их каркас, дом приподнимается над землёй и ставится на фундамент, очаг заменяется печью. Старейшая сохранившаяся фахверковая постройка (рис. 3) датируется именно началом XIV века – началом похолодания в Западной Европе. За последующее столетие фахверк распространяется по всему региону применения «трёхнефной халле».  
____________________________________________________________           
 Формообразование  в архитектуре германских племён  как самоорганизующаяся система  под действием внешних факторов (похолодание климата) пришло  к концу XIII века в точку бифуркации.  Новым аттрактором, по которому начала развиваться архитектура региона, стал фахверк.
Деревянные каркасные  конструкции – фахверки – были распространены в светской архитектуре  немецких земель почти повсеместно. Вообще деревянная архитектура была известна во многих странах Европы, но здесь она достигла наивысшего расцвета (хотя ее традиции были сильны также в Англии и Нормандии). Техники деревянного зодчества использованы более чем в 90% средневековых построек Германии.
Многие города на побережье Северного моря, до сих пор считающиеся типично средневековыми, с течением временем утратили все деревянные постройки. Чтобы познакомиться со средневековой деревянной архитектурой, надо побывать в таких городах, как Кведлинбург, Гослар, Целле, Дудерштадт, Мюнхен, Швабский Галль, или в Кольмаре.
Фахверковая конструкция  состоит из деревянного каркаса  и наполнителя – глины или  кирпичей, которыми заполняют промежутки между брусьями. Конструктивные элементы в ней выполняют одновременно и декоративную функцию. Видимый снаружи, деревянный брус, дает четкое представление о структуре здания, поэтому отпадает необходимость в таких стандартных элементах классической архитектуры, как фризы, карнизы, пилястры.
Фахверковая конструкция  находила самые разнообразные применения: на каркасе из деревянных брусьев строили жилые дома, складские помещения, укрепленные здания, больницы, ратуши и даже маленькие церкви. Но у деревянных построек был серьезный недостаток: уязвимость при пожаре (хотя дубовая древесина относительно устойчива к воздействию высоких температур).
Городские власти нередко  принимали противопожарные меры, запрещая настилать крыши из соломы или возводя толстые каменные брандмауэры (как, например, в Оснабрюкке). Кроме того, они поощряли замену деревянных фасадов каменными, как в Нюрнберге.
Этот процесс начался, по-видимому, раньше, чем предполагают многие исследователи. К примеру, дом 12 по Обер Кремергассе в Нюрнберге  обзавелся каменным фасадом не позднее 1398 года. Впрочем, на внешнем виде здания это почти не отразилось, за исключением конфигурации окон. Соседние здания с деревянным каркасом на каменных цоколях датируются более поздним  
периодом (1452-1560 годы).
Типичное гильдейское  здание периода около 1480 года – гильдия  «Братство Михаэля» – стоит на рыночной площади «деревянного» города Фрицлара. От соседних, жилых домов его отличают расположенный на первом этаже зал, в который ведут две аркады со стрельчатыми арками, и эркер, охватывающий три этажа – со второго по четвертый. На уровне крыши этот эркер преображается в восьмигранную башню со шпилем.
Столь узкая постройка  – результат законодательных  ограничений, связанных с планировкой  города: под дома с выходившими  на улицу фасадами, отводились маленькие  участки. Конструкция этого здания гильдии восходит к франконской традиции деревянного зодчества, распространенной в Центральной и Западной Германии.
В Эхингене (Швабия) сохранилось  здание больницы Святого Духа, выстроенное  в характерной алеманнской традиции фахверков, которая господствовала в юго-западных землях Германии. Отличительными чертами ее являются маленькие окна, втиснутые в узкие пространства между перемычками, и большие расстояния между стойками рамы. Стойки вместе с распорками образуют различные геометрические фигуры.
Дом на Кнохенхауэрштрассе в Брауншвейге может служить образцом фахверка, типичного для Нижней Саксонии. Характерные черты этого типа: брусья расположены под прямым углом друг к другу, верхние этажи выдаются далеко вперед, стойки рамы разделены узкими интервалами, ряды близко расположенных окон образуют так называемый «фонарь». Подоконники украшены резьбой, надписями и типичными позднеготическими орнаментами.
В 1480 году в Нойштадте  близ Марбурга была воздвигнута башня  Юнкер-Ганзен – круглое укрепленное  здание смешанной конструкции, в  которой камень сочетался с деревянным каркасом. Башня служила для защиты замка и небольшой деревушки. В архитектурном отношении она представляет собой нечто среднее между донжоном замка и бастионом крепостной стены.
Что же это за строения и для чего их строили? Для чего заполнять пустоты деревянного каркаса кирпичом, если есть возможность построить более долговечное, полностью кирпичное здание? Основная причина в том, что леса было много, он был относительно недорог и доступен.
С начала XVIII века из соображений пожарной безопасности началось строительство каменных домов с черепичными крышами. Издавались специальные предписания, в которых муниципальные власти рекомендовали убрать из города деревянные строения.
 
Романская архитектура опиралась на достижения предшествующего периода, в частности Каролингского Возрождения, и формировалась под сильным влиянием традиций античного, византийского или арабского искусства, отличаясь большим разнообразием форм. Это было связано с походами Карла в Италию, где его архитекторы могли познакомиться с опытом строительства базилик, а также украшения колонн и капителей. 
Многие замки, монастыри и городские сооружения этого стиля более походили на крепости. Легко горящее дерево довольно быстро заменилось в них камнем. Сам тип феодального замка окончательно сложился именно в эту эпоху.
Средневековый замок строили на возвышенности, крутом утесе и окружали толстыми мощными стенами с башнями и бастионами, а снаружи глубоким рвом и подъемными мостами.
С развитием торговли в XI-XII веках  все большую роль начинают играть города. Они защищались рвом и мощными  крепостными стенами (часто в  несколько рядов) с высокими дозорными башнями. Стены эти сдерживали разрастание города вширь, и ему поневоле приходилось расти вверх, увеличивая этажи зданий.
Романский стиль - это исторический стиль зрелого Средневековья, характеризующийся общностью типов построек, их конструктивных приемов и выразительных средств.
Романский стиль - это исторический стиль зрелого Средневековья, характеризующийся общностью типов построек, их конструктивных приемов и выразительных средств.
Наиболее характерные проявления стиля можно увидеть на примерах средневековых замков и храмов.
Форма романского храма, его  планировка отвечали потребностям культа. Храм вмещал массу людей, различных  по социальному положению: мирян  и духовенство, простых людей  и знать. Он был рассчитан также  на многочисленных паломников. Паломничество к местам, где хранились мощи и реликвии святых, было характерно для этой эпохи. Все это вызвало необходимость увеличения размеров храма, создания дополнительных помещений и разграничение внутреннего пространства на зоны.

 

Особенности романской  архитектуры обусловлены применением сводчатых перекрытий, которые с развитием строительной техники заменяют плоские. Воздвигались и простейшие полуциркульные, а позже крестовые своды, известные еще римлянам.
Тяжесть каменного свода (толщина  его в отдельных случаях доходила до двух метров), его давление вниз на опоры и боковой распор потребовали утолщения стен, замены колонн тяжелыми массивными столбами. Стремление зодчих с самого начала было направлено к тому, чтобы облегчить давление свода, поднять центральный неф над боковыми и осветить его окнами.
Внутреннее пространство в романском  соборе строго замкнуто и окружено со всех сторон инертной каменной массой. Интерьер воздействует грандиозностью пространства, удлиненным и высоким средним нефом, обилием гладких поверхностей стен с щелевидными окнами, тяжелых арок, массивных колонн, которые рождают впечатление спокойного величия и неподвижности.
В романской  архитектуре применяются традиционные римские формы: полуциркульные арки, столбы, колонны. Но романские колонны не имеют устойчивых типов ордеров. Пропорции и формы капителей разнообразны,  их декор не имеет аналогии в истории архитектуры.
В ранний период капители, по форме  близкие к усеченной пирамиде, обычно покрывались орнаментом со стилизованными мотивами растений и фантастических животных. В эпоху зрелости стиля часто применяется скульптурная капитель.
Самый яркий пример романского стиля  в Германии - Вормский собор. В Вормском соборе (1171 —1234), построенном из желто-серого песчаника, четкие грани наружных форм ясно выражают объемно пространственную структуру здания.

Приземистые башни  средокрестия и четыре как бы врезающиеся  в небо высокие круглые башни  с конусообразными каменными  шатрами по углам храма придают  ему характер суровой крепости. Повсюду  доминируют гладкие поверхности непроницаемых стен с узкими окнами, лишь скупо оживленные фризом в виде арочек вдоль карниза.
Слабо выступающие  лизены («лопатки» — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют арочный фриз, цоколь и галереи в верхней части. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Центральный неф перекрыт крестовым сводом и приведен в соответствие с крестовыми сводами боковых нефов. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа, приходится два пролета боковых.
Самыми важными точками на символическом  пути верующего в храме становились  начало пути - портал и цель этого  пути - престол. Форма средневекового портала уже сама по себе символична. Квадрат двери, перекрытый полукруглым  тимпаном, символизировал землю, перекрытую небом.
Недаром латинское слово "arcus" переводится как "арка, дуга, лук, свод, изгиб, радуга". Особенно по душе было средневековым авторам значение арки как радуги. Ведь по средневековым  понятиям радуга - мост между землей и небом.

Входной портал символизировал Силу и Могущество, переход из мирской жизни в священную. Символизировал он и Христа, ведь сам Христос говорил: "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет".
Имел символическое значение и  размер двери. Их делали уже за счет уменьшающихся арок, опираясь на евангельское: "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их".
Роза - круглое окно на фасаде над  порталом появилось уже в романское  время и часто символизировало  солнце, Христа или Деву Марию, про  которую говорилось, что она - "роза без шипов".
Своеобразным и типичным украшением романского храма становятся скульптуры. Очень рано проявилась основная особенность  романской скульптуры - она не приставлена  к стене, не прилаживается к ней  извне, но составляет одно целое со стеной, как бы извлекается из нее.
Страной, где  искусство средневековой скульптуры расцвело в полной мере, стала Германия. Немецкие средневековые соборы буквально наполнены скульптурными изображениями.

В немецких землях в XIII-XVI веках над самым алтарем подвешивали свободно парящее огромное распятие. Однако чаще между алтарем и храмом устраивали невысокую алтарную стенку - леттнер, украшая ее многофигурными скульптурными композициями распятие с предстоящими - Богоматерь, Иоанн Креститель, архангелы.
Большое место в романском, а  потом и в готическом соборе занимают статуи реальных исторических лиц. Это  либо донаторы - дарители, содержатели  храма, либо короли и князья, захороненные в соборе.
 
 
     Бамбергский всадник
В Германии символом XII века стал "Бамбергский всадник" - конная статуя рыцаря или короля, помещенная в соборе св. Петра в городе Бамберг.
Даже в алтарной части собора ставятся статуи земных правителей. Так  за леттнером собора св. Петра и  Павла в Наумбурге расположена  целая галерея с 12 статуями маркграфов - наумбургских правителей. На многих скульптурах уцелела интересная раскраска.
Здесь особенно ярко выявилось своеобразие  западно-христианской скульптуры по сравнению  с восточно-христианской иконописью. Скульптура намного натуралистичнее иконы. Здесь правильнее пропорции, естественнее позы, детальнее разработаны одеяния.
В скульптуре чаще передается не отрешенность и погруженность в духовный мир, а вполне земные переживания. Особенно большую роль при этом играют жесты, которых почти лишена икона. В  немецкой же скульптуре жесты передают практически все эмоциональные оттенки.
Да и сюжеты часто выбираются вполне земные. Например, в декоре собора св. Петра в Бамберге изображены спорящие апостолы - они обсуждают трудные для понимания места из Ветхого завета. Все они очень разные, со своими индивидуальными чертами, и движения их активны, действенны.
Романский храм сильно различался внутри и снаружи. Если наружный вид храма был скорее мрачным, крепостным, то внутри он должен был напоминать о царстве Божьем.

Росписями покрывались  практически все стены. Расписывались даже скульптуры. Стволы колонн, и те были раскрашены. На наружные стены храма выливались только росписи портала (тимпана и поддерживающих его колонн). Особенно прихотливо и разнообразно расписывались капители колонн. Здесь изображали сцены из Священного писания, Жития святых, персонажей светских литературных произведений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Наружный вид романского собора суров, прост и ясен. Он воздействует конструктивной логикой и предельно четко передает внутреннюю структуру здания.
Романский храм - это  единый, замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, стены обхода — над капеллами, над ними — главная апсида.
Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Они придают нерушимую устойчивость всему сооружению. Стены с массивным  цоколем сближают внешний облик собора с крепостью.
Городской собор XIII века - это не только место богослужения. И на площади  перед собором, и в самом соборе происходят диспуты, читаются лекции, разыгрываются театральные представления.
Поэтому собор теперь должен был вмещать почти все, сильно возросшее население города. Соборная площадь была центром города. Вокруг строились общественные здания, дома богатых бюргеров.


К концу XII в. Германии на смену романскому искусству приходит готика. Термин был впервые применен ренессансными историками для характеристики всего средневекового искусства.
Эпоха готики (конец XII - XV вв.) - это  период, когда в средневековой  культуре все большую роль начинает играть городская культура. Во всех областях жизни средневекового общества возрастает значение светского, рационального начала. Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере.
Одной из особенностей развития архитектуры  в Германии является сознательное сохранение романских традиций в готике. В дальнейшем отличительными чертами германской готики, особенно на юго-западе, было применение каркасной системы в строительстве дальних церквей и центрических в плане сооружений, а также создание однобашенного фасада.
В готический период большого развития достигла гражданская архитектура. Немецкие города впервые выступили на историческую арену в XI в. В течение двух следующих столетий они добились независимости и культурного подъема, который продолжался вплоть до XVI столетия.
Так же как и в других странах. Запада феодальной эпохи, средневековый город Германии был городом укрепленным. На крепостных стенах возвышалось множество башен. Городские стены с башнями и подъемными мостами сохранились во многих  городах, например в Нюрнберге, Динкельсбюле. А в Ротенбурге-на-Таубере можно подняться на крепостную стену, пройти по ней и спуститься в подземелья и казематы.
 
 
 
Строительство готических храмов осуществлялось не только церковью, но и городами. Причем самые крупные сооружения, и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. Назначение готического храма было не только культовым, он служил и центром общественной жизни в городе. В нем читались университетские лекции, разыгрывались мистерии. Разного рода светские и церковные церемонии устраивались и на соборной площади, собирая толпы горожан. Соборы строились "всем миром", часто сооружение их длилось десятки лет, а иногда и несколько веков.
Динамическая устремленность ввысь всех форм собора отражала христианскую идею устремленности души праведника к небу, где ей обещано вечное блаженство. Главная особенность готического собора - устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, арки стрельчатой формы, во многом определяющие внутренний и внешний вид собора. Вся тяжесть громады собора ложилась на его каркас. Это позволило делать тонкие стены, в которых вырезались огромные окна. Самым характерным мотивом готической архитектуры стала стрельчатая арка, которая как бы тянула здание к небесам.

Готические соборы украшали резобой по камню, выполняя сложные геометрические орнаменты на фасаде. С готическим зодчеством неразрывно связано развитие скульптуры, которой принадлежала ведущая роль в изобразительном искусстве этого периода. Готическая скульптура более подчинена архитектуре и имеет более самостоятельное значение, чем романская.
В многочисленных нишах на фасадах соборов помещались фигуры, олицетворяющие догматы христианской веры. Живые позы, легкие изгибы придают им подвижность, динамичность, в отличие от романских. Сами образы святых стали более разнообразными, конкретными, индивидуальными. Наиболее значимые фигуры были прикреплены к колоннам в проемах по сторонам от входа в собор.
Характерные черты готической скульптуры могут быть сведены к следующему: интерес к явлениям реального мира; фигуры, олицетворяющие догматы и верования католической церкви, становятся более реалистичными; усиливается роль светских сюжетов; появляется и начинает играть главенствующую роль круглая пластика. Прекрасный пример- скульптура Кёльнского собора
Готический стиль  изменил облик средневекового города, способствовал развитию светского строительства. В городах начинают возводить Ратуши с открытыми галереями. Гражданская городская архитектура Германии наиболее совершенно выражена в общественных зданиях - в ратушах и гостиных дворах.
Замки аристократов все более напоминают дворцы. Богатые горожане строят дома с островерхими двускатными крышами, узкими окнами, стрельчатыми дверными проемами, угловыми башенками.
В готическую эпоху высокого расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. Готика преобразила бытовые вещи, мебель, различные предметы церковного обихода.

Наиболее яркий  и впечатляющий пример средневековой готики - знаменитый Кёльнский собор. 

 
Архитектура Германии в стиле барокко
Упадок строительной деятельности в Германии, наблюдавшийся в связи  с Тридцатилетней войной (1618—1648), давал  себя знать в течение всей второй половины XVII века. Слишком велико было народное разорение, для того чтобы жизнь могла быстро войти в свою мирную колею. Строительство приобретает размах лишь с началом нового XVIII столетия.
Война привела к еще  большей территориально-политической раздробленности Германии, что наряду с отставанием в связи с войной развития архитектуры обусловило ее стилистическую неоднородность и наличие иностранных влияний в отдельных региональных школах:  
- французское зодчество оказало воздействие на Западную Германию, Баварию;  
- нидерландское — на северную часть страны;  
- итальянское — на Южную Германию (Нюрнберг, Аугсбург).
Особенно следует подчеркнуть  значение эмиграции итальянцев. Среди  последних надо отметить Агостино Барелли, Энрико Цукалли, Антонио Петрини, а  также Гаэтано Киавери, до приезда в Германию работавшего в петровское время в России. В новом ренессансном стиле в XVI в. строятся ратуши, жилые дома, торговые сооружения.
После завершения Тридцатилетней войны в центральной Европе начинается постепенное обновление архитектурных  стилей: на первом этапе главную роль играли итальянцы, а с 1680-х г. в Баварии появляются первые великие творения местных архитекторов — церковь в Каппеле Георга Дитценхофера и аббатство в Обермархтале, построенное Микаэлем и Кристианом Тумбами. На рубеже XVII-XVIII вв. на авансцену выходит целое поколение художников, родившихся между 1б55 и 1б70 гг. Многие из них получали образование в Италии. Пёппельман работает в Саксонии, Шлюттер в Пруссии, Эффнер в Баварии, Фишер фон Эрлах и Лукас фон Хильдебрандт в Австрии, Кристоф Дитценхофер и Сантини-Айкель в Богемиии, Иоганн Дитценхофер во Франконии. Прандтауэр, Моосбрюггер и Франц Бир продолжают старую традицию монастырской архитектуры: первый создает аббатство в Сен-Флориане и Мельке, второй в Айнзильдене, третий в Вайнгартене.
По образцу Версаля  в Германии заложен город-резиденция Карлсруэ (1752—82, архитекторы Л. Ф. де ла Гепьер, Ф. А. Кеслау). Основатель города маркграф Карл Вильгельм пожелал, чтобы главные улицы города лучеобразно расходились в стороны от центрального дворца, благодаря такой планировке Карлсруэ называют городом-веером.
С помощью довольно дешевых  строительных материалов пытались создать  впечатление благополучия и роскоши. Однако также обращаются к редким и необычным материалам — раковинам из тропических морей, янтарю, лаковым панно из Китая. Именно в эту эпоху в Пруссии созданы главные панели прославленной Янтарной комнаты. В Саксонии начинается история западноевропейского фарфора, когда мастерам и ученым удалось создать аналог фарфора Китая (мейсен).
В южные княжества  приглашены мастера из Италии, которые  соревнуются в создании странных, капризных сооружений и декора, что были исключениями даже в самой Италии. Всё это подготовило почву для развития немецкого рококо, среди лучших образцов которого — павильоны Цвингера в Саксонии и ансамбль и дворец Сан-Суси в Пруссии.
Баварский двор, союзник Франции в войне за испанское наследство, в начале XVIII в. становится центром французского влияния. Француз Франсуа Кювилье активно способствовал распространению в Германии воздействия французского рококо, его наиболее известная работа - павильон Амалиенбург в Нимфенбургском замке.
Бавария выдвинула ряд  очень талантливых мастеров, создавших  немало характерных произведений барочного  плана. Среди них должна быть названа  небольшая церковь Иоганна Непомук в Мюнхене, обладающая очень красивым, хорошо запоминающимся пластичным фасадом (автор — архитектор Е.-К. Азам).
Наиболее значительным мастером берлинской архитектуры начала XVIII века был Андреас Шлютер. Переход  от барокко к классицизму в берлинской архитектуре отразился в творчестве Георга Кнобельсдорфа, построившего в годах одноэтажный дворец Сан-Суси (1745—1747) в Потсдаме. и оперный театр в Берлине (1750), в котором наблюдается некоторое усиление классицизма - в ордерах фасада, коринфском портике, хотя интерьер театра выполнен в стиле рококо.

Веркбунд

Помимо архитектурных  открытий в области готики и романского искусства, Германия стала передовой  страной и настоящей архитектурной столицей в XX веке. Именно Германия стала родоначальнецей таких прогрессивных течений как ВЕРКБУНД и БАУХАУЗ. Идеи функционализма и конструктивизма нашли плодородную почву в Германии. Крупнейшие мастера Баухауза Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ, Марсель Брейер, эмигрировав в 30-е годы из фашистской Германии в США, внесли большой вклад в развитие дизайна в Америке.
Веркбунд — художественно-промышленное объединение XX века в Германии
Веркбунд — реформационное движение в области прикладного, промышленного дизайна в Германии начала XX века, связанное с приходом эпохи индустриализации, обособления «Технической формы» фабричных изделий от изделий ручного производства. Веркбунд утвердил положение серийного производства и сотрудничество людей с техникой. Он оказал значительное влияние на все последующие и даже современное школы дизайна. Веркбунд на 12 лет опередил создание новой художественной школы Баухауз. Будучи инициатором функционального искусства Веркбунд подготовил деятельность Баухауза и его передовых участников. Их отличие состояло в том, что деятельность Баухауза была направлена на теоретическую подготовку, а задачей Веркбунда было непосредственное влияние на производство. Идеи Веркбунда были близки положениям искусства СССР 1920-х гг. Они сходились в понятиях: «общественная полезность», «связь искусства с повседневной жизнью и социальной практикой», «конструктивное творчество».
Предпосылки и задачи объединения
Уже в 1860-х Земпер излагал в своих работах принцип целесообразности. Упадок в архитектуре середины XIX века перешел в 90-х годах в глубокий кризис художественного производства. Быстрое техническое развитие Германии сделало ее центром обновления архитектуры. Конфронтация с конкурирующими странами требовала от Германии проведения прогрессивной линии в области культуры.
В Германию были приглашены архитекторы Йозеф Ольбрих и  Анри ван де Вельде, стали организовываться промышленные выставки. Германия так  быстро приняла искусство модерна, что Анри ван де Вельде назвал ее «американейшей страной, в которой все возможно».
Чувственно-романтический  Модерн, пытался решить вопрос о  едином формообразовании путем обволакивающего  орнамента и внешнего воздействия  на разнородную по своей природе  техническую форму. В решении этой задачи Веркбунд противопоставил себя модерну.
Основой сотрудничества художников и промышленников стал рационализм, желание использовать в продукции  массового машинного производства интеллектуальную проработку, эстетику и естественные добротные материалы. Три основы нового искусства составляли: рациональная конструкция, лаконичная форма и откровенная функциональность. Несмотря на общие установки, споры о иерархии их трех составляющих нередко приводили к конфликтам и столкновениям художественных группировок. Мутезиус высказывался за первенство функции и конструкции при формообразовании. Карл Шмидт был сторонником простых форм и органичной конструкции. Мутезиуса же волновала проблема минимальных затрат времени на ее воплощение и методов типизации форм. Шмидт был озадачен ее этической стороной, Фридрих Науман разработал теорию о «немецком стиле». Анри ван де Вельде, не приемлющий каноны, дисциплины, «стерилизацию» искусства проповедовал творческую свободу.
Благодаря своей социально-культурной значимости, ведущее место в иерархии искусств занимала архитектура. За ней следовали декоративное искусство (мебель), ремесла (посуда) и графика (полиграфия).
Организация вела активную педагогическую деятельность. Ее целью  было воспитание и пропаганда у потребителя привычки к новому типу форм. В изданиях излагались, сведения по истории, физическим, химическим и техническим особенностям различных материалов, возможностях их имитации. Совместно с Союзом торгового образования Веркбунд организовал курсы, циклы лекций. История объединения
В 1900 году более 16 тысяч  человек входили в объединения  художественно-ремесленной промышленности. Выставка «Немецкое искусство» 1901 года в Дармштадте ознаменовала отказ  от модерна. Программным представлением тенденции«стала III Всеобщая выставка немецкого прикладного искусства, 1906 году в Дрездене. Под ее влиянием произошло объединение мастерских Дрездена и Мюнхена в единые Немецкие мастерские прикладных искусств и ремесел. Успех движения также определила заинтересованность промышленных предпринимателей в совершенствовании качества и формообразования (1907 года в Всеобщую электрическую компанию (АЭГ) был приглашен архитектор Петера Беренс). 7 октября 1907 года в Мюнхене комитетом из двенадцати художников и двенадцати фирм было объявлено об образовании Немецкого Веркбунда (Deutscher Werkbund). Центром Объединенных мастерских прикладных искусств стал Хеллерау. В Хагене был открыт Новый немецкий музей искусства, от него по всей Германии должны были циркулировать выставки. Объединение имело выставочные залы в двадцати двух городах страны.
До 1918 года организацией руководили три его создателя: Герман Мутезиус, Карл Шмидт и Фридрих  Науман, при участии Рихарда Римершмида и Фрица Шумахера. Ведущими мастерами  объединения были Теодор Фишер, Петер Беренс, Иозеф, Вильгельм Крайс, Мис ван дер Роэ, Вальтер Гропиус, Бруно Таут, Шарль Эдуард Жаннере (Ле Корбюзье). В ее состав входили художники, представители промышленности и музейные работники.
В 1908 году в состав Веркбунд входили 490 человек, в 1910 — 732, в 1913 -1132, в 1914 — 1870. В Европе началось Веркбунд-движение. 1910 году оформились Австрийский Верк-бунд и шведский Slojdsforening, в 1913 году — Швейцарский и Венгерский Веркбунды, в 1915 году — в Англии основана Design and Industries Association.
1914 году — последнее  крупное мероприятие НВБ перед  первой мировой войной — выставка  в Кельне, представившая в качестве  экспонатов целые архитектурные  комплексы. (один из них — Стеклянный  дом Бруно Таута ).
Послевоенное время  из-за трудностей сбыта продукции многие мастерские закрывались. В 1919 была основана школа архитектуры, изобразительного и прикладного искусства — Государственный Баухауз. Ее основатель Вальтер Гропиус объединил Великогерцогскую высшую школу изящных искусств в Веймаре и Великогерцогскую школу художественных ремесел. Параллельно с работой Баухауза продолжалась педагогическая деятельность НВБ. В конце 20х гг организацию возглавил Мис ван дер Роэ. В 1932 — открылась выставка общественных помещений высотного жилого дома в Париже. В 1933 году крупнейшее объединение военного поколения Немецкий Веркбунд был закрыт национал-социалистами. После окончания второй мировой войны началось возрождение Немецкого Веркбунда на западе Германии, с центром в Дюссельдорфе. В 1950 году по его инициативе был основан выставочный Дом промышленной вещи в Эссене. Развитие дизайна в ФРГ продолжало идти под влиянием НВБ до 1960-х годов. В 1971 году был создан Архив Веркбунда и его издание»Werk und Zeit.
Архитектура эпохи  национал-социализма (нем. Architektur im Nationalsozialismus) демонстрирует господствующие архитектурные стили, методы строительства и городского планирования, применявшиеся в Германии в период господства в нейнационал-социалистической идеологии (1933-45 гг.). Определённое влияние архитектура эпохи национал-социализма оказала и на строительные проекты в послевоенной Германии.
Вожди национал-социалистической Германии, а также работавшие под их руководством архитекторы и планировщики пытались создать особый, национал-социалистический стиль архитектуры, опираясь на неоклассический европейский стиль и национальные германские традиции. В то же время для использования в узких рамках рассматривались также и достижения современных течений в архитектуре. Особое значение имела необходимость считаться с личными взглядами А.Гитлера на зодчество. Категорически отвергалась архитектура модернизма, в том числе и немецкий стиль Баухаус. Представители Баухаусаподвергались преследованиям, сам же стиль был заклеймён в нацистской прессе как «культурно-большевистский», «бездушный» и «ненемецкий».
С развитием в Германии периода 1933—1935 годов «патриотического» движения Тингшпиль с созданием и оформлением мест проведения Тинг-торжеств отдельные элементы псевдо-древнегерманского стиля (в орнаменте и пр.) проникают и в официальную, в том числе и в СС-архитектуру (при строительстве CС-Орденсбургов). При планировании и разбивке парковых территорий в Германии 30-х годов как правило учитывались вопросы, связанные с сохранением природного ландшафта и охраной животного/растительного мира. Ведущим представителем в этой области являлся парковый архитектор Элвин Зайферт.
Ведущий представитель школы «Архитектура защиты Отечества» (Heimatschutzarchitektur), одной из разновидностей модернистской архитектуры, Пауль Шульце-Наумбург, начиная с 1935 года подвергается критике со стороны Гитлера. Ведущим архитектором Третьего Рейха был признан Альберт Шпеер, последователь неоклассической традиции, в то же время не отвергавший и отдельных модернистских влияний. Как в городском строительстве, так и в технологическо-производственной архитектуре национал-социалистами ценились в первую очередь рациональность и функциональность постройки как первый и главный признак технического прогресса в архитектуре. В то же время в Германии 30-х — 1-й пол. 40-х годов ХХ века не предъявлялось жёстких требований и не осуществлялось диктата «как обязательно надо строить». Государственные органы, распределявшие заказы на проектирование и строительство, просто не замечали специалистов, отходивших от требований, предъявлявшихся генеральной линией. В то же время для сооружения частных зданий и выполнения некоторых индустриальных проектов допускались и архитекторы, строившие в стиле международного модерна. Распределение архитектурных стилей по областям строительства в основном выглядело так:
    Национал-социалистский классицизм для государственных и партийных сооружений, залов по проведению агитационно-пропагандистских мероприятий;
    Архитектура защиты Отечества для строительства в городских пригородах, поселениях и в СС-Орденсбургах;
    Умеренный модерн для жилых и административных зданий;
    Функционализм для сооружения казарм, военного строительства, стадионов и других спортивных сооружений;
    Новая вещественность для промышленного строительства, технологических сооружений.
Архитектор комплекса партийных съездов НСДАП в Нюрнберге Альберт Шпеер сформулировал «Теорию ценности развалин». Суть ее сводилась к тому, что развалины монументов прошлого должны пробуждать героическое вдохновение. Для убедительности он сделал макет трибуны Цеппелинфельда, которая пробыла в заброшенности несколько поколений и поросла плющом. Данный макет он предъявил Гитлеру и изложил свою теорию. Гитлер счел соображения Шпеера логичными и приказал в дальнейшем осуществлять важнейшие стройки государства с учетом «Закона развалин»[1].

Отношение национал-социалистского руководства


Будучи художником с  задатками архитектора, А.Гитлер оценивал достижения каждой эпохи в том  числе и достижениями её архитектуры. О значении последней фюрер высказался на Первой Архитектурно-художественной выставке в Доме немецкого искусства в Мюнхене 22 января 1938 года:
«Если народы внутренне переживают времена своего величия, то выражают они эти переживания и отражают их также во внешний мир. В этом случае их слово прочнее просто сказанного. ЭТО СЛОВО ИЗ КАМНЯ».
Такое отношение Гитлера к зодчеству, его Слово из Камня пропагандируется в Германии в том числе и при помощи кинематографа. В течение 15 лет фюрер желает перестроить всю страну и оказывает личное влияние на осуществление многих проектов. Любимыми его архитекторами были Пауль Людвиг Троост, а после смерти последнего — Людвиг Руфф, затем Альберт Шпеер и Герман Гислер. Перед началом Второй мировой войны и по мере перехода инициативы в ней к союзникам, в нацистской архитектуре всё сильнее утверждается гигантомания в строительстве зданий, возводятся широчайшие лестницы, проектируются длинные и прямые проспекты (так называемые «оси (Achse)»), создаются циклопические планы, не привязанные к использованию для каких-либо целей — такие как радикальная перестройка Берлина, переходящего в новую столицу Третьего рейха «Германия», и спроектированное мегаздание Зал Народа (Volkshalle) в ней. Осуществление этих проектов требовало соверше
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.