Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Характеристика бюджетов зарубежных стран

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2013. Год: 2012. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования и  науки
Государственное образовательное  учреждение
высшего профессионального образования
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет Экономики и Менеджмента
Кафедра Экономики, Управления и Финансов
 
 
 
 
 
особенности функционирования бюджетных  систем в зарубежных странах
 
 
 
курсовая работа по дисциплине
«Финансы»
ТПЖА.080105.01.140-КР
 
 
 
 
Разработал студент
группы ФК -41           ______________________                
                                                                              (подпись)
                    
Завражных Е.Л.______                        
                                          ( дата)
 
Руководитель               ______________________
                                                       (подпись)
 
Гринь С.В.________  
                                          ( дата)
 
Работа      ________________________________                   
                         (допущена  или не допущена)
 
к защите
 
 
Работа защищена с оценкой ________________
 
(дата)

 
 
 
 
 
 
 
Киров, 2012 г.
Оглавление
 
Введение 3

1. Бюджетное устройство и бюджетная система зарубежных стран…………………... 5

1.1. Сущность государственного бюджета: понятие, функции…………………………….5
1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система в зарубежных государствах……....7
1.3. Бюджетное устройство унитарных государств……………………………………10
1.4. Бюджетное устройство федеративных государств………………………………..12

2. Особенности функционирования бюджетных систем в зарубежных странах………….15

         2.1 Бюджетная система Италии………………………………………………………….15

2.2. Бюджетная система Великобритании 18
2.3. Бюджетная система Соединенных Штатов Америки 20
    2.4. Бюджетная система ФРГ 23
        2.5. Бюджетная система Канады 24
        2.6. Сопоставление бюджетной системы России и зарубежных стран………………..27

3. ФРГ  и РФ: сравнительный анализ доходной  части федерального бюджета…………….29

Заключение…………………………………………………….………………………………..42
Список литературы 44
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
Актуальность темы «Особенности функционирования бюджетных систем в зарубежных странах» является очевидной, так как в новом столетии достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост реального ВВП, уровень безработицы, уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса и других во многом будет зависеть от бюджетного устройства. Сравнительный анализ бюджетных ведущих стран мира, учет преимуществ и недостатков каждой из них дает возможность построить такую систему бюджетного устройства, которая будет отвечать требованиям нового тысячелетия.   
Объектом исследования станет бюджетное  устройство и бюджетная система  зарубежных стран.
Причем, не просто как абстрактное  понятие, а на основе анализа зарубежного  опыта построения бюджетных систем и межбюджетных отношений развитых государств и современного  бюджетного устройства и бюджетного законодательства Российской Федерации 
Прежде всего, будут рассмотрены  такие понятия как бюджетное  устройство и бюджетная система, выявлена связь между бюджетным  устройством и административно-территориальным  делением стран.
В соответствии с актуальностью  темы цель настоящей работы состоит  в том, чтобы, проанализировав основные характеристики бюджетного устройства зарубежных стран, можно было сделать  вывод о том, что бюджетное  устройство это процесс динамичный во времени и зависящий от ряда причин, которые со временем так  же изменяются.
В данной курсовой работе рассмотрим следующие задачи:
Изучить основные понятия бюджетного устройства и бюджетных систем, основных принципов бюджетного устройства;
Рассмотреть порядок формирования бюджета;
Охарактеризовать налоговые платежи, как основу формирования доходной части  бюджетов всех уровней;
При написании данной работы использовались следующие методы и приемы: диалектический, исторический, абстрактно-логический; монографический; экономико-статистический (приемами которого выступают сравнение, метод абсолютных и относительных  величин, средние величины, ряды динамики, балансовый);.
В качестве теоретической и информационной основы исследования выступают работы ученых, связанных с изучением  теории и практики государственных  финансов и бюджета, законодательные  и нормативные акты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Бюджетное устройство и бюджетная система зарубежных стран

 
      Сущность государственного бюджета: понятие, функции
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная система. Госбюджет выступает как ведущее  звено. Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.
Через государственный бюджет и  местные бюджеты распределяется около 70% национального дохода страны. Свыше 80% доходов государственного бюджета составляют обязательные платежи  и налоги от предприятий государственной  формы собственности.
Сущность государственного бюджета  любой страны определяется ее социально-экономическим  строем, природой, задачами и функциями  государства.
Использование средств государственного бюджета осуществляется путем бюджетного финансирования государственных расходов – планового, целевого, безвозмездного и безвозвратного отпуска денежных средств на обеспечение процесса расширенного воспроизводства, содержание социальной сферы, обороноспособности и управления государством, с соблюдением режима экономии, при постоянном осуществлении контроля. 
В определении отражены три существенных признака бюджета:
    Централизованный фонд государства и различных государственных структур.
    Как экономическая категория - совокупность экономических отношений.
    Финансовый план, составляемый и принимаемый ежегодно как закон.
 
1) Бюджет – основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики. Бюджетные отношения возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти) и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного на удовлетворение общегосударственных потребностей.
2) Он служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. Данный признак бюджета имеют в виду, когда в официальных документах и в практике государственной работы говорят о финансировании из бюджета, о содержании тех или иных органов и учреждений за счет бюджета, об отнесении определенных расходов на бюджет. Бюджет - это не просто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он - смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
3) Бюджет представляет собой финансовый план государства. Этот признак заключается в том, что он является основным финансовым планом. Наряду с ним существуют другие, самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущее место.
Отмеченные признаки характеризуют  бюджет главным образом с точки  зрения его экономического содержания.
Правовые начала лежат в основе всех стадий бюджетного планирования, соблюдения бюджетной дисциплины по поступлению доходов в бюджет и расходованию средств из бюджета. Это обеспечивается бюджетной классификацией, юридическое значение которой состоит  в том, что в ее границах осуществляется компетенция представительных и  исполнительных органов всех уровней  в области бюджетного финансирования и исполнения.
В составе государственных расходов около двух третей составляют расходы  государственного бюджета.
Государство, при выполнении всех своих функций основные затраты  покрывает средствами государственного бюджета.
Юридическая природа бюджета состоит  в том, что он выступает как  государственный плановый акт, принимаемый  в установленном законом порядке [11].
Исходя из экономической сущности бюджета, и в связи с необходимостью ее реализации госбюджет выполняет  следующие функции (рис.1).
 
 
 








 




 
                               Рисунок 1. Функции государственного  бюджета

      Бюджетное устройство и бюджетная система в зарубежных государствах


 
Для выполнения своих функций государственные  органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий. В процессе формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы (организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав) представляют собой бюджетное устройство.
В разных странах бюджетное устройство отличается своими особенностями, обусловленными государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем развития экономики, ее структурными чертами. Известны две формы государственного управления: единое (унитарное) и федеративное. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) имеются два звена управления — центральное и местное; в федеративных государствах (США, Канада, ФРГ, Швейцария и др.) — три звена управления: центральное, членов федерации и местное.
Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны.
Бюджетные системы разных стран  отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, т.к. во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления. Особенно это касается структуры государственного бюджета, имеющего свои национальные особенности в каждой стране. Например, в США федеральный бюджет состоит из двух частей: собственно правительственный бюджет (или федеральные фонды) и доверительные (траст) фонды [9].
За счет собственного правительственного бюджета финансируются общенациональные экономические и социальные программы. Доверительные фонды, как правило, носят целевой характер и связаны с деятельностью отдельных видов производственной инфраструктуры. Среди них: содержание федеральных автострад, аэропортов, гидроэлектростанций. Статус этих фондов носят фонды социального страхования, охватывающие различные виды пенсионного обеспечения, а также пособия по безработице.
Государственный бюджет Великобритании состоит из так называемого обычного бюджета и национального фонда  займов.
Обычный бюджет финансирует текущие затраты на оборону, экономические и социальные цели, субсидии местным органам власти, выплаты процентов по государственному долгу, взносы в бюджет и другие фонды ЕС, платежи по "цивильному листу", которые включают содержание королевы и королевского двора. Из национального фонда займов осуществляются платежи по государственному долгу, долгосрочные кредиты на капиталовложения государственным предприятиям и местным органам власти.
Государственный бюджет Италии состоит  из двух частей: счета текущих операций и счета движения капиталов. Расходы счета текущих операций образуются в основном из выплаты жалованья и пенсий государственным служащим, покупки товаров и услуг, трансфертов государственным и частным предприятиям, учреждениям и населению, а также уплаты процентов по государственному долгу. За счет средств счета движения капиталов финансируются прямые капиталовложения государства, трансферты государственным предприятиям и учреждениям, предоставление кредитов, приобретение акций, погашение государственного долга.
Более сложной по структуре является бюджетная система Франции, которая  заключает в себе центральный  бюджет, присоединенные бюджеты различных государственных организаций и специальные счета казначейства. Ассигнования из центрального бюджета выделяются на содержание административных служб, на обслуживание государственного долга, капиталовложения, на оборону, на экономические и социальные программы.
Присоединенные  бюджеты финансируют организации, не имеющие статуса юридического лица, но осуществляющие торгово-промышленную деятельность и обладающие финансовой автономией. К их числу относятся бюджеты: почты, телеграфа, телефона; национальной типографии; монетного двора; социальных сельскохозяйственных пособий; ордена Почетного легиона; ордена Освобождения.
Специальные счета казначейства охватывают различные фонды, такие, как инвестиционно-дорожный, национально-спортивный, различные торговые счета казначейства.
В Японии наряду с центральным бюджетом, или так называемым счетом центрального правительства, имеется инвестиционный бюджет, а также 57 специальных счетов. Из центрального бюджета финансируются экономические, социальные нужды, оборона, целевые перечисления местным бюджетам, выплата процентов по государственному долгу.
Средства инвестиционного бюджета предназначены для капиталовложений и займов государственным корпорациям и местным органам власти.
Специальные счета открываются для государственных предприятий, корпораций, имуществ, фондов. Местные органы власти насчитывают около 7 тыс. подобных счетов.
Таким образом, структура бюджетов в зарубежных странах носит неординарный характер. Типичным же является отделение текущих доходов и расходов государства от затрат капитального характера.
Построение бюджетных систем в  развитых зарубежных странах основывается на специальных принципах. Важнейшие  из них: единство, полнота, реальность и гласность.
Принцип единства бюджетной системы  обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, согласованными нормами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой. Его задачей служит установление более эффективного контроля за финансами со стороны правительства. Принцип полноты означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в их полном объеме. Принцип реальности предусматривает правдивое отражение в бюджете финансовых операций государства, характера расходов и доходов, соответствие утвержденных по бюджету сумм их исполнению. Принцип гласности требует публикации утвержденных бюджетов, а также отчетов об их исполнении.
В унитарных государствах местные  бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах — не включаются в бюджет членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет[7].
На первых этапах развития бюджета  бюджетная система многих стран  характеризовалась зависимостью государственного бюджета от местных финансов. Например, правительство США до принятия конституции 1787 г. не имело собственных источников доходов и покрывало свои расходы за счет взносов отдельных штатов. С усилением центральной власти значение государственного бюджета стало возрастать. После второй мировой войны процесс централизации бюджетной системы как в федеративных, так и в унитарных государствах резко усилился, что повлекло за собой значительное увеличение объема государственного бюджета и изменение соотношения между отдельными звеньями бюджетной системы. В результате опережающих темпов роста доходов центральных бюджетов по сравнению с темпами роста доходов местных бюджетов существенно возрос удельный вес государственного бюджета в общем объеме ресурсов бюджетной системы. По расходам, наоборот, наблюдается другая тенденция — увеличение удельного веса в общей сумме расходов бюджетной системы местных бюджетов, на которые правительство перекладывает значительную часть затрат на развитие экономической и социальной инфраструктуры, а также часть расходов на воспроизводство квалифицированной рабочей силы [8].
 
1.3. Бюджетное устройство унитарных государств
В унитарных государствах бюджетная  система представляет собой совокупность бюджетов всех территориально-административных единиц и состоит из двух звеньев: государственного бюджета и бюджетов местных органов самоуправления. Например, бюджетная система Японии имеет государственный бюджет, бюджеты 47 префектур и 3255 муниципалитетов; во Франции бюджетная система состоит из центрального бюджета и бюджетов 95 департаментов, около 38 тыс. коммун.
Главную роль играет государственный  бюджет, с помощью которого центральные  власти аккумулируют в своих руках  основную часть национального дохода, перераспределяемую через финансовую систему. В современных условиях значение государственного бюджета, как было отмечено выше, возрастает. Он широко используется для государственного регулирования экономики, социальных отношений, воздействия на различные стороны процесса воспроизводства капитала. За государственным бюджетом закреплены важнейшие доходы, такие, как подоходный налог, налог на прибыль корпораций, наиболее массовые косвенные налоги, поступления от государственных предприятий. На него возложены основные расходы, связанные с осуществлением государством своих функций. Это — военные, экономические, социальные расходы, оказание помощи иностранным государствам, управление государственным долгом, административные. Распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета закреплено в законодательном порядке.
Система местных бюджетов также  определяется государственным устройством и соответствующим административным делением. В 1960—1970 гг. во всех западных странах произошел процесс укрупнения местных административных единиц и, следовательно, усиление централизации местных финансов. Так, в Великобритании в 1973—1975 гг. была проведена реформа местных органов власти, в результате которой введена двухзвенная система управления местными органами (деление на графства и округа); были упразднены мелкие административные единицы (сельские округа и приходы). В результате территория Англии и Уэльса (центральная часть, где проживает 87% населения страны) стала подразделяться на 53 графства, включающие 369 округов (вместо 1400 до реформы). Это вызвало сокращение числа местных бюджетов и увеличение их объема. Финансовые взаимоотношения центральных и местных органов стали более тесными, усилилась регулирующая роль местных финансов и их воздействие на процесс воспроизводства и сферу социальных отношений [8].
Местные бюджеты обособлены и функционируют  автономно. Они составляются, утверждаются и исполняются соответствующими местными властями и формально не связаны с государственным бюджетом. Однако в действительности по-прежнему имеет место зависимость местных властей от центрального правительства. Эта зависимость обусловлена дефицитами местных бюджетов и имеет в различных странах свои особенности. Например, в Великобритании местные органы власти получают на финансирование текущих расходов значительные средства из обычного бюджета в форме дотаций и целевых субсидий и из национального фонда займов — кредиты на финансирование капитальных затрат. Кредиты имеют долгосрочный характер и предоставляются, исходя из рыночного процента в строго лимитированных размерах, В Японии связь государственного бюджета с местными осуществляется по линии выдачи, как правило, субсидий строго целевого назначения (строительство портов, ликвидация последствий стихийных бедствий, постройка гидроэлектростанций и т.п.). Во Франции местные власти получают из государственного бюджета средства в виде дотаций и субвенций.
В результате взаимодействия центральных  и местных властей местные бюджеты выступают проводниками экономической и социальной политики правительства, служат вспомогательным звеном в финансовой системе зарубежного государства. Они используются для реализации задач, которые центральные власти перекладывают на местные органы управления в целях большего маневрирования, освобождения от второстепенных проблем, вовлечения местных финансов в решение общенациональных задач.
Доходы местных бюджетов формируются  за счет закрепления за ними второстепенных налогов. К их числу относятся поимущественный, промысловый, поземельный, некоторые виды косвенных налогов, надбавки к государственным, различные сборы, поступления от муниципальной собственности. Для покрытия бюджетных дефицитов региональные органы власти прибегают к местным займам, которые в современных условиях получили широкое распространение.
Расходы местных бюджетов, помимо затрат, связанных с административной деятельностью местных властей  и управлением местным хозяйством, включают расходы по просвещению и здравоохранению. Кроме того, в настоящее время они все больше подключаются к финансированию развития производственной инфраструктуры, государственного регулирования размещения трудовой занятости.
 
1.4. Бюджетное устройство федеративных государств
В федеративных государствах бюджетная  система включает три звена: государственный (федеральный) бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты. Бюджетная система США, например, имеет федеральный бюджет, бюджеты  пятидесяти штатов и более 80 тыс. бюджетов местных административных подразделений (3 тыс. округов, 19 тыс. муниципалитетов, 17 тыс. городов и тауншипов, 15 тыс. школьных и 29 тыс. специальных округов). В ФРГ бюджетная система состоит из федерального бюджета, бюджетов шестнадцати земель и бюджетов общин (к земельным приравниваются бюджеты ганзейских городов, к общинным — бюджеты объединений общин и округов); в Канаде — из федерального бюджета, бюджетов десяти провинций и бюджетов местных органов власти (общин, областей, графств).
По такому же принципу построены  бюджетные системы и в других федеративных государствах. В современных  условиях, когда наблюдается тенденция  к централизации власти и управления, роль членов федерации в формировании общенациональной политики, решении общегосударственных задач значительно уменьшается. Это находит отражение в бюджете членов федерации, которые по возлагаемым на них задачам, составу доходов и расходов приближаются к местным бюджетам. По этой причине в финансовой литературе бюджеты членов федерации нередко относят к категории местных. При федеративном бюджетном устройстве, как и при унитарном, каждое звено функционирует самостоятельно. Местные бюджеты своими расходами и доходами не входят в бюджеты членов федерации, а последние — в федеральный. Ведущая роль принадлежит федеральному бюджету, который является финансовой основой центрального правительства. В США на его долю приходится порядка 60% всех средств, проходящих через бюджетную систему, в Канаде — около 50, в ФРГ — более 40%.
Распределение и закрепление функций, а также доходов и расходов между отдельными властями и звеньями бюджетной системы осуществляется на основе законодательных актов. Главные  внешние и внутренние государственные  обязательства возлагаются на федеральное  правительство. Оно осуществляет международные  связи, оборону страны, макро-регулирование  экономических и социальных процессов, развитие связи, финансирование науки, управление государственным долгом, эмиссию денег.
За федеральным бюджетом закреплены основные налоги. В США, например, на долю федерации приходится порядка 60% поступлений от индивидуального  подоходного налога и налога на прибыль  корпораций. В то же время доля акцизов  в федеральном бюджете снизилась с 13% в 1960 г. до 3,5% в 1990 г. Большая часть акцизов служит источником доходов штатов и местных органов власти.
На федеральный бюджет возложены  важнейшие расходы. Среди них: военные, экономические, часть социальных, выплата процентов по государственному долгу, административные. В федеральном бюджете ФРГ значительное место занимают также расходы, связанные с участием страны в ЕС. В середине 90-х гг. платежи ФРГ в фонды ЕС составляли более 5% всех расходов.
В круг задач членов федерации входит административное управление, стимулирование сельскохозяйственной и промышленной деятельности, решение социальных вопросов, ряд из которых находится в совместной компетенции федерации.
Доходы бюджетов членов федерации  состоят из налогов, поступлений  от принадлежащего им имущества, средств, привлекаемых за счет выпуска займов.
В США в бюджетах штатов преобладают  косвенные налоги, наиболее важные из которых — налог с продаж, а также подоходный налог с населения (таблица1).
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 1- Структура налоговых поступлений в штатах по видам налогов в %
 
Вид налога
1. Общий налог с продаж
2. Подоходный налог с населения
3. Акциз на горючее
4. Акциз на табак
5. Акциз на спиртные напитки
6. Налог на владельцев автотранспорта
7. Налог на прибыль корпораций
8. Поимущественный налог
9. Налог с наследства и дарений
10. Другие налоги и сборы
32
30
6,3
2
1,6
3,5
7,9
2,0
1,0
13,7

 
В бюджетах земель ФРГ главное место  принадлежит прямым налогам. Среди них выделяется подоходный, налог на прибыль корпораций, на имущество, налог с наследства.
Главными доходными источниками  провинций Канады служат: подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, акцизы, платежи в фонды социального страхования.
Расходы бюджетов членов федерации  связаны с осуществлением экономической и социальной деятельности, оказанием финансовой помощи сельскому хозяйству и отдельным отраслям промышленности, с содержанием административного аппарата, органов правосудия, полиции.
Функции местных органов власти, состав доходов и расходов их бюджетов остаются в условиях федерации такими же, как в унитарном государстве.
Взаимоотношения отдельных звеньев  бюджетной системы в федеративных государствах также имеют свои особенности. Например, в США в основном имеет  место одностороннее движение средств из вышестоящего бюджетного звена в нижестоящее. Из федерального бюджета средства поступают в бюджеты штатов и местные бюджеты главным образом в виде субвенций. Одной из форм финансовых связей между центральным правительством и местными органами власти стали "блоки" и программы "разделения доходов", получившие развитие в первой половине 70-х гг.
Блоки — это федеральные субсидии, предоставляемые штатам и местным органам власти с широким кругом функций для использования в определенной законом области (здравоохранение, обеспечение занятости, жилищное строительство и др.). Отличие блоков от субвенций состоит в том, что в пределах одной из указанных сфер получатели имеют право расходовать их самостоятельно [9].
Программа разделения доходов определила принцип разделения полномочий между центральным правительством и властями штатов в сфере финансов, основанный на главенстве федерации. В ФРГ федеральный бюджет непосредственно связан с бюджетами земель, которым средства перечисляются в форме дотаций. Последние передают соответствующие суммы общинам. Особенность формирования ресурсов бюджетной системы ФРГ состоит в том, что поступления от подоходного налога делятся между федеральным бюджетом (42,5%), бюджетом соответствующей земли (42,5%) и местным бюджетом (15%), а от налогов на прибыль корпораций — между федеральным бюджетом (50%) и бюджетами земель (50%).

2. Особенности функционирования бюджетных систем в зарубежных странах

Рассмотрим бюджетные системы стран с федеративным и унитарным государственным устройством. Из унитарных государств рассмотрим Италию и Великобританию, а государства с федеративным устройством будут рассмотрены на примере США, ФРГ, Канады и РФ. В отношении каждого государства выделим следующие аспекты построения бюджетной системы и осуществления межбюджетных отношений: административное устройство и уровни бюджетной системы, распределение бюджетной системы, механизмы межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов и вопросы привлечения заемных средств различными уровнями бюджетной системы.

2.1 Бюджетная система  Италии

Италия – это унитарное государство с отдельными элементами федерализма (иногда такую форму государственно-территориального устройства именуют «регионалистской»). Система государственной власти подразделяется на четыре уровня: центральные, региональные органы власти, органы власти провинций и муниципалитетов.
В стране 20 областей, включающих в  качестве административно-территориальной  единицы 110 провинций. Провинции в  свою очередь делятся на коммуны, в общей сложности коммун 8101. Также  существуют 212 местных единиц здравоохранений. При этом 5 областей из 20 имеют особый статус, который выражается в существовании конституционных законов, наделяющих эти регионы большой самостоятельностью в определении расходной базы своих бюджетов[14].
Расходы бюджета делятся по уровням обязательности: в качестве обязательных расходов выделяются, например, установленные законом социальные выплаты и заработная плата (в Российской Федерации – публичные нормативные обязательства и приравненные к ним выплаты), в качестве необязательных - затраты на текущее содержание, возникающие в разные моменты времени (в Российской Федерации – «лимитируемые» расходные обязательства). При этом размер расходов бюджета может меняться как при представлении в Парламент проекта бюджета, так и после утверждения бюджета законом.
Расходные обязательства уровней бюджетной  системы Италии распределяются следующим  образом. На бюджетах регионов лежит  обязанность по финансированию услуг  медицинских учреждений, планирования градостроительства, водоснабжения, а  также дорожного строительства  и внутрирегионального пассажирского  транспорта. При этом в законодательстве особо оговорена возможность  передачи части расходных полномочий органами власти регионов на нижестоящие  уровни бюджетной системы, что обычно и происходит, особенно в случаях  расходов, связанных с финансированием  ЖКХ или общественных работ. Бюджеты  провинций несут расходы по финансированию строительства и содержания государственных  автомобильных дорог регионального  значения, финансированию водного и  горного транспорта, мероприятий  по защите окружающей среды и образовательных  учреждений и культурных заведений  регионального значения (местные  университеты, музеи, театры и т.п.).
Основными статьями расходов бюджетов муниципалитетов  являются содержание местных подразделений  полиции, системы социального обеспечения, строительство и содержание зданий для органов юстиции и образовательных  учреждений, строительство, ремонт и  уборка муниципальных улиц и дорог, обеспечение населения муниципалитета газом и электроэнергией. Следует  отметить, что некоторые из указанных  расходных полномочий в большинстве  муниципальных образований были переданы с вышестоящих уровней  бюджетной системы .
В 2010 году 505 млр. расходов распределены по миссиям. Наибольшая сумма расходов федерального бюджета направлена на обслуживание государственного долга (15,7 %), пенсионное обеспечение (15,3 %), межбюджетные трансферты (23,2) (в том числе на обеспечение мероприятий по здравоохранению, полномочия по которым переданы регионам) [15].
Основными доходными источниками региональных и местных бюджетов служат налоговые  поступления, целевые и нецелевые  гранты бюджетов вышестоящего уровня и заемные средства. При этом, несмотря на то, что в Конституции  Италии содержится прямое указание на присутствие в составе доходов  субнациональных бюджетов всех трех вышеперечисленных источников средств, начиная с 1992 года, в доходную базу местных бюджетов для стимулирования налоговых усилий органов власти на местах были включены поступления  от нескольких центральных налогов.
В 1993 году, как один из этапов программы  децентрализации налоговой и  бюджетной систем, было установлено, что органы власти регионов имеют  право изменять ставки некоторых  национальных налогов в установленных  пределах. Также было решено, что  в доходы региональных бюджетов будут  зачисляться поступления целевого налога на здравоохранение, который  взимается с фонда оплаты труда  и с доходов физических лиц, причем региональным органам власти были переданы права по изменению ставок этого  налога.
Наибольшей  финансовой самостоятельностью среди  всех уровней субнациональных органов  власти обладают муниципалитеты, в  бюджетах которых в 1994 году около 50% всех доходов приходилось на собственные  налоговые и неналоговые доходные источники. При этом поступления  налогов на имущество, на занятие  определенными видами предпринимательской  деятельности полностью зачисляются  в доходы муниципальных бюджетов.
Касаясь вопросов привлечения бюджетами  субнационального уровня заемных средств, следует отметить, что регионам разрешено  привлекать займы только для целей  финансирования расходов капитального характера при условии, что объем  заимствований с учетом обслуживания долга не должен превышать 25% собственных  доходов бюджета. Источниками заимствований  для регионов служат как коммерческие банки, так и Депозитный и ссудный  фонд, средства которого выделяются на возвратной и платной основе.
В 1977 году было решено конвертировать краткосрочную задолженность муниципалитетов  в 10-летние казначейские облигации, а  за привлечением заемных средств  муниципальными бюджетами был установлен жесткий контроль. В частности, было запрещено привлекать краткосрочные  займы для финансирования текущих  расходов, были также введены требования о сбалансированности местных бюджетов и установлен строгий контроль за ростом их расходов.

2.2 Бюджетная система Великобритании

Великобритания является унитарным  государством с двухуровневой бюджетной  системой, включающей государственный  бюджет и бюджеты местных уровней. Система финансовых взаимоотношений между центральными и местными органами власти оставалась в этой стране неизменной с викторианских времен до конца 1980х годов, хотя реформы, проведенные в течение последних 15 лет значительно снизили роль местных бюджетов в экономике Великобритании.
Структура местных органов власти различна во всех трех частях Великобритании: Англии, Уэльсе и Шотландии. В Англии существует двухступенчатая система  местных органов власти, состоящая из графств и округов в сельской местности и городов и округов в урбанизированных районах. Территория Англии и Уэльса на сегодняшний день подразделяться на 53 графства, включающие 369 округов. Всего в стране 56 графств и 482 округа. В 1992 году в Уэльсе и Шотландии была введена одноступенчатая система местных органов управления.
Расходные полномочия муниципальных  органов власти были значительно  сужены в процессе проведенной реформы. Так, после Второй Мировой войны  за органами местного самоуправления были закреплены полномочия по финансированию социальных услуг, транспорта, образования, жилищно-коммунального хозяйства. Впоследствии, после лишения местных органов  власти права на строительство и  приобретение жилья, выведение из-под  их контроля некоторых типов образовательных  учреждений, приватизации местного транспорта и коммунальных сетей, расходные  обязательства местных властей  существенно сократились. В настоящее  время из местных бюджетов финансируется  всего 36% всех государственных расходов Великобритании [9].
Доходная база местных бюджетов состоит из двух налогов: национального  налога на имущество, используемое в  коммерческих целях, и местного налога на имущество, используемое физическими  лицами для проживания. При этом первый налог не является местным  налогом, а его ставка, база и порядок  уплаты установлены центральным  правительством.
Система межбюджетного выравнивания Великобритании достаточно сложна и  различна в разных составных частях страны. В то же время, выделение  финансовой помощи базируется на принципах, единых для всего государства. Существует два основных вида финансовой поддержки  — блок-гранты (которые в Англии и Уэльсе называются грантами для  увеличения доходов) и гранты на специальные  цели. Гранты для увеличения бюджетных  доходов выделяются ежегодно, причем в период, предшествующий определению  суммы финансовой помощи, центральное  правительство с учетом проекта центрального бюджета и прогноза макроэкономической ситуации устанавливает расходные нормативы для местных органов власти на планируемый год. Затем объем финансовой поддержки определяется прямым счетом как разница между суммой расходов бюджета муниципального образования, рассчитанной на основе расходных нормативов, и суммой доходов местного бюджета от закрепленных за ним доходных источников. Если центральное правительство видит приоритетным финансирование какой-либо конкретной статьи местного бюджета, то выделяются средства в рамках целевого гранта, которые не могут быть потрачены на цели, отличающиеся от оговоренных в условиях гранта [13].
Говоря о бюджетной системе  Великобритании, нельзя не упомянуть  механизм контроля со стороны центрального правительства за расходами местных  бюджетов (capping). Первоначально, для  этих целей использовались различные  механизмы, начиная от сокращения размеров финансовой помощи из центрального бюджета  на финансирование расходов, превышающих  определенный уровень, до отказа на предоставление той суммы центрального гранта, которая  предназначалась для финансирования дополнительных расходов. Все эти  механизмы в итоге оказались  неэффективными, и в 1986 году как экстренная мера, был введен новый механизм контроля за расходами местных бюджетов, который позволял правительству  уменьшать налоговую базу того местного бюджета, расходы которого превышали  уровень, зафиксированный в документах центрального правительства. Этот порядок  применялся в течение четырех  лет, и в течение этого времени  процедура уменьшения налоговой  базы применялась только к 10-12 местным  бюджетам из 200 существующих [16].
С введением подушного налога центральное  правительство пересмотрело порядок  ограничения расходов местных бюджетов. Правительственными нормативными актами было установлено соотношение 1:4 между  дополнительными расходами и  поступлениями подушного налога, т.е. увеличение расходов сверх установленного уровня на 1% должно сопровождаться четырехпроцентным  увеличением поступлений подушного  налога. Вследствие того, что плательщиками  указанного налога являются все взрослые граждане Великобритании (включая малообеспеченные слои населения) увеличение налоговой  ставки, сопровождающее сверхнормативный рост расходов, вызывает недовольство избирателей, что удерживает местные  органы власти от чрезмерного увеличения расходной части бюджета. Таким  образом, существовавшая ранее практика уменьшения доходной базы местного бюджета  в качестве наказания за расходы  сверх установленного уровня в настоящее  время практически не применяется, хотя иногда центральное правительство заявляет о намерении применить её к тому или иному местному бюджету [11].
Касаясь порядка заимствований  для местных бюджетов, следует  отметить, что по закону местные  органы власти не имеют права привлекать заемные средства для финансирования расходов текущего характера. При этом на капитальные нужды местные  бюджеты вправе осуществлять заимствования  только напрямую у коммерческих банков или через специальный орган  — Государственный комитет по заимствованиям (Public Work Loans Board), который  имеет доступ к средствам Национального  государственного фонда заимствований (U.K. National Loans Fund), а следовательно  — способен предоставлять займы  на более выгодных, чем коммерческие банки, условиях. Также важно, что  одновременно с ограничением на объем  заимствований существует ограничение  на объем расходов капитального характера.
Таким образом, роль местных органов  власти и местных бюджетов в Великобритании в большой степени сведена  к обеспечению эффективного распределения  заранее установленного центральным  правительством объема финансовых ресурсов. Кроме этого, расходование средств  на местном уровне по некоторым статьям (включая часть расходов на образование  и жилищно-коммунальное хозяйство) контролируется ассоциациями частного характера — как правило агентствами  по расходованию средств, которые финансируются  центральным правительством и находятся  под контролем его представителей. Зачастую наблюдается даже отсутствие координации действий этих агентств и местных органов власти, что  значительно снижает эффективность  распределения финансовых ресурсов [10].

2.3 Бюджетная система Соединенных Штатов Америки

Бюджетная система США состоит  из федерального бюджета, бюджетов штатов и бюджетов муниципалитетов. В настоящее  время насчитывается 50 штатов и около 83000 муниципальных образований, причем для США характерно наличие муниципальных  органов власти с ограниченной (по сравнению с остальными муниципалитетами) сферой ответственности — т.н. школьных округов (school districts) и районов специального обслуживания (special service districts).
В США органы власти на уровне штатов и муниципалитетов традиционно  несут ответственность за обеспечение  населения основными государственными услугами: начальное и среднее  образование, местная полиция и  пожарная охрана, муниципальный транспорт, общественные работы и социальное обеспечение, а также высшее образование на уровне штата. На федеральном правительстве лежит обязанность финансирования национальной обороны и систем государственного социального обеспечения [16].
Конституция США наделяет собственными налоговыми полномочиями только федеральное  и региональные правительства, в  то время как органы власти муниципалитетов  получают права по установлению и  сбору налогов в результате их делегирования органами власти штатов. Отличительной чертой налоговой  системы США является то, что в  бюджет каждого уровня зачисляются  поступления только тех налогов, права по установлению и администрированию  которых принадлежат правительству  этого уровня. Таким образом, в  Соединенных Штатах отсутствует  практика, когда поступления от налогов, которые регулируются одним правительством, распределяются между различными бюджетами.
В федеральный бюджет США зачисляются  поступления федерального подоходного  налога с физических лиц и корпораций, а также налога с фонда оплаты труда и некоторых налогов  на продажи. В бюджеты штатов направляются поступления регионального подоходного  налога с физических лиц и корпораций, а также общий налог с продаж, который является основным источником их доходов. В муниципальные бюджеты  поступают прежде всего поступления  налогов на имущество, хотя в некоторых  штатах муниципальные органы власти вводят свою ставку налога с продаж и подоходного налога [5].
Также необходимо отметить, что для  бюджетной системы Соединенных  Штатов характерно право органов  власти на каждом ее уровне по администрированию  только тех налогов и платежей, которые они вправе вводить и  регулировать. Такой порядок предоставляет  органам власти на различных уровнях  большую фискальную независимость  и контроль за базой и ставкой  закрепленных за ними налогов.
Межбюджетное выравнивание в США  представлено сложной системой бюджетных  грантов, выделяемых бюджетам различных  уровней. При этом зависимость бюджетов субнационального уровня от федеральных  трансфертов достаточно сильна: так, в 1991 году средства федерального трансферта составляли в среднем 17,6% к расходам консолидированных бюджетов штатов. В то же время, доля финансовой помощи со стороны региональных бюджетов в  расходах местных бюджетов составляла за тот же период 34.4% [6].
В Соединенных Штатах бюджетам нижестоящего уровня предоставляется как целевая  условная, так и безусловная финансовая помощь. Основным видом безусловной  финансовой поддержки является программа  межбюджетного доходного выравнивания, основанная на выделении трансфертов, рассчитанных по законодательно утвержденной формуле, учитывающей расходные потребности и фискальный потенциал. В настоящее время федеральный бюджет не оказывает нецелевой финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня, хотя безусловная финансовая поддержка местным бюджетам со стороны бюджетов штатов широко используется.
Целевая финансовая помощь предоставляется  в виде грантов двух типов. Первый тип — блок-гранты — выделяется на финансирование достаточно широкого спектра расходных статей при  установлении ограничений на перераспределение  средств между этими статьями. Существуют блок-гранты на здравоохранение, социальное обеспечение, а также  на финансирование других расходных  групп[12].
Вторым видом целевой финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня являются так называемые категорийные гранты (categorical grants), в рамках которых  выделяются средства на финансирование отдельной расходной программы. На федеральном уровне используется несколько видов таких грантов. Например, трансферты, рассчитываемые на основе формулы, распределяются между  бюджетами штатов и муниципальных  образований согласно законодательно или административно установленному критерию. Такой критерий предоставления финансовой помощи составляется с учетом расходных потребностей получателя средств, его возможности оказывать  государственные услуги, стоимость  оказания таких услуг, а также  прилагаемые усилия по сбору налогов. Формулы расчета могут варьироваться, но как правило, они основываются на таких показателях, как численность  населения и душевой доход. Некоторые  виды целевых грантов (такие как, например, гранты на осуществление  определенного проекта) выделяются на основе решения правительства  бюджетам отдельных территорий в  течение определенного срока .
Около половины всего объема целевой  финансовой помощи предоставляется  на долевой основе, то есть выделение  средств бюджетами вышестоящего уровня происходит только при условии  финансирования органами власти нижестоящего уровня определенной доли расходных  статей, охваченных действием гранта.
В США не существует законодательной  нормы, определяющей, что федеральный  бюджет должен быть сведен без дефицита, и федеральное правительство  вправе привлекать заемные финансовые ресурсы для финансирования дефицита федерального бюджета. В противоположность  федеральному бюджету, законодательство штатов в большинстве случаев  требует бездефицитности региональных и местных бюджетов по текущим  расходам, вследствие чего администрация  штатов и муниципалитетов имеют  право привлекать средства на долгосрочной основе с целью финансирования только капитальных расходов, таких как, например, строительство образовательных  учреждений и финансирование общественных работ, а также на краткосрочной основе для покрытия кассового разрыва в исполнении бюджета. Положения, регулирующие порядок заимствований, содержатся в конституциях и законах штатов и как правило, сильно варьируются в зависимости от конкретного штата.
Основным способом государственных  и муниципальных заимствований  в США является эмиссия облигаций  штатов и муниципальных облигаций, обращающихся без ограничений. При  этом, процентный доход, полученный по этим ценным бумагам, не облагается федеральным  подоходным налогом.
Важным признаком бюджетной  системы США является то, что федеральное  правительство не несет ответственности  по ценным бумагам, выпущенным органами власти нижестоящего уровня. В такой  ситуации инвесторы опираются на рейтинги частных агентств, которые  в конечном счете и определяют цену заимствований бюджетов штатов и муниципалитетов на открытом рынке [16].

2.4 Бюджетная система ФРГ

Федеративное  устройство Германии очень своеобразно  — отношения между различными уровнями государственной власти ФРГ  обладают многими признаками, характерными в основном для унитарных государств: широкие полномочия федерального правительства, единообразие законодательства по всем важнейшим вопросам, а также единство налоговой системы для всей федерации. При оказании социальных услуг, государственные  органы исходят не из минимальных  социальных стандартов, а из принципа обеспечения равного уровня жизни  для всех жителей страны. Тем не менее, ФРГ остается федерацией, состоящей  из 16 субъектов — земель, а также  муниципальных образований.
Бюджетная система ФРГ – это  совокупность всех видов бюджетов. Современная финансовая система  ФРГ включает в себя бюджет федерации, бюджеты земель, общин, специальные  правительственные и внебюджетные фонды. Сюда же входят бюджеты государственных  предприятий.
В сфере  компетенции федеральных органов  власти ФРГ находятся оборона, международные  отношения, вопросы гражданства, эмиграции  и иммиграции, валютная политика, финансирование и регулирование федерального транспорта, почтовых и телекоммуникационных услуг. Полномочия органов власти земель распространяются на регулирование вопросов культуры, образования, юстиции и правопорядка, здравоохранения, а также региональной экономической политики. В ведении  муниципальных органов власти находятся  коммунальные услуги, местные учреждения здравоохранения, спорт, строительство жилья, дорог, школ. Расходы в области социальной политики и строительства объектов инфраструктуры, например, осуществляются бюджетами всех уровней. Также существует тенденция передачи расходных полномочий на нижний уровень бюджетной системы: в настоящее время из муниципальных бюджетов финансируется около 2/3 всех государственных капитальных затрат, причем большая часть полномочий по их финансированию передана бюджетами вышестоящего уровня.
В общей сумме расходов государственного бюджета на долю федерации приходится около 40%, тогда как оставшиеся 60% падают на земли и общины [16].
В соответствии с конституцией бюджеты  земель и общин имеют относительную  самостоятельность, и на практике часто  возникают противоречия в финансовой политике федерации, земельных и  общинных органов власти. Поэтому  координация всех звеньев государственного бюджета является одним из важнейших  вопросов экономической политики западногерманского государства.

2.5 Бюджетная система  Канады

Канада является государством с  федеративным устройством. В настоящее  время Канада состоит из 12 субъектов  федерации: десяти провинций и двух территорий. Также в Канаде насчитывается  около 5000 муниципальных образований, включая города, села, тауншипы, графства и районы специального обслуживания (special service districts). Федеральному правительству  принадлежат полномочия по регулированию  вопросов войны и мира, обороны, правопорядка, национального государственного долга  и государственной собственности, денежно-кредитной и банковской системы, торговых и коммерческих отношений. Также в компетенцию федеральных  органов власти входят вопросы налогообложения  на любом уровне государственной  власти.
Конституция Канады относит к компетенции  органов власти субъектов федерации  решение вопросов местного характера (государственные учреждения, образование, юстиция), а также регулирование  всех вопросов, связанных с частной  собственностью (право собственности  и гражданское право). Законодательство не регламентирует полномочия муниципалитетов, предполагая, что органы власти провинций  по своему усмотрению делегируют некоторый  объем полномочий муниципальным  органам власти.
Бюджетная система Канады соответствует  федеративной системе органов государственной  власти — правительство каждого  уровня имеет свой собственный бюджет. Доходная база федерального бюджета  состоит из поступлений федеральных  налогов, сборов и прочих платежей, а в доходы бюджетов провинций зачисляются налоговые платежи и межбюджетные трансферты, полученные от федерального бюджета.
Начиная с 1962 года, в Канаде действуют  соглашения о сборе налогов, которые  были заключены со всеми субъектами федерации за исключением Квебека. Согласно этим соглашениям, каждая провинция  получила право на долю от поступлений  федерального налога на ее территории, единую для всех провинций. Также  провинции имеют право повысить ставку федерального налога на своей  территории с тем, чтобы перечислить  дополнительные налоговые поступления  в доходы своих бюджетов. Указанный  порядок относится к подоходному  налогу с физических лиц и корпораций, налогу на товары и услуги (аналогу  налога на добавленную стоимость). В  доходы бюджетов провинций зачисляются  налоги на природные ресурсы и  налог на имущество [13].
Расходные полномочия органов власти различного уровня также закреплены в конституции. Так, федеральное  правительство обязано финансировать: оборону, международные отношения, промышленную политику и научные  исследования. Бюджеты провинций  обязаны финансировать государственное  образование, здравоохранение и  муниципальные службы. Оба уровня бюджетной системы несут расходные  обязательства в областях совместных интересов: таких как, например, сельское и лесное хозяйство. Также федеральное  правительство несет расходы  в области социального обеспечения.
Финансовая помощь бюджетам провинций  из федерального бюджета выделяется в виде целевых и нецелевых  трансфертов. При этом до 1997 года существовало три программы, в рамках которых  осуществлялась федеральная финансовая помощь бюджетам нижестоящего уровня: нецелевые трансферты для выравнивания бюджетных доходов, трансферты в  рамках финансирования утвержденных программ (Established Programs Financing — EPF) и финансовая помощь в рамках плана финансовой поддержки (Canada Assistance Plan — CAP) [15].
Нецелевые трансферты выделяются бюджетам провинций для выравнивания их доходов. Принцип бюджетного выравнивания закреплен  в Конституции. Формула расчета  выравнивающих трансфертов построена  таким образом, что федеральные  средства распределяются между семью  провинциями — Ньюфаундленд, Принс  Эдвард Айленд, Нова Скотия, Нью Брансвик, Квебек, Манитоба и Саскатчеван. Эти  субъекты федерации располагают  доходным потенциалом ниже среднего уровня. Доходный потенциал рассчитывается как разность между среднедушевыми поступлениями каждого налога в  целом по пяти провинциям, утвержденным в качестве федерального стандарта, и среднедушевыми налоговыми поступлениями  на территории провинции. Налоговые  поступления при этом рассчитываются по средним ставкам, действовавшим  на территории всех провинций. Налоговый потенциал рассчитывается по 33 позициям, включающим прямые и косвенные налоги.
Целевой трансферт для финансирования утвержденных программ выделялся бюджетам провинций с целью расходования полученных средств на здравоохранение  и среднее образование. Финансовые ресурсы передавались бюджетам провинций  в виде прямых перечислений из федерального бюджета, а также путем передачи в доходы региональных бюджетов части  налоговых поступлений федерального бюджета.
Средства в рамках финансирования национальной программы финансовой поддержки выделяются в соответствии с принципом долевого финансирования, а их сумма заранее не определяется. Финансовая помощь выделяется на содержание детских домов, домов инвалидов, прочих учреждений социальной и медицинской  помощи, а также напрямую инвалидам, престарелым и безработным. При  этом средства целевого трансферта не перечисляются на покрытие капитальных  затрат, бремя финансирования которых  полностью лежит на бюджетах провинций.
Бюджеты различных уровней в  Канаде имеют право привлекать заемные  средства в целях финансирования дефицита. При этом для федерального правительства не существует конституционных  ограничений на объем привлеченных средств на финансирование как текущих, так и капитальных расходов. Федеральное  законодательство не предусматривает  ограничений предельного объема заимствований и для органов  власти провинций, тем не менее законодательством  многих субъектов федерации такие  ограничения установлены. Например, нормативные акты провинции Альберта позволяют региональным органам  власти привлекать заемные ресурсы  на текущие цели в размере, не превышающем  прогнозный годовой объем налоговых  доходов бюджета провинции.
В Канаде существует несколько источников заемных средств для финансирования дефицита бюджета. Для федеральных  органов власти - это внутренний и внешний рынки долговых бумаг, а также кредиты, полученные от Канадской  пенсионной программы. Органы власти провинций  привлекают средства на внутреннем рынке  долговых бумаг и в виде кредитов от Канадской пенсионной программы. При этом последняя имеет право  покупать федеральные государственные  облигации и облигации органов  власти провинций только в случае превышения доходов над расходами  на выплату пенсий.
Региональные нормативные акты требуют от муниципальных органов  власти, чтобы их бюджеты, в отличие  от бюджетов вышестоящих уровней, были сбалансированы по текущим расходам. Таким образом, местные органы власти имеют право привлекать заемные  средства только для финансирования дефицита по капитальным расходам. В случае необходимости привлечь дополнительные финансовые ресурсы, органы власти муниципальных образований обязаны, в зависимости от субъекта федерации, либо согласовывать с вышестоящими властями объемы заимствований, либо предоставлять для утверждения в правительство провинций программу заимствований на срок, превышающий цикл бюджетного планирования, либо привлекать ресурсы в пределах лимитов на объем кратко- средне- и долгосрочных займов, установленных законодательством провинции. Органы власти многих провинций оказывают содействие местным бюджетам в получении займов путем организации государственных посреднических институтов или предоставления ссудных средств на условиях долевого финансирования [13].
 
2.6. Сопоставление бюджетной системы России и зарубежных стран.
          Бюджетные системы за рубежом строятся примерно по таким же основным принципам, что и в России. Этих принципов шесть:
1) принцип принятия бюджета  представительным органом власти  – в большинстве стран бюджеты  принимаются в форме закона, а  в США и н
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.