Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Значение и особенности развития малого бизнеса в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2013. Год: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Департамент образования  г. Москвы
ГБОУ СПО Колледж предпринимательства  №15
 
 
 
Курсовая работа
По дисциплине «Экономика организации»
На тему: «Значение и особенности развития малого бизнеса в России»
 
 
Работа выполнена
Студенткой 2 курса специальность 080114
«Экономика и бухгалтерский  учет»
Группы ЭК0111 Курбановой Ирины  Андреевны
Дата защиты: ___________
Дата сдачи: ____________
Оценка с учетом защиты:____
Преподаватель: Федосеева  Е.С.
Москва 2012 год
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность и роль малого бизнеса
1.1 Необходимость малого бизнеса
1.2 Развитие малого предпринимательства  в России
Глава 2. Современный малый бизнес в России
2.1 Состояние и проблемы малого  бизнеса
2.2 Государственное регулирование  малого бизнеса
2.3 Перспективы в малом бизнесе
Глава 3. Заключение
Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Актуальной проблемой в наше время является развитие малого бизнеса. Бизнес-это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями  для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен  на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций. Поскольку  экономика Российской Федерации  в большой степени зависит  от его развития, следует отметить, что малый бизнес очень универсален  и гибко маневрирует на конъюнктуру  рынка. Сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста  национальной экономики, и на его  пути возникает множество проблем  – это, прежде всего: не эффективная  законодательная база, высокая налоговая  нагрузка, ограниченность финансовых средств и т.д. Эта деятельность в равной степени важна как  для всей экономики государства  в целом, так и для каждого  гражданина в отдельности. Ведь малый  бизнес влияет на все сферы нашей  жизни – экономическую, политическую, социальную, научно-техническую и  т.д. Из этого следует, что государству  необходимо процветание малого бизнеса и оно должно стимулировать его развитие, активно участвовать в реализации мер по поддержке малого предпринимательства в России, и рассматривать новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса.
В данной курсовой работе мы определили сущность и роль малого бизнеса, рассмотрели  современное состояние и проблемы, встречающиеся на пути развития малого предпринимательства в России, а  также методы их решения, проанализировали государственное регулирование, выявили  перспективы малого бизнеса находящиеся  на сегодняшний день в кризисном  положении.
Цель работы: проанализировать состояние  малых предприятий в России, выявить  проблемы развития и пути их решения.
Предмет исследования: проблемы малого бизнеса в России.
Объектом исследования: малое предпринимательство.
В соответствии с целью и объектом работы решались следующие задачи:
- определить сущность и роль  малого бизнеса.
- рассмотреть развитие малого  предпринимательства в России.
- проанализировать современное  состояние и проблемы.
- оценить государственное регулирование  малого бизнеса.
- выявить перспективы.
Методы исследования: изучение научной  и методической литературы, статей, учебников по данной теме.
Источники информации: учебно-методическая литература по малому предпринимательству, статьи в экономических журналах, законы и сайты в интернете.
Курсовая работа состоит: из введения, теоретической части, аналитической  части, заключения и списка литературы.
Структура курсовой:
Во введении обоснован выбор  темы исследования ее, актуальность, определена цель, объект, предмет задачи и методы курсовой работы.
В первой главе рассказывается, что  собой представляет малый бизнес его сущность, роль и значение, необходимость  его развития в России.
Во второй главе рассматривается  современное состояние и проблемы малого предпринимательства, методы государственного регулирования, и выявлены перспективы  в малом бизнесе.
В заключении сформулированы основные выводы и предложения по теме исследования.
 
 
 
 
Глава 1. Сущность и роль малого бизнеса 
 
1.1 Необходимость  малого бизнеса
С переходом экономики  РФ на рыночные отношения, началом развития малого бизнеса стали входить  такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др. «Бизнес-это  деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для  извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен  на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций». Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым. Сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие-небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия». В большинстве определений подчеркивается, что бизнес-деятельность частных лиц и организаций, т. е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.
К малому предприятию относится  коммерческая организация в любой  сфере деятельности, которая по своим  критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели  без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу. Экономика любого государства не может нормально развиваться  без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира. Роль и значение малого предпринимательства необходимо рассматривать с нескольких позиций, экономической, научно-технической, социальной, политической. С экономической стороны  роль и значение малого бизнеса можно  определить при помощи следующих  показателей:
• доли валового внутреннего  продукта (ВВП), создаваемого в малом  бизнесе;
• доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
• доли мелких предприятий  в общем количестве коммерческих предприятий;
• доли трудоспособного  населения, занятого в малом бизнесе;
• доли малого бизнеса в  экспорте продукции;
• доли налогов, поступающих  от малого бизнеса, в их общей величине;
• доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
• доли отдельных видов  продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.
С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике  страны. Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС-67%, Японии-55%. Необходимо отметить, что в бывшем СССР не уделялось должного внимания развитию малого бизнеса, а приоритет отдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это стало существенным тормозом для развития национальной экономики.
Развитие в России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:
• мелкий бизнес позволяет  заполнить все наши рынки и  наиболее полно удовлетворять потребности  населения в потребительских  товарах и услугах;
• для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
• развитие мелкого бизнеса  это одно из действенных направлений  антимонопольной политики и обеспечения  конкурентной среды;
• мелкие предприятия проще  в управлении, им не нужно создавать  сложные управленческие структуры;
• мелкие фирмы могут  быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать  оптимального сочетания автоматизированного  и ручного труда;
• развитие мелкого бизнеса  позволяет в значительной степени  решить или смягчить проблему безработицы;
• с развитием мелкого  бизнеса появляется средний класс  и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении  элементарного порядка в стране;
• малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса
прежде всего, гибкостью  и восприимчивостью к конъюнктуре  рынка, быстрее реагирует на спрос  потребителей; « в современных  условиях РФ, когда процесс становления  малого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе, его  дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим  фактором поступательного подъема национальной экономики». Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:
• в снижении уровня безработицы;
• в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции  и услугах;
• в улучшении качества обслуживания;
• в более высокой удовлетворенности  людей, особенно высоко необразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих  свою работу прежде всего как средство самовыражения;
• в формировании среднего класса в обществе как основы для  развития экономики и повышения  жизненного уровня граждан;
• в формировании многочисленного  класса мелких собственников, которые  в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;
• в снижении забастовок и социальной напряженности в  обществе.
Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые  различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов  в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной  арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды. 
 
1.2 Развитие малого  предпринимательства в России
Развитие малого предпринимательства  в России осуществлялось в основном за счет разукрупнения государственных  предприятий и организаций и  возникновения новых малых предприятий  с участием физических и юридических  лиц. Первые малые предприятия в  нашей стране создавались как  кооперативы на основе Закона «О кооперации», опубликованного в 1986 г. Процесс  создания малых предприятий значительно  ускорился с публикацией постановления  Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. № 790 «О мерах по созданию и  развитию малых предприятий». В нем  впервые разрешалось в ограниченных размерах использование на малых  предприятиях наемного труда. В Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к числу малых предприятий относятся предприятия с предельной численностью работающих:
- в промышленности, строительстве  и на транспорте-100 человек;
- сельском хозяйстве-60 человек;
- инновационной деятельности-60 человек;
- оптовой торговле-50 человек;
- научно-технической сфере-60 человек;
- розничной торговле и  бытовом обслуживании-30 человек;
- остальных отраслях и  при осуществлении других видов  деятельности-50 человек.
Этим же законом статус «малого» не предоставляется предприятию, в учредительном капитале которого доля юридического лица (или лиц) превышает 25%. Другими словами, малыми предприятиями  считаются предприятия, не связанные  в своем функционировании решениями  других юридических (или физических) лиц в выборе стратегии и тактики  действий. Постановление также вводило  ряд льгот для малых предприятий, действующих в приоритетных для  экономики сферах производства. Это  способствовало переоформлению многих кооперативов в малые предприятия. Кроме того, предоставление льгот  малым предприятиям стимулировало  процессы разукрупнения государственных  предприятий и организаций, создания малых предприятий в государственном  секторе. Малый бизнес все сильнее  воздействует на экономику и процесс  ее стабилизации. Исключительное влияние  малое предпринимательство оказывает  на социальную сферу, оставаясь основным источником создания новых рабочих  мест. В региональной структуре малого бизнеса лидирующее положение занимает Центральный экономический район. Весьма быстро растет число малых  предприятий в регионе Северного  Кавказа, где складывается одна из наиболее сложных ситуаций в области занятости  населения. Однако в целом распределение  малых предприятий по регионам страны постепенно выравнивается. В этих условиях предприятия различных организационно-правовых форм на временной или постоянной основе объединяют свои усилия (кооперация или концентрация). Кооперация предполагает принятие предприятиями совместных решений для достижения общих целей без создания при этом единого органа управления. Обычно этот процесс происходит на договорной основе без потери предприятиями своей хозяйственной и юридической самостоятельности. Интеграция предприятий на основе концентрации проводится посредством централизации и концентрации их хозяйственных средств или капиталов. Этот процесс связан с частичным или полным отказом предприятий от своей финансово-хозяйственной самостоятельности в пользу другого предприятия или вновь создаваемого общего органа управления. Объединение предприятий на основе кооперации может быть временным или постоянным в виде различных организационных форм (картелей, синдикатов, пулов и др.) .
В гражданском кодексе  РФ основными организационно-правовыми формами являются хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Организационно-правовая форма предприятия зависит от ряда признаков: порядка формирования и минимальной величины уставного капитала, ответственности за обязательства предприятия, перечня и прав учредителей и участников и др. Товарищество на вере является разновидностью полного товарищества. По сравнению с полным товариществом оно имеет следующие особенности: состоит из двух групп участников: полные товарищи - осуществляют предпринимательскую деятельность от имени самого товарищества и несут неограниченную и солидарную ответственность по обязательствам товарищества; вкладчики (коммандиты) - лишь делают вклады в имущество товарищества, но не отвечают своим личным имуществом по его обязательствам. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО)- такое общество является разновидностью ООО, однако отличительной особенностью ОДО является то, что при недостаточности имущества данного общества для удовлетворения претензий его кредиторов участники общества могут быть привлечены к имущественной ответственности, причем солидарно друг с другом. Однако размер этой ответственности ограничен - он касается не всего их личного имущества, что характерно для полных товарищей, а лишь для его части одинакового для всех кратного размера и сумм внесенных вкладов. С этой точки зрения такое общество занимает промежуточное место между обществами и товариществами. Акционерное общество (АО) - это общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество акций. Участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым АО (ОАО). АО, акции которого распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым АО (ЗАО). Согласно ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Производственный кооператив (ПК) - это добровольное объединение граждан для совместной деятельности в таких сферах, как производство, переработка, сбыт, торговля, бытовое обслуживание, медицинские услуги и т.п. Имущество, находящееся в собственности ПК, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Прибыль кооператива распределяется между его участниками в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен уставом кооператива.
В современной западной экономике  малый бизнес образует самый крупный  сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых. Наиболее типичными формами малого бизнеса стали системы франчайзинга и венчурного предпринимательства. Франчайзинг - это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и на разрешение своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощи в доставке товаров, в приобретении оборудования, в кредитах и т. д. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты оказываются взаимовыгодными: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги, не затрачивая их на реализацию собственной продукции, и, кроме того, они получают регулярные платежи от своих подопечных. Венчурная фирма-это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя и низким издержкам. Поэтому венчурные фирмы стремятся быстрее завершить разработку одних и переходить к работе над другими видами продукции. В настоящее время венчурные фирмы начинают создаваться и функционировать и в России. Однако в целом малый бизнес не получил в России широкого распространения.
Все вышеизложенное, позволяет  сделать вывод о том, что малый  бизнес в Российской Федерации является неотъемлемой частью рыночной экономики. Он играет важную роль в развитии страны не только в экономической сфере, но и также политической, научно-технической  и самое главное в социальной сфере, где на главном месте человек. Для того чтобы бизнес процветал, малые предприятия развивались, не обходима поддержка со стороны государства.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2.Современный  малый бизнес в России
     2.1 Состояние и проблемы малого бизнеса
Сравнительный анализ состояния  малых предприятий в Российской Федерации показывает, что с IV квартала 2008 г. фиксируется абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых  и инвестиций в основной капитал  у субъектов предпринимательской  деятельности. Принятые и реализуемые  во II квартале 2009 г. меры поддержки малого и среднего предпринимательства  были преимущественно ориентированы  на стимулирование роста числа субъектов  хозяйствования в российской экономике  и повышение доступности для  них финансовых ресурсов. В то же время практически отсутствовали  меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых  и средних предприятий, что идет вразрез с решением задачи по формированию современной инновационной - производственной структуры российской экономики.
Анализ распределения  числа зарегистрированных малых  предприятий по видам экономической  деятельности показывает, что в промышленности в I квартале 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 40,2 тыс., т.е. сократилось с начала года почти на 6 тыс. А это привело  в результате к сокращению числа  рабочих мест на 55,9 тыс. человек. При  снижении деловой активности в экономике, усилении спада инвестиций в основной капитал и уменьшении объемов  работ в строительстве в I квартале 2009 г. число занятых на малых предприятиях в строительстве сократилось  на 141,0 тыс. человек.
При проведении анализ специфики  кризисных явлений и специфики  малого бизнеса позволяет выделить следующие проблемные и уязвимые точки субъектов малого предпринимательства  Российской Федерации. (см. Табл.1)
Таблица 1. Проблемы субъектов малого предпринимательства
Категория субъектов малого предпринимательства (МП)
Проблемные точки
Субъекты МП, которые активно  используют заемные средства для  производства, оказания услуг
отсутствие доступа к  банковскому финансированию, переоценка залогового обеспечения, ухудшения  условий кредитования, проблемы с  оборотными средствами, переход к  теневому кредитованию в форме нелегальных  кредитных услуг ростовщиков  и организованных преступных группировок
Субъекты МП, производящие продукцию для средних и крупных  предприятий
снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов
Субъекты МП, оказывающие  производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и  прочие услуги
снижение спроса на услуги, риск неплатежей
Субъекты МП, действующие  в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ)
снижение спроса на продукцию  и услуги, снижение стоимости продукции, тогда как материалы могли  быть закуплены по высоким ценам  начала-середины года
Субъекты МП, действующие  в оптовой и розничной торговле
повышение стоимости импортной  продукции, проблема с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе  снижение спроса на продукцию
Субъекты МП, действующие  в сфере общественного питания и ресторанном бизнесе
снижение спроса на продукцию  и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий
Субъекты МП, оказывающие  услуги в сфере транспорта
снижение спроса на продукцию  и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий
Субъекты МП, работающие по государственному и муниципальному заказу
2008 г. повышение конкуренции  за государственный и муниципальный  заказ
 
Субъекты МП, реализующие  инвестиционные проекты направленные на модернизацию, расширение производства
отсутствие финансовых средств для развития, замораживание проектов развития
 
Все субъекты МП
административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников
 

Основные существующие или  возможные проблемы у субъектов  малого предпринимательства носят  финансовый характер:
- отсутствие оборотных  средств;
- отсутствие доступа к  банковским кредитным услугам,  как для решения проблемы с  оборотными средствами, так и  для реализации начатых или  намеченных инвестиционных проектов;
- отсутствие свободного  доступа к займам государственных  и муниципальных фондов поддержки  малого предпринимательства в  связи с малыми размерами их  финансовых активов и ограниченным  бюджетным финансированием этих  фондов;
- снижение спроса на  продукцию, при неизменном уровне  издержек грозит ухудшением показателей  оборачиваемости капитала, снижением  нормы прибыли и рентабельности  бизнеса;
- риск неплатежей от  контрагентов отказ от работы  с некоторыми контрагентами, снижение  прибыли, повышение рисков «затоваривания» .
Доминирующая часть предприятий  и рабочих мест в малом бизнесе  приходится на предприятия торговли и на услуги по операциям с недвижимостью. В целом по стране малые предприятия  торговли обеспечивали рабочими местами 14,2% занятых по виду деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования». В I квартале 2009 г. численность работников малых предприятий торговли уменьшилась  на 229,9 тыс. человек. При этом падение  численности занятых наблюдалось  практически во всех федеральных  округах и по всем видам экономической  деятельности и сопровождалось сокращением  масштабов выпуска продукции  и услуг. По большинству видов  деятельности с IV квартала 2008 г. фиксируется  или абсолютное уменьшение объемов  оборота малых предприятий, или  резкое сокращение величины прироста оборота относительно предыдущего  периода. Очевидно, что снижение в I квартале 2009 г. относительно I квартала 2008 г. в российской экономике объемов  строительства на 19,3% , оборота розничной  торговли на 1,1% и оптовой торговли на 4,7% оказало негативное воздействие  на характер функционирования малых  предприятий. В целом по итогам I квартала 2009 г. оборот малых предприятий  составил 1832,5 млрд руб., или 12,4% от оборота по всем видам деятельности в российской экономике, при этом доля оборота малых предприятий по виду деятельности «строительство» составила 31,8%, в рыболовстве и рыбоводстве – 21,1%, в сельском хозяйстве – 17,4%, в торговле – 16,4% и в промышленности – 6,1%. В российской экономике структура оборота малых предприятий почти на 55% формировалась предприятиями оптовой и розничной торговли, и изменение ситуации на внутреннем потребительском и оптовом рынках оказывало доминирующее влияние на позиции малого бизнеса.
Свертывание масштабов экономической  деятельности изменило ситуацию в инвестиционном секторе. По итогам I квартала 2009 г. объем  инвестиций в основной капитал в  целом по экономике сократился на 15,6. Наиболее существенное снижение инвестиций в основной капитал – более чем на 40% – зафиксировано в сегменте малых предприятий. 
В структуре инвестиций в  основной капитал по видам экономической  деятельности в январе–марте 2009 г. более 3/5 приходилось на строительство, операции с недвижимым имуществом и  оптовую и розничную торговлю. Инвестиции в основной капитал МП в промышленности составляли 18,0%, а  сельского хозяйства – 8,2% Ключевым направлением Программы антикризисных  мер является поддержка малого и  среднего предпринимательства. На эти цели в 2009 г. было направлено 40,5 млрд руб., что в 11 раз больше, чем в 2008 г. В 2009 году расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства будут увеличены до 10,5 млрд. руб., т.е. в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд. руб.
 
 
2.2 Государственное  регулирование малого бизнеса
Правительство Российской Федерации  и общественные организации активно  участвуют в реализации мер по поддержке малого предпринимательства  в России, и рассматривают новые  инициативы и предложения по улучшению  инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса. Развивающийся  сектор малого бизнеса остается одним  из важнейших резервов роста национальной экономики, и он подвергается множеству  проблем и для его процветания  не обходимо применять множество  различных мер.
В начале текущего года, во II квартале сохраняется проблема доступности кредитных ресурсов для предприятий малого бизнеса, а потому первоочередное внимание в комплексе мер поддержки было уделено предоставлению им финансовой помощи, среди которых можно отметить следующие :
- Принято решение об  увеличении объема финансовой  поддержки малого бизнеса до 40 млрд. рублей (с ранее заявленных 30 млрд. рублей). Данная мера осуществляется  посредством финансирования кредитных  организаций и юридических лиц  через ОАО «Российский банк  развития» (далее РосБР). Источниками финансовой поддержки региональных банков на цели кредитования стали: средства федерального бюджета, выделяемые на поддержку малого бизнеса, средства Внешэкономбанка; займы и кредиты РосБР, привлеченные как на внутреннем, так и внешних рынках. Количество представленных заявок на участие в программе свидетельствует о высокой степени заинтересованности региональных финансовых институтов в получении средств на эти цели. По состоянию на начало III квартала 2009 г. 75 банков подали заявки на участие в программе по кредитованию малого и среднего бизнеса. Совокупный объем заявок составил 12,5 млрд. рублей.
- Принято решение о  корректировке параметров, выдаваемых  РосБР кредитов, относительно запланированных: кредиты должны выдаваться сроком не менее чем на один год и под процентную ставку рефинансирования Центрального банка плюс 3 процентных пункта, в то время как сами банки будут получать кредиты по этой программе под 10,5–10,7% годовых. Поэтому предстоит провести дополнительные переговоры с банками-партнерами с учетом новых условий кредитования.
- Дополнительно РосБР начал разрабатывать модели финансирования деловых центров, образовательных учреждений и прочих организаций, оказывающих малому бизнесу имущественную и другие виды поддержки. В настоящее время реализуются «пилотные» сделки с несколькими микрофинансовыми и лизинговыми организациями с перспективой их дальнейшего тиражирования, а также разрабатывается схема работы с факторинговыми компаниями и определяются условия их кредитования.
- Принято решение о  внедрении программы рефинансирования  кредитных портфелей банков-партнеров.  Суть данного способа кредитования  состоит в том, что сформированный  банком-партнером портфель кредитов, уже предоставленных субъектам  малого бизнеса, может быть  использован им для обеспечения  нового финансирования в РосБР. При этом обязательным условием такого рефинансирования является направление полученных средств исключительно на дальнейшее кредитование малого бизнеса- РосБР планирует приступить к разработке механизма секьюритизации кредитных портфелей малого бизнеса для поиска новых эффективных форм финансирования. Успешность данного процесса будет зависеть и от стабильности общей финансовой ситуации в стране, готовности законодательной базы и банковского сообщества к такой инновационной форме работы с субъектами малого бизнеса .
- Утверждено дополнительное  финансирование региональных гарантийных  фондов, под поручительство которых  малый бизнес сможет получить  займы. На пополнение таких  фондов уже выделено 3,5 млрд. рублей, принято решение выделить еще  15 млрд. рублей на эти цели. В  результате реализации программы  кредитования малого бизнеса  ставки по кредитам должны  стать более приемлемыми для  предпринимателей, особенно на фоне  тех, которые банки предлагают  сейчас (порядка 20–30% годовых). Однако  практическая реализация механизма  распределения средств на кредитование  малого бизнеса протекает крайне  медленно, в результате чего по  состоянию на начало июля 2009 г.  ни одного кредита на эти  нужды не выдано. Кроме того, порядок  отбора региональных банков-партнеров  предъявляет жесткий перечень  требований к финансовым институтам, претендующим на получение государственной  поддержки. Вероятнее всего, «небольшие»  банки не смогут соответствовать  заявленным требованиям, в то  время как именно «небольшие»  банки в развитых странах составляют  основу кредитования малого бизнеса.
В части мер налогового стимулирования для субъектов малого и среднего бизнеса можно выделить следующие:
- Внесены Госдумой РФ  изменения в ст. 346.12 и 346.13 части  второй Налогового кодекса РФ, направленные на повышение доступности  применения упрощенной системы  налогообложения (УСН) для малого  бизнеса. Это реализовано за счет увеличения предельного размера доходов, ограничивающего право перехода на упрощенную систему налогообложения, до 45 млн. рублей (в настоящее время с учетом индексации она составляет 23,07 млн. рублей), а также увеличения предельного размера до
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.