Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Коррупция в системе государственной и муниципальной службы - реальная угроза национальной безопасности России и меры по ее преодолению

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2013. Год: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ
 РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ
 
 
                              Курсовая работа
                                     на тему:
«Коррупция  в системе государственной и  муниципальной службы - реальная угроза национальной безопасности России и  меры по ее преодолению»
 
 
Выполнила студентка
факультета  управления группы 416
Шеменко Виктория Алексеевна
Научный руководитель
                                                             Кандидат социологических наук, доцент
                                                                      Канифатов Александр Сергеевич
                                        
 
 
                                        г. Ростов-на-Дону 2012
 
 
 
 
 
Глава 1 Введение……………………………………………. .3
1.1 Актуальность темы исследования………………………  .3
1.2 Цели и задачи исследования  …………………………….4
1.3 Методология и принципы  исследования ……………….5
Глава 2 Понятие коррупции  …………………………………6
2.1 Определение понятия и формы проявления коррупции в системе государственно-служебных отношений Российской Федерации… 6
2.2 Взяточничество как  форма проявления коррупции…………… 15
2.3 Сферы проявления коррупции  …………………………………..16
2.4 Основные последствия  ……………………………………………17
Глава 3 Предупреждение и  пресечение коррупции в системе  государственной службы ………………………………………………………………….18
3.1 Исторический опыт борьбы  с должностными злоупотреблениями  коррупционной направленности в  досоветской и советской России…  18
3.2 Предупреждение и пресечение  коррупции в системе государственной  службы в современной России  ………………………………………….24
Глава 4 Заключение ……………………………………………………...32
Глава 5 Список литературы ……………………………………………..33
 
 
 
 
 
 
                                                Глава 1 Введение
1.1Актуальность темы исследования
На сегодняшний день в России проблема коррупции является  очень актуальной. Коррупция существует почти во всех сферах жизни общества: политической,  экономической, социальной и т.д. Каждый из нас прекрасно знает, что такое коррупции, и, возможно многие из нас уже сталкивались с взяточничеством.
Различные источники определяют ежегодный объем взяток госчиновникам в пределах $15 млрд. Коррупция подрывает доверие населения к власти, ее органам и представителям. Актуальность темы инициируется необходимостью усиления борьбы с коррупцией, выявления того, как шло ее распространение в исследуемый период, какие этапы проходило и какие формы принимало это явление, установления причин того, что уровень коррупции, несмотря на предпринимавшиеся государством и обществом меры, продолжает увеличиваться.
Чтобы понять коррупцию, необходимо рассмотреть ее формы проявления в системе государственного и муниципального управления, причины, последствия, а так же методы борьбы с ней, ведь действительно коррупция в последнее время стала реальной угрозой национальной безопасности  России.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2 Цели и задачи исследования
Целью данной курсовой работы является комплексная разработка теоритических проблем коррупции и рекомендации по усилению борьбы с преступлениями коррупционной направленности. Предпринята попытка концептуально обосновать единые подходы к толкованию понятия  коррупции и борьбе с этим социальным явлением.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1)исследовать коррупцию  как социальное явление;
2)рассмотреть историю  коррупции;
3)выявить социальную обусловленность  проблемы, ее актуальность;
4)обобщить научную литературу, относящуюся к проблеме взяточничества  как к форме проявления коррупции;
5)сформулировать выводы  к рекомендации по совершенствованию  борьбы с коррупцией;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3 Методология и принципы исследования
Методологическую и теоретическую  основу исследования составляет методологические принципы и методы исторического  исследования. Главенствующее значение имеют принципы историзма и объективности. Основными методами являются системный, историко-сравнительный и проблемно-тематический методы. Изучение такого сложного социального  явления, как коррупция, осуществлялось в рамках социокультурных традиций России.
Для выявления и описания видов и механизмов коррупции  применялся метод историко-сравнительного анализа. Для воспроизведения особенностей трансформации, развития, форм проявления коррупции привлекались данные таких  научных дисциплин, как социология и политология, экономика, юриспруденция, криминология. Вместе с тем диссертация  выполнена при соблюдении всех критериев  отечественной истории. Автор исследовал научную проблему в исторической эволюции и динамике. Это потребовало  использования хронологического, социально-психологического и других методов анализа и  описания.
Хронологические рамки диссертационного исследования — период между 1992 и 2005 гг. Это время интенсивного проникновения  коррупции в сферы государственного управления, становления коррупционных  сетей, институализациии коррупции, сращивания ее с организованной преступностью, формирования новых видов и форм проявления, трансформировавшихся из ранее существовавших в Российском государстве с учетом изменений в политической и экономической сферах.
 
 
 
 
 
 
 
 
                                     Глава 2 Понятие коррупции
2.1 Определение понятия и формы  проявления коррупции в системе  государственно-служебных отношений  Российской Федерации
Понятие коррупции:
Коррупция  –  явление  отнюдь  не  новое  в  жизни  общества,  оно  имеет многовековую историю и присуще буквально всем государствам. В России  первое упоминание о борьбе с коррупцией встречается в судебнике 1497 г.,  где  речь  идет о мздоимстве, т. е. о получении взятки. В более позднем судебнике 1550г. наряду с мздоимством уже фигурировало и лихоимство.  Под ним понималось  получение должностным лицом судебных органов завышенных пошлин. Затем круг проявлений коррупции, зафиксированный юридической практикой  в России, стал  еще  шире.  К  мздоимству  и лихоимству  прибавились хищение государственного имущества и лиходейство. На  протяжении  всей  многовековой истории России происходила борьба с различными формами коррупции, которая  в отдельные периоды, например, при Петре I, наказывалась чрезвычайно  жестоко, вплоть до смертной казни.
  Термин  "коррупция"  происходит  от  латинского  слова   "corrumpere"   –подкупать. Современное значение он приобрел в Европе  в XV-XVI  веках.  На международном  уровне  свое  нормативное  закрепление   термин   получил   в резолюции  "Практические   меры   борьбы   с   коррупцией",   подготовленной секретариатом 8-го Конгресса ООН по предупреждению преступности и  обращению с правонарушениями, проходившего в  Гаване  в  августе-сентябре  1990  г. В резолюции   речь   идет   о    "нарушениях    этического    (нравственного),дисциплинарного, административного и уголовного  характера,  выражающихся  в противозаконном  использовании   своего   служебного   положения   субъектом коррупционной деятельности".
В широком смысле коррупция - это прямое использование  должностным  лицом прав, связанных с его должностью в целях  личного  обогащения;  продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей. В  более  узком  смысле,  под коррупцией  обычно  понимают  ситуацию,  когда  должностное  лицо  принимает противоправное решение,  из  которого  извлекает  выгоду  какая-либо  другая сторона  (например,  фирма,   получающая   государственный   заказ   вопреки установленной  процедуре),  а  само  должностное  лицо  получает  незаконное вознаграждение от этой стороны. Типична ситуация, когда чиновник,  обязанный по закону принять определенное решение по отношению  к  некоторому  лицу  (к примеру, выдать лицензию на  какой-либо  вид  бизнеса),  создает  для  этого искусственные незаконные преграды,  чем  понуждает  своего  клиента  к  даче взятки,  что,  как  правило,  и  происходит.  Эта   ситуация   соответствует традиционному  понятию  коррупции,  потому  что  она  сопряжена  с  дачей  и принятием взятки.
Формы проявления коррупции:
Коррупция  –  явление  отнюдь  не  новое  в  жизни  общества,  оно  имеет многовековую историю и присуще буквально всем государствам. Говорить о  том, что коррупция возникла в современной России, не  приходится,  поскольку  она существовала  столько  же,  сколько  существует  государственность,   только проявлялась она в разных формах. Исторически различающимися  в  российском  общественном  мнении  и  праве формами коррупции были мздоимство -  получение  в  нарушение установленного законом  порядка  лицом,  состоявшим  на  государственной  или  общественной службе,   каких-либо   преимуществ   за   совершение    законных    действий(бездействия) по службе, и лихоимство - получение тем  же  лицом  каких-либо преимуществ за  совершение  по  службе  незаконных  действий  (бездействия).Мздоимство и ли хоимство могут проявляться на всех  уровнях системы власти, при этом объемы сумм и  масштабы  вредного  воздействия  на  общество  могут бесконечно варьироваться.
  В наше время наиболее  характерными и распространенными  формами проявления коррупции являются взяточничество,  подкуп  государственных  и  общественно-политических  деятелей,  чиновничества,  незаконный  протекционизм   и   др. Благоприятной почвой  для  коррупции  служат  огосударствление  общественной жизни,  бюрократизация  общества  и  государства,  чрезмерная  централизация управления, процветание теневой экономики, отказ от  реальной  демократии  и т.д. Особенно широкие масштабы коррупция приобретает в кризисных  ситуациях, в периоды разложения социально-политических  режимов,  падения  общественных нравов.
 Различают  несколько   форм  коррупции: 
1) низовая  (мелкая,  повседневная);
2)вершинная (крупная, элитарная);
Наиболее распространена  и  наиболее  опасна коррупция во властных  структурах,  коррупция,  связанная  с  использованием административного ресурса (политическая коррупция, которая может выступать и в форме низовой коррупции - взятка за регистрацию предприятия, и  в  форме вершинной - использование административного ресурса для получения  "нужного" результата  выборов).  Помимо  неэффективного  расходования  материальных  и финансовых  ресурсов  политическая  коррупция   приводит   к   дискредитации демократических ценностей, к росту недоверия властям. К низовой коррупции вплотную примыкает бюрократический рэкет. Эти явления имеют одинаковую природу и  отличаются  лишь  тем,  что,  если  коррупционер получает вознаграждение за услуги по взаимному согласию с предпринимателем, то чиновник-рэкетир  вымогает  взятку  у  бизнесмена  помимо  его  воли. В случае,  когда  обе  заинтересованные   в   коррупционной   сделке   сторон принадлежат  к  одной  организации,  принято   говорить   о   "вертикальной" коррупции. Она, как правило, выступает в  качестве  моста  между  коррупцией  вершинной и низовой. Масштабная низовая коррупция  и  бюрократический  рэкет предельно    опасны,    поскольку,    во-первых,    создают    благоприятный психологический фон  для  существования  остальных  форм  коррупции  и,  во-вторых, взращивают вертикальную коррупцию. Последняя  же  является  исходным материалом  для  формирования  организованных   коррупционных   структур   и сообществ. Известно, что взаимодействие власти с гражданином возникает в двух случаях:
1. Когда власть должна  предоставить ему некоторые услуги  (дать  разрешение, предоставить справку). В подобных ситуациях коррупции способствует:
  .   сохранение   широкой   сферы   государственных   услуг,    охваченных
    разрешительным  принципом
  . незнание гражданами  своих  прав  на  получение   услуг  и  обязанностей
    чиновников на  их предоставление
  . сокрытие чиновниками  информации о своих обязанностях  и правах граждан
  . усложненность бюрократических  процедур
  . монополия ведомств  на предоставление услуг
  . структурные особенности  органов  власти,  при  которых   одно  ведомство
    обладает полномочиями  принимать властные решения, и  оказывать услуги.
2. Когда  власть,  выполняя  свою  ограничивающую  и  регулирующую  функцию, обязывает гражданина поделиться своими ресурсами с  государством,  взыскивая обязательные платежи или налагая штрафы за  нарушения  действующих  норм.  В этих  ситуациях   коррупции   способствует   отсутствие   удобных   процедур реализации гражданином своих обязательств, а также  неадекватность  штрафов, способствующих уклонению от их уплаты с помощью взяток.  Никаких других законов, кроме законов административного права,  при  этих действиях чиновник не нарушает. Это следует понимать как то,  что  взятка  в этом   пространстве   чаще   всего   выступает   как   официальная    оплата дополнительных услуг. Например, установление платы за  выдачу  и  оформление каких-либо документов, в несколько раз превышающей затраты на эту  операцию, причем администрацией цена устанавливается самостоятельно,  без  утверждения комитетом по ценам и антимонопольным  комитетом,  поскольку  в  этом  случае администрация  в  оказании  этой   услуги   выступает   как   исключительный монополист.
  Любая форма коррупции  предполагает наличие человека, имеющего возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая или не  принимая  те или иные решения. В случае  если  этим  человеком  является  государственный служащий, мы имеем дело с государственной  коррупцией;  если  это  сотрудник коммерческой или общественной организации, речь может  идти  о  коррупции  в негосударственном секторе экономики.  Государственная коррупция существует постольку,  поскольку  у  чиновника имеется возможность распоряжаться не принадлежащими ему  ресурсами  за  счет принятия (или непринятия) тех или иных решений. К таким ресурсам  относятся: бюджетные  средства,  государственная   или   муниципальная   собственность, государственные заказы или льготы  и  т.п.  Но  если  отобрать  у  чиновника распределительные  функции,  то  весь  чиновничий  аппарат  потеряет   смысл существования.  Государственные  служащие   выступают   в   роли   субъектов коррупционной деятельности, ибо только они обладают  властными  полномочиями для принятия решений  и  осуществления  действий,  ведущих  к  возникновению коррупционных отношений. Формы коррупции в системе государственной службы весьма разнообразны. Они могут проявляться в виде:
  . вознаграждения за  получение выгодных контрактов  в  форме  оплаты  якобы   консультационных услуг, установления  непомерно  высоких  гонораров   за публикации или лекции;
  . служебного мошенничества  и других формах хищения;
  . получения "комиссионных" за размещение государственных  заказов;
  . оказания государственным  служащим разного рода услуг  и иных "знаков
    внимания";
  . поездок  в  заграничные   командировки,  на  отдых  и   лечение  за  счет
    заинтересованных  в решении вопросов партнеров;
  .   латентного   вымогательства   взяток,   в   том   числе    незаконных
    вознаграждений, за  ускоренное решение вопросов, выдачу  документов;
  . вымогательства взяток  у водителей сотрудниками органов,  обеспечивающих
    безопасность дорожного  движения;
  . устройства на работу  родственников, друзей, знакомых;
  . получения руководителями  от подчиненных доли взяток  и др.
  Возможность возникновения  коррупции  напрямую связана   с  непрозрачностью процесса, что в бюджетном  процессе  прямо  ведет  к  произволу  чиновников: выбор организации,  исполняющей   различные   расходные   статьи   бюджета, находится в руках чиновников, велико искушение получить "откат", вот  вам  и коррупция.
  В России также существует  «политическая коррупция», которая  находит  своё отражение, прежде всего,  на  выборах.  Например,  одно  из  наиболее  ярких проявлений  -  это  покупка  мест  в списках.   Наша   система   списочная, голосование за списки,  стимулировала  вот  такую  разновидность  коррупции. Специфика  избирательного  процесса  состоит  в  том,  что   мотивация   его участников настолько велика, что они часто идут на прямые нарушения  закона. В подавляющем большинстве  случаев  эти  нарушения  остаются  безнаказанными.
Ниже приведены специфические формы  проявления  коррупции  на  примере  субъектов федерации  Северо-Западного  региона,  использовавшиеся  на  выборах   1999-2001гг. Использование административного ресурса:
  .  неравный  доступ  к  СМИ  -  местные  СМИ   находятся   под   контролем
    администрации,  которая определяет какому кандидату  и в каком  объеме
    предоставлять  время на местном ТВ и радио
  .  давление  на  избирательные   комиссии  -  большинство  в   окружных   и
    участковых   избирательных   комиссиях   -   это   либо   представители
    администрации,  либо люди от  нее  зависимые.  Администрация  указывает, какому кандидату надо помогать, а какому - нет
  . давление на органы  внутренних  дел  -  администрация   указывает,  какие
    пикеты арестовывать, какие агитационные материалы  изымать
  . давление  на  бизнес-структуры  -  те  компании,  которые поддерживают
    неугодных администрации  кандидатов,  подвергаются  всяческим   проверкам  налоговой инспекции, СЭС и др.
  . прямое давление - прямые  телефонные звонки неугодным  кандидатам
Подкуп избирателей со стороны кандидатов:
  . прямой подкуп - людям  даются деньги, либо подарки, а  они голосуют,  как
    надо.
  . непрямой подкуп - кандидатом  создается благотворительный фонд,  который   в  период  предвыборной  агитации  раздает   гуманитарную   помощь; с избирателями заключаются  договора  на оказание  услуг с последующей выплатой премиальных в случае  победы  кандидата. 
Коррупция в СМИ - меньшую  часть средств за публикацию СМИ  получают  легально через счет кандидата, большую часть они получают  наличными  непосредственно от кандидата. Финансирование избирательных кампаний - поскольку средств,  определенных  по закону для проведения полноценной избирательной  кампании  недостаточно,  то кандидаты  и  избирательные  объединения  рассчитываются   с   исполнителями непосредственно, а не через счет кандидата. В  наибольшей  степени  коррумпированность  проявляется  в   деятельности органов исполнительной и судебной власти, которые непосредственно связаны  с распоряжением финансовыми и материальными ресурсами (при  низкой  зарплате),разрешением  жизненно  важных  споров. Это  обстоятельство   предопределяет специальную направленность исследований ученых,  анализирующих  коррупцию  в России, прежде всего  с  позиций  уголовного  права.  Обратили  внимание  на указанную   проблему   и   специалисты   в   области   административного   и муниципального права, поскольку именно эти отрасли формируют  правовую  базу статуса государственных и муниципальных должностных лиц. Между тем  проблема коррумпированности публичной власти носит комплексный характер, так как коррупция  пронизывает  все  сферы  публичной  власти,   приобретает   самые изощренные формы. Не меньшая, а возможно, большая опасность  коррумпирования публичной  власти  исходит  из  сферы  законодательной   государственной   и представительной муниципальной власти. Одним  из  условий  такого  положения дел   является   несовершенство   правовых   основ   формирования    органов представительной власти. В дореформенной  России  главным  проявлением  коррупции  была  взятка  в денежной форме, на борьбу с которой и были направлены  карательные  санкции, предусмотренные Уголовным кодексом. Характер правонарушений  был  достаточно очевиден и сравнительно легко поддавался уголовно-правовой идентификации. В новых условиях положение резко изменилось. Наряду с традиционной формой взятки появились ее современные  модификации. Вместо  конверта  с  деньгами теперь  фигурируют  действия,   определяющие   изменения   в   имущественном положении лиц, вовлеченных в  коррумпированные  отношения. Такие  действия, как криминальное лоббирование, инвестирование коммерческих структур за  счет средств  госбюджета,  создание   лжепредприятий,  перевод   государственной собственности в  акционерные  общества,  предоставление  возможности  вывоза стратегического сырья за рубеж и многое другое очень трудно  идентифицируемы и доказуемы.
  Трудности усугубляет  чрезвычайно скрытый характер  коррупции.  Выявить,  а тем более доказать процессы коррупции  очень  сложно.  Внешне  все  выглядит законно,  документально  обоснованно.  Еще  одна  особенность  коррупции  на современном этапе жизни России –  это  то,  что  она  становится  все  более "респектабельной".  Если  совсем  недавно о ней говорили  как о явлении организованной преступности уголовного мира и теневого  бизнеса,  то  сейчас коррупция приобретает характер "болезни белых воротничков". К тому же сегодня появляются некие новые формы коррупции, которым нет еще названия и  которые не получили правового и криминологического наполнения.   .В. Голик, советник Председателя Совета  Федерации,  доктор  юридических  наук, профессор, приводит  в  доказательство  несколько  примеров:  «Недавно прочел  докторскую  диссертацию  В.М.   Алиева   "Теоретические   основы   и прикладные проблемы борьбы с легализацией (отмыванием)  доходов,  полученных незаконным  путем".  Автор  вводит  в  научный  оборот  большое  количество ведомственных   документов, документов Правительства,    Администрации Президента и  др.  (информационные  и  инструктивные  письма,  ведомственная переписка, экспертные заключения и т.п.), которые  не  могут  быть  известны широкому кругу в силу ограниченного доступа  к  ним  и  интересны  уже  этим фактом.  Ученым  проделана  и  делается  действительно   громадная   работа, подключены большие интеллектуальные силы. Однако вся эта работа  практически закончилась ничем. Все аргументы разбивались о какой-то невидимый  гранитный утес и ничего не дали кроме информационных брызг. Так  продолжалось  год  за годом. Мы прекрасно понимаем, что само по себе  это  происходить  не  могло. Что это, как не мощное коррупционное противодействие?    Второй пример касается нашей собственности за  рубежом.  Судя  по  всему, собственность есть и собственность громадная. При  этом  практически  ничего не  делается,  чтобы  этой  собственностью  владеть.  Единственная  реальная попытка  на  уровне  государства  была  предпринята  Комитетом   по   защите экономических интересов России в  1992-1993  гг.,  после  чего  его  тут  же упразднили. Одна из причин - не главная - заключается в том, что эта  работа трудна и кропотлива. Она не  может  принести  сразу  больших  результатов  и дивидендов и на ней вряд ли можно "погреть руки", в отличие от  выбивания  и выпрашивания кредитов. Разве это не  форма коррупционного  противодействия?  Можно, конечно, попробовать списать все на бюрократизм, который сам по  себе "дружит" с коррупцией. Однако чистой бюрократии соответствуют пассивность и  мздоимство, но никак не активное противодействие, которое мы наблюдаем и в том и в другом случае. Такое  активное  противодействие  выходит  далеко  за рамки обычных бюрократических проволочек».  В подавляющем числе государств  борьба  с коррупцией  ведется в форме правового преследования  за  ее  конкретные  проявления.  В  этом  отношении Россия не является исключением. В Уголовном  кодексе  имеется  пять  статей, предусматривающих уголовную  ответственность  за  конкретные  противоправные действия: легализация денежных средств или  иного  имущества,  приобретенных незаконным  путем,  злоупотребление  должностными  полномочиями,   получение взятки  и  служебный  подлог.  Между  тем,  названным   перечислением   круг коррупционных действий, с которыми приходится сталкиваться в жизни,  далеко не исчерпывается.  Среди  таких  "забытых"  деяний  называют, в  частности, следующие:  участие  должностных  лиц  в   коммерческой   деятельности   для извлечения  личной   прибыли; использование   служебного   положения   для "перекачки"  государственных средств в коммерческие  структуры с   целью получить личную выгоду и  с  задействованием  для  этого  подставных  лиц  и родственников;  предоставление  должностными   лицами   льгот   коммерческим структурам с целью извлечь личную  прибыль;  предоставление  государственных финансовых  и  иных  ресурсов  в  избирательные  фонды.  Этот  список  можно расширять практически до бесконечности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2 Взяточничество как форма  проявления коррупции
Российская Федерация  переживает сложный исторический период становления новых социально-экономических  и политических отношений, результат  которого самым непосредственным образом  зависит от профессиональной подготовленности и эффективности труда государственных  служащих, руководителей государственных  органов. Однако за годы реформ в нашей  стране очень широкое распространение  получила должностная преступность, в том числе коррупция и  взяточничество.
Взяточничество - одно из древнейших и распространенных проявлений коррупции. "Как только появились носители власти, облеченные особыми полномочиями, так одновременно с этим появилось  и взяточничество", - писал известный русский криминалист В.Н.Ширяев. Везде в законодательстве взяточничество рассматривается как корыстное служебное (должностное) преступление, в качестве одного из видов нарушения служебного долга. Суть этого преступления заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц или организаций заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой должностью. Взяточничество относится к числу наиболее латентных преступлений. Предметом взятки могут быть любые материальные ценности (деньги, в том числе иностранная валюта, иные валютные ценности, ценные бумаги, продовольственные и промышленные товары, недвижимое имущество и др.), а также различного рода услуги (выгоды) имущественного характера, оказываемые взяткополучателю безвозмездно, хотя в принципе они подлежат оплате, или явно по заниженной стоимости. Это может быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных, реставрационных и других работ и т.д. Чаще всего гражданами, не являющимися предпринимателями, взятки даются за поступление в вузы, при сдаче экзаменов, получении дипломов, затем в сфере медицины, в ГАИ (теперь ГИБДД), по месту собственной службы, в правоохранительной сфере, при лицензировании, регистрации предприятий, в таможенных органах и налоговой инспекции.
2.3 Сферы проявления коррупции
1)Коррупция в органах власти:
Наибольшую опасность  для общества несет коррупция  в аппаратах государственной  власти и местного самоуправления, прежде всего в сферах выработки  и принятия управленческих решений. Отмечаются многочисленные факты коррупционного характера в сфере государственного и муниципального управления: занятие чиновниками коммерческой деятельностью; участие непосредственно, через посредников или членов своих семей в управлении разного рода предпринимательскими структурами; оказание опекаемым фирмам содействия в получении незаконных льгот и привилегий, приобретении собственности, облегченном или внеочередном прохождении нормативно установленных процедур и оформления документов, получении разрешений и квот; непринятие мер по фактам нарушения законодательства, в том числе налогового, за бездействие антимонопольных органов против картельных сговоров по топливу, электроэнергии, производству строительных и иных материалов; завуалированные формы торговли вверенным государственным или муниципальным имуществом, важной служебной информацией.
2)Коррупция в судебных, правоохранительных и контролирующих органах: Исключительную опасность для общества представляют коррупционные процессы в судебных, правоохранительных и контролирующих органах (органы прокуратуры и Счетной палаты РФ, налоговые органы, таможенные органы, пожарная инспекция, органы санитарно-эпидемиологического контроля) представители которых сами должны противостоять преступности и коррупции.
3)Политическая коррупция:
Основными сферами проявления политической коррупции являются выборы в законодательные и представительные органы власти всех уровней, деятельность политических партий. Коррупционная составляющая политического процесса стала выражаться в лоббировании одних законопроектов и торможении других в интересах конкретных финансово-промышленных групп, которые финансируют партии и экономически стимулируют деятельность депутатов, способных оказать влияние на решения законодательных органов.
 
2.4Основные последствия коррупции
Коррупция по-прежнему рассматривается всего лишь как один из видов преступлений, присущих аморальным чиновникам. Крайне слабо осознаются негативные последствия коррупции, что, естественно, усугубляет терпимое отношение к ней. Несомненно, что коррупция оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни. Описываемые ниже негативные последствия коррупции в большей или меньшей степени уже проявляются сейчас в России.
Позитивные последствия коррупции:
1) совершенствование законодательства
2) декриминализация отдельных  деяний
3) коррупция является индикатором  благополучия
4) обеспечение профессионального  и карьерного роста служащего
5) стимулирование борьбы  с бюрократией
Негативные последствия коррупции:
1) подрыв авторитета власти
2) разрушение государственного  управления и органов местного  самоуправления
3) материальный ущерб государству  и обществу
4) падение престижа на  международной арене
5) нарушение прав и законных  интересов индивидуальных и коллективных  субъектов
6) угроза экономической  безопасности
7) угроза целостности государства
 
 
 
 
 Глава 3 Предупреждение и пресечение коррупции в системе                        государственной службы
3.1 Исторический опыт борьбы  с должностными злоупотреблениями  коррупционной направленности в  досоветской и советской России
Проблема коррупции для  современной России является одной  из наиболее значимых, препятствующих решению важнейших экономических  и политических задач, мешающих нормальному  развитию общества.
Несмотря на то что термин "коррупция" не употреблялся в российском законодательстве и не был введен в научный оборот вплоть до начала XX в., однако и до этого периода существовали корыстные злоупотребления должностных лиц, трактуемые современным правом как коррупция.
Появление коррупции как  явления на Руси тесно связано  с традициями общества в период становления  государственности в IX - X вв., когда  представители государственной  власти обеспечивались общиной по нормам, установленным главой государства (так называемый институт "кормления"). Однако эти нормы не могли быть едины для всех чиновников. Неслучайно в Русской П
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.