Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сюжетно-ролевые игры

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2013. Год: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
 
ВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования доброжелательных
взаимоотношений между детьми дошкольного возраста в сюжетно-ролевой 
игре…………………………………………………………………………………...6
      Сущность сюжетно-ролевой игры и ее роль во всестороннем
развитии и  воспитании ребенка…………………………………………………….6
      Психолого-педагогические предпосылки развития
взаимоотношений в игровой деятельности детей  среднего дошкольного 
возраста. Педагогические условия и средства формирования совместной
деятельности детей…………………………………………………………………13
Глава 2 Исследование условий формирования положительных 
взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре у детей  среднего возраста……20
2.1    Исследование зависимости развития связной речи на формирование
положительных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре детей среднего
дошкольного возраста……………………………………………………………...20
2.2  Условия формирования положительных взаимоотношений  в
сюжетно-ролевых  игр у детей среднего дошкольного  возраста………………...25
2.3    Анализ полученных результатов……………………………………..28
Заключение………………………………………………………………….31
Список  использованной литературы……………………………………33
Приложение…………………………………………………………………36
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность. Всестороннее гармоническое развитие личности - главная задача нашего общества. Она осуществляется в неразрывной связи с дальнейшим продвижением общества по пути социально-экономического и научно-технического прогресса, с развитием общественных отношений. Особое значение в формировании нового человека имеет комплексный подход к воспитанию, в осуществлении которого важная роль отводится созданию условий для всестороннего развития личности, ее многогранной творческой деятельности.
В сферу общественных отношений и деятельности человек  включается с детского возраста; под  их воздействием осуществляется процесс его общественно-политического, нравственного, умственного, физического, эстетического воспитания. В коллективе ребенок формируется и развивается как гражданин, как член общества, как творческая индивидуальность. Детский коллектив является органической ячейкой общества, в котором реализуется его важнейшая задача: формирование нового человека. В силу этого детский коллектив воспроизводит в определенной мере систему отношений, присущих нашему обществу. Поэтому детские коллективы должны быть базой накопления детьми разностороннего положительного социального опыта.
Применительно к дошкольникам еще нельзя говорить о коллективе в полном смысле слова, однако, объединяясь  в группы под руководством взрослых, они устанавливают начальные  формы коллективных взаимоотношений. [20, с. 11]
Проблема взаимодействия личности и коллектива находит отражение  в конкретных психолого-педагогических исследованиях ученых: А.В. Запорожца,  А. А. Люблинской, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. Ученые особо подчеркивают влияние характера взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение детей и доказывают необходимость создания педагогических условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми, начиная с младшей ступени дошкольного возраста.
В дошкольной педагогике проводились  и проводятся исследования игры, связанные  с ее педагогическим, психологическим  и терапевтическим использованием для подготовки ребенка к взрослой жизни. Ведь в игре происходит активная социализация ребенка, овладение нормами и правилами взаимоотношений между людьми (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерлецкая, Т.А. Маркова, Лисина).
Взаимодействия  между детьми, как отмечала А. П. Усова, характеризуются, прежде всего, тем, на какой основе происходит объединение между ними: будет ли оно механическим, когда дети играют, объединяясь только заданным содержанием игры, или они объединятся на более высоком уровне на основе интереса друг к другу [24, с. 54].
Н. А. Бойченко выявила связь между уровнем взаимоотношений детей пятого года жизни и развитием их интересов. Она показывает, что целенаправленная работа способствует становлению и развитию индивидуальных и общих (коллективных) интересов, поднимает детские взаимоотношения на более высокий уровень [2, с. 112].
Исследования психологов И. А. Аржановой, В. А. Горбачевой, Е. И. Кульчицкой показывают, что при целенаправленном педагогическом воздействии у ребенка могут быть рано воспитаны способность к сопереживанию, умение прийти на помощь. Моральные чувства (жалость, сострадание, стыд, зачатки чувства ответственности) проявляются у детей раньше, чем убеждения, привычки, знания о нормах поведения [21, с. 45].
Положительные взаимоотношения между детьми характеризуются  их естественным стремлением быть хорошими, желанием сделать приятное другим, готовностью оказать помощь, проявить уважение к сверстникам, доброжелательностью. Эти качества личности дошкольника определяют не только внутреннюю культуру взаимоотношений, но и форму их выражения. Положительные взаимоотношения выражаются в справедливом, вежливом, скромном, тактичном и предупредительном отношении ребенка к сверстникам.
Многие ученые занимались исследованием взаимоотношений  дошкольников в игре, но проблема формирования положительных взаимоотношений между детьми остается актуальной и на сегодняшний момент, так как наблюдается небывалый рост жесткости, лотерея нравственных ценностей подрастающего поколения.
Поскольку данная проблема остается до конца не решенной, то темой нашего исследования мы выбрали: формирование положительных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре у детей среднего возраста. Исходя из выше сказанного были сформулированы основные элементы исследования.
Цель исследования: выявление условий формирования доброжелательных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
      Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме.
      Определить сущность игры и ее роль в формировании положительных взаимоотношений между детьми среднего возраста.
      Изучить условия формирования положительных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: взаимоотношения в игре детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия формирования положительных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре детей среднего возраста.
Гипотеза: положительные взаимоотношения в игре будут сформированы при условии хорошо развитой речи детей.
Методы исследования:
      Наблюдение сюжетно-ролевой игры дошкольников.
      Диагностика связной речи (автор Г.А. Любина).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ  МЕЖДУ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
 
      Сущность сюжетно-ролевой игры и ее роль во всестороннем развитии и воспитании ребенка
 
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра» - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [3, с. 3].
Дошкольное  детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид  деятельности детей дошкольного  возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта [3, с. 5].
Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни [15, с. 17].
Уже на первых этапах развития сюжетная игра воспитывает нравственно-волевые качества личности: способность к произвольному управлению своими действиями, к сопереживанию, к содействию. Первые совместные игры воспитывают  в детях чувства коллективизма, дружбы.  Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам, согласовывать свои действия с другими, обмениваться игрушками, помогать друг другу. Взаимоотношения между детьми формируются более успешно, если начиная со второго года жизни их, приучают играть индивидуально, рядом, не мешая друг другу, побуждают к деловым контактам (подать игрушку, подождать товарища и др.), привлекают к совместным действиям (скатиться вместе с горки, переместить вдвоем большого коня и т.д.). При своевременном формировании сюжетной игры дети третьего года жизни уже начинают играть вдвоем, иногда втроем, вступают в ролевое взаимодействие (один «везет» на машине другого «слушает» больного, «ставит» ему горчичники). Они учатся вместе решать игровые задачи, ищут необходимые игрушки, сооружают вместе из больших кубов   машину,   договариваются,   куда  поедут,   кто   будет  шофером. С приобретением умения играть в воображаемом плане взаимопонимание между детьми и воспитателем и, что особенно важно, между сверстниками возрастает. Это создает устойчивый эмоционально-положительный климат в группе [8, с. 54].
Во многих статьях  Н. К. Крупской указывается на органическую связь игры с трудом. По ее мнению, у детей нет такой грани между игрой и трудом, как у взрослых; работа их часто носит игровой характер, но постепенно игра подводит детей к труду.
Вопрос о  связи игры с трудом раскрывается и в статьях А. С. Макаренко. Он доказывает, что в хорошей игре есть рабочее усилие и усилие мысли. Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности. Это роднит игру с трудом и делает ее средством подготовки к труду. [22, с. 15]
А. С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра — осмысленная деятельность, а радость игры — «радость творческая», «радость победы». Сходство игры с трудом выражается и в том, что дети чувствуют ответственность за достижение поставленной цели и за выполнение роли, которую им поручает коллектив [15, с. 13].
А. С Макаренко  указывает также и на основное отличие игры от работы. Труд создает  материальные и культурные ценности. Игра таких ценностей не создает. Однако игра имеет важное воспитательное значение: она приучает детей к тем физическим и психическим усилиям, которые нужны для работы. Следует так руководить игрой, чтобы в ходе ее формировались качества будущего работника и гражданина [17, с. 88].
Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели [15, с. 17].
Интересные  игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры [3, с. 74].
Игра — важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.
Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Сюжетно-ролевые игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Недаром известный советский педагог и врач Е. А. Аркин называл их психическим витамином [15, с. 17].
Сюжетная игра возникает на рубеже раннего и  дошкольного возраста. Она вырастает  из предметной деятельности и общения  детей с взрослыми. Как доказано многочисленными исследованиями, предпосылки перехода от предметного действия к роли формируются к концу раннего возраста в следующей последовательности:
    Ребенок выполняет действия сначала только с теми предметами, 
    которые использовались взрослыми в процессе формирования этих действий.
    Сформированные действия переносятся на другие предметы (которые сначала предлагаются взрослыми).
    Ребенок называет используемые предметы именами замещаемых, но лишь после того, как выполнены действия с ними и взрослые обозначили их 
    игровые имена.
    Ребенок называет себя именем человека, чьи действия он 
    воспроизводит по предложению взрослого.
В структуре  игры как деятельности можно выделить следующие элементы: а) мотив; б) тема; в) сюжет; г) игровое действие; д) игровая роль; е) воображаемая ситуация; ж) игровой материал. [20, с. 15]
Мотив в процессе сюжетно-ролевой игры меняется. Первоначально  в этом качестве выступает игровое  действие, возникшее по мере овладения  ребенком предметным миром. В дальнейшем мотивом игры становится возможность взаимодействия (игрового, невербального, вербального) с другими участниками игры.
Тема представляет собой ту область социальной действительности, которая отражается в игре (например, «Семья», «Больница», «Магазин» и  др.). Тематика сюжетно-ролевых игр меняется с возрастом играющих: преимущественными темами игр детей от 2-х до 4-х лет являются «Семья», «Детский сад», в то время как в старшем возрасте в играх чаще отображается профессиональная деятельность взрослых («Больница», «Парикмахерская», «Магазин»).
Сюжет определяют события, которые в определенной последовательности изображаются в игре. В рамках одной темы могут самостоятельно реализовываться разнообразные сюжеты (например, тема «Семья» — сюжеты: «Семья обедает», «Утро в семье», «Праздник в семье», «Дедушка и бабушка пришли в гости» и др.) «Развитие сюжета идет от исполнения ролевых действий к ролям-образам» (Д. Б. Эльконин). Обязательное условие развития сюжета — наличие у ребенка соответствующих представлений, интерес к теме игры и близость темы личному опыту дошкольника. Для успешного развития сюжета также необходима согласованность ролей, умение детей взаимодействовать в процессе игры и их взаимопонимание. В раннем возрасте развитие сюжета определяется наличием тех или иных предметов и игрушек, используемых детьми в игре, позднее дети первоначально определяют сюжет и, согласуясь с ним, приписывают желаемые свойства имеющимся предметам. [1, с. 55]
В методике сюжетно-ролевой  игры выделяются игровые сюжеты различной сложности (по Н. Я. Михайленко):
    сюжеты (предпосылочные, «усеченные»), включающие одного 
    персонажа, одно действие в одной предметной ситуации (мама стирает белье, 
    врач делает укол). Усложненным вариантом этого сюжета может считаться 
    состоящий из двух-трех действий, выполняемых одним персонажем в одной 
    предметной ситуации (мама стирает белье, развешивает его, гладит утюгом);
    сюжеты, включающие нескольких действующих лиц с одинаковыми видами действий в одной предметной ситуации (два солдата маршируют, ползут, стреляют; две мамы стирают белье). Связь персонажей и их действий определяется общей предметной ситуацией. Усложнение этой структуры может быть связано с увеличением количества персонажей;
    сюжеты, включающие двух дополняющих друг друга персонажей (мама — дочка, врач — больной), которые взаимодействуют в одной предметной ситуации. Усложнение может быть представлено как увеличение предметных ситуаций (мама одевает дочку, идет с ней гулять на улицу), а также как увеличение количества дополнительных ролей (две дочки, трое больных). Связь между отдельными элементами сюжета задается через функциональное взаимодействие персонажей;
    сюжеты, в которых кроме набора действий и связей заданы и 
    отношения между персонажами (дети слушаются маму; медсестра выполняет 
    назначения врача).
Поскольку игра носит социальный характер, то ее сюжеты изменяются вместе с переменами, происходящими в обществе. [25, с. 77]
Игровое действие - основная единица игровой деятельности. Передается в обобщенной и сокращенной  форме или в виде схемы. Для  ребенка это настоящее действие, с реальными игровыми операциями, с использованием игрушек или предметов-заменителей. Изменение характера действий в игре определяет развитие игры в целом. Путь развития игры — «от конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него к ролевому действию» (Д. Б. Эльконин):
Есть ложкой -> Кормить с ложки -> Кормить с ложки куклу — »Кормить с ложки куклу, как мама.
Е. В. Зворыгина  выделила этапы в овладении детьми игровыми действиями.
1-й этап: овладение  предметно-игровыми действиями с сюжетно-образными игрушками.
2-й этап: переход  к игровым действиям с предметами-заменителями  и воображаемыми предметами (вначале  действия носят развернутый характер).
3-й этап: обобщение,  свертывание и превращение развернутых  действий в указательный жест в сторону игрушки.
4-й этап: обозначение  знакомых действий словом без  непосредственного их выполнения.
Основными характеристиками игрового действия являются:
    наличие осознанной цели;
    наличие способов (операций), с помощью которых оно совершается;
    реальные предметные условия (наличие игрушек, предметов-заменителей);
      расхождение между целью и реальными операциями, выполняемыми ребенком (сидит на стуле, а говорит, что плывет на корабле);
      наличие воображаемой ситуации, условный характер игры, особый смысл действий с реальными предметами (палочка — зубная щетка, карандаш, ключ, шприц и др.).
Выбор роли —  начальный ключевой момент игры. Это  отождествление себя с каким-либо персонажем, воспроизведение его действий и  отношений с другими действующими лицами. Именно роль становится для дошкольника мотивом, хотя по ходу развития игры осознание ребенком исполняемой роли и смысл игры меняются. Детям раннего возраста трудно выбрать роль без ее предметно-атрибутивного обозначения (белый халат — врач, бинокль — капитан, руль — шофер).
Воображаемая  ситуация появляется из несовпадения операции с игровым действием  в процессе игры как ее результат. Это определенная условность, которая  принимается всеми участниками  игры при воссоздании реальной действительности через воплощение выбранной ребенком роли. К игровому материалу можно отнести игрушки, предметы реального мира, предметы-заменители, которые дети используют в процессе сюжетно-ролевой игры [23, с. 10].      
Таким образом, игра занимает большое место в  системе умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания дошкольника. Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
 
1.2 Психолого-педагогические предпосылки развития взаимоотношений в игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста. Педагогические условия и средства формирования совместной деятельности детей
 
Совместная  деятельность детей является основным условием возникновения и развития взаимодействий и взаимоотношений. Общение - это процесс взаимодействия людей, направленный на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата, взаимоотношения -личностные отношения индивидов между собой, возникающие в совместной деятельности, а взаимодействия - компонент совместной деятельности и отношений. Общение, как и всякая другая деятельность, представляет собой «особую самостоятельную потребность человека, не сливающуюся с другими его нуждами и стремлениями, например нуждой в тепле, пище, во впечатлениях и активности или стремлении к безопасности» [13, с. 9].
Общение обязательно  включает взаимные действия партнеров. Оно жизненно важно для человека и рассматривается психологами  как особый способ адаптации к  окружающей социальной среде. В результате общения формируется представление о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх; игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. В игре дети по своему усмотрению объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимости от взрослого.
Сюжетно - ролевая  игра занимает ведущее место в  самостоятельной деятельности детей  пятого года жизни. Однако в целях формирования правильных взаимоотношений дошкольников необходимо целенаправленное педагогическое руководство, играми начиная с раннего возраста. Одной из программных задач при организации игр детей уже на третьем году жизни является формирование умения играть рядом, не мешая друг другу, воспитание желания играть вместе, т. е. развитие навыков совместной игры.
В игре можно  выделить два вида взаимоотношений - ролевые и реальные. Вступая в совместную игру, ребенок, прежде всего, руководствуется собственным отношением к тем сверстникам, которые будут его партнерами. Наметив сюжет, дети распределяют роли, и каждый стремится соотнести свои действия с действиями партнеров, установить положительные ролевые отношения с ними.
В процессе формирования взаимоотношений сообщаются детям соответствующие знания, вырабатывать умения, навыки и привычки, прежде всего умение организовывать собственную деятельность, вступать в контакт, действовать согласованно с другими, а также умения и навыки игры, нравственного поведения, привычку делать полезное и приятное для других.
При формировании навыков общения в группе важно  воспитывать у детей доброе расположение к сверстникам, проявление инициативности и первых признаков коллективизма. Однако выработка этих навыков поведения  в обществе сверстников возможна только при условии развития у детей общественных интересов и мотивов. Поэтому при организации педагогического процесса особое внимание должно быть уделено развитию социальной мотивации поведения детей, осознанию Социальной значимости и мотивов игры.
Дошкольный  возраст является значительным этапом в становлении и развитии индивидуальных и коллективных интересов. Уже на младшей ступени у детей интенсивно развиваются интересы к окружающей жизни, к личности сверстников и  совместной деятельности (игровые интересы) [6, с. 133].
Уровень развития общих (коллективных) интересов детей в некоторой степени определяет и уровень взаимоотношений. Дети с более развитыми интересами являются постоянными организаторами совместных игр.
При рассмотрении психолого-педагогических предпосылок детских взаимоотношений следует подчеркнуть, что одним из важных компонентов этих отношений выступает воля. Уровень волевого развития ребенка подчас является определяющим в характере его отношений с другими детьми: умение преодолевать трудности, сдерживать свои желания, считаться с интересами товарищей, коллектива в целом, подчинять свое поведение установленным нормам и правилам. Дети с более высоким уровнем развития воли являются организаторами совместной деятельности, душой микрогруппы. У таких детей контакты со сверстниками более длительны и бесконфликтны.
Сюжетно-ролевые  игры и дошкольной педагогике и психологии рассматриваются как своего рода «моделирование социальных отношений», т.е. воспроизведение их в доступной для ребенка форме (Д. Б. Эльконин). В играх проявляется непосредственный интерес и отношение детей к жизни в социалистическом обществе, к нашей действительности. Через игру ребенок вживается в моделируемые отношения, развиваются мотивы его поведения.
Особая роль совместных игр как средства формирования взаимоотношений заключается в том, что в них создаются благоприятные условия для совместных переживаний, способствующие становлению общих (коллективных) интересов: ребята учатся действовать сообща, планировать, распределять роли, учитывать свои силы, время и возможности, заботиться о товарищах, помогать им.
Под влиянием критических  оценок партнеров по игре у детей  формируется критическая самооценка, происходит осознание хороших и  плохих качеств сверстника, становление основ жизненной позиции ребенка.
Потребность в совместных играх дети обычно начинают осознавать к четырем годам, что дает основание  считать этот возраст наиболее благоприятным  для формирования положительных  взаимоотношений, а игровую деятельность рассматривать в качестве основного средства влияния на стабилизацию этих отношений. [5, с. 43]
Сюжетно-ролевая игра - это  ориентировочная (условная) деятельность; действия в ней связаны с предметами-заместителями, и ребенок принимает их условно  за настоящие. Сущность игровой деятельности заключается не только в технике выполнения действий, сколько в переходе от практического к умственному действию. Дошкольник видит один и тот же предмет с разных позиций (камушек - это мел, хлеб, сахар и др.), сам переходит с одной позиции на другую (изменение ролей в игре).
В сюжетно-ролевой игре объективной  основой взаимоотношений являются содержание игры и роли, избираемые детьми. Основное назначение роли в  совокупности с игровыми действиями заключается в отражении социального опыта окружающих взрослых. Беря на себя роль, ребенок тем самым в меру своего понимания входит в положение взрослого, через действие в роли осознает общественные нормы поведения.
Игра своим  содержанием определяет степень  организованности детей и уровень взаимоотношений. Поэтому при организации игры надо стремиться, чтобы в ней отражались наиболее положительные явления окружающей жизни.
В педагогике данное положение  рассматривается как один из ведущих  принципов организации всей учебно-воспитательной работы: «Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, то есть на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов» [14, с. 9].
В содержании игр отражаются быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, явления общественной жизни, а главное, отношения между людьми. В педагогике сюжетно - ролевые игры делятся на бытовые, производственные, общественные, хотя это деление условно. Для детей четвертого и пятого года жизни более характерны игры на бытовые и несложные производственные темы. Задача воспитателя - помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений «самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры... Единственно правильный управления игрой - создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей» [14, с. 11]. Содержание игры направляет чувства играющих, их поведение, отношение друг к другу.
Собственный опыт у ребенка  четвертого-пятого года жизни невелик; он лишь накапливает факты социальной жизни, а они вызывают первые обобщения и желание опробовать впечатления в игре. В связи с этим возникает необходимость различными приемами педагогического руководства побуждать активность дошкольника, содействовать расширению его личного опыта.
Н. К. Крупская неоднократно указывала на то, что педагоги «должны, изучая окружающую жизнь, найти те формы, которые перебросили бы мост между этой жизнью и игрой» [12, с. 252].
Уровень игровой  деятельности определяет характер, длительность общения детей, а, следовательно, и их взаимоотношения. На этом основании Д. Б. Эльконин рассматривает сюжет и выполнение ролей в игре как главные средства первоначального вхождения ребенка в те сферы жизни общества, в которых он не может еще принять непосредственное участие.
Взаимоотношения в игре определяются, прежде всего, количеством выделяемых детьми ролей. Чем больше таких ролей, тем большее количество детей может объединиться в одной игре. Количество ролей, так же как и количество участников в одной игре, определяется в свою очередь знаниями детей о явлениях окружающей жизни. Самостоятельно дошкольники не всегда выбирают интересные и ценные в воспитательном отношении игры. Во многих случаях это приводит к появлению стереотипных, повторяющихся изо дня в день игр, в которых скупо отражается действительность, мало фантазии, инициативы.
Осуществляя руководство  игрой, педагог использует явления  жизни для обогащения игры, а игровую деятельность для того, чтобы ребенок глубже познал эту действительность. С этой же целью педагог использует и детскую художественную литературу. Только при таком условии игровая деятельность позволит детям глубже познать действительность, проникнуть в мир социальных отношений окружающих людей.
Характер взаимоотношений  детей зависит от формы организации  игровой деятельности, взаимодействий в ней. Игры «рядом», индивидуальные и совместные выполняют различные  функции в педагогическом процессе, различаясь, прежде всего уровнем взаимодействий. Положительные взаимоотношения активнее строятся на высоком уровне взаимодействий, обусловленном содержанием игры, личными склонностями и интересами детей.
В отличие от индивидуальных в совместных играх возникает процесс взаимодействия, который вызывает детей на то или иное общение, установление отношений друг с другом. Воспитатель обязан создавать самые благоприятные условия для того, чтобы дети продвигались «от игр одиночных к играм различного взаимодействия или к играющим группам и, наконец, как уже самый высокий уровень от игровых групп к играющим коллективам» [24, с. 57].
Но наряду с  этим на характер взаимоотношений влияет уровень воспитанности нравственных чувств детей - степень овладения  нравственными представлениями, умениями, навыками, привычками и др. Следовательно, не всегда  «хорошая»,   т.   е.   содержательная,   игра  обусловливает  хорошие взаимоотношения; бывает и наоборот – в малосодержательной, бедной в нравственном отношении игре устанавливаются длительные бесконфликтные отношения детей. Другое дело, что такие взаимоотношения не оказывают развивающего влияния на ребенка. Поэтому очень важно знать, как при каких условиях самостоятельная игровая деятельность будет способствовать формированию и развитию положительных взаимоотношений, какие качества личности должны быть сформированы у детей в процессе всей учебно-воспитательной работы.
Содержательная  и эмоциональная сторона взаимоотношений  детей четвертого и пятого года жизни  находит свое выражение в жестах, в мимике и в совершенствующейся речи. Дети сопровождают речью свои игровые действия, пользуются ею во взаимоотношениях со сверстниками. Овладение речью помогает ребенку стать инициатором в игре, занять такое положение, при котором он «законно» становится объектом подражания для других.
Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Ребенок с хорошо развитой речью  свободно может пригласить товарища в игру, передать другому собственный  замысел игры, договориться о распределении ролей, материала, самостоятельно разрешить возникающие конфликты.
Следовател
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.