Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Синдром гиперактивности с дефецитом внимания

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.05.2013. Год: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СИНДРОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ  С ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯ.
1. Проблемы нервно-психических  расстройств на современном этапе. 
2. Понятие синдрома гиперактивности с дефицитом внимания. 
3. Причины возникновения двигательной расторможенности. 
4. Клинические симптомы ММД. Сочетание с другими психопатологическими синдромами. 
5. Возрастные проявления гипердинамического синдрома. Возможности социальной адаптации. 
6. Лечебно-педагогическая коррекция детей с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания.
 
 
    Проблемы нервно-психических расстройств на современном этапе.
Состояние нервно-психического здоровья – неотъемлемая часть здоровья индивида и общества в целом. И  в личном, и в общественном плане  нарушения нервно-психической сферы  имеют не меньшую, если не большую  значимость, чем отклонения в соматическом статусе или физическом развитии. Оценка состояния нервно-психического здоровья ребенка – это констатация наличия факторов и условий для последующего оптимального развития, гарантия достижения к взрослому периоду жизни биологически детерминированных уровней физического, интеллектуального и нравственного совершенства, а также возможности длительной, безболезненной и социально плодотворной жизни. Нервно-психическое развитие обеспечивает интеллектуальные способности и реализацию личности, должный уровень и качество жизни, являясь значимым фактором, определяющим здоровье детей.
Нервно-психические нарушения обусловлены перинатальным повреждением центральной нервной системы (ЦНС), которое в дальнейшем вызывает психо-неврологическую и соматическую патологию. Причинами перинатальных поражений нервной системы, а в дальнейшем и нарушения нервно-психического развития, являются не только патология беременности и родов, которые обуславливают как острую, так и хроническую гипоксию плода и новорожденного, но и развитие, и совершенствование новых репродуктивных технологий, достижения в области интенсивной терапии и выхаживании новорожденных группы высокого риска с сочетанной перинатальной патологией, снижение смертности среди недоношенных и новорожденных с низкой массой тела. Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза в становлении всех органов и систем. Именно в первые годы жизни уточняется программа развития организма, формируется его устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды, складывается уровень нервно-психического и физического развития. В раннем детском возрасте морфо-функциональные особенности ребенка продолжают определять высокую чувствительность расстройств организма к неблагоприятным факторам, на этом этапе жизни выражен риск проявления наследственно-детерминированной предрасположенности к развитию заболеваний, происходят значительные изменения в организме ребенка, связанные с приспособлением к окружающему миру. Отягощение этого периода жизни тяжелыми патологическими состояниями может оказать влияние на весь последующий онтогенез. Негативные значения могут иметь не только сами болезни ребенка, но и методы лечения, реанимация и интенсивная терапия, проводящиеся в связи с ними. Современные хирургические и неонатальные технологии позволили значительно снизить показатели смертности у детей с хирургической патологией, однако данные о состоянии здоровья детей, перенесших в периоде новорожденности хирургические вмешательства в отдаленном периоде единичны, ограничены по числу наблюдений и неоднозначны по результатам. В последнее десятилетие особое внимание уделяется изучению и разработке проблем управления здоровьем и реабилитации детей, испытавших отрицательное воздействие в антенатальном и раннем неонатальном периодах, которое повлияло на последующее становление нервной системы, что позволило совершенствовать методы реабилитации. Достоверно установлена более частая задержка нервно-психического развития (НПР) у детей, подвергшихся в раннем возрасте хирургическим вмешательствам, а само хирургическое вмешательство и послеоперационное состояние данных детей рассматривается как источник отсроченной патологии, обусловленное влиянием на организм возникающих нарушений гемодинамики, метаболических расстройств, гипоксии и боли. В результате этого является главным изучение множества самых разнообразных факторов риска от медико-биологического характера до социально-экономического, их соотношение и степень воздействия, которые в различные возрастные периоды жизни по-разному влияют на состояние здоровья ребенка и адаптационные возможности детского организма. Особо важно влияние вышеперечисленных факторов риска на ранний период детского возраста, когда закладываются основы будущего развития ребенка, адаптация, его образ мышления, способности, интеллект.
В последнее время  повышается частота и распространенность нервно-психических нарушений и отмечается негативная тенденция относительно нервно-психического развития. Даже в условиях современной патогенетической терапии до 69% детей не достигают должного уровня нервно-психического развития, определяющего в дальнейшем интеллектуальные способности и реализацию личности. За прошедшее десятилетие значительно увеличилось количество детей с низким уровнем психо-речевого развития, не позволяющим полностью усвоить программу массовых дошкольных учреждений. В дальнейшем только 35% младших школьников имеют удовлетворительный уровень готовности к обучению. По данным НИИ дефектологии до 80% случаев неуспеваемости в школе обусловлены различными состояниями когнитивной недостаточности, включая задержку психического развития, до 20,5% из них приходится на умственные расстройства.
Своевременная диагностика отклонений НПР детей раннего возраста является актуальной проблемой в свете возрастающей доли заболеваний, связанных с нарушениями данной сферы здоровья ребенка, так как именно они в значительной степени определяют ход постнатального развития, дальнейшее качество жизни и адаптацию. В настоящее время в России рождение детей, относящихся к группе риска по нарушениям нервно-психического развития, составляет от 85 до 93 %. Среди данных детей отмечены высокое распространение морфо-функциональных нарушений (до 75%), дефицит массы тела (до 40%) при снижении числа гармоничного развития и понижения темпов биологического развития (до 70-75%), нарушение дыхательной и пищеварительной систем, костно-мышечной, сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы. Данные дети формируют особую группу часто болеющих детей со склонностью к хронизации процессов, множеством сопутствующей патологии различных органов и систем, заболеваниями кожи и респираторными аллергозами. Частыми являются отсутствие или позднее развитие общих моторных навыков и мелкой моторики пальцев кисти, задержка развития гуления, лепета, эмоций, игровой деятельности, а в дальнейшем речевых навыков и когнитивных функций, психо-соматических дисфункций, а также органической патологии ЦНС, снижение адаптивных возможностей и уровня интеллекта. Значимыми последствиями являются возникновение детского церебрального паралича, эпилепсии, эмоциональных и поведенческих нарушений.
Неотработанная система  динамического наблюдения за детьми с перинатальной патологией в различные периоды детства, несвоевременная диагностика и, соответственно, позднее начало лечебно-коррекционных мероприятий, приводят к нарушению формирования высших психических функций, задержке когнитивного развития, значительным проблемам в процессе школьного обучения, затрудняют социальную адаптацию.
Существует достаточно большое количество методик для  оценки нервно-психического развития детей раннего возраста, вместе с  тем их практическое использование  не всегда дает желаемый результат, что диктует необходимость поиска методов, обеспечивающих объективную комплексную оценку состояния ребенка. Учитывая, что контроль за нервно-психическим развитием основывается на изучении объективных закономерностей развития ребенка, следует отметить, что в каждом возрастном периоде выделяются ведущие виды деятельности, уровень развития которых оценивается согласно методическим рекомендациям. Маркерами высокого риска задержки нервно-психического развития после первого года жизни являются низкие показатели физического развития и высокий уровень респираторной заболеваемости, что следует учитывать при проведении диспансеризации детей раннего возраста и выделении группы повышенного риска по задержке нервно-психического развития. Все вышеперечисленное предполагает комплексное применение методик ранней медико-психолого-педагогической реабилитации, недостаточно распространенной в современной педиатрической практике в связи с организационными особенностями системы оказания медицинской помощи новорожденным. В связи с этим, очевидна необходимость разработки новых технологий и дополнительных форм помощи матери и ребёнку. Перспективы психического развития, успешность обучения детей с отклонениями в нервно-психическом развитии, их школьная и социальная адаптация зависят от раннего выявления нарушений в познавательной деятельности. Сегодня в программах «Школ матерей» женских консультаций и детских поликлиник отсутствует обучение матерей методам реабилитации ребёнка с перинатальной патологией и, как следствие, нарушением нервно-психического развития. В связи с этим в целях оптимизации данных программ представляется перспективным использование информационно-обучающих технологий, обеспечивающих участие семьи в системе профилактики нарушений психомоторного развития детей, анамнез которых отягощен перинатальной церебральной патологией.
В настоящее время  поиск комплекса современных  клинических и лабораторных критериев, позволяющих улучшить раннюю диагностику  и прогноз нервно-психических  повреждений у детей продолжается, что имеет огромное значение для построения адекватной диагностики, терапии психо-неврологических расстройств и их профилактики.
Таким образом, все вышеизложенное является основанием целесообразности и необходимости проведения комплексного клинического и нейропсихологического обследования детей с перинатальным поражением ЦНС в анамнезе с целью оценки состояния их нервно-психического здоровья и уровня развития в периоде раннего детства. Имея данные о состоянии нервно–психического статуса детей возможно повысить уровень оказания медицинской помощи на всех ее этапах, своевременно выявить нарушения нервно-психического развития и снизить риск нарушения здоровья.
 
2. Понятие синдрома  гиперактивности с дефицитом  внимания.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ от англ.  Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD))  — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения.
Согласно действующим (по состоянию на начало 2007 года) критериям  диагностики, СДВГ можно диагностировать  начиная с позднего дошкольного  или школьного возраста, поскольку  для выполнения требований постановки диагноза необходима оценка поведения ребёнка как минимум в двух условиях обстановки (например, дома и в д/саду). Наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза СДВГ. Вопрос об объективности диагностики СДВГ и достаточных основаниях для назначения медикаментозного лечения остаётся дискуссионным, в силу отсутствия единых диагностических критериев и методов оценки симптомов заболевания. «Гиперактивность — это не болезнь», — писал психиатр Сидни Уокер III, — «Это преступная фальсификация докторов, не имеющих понятия о том, что на самом деле происходит с детьми».
СДВГ чаще встречается  у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек  колеблется от 3:1 до 9:1, в зависимости от критериев диагноза, методов исследования и групп исследования (дети, которых направили к врачу (дошкольники и школьники); население в целом). От этих же факторов зависят и оценки распространенности СДВГ (от 1–2% до 25–30%).
В настоящее время основой для установления диагноза является феноменологическая психологическая характеристика, т.к. многие признаки СДВГ проявляются лишь время от времени. (Феноменоло?гия — термин, используемый в естествознании, в особенности в физике, для обозначения совокупности знаний, определяющих взаимосвязь между различными наблюдениями явлений (феноменов) в соответствии с фундаментальной теорией, но непосредственно из этой теории не следующих. Феноменология является посредником между экспериментом и теорией. Она более абстрактна и многошагова в своей логике, чем эксперимент, но больше привязана к эксперименту, чем к теории. Границы между теорией и феноменологией размыты и в некоторой степени зависят от уровня понимания и интуиции исследователя. Большинство учёных склоняются к мысли, что феноменологическое описание явления не позволяет понять его, но всё же играет значительную роль в науке.)
Одним из главных признаков  СДВГ, наряду с нарушениями внимания, является импульсивность — недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. Клинически эти дети часто характеризуются как быстро реагирующие на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивающие требования задания. В результате они очень небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Такие дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или разрушительные (и даже опасные) последствия, которые могут быть связаны с определёнными ситуациями или их поступками. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками. В результате не редки несчастные случаи с отравлениями и травмами. Дети с СДВГ могут легкомысленно и беспечно повредить или уничтожить чью-либо собственность значительно чаще, чем дети без признаков СДВГ.
Одна из трудностей в диагностировании СДВГ — то, что он часто сопровождается другими проблемами: например, небольшая группа людей с СДВГ страдает редким расстройством, называемым синдром Туретта. (Синдром Туре?тта (болезнь Жиля де ла Туретта) — генетически обусловленное расстройство центральной нервной системы с манифестацией в детском возрасте, характеризующееся множественными моторными тиками и как минимум одним вокальным или механическим тиком).
Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-IV:
I.(A.) Выбор варианта А или B:
Вариант A – Невнимательность. Для постановки диагноза необходимо
         наличие шести или более из перечисленных симптомов
      невнимательности, которые сохраняются у ребёнка на протяжении как
          минимум шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о
          недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным
          характеристикам:
    Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за
                   небрежности, легкомыслия допускает ошибки в заданиях, в
                   выполняемой работе и других видах деятельности.
    Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий
                   или во время игр.
    Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает
                   обращенную к нему речь.
    Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых
                   инструкций и справиться до конца с выполнением заданий или
                    обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с
                   негативным или протестным поведением, неспособностью понять
                   задание).
    Часто испытывает сложности в организации самостоятельного
                    выполнения заданий и других видов деятельности.
    Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые
                   требуют длительного сохранения умственного напряжения.
    Часто теряет вещи, необходимые в д/саду и дома (например,
                   игрушки, карандаши, рабочие инструменты и т.п.).
    Легко отвлекается на посторонние стимулы.
    Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Вариант B – Гиперактивность и Импульсивность. Наличие шести или
         более из перечисленных симптомов гиперактивности и
          импульсивности, которые сохраняются на протяжении по меньшей
         мере шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о
          недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным
          характеристикам.
Гиперактивность:
    Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах;
                   сидя на стуле, крутится, вертится.
    Часто встает со своего места в группе во время занятий или в
                    других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
    Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает,
                    крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях,
                   когда это неприемлемо.
    Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-
                    либо на досуге.
    Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как
                   будто к нему прикрепили мотор».
    Часто бывает болтливым.
Импульсивность:
    Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до
                    конца.
    Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных
                    ситуациях.
    Часто мешает другим, пристает к окружающим (например,
                   вмешивается в беседы или игры).
II.(B.) Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и
          невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в
          возрасте ребёнка до семи лет.
III.(C.)Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами,
           возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в
          д/саду и дома).
IV.(D.)Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях
          в социальных контактах или дошкольном/школьном обучении.
 
3. Причины возникновения  двигательной расторможенности.
В процессе созревания ребенок  проходит определенные этапы, которые  постепенно дифференцируются и усложняются. У грудного ребенка психика почти  не развита, и на все воздействия  у него появляется реакция в виде вегетативных и соматических симптомов (повышение температуры, рвота, нарушение питания и т. д.). Взрослея ребенок достигает другого этапа развития – психомоторного, и все неблагоприятные воздействия, происходящие в возрасте от 4 до 7 лет, способны вызвать различные нарушения двигательной сферы, в виде нарушения координаций движения (тики, заикания), ребенок становится  либо заторможенным либо расторможенным. При наступлении третьего уровня развития типичные нарушения проходят и двигательные расстройства уже не характерны, ведь возрастной этап прошел.
Причины расторможенности действуют на ретикулярную формацию, это специфический участок мозга, который отвечает за двигательную активности и выраженность эмоций, за человеческую энергию, активирует кору больших полушарий мозга и другие структуры. Ребенок становится  двигательно расторможен, когда ретикулярная формация находится в возбужденном состоянии. Двигательная расторможенность бывает разной степени, это зависит от нарушений близлежащих отделов головного мозга и от  степени поражения самой ретикулярной формации. Она по-разному сочетается с другими отклонениями: например, с психической незрелостью, когда десятилетний ребенок ведет себя как шестилетний. Такие дети отстают в своем эмоционально-волевом развитии и у них преобладают реакции младшего возраста - гармонический инфантилизм.  Они чрезмерно подвижны, неусидчивы, постоянно суетятся, беспечны, поверхностны в своих привязанностях, веселые. Любые игры и занятия им скоро надоедают. Занятия в д/саду, школе им даются с трудом, так как требуется сосредоточения внимания, а им наоборот хочется побегать, попрыгать, поиграть. В редких случаях нужно прибегать к медикаментозному лечению,  гармонический инфантилизм постепенно проходит сам, но для этого нужна помощь воспитателей и родителей. Гармонический инфантилизм - в основном проблема, педагогическая.  Воспитатели и родители должны формировать у детей стремление к самостоятельности, чувство ответственности, дисциплинированность, с их стороны должен быть постоянный за детьми контроль. Наказывать таких детей не стоит. Нужно чтобы они сами научились раскаиваться за свое поведение. Для этого нужно обязательно хвалить, поощрять детей за хорошее поведение, и лишать поощрений за плохое поведение, демонстрировать  свою обиду на них, игнорировать их бесчисленные капризы. Это очень длительная и кропотливая работа, которая требует выдержки и терпеливости.
Медицинской и педагогической проблемой  является дисгармонический инфантилизм. Здесь кроме симптомов свойственных гармоническому инфантилизму, присутствует возбудимость, неустойчивость, склонность к обману, которая сопровождается двигательной расторможенностью.
Двигательная расторможенность сочетается с церебрастеническим синдромом и инфантильностью. В сочетании с церебрастеническим синдромом дети быстро истощаются, утомляются, становятся менее выносливыми. Это сопровождается головными болями, рвотой, снижением памяти и внимания, головокружением, плохим настроением. Такие дети быстро устают  от небольшой нагрузки, от различных занятий и от суеты. Они становятся вялыми, раздражительными, нуждаются в отдыхе. В этом проявляется содействие двигательной расторможенности и повышенной истощаемостью. Другие же наоборот становятся суетливыми, непоседливыми, расторможенными, которых тяжело успокоить и  уложить в постель для отдыха. В сочетании двигательной расторможенности с церебрастенией и инфантильностью лечение ее очень длительно и труднее.
Психопатоподобный синдром  возникает при ушибе лобных долей  мозга. Дети становятся дурашливыми, суетливыми, беспечными, не реагируют на замечания, смеются, выглядят глупцами, некоторых  приходится переводить на индивидуальное обучение, так как  они могут создавать опасность для других детей, вносить дезорганизацию.
Бывают случаи, когда  психопатоподобный синдром сочетается с двигательной расторможенностью  и нарушением влечений. В таких  случаях в подростковом возрасте дети убегают из дому, воруют, употребляют алкоголь, курят, ведут асоциальный образ жизни, становятся бесчувственными. Здесь необходимо лечение, медикаментозное воздействие. Родители и воспитатели должны формировать подчинение дисциплине, способность к раскаянию. Ответственность требуется как со стороны родителей и воспитателей, так и со стороны медиков. Работа должна быть совместной, в тесном сотрудничестве.
Двигательная расторможенность – очень видный и заметный симптом,  нарушения которого быстро и полностью можно излечить. Главное  воспитывать в ребенке терпеливость, усидчивость и дисциплинированность, а также терпеливо лечить.
 
    Клинические симптомы ММД. Сочетание с другими психопатологическими синдромами.
Синдром минимальной  мозговой дисфункции (ММД), основными проявлениями которого на первом году жизни являются так называемые «малые неврологические признаки», которые проявляются различно в зависимости от возраста.
У грудных детей наиболее часто отмечаются: легкие нарушения мышечного тонуса, чаще по типу дистонии, которые хотя и не мешают активным движениям, но отличаются стойкостью; нерезко выраженные непроизвольные движения в виде тремора, миоклоний, гиперкинезов, которые проявляются непостоянно, но не находятся в причинной зависимости от эмоционального состояния ребенка: задержка сенсорно-моторного развития (особенно зрительно-моторной координации); отставание в развитии тонких дифференцированных движений пальцев, формирования предметно-манипулятивной деятельности, что проявляется к концу первого года жизни в недостаточности пальцевого захвата предметов; задержка доречевого развития.
Перечисленные симптомы часто сочетаются с рефлекторной асимметрией, нарушениями черепно-мозговой иннервации, иногда с гипертензионным, гипердинамическим синдромом, синдромом вегетативно-висцеральных дисфункций. Влияние синдрома ММД на психомоторное развитие непостоянно.
На отдельных возрастных этапах развитие может быть своевременно, на других задержано. Отстают наиболее дифференцированные и поздно развивающиеся функции (зрительно-моторная координация, пальцевой захват, лепет и др.). При количественной оценке ребенка с ММД он теряет не более 8—9 баллов.
Потеря баллов распределяется между нарушением мышечного тонуса, тремором, нарушениями черепно-мозговой иннервации, симптомом Грефе, задержкой  угасания безусловных рефлексов, доречевого развития, отсутствием пальцевого захвата, общим беспокойством. По мере усложнения функций задержка развития может становится более очевидной.
В настоящее время  такой диагноз, как ММД у детей, имеет общепринятые диагностические критерии и требования:
- Дебют симптомов в возрасте младше 7 лет;
- Постоянное их сохранение на протяжении как минимум 6 месяцев;
- Симптомы наблюдаются как минимум в двух социальных сферах:
  например, в детском коллективе и дома.
Возникновение симптомов  ММД или их нарастание, как правило, происходит в определенные возрастные периоды, обычно связанные с началом посещения детского сада или школы, когда к ребенку предъявляют требования в виде повышенной самостоятельности, сосредоточенности, целеустремленности. Однако первые предвестники ММД отмечаются у младенцев 1-го года жизни. Они часто страдают нарушениями сна и повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. В дальнейшем дети становятся крайне непослушными и гиперподвижными, их поведение с трудом контролируется родителями.
 Вместе с тем дети, имеющие в дальнейшем синдром дефицита внимания без гиперактивности, в младенчестве могут умеренно отставать в двигательном (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес. позднее) и речевом развитии, они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. Также основными критическими периодами становятся дошкольный и младший школьный возраст (6-8 лет), которые совпадают с подготовкой к школе и началом обучения. Второй пик появлений ММД у детей приходится на пубертатный период (12-14 лет), что обусловлено не только преходящим дефицитом корковых функций, но и гормональным "всплеском", характерным для этого возраста.
Проявления ММД индивидуальны и очень вариабельны в разные возрастные периоды, поэтому психологическое тестирование - неотъемлемая часть общего обследования ребенка.
 
    Возрастные проявления гипердинамического синдрома.
Возможности социальной адаптации.
Гипердинамический синдром — это группа поведенческих и эмоциональных расстройств, которая начинается обычно в очень раннем возрасте и характеризуется сочетанием чрезмерно активного, слабо модулируемого поведения с выраженной невнимательностью и отсутствием упорства в выполнении поставленных задач.
Причины, приводящие к  подобным состояниям, точно пока неизвестны, но предполагается, что в основе гиперкинетического расстройства лежат  микроорганические поражения головного мозга, которые вызваны либо внутриутробным кислородным голоданием плода, либо асфиксией плода в процессе родов, либо микрородовой травмой иного рода. В этом случае в мозгу ребенка отсутствуют грубые органические повреждения, но есть множество микроповреждений коры и подкорковых структур. Часто такие нарушения подстерегают чрезмерно крупного или большеголового ребенка, ребенка, родившегося при затяжных или, наоборот, стремительных родах.
Основные признаки гипердинамического синдрома — это проявляющаяся с самых первых месяцев жизни ребенка двигательная расторможенность и отвлекаемость внимания. Гиперкинетических детей в младенчестве буквально не удержать в руках. Позже они часто бывают безрассудны и импульсивны, нередко с ними происходят несчастные случаи, и всегда они находятся в списках злостных нарушителей дисциплины, хотя делают все совершенно несознательно, не желая ничего плохого. Главными поведенческими характеристиками таких детей являются недостаточная настойчивость в деятельности, требующей когнитивных усилий, тенденция переходить от одного дела к другому, не завершая ни одного из них. Все это происходит на фоне плохо организованной, слабо регулируемой и чрезмерной активности.
С гиперкинетическими расстройствами часто сочетаются и другие нарушения, такие как социально расторможенные отношения со взрослыми, отсутствие нормальной осторожности и сдержанности, неумение играть в структурированные игры в коллективе сверстников, специфические расстройства в моторном и речевом развитии, а также трудности в чтении или другие школьные проблемы. Позднее у таких детей сравнительно часто проявляется асоциальное поведение, заниженная самооценка и нарушения развития чувства собственного достоинства.
Гиперактивные дети чрезмерно  нетерпеливы. Они могут бегать или прыгать вокруг, есть стоя, вскакивать с места, когда полагается сидеть, шуметь или болтать, когда надо соблюдать тишину. Гипердинамичные дети не ходят, а бегают, доказывая что-то, не говорят, а кричат. Они никогда не унывают, легко переносят наказания, поссорившись с кем-то, тут же идут мириться, легко дают всевозможные обещания и клятвы и также легко их нарушают. У таких детей много приятелей и знакомых, поскольку они очень контактны и общительны, но, как правило, с большим трудом складываются более глубокие и прочные дружеские отношения.
Родители, а впоследствии воспитатели и учителя безмерно устают от гипердинамичных детей, так  как своими постоянными проказами  и проступками они способны вывести  из терпения кого угодно. Их постоянно  одергивают, стыдят, воспитывают, но все это как бы пролетает мимо их ушей. Ребенок вроде бы все понимает и искренне раскаивается в совершенном, обещает, что больше не будет, и... буквально через пять минут все повторяется сначала.
Пик проявлений гипердинамического синдрома приходится на 5-7 лет, и именно в этом возрасте окружающим ребенка людям начинает казаться, что он в принципе невоспитуем...
Гипердинамический синдром — это один из самых распространенных вариантов проявления минимальной мозговой дисфункции (ММД). Согласно данным статистики, ММД встречается у каждого пятого-шестого ребенка, рождающегося сегодня в нашей стране.
Таким образом, можно сказать, что на пятнадцать-двадцать малышей дошкольного возраста обязательно придется один ребенок с признаками гиперкинетического расстройства. Кроме того, необходимо отметить, что у девочек данное расстройство встречается в три-четыре раза реже, чем у мальчиков.
Как родителям (воспитателям) нужно вести себя с таким ребенком:
1. Не пытаться держать в себе все свои чувства.
Если вы в ярости, скажите или даже крикните об этом. Если в отчаянии - продемонстрируйте это ребенку в полной мере. Если ребенку случилось порадовать вас, порадуйтесь от души, не ограничивайтесь нейтральным "Давно бы так..." или почти оскорбительным "Вот так и ведут себя нормальные дети...".
2. Тщательно отделять оценку поступков ребенка от оценки его личности.
Поступки гипердинамичного ребенка почти всегда ужасны, раздражающи  и неуместны. К чему-то вы сумеете  притерпеться с годами (например, к  тому, что он ест на бегу, забывает в садике свои вещи и засыпает, стоя на локтях и коленях). Что-то так и останется нестерпимым (например, то, что он всегда вбегает в комнату в грязных ботинках и, поминутно обещая "больше не буду", также поминутно нарушает свои клятвы). Но личность ребенка - это не только особенности его нервной системы, обусловленные микроорганическими внутриутробными поражениями головного мозга. Иногда за ними трудно разглядеть все остальное, но нужно, необходимо, просто-таки жизненно важно для ребенка, которому и так достается гораздо больше окриков и нравоучений, чем обычным детям. Воспитатель в саду видит в нем несносного шалуна, учитель в начальной школе - постоянно отвлекающегося ученика, который к тому же еще и отвлекает других. Родители должны видеть личность! Вот его достоинства: незлобивость, отходчивость, общительность и контактность, щедрость и готовность поддержать любое начинание, легкость на подъем и неистощимый оптимизм - все это его актив. Несносные поступки ребенка - это еще не личность, ведь существуют резервы и достоинства, на основе которых все сегодняшние проблемы несомненно будут преодолены.
Например, ребенку можно сказать:
- Я терпеть не могу, когда грязные ботинки стоят  на тумбочке. У меня руки опускаются  и не хочется делать ничего  хорошего...
Но нельзя (по этому  же поводу) сказать так:
- Ты грязнуля и неряха, я терпеть тебя не могу. И  ничего хорошего можешь от  меня не ждать...
3. Обязательно предоставлять ребенку как можно больше возможностей для реализации его физической, моторной активности.
В доме, где растет ребенок  с гипердинамическим синдромом, обязательно должен быть домашний стадион, хотя бы в виде перекладины в дверном  проеме, на которой висят кольца, лесенка или канат. Пусть ребенок  до изнеможения бегает во дворе, играя  в футбол или хоккей, лазая на дворовых снарядах или катаясь с горки. Как только позволит возраст, обязательно нужно отвести ребенка в какую-нибудь спорт
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.