ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
|
Поиск учебного материала на сайте<
|
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
|
| | |
Результат поиска |
|
Наименование:
|
реферат Волантерские движения в России |
Информация: |
Тип работы: реферат.
Добавлен: 04.05.2013.
Год: 2012.
Страниц: 7.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
|
|
|
Описание (план): |
|
|
Реферат
По предмету: Основы деятельности
некоммерческих организаций.
На тему: Волонтерские движения
в России.
Подготовил: Поплёвко А. А. РС-08-2
Проверила: Тарабан О. В.
Иркутск, 2012г.
Введение.
Волонтеры – это люди,
которые добровольно готовы потратить
свои силы и время на пользу обществу или
конкретному человеку. Синонимом слова
«волонтер» является слово «доброволец».
Иногда добровольцев называют общественными
помощниками, внештатными добровольными
сотрудниками, ассистентами, лидерами,
посредниками. Общее, что их объединяет, –
добровольность (деньги не являются основным
мотивом работы). Разницу в названии в основном
определяют применяемые в их работе методики.
В последние годы увеличилось
число людей, которые приходят в
некоммерческие организации с целью
получения необходимого опыта работы,
знаний и навыков, реализации своих
идей, повышения своей квалификации.
Добровольцы – люди, работающие
в какой-либо области по своей
воле, согласию, а не по принуждению,
а добровольческие движения –
это свободные союзы людей, объединённых
каким-либо интересом. В России большинство
добровольческих движений направлено
в своей деятельности на профилактику
и борьбу с наркоманией, алкогольной
зависимостью, с ВИЧ/СПИДом, на пропаганду
здорового образа жизни, оказание помощи
детям-сиротам и престарелым гражданам,
на сохранение чистоты окружающей среды
и многое другое.
К самым распространенным
формам работы относятся тренинги и
акции, так как в процессе проведения
охватывают наибольшую аудиторию.
Роль добровольческого движения
для общества неоспорима.
1. Социальное добровольчество
в России.
Истоки добровольческой
работы в России восходят к благотворительности,
существовавшей на всех этапах развития
общества. Историки находят корни
сострадательного отношения к ближнему
еще в обычаях восточнославянских племен.
С. М. Соловьев отмечал, что в отличие от
воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся
от «лишних, слабых и увечных» сородичей,
истреблявших пленных, наши далекие предки
были милостивы к старым и малым соплеменникам,
а также к пленным, которые по прошествии
известного срока могли вернуться в родные
места или «остаться жить между славянами
в качестве людей вольных или друзей».
Они привечали и любили странников, отличались
редким гостеприимством.
В Х в. возник и долго
существовал институт нищелюбия, который
отождествлялся с человеколюбием. Главной
христианской заповедью стала любовь
к ближнему: «Любовь к ближнему полагали
прежде всего в подвиге сострадания к
страждущему, ее первым требованием признавали
милостыню», – писал В. О. Ключевский.
В России добровольчество
связывают не просто с добровольной
бесплатной работой в интересной
области, но с жертвенным бескорыстным
служение немощным, больным, неимущим.
В России одно из самых ранних официальных
свидетельств добровольческой деятельности
относится к 1894 году. В этом году
были учреждены городские попечительства
о бедных, в которых подавались
добровольные пожертвования и где
трудились добровольцы.
Термин «добровольчество»
в современном его понимании
или тем более «волонтерство»
не был знаком России до середины 80-х годов
ХХ века. До этого времени, «добровольцами»
в первую очередь называли людей, которые
в военную годину, не дожидаясь мобилизационной
повестки на военную службу, шли защищать
свою страну, так было и в Первую мировую,
и в Великую Отечественную. В советское
время – люди, которые как «добровольцы»
ехали на Целину, на строительство БАМа.
Но в большинстве своем «добровольчество»
в то время было связано с событиями российского
масштаба и активно поддерживалось существовавшей
идеологической машиной. Сегодня мы вкладываем
в этот термин нечто другое.
Добровольчество
– это добровольный благотворительный
труд людей на благо нуждающихся
в помощи. И российская история знает
множество тому примеров. Еще Екатерина
Великая, а затем императрица Мария Федоровна
заявили себя в качестве благотворителей.
Основанные императрицами многочисленные
благотворительные заведения заложили
фундамент российской системы социального
призрения. Был задан тон, в соответствии
с которым патронирование благотворительных
заведений стало основным общественным
занятием дам из придворного круга и жен
государственных деятелей. Символом женского
милосердия стала княгиня Мария Дондукова-Корсакова.
Ее многолетнее бескорыстное служение
на поприще благотворительности заслужило
уважение во всех кругах общества – от
консервативных до самых радикальных.
Княгиня была известна тем, что не получив
разрешения посещать узников Шлиссельбургской
крепости, обратилась с просьбой заключить
в крепость ее саму.
Благотворительность, добровольчество
было уделом не только людей из высшего
света. История донесла до нас
много обычаев самопомощи, бескорыстной
поддержки ближнего людьми простыми.
Это и совместное строительство нового
дома, и сборы пожертвований на строительство
школ, больниц и храмов. Благотворительность
в целом относилась к немногим сферам
легальной гражданской активности: до
1905 г. в Российской империи не существовало
органов представительной власти и избирательного
права, профессиональные союзы и партии
были запрещены, а различные общества
и ассоциации вызывали подозрение. Благотворительность
служила милосердию и в то же время выражала
гражданскую позицию демократической
интеллигенции, а потому часто носила
комплексный характер. Например, в структуру
Русского женского взаимно благотворительного
общества в начале века входили курсы
по обучению и профессиональной подготовке
женщин, бюро по приисканию мест и занятий
для женщин, совет по устройству общежитии,
юридическая комиссия. В 70-х годах XIX века
Высшие женские курсы на общественных
началах стали работать в Москве, Казани,
Киеве и Санкт-Петербурге. За свою благотворительную
деятельность Русское женское взаимно
благотворительное общество получило
золотую медаль в 1900 г. на Всемирной выставке
в Париже. В одной из крупнейших московских
благотворительных организации «Обществе
попечения нуждающихся детей» добровольцы
были сборщиками пожертвований и посещали
бедных. В Москве в 1894 году по инициативе
профессора МГУ Владимира Ивановича Герье
Московской Городской Думой было организовано
учреждение «Городских попечительств
о бедных». «Русские ведомости» приводят
слова Гарье: «Без общего и дружного участия
всех достаточных жителей столицы Попечительства
не будут в состоянии справиться со своей
задачей». На обязанности попечительства
была возложена задача по изучению потребностей
нуждающегося населения, сбору средств
и оказанию индивидуальной помощи. Уже
в 1899 году Циркуляр МВД рекомендовал «распространить
опыт Москвы в другие города». И таких
организаций было множество. На рубеже
XIX–XX века в России было 14854 благотворительных
учреждений, состоялось три съезда (1886,
1910, 1914 гг.) по вопросам общественного призрения
и частной благотворительности.
Вот некоторые примеры
добровольческой активности, опираясь
на которые можно сказать, что
благотворительность и добровольчество
не являются чем-то новым в нашей
стране, принесенным из-за рубежа.
Таким образом, благотворительность
и добровольчество всегда были присуще
России. Проявление сострадания к
ближнему и нравственная обязанность
имущего спешить на помощь к неимущему
являлось общественным социальным явлением.
2. Особенности и тенденции
развития добровольческого движения в
России на современном этапе.
Добровольчество – понятие
для России достаточно новое, однако
сама идея социального служения почти
столь же древняя, как и понятие
«социум».
Несмотря на то, что изучение
зарубежного опыта добровольческой
работы внесло и продолжает вносить
большой вклад в теорию и практику
социальной работы в нашей стране,
современное российское общество не
может принять целиком ни одну
из моделей организации социальной
работы, эффективно действующих в
других странах. В то же время оно
не может оставить неизменными те
средства социальной защиты и поддержки,
которые сложились за годы советской
власти. Как можно заметить, сегодня
в России формируется свой, специфический
механизм поддержки населения, который
определяется многими факторами, в
частности состоянием экономического
развития страны в целом и отдельных
ее регионов, наличием поликультурной
среды обитания, усилением социальной
дифференциации, переходом от одного
типа общественного устройства к
другому.
Следует отметить, что из-за
многих социальных стереотипов добровольческая
деятельность в России плохо приживается.
Последние исследования показали, что
процент населения, занимающегося
добровольчеством, ничтожно низок, в
том время, как во многих странах Европы, Азии и Америки добровольчество является
обычным явлением.
По данным ассоциации Gallup
International, сегодня в Соединенных Штатах
и Канаде 45% трудоспособного населения
состоят во всевозможных добровольческих
организациях, в Западной Европе показатель
достигает 67%. У нас же, по данным того же
Gallup, волонтерами можно назвать от 5 до
10% населения. Эксперты считают эти данные
завышенными, поскольку к добровольцам
причислены и доноры, и члены общества
Красного Креста, и религиозные прежде
всего православные благотворительные
организации. К тому же, те, кто называет
себя добровольцем, как правило, участвовали
в каких-то разовых акциях. В Западной
Европе добровольцы составляют две трети
взрослого населения, а у нас даже точную
цифру никто не берется назвать. Наше добровольчество
неорганизованно, разрозненно, не признается
всерьез чиновниками и не пользуется доверием
социальных работников.
Понятие, содержание и формы
добровольческого труда в современной
России приобрело конкретные черты
только в 90-е годы одновременно с
зарождением так называемого третьего
сектора, который составляют некоммерческие,
общественные и благотворительные организации.
Деятельность добровольческих
организаций регулируется Федеральными
законами, среди которых есть закон
«О благотворительной деятельности
и благотворительных организациях»
(7 июля 1995 г.), дающий юридическое определение
волонтера: «Добровольцы – граждане, осуществляющие
благотворительную деятельность в форме
безвозмездного труда в интересах благополучателя,
в том числе в интересах благотворительной
организации».
Как уже отмечалось, появление
добровольчества в России имеет
свои особенности и трудности:
Правовые: отсутствие соответствующих
норм, процедур, механизмов защиты (судебной,
административной, социальной и другой),
решения конфликтных ситуаций (между объектом
и субъектом деятельности, общественными
организациями и властью), режима благоприятствования
процессам создания добровольчества и
другим формам проявления жизни локальной
общности (налоги, аренда помещений, статус
и т.д.).
Государственные: недостаточное
количество государственных программ
(на федеральном и региональном уровне),
стимулирующих процесс регенерации жизненной
ткани общества, а главное – отсутствие
потребности у власти в таких программах.
Социально-психологические:
иждивенческая психология, разрушенность
нормальных общественных и государственных
институтов.
Технологические: существует
и проблема подготовки, обучения добровольцев
элементарным способам действия.
При этом было бы наивно думать,
что повсюду добровольцев встречают
с распростертыми объятиями. Недоверие
к ним у социальных работников
очень велико, на них смотрят как
на лишнюю головную боль. Не у всех добровольцев
хватает сил выдерживать постоянный
пресс недоверия, и «утечка кадров»
в добровольческих рядах велика.
Однако, несмотря на определенные
трудности, число желающих вступить
в ряды добровольцев растет. У каждого
человека есть свои мотивы и причины,
по которым он становится добровольцем.
Среди них наиболее часто встречаются
следующие:
желание помочь другим людям;
знакомство с новыми людьми;
гражданские чувства;
религиозные соображения;
сострадание нуждающимся;
групповая работа с друзьями;
чувство обязанности вернуть людям то, что получил сам;
желание почувствовать свою необходимость.
Заключение.
В последние годы в нашей стране
разрабатываются и осуществляются федеральные,
региональные, областные социальные программы
по развитию добровольческого движения,
совершенствуется сложившаяся система,
появляются и апробируются новые формы
и методы благотворительной деятельности,
организуются широкомасштабные благотворительные
акции. С участием представителей органов
законодательной, исполнительной власти,
благотворительных неправительственных
некоммерческих организаций проводятся
комплексные мероприятия
Современная система добровольческого
движения в России опирается на богатый
исторический опыт благотворительности.
Хотя изучение зарубежного опыта
волонтерского движения внесло и
продолжает вносить большой вклад
в теорию и практику социальной работы
в нашей стране, однако современное
российское общество опирается на свое
историческое прошлое.
История человечества не помнит
такого общества, которому были бы чужды
идеи добровольной и бескорыстной помощи.
Добровольная помощь, оказываемая человеком
или группой людей обществу в
целом или отдельным людям, основана
на идеях бескорыстного служения
гуманным идеалам человечества и
не преследует целей извлечения прибыли.
Она может принимать различные
формы: от традиционных видов взаимопомощи
до совместных усилий тысяч людей, направленных
на преодоление последствий стихийного
бедствия, урегулирование конфликтных
ситуаций, искоренение бедности.
Активные, инициативные, неравнодушные
к социальным проблемам, волонтеры работают
во многих профилактических программах:
от помощи пожилым людям, детям-инвалидам
и людям с ограниченными возможностями
до профилактики наркомании и распространения
ВИЧ-инфекции
Сегодня в России формируется
свой механизм поддержки населения,
который определяется многими факторами,
в частности состоянием экономического
развития страны в целом и отдельных
ее регионов, наличием поликультурной
среды обитания, усилением социальной
дифференциации, переходом от одного
типа общественного устройства к
другому.
Российское добровольческое
движение имеет несомненные особенности,
что в первую очередь связано
с неопределенным статусом добровольца
в обществе. Во-вторых, это связано
с методами привлечения населения
к добровольческой деятельности.
В-третьих, добровольческое движение
в России отличается стихийностью,
спонтанностью, нестабильностью. Кроме
того, отмечается недостаточная положительная
пропаганда такой бесплатной деятельности.
Добровольчество – это форма
гражданского участия в общественно полезных
делах, способ коллективного взаимодействия
и эффективный механизм решения актуальных
социально-значимых проблем.
и т.д................. |
|
|
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
|
|
|
|
|
|