Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствование управления муниципальным имуществом

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2013. Год: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………2
    Теоретические аспекты управления имуществом на муниципальном уровне………3
      Общая характеристика местного самоуправления…………………………….3
      Понятие муниципального имущества………………………………………….6
      Управление имуществом на муниципальном уровне………………….…….10
    МО Великий Новгород в системе местного самоуправления России………………14
      Общая характеристика деятельности МО Великий Новгород: цели и задачи, нормативно – правовое регулирование и структура…………………………14
      Особенности социально – экономического развития МО Великий Новгород…………………………………………………………………..….…16
      Общая характеристика имущества МО Великий Новгород и деятельность по его распоряжению за 2005-2010 гг………………………….............................20
3.Проектирование мероприятий по оптимизации управления имуществом МО Великий Новгород………………………………………………………………………………………..23
3.1. Основные  задачи и направления политики  управления имуществом МО Великий  Новгород на 2011 г. и перспективу  в будущем………………………………………….……23
3.2. Разработка  методических рекомендаций по оптимизации процессов управления имуществом………………………………………………………………………………….….25
Заключение…………………………………………………………………………………..….27
Список использованной литературы…………………………………………………….……29
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность. Для современных радикальных преобразований присущи тенденции и обстоятельства, которые оказывают заметное влияние как на развитие того или иного муниципального образования. Анализ проблемы развития и функционирования систем местного самоуправления в российских городах – мегаполисах, субъектах РФ, является одной из актуальнейших и значимых проблем власти.
Обращение к  проблеме совершенствования управления муниципальным имуществом является не случайным. Это обусловлено необходимостью в кризисных условиях развития экономики действовать муниципальным властям достаточно оптимизировано и четко.
Великий Новгород – административный центр Новгородской области, расположенной в северо-западной части Российской Федерации. Великий  Новгород находится в 552 км к северо-западу от Москвы, на Приильменской низменности, в 6 км от озера Ильмень, на обоих берегах реки Волхов.
МО г.Великий  Новгород один из важнейших артерий  социально – экономического развития Новгородской области РФ.
Целью данного исследования является проект совершенствования управления муниципальным имуществом на примере Великого Новгорода.
Основными задачами курсовой работы является:
    изучить теоретические аспекты управления имуществом на муниципальном уровне;
    выявить особенности МО Великий Новгород в системе местного самоуправления России
    спроектировать мероприятия по оптимизации управления имуществом МО Великий Новгород
Объектом исследования – МО Великий Новгород.
Предмет исследования - совершенствования управления муниципальным имуществом в 2005-2010 гг. на примере Великого Новгорода.
Правовая  и источниковая база исследования. Источниковой базой исследования явились нормативные акты РФ, г. Великий Новгород, статистические данные.
Анализ проблемы местного самоуправления Великий Новгород основывается в первую очередь на основополагающих актах. Таких как Конституция РФ , Федеральный закон РФ 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В основе более детального рассмотрения темы лежит анализ законодательных актов, эмпирических данных по г. Великий Новгород.
В результате проведенного исследования должны быть разработаны  и сформулированы: конкретные предложения  и рекомендации МО Великий Новгород.
 

     Теоретические аспекты управления имуществом на муниципальном уровне


      Общая характеристика местного самоуправления


Согласно ст. 3 Хартии местного самоуправления под  местным самоуправлением понимается право и реальная способность  органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел  и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
Предназначение  местного самоуправления заключается  в повышении качества жизни населения через развитие человеческого потенциала и обеспечение устойчивого развития муниципального образования.
На современном этапе развития в мировой практике можно выделить несколько моделей организации местной власти:
    англосаксонская (английская или англо-американская),
    континентальная (европейская или французская),
    смешанная («гибридная»)
    советская.
Англосаксонская модель местного самоуправления (Великобритания, Канада, США, Австралия и др.) местные представительные органы формально выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий и прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим отсутствует.
Муниципалитеты  в англосаксонской модели местного самоуправления рассматриваются как  автономные образования, действующие  в пределах предоставленных им полномочий. Исключается прямое подчинение нижестоящих  органов вышестоящим органам.
В ряде стран  с такой системой организации местной власти наряду с представительными органами непосредственно населением избираются и некоторые должностные лица. Значительными полномочиями при этом наделяются постоянные и временные комитеты представительных органов местной власти. Они могут быть отраслевыми - по конкретным направлениям муниципальной деятельности, функциональными – по наиболее общим, комплексным вопросам (комитет кадров, юстиции и т.п.) и территориальными - по вопросам комплексного развития определенных районов.
В странах с  англосаксонской моделью утвердился принцип «позитивного регулирования» деятельности органов местного самоуправления, согласно которому они вправе совершать  только действия, предписанные законом.
В США функционирование муниципалитетов регулируется исключительно штатами. Правовой статус учреждений, занимающихся вопросами местного самоуправления, различен: от структурного подразделения в одних штатах до департамента в других. Они регулируют финансово-экономическую и правовую деятельность муниципалитетов, обеспечивают их необходимой информацией, рекомендациями и т.п. Наряду с этим губернаторы многих штатов могут контролировать функционирование органов местного самоуправления путем издания исполнительных приказов, а также накладывать вето на их решения.
В большинстве  стран мира (континентальная Европа, франкоязычная Африка, Латинская  Америка, Ближний Восток) получила распространение  континентальная модель, которая  основывается на сочетании «прямого государственного управления на местах»  и местного самоуправления. Родиной данной модели является Франция, поэтому ее часто называют французской. Для нее характерно прямое государственное управление на местах во всех административно-территориальных единицах.
Местное управление в ряде стран (Австрия, Германия, Япония) имеет сходство как с англосаксонской, так и с континентальной моделями. Это в определенной степени объясняется послевоенными реалиями, и в частности усилением влияния в данных государствах американской модели демократии. Кроме того, местное управление в вышеперечисленных странах обладает и некоторыми специфическими чертами, что позволяет говорить о своеобразных смешанных или гибридных формах управления. В таком же крупнейшем азиатском государстве, как Индия, местное управление по большинству параметров схоже с английской моделью. В то же время здесь функционирует несвойственное данной модели прямое государственное управление на местах через назначаемых сверху чиновников.
Местное самоуправление признается Российской Федерацией как  одна из основ конституционного строя. Это установление является логически связанным с намерениями России быть демократическим и правовым государством, ориентированным на человека, его права и свободы.
Оно свидетельствует  о понимании социальной ценности местного самоуправления, обеспечивающего осуществление народом своей власти, реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства и ряда других основных прав, позволяющего территориальному сообществу граждан иметь, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, создающего предпосылки к единению общества, человека и государства, укреплению федерации как целого, служащего формой решения национальных вопросов.
Местное самоуправление в России имеет собственные исторические корни. Оно получило значительное развитие во второй половине XIX в.
Местное самоуправление в РФ - признаваемая и гарантированная Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Виды основ  местного самоуправления:
    правовые основы;
    территориальные основы;
    финансово-экономические основы.
Территориальные основы: местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях и на иных территориях.
Фундаментальным и основополагающим правовым актом  деятельности местного самоуправления является Конституция РФ(1), которая устанавливает систему разделения властей, определяет основные положения относительно исполнительных органов власти.
Конституция РФ относит местное самоуправление к основам конституционного строя  России и устанавливает, что местное  самоуправление в РФ признается и  гарантируется. Оно в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Особое значение имеет глава 8 Конституции РФ, закрепляющая основы местного самоуправления в РФ. В ст. 131 Конституции РФ закрепляется правило о том, что местное самоуправление может осуществляться в рамках городской территории. (1;43)
Закрепленная  в Конституции России независимость  местного самоуправления не означает изолированность его от общественно-политических отношений, происходящих в государстве. Не входя в систему государственной власти, местное самоуправление не перестает оставаться зависимым от нее, так как полномочия органов государственной власти как федеральных, так и региональных структур распространяются на сферу действия местного самоуправления.
Другим общим  нормативным актом, является Федеральный  закон РФ 06.10.2003 г. «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» (2), в котором уточняется правовое регулирование различных вопросов, связанных с местным самоуправлением.
Особенности местного самоуправления могут быть отражены в Уставах городов, других подзаконных актах.
Под органами местного самоуправления следует понимать органы, сформированные местными самоуправляющимися территориальными сообществами, и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий.
Федеральный закон  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131 изменяет подходы в вопросе определения  системно-структурных основ органов местного самоуправления. Закон в большей мере регламентирует перечень обязательных органов местного самоуправления в конкретной организационно-правовой модели муниципального образования. В этот перечень включены обязательные органы местного самоуправления: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования и местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
Таким образом, закон направлен на достижение единообразия этой системы, ориентирует на поиск оптимальной модели местного самоуправления, исключает неоправданную организационную пестроту систем местного самоуправления. Такой подход не противоречит требованиям Европейской хартии о местном самоуправлении, предоставляющей возможность местным органам власти, не нарушая общих законодательных положений, самостоятельно определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление.
В системе органов местного самоуправления выделяют представительные, исполнительно – распорядительные и факультативные органы местного самоуправления.
Местное самоуправление неотделимо от системы государственного управления и реализации общегосударственного управленческого воздействия, поэтому в системе органов местного самоуправления исполнительным органам отводится специальное место. Именно на исполнительные органы местного самоуправления возлагаются функции оперативно-распорядительного характера, состоящие в действиях по реализации федерального и регионального законодательства и решений представительных органов местного самоуправления.
Представительный орган муниципального образования является выборным коллегиальным  органом местного самоуправления, который  наделен полномочиями представлять интересы и реализовывать права всего населения муниципального образования.
На практике, в структуре любой модели муниципальной  власти глава муниципального образования  занимает ключевое место в системе  органов местного самоуправления. Такое высокое положение главы гарантируется ему законом, устанавливающим его полномочия, и поддерживается общественным мнением, всегда склонным персонифицировать власть.
Единственным  способом приобретения главой муниципального образования своих полномочий является избрание.
Местная администрация – является исполнительно-распорядительным органом  муниципального образования, который  наделен уставом муниципального образования полномочиями исполнительного  и распорядительного характера, в отношении решения вопросов местного значения и полномочий по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации.
К иным органам  местного самоуправления относят, как  правило, контрольные органы, избирательные комиссии и другие, предусмотренные уставами муниципальных образований. Данные органы еще называют «факультативными» органами по отношению к основным.
 

      Понятие муниципального имущества


Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) установлено, что имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, движимое и недвижимое имущество, муниципальные предприятия и учреждения, имущественные права. Муниципальная собственность служит для эффективного осуществления полномочий местного самоуправления, решения основных задач жизнеобеспечения населения. Использование муниципальной собственности должно обеспечивать возможность оказания услуг населению, в том числе функционирование муниципальных учреждений, оказывающих эти услуги, получение дополнительных доходов в местный бюджет и снижение расходов бюджета на решение вопросов местного значения.
Содержание  права собственности составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Правомочие владения - юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над имуществом. Правовым основанием владения могут быть: договор купли-продажи, решение о передаче объекта в муниципальную собственность в процессе разграничения объектов государственной собственности, свидетельство о праве собственности на землю и т. д.
Муниципальная собственность служит для эффективного осуществления полномочий местного самоуправления, решения основных задач жизнеобеспечения населения. Использование муниципальной собственности должно обеспечивать возможность оказания услуг населению, в том числе функционирование муниципальных учреждений, оказывающих эти услуги, получение дополнительных доходов в местный бюджет и снижение расходов бюджета на решение вопросов местного значения.
Имущественные права - это обеспеченные ценными  бумагами, либо иными допустимыми  законом способами права их обладателя на получение определенных имущественных благ. Имущественные права отличаются от имущества тем, что представляют не саму собственность, а лишь определенное право на собственность или доход от ее использования.
В отношении  муниципальной собственности наиболее распространенными являются три правовых режима (ст.215ГК РФ): хозяйственное ведение, оперативное управление, режим муниципальной казны.
Субъектами  права хозяйственного ведения являются только муниципальные унитарные предприятия (МУЛ), Учредитель МУЛ—муниципальное образование, которое наделяет муниципальное унитарное предприятие необходимым имуществом. МУЛ владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определенных в соответствии с ГК РФ. Возможность и порядок отчуждения имущества, находящегося в хозяйственном ведении, самим унитарным предприятием регулируется законодательством и уставом предприятия и имеет ряд ограничений.
Прекращение права хозяйственного ведения в  соответствии с нормами ГК РФ возможно в случаях правомерного изъятия имущества по решению собственника при ликвидации предприятия и уменьшения уставного фонда.
Содержание  права оперативного управления значительно  уже содержания права хозяйственного ведения. На праве оперативного управления могут создаваться казенные предприятия — коммерческие организации, основной целью которых является извлечение прибыли, и учреждения - некоммерческие организации, созданные собственником имущества для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые этим собственником. Учреждение не может распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником и приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете. Вмешательство в деятельность муниципальных учреждений и казенных предприятий со стороны органов МСУ не допускается, кроме исполнения функций учредителя.
Третий  правовой режим - нахождение имущества  в муниципальной казне. Имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет наряду со средствами местного бюджета муниципальную казну муниципального образования1.
Осуществление местного самоуправления невозможно без  наличия материальных и денежных ресурсов, совокупность которых формирует его экономическую основу.
Местные налоги выступают доходным источником местного бюджета, являющегося элементом муниципальной казны, которая, в свою очередь, входит в состав муниципального имущества (ст. 215 ГК РФ).
Иначе говоря, один элемент поглощается другим. В итоге все названные элементы (местный бюджет, налоги, являющиеся источником его формирования, имущественные права муниципальных образований, являющиеся частью его имущества, само муниципальное имущество) охватываются категорией «муниципальная собственность». Она, по большому счету, и выступает экономической основой местного самоуправления. Конкретный состав муниципального движимого и недвижимого имущества, установленный Федеральным законом 2003 г., представлен в табл.1.1.
Таблица 1.1 Состав движимого и недвижимого муниципального имущества2.
Виды имущества
Муниципальные районы
Имущество, предназначенное  для электро-, тепло-, газо-и водоснабжения, водооотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц (для муниципального района только для межпоселенческого электро-и газоснабжения)
+
+
Виды имущества
Поселения
Муниципальные районы
Жилищный  фонд социального обслуживания для  малообеспеченных граждан, а также имущество, необходимое для его содержания
+
 
Пассажирский  транспорт и другое имущество, предназначенное для транспортного обслуживания населения
В границах поселения
Между поселениями
Имущество, предназначенное  для предупреждения  и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
+
+
Объекты, а  также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по  тушению пожаров
+
-
Библиотеки (для муниципального района — межпоселенческие библиотеки и коллекторы)
+
+
Имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры
+
-
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного значения
+
-
Имущество, предназначенное  для развития массовой физической культуры и спорта
+
-
Имущество, предназначенное  для организации благоустройства и озеленения территории, в т. ч. для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения
+
 
Имущество, предназначенное  для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (для муниципальных районов — для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов)
+
+
Имущество, предназначенное для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (для муниципального района — только межпоселенческих мест захоронения)
+
+
Имущество, предназначенное  для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации
+
+
Имущество, предназначенное  для организации и осуществления  экологического контроля
-
+
Имущество, предназначенное  для организации охраны общественного  порядка силами муниципальной милиции
-
+
Имущество, предназначенное  для обеспечения дошкольного и школьного образования, дополнительного образования, организации отдыха детей в каникулярное время
-
+
Имущество для  оказания скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поли-клинических  и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов
-
+
Архивные  фонды, в том числе кадастр  землеустроительной и градостроительной  документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов
-
+

В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в таблице. Городские округа и муниципальные районы могут также иметь в собственности движимое и недвижимое имущество, переданное органами государственной власти для исполнения отдельных государственных полномочий (например, объекты социального обслуживания населения, транспортные средства и т. п.). Одна часть движимого и недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, передается в управление муниципальным предприятиям и учреждениям, другая входит в состав муниципальной казны. Согласно Гражданскому кодексу РФ муниципальную казну составляют средства местного бюджета и имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями. Эффективное управление муниципальным имуществом обеспечивает качественное оказание муниципальных услуг.
Нормативную базу управления муниципальным имуществом составляют федеральные и региональные законы. По вопросам, отнесенным к полномочиям местного самоуправления, представительными органами местного самоуправления принимаются муниципальные нормативные акты (положения). Наиболее типичные из них приведены на рис. 1.1.
Муниципальные правовые акты (положения) по вопросам управления имуществом
 
       
    О порядке управления и распоряжения муниципальным  ществом
    имуществом
     
    О порядке сдачи  в аренду и в наем жилых и  нежилых ппомещений
    помещений
     
    О порядке исчисления арендной платы и о распределении 
с
    средств от сдачи  в аренду
     
    О порядке продажи  муниципального имущества на конкурсах
    конкурсах и  аукционах
     
    Программы приватизации муниципального
    имущества
 

Рис. 1.1. Наиболее типичные муниципальные правовые акты по вопросам управления
Органы местного самоуправления обязаны вести учет наличия и изменения состава муниципального имущества. С этой целью ведется реестр муниципального имущества, представляющий собой информационную систему, построенную на единой по всей стране классификации, методологической основе и программной базе. Для организации учета и управления муниципальным имуществом в структуре местной администрации обычно создается комитет по управлению имуществом (далее — Комитет) или иной по названию орган.  
По своей  экономической природе имущественные  муниципальные отношения являются разными видами экономических (имущественных) отношений. Так, они могут быть товарно-денежными отношениями (например, отношения, возникающие в процессе муниципального заказа), кредитными отношениями (например, отношения, возникающие в процессе муниципального займа) финансовыми отношениями в виде таких их разновидностей, как бюджетные отношения (например, отношения, возникающие в процессе бюджетного финансирования) и налоговыми отношениями (например, отношения, возникающие в процессе взимания местных налогов).
Разнообразный экономический характер имущественных  муниципальных отношений предопределяет и различия в механизме их правового  регулирования, что выражается в  регулировании этих отношений посредством  различных отраслей права. Главным требованием к использованию муниципальной собственности является максимально сбалансированное сочетание принципов экономической эффективности и социальной ответственности органов местного самоуправления за обеспечение жизнедеятельности муниципальных образований, социально-экономических интересов населения.
Управление  муниципальной собственностью заключается в использовании местными органами власти организационно-экономического механизма воздействия на хозяйствующие субъекты в области владения, распоряжения и пользования принадлежащего им имущества на основе изменения законодательства, налогообложения, процентных ставок, целевых нормативов и социальных стандартов, критериев, показателей и нормативов эффективности и др.
Для управления муниципальной собственностью необходимо разработать и реализовать на всех уровнях власти взаимоувязанную систему правовых, административных и экономических мер, объединенных единой политикой регулирования имущественных отношений, которая должна обеспечить стабильное, сбалансированное и эффективное развитие всех объектов собственности в пределах муниципального образования.
 

      Управление имуществом на муниципальном уровне


Управление муниципальной собственностью осуществляется органами местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией посредством императивного метода правового регулирования.
Возникающие при  этом правовые отношения носят характер организационно-имущественных отношений, основанных на признаке «власти и  подчинения». Право управления муниципальной собственностью принадлежит собственнику – муниципальному образованию, и относится к разряду публично-правовых полномочий данного субъекта.
Осуществление владения, пользования и распоряжения имуществом относится к разряду гражданско-правовых полномочий муниципального образования, реализуемого им на основах юридического равенства с другим субъектом гражданско-правового отношения.
Управление  муниципальным имуществом реализуется  различными способами: сдачей объектов собственности в аренду, концессией, доверительным управлением, использованием имущества на праве хозяйственного ведения, оперативного управления. Каждый из названных способов имеет свои особенности, свою специфику при управлении собственностью. Поэтому важно выявить сильные и слабые стороны каждого способа управления муниципальным имуществом и провести их сравнительную характеристику.
При формировании муниципальной собственности, управлении муниципальным имуществом и его  приватизации возникают сложные  экономические проблемы:
1. Передача объектов  в муниципальную собственность. Основная доля ведомственного жилья, объектов инженерной инфраструктуры городов и объектов социального назначения уже передана в муниципальную собственность. При передаче в муниципальную собственность объектов, остающихся в собственности предприятий, возникают серьезные проблемы.
Проблема  финансирования. При существующей практике, подписывая акт приемки объектов в муниципальную собственность, орган местного самоуправления далеко не всегда получает дополнительные доходы в бюджет для финансирования их содержания. Отказ от приема тоже опасен, поскольку многие предприятия в условиях финансового кризиса не в состоянии содержать жилые дома, детские сады, другие объекты, которыми пользуются жители муниципального образования. Нередки случаи, когда предприятия просто «бросают» социальные объекты, имущество которых разворовывается. Здесь не может быть общего рецепта, и в каждом конкретном случае орган местного самоуправления обязан принимать решение с учетом всех экономических и социальных факторов.
Проблема  износа. По закону владелец должен передать объект в муниципальную собственность в состоянии, пригодном для эксплуатации. На деле зачастую передаются ветхие жилые дома, требующие срочного капитального ремонта или даже сноса и переселения жильцов, изношенные инженерные сети, котельные и т. п. Муниципальное образование вправе отказаться от приема в собственность подобных объектов, но в отдельных случаях, сознавая безвыходность ситуации, соглашается на это. Такая практика отрицательно сказывается на финансовом состоянии муниципального образования.
2. Определение условий сдачи в аренду, обоснованное установление ставок арендной платы за использование нежилых помещений и другого муниципального имущества. В данном случае важно найти баланс интересов между стремлением муниципального образования увеличить доходы бюджета от аренды и опасностью свертывания важных видов хозяйственной деятельности в связи с высокими затратами на арендную плату. Надежным средством решения этой проблемы является широкая дифференциация ставок арендной платы в зависимости от места расположения арендуемого объекта и вида деятельности, сочетающаяся с системой льгот и привилегий.
3. Определение целесообразности приватизации объекта в сравнении с арендой и совершенствование технологии приватизации. Здесь могут быть реализованы разные подходы для экономически эффективных (доходных) и убыточных объектов. Доходный объект можно продать по высокой цене и получить крупные разовые поступления в бюджет. В то же время арендная плата за этот объект будет пополнять бюджет постоянно и в связи с инфляцией со временем может возрастать. Формально выполненный экономический расчет обычно свидетельствует в пользу приватизации, однако представительный орган местного самоуправления при согласовании программы приватизации на очередной год не может ограничиться таким расчетом и должен взвесить все, в том числе отдаленные, последствия приватизации объекта.
Цель приватизации убыточных объектов — сокращение расходов бюджета на их содержание. Цена объекта в этом случае может быть низкой. Единственным ограничителем выступает социальная значимость объекта. Например, в одном из городов депутаты отказались включить в представленный администрацией план приватизации на очередной год убыточный книжный магазин, поскольку это был единственный в городе магазин, специализированный на продаже учебной и методической литературы. В условиях бюджетного дефицита принятие таких решений является нелегкой задачей.
4. Приватизация жилья. Муниципальная власть заинтересована в том, чтобы все жители стали собственниками своих жилых домов и квартир. В соответствии с Федеральным законом 2003 г. муниципальное жилье сохранится только для малоимущих граждан. Фактически население, несмотря на бесплатность, приватизировало лишь около половины жилищного фонда. Основной причиной этого стали опасения, связанные с лишением владельцев частного жилья бюджетных дотаций. Люди не хотят также приватизировать квартиры в ветхих жилых домах в надежде на улучшение жилищных условий. Основным способом решения проблемы служит работа с населением при четких обязательствах создания одинаковых экономических условий для приватизированного и муниципального жилья, содействие созданию товариществ собственников жилья, наглядная демонстрация их преимуществ. Для осуществления работ, связанных с приватизацией жилья, в муниципальных образованиях создаются соответствующие структуры, чаще всего в форме агентств, имеющих статус муниципального учреждения. Наряду с этим приватизацию муниципального жилья могут осуществлять частные агентства.
5. Приватизация  встроенных помещений в жилых  домах.
Многие органы местного самоуправления при приватизации предприятий и организаций, расположенных  на первых этажах жилых домов, отказывают в приватизации самих помещений, передавая их приватизированным предприятиям в аренду. Определенный смысл в этом есть, поскольку таким способом муниципальная власть сохраняет за собой рычаги воздействия на предприятия. Отрицательным же моментом является то, что организация, не получив помещение в собственность, воздерживается от серьезных капитальных затрат на его обустройство. Ситуация может измениться благодаря созданию товариществ собственников жилья. Встроенное помещение должно стать коллективной собственностью товарищества, и уже с ним арендатор должен будет устанавливать договорные отношения. Однако и муниципальная власть может участвовать в товариществе как собственник встроенного помещения, если в этом помещении располагается, например, муниципальное учреждение.
В свете реформы  жилищно-коммунального хозяйства  первоочередной задачей является изменение экономических отношений в данной сфере хозяйствования. Назрела необходимость коренным образом менять сложившуюся ситуацию, а значит и способ управления муниципальным имуществом.
Для целей управления всеми объектами муниципальной  собственности, они могут быть условно  разделены на две группы: бюджетопотребляющие  и доходопроизводящие.
Управление  первой условной группой должно отвечать задачам оптимизации бюджетных  расходов на содержание этих объектов.
К этой группе можно  отнести памятники истории и  культуры, объекты недвижимости, находящиеся  на балансе муниципальных образовательных, лечебных, лечебно-оздоровительных  учреждений и предприятий, необходимых  для выполнения закрепленных полномочий за органами местного самоуправления.
Управление  второй группой объектов должно быть нацелено на повышение доходности их использования.
В эту группу входят все иные объекты, не отнесенные к первой группе. Важными здесь  становятся вопросы - сколько и какие объекты можно выделить и отнести к сфере доходной недвижимости, какую часть необходимо закрепить на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями и на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями, определения критериев эффективности использования имущества, повышения доходности и роли недвижимости в социально-экономическом развитии города в целях осуществления закрепленных полномочий за органами местного самоуправления.
Эффективность управления собственностью на любом уровне в конечном счете проявляется в результатах производственно-хозяйственной и финансовой деятельности объектов управления по отношению к затраченным ресурсам.
 

    МО Великий Новгород в системе местного самоуправления России


      Общая характеристика деятельности МО Великий Новгород: цели и задачи, нормативно – правовое регулирование и структура


Согласно ст. 1 Устава Великого Новгорода впервые Великий Новгород упоминается в русской летописи в 859 году, этот год считается годом его основания. Великий Новгород является муниципальным образованием - городским округом, входящим в состав Новгородской области, и не входит в иные муниципальные образования.
Великий Новгород сегодня – современный  город с хорошо развитой инфраструктурой  обслуживания. В нем проживают свыше 214 777 человек. В Великом Новгороде соседствуют памятники деревянного зодчества, уникальные архитектурные ансамбли. Большое внимание городскими властями уделяется проблемам экологии. Сегодня Великий Новгород продолжает свои лучшие исторические, культурные традиции, привлекает к себе повышенное внимание, а население города всегда рады новым интересным друзьям.
По данным переписи население Великого Новгорода постоянно увеличивалось, только в 2010 можно отметить некоторое снижение (см.таблицу 2.1).
 
Таблица 2.1
Динамика населения  МО г.Великий Новгород
5445
17093
28807
37059
127944
229126
216856
214777

 
В соответствии с действующим законодательством, Устав муниципального образования  города Великий Новгород является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить Уставу муниципального образования.
Деятельность  МО г. Великий Новгород осуществляется на основании Устава МО г. Великий  Новгород, который закрепляет основные принципы местного самоуправления, вопросы  местного значения, органы МО г. Великий  Новгород. Устав устанавливает порядок организации местного самоуправления на территории муниципального образования г. Великий Новгород.
Во главе  МО г. Великий Новгород стоит мэр МО г. Великий Новгород. Мэр МО г. Великий Новгород является одним из центральных и ключевых органов власти МО г. Великий Новгород. Он относится к исполнительной власти МО г. Великий Новгород, как и Администрация МО г. Великий Новгород, которая выполняет исполнительно – распорядительные функции. К представительным органам МО г. Великий Новгород следует отнести – Думу МО г. Великий Новгород. Дума МО г. Великий Новгород является выборным органом, в настоящее время и согласно Уставу МО г. Великий Новгород численность депутатов Думы МО г. Великий Новгород насчитывает 25.
Компетенция МО г. Великий Новгород обусловлена  функциями и полномочиями Мэра МО г. Великий Новгород, Думы МО г. Великий Новгород, Администрации МО г. Великий Новгород и граждан МО г. Великий Новгород.
В соответствии со ст. 23 Устава МО г. Великий Новгород Дума МО г. Великий Новгород имеет определенную исключительную компетенцию, которая заключается в принятии Устава, утверждении бюджета, различного рода планов, программ, о создании, реорганизации или ликвидации предприятий, находящихся на территории МО г. Великий Новгород, в установлении размеров материально - технического и организационного обеспечения.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Великого Новгорода реализует полномочия в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом.  В состав Комитета входят три отдела:
- Отдел арендных отношений;
- Отдел учета и распоряжения муниципальной собственностью;
- Отдел бухгалтерского учета и отчетности.
Полное наименование Комитета – Комитет по управлению муниципальным имуществом Великого Новгорода, сокращенное наименование – КУМИ.
Комитет в своей  деятельности руководствуется следующими нормативно-правовыми актами:
- Конституция  Российской Федерации, статья 132, пункт 1;
- Федеральный  закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации», статья 16, часть 1, пункт 3;
-  Гражданский  кодекс Российской Федерации;
- Федеральный  закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции», статьи 17.1, 19,20;
- Устав муниципального  образования – городского округа  Великий Новгород, глава 11, статья 46;
- Приказ ФАС  России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса»;
- Решение Думы  Великого Новгорода от 19.12.1996 № 27 «Об утверждении Положения о порядке сдачи в аренду (имущественный наем) муниципального имущества Великого Новгорода»,
- Решение Думы  Великого Новгорода от 23.06.2005 №  146 «Об утверждении Положения  о порядке управления и распоряжения  имуществом муниципального образования Великий Новгород»;
- Положение  о комитете по управлению муниципальным  имуществом Великого Новгорода,  утвержденное постановлением Администрации  Великого Новгорода от 01.07.2003 №  173.
Ведение Реестра  муниципальной собственности Великого Новгорода осуществляется комитетом по управлению муниципальным имуществом Великого Новгорода в соответствии с Положением о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования Великий Новгород.
Имущество муниципальной  казны Великого Новгорода находится на балансе КУМИ, который осуществляет организацию и ведение бухгалтерского учета имущества муниципальной казны в порядке, установленном действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами.
 
 

      Особенности социально – экономического развития МО Великий Новгород


Несмотря на негативное влияние общеэкономического кризиса, 2009 год для МО Великий Новгород был в целом позитивным. Основной вектор развития города в 2009 году был задан проведением XXIX Международных Ганзейских дней Нового времени и празднованием 1150-летия со дня основания города.
Сегодня Великий  Новгород занимает ведущую позицию  в экономическом потенциале области: в городе формируется более 80% прибыли, производится 62% промышленной продукции  области, осваивается около 40% инвестиций, доля города в формировании ВРП (валового регионального продукта) Новгородской области составляет 60,8%, что составляет 65,2 млрд. рублей. Для сравнения - в 2008 году этот показатель составлял 67,5 млрд. рублей. То есть, произошло некоторое снижение доли города - на 2,7% или на 2,3 млрд. рублей, в связи со снижением полученной прибыли на основных предприятиях города.
Годовой объем  производства товаров и услуг  всеми отраслями экономики города в 2009 году составил порядка 86 млрд. руб. Основная доля в структуре экономики города принадлежит промышленному сектору, где производится 67% общего объема товаров и услуг3.
В 2009 году:
- индекс промышленного  производства по крупным и  средним предприятиям Великого  Новгорода в 2009 году составил 85,4%, что ниже уровня 2008 года (103,9%), но выше областного индекса за аналогичный период – общепромышленный индекс – 81%, по крупным и средним предприятиям - 79,6% (См. Диаграмма 2.1.);
 

 
Диаграмма 2.1. Индекс промышленного производства за 2008-2009 г. по МО Великий Новгород (21)
 
- объем отгруженной  продукции крупных и средних  организаций Великого Новгорода  составил 51,6 млрд. руб. или 84,3% к  уровню 2008 года;
- объем жилищного  строительства по данным статистики  составил 120,3 тыс. кв. м. или 87,6% к уровню 2008 года (по области – 95,0%);
- оборот розничной  торговли составил 27,1 млрд. руб. или  101,1% к уровню 2008 года (по области  – 102,9%);
- номинальная  среднемесячная заработная плата  выросла на 7,8% к 2008 году и составила  18 603,4 рублей.
Социально-экономическая  ситуация, сложившаяся в 2009 году, повлияла на исполнение бюджетов всех уровней, включая и бюджет Великого Новгорода. Сократились поступления доходов  в бюджет, что привело к необходимости  более тщательно анализировать бюджетные расходы в целях исполнения всех принятых расходных и долговых обязательств.
Отличительной особенностью исполнения бюджета 2009 года являлось своевременное финансовое обеспечение запланированных мероприятий, связанных с проведением ХХIХ  Ганзейских дней и 1150-летним Юбилеем Великого Новгорода. Сегодня можно сказать, что город справился с задачей по изысканию собственных и привлечению дополнительных внебюджетных средств для организации праздничных мероприятий на высоком уровне.
Уточненный  объем бюджета города на 2009 год составил по доходам 4 млрд. 248,7 млн. руб., по расходам – 4 млрд. 917,8 млн. руб. (см.Диаграмма 2.2)
 

 
Диаграмма 2.2 Доходы и расходы по бюджету на 2009 г. МО Великий Новгород
 
Плановый дефицит  бюджета составил – 669 млн. руб., без учета остатков межбюджетных трансфертов на начало года (189,7 млн. руб.). Т.е., бюджет был утвержден с предельно допустимым уровнем дефицита (9,9 % от собственных доходов).
Бюджет города по доходам исполнен в сумме 4 млрд. 233,1 млн. руб. Основная часть поступлений приходится на собственные доходы, которые составили 1 млрд. 952 млн. руб. или 46,1 %. Годовой план по собственным доходам выполнен на 102 %.
Можно констатировать, что без учета платежей от продажи  права аренды от организации «Инвест–Регион-155», которые в 2008 году составляли 357 млн. руб., фактические поступления 2009 года составляют 95,2 % от уровня 2008 года.
Таким образом, общее снижение поступлений по собственным  налоговым и неналоговым доходам  за 2009 год к 2008 году в условиях кризиса составляет менее 5 %.
Следует отметить, что доля собственных доходов  в структуре бюджета города не сократилась и составила 46,1% в 2009 году. В 2008 году доля составляла 45,8%. Выполнение полномочий, возложенных на городской округ, обеспечивается полностью за счет собственных доходов.
Дотаций из областного бюджета городской округ не получает. Объем субсидий из бюджетов других уровней сокращается.
Увеличению  собираемости налогов в бюджет города способствовала, в том числе и  работа комиссии по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины, созданной при Администрации города.
В течение 2009 года проведено 11 заседаний комиссии, на которых рассмотрено 578 налогоплательщиков, из них: 425 организаций и 153 индивидуальных предпринимателя.
В результате контроля за выполнением решений комиссии общий объем поступлений составил 126,1 млн. рублей.
В исключительно  сложных экономических условиях в 2009 году не удалось в целом обеспечить рост собственных доходов, как в  благоприятном 2008 году, что обусловлено объективными причинами. При этом, если говорить о результатах работы за два года, то по сравнению с поступлениями за «докризисный» 2007 год обеспечен рост доходов на 22 %.
Основой доходной части бюджета города являются налоговые  доходы, объем поступлений которых ежегодно возрастает.
В 2009 году налоговые  доходы, на долю которых приходится 74 % в общем объеме собственных  доходов, составили 1 млрд. 443,7 млн. руб. План по налоговым доходам выполнен на 103,7 %. Общее поступление налоговых  доходов выше уровня поступлений 2008 года на 3 %, или на 41,5 млн. руб.
Основным доходным источником бюджета городского округа является налог на доходы физических лиц. В 2009 году доля налога на доходы физических лиц в структуре собственных  доходов – 47,2 %.
Объем поступлений  по НДФЛ составил 922 млн. руб., или 102,4 % к  годовому плану. Снижения налога не произошло, уменьшение поступлений в абсолютной сумме по сравнению с 2008 годом  связано исключительно с уменьшением  норматива зачисления в бюджет города с 32,3 до 30 %, что составило в абсолютной сумме 70,7 млн. руб4
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.