Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Требования и тактика бюргерства в крестьянской войне в Германии в 1525

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.05.2013. Год: 2012. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
УО “Брестский Государственный  Университет им. А.С. Пушкина”
 
 
 
 
 
 
 
Контрольная работа по истории  средних веков
Тема “Требования и  тактика бюргерства в крестьянской войне в Германии в 1525”
 
 
 
 
 
 
Выполнил студент 2 курса
Заочного отделения исторического  факультета
Группа “А”
Монтик Артём Евгеньевич
 
 
 
 
Брест 2012
 
Содержание
Введение . . . . 3
Глава 1. Тезисы Лютера . . . . 5
Глава 2. Характер бюргерской оппозиции перед Реформацией….7
Глава 3. Интересы бюргерства в Реформации . . . . 9
3.1 Начало Реформации . . . . 9
3.2 Оппозиционные  настроения бюргерства . . . . 11
3.3 Бюргерство и гуманизм . . . . 14
Глава 4 Роль бюргерства в восстании . . . . 22
Заключение . . . . 27
Список используемой литературы . . . . 28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 
В первой половине XVI века в  Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической  и политической сути, религиозное    (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись “исправление” официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называться Реформацией.
Цель работы: изучить поведение  и тактику действий менее радикальных  участников крестьянской войны в  Германии – бюргерства. Выявление  четкой линии в требованиях данной группы, и причины отказа от более  радикальных действий и более  глубокой реформации существующей системы.
Ведущее направление в  вопросе изучении Реформации связано  с именем известного немецкого историка Леопольда Фон Ранке. Он в своем  главном труде «Немецкая история  в эпоху реформации»[1] связывает  Реформацию с политической историей.  Последователь Ранке Белов в месте с другими представителями этого направления, считают этот период началом эпохи Новой истории. Они провозглашают Реформацию в ее лютеранской форме, противопоставляют эпоху Реформации эпохе рационализма и Просвещения. Русский историк Н. И. Кареев писал: «Как событие важное и в политическом, и в культурном, и в социальном отношениях, и притом событие с характером общеевропейским, Реформация в истории нового времени может быть сопоставлена только с французской революцией; позволительно даже всю историю нового времени разделить на периоды реформационный и революционный»[2].
Под влиянием марксизма в  конце XIX – начале XX вв. возникает  направление, устанавливающее связь  Реформации с социально-экономическими изменениями в Западной Европе, т.е. с генезисом капитализма. Один из самых известных исследователей этого направления в отечественной  историографии является Смирин Моисей Менделевич. Его монография «Народная  реформация Томаса Мюнцера и Великая  крестьянская война» была отмечена сталинской премией.
М.М. Смирин, в своей монографии «Германия эпохи Реформации и  Великой крестьянской войны», рассматривает  политические и социально-экономические  предпосылки реформации в Германии тесно связывая их с развитием  гуманизма. Гуманистическое движение представлено как идеологическая платформа  способствующая росту общественного  сознания, свободомыслию[3].
Марксистская историография, опираясь на труды Ф. Энгельса, рассматривает  бурное общественное движение в Германии первой четверти XVI в. как первую европейскую  раннебуржуазную революцию. Вместе с тем Реформация, по словам известного историка из ГДР Л. Штерна, «явилась крупным и прочным вкладом  в развитие культуры и в историю  духовного развитии Германии»[4].
В X?X – XX вв. оформляется  еще несколько направлений в  исторической науке. Немецкий историк  Карл Гаген в своем сочинении  «Литературные и религиозные  отношения Германии в эпоху Реформации» (1841-1844) попытался показать Реформацию как культурный процесс, протекавший  в непосредственной связи с гуманистическим  движением. Вильгельм Циммерман  положил начало изучению Реформации с социальной точки зрения, уделив особое внимание роли народных масс в  ее истории. В начале XX в. под влиянием марксизма возникло течение, которое устанавливало связь между Реформацией и социальными процессами того времени, генезисом капитализма. Особенно интересна религиозно-социологическая теория М. Вебера, работы Э. Трельча, Р. Тоуни и др.
Работа Энгельса «Крестьянская  война в Германии» была написана в Лондоне летом 1850 г. и напечатана, в сдвоенном 5-6 номере «Neuе Rheinische Zeitung. Politisch-okonomische Revue». Главным источником для изложения фактической стороны  событий служила для Энгельса книга немецкого историка демократа  В. Циммермана "История Крестьянской войны в Германии"[5].
Вильгельм Циммерман, немецкий историк, представитель гейдельбергской  школы, мелкобуржуазный демократ. В 1847—1850 преподавал историю в Высшей реальной школе в Штутгарте, был  уволен властями за активное участие  в Революции 1848—1849 в рядах крайней  левой Франкфуртского национального  собрания. Работа Циммермана о Великой  крестьянской войне в Германии, где  он сочувственно осветил борьбу крестьян, Т. Мюнцера за освобождение от феодального  гнёта и объединение Германии, получила высокую оценку Ф. Энгельса[6], который опирался на фактический  материал книги Циммермана в своей  работе "Крестьянская война в  Германии"[7].
Основным документом использованным при изучении темы данной работы является «Гейльброннская программа»[8], т.к. она наиболее ярко выражает требования бюргерства в крестьянской войне 1525 года. Так же использовались «95 тезисов»[9] Мартина Лютера.
В целом, в работе использовался  материал, освещающий весь ход реформации и крестьянской войны в Германии в 1524-1526 гг. Количество работ по данной проблеме вполне достаточно для всестороннего  изучения вопроса.
 
 
 
 
[1] О. Л. Вайнштейн «Леопольд  фон Ранке и современная буржуазная  историография, в книге: К критике  новейшей буржуазной историографии».  М. — Л., 1961.
[2] Кареев Н. И. Общий  ход всемирной истории: Очерки  главнейших исторических эпох. —  Пос. Заокский (Тул. обл.): Источник  жизни, 1993.
[3] Смирин М. М. Германия  эпохи Реформации и Великой  Крестьянской войны. М., 1962.
[4] История Европы: От Средневековья  к новому времени. Т. 3. – М.: Наука. 1993.
[5]В. Циммерман "История  крестьянской войны в Германии", т. 1—2, 1937
[6] К. Маркс, Ф. Энгельс,  Соч., 2 изд., т. 16, с. 412—413.
[7] см. там же, т. 7, с. 343—437
[8] Гейльброннская программа.
[9] 95 тезисов Мартина Лютера
   Глава 1 Тезисы Лютера
  
   Реформация — событие, общее для многих европейских стран, — приняла в Германии характер широкого общественного движения, стала первой крупной битвой против феодализма в Европе.
С началом реформационного  движения было связано выступление  Лютера в октябре 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций.
   Мартин Лютер (1483—1546) родился в городе Эйслебене (Саксония) — одном из крупных в то время центров медной промышленности. Его отец был состоятельным владельцем плавилен и меднорудных разработок.  Восемнадцати лет он поступил в Эрфуртский университет, близко познакомился с членами радикального кружка гуманистов и одно время находился под их влиянием. Однако, окончив университет, Лютер поступил в августинский монастырь, там окончательно и сложилось его мировоззрение.
   95 тезисов,  предназначавшихся Лютером для  сугубо ученого спора, очень  скоро стали широко известны  и вызвали неожиданно широкую  и ожесточенную полемику. В ходе  ее позиции Лютера все более  определялись и уточнялись.    Вопреки учению католической церкви, Лютер провозгласил, что  церковь и духовенство не являются посредником между человеком  и богом. Он объявил ложными претензии римской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от бога, которыми она якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания») не через церковь и ее обряды, а при помощи «веры», даруемой ему непосредственно богом.
   Отрицание  Лютером доминирующей роли церкви  и духовенства выражалось и  в его положении о том, что  источником религиозной истины  является не «священное предание»,  т. е. постановления церкви  и папские декреты, как утверждает  католическое учение, а Священное  писание (канонические книги Ветхого  и Нового завета).
   Учение Лютера  отвечало стремлениям современников  к новой религиозности, в которой  акцент делался бы не на  внешние, обрядовые формы, как  в католицизме начала XVI в., а на  внутреннее чувство верующего  человека
   Лютер отказался  явиться в Рим на допрос  и суд, а попытки папского  легата кардинала Каэтана добиться  от духовных и светских властей  ареста Лютера потерпели полную  неудачу.
   На состоявшемся  летом 1519 г. в Лейпциге диспуте  между Лютером и воинствующим  папистом, профессором богословия  Экком, Лютер в ответ на обвинение  его в гуситской «ереси» смело  заявил, что в учении Гуса имелись  истинно христианские положения  и что решения соборов (в  частности, Констанцского) не  обязательно выражают божественную  волю. Это был уже полный разрыв  со всей католической традицией.
   15 июня 1520 г.  папа Лев X издал буллу с  угрозой отлучить Лютера от  церкви. Папские посланцы стали  распространять текст буллы в  Германии и устраивать сожжение  сочинений Лютера. В ответ на  это 10 декабря перед городскими  воротами Виттенберга Лютер при  помощи студентов университета  устроил костер из книг некоторых  схоластов, сборников канонического права, работ Экка. В пламя полетел и один из печатных экземпляров буллы. В начале января 1521 г. Лютер вместе со всеми своими сторонниками был отлучен от церкви. Решительная позиция, занятая Лютером в борьбе с папским Римом, поставила его в первые годы Реформации в центр общенародного движения против католического духовенства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   Глава 2. Характер бюргерской оппозиции перед Реформацией
   Подъём оппозиционного движения бюргерства в первые десятилетия XVI в. определялся указанными уже выше экономическими и социальными сдвигами этого времени, недовольством населения выросших и разбогатевших городов фискальной политикой и бесконтрольной властью как светских, так и духовных князей.
   Оппозиция большей части бюргерства, состоявшей из цеховых ремесленников и связанных с цеховым производством купцов, носила умеренный характер. Она касалась прежде всего внутригородских дел и была направлена против патрициата и его бесконтрольного управления городскими делами и финансами. Значительно более радикальными и более широкими были требования тех элементов бюргерства, предпринимательская деятельность которых была уже связана с зарождавшимися в стране капиталистическими отношениями. Требования этой части бюргерства направлены были не только против засилья патрициата внутри городов, но и против политической раздробленности Германии, раздираемой борьбой княжеских клик и страдающей от налогов, взимаемых духовными и светскими князьями. Духом этой радикальной оппозиции проникнуты были бюргерские памфлеты ещё в XV в., особенно так называемая Реформация императора Сигизмунда, получившая в первые десятилетия XVI в. большое распространение и содержавшая требования коренных политических преобразований, направленных к установлению государственного единства.
   Особенность ранних капиталистических отношений в Германии заключалась в том, что они зарождались в раздробленной стране, в которой отсутствовали элементарные условия для их дальнейшего развития, и в обстановке нараставшей феодальной реакции в деревне. Несоответствие существовавших в феодальной Германии общественно-политических условий характеру новых производительных сил проявилось уже при самом зарождении капиталистической мануфактуры. В централизованных странах первые капиталистические мануфактуры уживались на ранней ступени своего развития с феодальным строем, в недрах которого они зарождались, пользуясь в известных пределах покровительством феодального государства. В Германии же положение определялось тем, что, как показала вся её предыдущая история, в ней не было предпосылок к образованию централизованной феодальной монархии. Поэтому передовые элементы немецкого бюргерства, выражавшие свои стремления к государственному единству, были объективно заинтересованы в поддержке антифеодальной борьбы крестьянско-плебейских масс. |
   Однако передовые элементы, связанные с зарождавшимися капиталистический отношениями, составляли меньшинство в немецком бюргерстве, основная масса которого продолжала цепляться за свои собственные привилегии в феодальном обществе и не выходила в области политических требований за рамки умеренной оппозиции. В этих условиях важнейшее значение получило то движение, которое объединяло все слои бюргерской оппозиции в общей борьбе против католического духовенства, против его юрисдикции и привилегий и особенно против вымогательств папского Рима. Эта борьба, в которой даже умеренная бюргерская оппозиция выступала на первых порах весьма решительно, была направлена против реакционнейших носителей германской раздробленности, против связанных с папским Римом духовных князей. В ней нашли своё выражение общие стремления немецкого народа, прежде всего крестьян и плебеев, к устранению слабости раздробленной Германии перед лицом чужеземных сил. Следовательно, борьба против католического духовенства и влияния папства была в Германии исходным пунктом политической борьбы, объективное значение которой заключалось в создании условий для государственного единства и прогрессивного экономического развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   Глава 3. Интересы бюргерства в Реформации
   3.1. Начало  Реформации
   Недовольство охватило различные слои немецкого общества в начале XVI в. Ни императорская власть, ни крупные территориальные князья не могли остановить нараставшее внутри страны революционное движение народных масс и подъём оппозиционных настроений бюргерства и рыцарства. В Германии складывалась революционная ситуация. Оппозиционные течения оставались долгое время разобщёнными. Только тогда, когда на почве широкого общественного подъёма получили большое распространение оппозиционные и революционные идеи в религиозной форме, различные элементы оппозиции стали объединяться. Но и тогда тенденция к объединению всех революционных и оппозиционных элементов в один общий лагерь, противостоящий реакционно-католическому лагерю, проявилась лишь на очень короткое время и скоро уступила место внутреннему расколу и образованию двух больших лагерей — бюргерско-реформаторского и революционного, противостоявших третьему — реакционно-католическому лагерю.  

   Указывая на это, Энгельс подчёркивает, что и разделение на три лагеря было лишь приблизительным, ибо в условиях раздробленной Германии в двух первых лагерях находились отчасти одни и те же элементы.( См. Ф. Энгельс, Крестьянская война в Германии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 7, стр. 359.) Часть светских князей, заинтересованных в секуляризации церковных земель, примкнула к антикатолическому лагерю. С другой стороны немало горожан и рыцарей оставалось в реакционно-католическом лагере.  

   Первые выступления Мартина Лютера 

   С началом реформационного движения связано выступление Лютера 31 октября 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций.  
   Родившийся в 1483 г. в городе Эйслебене (Саксония) Мартин Лютер вырос в бюргерской среде в обстановке нараставшей в немецких городах оппозиции против католического духовенства. Будучи студентом Эрфуртского университета, Лютер близко познакомился с членами кружка радикальных гуманистов, под влиянием которых он одно время находился. Проникнутый настроениями оппозиционного бюргерства, Лютер вопреки учению католической церкви старался показать, что человек и его светская жизнь не должны рассматриваться как греховные в своей основе и лишённые всякого положительного морально-религиозного содержания.  
  
   Лютер провозгласил, что церковь и духовенство не являются посредниками между человеком и богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых свойств, которыми она якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласит, что человек достигает «спасения» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи «веры», даруемой ему непосредственно богом. Смысл этого положения заключается не только в непризнании претензий духовенства на господствующее положение в мире, но и в том, что, объявив «веру» человека единственным средством его общения с богом, Лютер вместе с тем утверждал, что и мирская жизнь человека и весь мирской порядок, который обеспечивает человеку возможность отдаваться «вере», составляет важный момент христиан ской религии. Тем самым он выразил общее стремление бюргерства избавиться от политического и идеологического за силья папской церкви и католического духовенства, придать значение и силу религиозного авторитета мирским учреждениям и светскому государству.  
С утверждением, что «вера» является единственным средством спасения души, Лютер связывал другое положение о восстановлении авторитета «священного писания» вместо католического авторитета «священного предания», т. е. авторитета папских декретов, посланий, постановлений церковных соборов и т. д.  
   
   Положение Лютера об «оправдании верой», содержавшееся уже в 95 тезисах и развитое им в других его ранних произведениях, могло бы стать в обстановке того времени идеологическим оружием бюргерства в борьбе за утверждение новых начал политического устройства. Однако в лютеровском реформационном учении нашла свое отражение и классовая ограниченность немецкого бюргерства. Лютер не развивал своего учения в том направлении, которое позволило бы сделать вывод о необходимости изменения существовавших порядков в обществе. Любое политическое устройство представлялось Мартину Лютеру необходимым моментом христианской религии: он считал недопустимым всякое революционное выступление против существующего порядка.  
  
   Следовательно, бюргерский реформатор фактически лишь давал феодальному строю новое религиозное обоснование. Практически лютеровская реформация, отвергшая догмы и обряды в их католическом понимании, означала уменьшение роли духовенства и провозглашение светских отношений — без их изменения по существу — основой внутренней религиозности христиан. Маркс обратил внимание на то, что провозглашенная Лютером внутренняя религиозность так же предназначена для порабощения народа, как и отвергнутая им внешняя религиозность католической церкви. « Лютер, — писал Маркс, — победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авто ритет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человека». Таким образом, немецкое бюргерство, выступившее в лице Лютера против католической церкви, не решилось заявить о необходимости изменения самих общественных отношений.  
И всё же тезисы Лютера оказали в напряжённой обстановке Германии, по словам Энгельса, «воспламеняющее действие, подобное удару молнии в бочку пороха». Энгельс пишет, что в тезисах Лютера нашли себе на первых порах всеобъемлющее выражение и с поразительной быстротой объединились вокруг них «многообразные», взаимно перекрещивающиеся стремления рыцарей и бюргеров, крестьян и плебеев, домогавшихся суверенитета князей и низшего духовенства, тайных мистических сект и литературной — ученой и бурлеско-сатирической — оппозиции...». При этом разнообразные элементы оппозиции вкладывали в религиозные формулы Лютера свои собственные социальные требования. Особенно это относится к народным массам, которые шли гораздо дальше самого Лютера в понимании тезисов и целей поднятого им реформационного движения и которые не вникали в схоластические тонкости ограничительных толкований Лютера, содержавшиеся в тезисах и в других его богословских сочинениях. В тезисах они видели то, что хотели видеть сами, а не то, что имел в виду их автор. Реформация воспринималась в народных массах как требование не только преобразований в церковных делах, но и социального освобождения.  
  
   Поднявшееся в Германии широкое общественное движение не дало возможности римскому папе и высшему католическому духовенству быстро покончить с Лютером, как они того хотели. В обстановке этого движения Лютер занял в первое время твёрдую позицию по отношению к папской курии. Он открыто признал, что в своём учении во многом следует Яну Гусу, и заявил публично на диспуте в Лейпциге в 1519 г., что знаменитый чешский реформатор был неправильно осуждён Констанц-ским собором и сожжён. В пылу борьбы с папским Римом Лютер в 1520 г. обратился даже к тезисам учения чешских таборитов и требовал броситься «на кардиналов, пап и всю свору римского Содома» с оружием в руках и «обагрить руки их кровью». В том же году Лютер сжёг публично папскую буллу, объявлявшую его отлучённым от церкви. Занятая Лютером решительная позиция против папства поставила его в центр общенародного движения, имевшего исключительно важное политическое значение и являвшегося необходимым этапом в борьбе против униженного состояния раздробленной Германии.
 
 
  3.2 Оппозиционное настроение  бюргерства
   Верхушку городского общества составляли патрицианские роды, так называемые "благородные". Это были наиболее богатые семьи. Они одни заседали в городском совете и занимали все городские должности. Поэтому они не только ведали доходами города, но и растранжиривали их. Сильные своим богатством, своим традиционным, признанным императором и империей аристократическим положением, они всеми способами эксплуатировали как городскую общину, так и подвластных городу крестьян. Они занимались ростовщичеством, давая ссуды зерном и деньгами, присваивали себе всякого рода монополии, отбирали у общины одно за другим все ее права на совместное пользование городскими лесами и лугами, пользуясь ими исключительно в интересах своей частной выгоды, произвольно взимали дорожные, мостовые и воротные пошлины и всякие иные поборы, торговали цеховыми привилегиями, званием мастера, правами гражданства и правосудием. С крестьянами городской округи они обращались не менее беспощадно, чем дворяне и попы; более того, городские фогты и должностные лица в деревнях, которые все были патрициями, при взимании поборов присоединяли к аристократической жестокости и алчности еще и известный бюрократический педантизм. В управлении городскими доходами, собираемыми таким образом, господствовал величайший произвол: отчетность в городских книгах, представлявшая собой чистую формальность, велась чрезвычайно небрежно и запутанно; растраты и кассовые недочеты были обычным явлением. Насколько легко было тогда немногочисленной, присвоившей себе всевозможные привилегии, тесно сплоченной узами родства и общностью интересов касте безгранично обогащать себя за счет городских доходов, нетрудно себе представить, если вспомнить о многочисленных мошенничествах и растратах, которые в 1848 г, были обнаружены в столь многих городских управлениях.
 
   Патриции позаботились о том, чтобы права городских общин, особенно в финансовых делах, всюду были преданы забвению. Лишь позднее, когда злоупотребления этих господ перешли всякие границы, общины снова пришли в движение, чтобы добиться по крайней мере контроля над городским управлением. В большинстве городов они действительно восстановили свои права. Но при наличии вечных раздоров между цехами, при том упорстве, которым обладали патриции, и покровительстве, которое они находили у империи и правительств союзных с ними городов, патрицианские члены советов очень скоро то хитростью, то силой восстановили фактически свое прежнее безраздельное господство. В начале XVI столетия во всех городах община опять находилась в оппозиции.
 
   Городская оппозиция патрициату делилась на две фракции, которые весьма четко определились во время Крестьянской войны.
 
   Бюргерская оппозиция, предшественница наших нынешних либералов, охватывала богатых горожан и горожан среднего достатка, а также большую или меньшую часть - в зависимости местных условий - мелких бюргеров. Ее требования носили чисто конституционный характер. Она требовала контроля над городским управлением и участия в законодательной власти через посредство собрания самой общины или через ее пред-ставителей (большой совет, комитет общины); далее - ограничения патрицианского непотизма и олигархической власти нескольких избранных семейств, олигархии, которая все более открыто обозначалась даже внутри самого патрициата. В лучшем случае бюргерская оппозиция кроме того требовала замещения нескольких мест в совете горожанами, вышедшими из ее собственной среды. Эта партия, к которой кое-где присоединялась недовольная и опустившаяся часть патрициата, имела за собой значительное большинство во всех регулярных собраниях общины, а также в цехах. Сторонники же совета, как и представители более радикальной оппозиции, даже взятые вместе, составляли среди полноправных горожан лишь небольшое меньшинство.
 
   Мы ниже увидим, что эта "умеренная", "стоящая на почве закона", "весьма обеспеченная" и "интеллигентная" оппозиция играла в движении XVI века точно такую же роль и с точно таким же успехом, как и ее наследница, конституционная партия, в движении 1848 и 1849 годов 209.
 
   Впрочем, бюргерская оппозиция очень серьезно боролась против попов, праздная, привольная жизнь и распущенные нравы которых вызывали в ней величайшее негодование. Она требовала решительных мер против скандального образа жизни этих почтенных мужей. Она настаивала на том, чтобы была отменена особая юрисдикция для попов, а также их свобода от налогов, и чтобы количество монахов было вообще сокращено.
 
   Плебейская оппозиция состояла из разорившихся горожан и массы городских жителей, не обладавших правами гражданства: ремесленных подмастерьев, поденщиков и многочисленных представителей возникающего люмпен-пролетариата, которые встречаются уже на низших ступенях развития городов. Люмпен-пролетариат вообще представляет собой явление, которое - в более или менее развитом виде - имело место почти во всех бывших до сих пор фазах общественного развития. Как раз в то время вследствие разложения феодализма в обществе, где каждая профессия, каждая сфера жизни была еще ограждена бесчисленными привилегиями, значительно увеличилась масса людей, лишенных определенной профессии и постоянного места жительства. Во всех развитых странах количество бродяг никогда не было так велико, как в первой половине XVI века. Часть их в военное время нанималась в армии, другая бродила по деревням, занимаясь попрошайничеством, наконец, третья добывала свое скудное пропитание в городах поденной работой и другими занятиями, не требовавшими принадлежности к какому-либо цеху. Все эти три элемента сыграли свою роль в Крестьянской войне: первый - в княжеских войсках, нанесших поражение крестьянам, второй - в крестьянских заговорщических союзах и крестьянских отрядах, где каждую минуту давало себя знать его деморализующее влияние, третий - в борьбе городских партий. Впрочем, не следует забывать, что большая часть этого класса, именно та, которая жила в городах, в то время еще обладала значительной долей здоровой крестьянской природы и ей еще долгое время была чужда продажность и испорченность современного "цивилизованного" люмпен-пролетариата.
 
   Как мы видим, городская плебейская оппозиция того времени состояла из весьма смешанных элементов. Она соединяла в себе разложившиеся составные части старого феодального и цехового общества с еще не развившимся, едва пробивавшимся наружу пролетарским элементом зарождающегося современного буржуазного общества. С одной стороны, это были обедневшие цеховые бюргеры, все еще связанные своими привилегиями с существующим городским строем, с другой - выброшенные из своих насиженных мест крестьяне и уволенные слуги, которые еще не могли стать пролетариями. Промежуточное положение между теми и другими занимали подмастерья: временно они стояли вне официального общества и по условиям жизни настолько приближались к пролетариату, насколько это было возможно при тогдашнем состоянии промышленности и господстве цеховых привилегий; однако в то же самое время, в силу тех же цеховых привилегий, почти все они были будущими бюргерами и цеховыми мастерами. Партийная позиция этой смеси разнородных элементов была поэтому неизбежно в высшей степени неустойчивой и различалась в зависимости от местных условий. До Крестьянской войны плебейская оппозиция выступает в политической борьбе не в качестве пар-тии, а лишь в виде шумной, склонной к грабежам толпы, кото-рую можно купить и продать за несколько бочек вина и которая плетется в хвосте у бюргерской оппозиции. В партию превращают ее лишь крестьянские восстания, но и в этом случае она почти везде следует в своих требованиях и выступлениях за крестьянами - яркое доказательство того, насколько го-Род тогда зависел еще от деревни. Она выступает самостоятельно лишь постольку, поскольку требует восстановления монополии городского ремесла в деревне, поскольку возражает против сокращения городских доходов за счет отмены феодальных повинностей в городской округе и т. д.; словом, в той мере, в какой она самостоятельна, она реакционна и подчиняется своим собственным мелкобуржуазным элементам, исполняя тем самым характерную прелюдию к той трагикомедии, которую вот уже в течение трех лет разыгрывает современная мелкая буржуазия под вывеской демократии.
 
  3.3 Бюргерство и гуманнизм 
 
   Оппозиционные настроения немецкого бюргерства нашли своё идеологическое выражение в гуманистическом движении. В Германию гуманизм проник из Италии, но при этом немецкий гуманизм имел свои собственные корни в новых экономических и социальных явлениях конца XV и начала XVI в. «...Вся эпоха возрождения, начиная с середины XV века, так и вновь пробудившаяся с тех пор философия были в сущности плодом развития городов, т. е. бюргерства».( Ф. Энгельс, Людвиг Фейербах и конец классической немец
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.