Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Роль отца в психическом развитии ребенка

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.05.2013. Год: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОУ ВПО «Московский Педагогический  Государственный Университет»
                                   Факультет дошкольной педагогики  и психологии
 
 
 
         
          Реферат
               на тему:
«Роль отца в психическом   развитии ребенка»
 
                                                                         Работу выполнила
                                                                               студентка 301 группы
                                                                        очного отделения
                                                                        Павлова Сюзанна
                                                                         Работу проверила:
                                                                    Молчанова Г.В.
 
 
               Москва 2012
Содержание
Введение
Глава 1.Устойчивые аспекты значения отца для психического развития ребенка
1.1.Обзор основных теорий  развития,рассматривающих роль отца
1.2.Отец как мужчина
1.3.Отец как родной человек
1.4.Отец как родитель
Глава 2.Влияние фигуры и образа отца на психическое развитие ребенка
2.1.Механизмы формирования  образа отца
2.2.Влияние отца на психическое  развитие ребенка
2.3. Роль отца в психическом развитии ребенка от внутриутробного развития до подросткового возраста
2.4. Последствия невыраженной роли отца в семье 
Заключение
Библиография
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
Мать и отец- самые главные  и незаменимые люди в жизни  любого человека.Счастлив тот ребенок,который  родился в полной семье,родители которого были рядом с ним с  самого рождения,радовались его появлению  на свет,относились к нему с уважением  и вниманием.поощряли его активность и инициативу,могли воспринимать его как отдельного маленького человека,имеющего собственные побуждения,желания,чувтва.К  сожалению.на долю российских семей  в XX в. выпали тяжелфе и трагичные испытания – политические репрессии,Великая Отечественная война – в результате которых целое поколение детей было лишено возможности полноценного общения со своими отцами,мужчинами.очень точно описал эту «дифицитарность» общения с собственным отцом и её последствия для воспитания следующего поколения писатель Николай Крыщук в  литературном эссэ «Дневник отца»: «Так или иначе,момент для короткого общения старшего с младшим был утерян.И в этом тоже виновата война.Когда мои старшие братья были маленькими,отец оставил семью в деревне и уехал в Ленинград.Семью забрать не успел,потому что уже началась Финская война.потом перевез семью в Ленингал и снова ушел на фронт. Когда вернулся.дети уже выросли. У него не было навыка отцовства (тут еще сказалось.вероятно. и то, что детсво он прожил с суровым отчимом). Я был.в сущности, первый ребенок.который рос на его глазах.Он растерялся.Когда у меня появились свои дети,выяснилось,что в наследство мне остался не опыт,который я мог бы перенять,а только эта расстерянность отца». (Крыщук Н.П.,2007).
 После войны тоталитарный  режим не позволял реализовать  многим талантливым ученым,специалистам,деятелям  культуры свой творческий потенциал.  Требовались и культивировались  покорность,подчинение.Неизбежными  последствиями сложившейся культуральной  ситуации стали существенный  рост алкоголизации мужского  населения страны,падения авторитета  мужчин,значительное сокращение  продолжительности их жизни и  увеличение числа мужских суицидов.Беспрецендентный  рост числа неполных семей  и разводов (каждый седьмой российский  ребенок до 18 лет воспитывается  в неполной семье,и в 94% случаев  эта семья,с которой отец не  живет), увеличение количества социальных  сирот привели к исчезновению  отцовской фигуры из социальной  ситуации развития ребенка и  подростка.
 А действительно,нужен  ли отец ребенку,если его все  равно часто нет рядом?
Похоже,что нужен! 80% детей  от 8 до 15 лет хотели бы.чтобы их отцы проводили  с ними больше времени,а  семьи, в которых отец отсутствует,страдает алкоголизмом или вообще устраняется  от воспитания ребенка,не может установить для него необходимые правила  и запреты,чаще всего обращаются в психологические консультации.вместе с тем,проблема значения отцовской  фигуры для гармоничного психического развития ребенка является одной  из самых актуальных не только в  России,но и во всем мире.Современные исследователи связывают с недостаточной  представленностью мужской функции в семье многие психологические проблемы современного человека:диффузность идентичности.в том числе половой и полоролевой,эмоциональное неблагополучие.антисоциальное поведение.
Однако несмотря на значимость реальных отношений с отцом многие теоретические предположения и  клинические наблюдения позволяют  сделать вывод о значимости «внутреннего отца»,представленного в психике ,его образа,воздействующего под  воздействием различных условий.Так.в  теории объктных отношений и теории привязанности предполагается.что  качество репрезентаций отца.формирующихся  в ранние годы жини человека.важно  на протяжении всего процесса его  развития.Если же образ отца диффузен и недостаточно четок,это можкт  привести к возникновению у подростка.А  впоследствии и у взрослого различных  психических нарушений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1.Устойчивые аспекты значения отца для психического развития ребенка.
1.1.Обзор основных теорий  развития,рассматривающих роль отца
Научные исследования роли отца в психическом развитии ребенка  начались в рамках психоаналитической традиции в начале XX в. При этом именно отец,а не мать рассматривался в качестве центральнойфигуры,определяющей психическое развитие человека .
Отношение к эдипальному  отцу занимало центральное место  в работах З.Фрейда,Д.Берлингейм,П.Фонаги и М.Таргет.Анализируя сочинения  З.Фрейда,выделяют следующие аспекты  восприятия отца ребенком,упоминаемые  в его работах:отец,как объект любви,восхищения и идентификации;как  человек,осуществляющий физическую заботу;как  могущественное и богоподобное существо;как  утешитель и защитник;как угрожающий и запрещающий авторитет.враждебный желаниям ребенка;как авторитарная фигура,которую нужно побороть.Сам  З.Фрейд ,ссылаясь на беспомощность  младенца и его предположительную  тоску по отцу,писал: «Я не могу думать о какой-то потребности в детстве  такой же сильной,как нужда в  отцовской защите».
 Сегодня ученые отмечают,что  характер привязанности к отцу  и матери ,сложившийся в ранние  годы,оказывает сильное влияние  на эмоциональное состояние и  поведение подростков.Подростки  нуждаются в том,чтобы чувствовать  интерес к себе со стороны  родителей,им нужны родительские  любовь,признание,одобрение,доверие  и поощрение автономии поведенческой  и эмоциональной.
Возникновение семейного  консультирования и семейной психотерапии способствовало более целостному подходу  к семье с учетом фигуры отца.Во многом благодаря работам в области  семейной психологии он стал рассматриваться  не только как кормилец семьи,но и  человек,играющий в ней множество  ролей:компаньона,защитника,супруга,- причем их относительная значимость могла меняться во времени и культуре.
В рамках психологии развития зарубежными учеными было предложено несколько специальных моделей,опичывающих  механизм влияния отцовской фигуры на развитие ребенка.Так, М.Лэм сформулировал  модель отцовской вовлеченности ,описывающую значение отца в категориях вовлеченности,доступности и ответственности.Под вовлеченностью рассматривается прямое воздействие отцов с детьми во время непосредственного ухода за ними,игры или совместно досуга;по ответственностью-контроль за тем,чтобы ребенок получал необходимый уход;под доступностью-потенциальную возможность в данный момент времени вступить в непосредственные интеракции с ребенком.
Р.Рунер предлагает концепцию  «отцовской любви»,понимаемой в категориях отцовского принятия и отвержения.Отцовское  принятие включает такие категории ,как забота,теплота,привязанность,поддержка,озабоченность,а  отцовское отвержение-отсутствие или  противоположность вышеперечисленного.  Некоторые авторы говорят о «позитивном» или «негативном» отцовствовании и  его влиянии на детское развитие.
В отечественной психологии до последнего времени существовала только одна модель типов взаимоотношений  отца иребенка,предложенная Б.И.Кочубеем .Эти отношения рассматриваются  по двум параметрам,соотнесенным по принципу системы координат,где на полюсах  одной оси представлены «участие»  и «пренебрежение» ,а на полюсах  другой- «отношение к ребенку «на  равных» и отношение к ребенку  «сверху вниз».В результате возникают  следующие комбинации:
    «Участие» – «на равных».При сочетании этих параметров отец характеризуется как демократичный и заботливый,примером может служить современная европейская семья.
    «Участие»-«сверху вниз».Если во взаимодействии отца с ребенком сочетаются данные параметры,это означает,что отец много занимается ребенком,является авторитарной фигурой,придерживается правил жесткой дисциплины.
    «Пренебрежение»- «сверху вниз».В таком случае отец является грубым,презирающим и суровым.
    «Пренебрежение» - «на равных».При сочетании указанных параметров можно говорить о феномене «отсутствующего» отца.
В свою очередь,предлагается рассматривать значение отца для  психического развития в контексте  существования нескольких устойчивых и относительно независимых от социально-культурных условий  аспектов его значимости,выделенных на основании  анализа представлений  психоанализа,теории привязанности,системного подхода в семье.В своей совокупности они обуславливают то уникальное влияние,которое отец оказывает на психическое развитие ребенка. К ним относится роль отца как   мужчины,родного человека,родителя.
1.2.Отец как мужчина.
Для успешного развития ребенка (как мальчика,так и девочки) необходимо,чтобы  он мог иметь надежные и устойчивые отношения,отличные от детско-материнских  – отношения с мужчиной.Эти  отношения начинают особенно ярко проявляться  в совместной игре:более шумной,возбуждающей,яркой,насыщенной,непредсказуемой,опасной,чем  игра с матерью.В теории привязанности  было высказано предположение,что  основная роль отца заключается именно в обеспечении безопасности ребенка  посредством чуткой  поддержки  и стимуляции исследовательской  активности ребенка в совместной игре.Кроме того,отец снабжает ребенка  новыми знаниями и советами,которые  отражают его мужской опыт и являются важным дополнением к тому,что  он получает от матери.
Как отмечал З.Фрейд,присутствие  сильно отца нараетирут сыну правильное решение при выборе объекта противоположного пола.для достижения мужской идентичности мальчик должен перейти от идентификации  с матерью и идентифицироваться с отцом.иначе говоря,успешность мужской идентификации мальчика зависит от его способности к  освобождению от идентификации с  матерью.
Когда отец не является легко  доступным,идентификация с ним  может быть задержана,и установление уверенного чувства мужественности у мальчика нарушается.
Психоаналитически ориентированные  исследователи считают,что отец необходим и для успешного  принятия девочкой своей женской  половой роли:она должна испытывать гордость от ощущения себя женщиной и  идентифицироваться с материнской  ролью в отношениях с отцом.
 
 
1.3.Отец как родной человек
Муж матери может быть приемным для ребенка.Какова тогда знасимость для ребенка отца «по рождению»  по сравнению с отцом приемным?Этот вопрос приводит к следующему инвариантному  значению отца:отца как родного человека,имевшего сексуальные отношения с матерью  ребенка,результатом которых и  стал ребенок.
Предполагается,что знание об отце как о человеке,участвовавшем  в зачатии ,имеет важное значение,поскольку  создает у ребенка представление  о себе как о потомке двух родов.
Одним из первых на значимость феномена межпоколенческой предачи  указал М.Боуэн.Он утверждал,что паттерны эмоционального взаимодействия-взаимосвязанные  треугольники,слияния и эмоциональные  разрывы- переходят от поколения  к поколению.По его мнению,уход отца из семьи влияет на эмоциональное  благополучие детей.
Знание о своем отце «по рождению» имеет важное знаение  для формирования того аспекта идентичности,который  связан с представлением о себе как  о наследнике и продолжателе фамилии.Ребенок  может жить с отчимом,но он не передает ребенку его отцовскую родословную.Даже если мать ребенка не знает,кто его  отец,для ребенка важны правда  и знание о том,что у него,как  и любого другого человека ,есть два родителя.
Таким образом,можно предполагать,что  ребенок имеет право на на то,чтобы  знать имя своего родного отца.Вместе с тем для преодоления травматического  семейного опыта ребенок,безусловно,нуждается  не только в его проработке,но и  в реальных замещающих фигуррах –источниках  похитивного опыта надежных и  конструктивных отношений.
Итак,различными современными психологическими теориями признается существенная роль отца для психического развития ребенка.Несмотря на меняющееся в обществе отношение к фигуре отца существуют устойчивые и относительно независимые  от социально-культурных условий аспекты его значимости.Отец-это  человек,эмоционально разгружающий замкнутые,симбиотические отношени ребенка и матери,помогающие ему открыть для себя новые,качественно иные,чем с матерью,взаимодействия,содействующий развитию у ребенка и подростка представлений о семейной иерархии и способствующий формированию у него представлений о себе как о потомке двух родов:не только материнского ,но и отцовского.
1.4.Отец как родитель
В последнее время женщины  и мужчины все чаще изъявляют  желание рожать «вместе». Если раньше присутствие мужа при родах категорически  не допускалось, то сейчас это в порядке  вещей. Каждая семья должна решить этот вопрос задолго до родов, и если решение  принято положительное, то будущий  папа обязан пройти специальную подготовку, чтобы из неуверенного свидетеля  стать активным участником событий.
Присутствие мужа во время  родов имеет для женщины большое  значение и оказывает сильное  эмоциональное воздействие. Но участие  отца нужно как матери, так и  ребенку. Как это не удивительно, но первые минуты жизни новорожденного почему-то оказывают сильное действие не только на мать, но и на отца.
В родильном доме, где  одно время кесарево сечение делали почти 11% женщин (США), стали приглашать к моменту операции отцов. И если отец приходил вовремя, то просили его 5-7 минут подержать на руках новорожденного, пока тому готовили стерильный кювез (куда после операции помещали ребенка). Если отец приходил поздно, то ему предлагали посмотреть на малыша через стеклышко  кювеза и тоже оставляли ровно  на 7 минут. А через 4 месяца, когда  забылось происходящее в родильном  доме, посетили все эти семьи, когда  родители были дома.
38 отцов, смотревших на  своих детей через стеклышко  кювеза, ни чем особенным не  отличались от среднестатистических, а вот 17, подержавших своих  малышей на руках целых 7 первых  минут, когда сработал контакт  «кожа к коже», были необычны. Они с удовольствием возились  дома с детьми, пеленали их, подмывали  их, делали им гимнастику, а когда  малыш пищал, раньше мамы бросались  к нему. Не все, конечно, поступали  одинаково, но наблюдатели в  заключение сделали вывод: «Мы  увидели отцов, не отличавшихся  от матерей по заботливости  и привязанности к своим детям».
Поэтому, будущим родителям  стоит всерьез задуматься о совместных родах.
 
 
 
 
 
Глава 2.Влияние фигуры и образа отца на психическое развитие ребенка
2.1. Механизмы формирования образа отца
Несмотря на хорошо известный  факт,что дети из неполных семей  испытывают больше трудностей по сравнению с детьми из полных семей,многими исследователями отмечается,что и в неполной семье развитие ребенка может быть вполне нормальным.Иначе говоря,отсутствие отцатне обязательно является пагубным само по себе.Ряд теоретических предположений и клинических наблюдений позволяет сделать вывод о значимости не только реальных взаимодествий между отцом и ребенком для нормального психического развития последнего, но и  «внутреннего отца»,представленного в психике,его образа,формирующегося под воздействием различных условий.
Образ отца- важная для психического развития ребенка и подростка  структура,формирование которой начинается с рождения и осуществляется под  воздействием различных внутренних (половозрастные и ситуативные проекции,фантазии) и внешних (коммуникации со значимыми  близкими людьми,культуральные стереотипы,взаимодействия с отцом) факторов и отражает различные  атрибуты отцовской фигуры: физические, интеллектуальные, эмоциональные.
Между указанными выше факторами  существует сложное взаимодействие:например,ребенок  может улавливать отношение матери к отцу ,но,возможно,эта информация будет восприниматься и через  призму фантазий и проекций ребенка.
На ранней стадии развития ,как отмечает Д.Узель,взаимосвязь  между материнскими и отцовскими частичными объектами очень важна.
Увлеченность детей 4-5 лет  комиксами,мультфильмами о супергероях,воюющих  со злыми силами,позволяем им символизировать  особые отношения с отцом,которые  складываются в этом возрасте.Отец может восприниматься в такой  ситуации ненавистным соперником ,но за этой ненавистью,как постулируется  в психоаналитической теории,лежит  зависть к родительской паре и  чувство брошенности и исключенности  из родительских отношений.Образ отца в начале младшего школьного возраста с психоанализа во многом определяется фантазиями «семейного романа»,имеющими своей психологической целью дистанцирование ребенка от родителей.Ребенок фантазирует,что его нынешние родители –не настоящие,что на самом деле он приемный.В подростковом возрасте происходит возвращение к детским фантазиям,которые сталкиваются с реальностью,и родительский образ деидеализируется, «очеловечивается».
В подростковом возрасте родительские репрезентации деидеализируются, критикуются,родители предстают несправедливыми,приносящими  разочарование.Подросток может ощущать  внутренний раздор,отсутствие поддержки.Возрождается амбивалетность ,создавая противоречия в мыслях ,чувтвах,поведении.Происходит внутренняя борьба между идеализированным образом родителя и не столь совершенным  образом себя.Возможно даже разрушение,утрата внутреннего объекта,что сопровождается чувствами вины,одиночества,покинутости,как  будто произошло внутрипсихическое  убийство отца или матери.
Переживание одиночества  и утраты у подростка во многом напоминает печаль и скорбь взрослого,потерявшего  близкого человека.Это состояние  П.Блос называет эмоциональным объектым голодом.Неудачи на этом пути могут  отразиться на уровне эмоционального неблагополучия подростка.
Итак,образ отца рассматривается  в современных психологических  теориях как важная для психического развития ребенка и подростка  структура,формирование которой начинается с рождения.особенности отцовской  репрезентации ,формирующиеся в  ранние годы жизни,оказывают существенное влияние на психическое развитие ребенка,а в подростковом возрасте образ отца деидеализируется и изменяется,приближаясь  к реальности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2.Влияние отца на психическое  развитие ребенка.
Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей  определяются такими факторами, как:  
- доступность для ребенка,  
- включенность в совместную деятельность с ним,  
- ответственность за материальное обеспечение,  
- ответственность за организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка.  

Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т. е. активно  участвующих в воспитании, позволило  сделать вывод о том, что такие  отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.  
На фоне относительной изученности материнства в литературе ,отцу отводится второстепенная роль, идущая после матери. В частности, А.С. Спиваковская, говорит о том, что «воспитательная позиция отца в своем формировании несколько отстает от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли».  
Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительное влияние, тогда как авторитарность матери - отрицательное. Обнаружена определенная связь между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии.  
Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях.  
Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, и потому лишь беспомощно взирают на то, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. Другие родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, практически не предоставляют ему самостоятельности. Недостатки подобных крайностей очевидны. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.  
Установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся с уважением, порождают у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Таким образом, тепло, забота родителей и их требовательность, продиктованные любовью, должны способствовать развитию положительной самооценки, а холодные, враждебные отношения приводят к противоположному эффекту.  
Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто они выражают это чувство и насколько им свойственны холодность и враждебность.  
Для нашей культуры нехарактерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном - чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение - все это несвойственно для большинства современных отцов.  
В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки малышу нужны отцовские внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досуга. Папа не просто кормилец - он человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.  
Д.С. Акивис в своей работе «Отцовская любовь» отмечает, что любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина. «Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребенке самодисциплину».  
Очень осторожно следует пользоваться порицанием и запрещением. Младенцы уже в первом полугодии жизни чрезвычайно чувствительны к ним, а во втором становится очевидным, что поощрение взрослого приобретает роль стимула для развития действий ребенка. Доброжелательность, обращение к ребенку по имени, констатация его действия, сопровождаемая похвалой, будут способствовать тому, чтобы действие повторялось чаще и интенсивнее. Порицание и запрет следует высказывать мягко, доброжелательно; недопустимы порицания личности ребенка - их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Так, следует говорить не «ты плохой», а «ты плохо сделал».  
Еще одна негативная черта нашей традиции воспитания - преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать - значит делать замечания, запрещать, наказывать, и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как о человеке, который ожидает от него «неправильного», «плохого» поведения (в отличие от матери), низко его оценивает - не только тот или иной конкретный поступок, но и его личность в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей - ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.  
Особенно неблагоприятен для развития Я-концепции авторитарный стиль воспитания, характерной чертой которого является стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержат в себе даже намека на готовность принять его, помочь ему или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у малыша с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, и, в конечном счете, он приходит к убеждению в своей малоценности и ненужности для родителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечаются напряженность, отсутствие спонтанности. Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии.  
С воспитательной точки зрения поощрение более информативно, чем порицание. Когда ребенку запрещают что-либо, он узнает, чего не надо делать, но еще не знает, что и как следует сделать. Поэтому вслед за запретом или порицанием какого-либо действия необходимо показать ребенку положительный образец.  
Собственные мотивы и побуждения авторитарных отцов всегда стоят на первом месте, а мотивы и побуждения ребенка для них второстепенны. Как правило, такие отцы убеждены в своей непогрешимости, уверены, что не могут ошибаться, поэтому требуют от ребенка абсолютного подчинения своей воле.  
Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем, проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа Я.  
Эффективный родитель выступает в роли консультанта своего ребенка по всем вопросам. Кроме того, он является «архитектором» окружающей среды. Мать и отец должны быть доступны для малыша, чтобы объяснять ему незнакомое явление, назвать новый предмет или новый субъективный опыт, похвалить за исследование, успешное действие. Важно также установить для малыша границы безопасной деятельности и помочь приспособиться к социальным требованиям. В то же время необходимо создавать среду, стимулирующую и поддерживающую познавательное и физическое развитие ребенка, побуждать его самостоятельно исследовать окружающий мир. Такое поведение родителей будет способствовать благоприятному умственному и эмоциональному развитию детей».  
«Еще одна чрезвычайно важная функция отца - организация сексуального воспитания мальчика. Отец для сына является первичным источником если не прямой, то косвенной информации о взаимоотношениях полов. Именно в семье, наблюдая за отношениями отца и матери, мальчик приобретает первый опыт отношения к противоположному полу. Отец здесь выступает образцом мужского поведения, который на первых порах будет неосознанно копироваться сыном практически во всех ситуациях, связанных с общением с противоположным полом.  
В возрасте от 3 до 5 лет каждый маленький мужчина переживает так называемый Эдипов комплекс - стремление сконцентрировать любовь и внимание матери на себе, в то время как отец рассматривается в качестве соперника в борьбе за эту любовь, что пробуждает в ребенке негативные эмоции по отношению к нему. Эту ситуацию можно рассматривать как один из этапов психосексуального развития ребенка, на котором он с помощью доступных ему поведенческих средств впервые заявляет о своей половой принадлежности и активно демонстрирует ее.  
С точки зрения психологии в этом нет ничего противоестественного, однако для многих отцов такое поведение сына становится неожиданным и неприятным сюрпризом. И это вполне объяснимо, ведь противодействие отцу может принимать самые различные формы - от желания постоянно находиться вместе с мамой и ограничить ее общение с отцом до открытых проявлений вербальной и невербальной агрессии. Такое поведение сына большинству отцов кажется необоснованным и необъяснимым: ласковый и послушный сын вдруг становится неуправляемым и агрессивным. Однако излишне драматизировать события не стоит - все это временно. Обычно к 5 - 6 годам Эдипов комплекс разрешается через формирование устойчивых черт полоролевого поведения, присущих мужчине, и принятие отца в качестве основного объекта для подражания.  
Однако следует обратить внимание на то, что эффективное разрешение Эдипова комплекса, равно как и нормальное развитие половой идентификации вообще, возможно лишь при условии активного участия отца в жизни мальчика. Отсутствие отца как примера мужского полоролевого поведения может иметь далеко идущие последствия для мальчика, начиная от проблем установления отношений с представительницами противоположного пола до сексуальной дезориентации и сексуальных проблем».  
Подведем некоторые итоги.  
1. Факторы, влияющие на отцовскую роль в семье: доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ним, ответственность за материальное обеспечение, ответственность за организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка.  
2. На умственные характеристики детей оказывает положительное влияние авторитарность отца.  
3. Забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях со стороны отца влияют на формирование положительной самооценки.  
4. Авторитарный стиль воспитания, характерной чертой которого является стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации неблагоприятен для развития ребенка.  
5. Отец для сына является первичным источником информации о взаимоотношениях полов.  

2.3. Роль отца в психическом развитии ребенка от внутриутробного развития до подросткового возраста.
Как уже было сказано выше,отец играет огромную роль в психическом  развитии ребенка.Каким образом  происходит это влияние, мы рассмотрим начиная с внутриутробного развития, и заканчивая подростковым возрастом (опираясь на периодизацию психического развития Д.Б.Эльконина).
Внутриутробное развитие: Совсем немаловажная роль принадлежит отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку - один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.
Несмотря на занятость, родители всегда могут найти время для "свидания" со своим будущим ребенком и для  разговора с ним. Именно в этот момент они могут рассказать ему  о том, с каким нетерпением  ждут они его появления на свет и каким здоровым и сильным  они хотят его видеть. Природа  отблагодарит родителей за их сознательные усилия, и одной из форм этой благодарности  будет здоровый и крепкий малыш. Форма благодарности может быть самой различной.
-  Существенно уменьшится у беременной женщины чувство усталости, беспокойства и страха. Оно может исчезнуть полностью, заменившись ощущением уверенности, радости и гордости.
-  Естественным завершением осознанной и полной светлых ощущений беременности будут роды, проходящие осознанно, под собственным контролем, и с чувством полного единения с ребенком.
-  Ребенок, выношенный подобным образом, будет легко воспринимать воспитание и может обладать всеми качествами, заложенными в нем природой.
- Женщина от осознанного отношения к вынашиванию и рождению ребенка родится как мать.
Если отец регулярно разговаривает  с плодом во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. Часто родители также отмечают, что  дети распознают музыку или песни, услышанные в пренатальном периоде. Причем они  действуют на малышей как прекрасное успокаивающее средство и могут  быть успешно использованы при снятии сильного эмоционального напряжения.
Логическое мышление и способность  к языкам формируется с 16 недель беременности и длится до 3-х лет. Чем больше слов на различных языках будет услышано плодом и ребенком в этот период, тем легче малыш  сможет
 в дальнейшем осваивать трудности  иностранной речи.
Младенчество(от рождения до года): С самого раннего младенчества ребенок должен знать, что у него есть отец, который может защитить его от опасности. Малыш познает мир и, в первую очередь, своих родителей через телесные ощущения. Поэтому ему очень важна физическая близость отца, т. е. другого, не такого, как мама, человека, который тоже любит, заботится, защищает и учит. Если ребенок не будет знать папиных рук, тела, движений, дыханья, то к тому времени, когда он начнет общаться словами и глазами, папа покажется ему почти незнакомым взрослым.  
 
Надо сказать, что общение с младенцем полезно отцу не меньше, чем самому малышу. Ведь сегодняшний отец – это, как правило, городской житель, вовлеченный в суету и нервотрепку мегаполиса. Он постоянно находится в напряжении. Для него общение с малышом – счастливый шанс из вечно озабоченного своими проблемами человека превратиться хотя бы ненадолго в того маленького мальчика, каким он был в детстве.  
 
Можно хотя бы ненадолго перестать «держать лицо», забыть про солидность и деловитость, быть непосредственным, смешным, петь, кукарекать и т.п. Но, конечно же, не только играми и забавами ограничивается общение отца с ребенком. Очень важно, чтобы мужчина помогал молодой маме в повседневных заботах о малыше. 
В уходе за младенцем существует ряд занятий, в которых без участия мужчины трудно обойтись. Например, сильные папины руки незаменимы во время купания. Мужское хладнокровие прекрасно действует на малыша, который раскапризничался во время посещения врача.  
 
Отцы куда спокойнее и смелее занимаются с малышами гимнастикой, ранним плаванием и массажем. Обеспечить безопасность малыша в доме – тоже мужское дело.  
Поведение отца в этот период во многом влияет на то, какой жизненный путь выберет ребенок. Будет ли он робким и боязливым или уверенным в себе, защитником своих интересов. Забота об интересах малыша, его потребностях, щедрость на похвалу его достижений, объятия и разговоры гораздо важнее для развития личности маленького человека, чем покупка дорогой игрушки. И уж тем более неприемлемо полное безразличие к судьбе собственного ребенка.
Раннее детство(от года до 3 лет): Влияние отношений с отцом может быть очень глубоким. Масса проведенных учеными исследований доказывает, что участие отца в воспитании и общение с ребенком с самого раннего возраста положительно сказывается на формировании личности.  Глядя на отца, ребенок видит образец мужского поведения, который может стать мерилом для будущей жизни. У мальчиков формируется представление о мужественности: отец учит использованию силы, ответственности, многим техническим навыкам. Папа демонстрирует отношение к  женщинам, к слабым: своим поведением показывает, как ведет себя сильный, коим по идее является сам и призывает быть сына. От отца маленький человек может узнать стереотипы мужского поведения, каноны «мужского» сообщества, принятые в культуре и необходимые для успешной социализации. Одной из идей, объясняющих подростковую агрессию, является предположение об инертном, равнодушном отношении отца к мальчику либо вовсе его неучастие в воспитании. Юноша, не получивший от отца информации и наглядного примера поведения взрослого мужчины, стремится идентифицировать свое поведение с «истинно-мужским» и предполагает, что агрессия – это именно то, чего ему недостает.  Для девочек отец играет большую роль в формировании положительной самооценки, уверенности в собственной привлекательности и значимости. Исходящие от папы защита и поощрение также способствуют социализации. Нередко девочки, превратившись уже во взрослых женщин, стремятся выбирать партнеров, напоминающих им отца, и воспроизводят отношения, подобные тем, что видели в детстве со стороны отца по отношению к себе и матери. Важно отметить, что ребенок воспринимает не слова, а действия отца. 
 
Младший и средний дошкольный возраст(от 3 до 4-5 лет):
Одной из главных особенностей дошкольного возраста является развитие произвольности ведущих психических  процессов.Этот факт отмечался практически  всеми учеными,занимавшимися этим возрастным периодом.в этом возрасте впервые  внимание детей начинает переключаться со взрослого  на сверстника,интерес к общению с которым постоянно увеличивается.  
Для трехлетнего мальчика становится важной положительная оценка его действий. Это в значительной степени влияет на развитие самооценки ребенка, уровень его притязаний. Он часто впрямую ссылается на мнение взрослого: «Я красивый. Так  мама сказала». Как правило, дети дошкольного  возраста, прежде всего, осознают те свои качества и особенности, которые  чаще оцениваются окружающими, а  особенно родителями.
К четырем годам мальчик  уже осознает свою личность, половую  принадлежность, а также отличает пространство своего «я» от пространства других. 
          По мнению Б. Спока, в этом возрасте мальчик наиболее привязан и нежен с родителями. Особое отношение у мальчика к отцу: его восхищение им не знает границ. В играх он уже точно знает роли, полагающиеся ему по полу. В этом возрасте он воспринимает от отца и окружающих мужчин и мальчиков мужской стиль поведения.
Кризис трех лет. Многие исследователи  пишут о кризисе трех лет. Его  негативные стороны – это уход от взрослых, отстранение от них. Ребенок  в возрасте трех лет переживает сильное  потрясение от своего открытия: он не является центром мироздания. Он открывает  также, что не является единственным центром своей семьи. Особенно его  потрясает, что папа любит маму, а  мама – папу. До этого он бессознательно ощущал, что именно вокруг него, по его  поводу происходили эмоциональные  всплески в семье. А теперь он видит  и слышит, что родители могут общаться друг с другом и без его участия. Разочарованный малыш начинает капризничать, вести себя агрессивно. Ему кажется, что родители его «провели» –  ведь им вполне хорошо и без него . Примерно в три года прои
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.