Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Роль сказок в формировании личности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.05.2013. Год: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение

 
 
Детство –  это возраст, когда человек впитывает в  себя все мысли, краски, чувства окружающего  мира. Ничто не проходит бесследно  мимо ребенка. Оно оставляет «след  чего-то удивительного, не понятного  никому, скользнувшего в душу человека, в самый фундамент ее, чтобы лежать там, в душе, до срока, а потом прорасти кто знает чем: стихотворением, любовью, научным открытием или просто добрым, славным поступком. Прорасти будущим»
Мир устроен так, что  в нем есть плохое и хорошее, прекрасное и безобразное, добро и зло. Надобно, чтобы, живя в этом мире, ребенок не был одиноким, чтобы, он был прежде всего окружен добром, красотой, счастьем. Мир детства и мир взрослых неотделим. Ведь только взрослые люди и могут создать детям то подлинно счастливое детство, без которого не может вырасти настоящий, гармоничный, хороший человек.
Сказка нужна людям  постоянно. Корней Иванович Чуковский  писал, что «Цель сказки… воспитывать  в человеке человечность-эту дивную способность человека волноваться  чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою». Человек воспитывает себя всегда, всю жизнь. Но самое главное время для него то, когда он впервые встречается со сказкой.
Величайшим счастьем, огромной необходимостью становится для  ребенка встреча в детстве со сказкой. Именно потому, что сказка для каждого нормального ребенка - самая необходимая духовная «пища», она возникла прежде всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен. Литература претерпела - как и все в истории-очень большие изменения. Умерли одни жанры и возникли другие; даже язык изменился настолько, что лишь ученые способны понимать тот язык, на котором разговаривали и писали люди в своей же стране тысячу лет назад. Но по-прежнему жива сказка и по-прежнему существуют сказочники.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература:
 
    Афанасьев А.Н. Народные русские сказки, в 3-х томах. М., 1957.
    Афанасьев А.Н. Русские детские сказки. М., 1961.
    Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред; и высш. пед. учеб. заведений. – М., Издательский центр «Академия», 1999 – 168с.
    Знакомство детей с русскими народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. – сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др. - 3-е издание, перераб. и дополн. – СТБ – «Детство – Пресс», 2001. – 400с., ил.
    Шаров А.И. Волшебники приходят к людям: Книга о сказке и о сказочниках / Предисл. Л. Разгона; Рис. Н.Гольц. – 3-е изд. – М.: Дет. лит., 1985. – 320с., ил.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 
«Счастливое детство»…Когда-то это понятие означало лишь сытое, беспечальное детство, оно, это понятие, было больше социальным и относилось лишь к тем, кто мог материально  обеспечить своим детям «счастливое  детство». В наше время мы стремимся и делаем все возможное, чтобы счастливое детство было у всех детей и чтобы понятие «счастье» было намного шире элементарной заботы о пище и одежде… Счастье детей - это интересная, насыщенная красотой и духовностью жизнь, окруженная добрым вниманием и умной заботой взрослых. Без такого детства не может вырасти гармоничный, душевно и физически здоровый человек 21 века. Многим людям современного мира не хватает счастья на всю жизнь…. А счастье на весь век копится в детстве, должно накопиться… Сказка и является необходимым элементом подлинного счастливого детства.
 
 
 
 
 
 

План

Введение

1. Познавательная роль  сказок
2. Сказка – народное  средство воспитания
3. Педагогические идеи  сказок
4. Сказка как проявление  народного педагогического гения
Заключение
 
Литература
Приложение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Познавательная  роль сказок
Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь  сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов.
Сказки, являясь художественно  – литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и  областью теоретических обобщений  по многим отраслям знаний. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержаться педагогические идеи.
Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном  значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. Н.А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности. Н.А. Добролюбов стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания».
Великий русский педагог  К.Д. Ушинский был о сказках настолько  высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину  успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение  столетий выработанным и проверенным  народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка –  неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Велика образовательная  роль сказок. Встречается утверждение, что педагогическое значение сказок лежит в плоскости эмоциональной и эстетической, но не познавательной. С этим нельзя согласиться. Уже само противопоставление познавательной деятельности эмоции в корне неверно: эмоциональная сфера и познавательная деятельность неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно.
Сказки в зависимости  от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает  вопрос: »А как бывает в жизни?»  Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.
Конечно, образовательное  значение сказок зависит и от рассказчика. Умелые рассказчики обычно такие  моменты всегда стараются использовать, ставя в ходе рассказывания сказки вопросы вроде:         « Как вы думаете, ребята, сколько было всего горшков?» и т.п.
В коротенькой сказке «Рыбная ловля» рассказывается о  том, как на одном большом озере  ловили рыбу чуваши, русские и мордва. Основная идея и главное назначение сказки – развитие и укрепление у детей дружбы между народами: «Русский, мордвин и чуваш все одно: люди». Но одновременно в ней содержится и небольшой познавательный материал. Чуваши говорят: «Сюкка» («Нет»), мордва «Арась» («Нет»), русские тоже не поймали ни одной рыбы, следовательно, по существу в данном случае положение чувашей, мордвы и русских одинаковое. Но русским слова «сюкка», «арась» послышались как «щука» и «карась». Люди говорят на разных языках, слова могут быть похожими друг на друга, но смысл их разный. Чтобы понимать чужие языки, нужно их изучать. Сказка, хоть и знакомит всего с двумя словами других народов, но все-таки вызывает у ребенка интерес к чужим языкам. Именно мастерское сочетание в сказках воспитательного и познавательного и сделано их весьма эффективными педагогическими средствами. В предуведомлении к «Сказанию об освобождении солнца и месяца из плена» записавший сказание признает, что он его слышал всего один раз, когда было ему девять лет. Склад речи не удержался в памяти записавшего, но содержание сказания сохранилось. Это признание показательно: принято считать, что сказки запоминаются благодаря особому складу речи, изложения и т.п. Оказывается это не всегда справедливо. Несомненно, в запоминании сказок большую роль играет их емкий смысл, сочетание в них образовательного и воспитательного материала. В этом сочетании заключена своеобразная прелесть сказок как этнопедагогических памятников, в них идея единства обучения и воспитания в народной педагогике осуществлена в максимальной мере.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сказка – народное средство воспитания
 
Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, - и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное – следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.
В сказках, особенно в  исторических, прослеживаются межнациональные связи народов. В ряде сказок имеются одобрительные высказывания о соседних народах.
  Положительным сказочным  героям, как правило, в их трудной  борьбе помогают не только  люди, но и сама природа: река, озеро, рыбы ищущие и находящие  кольцо, уроненное в реку и т.д. Во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе.
Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве  правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. Макаренко, характеризуя особенности  стиля детской литературы, говорил, что сюжет произведений для детей должен по возможности стремиться к простоте, фабула – к сложности. Сказки наиболее полно отвечают этому требованию. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания.
Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п.
Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог – народ проявил заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке – не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых – позабавить слушателя. Например, сказки «перевертыши»: «Сказка деда Митрофана», «Как же его звали?»; или «бесконечные» русские сказки, такие, как русская «Про белого бычка».
Дидактизм является одной из важнейших особенностью сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Поэтому дидактизм ничуть не снижает художественности сказок. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознание слушателя. В этом – источник педагогической эффективности сказок.
В силу отмеченных выше особенностей сказки всех народов являются эффективным  средством воспитания. О воспитательной ценности сказок писал А.С.Пушкин: «...вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания».
Сказки – сокровищница педагогических идей, блестящие образцы  народного педагогического гения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Педагогические идеи сказок
 
В ряде народных сказок мы встречаемся с определенными  педагогическими понятиями, выводами, рассуждениями. Прежде всего следует  отметить стремление народа к знаниям. В сказках встречается мысль, что книги – источник мудрости. Сказка утверждает необходимость научиться читать, чтобы иметь доступ к книжной мудрости.
в народных сказках находят  отражение некоторые приемы воздействия  на личность, разбираются общие условия  семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного  воспитания и т.п.
Жил – был старик у своего сына и снохи. Был у него и внук. Старик этот надоел своему сыну и снохе, им не хотелось за ним ухаживать. И вот  сын, по совету своей жены, посадил  отца на санки и решил отвезти  в глубокий овраг. Его сопровождал  внук старика. Столкнул сын сани с отцом вниз в овраг и собрался идти домой. Но его задержал его маленький сын: он бросился в овраг за санками, несмотря на сердитое замечание отца о том, что он ему купит новые санки, получше. Мальчик вытащил из оврага сани и сказал, что отец должен ему купить новые санки. А эти санки он будет беречь, чтобы через много лет, когда  состарятся его отец и мать, доставить их в этот же самый овраг.
Основная мысль сказки в том, что человек должен за свое преступление получить наказание по заслугам, что наказание является естественным последствием его преступления. Совершенно аналогично содержание русской сказки, обработанной Л.Н.Толстым, в которой ребенок, играющий со щепками, говорит родителям, что он хочет сделать лохань, чтобы из нее кормить отца и мать так же, как те хотели поступить с дедом.
Об условиях семейного  воспитания и мерах воздействия  на личность идет речь в сказках  «Метель», «Волшебная щепка» и др. В  сказке «Метель» рассказывается о том, что разногласия, ссоры в семье  хуже, чем самая сильная метель на улице; из дома хочется бежать, не глядя ни на что. В таких условиях, естественно, исключено и правильное воспитание детей.
Сказки показывают, что  отличительной их особенностью является то, что они занимаются воспитанием  не только детей и молодежи, но и их родителей. Это весьма характерно.
  В сказках поднимается  много других проблем народного  воспитания.
Изумительным педагогическим шедевром является калмыцкая сказка «Как ленивый старик работать стал», рассматривающая постепенное втягивание человека в работу как самый эффективный способ преодоления лени. В сказке в увлекательной форме раскрывается методика приучения к труду: приобщение к труду начинается с авансированного поощрения и использования первых результатов труда как подкрепления, далее предлагается перейти к применению одобрения; внутреннее  побуждение и привычка к труду объявляются показателем окончательного решения проблемы воспитания трудолюбия.
В сказках комментируются педагогические идеи пословиц, поговорок и афоризмов, а порою сказки и аргументируют эти идеи, раскрывая их на конкретных фактах. Например, известен чувашский афоризм: «Труд – опора жизни» (варианты: «рукоять судьбы», «правило жизни», «основа жизни»). Адекватных пословиц о труде много и у других народов. Мысли, аналогичные этому афоризму, содержаться в сказках многих народов.
В русских, татарских сказках, как  и в сказках других народов  проводится мысль о том, что человеком  может называться только тот, кто  трудиться. В труде и борьбе человек  приобретает свои лучшие качест
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.