ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
|
Поиск учебного материала на сайте<
|
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
|
| | |
Результат поиска |
|
Наименование:
|
контрольная работа Философское понимание человека |
Информация: |
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 04.05.2013.
Год: 2012.
Страниц: 8.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
|
|
|
Описание (план): |
|
|
Челябинская
Государственная Академия
Культуры и Искусств
Факультет ДПТ
Кафедра рекламы
Контрольная работа
По дисциплине: «Философия»
Тема: «Философское понимание человека»
Выполнила студентка 2 курса
Группы 206 МР ОЗО
Соловьева Елена
Преподаватель Зарубина
Людмила Павловна
Челябинск 2011 г.
План работы:
Понятие «человек» в философии. Проблема понимания человека, его сущности и природы в истории философии.
Диалектика бытия индивидуального человека: тело и душа, жизнь и смерть, судьба и предназначение человека.
Понятие личности и индивидуальности. Личность и общество: формирование личной свободы; ее самоопределение, свобода и ответсвенность личности. Поняие отчуждения человека.
1. Понятие «человек» в философии.
Проблема понимания человека, его сущности
и природы в истории философии.
Издревле (начиная с древнеиндийской,
древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы
философов. Данная проблема становится
еще более актуальной в XX веке, когда новыми
факторами жизни человека стала научно-техническая
революция и человеческая личность
рискует нивелироваться "в тисках"
информационно-техногенного общества.
Человек - особое существо, явление природы,
обладающее, с одной стороны, биологическим
началом(приближающим его к высшим млекопитающим),
с другой стороны, духовным- способностью
к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной
речи(что отличает его от животных), высокой
обучаемости, усвоению достижений культуры,
высокому уровню социальной(общественной)
организации.
Проблема личности есть одна из центральных
во всей системе гуманитарного знания.
И каждая из теоретических дисциплин,
изучающих личность, по-своему очерчивает
ее образ, выражая его в специфических
понятиях, под собственным углом зрения.
По-своему анализирует проблему личности
философия. Не случайно в структуре
философского знания, в системе философской
антропологии, обозначилась такая ветвь,
как «персонализм» – философская концепция
личности и ее универсального статуса,
свободного развития.
С позиций философского персонализма
личность не есть объект среди других
объектов, вещь среди других вещей. Ее
нельзя познать извне. Личность есть та
единственная цельность, которую мы и
познаем, и создаем изнутри. Российский
персонализм(Н. Бердяев) рассматривает
личность как нечто неповторимое, уникальное,
самоценное. Ее должно понимать лишь из
нее самой, а не из чего-либо внешнего(природа,
социальность, даже трансцендентное).
Суть личности в ее свободе. Она есть духовная
реальность, торжество свободы над рабством,
победа над тяжестью мира.
Большинство философов считали,
что индивид становится личностью, не
замыкаясь в себе, а вступая в сложные
отношения с Другими, обнаруживаясь в
ансамбле общественных отношений, представая,
как социальный индивид.
Исходя из того, что в разных
теоретических построениях личность
«смотрится» не одинаково, можно утверждать
с той или иной мерой доказательности,
что каждый индивид–личность, и наоборот,
что не все могут полагаться как личности.
Так, для юриста новорожденный есть личность,
защищенная законом и обладающая некоторой
совокупностью прав(имущественных, правом
на защиту достоинства и т.п.). А для педагога
или психолога новорожденный это только
потенция полноценной личности, ему еще
надо «выделаться», стать личностью.
В философской гуманистике
все же принято всех живущих полагать
личностями, независимо от любых различий
(возрастных, этнических, наличия
или отсутствия таланта и т.д.). Даже ушедшие
от нас «в мир иной» тоже личности. Уважение
к покойным – это неотъемлемая черта любой
гуманистически ориентированной культуры.
Проблема антропосоциогенеза
(философская проблема человека).
Философия-сфера знания, которая
облачено в определенные человеческие
ценности. Философию интересует мир человеческий,
вопросы крутятся вокруг смысла бытия
человека в этом мире. Человек-субъект,
который способен к изменению вещного
мира и самого себя. Представление о человеке
постоянно меняется. В античной философии
- образ космоцентричного человека отрыл
для европейцев душу, но это понимание
человеческой души отличалось от восточного
понимания. Душой обладают животные, растения,
душа пронизывает тело, поэтому в понимании
древних греков человек мыслит всем телом
- "в здоровом теле - здоровый дух";
поэтому древние греки большое значение
уделяли тренировке тела.
В дальнейшем понимание души менялось.
Платон определял человека, как воплощение
бессмертной души. Аристотель: человек
- политическое животное (социальная компонента
человека). В средневековой философии:
образ человека - теоцентричный, человек
верит в Бога, человек раб божий, земной
мир-момент движения к Богу, заботиться
нужно о душе. Фома Аквинский: человек-актер
божественных трагедий и комедий. Воля
выше интеллекта, выше разума человека
- А. Августин. Фома Аквинский: в человеке
нет субстанционной основы, кроме разумной
души. Человек не может самостоятельно
получать знания и открываться в откровениях.
Деятели эпохи возрождения воспевали
гармонию души и тела. Человек-венец
природы, создан по образу и подобию
Божию. Макиавелли: желания человека
ненасытны, природа наделила человека
желанием ко всему стремиться, а фортуна
благосклонна не ко всем. М. Монтень: все
особенности человека отличаются воспитанием,
потому что душа сапожника и душа монарха
от рождения одинаковы.
Изменяется отношение к душе
и в эпоху нового времени -
механистический подход к душе человека.
Человек-это машина, которая будучи приведена
в движение чувственными ощущениями должна
совершить то, что она совершает. Гольбах:
все несчастья человека от незнания законов
природы, всё, что в природе происходит
за счет сил инерции движения и отталкивания
в душе приобретает косность, любовное
влечение и т.д. антропоцентричный образ
человека, Бог смещается на границу сознания.
Что я могу знать? Что я должен делать?
На что я могу надеяться? Что такое человек?
Философия должна определить сущность
человека. Первоначально, человек-предмет
сам по себе, предмет на который направлена
сила из вне. В Новое время выдвигались
мысли о том, что человеком человек становится.
Проблема становления человека
в условиях развития - проблема
антропосоциогенеза. Многие философы
высказывали сомнение в разумности человека.
В человеке сильно животное начало. Ницше:
человек не только творец, но и тварь, чтобы
уничтожить тварь нужно освободиться
от морали, выдвигающей идеи человека-бога.
Н. Бердяев: человек-существо, подчиненное
сверхчеловеческому началу, которое нельзя
охватить разумом, присутствует творческое
начало - человек должен стремиться к Богу
через творчество.
Природа и
сущность человека
Проблема
человека - есть основная проблема философии.
Человек может начать философствовать
только с познания самого себя. Человек
так и остался для себя загадкой. Платон:
человек-животное двуногое, беспёрое.
Человек является неким существом, а все
существа делятся на диких и ручных. Человек-
ручное животное.
«Человек
Платона». Платон откорректировал своё
определение: человек-животное двуногое
беспёрое и с широкими ногтями.
Человек-существо умеющее изготавливать
и употреблять орудия труда, но есть
такие, которые за всю свою жизнь
не изготовили ни одного орудия труда.
Человек- Homo sapiens, человек- существо
социальное.
Каждый человек уникален- он
то, что сам из себя делает. Проблема определяется
природой человека, рассматриваемой в
рамках философской антропологии. В институте
человека открыто около 50 направлений
изучения человека. Природу человека не
определили.
Классификация:
Субъективистский подход: человек - его внутренний субъективный мир.
Объективный подход: Человек-носитель внешних объективных условий существования.
Синтезированный подход: субъективный и объективный.
1,-Понятия "природа" и "сущность" человека некоторые
понимали как синонимы, другие - нет. Сущность
то, что делает человека человеком: разум,
мораль, нравственность и т. д. Природа
- жив. существование человека. Атеисты
(Камю, Сатр) считают, что у человека нет
природы, человек-существо, которое в момент
появления не имеет сущности, человек
существует настолько, насколько себя
ощущает. Представители религиозного
крыла, Хайдегер и Ясперс, считают, что
сущность человека не может существовать
без понятия Бога.
Человек-создатель культуры. Сущность
человека проявляется тогда, когда он
представляет то, что он есть сам по себе.
Проявить себя он может в пограничной
ситуации: болезнь, борьба и т. д. Человек
приобретает сущность только после смерти,
до смерти говорить о сущности не имеет
смысла.
2,-Представители научного материализма
и марксизма: бытие определяет
сознание.
3,-Его начало заложено в психоанализе
З. Фрейда, который пытался синтезировать
различные стороны человеческой
жизни, психики.
Концепции антропосоциогенеза должны
были объяснить, как сформировались
особенности человека, отличающее его
от других животных. Биологическая природа
человека проявляется в том, что ему присущи
инстинкты: самосохранения, половой.
Как человек приобрёл социальные
признаки?
Активная вулканическая деятельность,
изменение климата на Земле, космические
явления-всё это в совокупности повлияло
на человека, который приобрел 4 признака:
Тело - приспособленное для прямохождения.
Кисть - развитая для тонких манипуляций.
Развитие головного мозга.
Голая кожа.
Как появились эти признаки
- загадка?
3,5-5 млн. лет назад австралопитеки
- только умел прямо ходить, питекантроп
(1,5 млн. лет назад)-еще умел изготавливать
орудия труда, неандерталец (150 тыс. лет
назад)-еще и пользовался орудиями труда.
Человек как существо ставшее
(развившееся)-2 концепции:
Общая космологическая теория эволюции.
Синтетическая теория эволюции.
1,- разработана в рамках синергетики.
Человек сам является процессом эволюции
социального мира.
2,-человек продукт естественного
отбора и мутаций. Возникновение
человека связано с возникновением жизни.
В противовес существуют теории, которые
связывают возникновение человека
с божественным акт творения, т.е. для того,
чтобы счастливым образом сложились все
обстоятельства для возникновения человека
нужно много времени, а времени существования
Земли не достаточно.
Трудовая теория антропосоциогенеза.
Сущность: наши предки прагоминиды ~ 5-8
млн. лет назад спустились с деревьев
на землю и заселили жаркие саваны
Южной Африки, где постепенно от
собирания растений перешли к охоте
на животных. Периодически приходилось
вставать на задние ноги. В результате
регулярной практики стали ходить на двух
ногах, что позволило быстрее двигаться
освободились передние конечности, стали
заниматься трудовой деятельностью, возник
коллективный труд ? необходимость общения ? возникновения речи ? развитие сознания, таким образом,
труд создал человека.
В рамках развития эпистимологии
(Карл Поппер и др.) подвергли критике трудовую
теорию. Человека человеком сделала природа.
Другая теория: естественный отбор
– предки жили на деревьях, потом спустились
на землю.
Почему представители одного и
того же вида агрессивны по отношению
к соплеменникам? Когда предки спустились
на землю, все экологические ниши были
уже заняты, предки вынуждены были стать
санитарами природы – есть то, что осталось
от других животных, даже трупы соплеменников.
Пока проходил процесс становления, притупление
инстинкта было не так заметно, а когда
он взял в руки палку, остро встала проблема
человека как вида. Возникли внутренние
нормы, которые должны были решить следующие
проблемы: 1) проблема распределения пищи;
2) проблема, связанная с удовлетворением
полового инстинкта.
Постепенно возникли нормы морали,
частной собственности.
Человек является человеческим существом
благодаря тонкой пленке, которая называется
культура, она возникла в процессе воспитания
и образования.
Третья теория–концепция "водяной
обезьяны". Когда предки спустились
на землю, то расселились по берегам
водоемов. На отмели приходилось вставать
на задние конечности руки освобождались,
становились более чувствительными, а
развитие рук напрямую с развитием головного
мозга. Люди постоянно находились в воде,
выходили на землю, лохматые дольше сохли ? чаще болели ? выживали "лысые". Так как они
ели морепродукты, нужна была определенная
сноровка ? развивалось сознание.
Биологический и социальный человек.
Существуют две крайности: 1) социологизаторы;
2) биологизаторы.
Биологическое представлено в человеке
индивидуальностью, а социальное–обществом.
Общество настолько является стабильным,
насколько ему удается наладить консенсус
между индивидуальным и социальным.
Индивидуальное в человеке – биологическое
(более консервативно). Социальное – постоянно
прогрессирует, прогресс человека продолжается
на социальном уровне.
Диалектика природного
и социального в человеческой жизни
Рассматривая проблему антропосоциогенеза
(происхождения и развития человека),
не миновать проблемы соотношения в человеке
биологического и социального начал.
Неоспорим тот факт, что человек
двойственен – он и животное и не животное.
Это существо природное и социальное.
Будучи животным, человек, обладает теми
же органами чувств, системами (кровеносной,
мышечной и т.д.)
Как существо социальное, человек
развивает такие виды деятельности
как труд, сознание, речь.
Как соотносятся
в человеке эти 2 начала?
1. крайность:
сведение человека к животному, плотскому
началу. З.Фрейд: во всех сферах жизни человеком
движут главным образом животные инстинкты,
но человек не свободное, ограничение,
сдерживание и сексуальная энергия направляется
на иные формы жизнедеятельности.
2. крайность:
подчеркивается значение общественного,
социального в человеке и недооценка и
игнорирование биологических основ существования
человека, объяснение биологических особенностей
социальными причинами: акселерация, неполноценные
дети, влияние радиации на гены.
Вопрос
о двух типах наследственности в
развитиии общества:
Биологическая
наследственность – возможность воспроизводства
и развития биологических свойств людей.
Социальная
наследственность – передача социального
опыта предыдущих поколений, их культуры.
Как биосоциальное
существо, человек испытывает на себе
взаимодействие генетической и социальной
программ.
Носитель
генетических свойств – молекула ДНК;
носитель социальной программы – опыт
человечества, передается путем обучения
и воспитания. Естественный отбор уже
не имеет решающего значения в жизнедеятельности
людей. А социальные условия существования
стали все более определять развитие и т.д................. |
|
|
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
|
|
|
|
|
|