Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


доклад Конфуцианство: суть учения

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 04.05.2013. Год: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Нижегородский государственный педагогический университет
им. Козьмы Минина

Кафедра Всеобщей истории





Доклад на тему
Конфуцианство








Выполнил: студент 1 курса очного отделения исторического факультета группы 0812
Шурпа Сергей Игоревич





План
1. Конфуций: краткая историческая справка….………..2
2. Общая характеристика учения………………..3
3. Основные понятия конфуцианства: жень, ли, вэнь………4
4. Социальный идеал Конфуция ………..5
5. Социальный порядок по Конфуцию ………6
6. Культ предков и нормы Сяо………..7
7. Конфуцианство в жизни Китая………………...7
Список используемой литературы………………8




Конфуций: краткая историческая справка
Биографический портрет
КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (ок . 551-479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды Конфуция изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и суждения"). Конфуций, латинизированная форма от кит. Кун Фу-цзы - учитель Кун. Отец его, который был старше матери на 46 лет, умер, когда Конфуцию было три года, мать - когда ему было шестнадцать лет. В молодости ему пришлось быть управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. В возрасте 27 лет он получил должность помощника при совершении жертвоприношений в главной кумирне царства Лу. В 50 лет впервые оказался на государственной службе, однако пост первого советника в Лу (496 до н. э.) покинул почти сразу же, уйдя в отставку. Следующие 13 лет он посещал властителей позднечжоуского Китая, стремясь склонить их к принятию своего этико-политического учения. Миссия успеха не имела. В конце концов, Конфуцию пришлось целиком посвятить себя педагогической деятельности. Он считается первым частным учителем философии в Китае.

Основы философских взглядов
Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: "Я передаю, но не создаю; я верю, в древность и люблю ее". Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип "человечности&q ot;), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип "справедливости quot;). Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо - "сыновняя почтительность" . Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед "ритуалом" (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству.
Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого "благородного мужа" (цзюнь - цзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений. Конфуций не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: "Не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно] служить духам?". Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы, стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества.

Общая характеристика учения
Конфуцианство возникло как учение знати, его содержательную сторону составляют поучения, касающиеся норм поведения правителя и чиновника. Поэтому неотъемлемой частью конфуцианства являются политика и этика. В трактате «Великое учение» говорится: «Путь Великого учения заключается в выявлении светлых добродетелей и в породнении с народом». Такие определяющие конкретное содержание этого трактата понятия, как «выверение вещей», «доведение до конца», «делание помыслов искренними», «выправление сердца», «усовершенствование личности», «упорядочение семьи», «упорядочение государства», «достижение гармонии в Поднебесной», как раз и составляют сущность конфуцианства. При этом высшей целью является «достижение гармонии в Поднебесной», а минимальной - «усовершенствование личности»; остальные понятия, можно рассматривать скорее как средства их осуществления. Таким образом, хотя при этом подходе знание в конфуцианстве рассматриваются как инструмент морали и политики, по-видимому, ясно, идеологией какого социального сословия конфуцианство является.
Между тем наставления Конфуция – это собрание фрагментов рассуждений о политике и морали, не образующие какую-либо систему. Особое место в них занимают представления о «человеколюбии» и «ритуале» как нормах поведения человека., и в частности как политических и моральных принципах деятельности ученых мужей, крупных сановников и феодалов. Можно сказать, что человеколюбие – субъективный критерий морали, ритуал – её объективный критерий. Поэтому, хотя, в общем-то, у Коннфуция преобладает субъективная идея человеколюбия, она включает в себя в качестве определяющего компонента и объективную по своему характеру этику. Обращает на себя внимание, что если в конфуцианской школе ближайшего ученика Конфуция Цзен-цзы , считающегося автором «Книги о сыновней почтительности», возобладала субъективистская тенденция, что проявилось в возвеличивании сыновней почтительности как источника всех добродетелей, то школа Цзы Ю, акцентировавшая внимание на «ритуале», впала в другую крайность – формализм.
Идея «человеколюбия», развиваясь в русле учения об «управлении добродетелью», выкристаллизовывалась у Цзы Сы и Мэн-цзы (372-289 до н. э.) в мировоззрение построенное на этических принципах. Идея же «ритуала» разрабатывалась» Сюнь-цзы (313-235 до н. э.), а у Хань Фей-цзы, развиваясь в русле учения об управлении законами, она, как наука об управлении феодальным государством, обнаружила тенденцию к отрыву от этики. Это противоположно направленное развитие мысли как раз и составляет основу различия учения Мэн-цзы о природной склонности человека к добру: «Если человек делает недоброе, в этом не вина его природных качеств»; и учения Сюнь-цзы о природной склонности человека ко злу: «Человек по своей природе зол… Человек рождается с инстинктивным желанием наживы… Человек рожается завистливым… Когда человек вежлив и уступчив, это противоречит его природе. Первое из них выводит нормы поведения человека из его природы, доброта даруется небом, а второе учение, считая природу человека злой, утверждает необходимость регулирования извне. Поэтому направления Цзы Сы и Мэн-цзы имело перспективы дальнейшего развития как путь «усовершенствования личности», «выравнивая семьи», то есть главным образом как этическое учение. При этом, поскольку «усовершенствование личности» и «выравнивание семьи» представляло интерес и для простого народа, постольку, хотя по своему идейному содержанию данное направление считалось, несомненно, учением правящих слоев, в целом оно включало в себя элементы универсальной этики. Именно благодаря этому оно служило также и средством идеологического воздействия на массы. Безусловно, однако, что эта сторона развития конфуцианства не отменяла его роли проповедника «Пути управления государством и достижения гармонии в Поднебесной». Поскольку конфуцианство было «Путем знати», оно в полной мере представляло собой синтез политики и этики, только в зависимости от той или иной школы акцент делался на одном из этих двух аспектов его учения.
Можно утверждать, что развитое Цзы Сы и Мэн-цзы учение о морали относится к ортодоксальному направлению конфуцианской традиции. Однако это вовсе не означает, что понятие «ритуал» совершенно исчезло из конфуцианства. Данное понятие сохранилось и в учении о морали Цзы Сы и Мэн=цзы как второстепенный элемент, как средство, соподчинение «выверению вещей» и «выправлению сердца».
В основу конфуцианской натурфилософии (хотя натурфилософский аспект особого развития не получил) была положена «Книга перемен» («И-цзин»). Хотя она представляла собой гадательную книгу и книгу религиозной магии, в размышлениях об изменении явлений и о движении содержались, хотя и в гадательной форме, элементы диалектики. В частности, наивная натурфилософия, восходящая к представлениям об «инь-янь», развивается в комментирующих частях «Книги перемен», написанных и включенных в нее позже: «Десяти крыльях» и «Передаче «Перемен»».


Основные понятия конфуцианства
Жень: человечность
Жень – центральная категория учения Конфуция. Обычно она переводиться как «человеческое начало», «милосердие», «человеколюбие», «гуманность». Жень обозначает и специфический признак человека, и программу его деятельности. Это – человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос, в чем заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Сам же Конфуций на вопрос, что такое «жень», отвечал: «Это значит любить людей.».
Иероглиф «жень» состоит из двух знаков, обозначающих соответственно человека и цифру два. «Жень» берет свои истоки и реализуется в отношениях человека с другими людьми. Именно они, эти соотношения, составляют собственно пространство человеческого бытия.
В состав понятия «жень» входит и золотое правило нравственности: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Ли: ритуал
«Жень» как человеколюбие, начало взаимности в отношениях – общий принцип поведения. Его конкретным воплощением является ритуал. У Конфуция есть такие слова: «Сдерживать себя, чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала,—это и есть человеколюбие». То есть если «жень» это душа человеческого общения, то «ли» – ритуал является плотью общения.
Ритуал, по мнению Конфуция, соединяет людей, но соединяет так, что применительно к каждому типовому отношению обозначает оптимальную дистанцию, которая позволяет продуктивно общаться разным индивидам.
Человеколюбие в учении Конфуция – взаимность, равенство в отношениях. Однако люди являются разными и по природным качествам, и по социальному статусу. Возникает проблема: как реализовать принцип равенства в отношениях между неравными людьми? Ритуал и является ответом на этот вопрос. Ритуал у Конфуция – общественная соразмерность индивидов.
Очень важно понять соотношение «жень» и «ли». В конфуцианстве «жень» не существует над или наряду с «ли», а только через «ли». При этом и «ли» теряет свое нравственное качество вне соотнесенности с «жень».
Ритуал сам является нравственной мерой поведения, поскольку он обеспечивает согласное существование людей, дает им общие символы. Ритуал подвижен, изменчив, но на своей основе и по своим законам.
В содержательном плане конфуцианский ритуал держится на двух основаниях: сыновней почтительности (сяо) и исправлении имен (чжен мин).
По мнению Конфуция, образец и норму поведения задает древность. Нравственные усилия человека должны быть направлены на то, чтобы подняться до уровня идеального прошлого. Такая установка не просто означает, что человек смотрит назад. Она имеет у Конфуция более конкретный и строгий вид: «Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям – это основа человеколюбия».
Принцип «сяо» устанавливает взаимосвязь в отношениях между неравными людьми по оси времени: почести, которые сын оказывает отцу, возвращаются через его собственных детей. Ту же функцию выравнивания человеческих отношений в социальном пространстве выполняет концепция исправления имен, которая выражается в следующей формуле Конфуция: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец—отцом, сын – сыном».

Вэнь: воспитанность
Более высокое положение в человеческой и социальной иерархии означает также более высокий уровень нравственной ответственности.
Нравственные обязанности, поскольку они материализуются в ритуале, становятся делом воспитания, образования, культуры. Эти понятия у Конфуция не были разведены. Все они входят в состав категории «вэнь». «Вэнь» можно истолковать как культурный смысл человеческого бытия, как воспитанность. Сам Конфуций так говорил о «вэнь»: «Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому-книжнику. После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем».
Книга «Луньюй» начинается и завершается высказыванием о необходимости учиться и о благородном муже. Важнейшие категории Конфуция – «жень», «ли», «вэнь» – являются одновременно чертами идеальной личности, именуемой благородным мужем.


Социальный идеал Конфуция
Следование вышеуказанным категориям было обязанностью цзюнь-цзы, который в сборнике изречений Конфуция «Луньюй» определяется как честный и искренний, прямодушный и бесстрашный, всевидящий и понимающий, внимательный в речах, осторожный в делах. В сомнении он должен сдерживаться, в гневе – обдумывать поступки, в выгодном предприятии – заботиться о честности; в юности он должен избегать вожделений, в зрелости ссор, в старости – скряжничества. Истинный цзюнь-цзы безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Всего себя он посвящает служению людям и поиску истину утром, он «может спокойно умереть вечером».
Таким образом, «благородный человек» Конфуция – это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Однако с течением времени и в связи с ростом авторитета Конфуция и его учения этот абстрактно-утопическ й идеал все более становится обязательным для подражания эталоном, приблизиться к которому было делом чести и социального престижа для каждого, и особенно для тех представителей высшего сословия ученых-чиновников, профессиональных бюрократов-админист аторов, которые с эпохи Хань (III в. до н. э.—III в. до н. э.) стали управлять китайской конфуцианской империей. К этому времени многое в созданном Конфуцием идеале изменилось.
Конфуций вполне искренне стремился создать идеал рыцаря добродетели, боровшегося за высокую мораль, против царившей вокруг несправедливости. Но, как это нередко случается, с превращением его учения в официальную догму на передней план выступила не суть, а внешняя форма, проявлявшаяся преимущественно в демонстрации преданности старине, уважения к старшим, напускной скромности и добродетели. В результате в средневековом Китае постепенно сложились и были канонизированы определенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого им места в социально чиновничьей иерархии.

Социальный порядок по Конфуцию
Конфуций, отталкиваясь от сконструированного им социального идеала, сформулировал и основы того социального порядка, который хотел видеть в Поднебесной: «Государь д
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.