Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат .Основные подходы к изучению истории

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.05.2013. Год: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


3.Основные подходы к изучению истории
Большинство человечества в той или иной степени  верит в Бога. Это значит, что, по их мнению, мироздание (Бог - мир духов - материальный мир) и человек (дух - душа - тело) - трехсоставны. Следовательно, и общество, как совокупность людей, и история общества - тоже трехсоставны. Известно три основных "части" (сферы) единой истории общества:
- духовная (религиозно-нравственная) история; 
- "душевная", ментальная история и 
- материальная  история. 
 Все  эти сферы жизни общества могут изучаться разными способами, подходами. В истории России на роль господствующего всеобщего подхода к изучению истории (сфер жизни общества) поочередно претендовали:
- духовный (религиозный) подход (до 1917 г.);
- формационный (материальный) подход (с 1917 г. до начала 90-х гг. XX века);
- цивилизационный  (ментальный) подход (с начала 90-х  гг. XX в. до настоящего времени).
 Таким  образом, существует три основных  подхода к изучению истории,  претендующих на всеобщность  - формационный, цивилизационный и духовный. Рассмотрим подробнее каждый из них.
 Место России в мировой  цивилизации
Мы охарактеризовали основные типы цивилизации, сформировавшиеся в Древнем Мире, Античности и Средневековье. В эпоху Средневековья начинается вхождение в мировой исторический процесс сначала Руси, а затем и России. Закономерно встает вопрос: к какому типу цивилизации ее можно отнести? Решение этого вопроса имеет большое значение для методологии исследования истории России. Но это не просто историко-научная, но социально-политическая и духовно-нравственная проблема. То или иное решение этой проблемы связано с выбором пути развития нашей страны, определением главных ценностных ориентиров. Поэтому дискуссия по этому вопросу не прекращалась на протяжении всей российской истории. По нашему мнению, нет необходимости воспроизводить весь ход этой дискуссии. При изложении соответствующих тем мы коснемся этого вопроса. Сейчас же необходимо зафиксировать основные принципиальные позиции.
  4.Особенности российской истории и менталитета 
Менталитет  - это одно из основных понятий современного гуманитарного знания. Оно включает в себя главные характеристики этноса и является одним из ведущих критериев при сопоставлении наций друг с другом.
    Менталитет является предметом  рассмотрения нескольких гуманитарных наук, каждая из которых вносит свою черту в определение данного понятия.        Современный Философский энциклопедический словарь трактует менталитет как образ мышления, общую духовную настроенность человека или группы ограничиваясь лишь изучением мышления. Энциклопедический словарь Терра Лексикон под данным понятием подразумевает определенный образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку ил общественной группе. В такой трактовке отсутствует упоминание о языке как о важной составляющей менталитета, а из культурных особенностей, вероятно, учитываются только особенности поведения.
     Односторонняя трактовка не является  особенностью только лишь современной  науки. Менталитет как самостоятельный предмет исследования стал рассматриваться в 20-30-е гг. XX в. В начале XX века термин «ментальность», видимо, применялся двояким образом. В обычной речи этим в некоторой степени модным термином обозначались предпочтительно коллективные системы мироощущения и поведения, «формы духа». В это же время он появляется и в научном лексиконе, но опять же как «образ мыслей» или «особенности мироощущения».
 
5.Восточные славяне в древности
1. Происхождение восточных славян 
Предки  славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э. Возможно, что о предках славян говорит Геродот, когда описывает земледельческие племена среднего Поднепровья. Он называет их "сколотами" или "борисфенитами" (Борис-фен — название Днепра у античных авторов), отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия. Античные авторы I-VI в.в. н.э. называют славян венедами, антами, склавинами и говорят о них как о "бесчисленных племенах". Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке — до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.
Расселение  восточных славян
В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится  возникновение крупных племенных  союзов восточных славян. Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Летописец отмечал, что такие же княжения были и в других племенных союзах, называя более десятка племенных объединений восточных славян. Такой племенной союз включал в себя 100-200 отдельных племен. Около Киева на правом берегу Днепра жили поляне, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине — кривичи, по берегам Припяти — древляне, По Днестру, Пруту, нижнему течению Днепра и по северному побережью Черного моря — уличи и тиверцы, по Оке — вятичи, в западных областях современной Украины — волыняне, к северу от Припяти до Западной Двины — дреговичи, по левому берегу Днепра и по Десне — северяне, по реке Сож, притоку Днепра, — радимичи, вокруг озера Ильмень — ильменские славяне (словене).
Летописец отмечал неравномерность развития отдельных восточно-славянских объединений. Наиболее развитыми и культурными  он показывает полян. К северу от них  проходила своеобразная граница, за которой племена жили "зверинским образом". По данным летописца, земля полян также носила название "Русь". Одно из объяснений происхождения термина "Русь", выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.
Данные летописца о размещении славянских племенных союзов подтверждаются археологическими материалами. В частности, данные о различных формах женских украшений (височные кольца), полученные в результате археологических раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещении славянских племенных союзов. Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге — печенеги и хазары, на востоке — волжские булгары и многочисленные угро-финские племена (мордва, марийцы, мурома).
2. Хозяйство 
Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археославян логическими раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных  культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля) . Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различиями в природно-климатических условиях, плодородии почвы. Южные славянские племена имели более древние земледельческие традиции, а также имели давние связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.
У славянских племен существовали две  основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. Следует сказать, что граница тайги в начале I тыс. н.э. была гораздо южнее современной. Остатком древней тайги является знаменитая Беловежская Пуща. В первый год при подсечно-огневой системе на освояемом участке деревья подрубали, и они высыхали. На следующий год срубленные деревья и пни сжигали, и в золу сеяли зерно. Удобренный золой участок два-три года давал довольно высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.
В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии  большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили ("перекладывались") на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.
Академик Б.А.Рыбаков отмечает, что уже со II в. н.э. обнаруживается резкий подъем всей хозяйственной и  социальной жизни той части славянского  мира, которая в дальнейшем станет ядром Киевской Руси — Среднего Поднепровья. Рост количества кладов римских монет и серебра, найденных на землях восточных славян, свидетельствует о развитии у них торговли. Предметом экспорта было зерно. О славянском экспорте хлеба во II — IV вв. говорит заимствование славянскими племенами римской хлебной меры — квадрантала, получившего название четверик (26,2 л.), просуществовавшего в русской системе мер и весов до 1924 г. О масштабах производства зерна у славян свидетельствуют найденные археологами следы ям-хранилищ, вмещавших до 5 т зерна.
С земледелием  тесно было связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе — лошадей.
Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.
Город
Приблизительно  в VII - VIII вв. ремесло окончательно отделяется от земледелия. Выделяются специалисты—кузнецы, литейщики, мастера золотых и  серебряных дел, позднее гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах — градах или на городищах — погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли — города. Одновременно города становятся оборонительными центрами и резиденциями носителей власти.
Города, как  правило, возникали при слиянии  двух рек, так как такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем или детинцем. Как правило, со всех сторон кремль был окружен водой, так как реки, при слиянии которых строился город, соединялись рвом, наполненным водой. К кремлю примыкали слободы — поселения ремесленников. Эта часть города называлась посадом.
Древнейшие  города возникали чаще всего на важнейших  торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из "варяг в греки". Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к IX в. Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока.
 
3. Социальный  строй 
Тогдашний уровень развития производительных сил требовал значительных затрат труда для ведения хозяйства. Трудоемкие работы, которые нужно было выполнять в ограниченные и строго определенные сроки, мог выполнить только коллектив. С этим связана большая роль общины в жизни славянских племен.
Обработка земли стала возможна силами одной семьи. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочных родовых коллективов. Выходцы из родовой общины уже не были обречены на гибель, т.к. могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизация) и включения в состав общины рабов.
Каждая  община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь были личной собственностью каждого общинника. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы могли периодически делиться между общинниками.
Военные походы
Распаду первобытнообщинных отношений  способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию. Участники  этих походов получали большую часть  военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей  — князей и родоплеменной знати — лучших мужей. Постепенно вокруг князя складывается особая организация профессиональных воинов — дружина, члены которой и по экономическому, и по социальному положению отличались от своих соплеменников. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.
Важнейшие вопросы в жизни общины решались на народных собраниях —  вечевых сходах. Помимо профессиональной дружины существовало также и  общеплеменное ополчение (полк, тысяча).
4. Культура восточных славян 
О культуре славянских племен известно мало. Это объясняется крайне скупыми  данными источников. Меняясь с  течением времени, народные сказки, песни, загадки сохранили значительный пласт древних верований. Устное народное творчество отражает разнообразные представления восточных славян о природе и жизни людей.
До наших дней дошло очень  немного образцов искусства древних  славян. В бассейне реки Рось был  найден интересный клад из вещей VI-VII вв., среди которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде с узорчатой вышивкой на рубахе. Для славянских серебряных изделий из южнорусских областей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей. Многие сюжеты в современном народном искусстве имеют очень древнее происхождение и мало изменились с течением времени.
Язычество
восточные славяне были язычниками. Они обожествляли различные силы природы. На ранней ступени своего развития они верили в добрых и злых духов. Впоследствии сложился довольно развитый пантеон славянских богов, включавший как местных, так и общеславянских богов. Главными божествами восточных славян являлись: божество Вселенной — Род, божество солнца Даждь-бог (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорос), бог скота и богатства — Велес, бог огня — Сварог, бог грозы и войны — Перун, богиня земли и плодородия — Мокошь.
Славяне изготавливали деревянные и каменные изваяния своих богов. Местами поклонения служили священные рощи, источники. Кроме того, у каждого племени существовали общие святилища, куда сходились все члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.
 
6.Образование восточнославянского  государства .Норманнская  и антинорманнская теория образования государства.
По поводу образования  Восточнослав гос-ва сущ 3 теории:
 
1.     Норманская ( о завоевании Руси варягами)
2.     Антинорманская
3.     Теория о призвании варягов
Норманская теория начинает формироваться  в сер 18 века: Байер, Миллер, Шлецер.
Суть:1. Восточные славяне находились на низком уровне развития и не были способны сформировать гос-ва
2. Славяне были завоеваны варягами  кот и создали гос-во у вост славян.
Доводы
1.     Слово Русь произошло  от древнейшего слоя варягов, которые проживали на юге Руси еще в 4-5 вв н.э.
2.     дружина князя состояла  из варягов и из дружинников же формировался чин-бюр апп-т
3.     1-е киевск князья были варягами
4.     в «Пов Врем Лет»  есть упоминание о том, что  славянск племена платили дань варягам, а значит были ими завоеваны.
Антинорманская теория
Суть: вост славане сами сформировали гос-во, а варягине имели никакого отношения к формированию в-слав г-ва
Доводы:
1.   термин Русь они объясняют  как сугубо славянский от др слав племени роксолан
2.   рюрик - не варяг по  происхождению, он выходец из вост пруссии
3.   у вост славян в 7-8 вв существуют признаки государсвтенности,  что говорит о том, чт вост  славяне были готовы создать  гос-во.
Теория о призвании:
Суть:  гос-во извне принести невозможно, у вост признаки государственности.
В кач-ве 1-х князей они пригласили варягов.
Государство - это особый аппарат  управления, стоящий над об-вом  и призванный охранять обществ порядок.
Признаки гос-ва:
1.   единая терр-рия
2.   наличие чиновнич апп-та
3.   армия
4.   наличие суд системы
К 7-8 вв начинается тенденция объединения  терр-рий, где проживали славяне, а именно: племена нач объединяться в союзы племен. К этому времени  оформились 12 союзов племен. Постоянно  выделяются родоплеменная знать, кот начинает выполнять административные ф-ции. К 7-8 вв начало выделяться сословие военных. Все чаще князья начинают выполнять суд ф-ции.
Причины оформления гос-ти у В сл-н:
1.     усложнение эк жизни
2.     отделение ремесла  от с/х
3.     выделение воен сословия
4.     появление эк нерав-ва
Первые киевск князья были варяги. В 60-е годы 9 века га княжение в Новгород приглашен Рюрик, варяг. В 882 году его  преемник, князь Олег, захватывает  Киев и объединяет 2 центра. Факт объединения  Новг и Киева ознаменовал факт обр-я единого восточнослав г-ва. Почему был приглашен варяг:1.   варяги - хорошие воины
2.   у варягов уже был  опыт в созд-ии гос-ва3.   нейтральная  фигура
7.Социально-политическое  развитие Киевской Руси. деятельности  первых дреневрусских князей
Социально-экономические предпосылки образования Киевской Руси.
      Древнерусские летописи  описывают историю восточных   славян  только  со
времени, когда они начали расселяться  на большом просторе Восточной  Европы,
создавая союзы племен. Этот процесс  начался в конце 5 и в  целом  закончился
в  8-9   веках.   Восточнославянские   союзы   племен   представляли   собой
выразительные  этнокультурные   сообщества,   которые   имели   определенные
локальные  особенности.  Различия  в  культуре  и  быте   между  племенными
объединениями  так  и  не   были   преодолены   во   времена   существования
Древнерусского государства и  его народностей (9-13 века).
      Порождения родоплеменного  строя - большие и маленькие  союзы племен при
развитии восточнославянского  общества постепенно  переросли  в   образования
более высокого социально-политического  уровня  -  племенные  княжества.  Их
создание обусловлено возникновением частной собственности и связанным  с  ней
имущественным  и  социальным  расслоением  общества.  Эти   княжества   были
догосударственными     объединениями,     которые     заложили     фундамент
восточнославянской    государственности.    Они    предшествовали    первому
восточнославянскому государству, которое  сложилось вокруг Киева  в  середине
9 века, которое условно можно  назвать  "Київським  князівством  Аскольда".(
Могущество и власть глав племенных  княжеств  базировалась  на  разветвленной
системе укрепленных поселений-градов.  В  племенных  княжествах  существовал
примитивный аппарат власти, но в них еще не  было  социально обособленной
потомственной знати во  главе  с  князем.  Своеобразие  общественного  строя
восточных славян характеризуется  тем, что  племенные  княжества  сохранялись
еще  на  протяжении  века,  после  того   как   образовалось   Древнерусское
государство.
      Главными     признаками     существования     государственности      в
раннесредневековом обществе современные  историки  считают  наличие  власти,
отчужденной от народа, размещение населения  по территориальному  принципу  и
стягивание  дани  для  содержания  власти.  Можно  прибавить  к  этому   как
обязательное условие унаследование  власти князем. В условиях  Киевской  Руси
10  века  конкретными  формами   государственности  были:  покорение   власти
государственного центра территорий племенных княжеств и  распространение  на
эти  земли  системы  собирания  дани,  управления  и   судопроизводства.   В
летописях упоминания об этом появляются, начиная с  середины  60-х  годов  9
века, то  есть  со  времени  князя  Аскольда.  Первыми  киевскими  князьями,
существование которых зафиксировано  летописцами, были  Аскольд  и  Дир.  "От
первых времен Киевского государства  до нас дошли только голые имена  какого-
то Бравлина, затем Аскольда и  Дира. Последние  два  имени  были  известны  и
нашим летописцам, но больше ничего о  них разузнать им, очевидно не  удалось,
и то, что они  рассказывают - что  это были два брата, пришли  из  Новгорода,
ходили на Цареград и погибли  от руки Олега  и  Игоря  -  все,  вероятно,  их
собственные догадки. Наверное, Аскольд и Дир вовсе не  были  братьями  и  не
княжили  вместе.  Из  того,  что  на  Аскольдовой  могиле  поставлена,  была
церковь, можно в самом деле заключить, что он  был  киевским  князем  тогда,
когда греческий епископ, прибывший  с  императорскими  послами,  проповедовал
христианство на  Руси  и  "многих  крестил".  О  Дире  упоминает  позднейший
арабский писатель Масуди, и жил  он,  вероятно,  позже  Аскольда,  но  о  нем
ничего  не  помнили  во  времена  Ярослава,  когда   составлялась   Киевская
летопись".  Территория Киевского  княжества Аскольда была небольшой -  оно
охватывало земли вокруг Киева, главным образом бывшего племенного  княжества
полян.  Это  княжество  стало  этнокультурным,  политическим  и   социальным
центром,  вокруг  которого   в  конце  9  века  начало  расти  Древнерусское
государство.
      Решающий шаг на  пути становления восточнославянской  государственности
было сделано в конце 9 века. Олег  осуществил  поход  из  Городища  в  Киев.
Утверждение   Олега   в   Киеве   ознаменовало   собой    начало    создания
восточнославянской  государственности   -   образования   уже   общерусского
государства. Русский Север был объединен  с русским Югом,  Олег  провозгласил
Киев стольным градом новообразованного государства. "Князь Олег,  княживший
в Киеве  в начале 10 века, глубоко запечатлелся в народной памяти.  Последняя
окружила  его имя удивительными рассказами, сказками и песнями, приписав  ему
разные дела и подвиги, оставшиеся в местных преданиях из древних  времен,  и,
в конце концов,  превратила  его  из  смелого  и  удачливого  завоевателя  в
"вещего" чудодея, совершающего  сверхчеловеческие дела…".  Княжение  Олега
в Киеве (882-912) началось с создания опорных пунктов центральной  власти  в
племенных княжествах  -  городов,  с  установления  порядка  платы  дани  на
подвластных   князю   землях.   Потом   в   состав   государства,    которое
формировалось,   вошло   большинство   южнорусских    племенных    княжеств.
Древнерусское   государство    начало    складываться    на    юге.    Земли
инкорпорированных в государство  княжеств сразу же облагались данью,  на  них
распространялись   системы    судопроизводства    и    администрации.    Так
образовывалась государственная  территория Древней Руси.
      Олег и его преемники на киевском престоле, включая в  состав  молодого
государства земли племенных княжеств, заботились, прежде всего, о  собирании
дани и стремились воспрепятствовать  стягиванию ее,  прежде  всего  хозарами.
Настойчивая деятельность  Олега  по  созданию государства дала  позитивные
следствия: в последние годы его  правления в Киеве  власти  князя  покорились
славянские,  а  также  неславянские  племенные  объединения.  Киевская  Русь
начала  складываться  и  развивалась  как  полиэтническое  государство.  Его
создали  русские  люди,  которые  были   преобладающим   большинством    его
населения. Вместе с ними в Киевской  Руси  жило  свыше  20  разных  народов.
Неславянские народы влились в  состав  Киевской  Руси  в  большинстве  своем
мирным путем. Древнерусское государство времен Олега оставалось все-таки  не
полностью консолидированным.  Власть  киевского  князя  в  землях  племенных
княжеств была  еще  слабой,  временами  формальной,  а  системы  управления,
стягивания дани и судопроизводства - примитивными и  действовали,  время  от
времени, когда приезжали княжеские  дружинники с Киева. Эта страна была,  как
на свое время, экономически развитой и имела большую военную мощь,  про  что
свидетельствует сама возможность  осуществления грандиозного военного похода
Руси на Византию 907 года.
      Благодаря победному  походу  Руси  на  Константинополь   Олег  сразу  же
подписал выгодный для своего государства  мир  с  императором.  Византийскому
правительству  пришлось  уплатить   большую   контрибуцию   и   предоставить
особенные льготы русским купцам и  послам. В 911 году русско-грецкий  договор
был   существенно   дополнен.   В   нем   были   очерчены   правовые   нормы
взаимоотношений, правила решения  конфликтов, которые возникали. "…  судя  по
тому, что в трактатах 907 и 911 годов Византия сделала большие льготы  нашим
князьям  и  их  торговле,  необходимо  заключить,  что  действительно   этим
уступкам предшествовали удачные  для Руси, чувствительные для  греков  походы
Руси на греческие земли… Эти-то  походы и принудили,  вероятно,  греческое
правительство вступить  в  переговоры  с  Олегом  и  дать  различные  льготы
русским купцам…". Договора 907 и 911 годов  -  первые  дипломатические  и
правовые   акты   Древнерусского   государства   -    отражали    реальность
исторического  и  политического  существования  нового  восточноевропейского
государства,   способного   отстаивать   свои   интересы   в   международных
отношениях. Походы Руси на Византию продолжались почти до середины 11  века.
      Другим важным направлением внешнеполитической  деятельности  Киевского
государства конца  9  -  начала  10  веков  был  восточный.  Было  совершено
несколько  походов  Руси  в  арабские  земли   на   юго-западном   побережье
Каспийского моря.
      Во времена княжения Олега оживилось экономическое  развитие  общества.
Расширялся,  строился  стольный   град   Киев.   Однако   восточнославянское
этнокультурное   сообщество   оставалось   не    достаточно    сгруппировано
политически. Строительство государства  было продолжено  преемником  Олега  -
Игорем. На протяжении первой половины 10  века  киевские  князья  усердно  и
последовательно сгруппировывали  в  общем  государстве  племенные  княжества
восточных  славян.  На  40  годы  10  века  припала  новая  вспышка  военной
активности   древнерусской   господствующей   верхушки.    Киевский    князь
распространил свою власть на восточный  Крым  и  Тамань,  где  было  создано
Тмутараканское княжество.  Большие  и  маленькие  войны  приносили  славу  и
богатство князьям  и  старшим дружинникам.  В одночасье они отрывали  от
мирного труда много народа, в  войнах погибали тысячи  людей,  что  ослабляло
экономику государства. Главным источником обеспечения войска оружием,  едой,
лошадьми оставалось  собирание  дани,  которую  князья  пытались  все время
увеличить. В 944 году из-за этого  вспыхнуло  восстание  древлян,  где  было
убито князя Игоря. "После Олега  стал княжить Игорь. И снова, как  от  времен
Олега, имеем его  трактат  с  Византией  и  разные  иностранные  известия  о
последних годах его княжения - о неудачном походе на Цареград  и  счастливой
экспедиции в каспийские земли. Очевидно,  это  стало  обычаем:  первые  годы
княжения проходили в укреплении положения  нового  князя  и  государственной
системы, усмирении непокорных князей и наместников,  непокорных  волостей  и
племен, а затем, усмирив их  и  имея  в  распоряжении  значительные  военные
силы, киевские князья отправлялись походом  на далекие богатые страны, ища  в
них добычи и славы". Со смертью  Игоря закончился первый этап  в  развитии
государственности на Руси.
      Единственный  известный   летописям  сын  Игоря  -  Святослав  был  еще
ребенком, и на княжеский престол  села его супруга Ольга. Она  показала  себя
умным, энергичным и дальнозорким  государственным  деятелем.  Ольга  жестоко
придавила восстание древлян весной 945  года.  Ольгой  также  были  устроены
опорные пункты центральной власти на  местах,  административная  и  судеб
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.