Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие, сущность и принципы федеративного устройства России. Конституционно-правовой статус Российской Федерации и её субъектов. Распре

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.05.2013. Год: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южный федеральный  университет»(ЮФУ)
 
 
РЕФЕРАТ
На тему : «Понятие, сущность и принципы федеративного устройства России. Конституционно-правовой статус Российской Федерации и её субъектов. Распределение полномочий. Административно-территориальное устройство РФ».
 
 
 
 
Выполнил: студент 5 курса, 2 группы
Цыганов А. А.
Проверила: старший преподаватель
Нерода Наталья Ивановна
 
 
 
 
Ростов-на-Дону
2012г.
Содержание:
 
      1. Федеративное устройство России
1.1 Понятие и формы государственного устройства
1.2 Исторические  этапы российского федерализма
      Принципы федеративного устройства
 
2. Конституционно-правовой  статус Российской Федерации  как федеративного государства
3. Литература
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Федеративное  устройство России
 
      Понятие и формы государственного устройства
 
Рассматривая вопрос о  федеративном устройстве Российской Федерации  необходимо для начала прояснить  суть самого понятия государственного устройства.
Наиболее удачное определение государственного устройства выглядит следующим образом: внутренняя организация государственной власти, принцип деления государства на отдельные части, юридический статус этих составных частей, принцип взаимоотношений между собой центральных и региональных (местных) государственных органов. Следовательно, государственное устройство определяет меру централизации
Существует две разновидности  государственного устройства: унитарная  и федеративная.
Унитарное государство представляет собой единое государство, не имеющее в своем составе государственных образований. Ему присущи следующие признаки:
- единый центр государственной  власти – единая система высших  и центральных органов власти;
- одна система законодательства;
- единое гражданство;
- единая судебная система;
- одноканальная система  налогов;
- административно-территориальные  единицы не обладают политической  самостоятельностью.
Федерация (от лат. Federation – союз, объединение) – сложная государственно-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти (управления государством) и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации.
Основные признаки федерации:
- определенная политическая  и юридическая самостоятельность  субъектов;
- двухуровневая система  законодательства – общефедеральная  и субъектов;
- субъекты федерации не  обладают государственным суверенитетом  и правом выхода из состава  федерации;
- в двухпалатном парламенте  одна из палат представляет  интересы субъектов;
- наличие двойного гражданства  (не во всех федерациях);
- двухканальная система  налогов;
- разграничение предметов  ведения федерации и ее субъектов.
Федерализация – это процесс  создания федеративного государства, децентрализации в федеративном государстве.
Субъект федерации – промежуточное политическое сообщество, которое выполняет связующую функцию между федеральным центром и образованиями (по вертикали) и является независимым центром политической воли в системе горизонтальных отношений с другими субфедеральными образованиями.
Федеральный центр – в нем сосредоточены важнейшие органы федеральной власти: законодательные, исполнительные, финансово-бюджетные, судебные и информационные органы; взаимодействие этих органов одновременно обеспечивает интеграцию всего гражданского сообщества и компромисс власти, как по вертикали, так и по горизонтали.
В контексте рамочного  государства федерация в целом  выступает как носитель постоянного  компромисса: по горизонтали – политического  взаимодействия; по вертикали –  между отдельно взятым субъектом  и федеральным центром; между  федеральным центром и отдельными группами субъектов.
В теории государства и  права различают симметричные и  асимметричные федерации.
Симметричной является федерация, где все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями.
Среди асимметричных выделяют три основных формы:
    федерация, где наряду с субъектами федерации в ее состав входят и другие территориальные образования, управление которыми осуществляется специально назначенным из центра должностным лицом;
    федерация, где субъекты юридически равноправны, но различаются по своему фактическому положению (например, Россия);
    так называемая скрытая асимметрия, в которой однопорядковые субъекты не во всем равны.
В зависимости от соотношения  предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов различают централизованные (интеграционные) и децентрализованные федерации. В централизованной федерации федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответствующими полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованной федерации федеральными органами передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации.
Труднейшей проблемой  федеративного устройства является распределение компетенции между  федеральной властью и властью  в субъектах федерации. Трудности  связаны с тем, что субъекты федерации  порой претендуют на чрезмерную самостоятельность  или даже на статус государственных  образований с суверенитетом. В  любом случае они обычно обладают своей конституцией, органами государственной  власти, гражданством. Федеральная  власть совместно с властями субъектов  федерации определяет федеральную  компетенцию, компетенцию субъектов  федерации и совместную компетенцию. Осуществление последней носит  сложный характер, нередко порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов.
Наличие у субъектов суверенитета и права свободного выхода предполагает не федеративную форму государственного устройства, а конфедеративную. Конфедерация – это договорное международно-правовое образование с элементами конституционного регулирования, созданное в целях координации политики, основанное на союзе суверенных государств, сохраняющих равноправие в конфедерации и не признающих ее верховенство (в прошлом такими были США, Швейцария, Германский союз).
Существуют также смешанные формы государственного устройства, как правило, переходные от унитарного к федерации и от федерации к унитарному государству. В таких государствах наряду с субъектами федерации существуют административно-территориальные единицы, не наделенные правами субъектов федерации и не входящие в состав субъектов федерации.
Определение оптимальной  формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства. Чтобы называться многонациональным, государству недостаточно иметь  среди своих граждан лиц различной  национальности. Речь идет об исторически  сложившихся национальных группах  населения, компактно проживающих  на различных частях территории государства. Такие национальные группы обычно носят  коренной характер, то есть проживают  на данной территории с далеких времен. Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих национальных групп. Каждая нация обладает своеобразным суверенитетом, который предполагает и решение вопроса о национальной государственности. Исторические особенности  и культурный уровень одних наций  определяет их желание жить в многонациональном  обществе, а других – создавать  свое национальное государство. Но в  любом случае нации стремятся  не допустить дискриминации и обеспечить себе свободное развитие, а объединяющее их государство – исключить основу для межнациональных конфликтов.
Другая функция государственного устройства состоит в создании необходимых  политико-правовых условий для эффективного экономического и социального развития всех частей государства. Этому может  мешать как чрезмерная централизация  власти, так и ее чрезмерная децентрализация. Цивилизованное государство заинтересовано в максимально возможной интеграции своего хозяйства при обеспечении  экономической свободы для всех граждан независимо от национальности. Важным является и равномерное экономическое  и социальное развитие, отсутствие отсталых в этом отношении регионов.
 
      Исторические этапы Российского федерализма
 
Возникшая в результате победы Октябрьской революции Российская Советская Республика являлась унитарным  государством. Она была провозглашена  в границах дореволюционной, царской  России. Однако многонациональность  России и провозглашение советской  властью права наций на самоопределение  активизировали тенденцию к распаду  России, возникшую еще до Октября, когда усилилось национально-освободительное  движение народов, разбуженных Февральской  революцией 1917 г.
Декларация прав трудящегося  и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов  рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г., провозгласила Россию федерацией. Подчеркивалось стремление "создать действительно свободный и добровольный, а, следовательно, тем более полный и прочный, союз трудящихся классов всех наций России".
Вскоре после Съезда началось практически формирование Российской Федерации, государственное строительство  ее составных частей1.
Принятая в июле 1918 г. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики закрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР.
В первой половине 1918 г. основной и единственной формой автономии была автономная республика. Однако уже во второй половине 1918 г. создается новая форма автономии – трудовая коммуна, а с 1920 г. начинает широко применяться еще одна форма автономии – автономная область. К концу 1922 г. основная масса народов России завершила создание своей автономии. Все эти автономии, образовавшиеся после принятия Конституции, формировались на основе законов центральной власти. После издания общероссийского закона о провозглашении автономии созывались учредительные съезды Советов автономных единиц, на которых акт провозглашения автономии реализовывался.
Высшей формой автономии  была автономная республика, которая  являлась государством, имеющим свой государственный механизм, свою конституцию (или закон, выполняющий ее функции).
Наряду с внутренним развитием  Российской Федерации в 1917 - 1922 годах  возникают и развиваются ее связи  с другими независимыми республиками, образовавшимися в это время.
Вступление РСФСР в  состав Союза ССР совпало с  завершением становления самой  Российской Федерации. С 1923 г. начинается новый этап в развитии формы государственного единства Республики. Он, прежде всего, характеризуется изменением форм автономии. Национальные округа как новая форма автономии являлись особенностью лишь Российской Федерации. Ни в одной другой союзной республике они не создавались.
В этот же период можно отметить и переход многих народов России к более высоким формам государственности. Первым шагом в этом направлении  стало преобразование округов Горской  АССР в автономные области, начавшееся в 1921 г.
Важным этапом в государственном  строительстве РСФСР стало принятие 21 января 1937 г. новой Конституции РСФСР. Эта Конституция закрепила наличие в составе Федерации 17 автономных республик и 6 автономных областей, которые перечислялись в Конституции, а также, подчеркнем еще раз, упомянула при установлении системы местных органов государственной власти о наличии в Республике национальных округов. В Конституции в самых общих чертах определялся правовой статус автономной республики и автономной области. После принятия Конституции РСФСР 1937 г. во всех автономных республиках были приняты конституции этих республик2.
В годы Великой Отечественной  войны сталинский тоталитарный режим  предпринял ряд репрессивных мер  по отношению к целым народам, населяющим Российскую Федерацию, некоторые  из которых были обвинены в сотрудничестве с немецко-фашистскими захватчиками.
Конституция РСФСР 1978 г. вновь зафиксировала суверенный статус РСФСР и ее право свободного выхода из СССР. В соответствии с Конституцией в составе Российской Федерации находились 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов (так стали называться бывшие национальные округа), которые были перечислены в ней поименно.
Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., в ст.1 провозгласила, что Российская Федерация – Россия – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления, По форме правления  Россия президентская республика с  элементами парламентской республики. Конституция РФ наделяет Президента значительными полномочиями. Президент  – глава государства, верховный  главнокомандующий, гарант Конституции, определяет основные направления внешней  и внутренней политики, назначает  с согласия Государственной Думы Председателя правительства, по предложению  последнего – министров, возглавляет  Совет Безопасности, вводит военное  положение, при определенных условиях распускает Государственную Думу и  прочее. Высшим представительным и  законодательным органом является Федеральное собрание, состоящее  из двух палат: Совета Федерации и  Государственной Думы. По форме государственного устройства Россия – федерация договорно-конституционная, ассиметричная, построенная по национальному (республики) и территориальному (края и области) признаку. РФ состоит из республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области  и автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию  и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют  свой устав и законодательство. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении  народов в Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все  субъекты Российской Федерации между  собой равноправны. В ст.65 главы "Федеративное устройство" Конституция установила, что в составе Российской Федерации  находятся 89 субъектов. Конституция 1993 г. продолжила процесс совершенствования  федеративных отношений. Она закрепляет положение, которое позволяет преодолеть крайние подходы к государственному устройству, которые культивируются определенными политическими силами: сепаратизм республик, то есть их выход  из состава Российской Федерации, с  одной стороны, и возврат к  унитарной структуре регионов - с  другой. Таким образом, только демократический  федерализм способен внести политическую стабильность в межнациональные  отношения. Идя по этому пути, новая  Конституция закрепила равенство всех субъектов Федерации, провела более четкое разделение предметов ведения и полномочий федеральной власти и власти субъектов Федерации.
 
      Принципы федеративного устройства России
 
В юриспруденции под принципами понимаются основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм. Как указано в ст. 5 Конституции федеративное устройство основано на ее государственной целостности, единстве системы органов государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов, равноправии и самоопределении народов страны. Исходя из содержания данной статьи, можно сформулировать следующие принципы федеративного устройства.3
1. Верховенство Конституции и федеральных законов
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 4), «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».
Верховенство федеральных  законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение». Из этого вытекает требование точного  соответствия Конституции и федеральным  законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов  и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного  ведения Федерации и ее субъектов. Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции или федеральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. Как следует из смысла данной статьи Конституции, это правило действует на всей территории Российской Федерации4.
Ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации устанавливает гарантии и пределы действия и применения федеральных законов, а также  законов и иных актов субъектов  Федерации, изданных по предметам ведения  Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения  Федерации и ее субъектов. В данной статье указано, что «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон».
Из данного положения  вытекают два практических последствия.
Во-первых, любой акт субъекта Федерации, в том числе и закон  республики в составе Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, изданному по предметам исключительного  ведения Российской Федерации и ее совместного ведения с субъектами Федерации, не подлежит применению, так как согласно Конституции в этом случае действует федеральный закон.
Во-вторых, приоритет федерального закона относится также и ко всем иным нормативным правовым актам, изданным в Российской Федерации; актам федеральных  органов – Правительства, федеральных  министерств, государственных комитетов  и иных ведомств, поскольку они  также изданы в Российской Федерации.
Несмотря на то, что в  Конституции Российской Федерации  определены основные принципы верховенства Конституции и федеральных законов, «данный основополагающий государственный  принцип нарушается». Так, во многих республиках Российской Федерации  закреплено юридическое верховенство их конституций по отношению к  федеральной Конституции (Ингушетия, Калмыкия, Татарстан, Башкортостан, Тыва, Кабардино-Балкарская Республика).
Некоторые субъекты установили в одностороннем порядке приоритет  республиканского законодательства над  федеральным, закрепили право приостановления  на территории республики действия законов  и иных нормативных актов Российской Федерации, если они противоречат Конституции  или законам субъектов Российской Федерации (Саха, Коми, Тыва, Татарстан, Башкортостан).
2. Равноправие субъектов федерации
Конституция Российской Федерации  в ч. 1 ст. 5 закрепляет, что «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации».
Это равноправие также  состоит в предоставлении всем субъектам  Российской Федерации прав принятия законов (ст. 76 К. РФ).
Объем принадлежащих исключительно  Российской Федерации предметов  ведения и полномочий должен быть достаточным для защиты интересов  всего многонационального народа России. А они не могут быть защищены, если Федерация не обеспечит единого правового регулирования в сфере экономики, социального, культурного развития, если не будут гарантированы права и свободы человека и гражданина в рамках всего исторически сложившегося государства, не будет выработана единая политика в сфере межнациональных отношений5.
Равноправие субъектов Российской Федерации состоит также в  равном представительстве всех субъектов  в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: «В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти» (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ).
В то же время между субъектами Федерации имеются определенные различия в государственной организации  субъектов, в частности:
Республика является государством в составе Федерации (ч. 2 ст. 5 К. РФ). Она обладает всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе Российской Федерации.
За республиками закреплено право на принятие Конституций, в  то время как остальные субъекты Федерации принимают Уставы «Республика (государство) имеет свою конституцию  и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет  свой устав и законодательство» (ч.2 ст. 5 К. РФ).
Республики в составе  Российской Федерации самостоятельно определяют систему своих органов  государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной  власти в Российской Федерации и  законодательством республики. Помимо этого республики имеют право  на именование своих органов государственной  власти высшими. Так, каждая республика имеет свой законодательный (представительный) орган – Парламент; главу исполнительной власти или главу республики (Президента); свое Правительство; Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд.
Только республики наделены правом устанавливать свои государственные языки: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации» (ч. 2 ст. 68 К. РФ). Централизованно регламентировать эти вопросы – значит вторгаться, вмешиваться в их внутренние национальные дела.
В настоящее же время идет усиленный процесс подрыва суверенных прав Российской Федерации путем  одностороннего их присвоения субъектами Федерации, посредством закрепления  права объявления военного положения (Республика Тыва), принятия республиканских  законов о воинской службе (Республика Башкортостан, Саха (Якутия), Тыва), решения  вопросов обороны, безопасности и судоустройства (Адыгея), отнесения к компетенции  президента республики установления порядка  образования территориальных воинских и иных формирований (Саха (Якутия)), отнесения всех природных ресурсов, находящихся на территории субъекта, к его исключительной собственности (Тыва, Ингушетия, Саха (Якутия)), и др.
3. Государственная целостность
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности.
Ч. 3 ст. 4 Конституции РФ говорит, что «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».
А ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, что «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности …».
Российская Федерация  состоит из государств, государственно-территориальных  и национально-государственных образований, созданных для достижения общих  целей с помощью федеральной  власти. Это предполагает стремление субъектов Российской Федерации  к государственному, политическому  и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной  целостности Российской Федерации6.
Государственная целостность  Российской Федерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью  ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает  установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий  для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч.1 ст. 8 Конституции РФ); верховенством  Конституции РФ и федеральных  законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 К. РФ); единым гражданством Российской Федерации (ст. 6 К. РФ); отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия Российской Федерации, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности России, единству системы государственной власти.
Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение –  одной из важнейших его функций.
Безопасность Российской Федерации достигается единой государственной  политикой в данной области, соответствующими краткосрочными и долгосрочными  федеральными программами, системой мер  экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам  жизненно важным интересам личности, общества и государства.
О важности территориальной  целостности Российского государства  говорит сам факт помещения данного  конституционного положения в гл. 1 Конституции.
4. Единство системы  государственной власти
Закрепляя принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, Конституция Российской Федерации в то же время подчеркивает, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти7.
Указание на то, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной  власти означает, что Российская Федерация  берет на себя обязательство руководствоваться  основными принципами федерализма, в соответствии с которыми субъекты Федерации, как бы они ни назывались, имеют право на им принадлежащие и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия.
Единство системы государственной  власти выражается в наличии единого  органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную  власть. Юридические признаки единства системы государственной власти состоят в том, что совокупная компетенция государственных органов  охватывает все полномочия, необходимые  для осуществления функций государства, а те или иные органы этой системы  не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при  одних и тех же обстоятельствах  взаимоисключающие правила поведения.
В Российской Федерации государственная  власть реализуется системой, в которую  входят федеральные государственные  органы – Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации (ст. 11 Конституции  РФ).
Следует также сказать, что  государственная власть субъектов  Российской Федерации является неотъемлемой составной частью единой системы  государственной власти в Российской Федерации и распространяется на территорию субъектов Российской Федерации. Она осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов  Российской Федерации.
Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  несут ответственность за соблюдение Конституции и законов Российской Федерации, за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации.
Местные органы государственной  власти несут конституционную ответственность  за действия, нарушающие единство системы  государственной власти в Российской Федерации. Формы ответственности  местных органов государственной  власти за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации устанавливаются  конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации8.
5. Разграничение  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ
Ч. 3 ст. 11 Конституции РФ гласит, что «разграничение предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении  предметов ведения и полномочий».
Характерная черта всякой федерации – разграничение предметов  ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в нее  субъектов. Конституция Российской Федерации указывает на три способа  разграничения предметов ведения  и полномочий – собственно конституционный, договорный (ч. 3 ст. 11) и законодательный (ст. 76).
Основной закон России определяет предметы ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного  ведения (ст. 72), а также полноту  государственной власти субъектов  Российской Федерации (ст. 73).
Конституционные требования организации публичной власти в  России предполагают неукоснительное  соблюдение органами власти ст. 71 Конституции  Российской Федерации, устанавливающей  предметы исключительного ведения  Российской Федерации. Эти предметы не могут быть переданы в ведение субъектов Российской Федерации или в сферу их совместного с Российской Федерацией ведения иначе, чем через внесение изменений в Конституцию Российской Федерации.
«Вне пределов ведения  Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации  обладают всей полнотой государственной  власти» (ст. 73 К. РФ).
Эта статья важна для определения  предметов ведения, принадлежащих  исключительно субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам9.
«Исключительность» предметов  ведения Российской Федерации, согласно ст. 76 Конституции РФ, выражается, прежде всего, в том, что по предметам  ведения Российской Федерации принимаются  федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие  прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Поэтому органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  могут осуществлять по предметам  ведения Российской Федерации лишь исполнительно-распорядительные полномочия, но только в случаях и пределах, установленных Федерацией.
По предметам совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  издаются федеральные законы и принимаемые  в соответствии с ними законы и  иные нормативные правовые акты субъектов  Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов  и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76 Конституции РФ).
Во всех частях ст. 76 Конституции  РФ речь идет о порядке разрешения противоречий между федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами. Это, однако, не означает, что  законам могут противоречить  ненормативные акты, в частности  акты о назначении либо смещении должностных  лиц, изданные с нарушением федерального закона, имеющего приоритет по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации.
Совершенно очевидно, что  конституционное разграничение  предметов ведения не имеет под  собой серьезной научной проработки». Наиболее важные направления общественной деятельности, бесспорно, отнесены к  ведению Федерации. Статьей 72 Конституции  РФ также определены и предметы совместного  ведения. Предметы же ведения субъектов  Федерации оказались неопределенными: трудно назвать какие-нибудь более  или менее значимые предметы исключительного  ведения субъектов Российской Федерации, поскольку им практически ничего не осталось. В этом видится одна из причин несоответствия законодательства субъектов Российской Федерации  федеральному законодательству.
Итак, в действительности, несмо
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.