Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


доклад Жизнь М.М Сперанского

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 04.05.2013. Год: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования  и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Новосибирский Государственный Педагогический Университет»
Институт истории  гумманитарного  и социального образования.
 
 
 
 
Доклад  на тему:
Жизнь М.М Сперанского
 
 
Выполнила: студентка ИИГСО
 Монгуш Сай-Суу 13 группы
Проверил: доктор юридических  наук
Путятин Вячеслав Дмитриевич
 
 
 
 
 
 
Новосибирск 2012 год
 
Содержание
 
Введение
Глава I.  Восхождение
Глава II. Идеи М.М. Сперанского  и Александра I - план реформ
Глава III. Реформы М.М. Сперанского (Причины неудач)
Глава IV. Падение и жизнь  в изгнании
Глава V. Закат
Заключение
Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
Россия вступила в XIX век  абсолютной (самодержавной) монархией. Во главе пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами. Однако нарастание элементов капиталистического развития, разложение феодально-крепостнического строя предопределили реформирование системы власти. Наиболее дальновидные политики начинали понимать, что задержка в экономическом развитии и все  возраставшее отставание страны от Запада не способствуют росту ее международного влияния и ослабляют решение  многих внутренних проблем. Необходимость  модернизации становилась все ощутимее.
Именно с этим столкнулся Александр I в своих попытках преобразования России. Он вступил на престол в 1801 году и не рискнул прямолинейно проводить  политику абсолютизма. Первые его внутренние мероприятия были связаны с изменением наиболее одиозных распоряжений Павла I. Он выступил против деспотизма и самодурства своего отца, обещая проводить политику «по законам и сердцу» Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. Ближайшими советниками Александра на первое время становятся его молодые друзья, образовавшие «негласный комитет». Проекты, которые они совместно разрабатывали не привели к коренным реформам. Дело ограничилось лишь некоторыми частными преобразованиями, которые слегка подновили фасад Российской империи. В 1802 году в замен петровских коллегий были введены новые органы управления - министерства: иностранных дел, военно-сухопутных сил, военно-морских сил, финансов, коммерции, юстиций, внутренних дел и народного просвещения. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. В этом же году был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе власти. Его участие в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов. Важной вехой был «указ о вольных хлебопашцах» 1803 года, согласно которому помещики получили право освобождать крестьян с землей за выкуп. Это нововведение свидетельствовало о серьезных намерениях императора. Большие успехи были достигнуты в начинаниях царя в области образования. Но уже в 1804 году реформаторская деятельность Александра I идет на спад. Россия  все больше втягивается во внешней политике в войны с Наполеоном. Участие в двух коалициях против Франции, походы и неудачи русской армии существенно охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра. Члены негласного комитета один за другим стали удалятся от него и их пустующие места в конечном итоге занял один человек, который стал единственным доверенным сотрудником императора - это был Михаил Михайлович Сперанский.
 
 
 
 
 
 
 
Глава I
Восхождение
Михаил Михайлович Сперанский родился в 1772 году во Владимирской губернии в селе Черкутино. Отец его был  священником сельской церкви. Он мало уделял внимание своему дому и семье, поэтому все заботы по быту целиком  и полностью лежали на матери. С  раннего утра и до позднего вечера она занималась хозяйственными делами. Сын же ее, бывший долгое время единственным, рос предоставленным самому себе, то есть имел ту свободу, что как  воздух необходима для возникновения  из маленького человеческого существа большой личности.
Слабому физически от рождения Сперанскому было трудно угнаться за своими сверстниками в их забавах  и шалостях. Оттого почти все свое время он проводил в одиночестве  или же в общении с дедом  Василием, сохранившим замечательную  память на разные житейские истории. Именно от него получил будущий государственный  деятель первые сведения об устройстве мира и месте человека в нем.
Родительский дом Сперанский покинул на восьмом году жизни. Около 1780 года с помощью родственников  он был устроен во Владимирскую епархиальную семинарию. По сложившейся традиции сыну священника надлежало продолжать дело отца.
В середине 80-х годов XVIII в. во Владимирской семинарии существовали порядки, которые во многом отражали общественные нравы конца правления  Екатерины II. В частности, там, как  и в других учебных заведениях, широко применялись телесные наказания, в том числе и битье провинившихся  розгами. М. Сперанский сразу же проявил  себя достаточно дисциплинированным воспитанником  и бит не был.
Летом 1788 года Владимирская семинария была объединена с Суздальской  и Переяславской семинариями в одно учебное заведение, расположившееся в Суздале. Однако долго жить здесь Сперанскому не пришлось. Причиной тому были изменения, начавшиеся в системе церковного образования. Синод русской православной церкви в конце XVIII в. был озабочен низким уровнем подготовки священнослужителей. Во многих семинариях, по мнению Синода, слушателям не давали достаточных знаний. Поэтому было принято решение о создании на базе Славяно-греко-латинской семинарии, располагавшейся в Александро-Невском монастыре Петербурга, "главной семинарии", которая в 1797 г. была преобразована в Духовную академию.
Программа нового учебного заведения  была составлена с учетом рационалистического  и философского духа того времени. Она  предусматривала безусловное изучение как традиционных семинарских дисциплин - теологии, метафизики, риторики, так  и дисциплин светских - математики, истории, греческого языка. В распоряжении семинаристов была богатейшая библиотека, в которой имелись в подлинниках  труды многих западноевропейских мыслителей. По решению Синода в Александро-Невскую  семинарию направлялись лучшие слушатели  провинциальных семинарий со всей России. В их число удостоился чести попасть  и Михаил Михайлович Сперанский, по направлению прибывший в столицу.
Чрезвычайно интенсивный  характер обучения в «главной семинарии» вместе с суровым монашеским воспитанием  воздействовали на семинаристов в сторону  выработки у них способности  к продолжительным и напряженным  умственным занятиям. Постоянные упражнения в написании сочинений развивали навыки строгого, логичного письма. Господствовавший дух угождения старшему и сильному, порабощения младшего и слабого формировал страх перед власть предержащими, но и в условиях строжайшей дисциплины у семинаристов находились время и возможность "согрешить": выпить, поиграть в карты и т. д. Однако в отличие от большинства своих товарищей, Сперанский предпочитал проводить свои свободные часы не в доступных развлечениях, а в чтении имеющихся книг. Это время в его жизни было периодом интенсивных движений ума, и окончательного духовного созревания.  В самообразовании своем он вышел далеко за рамки религиозных вопросов нравственного бытия человека и будто под воздействием некой внутренней силы заинтересовался существующим в человеческом обществе механизмом властвования и средствами управления людьми. Все это позволило Сперанскому стать одним из наиболее эрудированных семинаристов.
Выпускникам Александро-Невской  семинарии надлежало возвращаться преподавателями в те семинарии, откуда их направили. М. Сперанскому  было сделано предложение остаться работать в Петербурге. Весной 1792 г. он был определен на должность учителя математики "главной семинарии" России. Несомненные успехи молодого преподавателя, не остались незамеченными руководством учебного заведения и через три месяца Сперанскому поручают вести курсы физики и красноречия, позднее - курс философии. Его жалованье при столь высокой загруженности составило 275 рублей в год. Эта была небольшая сумма, особенно для молодого человека, жившего в столице.
 В 1796 г. в жизни  М. Сперанского произошли изменения,  которые во многом определили  его дальнейшую судьбу. В поисках  дополнительных заработков он  устроился личным секретарем  к генерал-прокурору А. Б. Куракину  и некоторое время стал совмещал преподавательскую деятельность с работой у князя. Но уже в конце декабря 1796 г. он прекращает преподавание, вероятно не предполагая, что вернется к нему в других условиях, и вливается в состав бесчисленной армии российского чиновничества. Впоследствии сам Сперанский не раз будет жаловаться на то, что выбрал себе эту долю, однако тогда в момент выбора он был полон благих надежд и уверенности, что станет знаменитым и непременно прославит свое имя какими-нибудь великими свершениями.
Эти изменения в жизни  Сперанского произошли в тот  год, когда на российский престол  взошел 42-летний Павел I. Исследователи  отечественной истории по-разному  оценивали деятельность этого императора. Дворянский историк Н. К. Шильдер считал правление Павла "временем слепой прихоти и насилия", "периодом бреда и хаоса". Совершенно противоположную оценку давал известный историк и дипломат второй половины XIX века Д. Д. Милютин, называвший царствование Павла "временем преобразований, которыми вводились порядок и управление". Именно в такой сложный и противоречивый период начинала складываться чиновничья карьера Михаила Михайловича Сперанского.
Восхождение  его по служебной  лестнице было в полном смысле слова  стремительным. Уже через три  месяца после своего вступления в  гражданскую службу, он получил чин  коллежского асессора, еще через  девять месяцев - 1 января 1798 года - был  назначен надворным советником. Спустя двадцать с половиной месяцев  в сентябре 1799 года - коллежским советником. Не прошло и трех месяцев, как он сделался статским советником. А уже 9 июля 1801 года - Сперанский стал действительным статским советником. Всего за четыре с половиной года, мы видим, как из домашнего секретаря знатного вельможи он превратился в видного сановника Российской империи и как пишет первый биограф Сперанского, бывший соученик А.С. Пушкина по Царскосельскому лицею барон М.А. Корф: "в четыре с половиною года наш семинарист, из домовых секретарей частного человека, достиг звания Государева статс-секретаря, важной должности в составе государственного управления, чина, называемого в просторечии генеральским, и не только значительного, по тогдашнему времени, служебного содержания, но уже и пожизненной пенсии".
Однако не сама по себе быстрота продвижения Сперанского по служебной  лестнице достойна здесь удивления, удивительно другое: как и каким  образом, это ему удалось?
Имея перед глазами  его карьеру, вполне естественно  предположить, что Сперанский пользовался  постоянным покровительством какой-либо знатной особы. Но в том-то вся  загадка и состоит, что не было за его спиной этой знатной особы  и можно лишь строить догадки, что для успешной карьеры он обращал  в покровителя каждого своего нового начальника. Особое отношение  к Михаил Михайловичу со стороны руководства можно объяснить его умом, педантичностью, умением в кратчайшие сроки подготовить любой документ в рамках существовавших законов.
Вступив на поприще статской службы, Сперанский постепенно проникся чувством безверия в возможности  личности превозмочь обстоятельства, перестроить что-либо в них по собственному усмотрению, быть независимой. В связи, с чем в это время  в его характере усматривают  качества отсутствия твердых убеждений; возникает даже мнение о противоречивости его натуры. «Он не имел ни характера, ни политической, ни даже частной правоты» - замечает М.А. Корф.
В последние годы правления  Павла I Сперанский пребывал в состоянии  душевного кризиса. Равнодушие, скука, недовольство своим положением явно преобладали среди его настроений. Он стал видеть себя, как «существо» бессильное, обреченное на покорность судьбе и неспособное справиться с общественным злом. Счастливец, сделавший  блестящую карьеру, вдруг понял, что пирамида должностей есть не что  иное, как пирамида клеток, поскольку, чем более высокой должности  достигает кто-либо, тем в более  тесную клетку попадает.
 
Чиновничья жизнь стала  явно тяготить Сперанского. «Я живу по-прежнему, то есть в хлопотах и скуке»,- читаем мы в его письмах начала XIX века. Однако в этих жалобах скрывается и неутоленная жажда настоящей, плодотворной деятельности и перемен.
Восшествие на престол  Александра I враз нарушило однообразный чиновничий мир. Кого-то отправили на пенсию, кого-то в провинцию, а кого и в ссылку, иных же ожидало повышение по службе. В марте 1801 г. Сперанский получил новое назначение. Ему повелевали состоять статс-секретарем при Д. П. Трощинском, который, в свою очередь, исполнял работу государственного секретаря при Александре I. Таким образом, Михаил Михайлович оказался в кругу лиц, которые во многом определяли политику государства. По своей должности Трощинский обязан, был представлять императору доклады и редактировать исходящие от него бумаги. Не имевший себе равных в тогдашней России по искусству составления канцелярских бумаг Сперанский неизбежно стал правой рукой своего нового начальника. Трощинский начал поручать ему составление манифестов и указов, которых в первые годы правления Александра I было великое множество.
Способности помощника Д. П. Трощинского привлекли к себе внимание членов Негласного комитета. Летом 1801 г. В. П. Кочубей взял Сперанского в свою "команду". В это время в Негласном комитете шла работа по преобразованию созданных еще Петром I коллегий в министерства. Дело двигалось успешно, и указом от 8 сентября 1802 г. в России учреждались восемь министерств. Министры имели право личного доклада императору, который утверждал их мероприятия. Члены Негласного комитета были назначены на видные посты во вновь образованных министерствах. В. П. Кочубей возглавил Министерство внутренних дел. Он по достоинству оценил способности Сперанского и уговорил Александра I, чтобы тот позволил Михаилу Михайловичу работать под его руководством. В июне 1802 г., в возрасте тридцати лет, Сперанский возглавил в Министерстве внутренних дел отдел, которому предписывалось готовить проекты государственных преобразований.
Подготавливая документы, Сперанский существенно корректировал стиль  их написания, отказываясь от стиля, сложившегося еще во времена Петра I. И. И. Дмитриев, возглавлявший в  те времена Министерство юстиции, позднее  вспоминал, что М. М. Сперанский был  у В. П. Кочубея "самым способным  и деятельным работником. Все проекты  новых постановлений и его  ежедневные отчеты по Министерству им писаны. Последние имели не только достоинство новизны, но и со стороны  методического расположения, весьма редкого и поныне в наших приказных  бумагах, исторического изложения  по каждой части управления, по искусству  в слоге могут послужить руководством и образцами". Фактически Сперанский положил начало преобразованию старого  русского делового языка в новый.
Время работы М. М. Сперанского  в Министерстве внутренних дел, приходящееся на 1802- 1807 гг., - это относительно спокойный  отрезок его жизни. Михаил Михайлович пребывал на вторых ролях, выступая по преимуществу исполнителем, хотя и  наделенным даром и возможностью творчества. Тогда же он стал получать от императора, пока еще не лично, а  через посредство Кочубея, более  интересные поручения. Так в 1803 году Александр I поручил ему составить  « Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». При ее разработке Сперанский проявил себя активным сторонником  конституционной монархии, создаваемой  путем постепенного реформирования общества, на основе тщательно разработанного плана. Однако практического значения записка не имела.
В 1806 году произошло личное знакомство Сперанского с Александром I. Часто болевший в тот год  Кочубей начал посылать своего помощника  с докладами к государю. Это  дало Сперанскому широкую возможность  показать себя, и можно сказать  уверенно, что данной возможностью он воспользовался в полной мере. Александр I проявил интерес к нему, оценил его выдающиеся способности. Сперанский привлек императора тем, что не был  похож как на екатерининских вельмож, так и на молодых друзей из «Негласного  комитета». Император стал приближать его к себе, поручая ему «частные дела». Уже в 1807 году Сперанского  несколько раз приглашают на обед ко двору. Осенью этого же года ему  поручают сопровождать Александра I в  Витебск на военный осмотр, а год  спустя, - в Эрфурт на встречу с  Наполеоном. Согласно рассказам очевидцев, в Эрфурте каждый из императоров, желая показать собственное величие, стремился блеснуть своей свитой. Наполеон продемонстрировал сопровождавших его и полностью от него зависящих  немецких королей и владетельных принцев, а Александр I своего статс-секретаря. О его роли в государственных  делах Российской империи Наполеон, видимо, имел достаточную информацию и оценил способности молодого чиновника. Участники русской делегации  с завистью отмечали, что французский  император оказал большое внимание Сперанскому и даже в шутку  спросил у Александра: «Не угодно ли Вам, государь, поменять мне этого  человека на какое-нибудь королевство?». Примечательно, что через несколько  лет эта фраза получила в общественном мнении другое толкование и сыграла  определенную роль в судьбе Сперанского.
Возвращаясь из Эрфурта в  Петербург, Александр I назначил Сперанского  товарищем (т.е. заместителем) министра юстиций и одновременно сделал его  главным советником в государственных  делах. Это был уже знак высокого доверия. Впоследствии в письме к  императору Сперанский вспоминал: «В конце 1808 года, после разных частных дел  Ваше Величество начали занимать меня постояннее предметами высшего управления, точнее знакомить с образом Ваших мыслей… и нередко удостаивая меня провождать со мной целые вечера в чтении разных сочинений, к сему относящихся. Изо всех сил упражнений, из стократных, может быть, разговоров и рассуждений Вашего Величества надлежало, наконец, составить одно целое. Отсюда произошел план всеобщего государственного образования».
Таким образом, план реформ, составленный М. М Сперанским в виде обширного документа «Введение  к уложению государственных законов», был как бы изложением мыслей, идей и намерений не только реформатора, но и самого государя. Как верно  замечает современный исследователь  этой проблемы С.В. Мироненко, «самостоятельно, без санкции царя и его одобрения, Сперанский никогда не решился бы на предложение идей, чрезвычайно  радикальных в условиях тогдашней  России». Что же это были за идей?
Глава II.
Идеи М.М. Сперанского и  Александра I - план реформ
Наиболее полно взгляды  нового реформатора М.М. Сперанского  отражены в записке 1809 года - «Введение  к уложению государственных законов». В ней он высказал свое мнение не только по поводу отдельных конкретных проблем государственного развития и правопорядка, но и дополнительно  объяснил и обосновал свои мысли  на основании теории права или  даже скорее философии права.
Сперанский указывает  на то, что живые силы государства  могут проявляться либо в сосредоточенной  форме (в единении друг с другом), либо порознь, будучи распределенными  среди отдельных людей. В первом случае, говорил он, они способствуют развитию государственной власти и  ее политических привилегий, а во втором случае, напротив, они поддерживают права подданных. Сперанский пишет: «Если бы права государственной  власти были неограниченны, если бы силы государственные соединены были в державной власти и никаких  прав не оставляли бы они подданным, тогда государство было бы в рабстве  и правление было бы деспотическое». По мнению Сперанского, подобное рабство  может принимать две формы, точнее иметь как бы две ступени. Первая форма исключает подданных не только из всякого участия в использовании  государственной власти, но к тому же отнимает у них свободу распоряжаться  своей собственной личностью  и своей собственностью. Вторая, более мягкая, также исключает  подданных из участия в управлении государством, однако оставляет за ними свободу по отношению к собственной  личности и к имуществу. Следовательно при такой более мягкой форме подданные не имеют политических прав, но за ними остаются права гражданские. А наличие их означает, что в государстве в какой то степени есть свобода. Но свобода эта не достаточно гарантирована и может легко нарушаться со стороны государственной власти, поэтому- объясняет Сперанский- необходимо предохранять ее -по средствам создания и укрепления основного закона, то есть Политической конституции. Гражданские права должны быть перечислены в ней «в виде первоначальных гражданских последствий, возникающих из прав политических», а гражданам должны быть даны политические права, при помощи которых они будут в состоянии защищать свои гражданские права и свою гражданскую свободу.
Итак, по убеждению Сперанского, гражданские права и свободы  недостаточно обеспечены законами и  правом. Без конституционных гарантий они сами по себе бессильны, а следственно  и излишни. Поэтому именно требование укрепления гражданского строя легло  в основу всего плана государственных  реформ Сперанского и определило их основную мысль - «правление, доселе самодержавное, поставить и учредить на законе». Иными словами Сперанский считал необходимым издание основных законов, которые станут гарантией  гражданской свободы. Идея его здесь  состоит в том, что государственную  власть надо построить на постоянных началах, а правительство должно стоять на прочной конституционно - правовой основе и таким образом  его власти должны быть поставлены точные пределы, а деятельность его  должна протекать строго в отведенных рамках закона. Эта идея вытекает из склонности находить в основных законах  государства прочный фундамент  для гражданских прав и свобод. Она несет в себе стремление обеспечить связь гражданского строя с основными  законами и крепко поставить его, именно опираясь на эти законы.
Сперанский в программе  своих реформ говорит также о  необходимости создания правового  государства, которое в конечном итоге должно быть государством конституционным. Он объясняет, что безопасность человека и имущества - это первое неотъемлемое достояние всякого общества, поскольку  неприкосновенность является сутью  гражданских прав и свобод, которые  имеют два вида : свобод личных и свобод вещественных.
Содержание личных свобод: 1. Без суда никто не может быть наказан; 2. Никто не обязан отправлять личную службу, иначе как по закону.
Содержание свобод вещественных: 1. Всякий может располагать своей  собственностью по произволу, сообразно  общему закону; 2. Никто не обязан ни платить податей и повинностей  иначе, как по закону, а не по произволу.
Таким образом мы видим, что Сперанский повсюду воспринимает закон, как метод защиты безопасности и свободы. Однако он видит, что необходимы гарантии не только от произвола исполнительной власти, но и от произвола законодателя. Реформатор подходит к требованию конституционно - правового ограничения власти, чтобы правительство при выполнении своих функций принимало во внимание существующее право. Согласно Сперанскому это не привело бы к ослаблению государственной власти, а напротив придало бы ей большую стабильность.
Для решения задачи о подчинении власти праву, то есть законам, не подлежащим изменениям, Сперанский считает необходимым  наличие системы разделение власти. Здесь он полностью принимает  идеи, господствовавшие тогда в Западной Европе и пишет в своей работе, что: «Нельзя основать правление на законе, ели одна державная власть будет составлять закон и исполнять его». Поэтому Сперанский видит разумное устройство государственной власти в ее делении на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную при сохранении самодержавной формы.
Поскольку обсуждение законопроектов предполагает участие большого количества людей, то необходимо создать специальные  органы, представляющие законодательную  власть - Думы. Они должны состоять из избранных представителей. Но право  избирать их не может принадлежать одинаково всем. Сперанский оговаривает, что целью законов является защита личности и собственности. Следовательно чем больше у человека имущества, тем больше он заинтересован в защите прав собственности. А из этого делается вывод, что только люди обладающие собственностью больше заботятся «о доброкачественности законов» и правильнее могут о них судить. Поэтому те, кто не имеют ни недвижимого имущества, ни капитала, исключаются из процесса выборов. Правило это особенно необходимо соблюдать, подчеркивал Сперанский, потому что неимущих всегда больше, чем имущих, и они легко могут получить перевес в собрании, а значит и приобрести наибольшее влияние на законодательный процесс. Таким образом мы видим, что демократический принцип всеобщих и тайных выборов чужд Сперанскому, а в противовес этому он выдвигает и придает большее значение либеральному принципу разделения власти. При этом Сперанский рекомендует широкую децентрализацию, то есть наряду с центральной Государственной Думой должны создаваться также местные думы: волостные, уездные и губернские. Согласно проекту предполагалось, что волостную думу будут составлять земельные собственники волости и депутаты от государственных крестьян (по одному от 500 человек). Она призвана решать вопросы местного характера, а также выбирать волостное правление и депутатов в уездную думу. В свою очередь члены уездной думы занимаются делами своего округа и выбирают уездное правление и депутатов губернской думы. Последняя и должна избирать из своих членов депутатов для высшего представительного органа - Государственной думы. Таким образом она формировалась бы в результате трехстепенных выборов.
Основной целью деятельности Государственной думы было обсуждение и принятие бюджета и законопроектов, предложенных правительством. Без согласия Государственной думы самодержец не имел права издавать законы, за исключением  тех случаев, когда речь шла о  спасении отечества. Однако в противовес император всегда мог распустить депутатов и назначить новые  выборы. Следовательно Государственная дума своим существованием как бы была призвана давать лишь представление о нуждах народа и осуществлять контроль за исполнительной властью.
Исполнительная власть в  свою очередь у Сперанского представлена правлениями - волостными, уездными и  губернскими, а на высшем уровне - министерствами, которые формировал сам император. Причем министры, как уже отмечалось, должны были нести ответственность  перед Государственной Думой, которая  наделялась правом просить об отмене незаконных актов, а также организовывать процедуры расследования с целью  изобличения министров в злоупотреблениях служебным положением. В этом и  заключается принципиально новый  подход Сперанского, выраженный в стремлениях  поставить чиновников, как в центре, так и на местах под контроль общественного  мнения.
Судебная ветвь власти в проекте реформ была представлена областными, уездными и губернскими  судами, состоящими из выборных судей  и действующих с участием присяжных. Высшую судебную инстанцию составлял  Сенат, члены которого избирались пожизненно Государственной Думой и утверждались лично императором.
Поскольку каждая из трех ветвей в системе власти должна была располагать  некоторой самостоятельностью по отношению  к другим, то единство государственной  власти, согласно проекту Сперанского, воплощалось бы лишь в личности монарха. Оно было обеспечивалось бы тем, что монарх, в качестве носителя государственного суверенитета, оставался единственным представителем всех ветвей власти, возглавляя их. Поэтому Сперанский считал , что нужно создать учреждение, которое будет заботится о плановом сотрудничестве между отдельными органами власти и будет являться как бы конкретным выражением принципиального воплощения государственного единства в личности монарха. По его замыслу, таким учреждением должен был стать Государственный Совет, представляющий собой совещательный орган назначаемых монархом сановников. В своей деятельности он как бы соединял в себе всю законодательную, исполнительную и судебную власть, согласовывая и корректируя их взаимодействие. На заседаниях совета планировалось обсуждать все крупные государственные мероприятия, законодательные предложения и финансовые проблемы до их внесения в Государственную Думу. Одновременно Государственный Совет должен был выступать блюстителем исполнения законодательства во всех областях управления, и через него планировалось поступление к государю всех дел от нижестоящих органов, что позволяло бы достигать единства в работе правительства.
Таким образом в программе своих реформ Сперанский не только разработал но и заложил определенную систему сдержек и противовесов в деятельности высших государственных органов при верховенстве власти императора. Он утверждал что уже на основе этого задается само направление реформ и речь может идти только о том, чтобы устроить новые государственные учреждения таким порядком, при котором они постепенно и все больше стали бы принимать характер подлинных конституционных институтов внутри самодержавной государственной формы.
Итак, Сперанский считал Россию зрелой, чтобы приступить к реформам и получить конституцию, обеспечивающую не только гражданскую, но и политическую свободу. В докладной записке  Александру I он возлагает надежды  на то, что "если Бог благословит  все начинания, то к 1811-му году... Россия воспримет новое бытие и совершенно во всех частях преобразится".
Сперанский утверждает, что  в истории нет примеров того, чтобы  просвещенный коммерческий народ долго  оставался в состоянии рабства  и что нельзя избежать потрясений, если государственное устройство не соответствует духу времени. Поэтому  главы государств должны внимательно  наблюдать за развитием общественного  духа и приспособлять к нему политические системы. Из этого Сперанский делал  выводы, что было бы большим преимуществом - возникновение в России конституции  благодаря «благодетельному вдохновению  верховной власти».
Но верховная власть в  лице императора разделяла не все  пункты программы Сперанского. Александра I вполне устраивали лишь частичные  преобразования крепостнической России, сдобренные либеральными обещаниями и  отвлеченными рассуждениями о законе и свободе. Хорошо знавший его  А.Чарторыйский писал: «Император любил наружные формы свободы подобно тому, как увлекаются зрелищами. Ему нравился призрак свободного правительства, и он хвастал им; но он домогался
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.