Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление качеством труда и продукции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.05.2013. Год: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
1. Управление качеством труда  и продукции
1.1 Современное представление о  качестве
1.2 Модели управления качеством
1.3 Зарубежный опыт управления  качеством продукции
2 Организационно-экономическая характеристика  СПК «Коптевка
2.1 Местонахождение и условия  деятельности хозяйства
2.2 Характеристика структур управления  хозяйства
2.3 Организационно-экономическая характеристика
3. Управление качеством труда  и продукции в СПК Коптевка
4. Пути совершенствования управления  качеством
Заключение
Литература
ВЕДЕНИЕ
Проблема качества зародилась, проявилась с развитием общественного производства. Она отражает исторический процесс  повышения эффективности человеческого  труда, развития научно-технического прогресса (НТП), проявляется во всех общественно-экономических  формациях.
На первых этапах промышленной революции  предметы труда создавались отдельными лицами или небольшими группами людей, которые знали запросы потребителей и планировали удовлетворение этих запросов. С развитием промышленного  производства и разделения труда  перечень работ возрос настолько, что  рабочий потерял из виду конечный продукт труда. В результате резко  возросла проблема качества. Возникла необходимость определять промежуточные  показатели качества продукции. На предприятиях появляются службы контроля качества.
Проблема повышения качества продукции  актуальна для любого предприятия, особенно на современном этапе, по следующим  причинам:
1. Повысились требования НТП,  которые диктуют коренные качественные  изменения во всех сферах научно-производственной  деятельности. Ужесточаются требования  к свойствам и характеристикам  продукции (надежность, долговечность,  сохранность, безотказность, эстетичность, экономичность в эксплуатации  и др.).
2. Происходит дальнейшее углубление  общественного разделения и кооперации  труда, что приводит к усложнению  внутриотраслевых, межотраслевых и  межгосударственных производственных  связей.
3. Расширяются торгово-экономические  связи с другими странами, что  предопределяет постоянное повышение  качества продукции.
4. Повышение качества продукции  позволяет решать не только  технические и экономические,  но и социальные задачи.
Проблемой повышения качества продукции  занимаются во всех странах мира, о  чем свидетельствуют многочисленные публикации по вопросам теории и практики повышения качества продукции. Исследования в данной области показывают, что  решение проблемных вопросов обеспечения повышения качества продукции во многих странах стало национальным движением. Например, в США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии управление качеством продукции выведено на государственный уровень. Во многих странах созданы национальные советы по качеству и надежности, ассоциации по осуществлению контроля качества продукции в промышленности, статистическому управлению качеством, ассоциации стандартов и другие организации.
Таким образом, целью курсового  проекта является систематизация, закрепление  и углубление теоретических знаний по управлению качеством труда и продукции на примере КСУП Э/Б «Дашковка».
Задачи курсового проекта:
1. Рассмотреть, как организовано  управление качеством труда и  продукции в данном хозяйстве.
2. Изучить, как формируется качество  основных видов деятельности  и продукции.
3. Разработать мероприятия по  совершенствованию качества.
1. Управление качеством труда и продукции
1.1 Современное представление  о качестве
Категория «качество» издавна  привлекала внимание мыслителей и ученых, представителей разных научных направлений. Впервые характеристику этой категории  дал Аристотель (III в. до н.э.), определивший ее как видовое отличие сущности, дифференциацию производил по признаку «хороший--плохой».
Качество - совокупность свойств  и характеристик изделий, услуг  и процессов, обеспечивающих удовлетворение обусловленных или предполагаемых потребностей (согласно определению  Международного стандарта ИСО 9000). [9]
Качество как социально-экономическая  категория носит двоякий характер. С одной стороны, это совокупность объективно существующих свойств и  характеристик, уровень которых  обусловлен показателями, определяющими  потребительную стоимость продукции; с другой -- субъективное представление потребителя о продукции.
Качество -- комплексная категория, отражающая эффективность всех сторон деятельности предприятия. В связи с этим следует различать предметное и функциональное качество. Предметное качество -- это качество определенного предмета, вещи, их способность удовлетворять ту или иную потребность; функциональное качество -- уровень удовлетворения потребности независимо от предметного, вещественного воплощения.
Различают также общее и специфическое  качество. В различных регионах сложились  разные представления о важности и качестве товаров; однако есть хорошие  товары, которые пользуются спросом  во всем мире. В первом случае мы имеем  дело со специфическими представлениями  о качестве отдельных групп покупателей, отражающими культурно-исторические, социальные, хозяйственные особенности  этих групп, во втором -- с всеобщим признанием товаров.
Принято выделять пять подходов к  определению качества в зависимости  от поставленных задач:
- по восприятию (характерен для системы потребления и удобен при обсуждении общего качества);
- с ориентацией на продукцию  (качество закладывается на этапе  разработки, оно точно определено  и может быть измерено);
- с ориентацией на конечного  потребителя (именно потребитель  решает, качественна продукция или  нет);
- с точки зрения производства (опираются на внутренние факторы,  принцип «делай все правильно  с самого начала»);
- ценностная ориентация (учитываются  интересы конечного потребителя,  цена выступает в роли одного  из факторов качества).
Итак, качество продукции -- это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с назначением (ГОСТ 15467--79). Оно формируется на различных этапах производства и характеризуется рядом показателей: надежностью, долговечностью, функциональностью, эстетичностью. [9]
Качественная продукция обладает высокими потребительскими свойствами, становится предметом повышенного  спроса, полностью удовлетворяет  потребности. Поскольку показатели качества затрагивают интересы, как  производителей продукции, так и  ее потребителей, которые могут не совпадать, оно должно оцениваться  с точки зрения интересов общества, когда приоритет остается за потребителем. Общество признает только реальное повышение  качества, то есть реализуемое в  потреблении.
Качество продукции АПК в  основном определяется химическими, физическими  и биохимическими показателями. В  одних случаях оно проявляется  в содержании полезных веществ (белка  в кормах, жира в молоке и т. д.), в других -- обнаруживается при использовании, эксплуатации машин, оборудования и др.
Можно выделить четыре уровня качества:
- соответствие стандарту (техническим  условиям, договору);
- соответствие использованию (стандарту  и эксплуатационным требованиям);
-соответствие фактическим требованиям  рынка (выполнение требований  покупателей о высоком качестве  и низкой цене товара);
- соответствие скрытым потребностям  покупателей.
Принято рассматривать три аспекта  качества.
1. Качество исполнения - предусматривает  производство продукции или услуг  в соответствии с требованиями  ГОСТов, соблюдение требований технологического  процесса (санитарно-гигиенических  требований при производстве  и первичной переработке молока  и т.д.).
2. Качество конструкции - соответствие готовой продукции определенным параметрам - форма, цвет, удобство и т. д. (для картофеля - содержание крахмала, зерновых - клейковины, засоренность и т. д.).
3. Функциональное качество - соответствие  требованиям спроса (для овощей - однородность продукции, одинаковый  размер, цвет, спелость, наличие в  течение всего года независимо  от сезона, содержание нитратов  и т. д.).
Все три аспекта качества одинаково  важны, в комплексе обеспечивают создание качественной продукции.
Формирование и обеспечение  высокого качества продукции в АПК  имеют ряд особенностей, вытекающих из специфики комплекса. К ним прежде всего следует отнести необходимость: обеспечения параметрических свойств конечной продукции, которые соответствуют требованиям безопасности и здравоохранения, качества продуктов питания, их питательности, адаптированности к сезонному характеру производства основных отраслей АПК, повышенному влиянию фактора времени на осуществление циклов производства, переработки и реализации продукции; учета локализации агропромышленного производства в определенных географических зонах и микрозонах с различными природными условиями; учета действия тормозящих производство и зачастую неуправляемых факторов (засухи, наводнения, эпидемии, нашествие вредителей растений и т. д.).
Основными причинами низкого качества продукции АПК могут быть: отсутствие необходимой материально-технической  базы; несвоевременное проведение технологических  операций, недостаточный уровень  профессиональных знаний исполнителей, слабая ответственность за выполняемую  работу; отсутствие четких критериев  оценки качества труда и продукции, эффективной системы контроля за их выполнением; отсутствие действенной  системы мер материального и  морального стимулирования работников за достижение высоких качественных показателей; несовершенство системы управления производством и другие факторы.
Управление качеством -- это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, обращении, эксплуатации и потреблении, осуществляемые путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на него (ГОСТ 15467--79). Управлять качеством -- значит проводить экономические, организационные, технические и другие мероприятия, направленные на обеспечение высокого качества продукции на всех стадиях жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, поддержание спроса). [9]
Управление качеством строится на следующих принципах: целенаправленность, плановость, непрерывность, интенсивность, системный подход, комплексность, оптимальность, постоянное совершенствование.
Управление качеством продукции -- составная часть управления производством в целом, одна из его ветвей, функций. На качество кроме основных факторов и условий производства влияют многие случайные, местные и субъективные факторы. Чтобы воздействовать на все эти факторы, поддерживать соответствующий уровень качества, необходима система управления, то есть совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта. Различают управляющую и управляемую системы. Управляемая система представлена различными уровнями управления организацией, фирмой, другими структурами; управляющая -- создает и обеспечивает менеджмент качества.
Высокое качество продукции может  быть достигнуто, прежде всего, благодаря  продуманной и хорошо организованной системе управления качеством - целевой  подсистеме управления предприятием. Она подразумевает упорядоченную  совокупность взаимосвязанных и  взаимодействующих элементов объекта  производства, предназначенных для  достижения поставленной цели - создания условий для обеспечения требуемого уровня качества объекта производства при минимальных затратах. [7]
1.2 Модели управления качеством
До 80-х годов общее управление предприятием стремились приспособить к системе управления качеством. Однако оперативное руководство  входило в противоречие с концепцией управления качеством.
Г. Сегецци выдвинул новую концепцию менеджмента, построенную на взаимосвязи общего управления организацией с управлением качеством, которая действует во всех подразделениях и оказывает влияние на все показатели.
Новая концепция менеджмента представляет собой трехмерную модель, имеющую  три уровня управления: нормативный, стратегический и оперативный; три  аспекта: структуру, деятельность и  поведение; три составляющие: затраты, качество, время.
Качество оказывается тем комплексным  фактором, который увязывает одномерные процессы в многомерные, обеспечивает устойчивое положение предприятия  на рынке. Проблема качества осознается как стратегическая. Разрабатывая программу  повышения конкурентоспособности, предприятиям необходимо сформулировать целевую установку: соответствие качества продукции требованиям рынка и конкретного потребителя; сокращение транзакционных затрат; формирование имиджа предприятия как надежного партнера.
Сегодня можно выделить три уровня систем управления качеством, имеющих  некоторые концептуальные различия: системы, соответствующие требования стандарта ИСО 9000; всеобщее управление качеством -- ТQМ (Тоtа1 Qualitу Management); системы, соответствующие критериям национальных или международных (региональных) премий, дипломов по качеству.
Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО 9000, -- обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и представление  ему доказательств способности предприятия сделать это. В стандарте ИСО 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена слабо, а на своевременность поставок -- просто отсутствует.
Несмотря на то, что система не решает всех задач, необходимых для  обеспечения конкурентоспособности, популярность ее растет, и сегодня  она занимает прочное место в  рыночном механизме. В международных  стандартах по системам качества был  учтен опыт советских систем управления. Следует отметить, что эти системы  управления качеством в основном использовались в промышленности. [3]
Основой современной концепции  качества является ориентация на удовлетворение спроса потребителей и общества в  целом, непрерывное улучшение качества сверх достигнутого различными странами мира. Практика показывает, что творческий обмен передовым опытом по улучшению  качества, интеграция всех подходов и  методов к вопросу способствуют прогрессу человечества, повышению  качества жизни, решению глобальных проблем.
Основных программ менеджмента  по обеспечению качества три, они  сложились исторически, внедрены и  апробированы большинством предприятий  различных стран.
1. Философия обеспечения качества  Э. Деминга и Д. Джурана: качество труда и качественный менеджмент -- основа качества продукции. Предусматривает постоянную и всестороннюю борьбу за качество на основе объединения усилий поставщиков, потребителей и инвесторов. Главный элемент -- постоянный статистический контроль изменений качества выходной продукции.
2. Организация кружков качества -- добровольных объединений групп служащих или работников, которые регулярно собираются вместе и обсуждают проблемы качества, разрабатывают идеи по его поддержке и улучшению. Члены кружков обычно имеют специальную подготовку по вопросам качества, а представителей администрации лишь приглашают на заседания групп. Программа основана на психологических факторах, так как качество -- нравственная категория.
3. «За качество не платят» -- концепция консультанта Фила Кросби, имеющая поведенческий характер. Основное положение данной программы состоит в том, что деньги приходится платить не за само качество, а за его отсутствие или недостаток, что и нужно контролировать. Товар должен соответствовать определенным требованиям, основное внимание следует уделять профилактике брака, выработке определенного отношения организации к качеству, его стоимостной оценке. [9]
Единые подходы, признанные специалистами  всех стран, известны как принципы всеобщего  управления качеством ТQМ.
Концепция предусматривает всестороннее целенаправленное применение систем и  методов управления качеством во всех сферах деятельности -- от исследований и разработок до послепродажного обслуживания -- при участии руководства и служащих всех уровней и рациональном использовании ресурсов, технических возможностей.
Краткая характеристика ТQМ: цель -- удовлетворение требований заказчика; ответственность -- руководитель коллектива; основа действий -- предотвращение снижения качества; основная роль -- отношения «заказчик--поставщик» (как внешние, так и внутренние); основной двигатель -- непрерывное улучшение; исполнители -- все сотрудники; в центре внимания процессы производства; основа организации работы -- группа; обучение -- постоянное условие; действия не должны основываться на упущениях; измерения и систематическое сопоставление тех или иных элементов собственной деятельности с лучшими аналогами в целях совершенствования обязательны; персональное участие высшего руководства необходимо; характер процесса -- долговременный, непрерывный.
ТQМ -- комплексная система, ориентированная на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку продукции точно в срок. Ее философия базируется на принципе -- улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка -- ноль дефектов, к затратам -- ноль непроизводительных затрат, к поставкам -- точно в срок. Ясно, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо стремиться и не останавливаться на достигнутом.
Всеобщее управление качеством  включает: контроль в процессе разработки новой конструкции; оценку качества опытного образца; планирование качества продукции и производственного  процесса; оценку и планирование качества поставляемого материала; входной  контроль материалов; контроль качества процесса; оценку качества продукции; оценку качества производственного  процесса; контроль качества продукции  и производственного процесса. Кроме  того, осуществляются исследования в  области качества, контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве, обучение и повышение квалификации персонала, подготовка кадров для руководства  соответствующей деятельностью, координация  работы подразделений и управления качеством, проведение мер по формированию культуры качества, воспитание сознательного  отношения к нему, развитие системы  партнерства и ответственности.
Компоненты системы ТQМ следующие. Философия: качество -- обязанность каждого работника; обязательства руководящего состава существенны; непрерывное улучшение качества необходимо; проектирование и изготовление продукции следует выполнять правильно с первого раза; ориентировка на потребителя.
Основные принципы концепции ТQМ изложены в стандарте ИСО9004, являющемся методическим пособием по разработке и применению систем качества. Однако все же между стандартами семейства ИСО9000 и положениями концепции ТQМ существует ряд отличий. Основное отличие состоит в том, что стандарты направлены в первую очередь на снижение вероятности сделать что-либо неверно, в то время как ТQМ как вершина современных методов управления качеством ориентирована на дальнейшее его повышение. [9]
Если взглянуть на ресурсы как  на скорлупу ореха, а на информацию -- как на кожицу вокруг нее, то модель можно наглядно представить в следующем виде. Можно подойти к совершенствованию конкретной системы качества следующим образом: взять за основу стандарт ИСО 9004; наращивать и совершенствовать систему, используя философию и подходы ТQМ; постоянно проводить самооценку по критериям качества, совершенствовать систему в стремлении сократить или ликвидировать отставание от лидеров -- победителей конкурса на премию, диплом по качеству.
Действующие эффективные системы  качества, построенные по стандартам ИСО 9000, либо в соответствии с философией TQM, либо по критериям премии по качеству, либо с учетом всех этих критериев -- это, прежде всего системы, созданные из множества прогрессивных форм и методов управления качеством.
Контроль качества продукции сельского  хозяйства нередко осуществляется не производителями, а заготовительными и перерабатывающими организациями  и предприятиями, что создает  условия для необъективной оценки и недоучета количества продукции, допускаются злоупотребления, снижается  заинтересованность работников сельского  хозяйства в достижении высоких  конечных результатов труда.
Существует дефицит современных  приборов и других средств контроля для определения состава и  свойств сельскохозяйственной и  пищевой продукции, характеризующих  ее потребительские качества, а также  средств измерения расхода, уровня и объема жидких и сыпучих продуктов. Для контроля качества до сих пор  широко используют органолептические  методы оценки, вызывающие споры, и  длительные лабораторные исследования, затрудняющие определение качества сельхозпродукции при заготовках.
Системный подход к управлению качеством  продукции в АПК может дать ощутимый эффект лишь в том случае, если он будет охватывать и увязывать  всю иерархическую структуру  управления. [2]
1.3 Зарубежный опыт управления качеством продукции
Проблемой повышения качества продукции  занимаются во всех странах мира, о  чем свидетельствуют многочисленные публикации в печати. Благодаря теориям  и деятельности целого ряда ученых к качеству было привлечено всеобщее внимание. Исследования показывают, что  стремление к повышению качества продукции во многих странах превратилось в национальное движение. Например, в США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии управление качеством  выведено на государственный уровень. Во многих странах созданы национальные советы по качеству и надежности, ассоциации по осуществлению контроля качества продукции, статистическому управлению качеством, ассоциации стандартов и  другие организации. Вопросами качества занимаются такие организации, как  Японское общество специалистов по контролю качества, Европейская организация  по контролю качества, Американское общество контроля качества.
В ряде стран выпуск продукции высокого качества стимулируется государством. Широко используются премии за качество как стимул к созданию на предприятиях эффективных систем. Это премия Эдварда  Деминга в Японии, премия Малькольма Болдриджа в США (присуждается за достижения высокого качества трем категориям предприятий: промышленным, в области услуг и мелкого бизнеса), Европейская премия. Национальные премии за качество учреждены также в Великобритании, Швеции, Франции, Финляндии, Дании, Норвегии и ряде других стран.
Следует отметить, что премии за качество, учитывая все передовое, что имеется  в системах ИСО9000 и TQM, в большей  мере обращены к человеческому фактору.
В разных странах управление качеством  имеет свою специфику. Самый высокий  уровень качества достигнут в Голландии, Швейцарии, Германии, Скандинавских странах, Японии, США.
Германия сохраняет за собой  высокие позиции в отношении  качества промышленной продукции при  недостаточной производительности, а Скандинавские страны держат мировое  первенство по качеству оказываемых  услуг. Франция и Англия уделяют  особое внимание, как качеству, так  и производительности. Италия, Испания  приближаются к лидерам.
Япония, США делают упор на обеспечение  конкурентоспособности товаров  и услуг, что требует не только внедрения систем управления качеством (TQM) на основе стандартов, но и работы в других направлениях (стратегический маркетинг, автоматизация систем менеджмента  и т. д.).
Мировой опыт показывает, что именно в рыночной экономике складывается обстановка, в которой качество становится условием выживания товаропроизводителей, мерилом результативности их хозяйственной  деятельности, экономического благополучия страны.
Основные элементы управления качеством  в Японии -- фирменные службы качества на предприятиях и кружки качества. Фирменные службы качества предполагают: статистический анализ качества; «тотальный» контроль качества в рамках фирмы на каждом этапе производства, привлечение к системе контроля всех работников, распространение на них ответственности за качество продукции, содействие со стороны руководства; массовое обучение персонала контролю качества в трех формах; пристальное внимание к кружкам качества; управление движением за качество продукции руководителями высшего звена; разработку и реализацию общенациональных программ по контролю качества. [9]
Деятельность кружков качества -- специфическая черта японского менеджмента, обусловленная особенностями национальной культуры. Кружок качества -- неформальная творческая группа, действующая автономно, сама определяющая проблемы, методы и меры деятельности. Успех работы кружка зависит от совместимости ценностных ориентации участников, их личностных качеств.
Японская система управления качеством  не дает сбоев. Это результат ее продуманности  и простоты.
Приоритет в разработке методов  управления качеством принадлежит  американским специалистам. В 1953 г. англичане  провели детальное исследование организации производства в США. Они пришли к выводу, что в области  управления качеством использовался  рациональный статистический контроль. Американские предприятия применяли  выборочный приемочный контроль, причем 98 % годной продукции считалось допустимой цифрой. Бракованные изделия по требованию покупателей заменялись бесплатно. В 70--80-х годах американский бизнес столкнулся с жесточайшей конкуренцией со стороны японских и европейских  фирм, предлагавших рынку высококачественные товары по низким ценам. В результате в отношении многих видов продукции  уровень совершенства перестал определяться США.
Управление качеством в масштабах  предприятия в Америке возложено  на центральную службу контроля качества (или обеспечения качества), в  функции, которой входят разработка показателей по всем видам выпускаемой  продукции, методов проверки качества и порядка проведения испытаний, анализ рекламаций и порядок их урегулирования, выяснение причин возникновения  дефектов и брака, условий их устранения.
Основные принципы управления качеством  в США можно представить в  виде следующих положений.
1. Работа, направленная на повышение  качества, -- обязательная часть стратегии предприятия. Процесс повышения качества осуществляется на основе разработки конкретных программ.
2. В управлении качеством главное  не контроль, а бездефектная работа.
3. Поставщики должны стать партнерами. Предприятия привлекают субпоставщиков  к совместной работе на ранних  этапах создания товара, заключают  с ними долгосрочные контракты,  обучают их новым методам управления («поставка точно в срок») и  т.д.
4. Постоянное повышение квалификации  работников и непосредственное  обучение вопросам управления  качеством продукции.
Менеджмент в Великобритании связан с управлением запасами, поэтому  управление качеством рассматривается  с этой точки зрения. Основные понятия  в менеджменте качества этой страны: качество затрат; качество дизайна; качество производственных процедур.
Производство качественной продукции, соответствующей требованиям потребителей, обеспечивается денежными затратами. В системе менеджмента Великобритании выделяют предупредительные затраты -- разработка системы качества, обновление производства; оценочные -- на осуществление контроля производства, на устранение брака, гарантийное обслуживание, рекламации. Теоретически увеличение затрат по одному из этих направлений ведет к снижению их по другим направлениям.
Рассмотренные системы управления качеством имеют сходные элементы, но различны в основополагающих подходах. Все они используют систему «точно в срок», что позволяет минимизировать затраты на производство, а следовательно, на управление качеством. Но на японских предприятиях ответственность за соответствие продукции стандартам возложена  на самих рабочих, а в западной промышленности -- на специальную службу. [9]
В последние годы опубликовано и  реализовано много новых теоретических  и практических разработок в области  качества, из которых можно выделить два основных положения: все должно делаться в интересах клиентов, потребности  которых известны; дешевле делать хорошо с первого раза.
2. Организационно-экономическаяхарактеристика СПК Коптевка
2.1 Местонахождение и  условия деятельности хозяйства
СПК «Коптевка» - современный многоотраслевой сельскохозяйственный кооператив, орг
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.