Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Развитие торговых отношений Беларуси и России на постсоветском пространстве

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.05.2013. Год: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
Несмотря на разрыв многих экономических связей, после развала  Советского Союза, во многом, для стран постсоветского пространства торгово-экономические отношения между собой остаются основными источниками взаимодействия в международной торговле.
Белорусско – российское братство прошло испытание временем. Оно возродилось в нелегкие постсоветские годы, когда некоторые новые государства, возникшие на обломках Советского Союза, изменили свои геополитические и стратегические приоритеты. 2 апреля 2012 года Республика Беларусь и Российская Федерация отметила 16 – летие Дня единения народов Беларуси и России.
Межстрановая экономическая  интеграция представляет собой процесс  хозяйственно-политического объединения  отдельных стран на основе рационального межгосударственного разделения труда и формирования устойчивых всесторонних связей на различных уровнях и в различных формах.
Экономическая интеграция, в ходе которой происходит взаимоувязка процессов воспроизводства, образование тесных хозяйственных, научно-производственных и торговых связей, обеспечивает благоприятные условия для каждой из участвующих в ней стран.
Интеграционное сотрудничество позволяет хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) иметь более  широкий доступ к различным ресурсам: материальным, финансовым, трудовым, к  новейшим технологиям, а также наращивать объемы производства продукции в  расчете на рынок всех объединяющихся стран, создается возможность более эффективно совместными усилиями решать общие социальные и экологические проблемы.
Объектами данной работы являются торговые отношения России и Беларуси.
Целью работы является изучение торговых отношений Беларуси и регионов России. Из данной цели следуют задачи:
      Раскрыть и проанализировать историю развития торговых отношений;
      рассмотреть экономическую интеграцию Беларуси и России, определить ее цели и задачи;
      раскрыть сущность проблем интеграции;
      проанализировать перспективы развития торговых отношений Беларуси и России.
В данном реферате использовались следующие методы исследования: сравнение, анализ литературы, индукция, дедукция, обобщение.
В реферате использовалась следующая литература: Шимов М.В. Национальная экономика; журналы и электронные ресурсы.
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1  ИСТОРИЯ  РАЗВИТИЯ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ БЕЛАРУСИ И РЕГИОНОВ РОССИИ
 
На протяжении веков белорусский  народ неоднократно доказывали свое стремление быть вместе. Не случайно в  числе четырех учредителей Союзного государства в 1922 году были и Россия, и Беларусь.
Еще больше объединила и  сплотила наши народы совместная борьба с самым жестоким режимом двадцатого века – германским фашизмом. После  войны помощь братского российского  народа позволила в очень короткие сроки не только восстановить довоенный экономический потенциал, но и заложить основу качественно новой экономики Беларуси. В советские годы Беларусь была одним из немногих доноров союзного бюджета и по праву считалась одной из наиболее индустриально развитых республик. В то же время не было, пожалуй, ни одной крупной стройки на территории Российской Федерации, в которой не принимали бы самое активное участие белорусы.
Наши государства уверенно идут в авангарде общемировых  интеграционных процессов. Тысячи и тысячи кооперированных нитей связывают белорусские и российские предприятия. Еще более прочные культурные и человеческие связи у жителей наших стран.
Мудрость первых руководителей  независимых государств Российской Федерации и Республики Беларусь Б. Ельцина и А. Лукашенко состояла в том, что в новых политических условиях они не стали рвать эти  складывающиеся веками связи, а поставили  их на службу интересам народов двух стран.
Начало широкомасштабной интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации как двух суверенных государств было положено 2 апреля 1996 года, когда Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко и первый Президент России Борис Николаевич Ельцин в Москве подписали Договор о Сообществе Беларуси и России. Этот день вошел в нашу историю как День единения народов Беларуси и России.
Ровно через год, 2 апреля 1997 года Республика Беларусь и Российская Федерация подписали договор  о Союзе Беларуси и России. Основными  целями создания Союза было стремление повысить уровень жизни народов, укрепить отношения братства, дружбы и сотрудничества между Беларусью  и Россией в политической, экономической, социальной и других областях, обеспечить устойчивое  социально – экономическое  развитие государств – участников на основе объединения их материальных и интеллектуальных потенциалов.
Следующим важным этапом в  развитии союзных отношений  стало  подписание 25 декабря 1998 года Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России, Договора о равных прав граждан, Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования и Протокола к нему.  В этих документах президенты двух стран твердо заявили о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в Союзное государство при сохранении национального суверенитета государств – участников Союза. Одновременно были определены основные направления интеграционной работы в экономической и социальных сферах.
8 декабря 1990 года подписан  Договор о создании Союзного  государства и Программа действий  Республики Беларусь и российской  Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Эти документы открыли путь для выхода на качественно новый уровень единения двух наших братских стран и народов. Они определили конечную цель интеграции Беларуси и России – создание Союзного государства.
Целями Союзного государства в соответствии с Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года являются: обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни; создание единого экономического и таможенного пространства; обеспечение социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников; проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны; формирование единой правовой системы; проведение согласованной социальной политики; обеспечение безопасности и борьба с преступностью. 
Достижение целей Союзного государства осуществляется поэтапно с учетом приоритета решения экономических и социальных задач.
К ним относятся, вытекающие из Договора задачи по обеспечению  равных прав субъектам хозяйствования и граждан государств-участников, формированию единого экономического и таможенного пространства, на котором применяются единые ставки таможенных пошлин, единые таможенные режимы, единый порядок таможенного оформления и контроля, унифицируется законодательство о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и о защите экономических интересов государств-участников и т.д.
Решение этих задач в целом  обеспечивает свободный взаимный доступ на рынки государств-участников Договора, беспрепятственное движение товаров, услуг, капиталов, что способствует развитию различных форм кооперации, увеличению взаимного товарооборота, росту социально-экономических показателей развития государств-участников.
Механизмы достижения поставленных целей заключаются в полной реализации положений Договора о создании Союзного государства, двусторонних белорусско-российских договоренностей, решений Высшего Государственного Совета, Совета Министров, отраслевых и функциональных органов Союзного государства. Работа вышеуказанных органов в рамках Союзного государства обеспечивается Постоянным Комитетом Союзного государства.
В соответствии с договором  о создании Союзного государства  одной из целей Союзного государства  является создание единого экономического пространства для обеспечения социально  – экономического развития на основе объединения материального и  интеллектуального  потенциалов  государств – участников. Основными  направлениями экономического сотрудничества в рамках Союзного государства являются: проведение согласованной макроэкономической политики; объединение транспортных, энергетических систем, создание общего рынка услуг связи; формирование единого научно – технологического пространства, проведение единой структурной промышленной политики, разработка и реализация программ Союзного государства; развитие торговых отношений; межрегионального сотрудничества и другие. [5]
Создание общего экономического пространства Союзного государства  позволит:
• повысить эффективность  функционирования реального сектора  экономики обеих стран на основе роста конкурентоспособности товаропроизводителей;
• использовать преимущества специализации и кооперирования производств для устойчивого экономического роста;
• обеспечить выход на мировые  рынки с новой конкурентоспособной  продукцией высокого качества и новейшего  технического уровня;
• увеличить выпуск продукции  с учетом роста платежеспособного  спроса на внутренних рынках;
• обеспечить эффективное  использование природных ресурсов;
• скоординировать социально-экономическую, научно-техническую и экологическую  политику обоих государств, с целью устойчивого роста экономики, повышения уровня и качества жизни народов. [7, с.774]
Главами государств – участников Единого экономического пространства принято решение о подготовке единого кодифицированного международно-правового документа по формированию Единого экономического пространства. Таким образом, Единое экономическое пространство отличается от других интеграционных пространств с участием Республики Беларусь тем, что здесь впервые принято решение о пакетном, всестороннем и полном оформлении международно-правовой базы интеграционного объединения – Таможенного союза на первом этапе, Единого экономического пространства на втором.
Республика Беларусь является разработчиком пакета документов по налоговой, бюджетной и денежно-кредитной  политике, валютному регулированию  и контролю, макроэкономическим показателям. Особое внимание в рамках Единого экономического пространства уделяется косвенному налогообложению. Объясняется это тем, что косвенные налоги (НДС и акцизы) являются одним из действенных механизмов, оказывающих влияние на внешнеторговую деятельность государств. Они в значительной степени влияют на формирование цены как экспортируемых, так и импортируемых товаров. При применении косвенных налогов по принципу страны назначения, товары облагаются налогом на добавленную стоимость и акцизами при их ввозе, а при вывозе товаров – косвенные налоги в цену не включаются, соответственно товар является более конкурентоспособным. [2]
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ИНТЕГРАЦИЯ БЕЛАРУСИ И РОССИИ
Объективная потребность  в углублении интеграционных связей Беларуси и России обусловливается  исторически сложившейся структурой национальной экономики Беларуси. Отрасли промышленности, представленные в Беларуси только завершающими (усеченными) циклами производств (выпуск готовой продукции), при размещении остальных производств технологического цикла преимущественно в России (добыча сырья, топливных ресурсов, производства по выпуску материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, машин и технологического оборудования и др.) как в настоящее время, так и в дальнейшем будут нуждаться в сохранении и развитии интеграционных связей в части комплексирующих (взаимодополняющих) производств. Это касается прежде всего топливно-энергетического комплекса, машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, легкой промышленности, представленных в Беларуси производствами по выпуску готовой продукции.
Главной целью экономической  интеграции Беларуси и России является реализация общих для обоих государств стратегических и текущих интересов  в решении проблемы повышения уровня жизни народа на основе эффективного использования преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства, создания благоприятных условий для возобновления экономического роста.  Достижение этой цели предполагает проведение согласованной политики в области структурной  перестройки экономики, гармонизацию и единую направленность экономических реформ, осуществление единой политики в области государственного регулирования социально-экономических процессов, внешнеэкономической деятельности, а также согласованной социальной политики.
Взаимозависимость и взаимодополняемость экономик Беларуси и России обусловливает необходимость сохранения совокупного емкого рынка, развития разветвленной инфраструктуры, прежде всего транспорта и связи, восстановления общего научно-технологического и информационного пространства, образования единого таможенного пространства. Для этого требуется: дальнейшее совершенствование тарифной политики; разработка системных мер государственной поддержки экспорта, включая страхование, экспортный контроль и сертификацию продукции; установление защитных мер в отношении импорта, который может нанести ущерб национальному производству обоих государств, а также проведение скоординированных действий в области денежно-кредитной политики и обменного курса, переход на единую денежную единицу.
В развитии интеграционных процессов и формировании единого  экономического пространства создаваемого Союзного государства важное значение имеет разработка совместных программ в различных сферах деятельности — научно-технической, производственной, социальной, экологической, правовой и др. Реализация совместных программ позволяет наиболее успешно с наименьшими затратами создавать конкурентоспособную продукцию, решать научно-технические и социальные проблемы, включая подготовку кадров и обеспечение занятости населения.
Программы Союзного государства, как и отдельные совместные региональные программы, являются важнейшим средством интеграции национальных экономик, способствуя их объединению в единый хозяйственно-территориальный комплекс. Они позволяют рационально решать крупные социально-экономические проблемы как общего, так и национального значения в области проведения научно-исследовательских, производственных, технологических, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных, природоохранных и ряда других видов работ и мероприятий.
Успешная реализация союзных  производственных программ призвана способствовать росту эффективности экономического потенциала Беларуси и России. Так, в промышленности формирование межгосударственных программ направлено:
• на стимулирование высокоэффективных  производств, выбранных в качестве «точек роста», способных вывести промышленность обоих государств на новый качественный уровень (производства «высокой» химии, электроники, точного машиностроения, приборостроения, оптико-механической промышленности);
• модернизацию и техническое  перевооружение производств, имеющих  важное стратегическое значение для  обоих государств;
• создание новых экспортоориентированных производств, основанных на прогрессивных технологиях, с привлечением ведущих научно-исследовательских организаций обоих государств;
• в создание совместных технологических цепочек, способствующих ускоренному и рациональному  перепрофилированию сложившейся научной  и производственной деятельности на направлениях, обеспечивающих переориентацию ресурсов с малоэффективных производств на выпуск конкурентоспособной продукции.
Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации  по реализации положений Договора о  создании Союзного государства предусматривает выравнивание основных макроэкономических показателей и проведение единой структурной политики, что является важнейшим условием формирования единого экономического пространства. Особая роль в механизме его формирования отводится разработке и реализации совместных научно-технических программ.
Важную роль в экономической  интеграции Беларуси и России играет региональное сотрудничество.
Республика Беларусь осуществляет внешнеторговые отношения с 80 из 98 регионов Российской Федерации. Договорно-правовая база российско-белорусского сотрудничества на региональном уровне включает более 170 договоров, соглашений и протоколов о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с правительствами и администрациями республик, краев, областей, городов и автономных округов. Они заключены как на уровне Правительства Республики Беларусь, министерств и других органов республиканского управления, так и на уровне областей, Минска и других городов.
Взаимодействие регионов Республики Беларусь с российскими  регионами в настоящее время осуществляется преимущественно по трем основным направлениям:
• участие представителей местных органов власти в формировании общегосударственных программ межрегионального сотрудничества;
• налаживание прямых связей субъектов хозяйствования Республики Беларусь с предприятиями и организациями Российской Федерации;
• установление сотрудничества между региональными властями двух стран.
Кроме того, широко используются и другие формы сотрудничества:
• создание совместных исполнительных и консультативных структур и  органов;
• деятельность по совершенствованию  платежно-расчетных и кредитных  механизмов реализации межрегиональных  экономических связей;
• создание совместных предприятий;
• производственная кооперация;
• развитие приграничной торговли;
• маркетинговое содействие предприятиям;
• информационное обеспечение  межрегионального сотрудничества;
• деятельность по развитию научно-технического сотрудничества.
Российская Федерация  является главным внешнеторговым партнером  Республики Беларусь.
За последние годы структура  торговли Беларуси с Россией несколько  изменилась. В импорте сократилась доля топливно-энергетических товаров, продукции химической промышленности, машин и оборудования, а увеличилась — продовольственных товаров и металлов. Беларусь стала больше поставлять в Россию машин, оборудования, транспортных средств, текстильных изделий, продовольственных товаров. [7, с. 774]
 
Таблица 2.1 – Показатели импорта и экспорта Беларуси и  России за 2010 и 2011 годы [6]
Экспорт
Импорт
2010 год
2011 год
2010 год
2011 год
млн. долл. США
млн. долл. США
9953,6
14508,6
18080,6
24930,2

 
Исходя из данных таблицы 2.1 – Показатели импорта и  экспорта Беларуси и России, мы можем сделать  следующий вывод: экспорт в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 4555 млн. долл. США, а импорт на 6822,6 млн. долл. США.
Низкий уровень охвата внешнеторговыми связями большинства  регионов России в определенной степени обусловлен тем, что еще медленно решается вопрос о создании равных условий субъектам хозяйствования в рамках Союзного государства, предусмотренного соответствующим соглашением, подписанным президентами двух стран еще в 1998 г., не развита товаропроводящая сеть у белорусских предприятий, практически отсутствует разветвленная система сервисного обслуживания.
Не в полной мере используются также преимущества создания общего экономического и таможенного пространств, единого рынка, обеспечивающих эффективное функционирование имеющегося научно-производственного потенциала двух стран.
Осуществление комплекса  мер по углублению интеграционных процессов в рамках Договора о создании Союзного государства и Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по его реализации, направленных на принятие единых нормативных документов, которые устранят барьеры во взаимной торговле, в том числе платежно-расчетных, налоговых, таможенных, создание скоординированной региональной внешней политики, а также политики защиты внутреннего рынка позволит расширить и повысить эффективность внешнеторгового сотрудничества регионов Беларуси и России.
Наработана значительная нормативно-правовая база, включающая межгосударственные и межправительственные договоры и позволяющая взаимодействовать практически по всем направлениям сотрудничества. Выравнивание основных макроэкономических показателей и проведение единой структурной политики осуществляется в рамках ежегодно разрабатываемых прогнозов социально-экономического развития Союзного государства, включающих также меры по обеспечению устойчивого экономического роста в обеих странах. [8]
Россия представляет собой  крупнейший рынок сбыта белорусских  товаров и услуг, а также основной источник сырья, энергоресурсов, комплектующих. В свою очередь Беларусь для России – поставщик качественных и недорогих  высокотехнологических товаров, сельскохозяйственной продукции, важнейший транспортный и транзитный коридор.
 
Таблица 2.2 – Экспорт важнейших видов продукции в Россию за 2010 и 2011 года [6]
Экспорт
Виды продукции
Единица измерения
2010 год
2011 год
Отклонения
Нефтепродукты
тыс. т
35,2
73,1
37,9
Сжиженный газ
тыс. т
50
50
-
Азотные удобрения
тыс. т
0,2
0,7
0,5
Калийные удобрения
тыс. т
34
15,4
-18,6
Полимеры этилена
тыс. т
44,7
55,8
11,1
Шины
тыс. шт
1877
2192,8
315,8
Химические волокна и  нити
тыс. т
70,8
62
-8,8
Холодильные оборудования
тыс. шт
633,7
606,9
-26,8
Сельскохозяйственные машины
шт
9878
13955
4077
Трактора
шт
20951
35948
14997
Грузовые автомашины
шт
5281
9009
3728
Детали для автомашин  и тракторов
тыс. т
37,1
44,4
7,3
Мебель
млн. долл. США
234,1
297,6
63,5
Мясо и мясные продукты
тыс. т
204,1
226,5
22,4
Молоко и молочные продукты
тыс. т
555,4
588,8
33,4
Сахар
тыс. т
189,5
192,9
3,4

 
Исходя из данных таблицы 2.2 – Экспорт важнейших видов  продукции в Россию, мы можем сделать  следующий вывод, что  увеличения произошли   по следующим видам  продукции: нефтепродукты на 37,9 тыс. т; азотные удобрения на 0,5 тыс. т; полимеры этилена на 11,1 тыс. т; шины на 315,8 тыс. шт; сельскохозяйственные машины на 4077 шт; трактора на 14997 шт; грузовые автомашины на 3728 шт; детали для автомашин и тракторов на 7,3 тыс. т; мебель на 63,5 млн. долл. США; мясо и мясные продукты на 22,4 тыс. т; молоко и молочные продукты на 33,4 тыс. т; сахар на 3,4 тыс. т. Уменьшения произошли по следующим видам продукции: калийные удобрения на 18,6 тыс.т; химические волокна и нити на 8,8 тыс. т; холодильное оборудование на 26,8 тыс. шт.
 
 
         Таблица 2.3 – Импорт важнейших  видов продукции из России за 2010 и 2011 года [6]
 
Импорт
Виды продукции
Единица измерения
2010 год
2011 год
Отклонения
Нефть сырая
млн. т
13
18,1
5,1
Нефтепродукты
млн. т
898,7
5648,5
4749,8
Природный газ
млрд. м3
21,5
20
-1,5
Электроэнергия
млн. кВт/ч
30,3
3173,2
3142,9
Черные металлы
тыс. т
2854,3
2887,7
33,4
Синтетический каучук
тыс. т
66,1
55,5
-10,6
Двигатели внутреннего сгорания
тыс. шт
16,9
22
5,1
Аппаратура связи и  части к ней
тыс. шт
562
280,9
-281,1
Сельскохозяйственные машины
тыс. шт
0,5
0,4
-0,1
Грузовые автомашины
шт
2905
1621
-1284
Лекарственные средства
т
853
971
118
Растительные масла
тыс. т
29,3
31,4
2,1
Зерновые культуры
тыс. т
17,2
20,6
3,4

 
Исходя из данных таблицы 2.3 – Импорт важнейших видов продукции, мы можем сделать следующий вывод, что увеличения произошли по следующим видам продукции: нефть сырая на 5,1 млн. т; нефтепродукты на 4749,8 млн. т; электроэнергия на 3142,9 млн. кВт/ч; черные металлы на 33,4 тыс. т; двигатели внутреннего сгорания на 5,1 тыс. шт; лекарственные средства на 118 т; растительные масла на 2,1 тыс. т; зерновые культуры на 3,4 тыс. т. Уменьшения произошли по следующим видам продукции: природный газ на 1,5 млрд. м3; синтетический каучук на 10,6 тыс. т; аппаратура связи и части к ней на 281,1 тыс. шт; сельскохозяйственные машины на 0,1 тыс. шт; грузовые автомашины на 1284 шт.
 
 
 
ГЛАВА 3  ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ В ТОРГОВОЙ СФЕРЕ СТРАН
В 2006 году Российская Федерация инициировала повышение цены на поставляемый в Республику Беларусь газ и ввела пошлину на экспорт в Беларусь российской нефти. Эти действия, а также односторонний выход Российской Федерации из межправительственного Соглашения о создании равных условий в области ценовой политики, подписанного 12 апреля 2002 г., расходятся с основными договоренностями между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании равных условий для субъектов хозяйствования, в первую очередь Договором о создании Союзного государства.
Наибольшие трудности  Россия и Беларусь испытывают в выработке  единой таможенно-тарифной политики. Об этом говорил в заявлении полномочного представителя президента Беларуси в РФ Василия Долголёва.
Василий Долголёв отмечает, что наиболее значимые расхождения  проявляются в вопросах унификации национальных таможенных тарифов и  создания единого таможенного тарифа Союзного государства. Так, разница  в ставках экспортных таможенных пошлин составляет, по оценке белорусской  стороны, около 175 товарных позиций, российской - 229. По ввозным таможенным пошлинам - соответственно 1708 и 1798 товарных позиций. Есть также разница в подходах к применению согласованных принципов  предоставления таможенных льгот. [3]
Ключом к преодолению  существующих проблем белорусско-российского  торгово-экономического сотрудничества стала договоренность о подписании межправительственного Соглашения о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества (подписано 23 марта 2007 г.). Предполагается, что путем реализации Соглашения будет урегулирована  часть проблемных вопросов торгово-экономического сотрудничества, в особенности тех, которые вызывают обеспокоенность  российской стороны (вопросы субсидий, кво-тирования поставок рыбы, табачных изделий и других товаров). Россия обязуется отменить взимание платы за регистрацию в таможенных органах при въезде в Россию белорусских автотранспортных средств. Подписанием Соглашения Беларусь продемонстрировала свои искренние намерения в скорейшем преодолении сложной ситуации в белорусско-российских отно-шениях. В целом, Соглашение направлено на достижение прогресса в выработке единой торговой и таможенно-тарифной политики. [4]
Периодически в средствах  массовой информации появляются сообщения  о так называемых торговых войнах, происходящих на таможенной границе  Беларуси и России. Вспомним наиболее резонансные из них.
Первое что вспомним –  это февральское прекращение  подачи сжиженного газа в Беларусь в 2004 году. Тогда велись достаточно продуктивные переговоры по согласованию цены на российский газ для Беларуси. Неожиданно для всех в ночь с 14 на 15 февраля 2004 года российская сторона  прекратила подачу газа в нашу республику. Этот конфликт был быстро преодолён, были так же сделаны и кадровые выводы в правительстве Российской Федерации.
Вторая ситуация так же связана с энергоносителями. 1 января 2007 года экспорт российской нефти  в Белоруссию стал облагаться вывозной пошлиной так же, как и для стран, не входящих в состав Таможенного  союза. Решение, подписанное председателем  правительства Российской Федерации, принято "в целях защиты экономических  интересов России". С января 2007 года поставщики нефти в Беларусь из России неожиданно стали платить стандартную экспортную пошлину. [2]
Рассмотрим так же ситуацию, которая сложилась в апреле-мае 2005 года с экспортом белорусского сахара в Российскую Федерацию. По существующим межправительственным соглашениям, Беларусь может экспортировать в Россию на льготных условиях только сахар, произведенный  из сахарной свеклы. Однако россияне подозревали, что под видом собственного продукта белорусы ввозят и большое количество сахара, произведенного из сахарного  тростника. В феврале 2005 министр  сельского хозяйства России Алексей  Гордеев заявил, что из-за "серого" импорта сахара из Беларуси может  быть закрыт рынок между странами. [1, c.56]
Российская сторона полагала, что Беларусь ввозит в Россию намного  больше сахара, чем производит из своей  сахарной свеклы, и продает его по ценам ниже внутрироссийских. В 2004 г. Россия импортировала 680 тыс. тонн рафинированного сахара, из этого количества, по подсчетам россиян, более 400 тыс. тонн пришлось на РБ, которая из собственной сахарной свеклы произвела только 300 тыс. тонн белого сахара.
После почти месячного  простоя железнодорожных эшелонов с белорусским сахаром на границе  России ситуация разрешилась подписанием  соглашения о самоограничении со стороны белорусской стороны  экспорта сахара в Россию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 3  ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ БЕЛАРУСИ И РОССИИ
 
Перспективы развития торговых отношений Республики Беларусь и  Российской Федерации невозможно рассматривать  в отрыве от создания Союзного Государства  Беларуси и России.
В ближайшем будущем мы будем наблюдать наращивание  интеграционных процессов на всех уровнях. Они будут развиваться как  сверху вниз, так и снизу –  от реальных связей субъектов хозяйствования, от региональных программ к общегосударственным. При этом главный приоритет будет  отдан расширению и углублению рыночных основ интеграции, повышению роли предпринимательских структур в  хозяйственном взаимодействии стран. Локомотивом и катализатором  развития торгово-экономических связей станут транснациональные корпорации, которые способствуют развитию межгосударственной торговли, расширению сбыта продукции  на всей территории России и Белоруссии путем создания дочерних предприятий, производственных и торговых филиалов. [8]
Нынешняя стратегия развития торгово-экономических связей России и Беларуси включает основные принципы: прагматизм, совпадение интересов, взаимовыгодность двухстороннего сотрудничества.
На сегодняшний день ощутимыми  темпами растет взаимный товарооборот между Республикой Беларусь и  Российской Федерацией, что является свидетельством необратимости процесса экономической интеграции двух стран.
Надо отметить, что простой  обмен товарами между нашими странами малоперспективен и может привести к деградации промышленности, сельского  хозяйства и экономики в целом. Необходимо развивать инвестиционное сотрудничество. Российские инвестиции в экономику Беларуси постоянно возрастают. Однако в основном инвестиционный процесс в рамках Союзного государства концентрируется вокруг совместных программ, финансируемых из союзного бюджета, которые имеют в основном оборонную и социальную направленность. В 1999 - 2008 гг. реализовано 103 совместных программы, на реализацию которых из союзного бюджета направлено 19,6 млрд. росс. руб.. Это весьма ценный опыт, но делать это надо более системно. К сожалению, такого подхода к формированию союзных программ не наблюдается, а порядок разработки и реализации программ государственного сотрудничества постоянно устаревает и требует регулярной доработки.
Для повышения эффективности  интеграционных процессов и создания Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации необходимо:
• проводить согласованную  макроэкономическую политику, в том  числе денежно-кредитную и валютную, бюджетно-налоговую, ценовую, инвестиционную и инновационную, промышленную, внешнеэкономическую, социальную;
• синхронизировать институциональные  преобразования, процессы модернизации, структурную перестройку, реструктуризацию и интеграцию экономик обеих стран в мировую экономику;
• гармонизировать и унифицировать  законодательную и нормативно-правовую базы, в том числе хозяйственное  и гражданское законодательства, законодательство в социально-трудовой сфере, налоговое, инвестиционное и др.;
• сформировать единое экономическое  пространство, в том числе таможенное, денежное, научно-технологическое и информационное, фондовый рынок и рынок труда;
• объединить транспортные, энергетические, телекоммуникационные системы, системы связи;
• разработать и реализовать  совместные межгосударственные программы  и их финансовое обеспечение;
• развивать торгово-экономические  отношения и межрегиональное  сотрудничество. [7, с. 776]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создание Союзного государства  России и Беларуси в настоящее  время стало важным фактором социально  – экономической интеграции на постсоветском пространстве. Сегодня мы являемся свидетелями того, как идея объединения России и Беларуси в рамках Союзного государства п
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.