Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Психологические новообразования подросткового возраста

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 05.05.13. Год: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Чувство взрослости…………………………………………………6
Глава 2. «Я - концепция»……………………………………………………10
Глава 3. Рефлексия………………………………………………………….15
Глава 4. Изменения в когнитивной сфере…………………………………17
Глава 5. Половая идентификация…………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………..24
Список  литературы…………………………………………………………..25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
     Начало  и окончание подросткового возраста психологи определяют по–разному. Ученые, придерживающиеся биологического подхода, считают, что начало подросткового периода совпадает с достижением половой зрелости. Возраст от 11 до 15 лет не без основания называют критическим. В этот период в формировании личности происходят существенные сдвиги, которые приводят порой к коренному изменению поведения, прежних интересов, отношений.
     После относительно спокойного младшего школьного  возраста подростковый кажется бурным и сложным. Подростковый возраст  часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата – короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития.. Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка — личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Анна Фрейд так описала эту подростковую особенность: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным  предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих  периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные  отношения — лишь для того, чтобы оборвать их так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой — они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны». Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделим формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепцию».
  Как уже отмечалось, подростковый период занимает особое место в жизни человека, потому что в эти годы подросток переходит от одного измерения жизни к другому, существующему в мире взрослых, переходит от одной эпохи к другой – от детства к взрослости. У подростка появляются такие психические новообразования, которых не было у младшего школьника: формируются новые элементы самосознания, типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем.
     Психологическое новообразование - это:
- психические  и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь;
- обобщенный  результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста.
      К психологическим новообразованиям подросткового возраста относятся:
- Абстрактное мышление, связано с переходом интеллекта на стадию формальных операция (по Ж.Пиаже);
- Рефлексия – способствует не только познанию себя, но и пониманию других людей;
- Воображение– опосредовано абстрактным мышлением и «уходит в сферу фантазий»;
- Самооценка и «Я - концепция» (система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я») – способствует большей регуляции, контролю и управлению поведением, личностному росту;
- Чувство взрослости – центральное новообразование. Формируется при наличии следующих компонентов: половое созревание;  физический образ Я; общение со сверстниками; статус в группе; личностные качества; интеллектуальное развитие; «Я – концепция»; самооценка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Чувство взрослости.
     Одним из личностных новообразований подросткового  возраста является чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, представление,  ощущение  себя  в  какой-то  мере  взрослым  человеком. 
     Как зарождается чувство взрослости? Первый источник чувства взрослости – когда еще задолго до физических трансформаций подросток выполняет  «взрослые» обязанности, и тогда  в социальную взрослость начинает «входить»  взрослость психологическая. Вторым является вхождение ребенка в неформальные разновозрастные группы, где инициатива общения принадлежит старшим по возрасту. Такое общение быстро приводит к взрослению, поскольку меняются тема и содержание контактов. Третий источник взрослости – самостоятельное установление идентификации между собой и окружаюшим миром. Видя сходство и различие, подросток иногда адекватно, иногда нет определяет направление своей взрослости. Сходство может устанавливаться на разной основе – в способах поведения, социальной активности, в усвоении норм и ценностей.
     Чувство взрослости — особая форма самосознания. Оно не жестко связано с процессом полового созревания; можно сказать, что половое созревание не становится основным источником формирования чувства взрослости. Бывает, что высокий, физически развитый мальчик ведет себя еще совсем по-детски, а его маленький сверстник с тонким голоском ощущает себя взрослым человеком и требует от окружающих признания этого факта.
      Как проявляется чувство взрослости  подростка?   Он  претендует  на
равноправие  в  отношениях  со  старшими  и  идет  на  конфликты,  отстаивая  свою «взрослую»  позицию.  Чувство  взрослости  проявляется и  в  стремлении  к самостоятельности,  желании  оградить  какие-то  стороны  своей  жизни  от вмешательства родителей.  Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
     Взрослость  по отношению к себе проявляется  у подростка в том, что он стремится  перенять формы взрослого поведения, иногда с аддиктивными привычками (курение, употребление малоалкогольных и  сильноалкогольных напитков, нецензурная  брань и пр.). Но более всего подросток стремится изменить самого себя – стать взрослым. Поэтому он усиленно начинает заниматься самообразованием и самовоспитанием. Особенно ярко это проявляется в желании стать внешне похожим на взрослых – так же одеваться, использовать косметику.
     Кроме  того,  появляются  собственные  вкусы,  взгляды,  оценки,  собственная  линия поведения. Подросток с  жаром отстаивает их, даже несмотря на неодобрение окружающих. Поскольку  в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться  через  пару  недель,  но  защищать  противоположную точку  зрения ребенок будет столь же эмоционально.
     Хотя  претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для  подражания — не лучшими, в принципе, ребенку полезно пройти через такую школу новых отношений, научиться брать на себя разнообразные роли. Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда ребенок интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных рутинных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается — младшему брату, уставшей на работе маме или больной бабушке. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания, и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространенной в наше время является социальная инфантильность.
  Развитие  взрослости  в  разных  ее  проявлениях  зависит  от  сферы самоутверждения  подростка.  Это  могут  быть  отношения  со  сверстниками, использование свободного времени, различные занятия, домашние дела. Важно и то, удовлетворяет его формальная самостоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости, или нужна самостоятельность реальная.
     Социальная  зрелость возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности,  где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого.
     Интеллектуальная  взрослость выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, музеи и т. п.). Значительный объем знаний у подростков - результат самостоятельной работы.
     Лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания, и немногие способны принять на себя ответственность  за  благополучие  других.  Более  распространенной  в  наше  время является социальная инфантильность.
     Разные  стороны взрослости проявляются  и формируются не одинаково. Это объясняет сосуществование в подростке детскости и взрослости – детский облик и взрослые интересы, «детский» паспортный возраст и наличие профессиональных намерений. Все это доказывает, что даже в одном подростке уровни развития разных сторон взрослости различны. В современных подростках одни черты взрослости благоприятно действуют на формирование личности, а другие тормозят его. Важно, что в этот период начинают формироваться социальные и моральные установки.
     Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это  время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.
     Многие  психологи считают чувство взрослости источником развития личности в подростковом возрасте, основной мотивацией его активности. Но по какому пути будет идти это развитие, во многом зависит от взрослых. Так, если стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности, подросток вынужден тратить собственную энергию на доказательство своей взрослости, что приводит к преобладанию в активности ребенка трудовой деятельности и деятельности самоутверждения, чувство взрослости реализуется в сообществе сверстников. Если окружающие взрослые признают взрослость подростка, то возможно развитие общественно полезной деятельности и деятельности самосовершенствования.
     Итак, чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Оно проявляется в деятельности, в которой изменяются потребности подростка, преобразуется его самосознание, приобретает новый характер социализация. А к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» — система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. «Я – концепция».
     Как мы видели, подросток пытается осмыслить  самого себя, своих друзей, родителей  и общественные ценности. Понять самого себя, свое предназначение, осмыслить свою жизнь, свое место в обществе возможно при развитии самосознания. Социальное развитие подростка начинается с ощущения своего «Я». Самоутверждение проявляется в том, что личность осознает свое существование.
     Подросток открывает свое «Я», ищет свое место в человеческих отношениях, строит планы относительно своего развития и будущей жизни. Иначе говоря, он становится автором своей собственной биографии, своего предназначения. «Я» подростка сначала окрашено эмоциями, оно импульсивно. Ему хочется наполнить окружающее пространство этим «Я». Порой ему кажется, что самое большое зло – от скуки и инертности. Подросток начинает совершать поступки только ради того, чтобы обратить на себя внимание. До ощущения пассионарности, предназначения сделать что–то великое, подвластное только ему, еще очень далеко, но сейчас главное – не согласиться с тем, что есть, раскритиковать то, что предлагают взрослые (родители в том числе), затем попробовать новое мироустройство и… Оказывается, для того чтобы что–то переделать или сделать иначе, нужно послушать советы старших, научиться планировать, организовывать, доводить дело до конца, сверяя то, что выходит, с тем, что хотелось. Надо быть личностью с убеждениями, обладать правами, иметь возможность пользоваться санкциями. Поиск себя – процесс нелегкий, и он развивается с дошкольного возраста (о том, как себя вести в том или ином обществе, существует целая наука – этикет).
     Поиск подростком своего места в обществе связан с развитием самосознания и постепенным овладением нормами и правилами социальной жизни, т. е. социализацией. Понимание себя самого, представление о своих знаниях и навыках, которые требуются в той или иной группе сверстников либо взрослых, принято называть «Я–концепцией». У  части  детей «Я - концепция»  может  формироваться  позже,  в  старшем школьном  возрасте.  Но  в  любом  случае —  это  важнейший  этап  в  развитии самосознания.
     «Я - концепция»  включает  три  компонента:  когнитивный,  оценочный  и поведенческий.   Познание  себя,  своих  различных  качеств  приводит  к  формированию когнитивного компонента «Я - концепции». Оценочный компонент связан с тем, что для ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его  индивидуальные  особенности.  Оценка  своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся, главным образом, благодаря влиянию семьи и сверстников.  Разные  дети  поэтому по-разному переживают  отсутствие  красоты, блестящего интеллекта или физической силы. Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения. Девочка, считающая себя очаровательной, держится совсем иначе, чем ее сверстница, которая находит себя некрасивой, но очень умной.
     Физическое  «Я»,  т.е.  представления  о  собственной  внешней  привлекательности,  представления  о  своем  уме,  способностях  в  разных  областях,  о  силе характера,  общительности,  доброте  и  других  качествах,  соединяясь,  образуют большой пласт «Я - концепции» — так называемое  реальное «Я».
       Помимо реального «Я», «Я - концепция» включает в себя «Я»-идеальное. При высоком  уровне  притязаний  и  недостаточном  осознании  своих  возможностей идеальное «Я»  может  сильно  отличаться  от  реального.  Тогда  переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением  приводит  к  неуверенности  в себе,  что  внешне  может  выражаться  в обидчивости,  упрямстве,  агрессивности.  Когда  идеальный  образ  представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию.  Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества. Если мальчик хочет стать сильным  и  ловким,  он  записывается  в  спортивную  секцию,  если хочет  быть эрудированным — начинает читать художественную и научную литературу.
     Психологи особо отмечают этот центральный  фактор психологии подростка: это становление  нового уровня самосознания, изменение  «Я–концепции», определяющиеся стремлением  понять себя, свои возможности и  особенности, как объединяющие подростка  с другими людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. В этот период ведущей является просоциальная деятельность, определяемая потребностью подростка занять определенное место в жизни общества, оценить себя в системе «я» и мое участие в жизни общества.
     Под самосознанием понимается осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам  поступков, мыслям и переживаниям. Самосознание проявляется в смысловой оценке своих возможностей, которая становится критерием поступков подростка. Самосознание включает представление о себе самом. Возникает образ своего «Я» под влиянием отношений других людей, правил и норм социально одобряемого и неодобряемого поведения. Представление о себе может не совпадать с реальными действиями, которые совершает человек. Поэтому говорят о соответствии Я–реального Я–вымышленному и Я–возможного Я–нереализованному.
     «Я–концепция» подростка зависит от возраста, жизненного опыта, общения со сверстниками и  значимыми людьми. У старших подростков много несоответствий: то, чего они хотят от других, не всегда похоже на то, что они сами демонстрируют.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.