ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
|
Поиск учебного материала на сайте<
|
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
|
| | |
Результат поиска |
|
Наименование:
|
Реферат/Курсовая Возникновение, основные этапы развития философии |
Информация: |
Тип работы: Реферат/Курсовая.
Добавлен: 05.05.13.
Год: 2012.
Страниц: 7.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
|
|
|
Описание (план): |
|
|
2852
БЫКОВСКИЙ АГРАРНЫЙ
ТЕХНИКУМ
Контрольная
работа
по
основам философии
студентки
31 “Ю” группы
Коршаковой
Ольги Александровны
Волгоградская
область
Быковский район
р.п. Быково
ул. Братская, 45
2010
год
Вариант
2
Возникновение,
основные этапы развития
философии.
Любовь к мудрости послужила
основой становления философии
как отрасли духовной культуры.
Если уподобить (что делали
древние греки) философию древу,
то любовь к мудрости – корень,
корень из которого она произрастает
в том смысле, что развитие философии вдохновлено
любовью к мудрости. Материалом же для
построения духовного древа философии
предшествовавшая ей по времени отрасль
духовной культуры – мифология.
Мифология как система, уходящая своими
корнями к временам первых цивилизаций
и являющаяся их духовной стороной, состоит
из двух уровней: образного, доставшегося
ей от искусства, и более глубокого –
смыслового, который по мере эволюции
логического мышления и развития тенденции
рационализации становился более важным.
В определенное время в определенном месте
этот развившийся в мифологии глубинный
уровень прорвал оболочку образов и вышел
на поверхность, заявив о своей самоценности.
Философия начинается
с осознанной замены
образов понятиями. Это точка перехода
от мифологии к философии. Предпосылкой
становления философии служит введение
отвлеченных сущностей, а окончательно
утверждается она тогда, когда эти сущности
начинают рассматриваться как понятия,
формирующиеся в мозгу человека и выступающие
в качестве предмета мышления. От вечных
и неизменных понятий берет начало философия,
и они – гарант бессмертия человеческого
духа.
Философия могла возникнуть в
Индии, Китае, Греции. Политическая
ситуация в трех регионах была
сходной: небольшие свободные
государства, взаимодействующие друг
с другом. Индийская и китайская культуры
подготовили появление философии, но возникла
она в культуре греческой. Греция – страна
наиболее четкой, последовательной и логичной
мифологической системы.
Необходимость систематизации мифов
вела к формированию логики и правил понятийного
мышления и тем самым была внутренней
культурной причиной, приведшей к возникновению
философии. Корни философии - в обычных
представлениях, прошедших стадию мифологизирования.
В одной из основных философских категорий
– материи, обозначающей объективную
реальность, данную в ощущениях, слышится
слово «мать», которое в мифологии поднялось
до символа Матери-Земли, Матери-Природы
как бесконечного пространства, понимаемого
в виде бесформенной протяженности, доходящей
до бескачественности в философском понятии
материи. А в понятии идеи как образца
для всех вещей – отголоски представления
об отце или, в мифологизированном варианте,
об Отце-Небе как основателе и творце мира.
Отыскивая корни философии, можно уйти
и глубже – в мистику. Философия вышла
из мифологии, но ее становление не было
безоблачным.
Двумя главными направлениями в развитии
философии признавались материализм и
идеализм в зависимости от того, что признавалось
первичным – материя или идея. Помимо
дилеммы идеализма и материализма, существует
дилемма рационализма и эмпиризма, которая
проходит через всю историю философии
– от элеатов к Декарту, от Гераклита к
Локку и Юму. Великие системы Платона и
Канта вносили ясность и на время закрывали
остроту противоречий, но затем борьба
возобновлялась с новой силой под воздействием
научных достижений и прогресса философии
самого по себе.
Античность. В античной философии
можно выделить дилемму элеатов и Гераклита,
с одной стороны, Платона и Аристотеля,
идеализма и реализма, с другой. Реализм
в отличие от материализма признает существование
идей, но в самом чувственном мире. Эти
линии не параллельны, они могут подходить
близко друг к другу, коль скоро человек
стремится к реализации идеала и достигает
успеха. Однако единомыслие–плод стремления
к идеалу–уничтожает саму философию.
Дистиллированная вода губительна для
здоровья именно потому, что идеальна.
Идеал остается на Земле горизонтом, к
которому надо бесконечно приближаться,
но к которому не следует подгонять насильно
под угрозой крушения философии, культуры
и мира в целом. Как соотносится развитие
философии с социальным устройством? “Философия
– это свобода”, - говорил Эпикур. Но философия
появляется в рабовладельческом обществе.
Как такое могло произойти? Однако в Древней
Греции в период зарождения философии
преобладали действительно свободные
граждане, а формой управления городом-полисом
была прямая демократия. В таких условиях
философия и достигла своего расцвета.
Христианство. В Средние века философия
была “служанкой богословия”, призванной
обосновывать истины религии. Философ
не мог усомниться в существовании Бога
и должен был искать доказательства его
бытия. Христианское мировоззрение строится
на принципах, противоположных античным.
Античная философия диалектична и скептична,
в ней преобладает сомнение. Христианская
философия догматична и зиждется на вере.
Догматизм, если его питательным корнем
не является сомнение, не философичен.
И поэтому, строго говоря, христианская
философия должна изучаться в курсе богословия,
так как отнюдь не собственно философская
проблематика была для нее главной. Но
тем не менее нельзя говорить о просвете
в 1500 лет между античной и новой философией,
поскольку преемственность все же была.
Кризис христианства привел к возрождению
интереса к античности. По мере того как
подвергались сомнению религиозные догмы,
интерес к философии оживлялся. Если христианин
слышит откровение свыше(“Восстань, и
пробудись от сна, и услышь глаголы послания”),
то человек Нового времени действует как
прометеев творец и призван говорить сам(“Восстань,
поэт, и виждь и внемли, глаголом жги сердца
людей ”).
Новое время. Отличие новоевропейской
философии от древнегреческой в том, что
исчезает идея блага как высшая. Этику
заменяет гносеология (теория познания),
а вместо вопроса “что есть истина?” главным
становится вопрос “как возможно познание
ее?”. На первое место выходит неизвестное
античности понятие субъекта как условия
развития и познания (с декартовского
“я мыслю” до кантовских чистых форм
созерцания). Вторая отличительная черта
западной культуры, нашедшая выражение
в философии Нового времени, - особая форма
рациональности, тесно связанная с чувствами,
что дало основание философу и социологу
П.Сорокину назвать западную культуру
“чувственной”. Рефлексии о себе представляют
мышление, и лишь потом в процессе размышления
открывается существование (“мыслю, следовательно,
существую”, переходящее у экзистенциалистов
в ”существую, следовательно, мыслю”).
Творческое величие человека
растет, но абсолютная истина ускользает.
Ее возвращает Гегель своей Абсолютной
Идеей, становящейся во времени. Кант придал
познанию личностную активность, Гегель
объективировал ее в представление об
Абсолютной Идее. Отказ от агностицизма
Юма и Канта привел к диалектике Шеллинга
и Гегеля, в которой возможность знания
обосновывалась тождеством бытия и мышления.
Диалектика выступила как против метафизики
в форме учения о субстанции, так и против
агностицизма. Систему Аристотеля можно
назвать объективным реализмом, так как
в ее основе лежит представление о действительности,
данной чувственному восприятию. Система
Гегеля – субъективный реализм, так как
в ее основе представление о самодвижущемся
субъекте. Гегель осуществил в содержательном
плане то, что формально описал так: ”История
философии показывает, во-первых, что кажущиеся
различными философские учения представляют
собой лишь одну философию на различных
ступенях ее развития; во-вторых, что особые
принципы, каждый из которых лежит в основании
одной какой-либо системы, суть лишь ответвления
одного итого же целого. Последнее во времени
философское учение есть результат всех
предшествующих философских учений и
должно, поэтому содержать в себе принципы
всех их”. Гегель демонстрирует это –
три стадии его развивающейся системы:
платоновская, аристотелевская, кантовская.
Платон
Аристотель
Гегель
Кант
Система
Гегеля логически выстраивается
следующим образом. Первое понятие
– “бытие” соответствует стадии элеатов,
следующее понятие – “становление” соответствует
стадии Гераклита. Синтез их представляет
систему Аристотеля. У Канта Гегель заимствует
мысль, что в основании явлений лежит субъект,
который есть у него Абсолютная Идея. Синтез
Гегеля идет через диалектическую смену
стадий-систем. Гегель завершил платоновскую,
аристотелевскую и кантовскую фазы развития
философии, представив их как процесс,
аналог гераклитого “потока”. Гегель
объединил философию в одну систему и
со свойственной немцам пунктуальностью,
довел ее до логического конца. Система
Гегеля стала вершиной рационально-обощающей
способности человека, впитавшей в себя
три основные черты, присущие западной
душе,- рациональность, индивидуальность,
активность. Гегель – заключительный
аккорд философской систематики. Он положил
последний кирпичик, и здание приобрело
стройность и завершенность. Философия
занимается человеком (экзистенциализмом),
анализом науки(неопозитивизм), культуры(культурология).
20 век. Философия 20 века жила под воздействием
двух векторов. В соответствии с закономерностями
развития своего круга она занималась
теорией познания, а в соответствии с закономерностями
развития в пределах круга – человеком.
Платон открыл особый мир идей, и последующая
философия занималась соотношением трех
миров – природы, человека и идей. Последний
вклад в это направление мысли внес К.Поппер.
многие философы 19-20 веков (Маркс, Ницше
и другие) сознательно вырывались за рамки
философии, и только Хайдеггер полностью
остался в ней, подводя ее итоги. От сверхоптимистического
гегелевского тождества бытия и мышления
он вернулся к скептицизму. В его философии
человек теряет активность, в том числе
познавательную – не только в новоевропейском,
но и в древнегреческом стиле, и начинает
рассматриваться как исполнитель воли
бытия.
В процессе движения философии меняются
и жанры. Наиболее плодотворные результаты
достигаются на стадии диалога, систематизируются
они в жанре трактата, а распространяются
в жанре проповеди. Если диалог ближе
к площадной риторике и имеет созидательное
значение, трактат ближе к науке и имеет
систематизирующее значение, то проповедь
(как и любимые стоиками и эпикурейцами
письмо, дневник, поэма) насыщена внутренней
исповедальностью и искренностью и имеет,
прежде всего, нравственное значение.
В ней меньше логики, больше сердца; меньше
обоснованности, больше эмоций.
Пространство
и время – всеобщие
атрибуты материи.
Любое движение предполагает
так или иначе понимаемое изменение
положения в пространстве, осуществляющееся
в так или иначе понимаемо
времени. Несмотря на кажущуюся очевидность
понятий пространства и времени, они принадлежат
к числу не только фундаментальных, но
и одних из самых сложных характеристик
материи. Самое общее понимание пространства
и времени опирается на наш непосредственный
эмпирический опыт. Существующее определение
пространства таково: оно есть форма
бытия материи, характеризуемая
такими свойствами,
как протяженность,
структурность, сосуществование
и взаимодействие. Понятие времени также
возникает как из сравнения различных
состояний одного итого же объекта, который
в результате длительности своего существования
неизбежно меняет свои свойства, так и
из факта сменяющейся последовательности
разных объектов в одном и том же месте.
Время, таким образом, тоже есть
форма бытия материи,
характеризуемая такими
свойствами изменения
и развития систем, как
длительность, последовательность
смены состояний.
Понятия пространства и времени соотносительны:
в понятии пространства отражается координация
различных внеположных друг другу объектов
в один и тот же момент времени, а в понятии
времени отражается координация сменяющих
друг друга объектов в одном и том же месте
пространства.
Если отвлечься от многообразных
толкований пространства и времени
на протяжении всей культурной
эволюции человечества, а обратиться
только к истории естествознания, то можно
будет выделить такие противоположные
концепции – субстанциальную и реляционную.
Согласно первой из них, сложившейся в
русле классической механики Ньютона,
существуют независимые от материи абсолютные
пространство и время, в которых осуществляются
уже собственно материальные события
и процессы. Абсолютные пространство и
время – это чистая протяженность и чистая
длительность, в которые помещены материальные
объекты, они неизменны и постоянны.
Вторая концепция, зародившись в недрах
диалектической традиции, была отчетливо
сформулирована в диалектическом материализме,
а затем окончательно подтверждена теорией
относительности Эйнштейна (отсюда ее
название от лат. Relativus – относительный)
и всем дальнейшим ходом развития науки.
Философский смысл реляционной концепции
состоит в том, что пространство и время
мыслятся здесь не как особые отдельные
от материи сущности , а как формы существования
материи. Из такого понимания следует,
что пространство и время, во-первых, суть
объективные свойства материи и, во-вторых,
как таковые всеобщи.
Идея абсолютности пространства
и времени соответствовала определенной
физической картине мира: системе
взглядов на материю как на
совокупность атомов, обладающих
неизменным объемом и инертностью(массой)
и действующих друг на друга мгновенно
либо на расстоянии, либо при соприкосновении.
Изменение физической картины мира изменило
и воззрения на пространство и время. Открытие
электромагнитного поля и опровержение
теории мгновенного дальнодействия вскрыли
несостоятельность классической картины
мира, а значит, и несостоятельность концепции
времени и пространства. Огромный вклад
в разработку научных представлений о
связи пространства и времени с движущейся
материей внес Н.И.Лобачевский, который
пришел к очень важному не только для геометрии,
но и для философии выводу: свойства пространства
не являются всегда и везде одинаковыми
и неизменными, они изменяются в зависимости
от наиболее общих свойств материи. Теория
относительности Эйнштейна вскрыла непосредственную
связь пространства и времени с движущейся
материей и друг с другом. Фундаментальный
вывод, следующий из этой теории, гласит:
пространство и время не существуют без
материи, их метрические свойства создаются
распределением и взаимодействием материальных
масс, то есть гравитацией. Сам А.Энштейн,
отвечая на вопрос о сути своей теории,
сказал: ”Суть такова: раньше считали,
что если каким-нибудь чудом все материальные
вещи исчезли бы вдруг, то пространство
и время остались бы. Согласно же теории
относительности вместе с вещами исчезли
бы и пространство и время”. Если бы не
было масс, не было бы гравитации, а если
бы не было гравитации, не было бы времени
и пространства. Следовательно, пространство
и время вне материи не существуют. А так
как материя находится в непрестанном
движении, то пространство и время меняют
свои свойства в зависимости от этого
движения. Одним из выражений связи пространства
и времени с движением является тот факт,
что одновременность событий является
не абсолютной, а относительной. Для осмысления
этого факта необходимо иметь ввиду, что
пространственно-временное описание явлений
невозможно без наличия системы отсчета-ориентира,
относительно которого ведется наблюдение.
Таким образом, в теории относительности
Эйнштейна нашел свое естественнонаучное
подтверждение диалектико-материалистический
принцип единства пространства и времени
с движущейся материей. Единство пространства,
времени и движения материи можно было
бы выразить так: изучая материю в тех
или иных формах ее проявления, мы непременно
изучаем тем самым и пространство и время
в их органической связи с движением и,
наоборот, исследуя пространственно-временные
параметры, мы неизбежно тем самым изучаем
и материю в ее движении. Это единство
подозревали уже античные мудрецы, которые
представляли себе пространство в виде
различным образом натянутой струны, то
есть с разной степенью напряженности,
сгущенности и разряженности. Мудрость
древних отвергала чистое, пустое и абсолютно
однородное пространство: она брала его
со всеми теми моментами плотности, кривизны
и пластической фигурности, которые только
спустя многие века научная мысль стала
считать присущими самим телам, а не занимаемому
ими пространству.
Пространство и время обусловлены
материей как форма своим содержанием,
и поэтому каждый уровень движения материи
обладает своей пространственно-временной
структурой. Живые структуры также обладают
особенными свойствами пространства и
времени – их геометрия усложняется, изменяется
и ритм времени. Здесь мы сталкиваемся
с биологической характеристикой времени
и пространства: все организмы имеют свои
биологические часы. Свою особенную структуру
имеет и время исторических событий, субъекты
которых овладевают временем и пространством,
организуя эти события, а кроме того переживая
их. и т.д................. |
|
|
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
|
|
|
|
|
|