Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Элементы организации: обязанности, полномочия, ответственность

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 05.05.13. Год: 2012. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    План
Вступление                                                                                                         2
    Элементы организации: обязанности, полномочия,                      4 ответственность.
          1.1 Элементы организации                                                                     4                           
           1.2 Должностные права и обязанности руководителей                      12
           1.3 Делегирование полномочий                                                            17
    Символика организации - фирменный стиль, логотип, торговая марка.                                                                                                                22
           2.1 Фирменный стиль и торговая марка                                              22
           2.2 Дизайн логотипа как основа фирменного стиля                          29
    Практическая часть                                                                             42
          3.1 Технологии формирования и элементы фирменного стиля на примере туристического агентства "Пилигрим"                                           42
        3.2 Анализ разработки логотипа для сайта «КиноПроспект»              46
Заключение                                                                                                      52
Список  литературы                                                                                        54 
 
 
 
 
 
 

Вступление
     Актуальность  работы заключается в том, что для успешной работы любой организации менеджер должен понимать важность всех элементов организации, включая такой важный аспект управления как делегирование полномочий и донести информацию об организации до потенциального потребителя, сформировав её уникальный образ.
     В современных условиях руководитель не в состоянии единолично решить все возникающие управленческие проблемы, даже непосредственно входящие в круг его служебных обязанностей, поскольку их очень много – они разнообразны и специфичны, а его знания, опыт и имеющийся запас времени ограничены.
     Поэтому, сохраняя за собой выработку стратегии, контроль и общее управление, он передает решение менее значительных проблем, необходимые для этого  права и сопряженную с ними ответственность подчиненным, которые  обладают необходимыми знаниями, опытом и заинтересованы принять участие  в управлении. В результате в рамках управленческой структуры происходит расщепление и рациональное перераспределение  прав, обязанностей и ответственности  между ее субъектами.
     Этот  процесс, принципы которого были разработаны  в 1920-х гг. отечественным ученым П.М. Керженцевым, получил сегодня широкое распространение на Западе под названием «делегирование организационных полномочий и ответственности».
       Теперь рассмотрим актуальность роли символики организации.  Каждый день потребитель сталкивается со множеством похожих товаров, и у него просто нет времени сравнивать все их характеристики, а фирменный стиль значительно ему в этом помогает, выделяя из всех характеристик товара те, которые важны для потребителя, и тем самым облегчает понимание товара. Согласно одному из более удачных определений фирменного стиля, данных Н.Добробабенко, «Фирменный стиль – это набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации ее внутреннего и внешнего оформления». [34; с.12]
     Наличие фирменного стиля косвенного гарантирует  высокое качество товаров и услуг, так как оно свидетельствует  об уверенности его владельца  в положительном впечатлении, которое  он производит на потребителя
     Целью курсовой работы является выявление значения элементов и символики организации на предприятии.
     Задачи:
      Рассмотреть структуру элементов организации
      Анализ должностных прав и обязанностей руководителя
      Анализ роли делегирования полномочий в организации
      Определение целей формирования фирменного стиля на предприятии;
      Определение элементов и носителей фирменного стиля;
      Анализ и технологии формирования фирменного стиля на примере конкретного предприятия.
     Предмет исследования: формирования фирменного стиля и элементов организации на предприятии.
     Объект  исследования: Должностные права и обязанности руководителей, процесс   делегирования полномочий, фирменный стиль организации и логотип, как один из основных его элементов.
     В практической части были проанализированы элементы фирменного стиля туристического агенства «Пилигрим» и процесс разработки логотипа сайта «КиноПроспект» 

    Элементы  организации: обязанности, полномочия,                     ответственность.
1.1 Элементы организации
     Рассматривая организацию как социальный институт, мы можем выделить несколько элементов, составляющих ее структуру и определяющих ее как особое образование, отличное от многих других:
    Цель
    Персонал
    Структура
    Управление
    Технология
    Финансы 
Цель
       Ни одна организация (как формальная коммерческая структура, так и неформальное общественное объединение) не сможет сформироваться и тем более далее существовать, если не будет определена ее цель — то, ради чего данная организация формируется и будет действовать в дальнейшем. Определение цели может быть дано двояким образом — для внешних наблюдателей, участников, пользователей продукцией организации и для ее собственных участников, сотрудников, включенных в процесс функционирования. Миссия . Мы наблюдаем, что все большее количество организаций начинают свои презентации и рекламные кампании с представления собственной миссии — утверждение, раскрывающее смысл существования организации, специфику ее деятельности и основные социальные обязательства. Примером подобного рода заявлений могут быть следующие: Наша цель сделать мир меньше (телекоммуникационная компания), Вместе с нами в будущее (компьютерная техника), Нормальная техника — для удобной жизни (бытовая техника) и др. Таким образом, миссия — это представление о стратегических целях, и в этом смысле — о будущем, в которое приглашается клиент, партнер конкретной организации. 
Видение . Для описания цели организации важен такой аспект, как видение т. е. то, как организация предполагает двигаться к достижению стратегических целей, как она видит пути и этапы достижения целей. Обычно это представление ориентировано не столько на клиентов, сколько на сотрудников организации и ее стратегических партнеров. Подобное представление фиксируется в программных документах организации и называется видение (от англ. vision — предвидение).[1,c.27]

 
Структура 

     Следующий важный элемент, без которого не может существовать ни одна организация, — ее структура. Под структурой организации понимается ее архитектоника, наличие отдельных частей и соотношения между ними, степень жесткости/гибкости организационной конфигурации, типы взаимодействий между внутренними элементами. В литературе и управленческой практике выделены три основных типа организационных структур:
    линейная;
    функциональная;
    адаптивная.
     Линейная организационная структура, которая часто называется пирамидальной , бюрократической , — строго иерархически организованная, характеризующаяся разделением зон ответственности и единоначалием. 
Выделяются два подтипа линейных организационных структур: плоские и высокие, различающиеся количеством иерархических уровней по отношению к общему числу работников.

Основная  проблема организационных структур этого типа — ограниченность количества подчиненных, которые могут ''замыкаться'' на одного руководителя, т. е. ограниченность диапазона (сферы) контроля. 
Диапазон контроля определяется количеством связей в подразделении (организации). Эффективность управленческой деятельности зависит от типа и количества связей, число которых неизменно растет с увеличением количества сотрудников, что существенно осложняет деятельность руководителя. 
Типы связей:

    прямые единичные между подчиненными;
    перекрестные между подчиненными;
    прямые между руководителем и любой комбинацией подчиненных.
Чем больше количество связей и чем они  более неформальны, тем же должен быть диапазон контроля для сохранения эффективного управления над структурой. Поэтому при реализации сложных  видов деятельности, требующих от сотрудников большого числа согласования, уточнений, консультаций со стороны  руководителя, необходимы узкий диапазон контроля и высокая (многоуровневая) организационная структура. Функциональная организационная структура построена  по принципу распределения функций  внутри организации и создания сквозных подструктур по управлению функциями
Часто функциональная организация существует одновременно с линейной, что создает  двойное подчинение для исполнителей. Функциональные подразделения получают право отдавать распоряжения в рамках своей компетенции как нижестоящим  подразделениям, так и равным по статусу, но включенным в реализацию единых функций. Преимущества функциональных организационных структур:
    более глубокая проработка решений по функциональным направлениям;
    высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение функций;
    высвобождение линейных менеджеров от части задач, решаемых функциональными руководителями.
     Одним из вариантов функциональной структуры является дивизионная (департаментная), которая может быть построена по продуктному, региональному (географическому), потребительскому (группе потребителей, обладающихфобщимивсвойствами)фпринципам. 
     К основным проблемам функциональных организационных структур можно отнести ориентацию на реализацию в основном закрепленных функций, отсутствие инновационности и гибкости при изменении ситуации как в организации, так и во вне ее. Адаптивная организационная структура — гибкие структуры, способные изменяться (адаптироваться) к требованиям среды (по аналогии с живыми организмами). Именно адаптивные организационные структуры способны, используя все эффективные аспекты линейных и функциональных структур, успешно функционировать в постоянно
физменяющемсяфмире.
 
Технология
     Технология — это способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги, механизм работы организации по превращению исходных элементов труда в итоговые результаты, являющиеся целью деятельности организации. В истории можно выделить несколько уровней технологичности, которые проходило производство. Первый уровень — дотехнологический, при котором каждое изделие создавалось как уникальное.
Второй  уровень был связан с внедрением стандартизации и механизации.      Начался он с производства первого стрелкового оружия — мушкетов и был призван удешевить производство за счет взаимозаменяемости отдельных элементов. Следствием этого явилось развитие специализации в производстве. Специализации oподверглисьo как отдельные исполнители, так и подразделения, и фирмы, включенные в технологический процесс. 
Следующий уровень был связан с появлением конвейерных сборочных линий начала ХХ в. В первых конвейерных линиях рабочий не имел своего собственного рабочего места и следовал за изделием. Так продолжалось до тех пор, пока не был изобретен движущийся конвейер, в котором предусматривалось отдельное рабочее место для каждого исполнителя, мимо которого продвигались сами предметы труда. Введение движущихся конвейеров Генри Фордом позволило в десять раз уменьшить себестоимость производства
фмашин. 
         Тип совместной деятельности — это способ взаимодействия в рамках коллективного решения задач или проблем. Тип совместной деятельности описывает способ организации коллективного труда. Л. И. Уманский описал три типа взаимодействия.

    Совместно-взаимодействующий тип
    Совместно-последовательный тип
    Совместно-индивидуальный тип
В последнее время стали выделять особый тип совместной деятельности — совместно-творческий. Подобный тип организации коллективной деятельности зародился в сферах науки и искусства, где участники научного или творческого проекта создавали нечто совершенно новое, зачастую уникальное, что нельзя было создать по имеющимся правилам и технологиям.
Финансы
    Под финансами мы будем понимать все денежные и другие средства, которыми располагает или которые может привлечь организация для выполнения собственной деятельности. Принято выделять три основные функции финансов:
    распределительную;
    стимулирующую;
    контрольную.
Важным  параметром эффективности деятельности предприятия и условием успешного  развития бизнеса является материально-финансовая сбалансированность. Деятельность по управлению финансами фирмы —финансовый менеджмент — направлена на разработку и реализацию эффективных программ использования финансовых средств в рамках достижения целей деятельности фирмы. Можно выделить цели финансового менеджмента, дополняющие цели организации в целом. Такими целями, например, могут быть:
    максимизация прибыли;
    достижение устойчивой нормы прибыли в плановый период;
    увеличение доходов руководящего состава и вкладчиков (или владельцев) фирмы;
    повышение курсовой стоимости акций и т. д.
 
Персонал
Под персоналом мы будем понимать совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, а также партнеры, которые  привлекаются к реализации некоторых  проектов, эксперты, которые могут  быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т.д.
Именно  организация эффективной деятельности персонала и является основной заботой  управления персоналом организации  и соответственно менеджера по персоналу. Для достижения этой цели необходимо хорошо представлять себе такие особенности  персонала организации:
    особенности индивидуального поведения;
    особенности группового поведения;
    особенности поведения руководителей, членов управленческой команды.
    Особенности индивидуального поведения детерминируются  многими параметрами, среди которых:
    индивидуальные способности, склонности и одаренность — предрасположенность к реализации какой-либо деятельности, ориентация на ее выполнение;
    специфика мотивации — специфика потребностей человека, представление о целях профессиональной деятельности;
    индивидуальные ценности — общие убеждения, вера, мировоззрения, представления о мире;
    демографические — половые и возрастные особенности;
    национальные и культурные особенности — усвоенные в опыте способы, правила и нормы поведения, которые детерминируют конкретные реакции человека в конкретных ситуациях.
Особенности группового поведения связаны со многими параметрами, среди которых  основные:
    особенности корпоративной культуры — ценности, правила поведения, характерные для конкретного трудового коллектива;
    феномены групповой динамики — этап развития коллектива, особенности лидерства, способа поведения в ситуации конфликта.
Особенности поведения руководителей являются одной из самых комплексных проблем, поскольку самих руководителей  можно рассматривать и как:
    субъектов, имеющих индивидуальные особенности;
    членов некоторой группы, обладающих корпоративной культурой;
    функционеров определенной управленческой технологии (типа управления), обладающей своими правилами поведения.
Управление
     Термин ''управление'' первоначально означал умение объезжать лошадей и ими править. Английское слово ''manage'' (управлять) происходит от корня латинского слова ''manus'' (рука). Затем этим словом стали обозначать умение владеть оружием и управлять колесницами.
    Современное понятие '' управление '' означает процесс координации различных деятельностей с учетом их целей, условий выполнения, этапов реализации. Говоря об управлении как элементе организации, мы в первую очередь должны определить, какие задачи выполняет управление в конкретной организации и как оно это делает, т. е. понять, какие области являются предметом координации и регулирования и каким способом эта координация осуществляется.
    Достаточно подробно цели и задачи управленческой деятельности были рассмотрены в предыдущей главе. Поэтому остановимся на тех типах управления, которые могут быть реализованы в организации.
     Тип управления — это характеристика того, как принимаются (управленческая форма ) и каким способом реализуются ( рычаг управления ) управленческие решения. Типы управления, конечно, должны соответствовать культуре организации, и следовательно, особенностям персонала, который в ней работает. Одна из существенных причин неэффективности управления — рассогласование между этими параметрами организации. Какие типы управления могут быть выделены?
   Первый тип характеризуется коллективистской управленческой формой , которая предполагает единоличное принятие решений лидером коллектива, его вождем. Такая управленческая форма соответствует органической организационной культуре , при которой сотрудники организации являются послушными исполнителями, включенными в семейный тип отношений. Главный рычаг управления в этом случае — авторитет руководителя . Авторитет предполагает большой аванс доверия со стороны коллектива. Авторитетный руководитель получает практически беспрекословное подчинение, основанное на принятии его мнения как самого верного, продуманного и выгодного для сотрудников. Если руководитель действует в соответствии с нормами коллектива, сформулированными в виде традиций, правил поведения, то он воспринимается как ''правильный'', эффективный руководитель, пользующийся доверием подчиненных. Однако аванс доверия небесконечен. Если руководитель начинает нарушать установленные нормы, нарушать традиции, то он может быть ''свергнут''. Аванс нарушения норм , или идеосинкразический кредит , у каждого руководителя свой. Если руководитель обладает большим авторитетом, он может более существенно и в течение длительного срока нарушать правила, если авторитет меньший, то терпение сотрудников истечет раньше, и он будет сменен.
    Еще один тип управления связан с бюрократической управленческой формой. В этом случае решения принимаются, как правило, вышестоящим руководителем. Главным рычагом воздействия на подчиненных оказывается силовое воздействие, часто основанное на использовании методов прямого воздействия (приказов, наказаний). Главным мерилом эффективности и успешности руководителя оказывается степень его воздействия на подчиненных. Сильным руководителем в таком типе управления мы будем называть такого, чьи приказы не обсуждаются, а сразу же исполняются. Такого типа управленческая форма характерна для бюрократической организационной культуры , которая характеризуется наличием технологически дисциплинированных сотрудников, строго выполняющих свои функции и приказы начальства.
     В последнее время исследователи стали упоминать еще один новый, только возникающий тип управления, характеризующийся диалоговой управленческой формой. Для этого типа управления характерна распределенность управленческих функций, которые могут быть эффективно реализованы только при активном, равноправном участии всех субъектов управления. Основная его особенность — использование в качестве главного рычага управления — знаний. Говорить о возникновении такого подхода к управлению возможно в том случае, когда эффективная управленческая деятельность не может быть осуществлена без использования знаний множества различных профессионалов, обладающих своими специфическими представлениями и фактами, описывающими управляемую реальность. В таком подходе целостное представление об управляемом объекте, его состоянии, путях изменения и этапах достижения цели не будет полным при потере хотя бы одного видения. Примером такого управления может служить работа управленческой команды на уровне государства, в которую должны быть включены профессионалы, способные увидеть самое большое количество аспектов принимаемых решений, предугадать их последствия и минимизировать возможный ущерб.     

     1.2 Должностные права и обязанности руководителей
     Должностные права и обязанности руководителя находятся в тесной зависимости  от тех задач, которые ему предстоит  решать в процессе своей работы. Поэтому их рассмотрение целесообразно  начать с анализа важнейших функций  руководителя.
     В процессе управления руководитель осуществляет ряд функций, т.е. обязательных видов  деятельности (обязанностей), среди  которых необходимо выделить следующие: административная, стратегическая, экспертно-консультативная, инновационная, представительская, коммуникационная и социальная. Разберемся в содержании названных выше функций.
     Административная  функция является одной из наиболее значимых в деятельности руководителя. В переводе с латинского «администратор»  буквально означает «управитель», человек, выполняющий управленческую работу.
     Традиционно специалисты склонны разделять  управленческий процесс на пять этапов: планирование, организация, руководство  людьми, мотивация и контроль. Считается, что именно через них проходит в своей работе каждый управленец. Поэтому в административную функцию входит пять подфункций:
    планирование, в процессе которого руководитель определяет этапы выполнения задания, намечает, как достичь единых рабочих целей, предполагает возможные варианты решения потенциальных проблем;
    организационная, связанная с созданием необходимых условий деятельности, – распределение среди исполнителей полномочий, задач, ресурсов, инструктирование и др.;
    кадровая, заключающаяся в организации подбора необходимых работников, их ориентации, профессионального обучения, обеспечения необходимым инструктажем и т.п.;
    стимулирующая, предполагающая действия, направленные на убеждение и воодушевление исполнителей, их поощрение за успешно выполненную работу, наказание за провинности;
    контрольная, заключающаяся в оценке промежуточных и конечных результатов деятельности организации, проведение ее необходимой корректировки.
     В основе стратегической функции лежат планирование и прогноз возможных событий в сфере деятельности не только конкретного руководителя, но и всей организации в целом в процессе разработки стратегии и составления планов.
     Экспертно-консультативная  функция имеет как минимум три основных направления развития деятельности руководителя:
    в связи с реализацией им профессиональной компетентности;
    в связи с действиями по оптимизации организационного процесса, который выражается в передаче части руководящих полномочий подчиненным;
    в связи с контролем работы подчиненных, осуществляемым в форме консультирования, проведения собеседования, публичного сообщения результатов и др.
     В век информации все большую роль играет коммуникативная функция, включающая большой диапазон действий, затрагивающих человеческий фактор: прием на работу, проведение совещаний, прием посетителей, ответы на письма и телефонные звонки, распространение деловой информации, проведение переговоров и др.
     Все возрастающее значение человеческого  фактора в жизни организации  выводит на одно из первых по значению мест социальную функцию. Выполняя ее, руководитель создает в организации благоприятный морально-психологический климат, атмосферу комфорта, поддерживает существующие традиции и стандарты поведения и формирует новые, помогает подчиненным в трудную минуту.
     В рамках рассмотренных функций для  руководителя определены:
    соответствующие права по решению возникающих вопросов самостоятельно или по согласованию с вышестоящим руководством;
    круг подчиненных и степень их участия в подготовке документов различного уровня;
     В период стабильного развития на первое место выдвигаются руководители-плановики, создающие, исходя из текущих реалий, планы и программы развития, а также руководители-администраторы, осуществляющие в соответствии с плановыми заданиями организаторскую координирующую, контролирующую деятельность с помощью приказов, поощрений и наказаний.
     В зависимости от уровня в управленческой иерархии можно выделить три звена  руководства: высшее, среднее и низшее.
     Руководители  высшего звена. Их основные задачи состоят в формулировании миссии, ценностей и политики организации, основных стандартов ее деятельности, формировании структуры и системы управления, представительстве на переговорах с государственными органами и главными контрагентами.
     Функции высших руководителей чрезвычайно  сложны, разноплановы, требуют глубоких всесторонних знаний, аналитических  способностей, задатков политика, дипломата, публициста и оратора. Поскольку  сегодня каждый человек в отдельности  таким критериям отвечать уже  не в состоянии, высшее руководство  реализует их в составе команды, где первое лицо является уже не «боссом», а первым среди равных. Последнее обстоятельство ослабляет  борьбу за власть и тем самым облегчает  смену поколений менеджеров.
     Руководители  среднего звена (основных подразделений, входящих в данную организацию). Они назначаются и освобождаются от должности первым руководителем или его заместителями и несут перед ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность имущества вверенных им подразделений. Через подчиненных руководителей они управляют деятельностью в подразделениях: устанавливают задания исполнителям, осуществляют текущий контроль, проводят мероприятия по совершенствованию организации и технологии.
     Руководители  среднего звена представляют собой  наиболее бюрократизированную прослойку  менеджеров, число представителей которой  неуклонно растет, увеличивая «этажность»  управленческих структур. Считается, что  данная прослойка создает «эффект  одеяла» между высшим и низовым  уровнями управления, тормозит внедрение  новых методов работы. Отношение  к представителям среднего звена  управления в целом на Западе негативное и при любой возможности с  ними ведется решительная борьба, иногда даже имеющая некоторые успехи. Например, за счет ликвидации целиком некоторых промежуточных управленческих структур размер этого слоя менеджеров удается сократить по численности на 30–40%.
     Руководители  низшего звена  (бригад, участков, групп и др). Они работают непосредственно с исполнителями и несут полную ответственность за их действия. Именно на них ложится вся тяжесть повседневного управления персоналом. В их обязанности входят организация и координация подчиненных, обеспечение условий для выполнения ими качественно и в срок производственных заданий; контроль за соблюдением графика работ, рациональным использованием оборудования, материальных и иных ресурсов, производственной, технической и трудовой дисциплины, техники безопасности; содействие рационализаторству, изобретательству, внедрению передовых методов работы.
     Руководители  низшего звена имеют право  в установленном порядке премировать  подчиненных, налагать на них дисциплинарную ответственность, делать соответствующие  представления руководству подразделений  и организации.
     По  мнению западных специалистов, помимо официальных обязанностей, закрепленных в соответствующих документах, руководители несут по отношению к своим подчиненным обязанности неофициальные. Они состоят в справедливом и уважительном отношении к работникам, проявлении интереса к их здоровью, личным проблемам, успехам, взаимоотношениям в коллективе, оказании им при необходимости всесторонней помощи.
     Права, обязанности и ответственность  руководителей всех Уровней, равно  как и всего персонала, закрепляются в должностных инструкциях. Наличие  должностных инструкций позволяет  во многом упорядочить процесс распределения полномочий и добиться более перспективной технологии управления в организации.
     Должностная инструкция не только позволяет определить обязанности, права и ответственность  персонала, но и оберегает его  от выполнения несвойственных функций, подчеркивая систему взаимоотношений  между руководителем и подчиненным  ему работником. Кроме того инструкция упорядочивает потоки информации в  организации, формирует требования к должностям и порядку оценки работников.
     Однако  инструкция не является неизменной –  она должна и может совершенствоваться и корректироваться в соответствии с изменяющимися условиями деятельности.

                 1.3  Делегирование полномочий

 
       Основным  принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания  централизации и децентрализации [9, с.324] в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте – это проблема распределения полномочий на принятие конкретно определенных решений на каждом уровне управленческой иерархии. Оптимальным вариантом считается подход, когда централизованными являются решения, относящиеся к разработке политики – целей и стратегии фирмы в целом, а децентрализованными – решения, относящиеся к оперативному управлению [4, с.9].
       Под децентрализацией понимается передача права принятия решений низовому оперативно-хозяйственному звену – производственным отделениям, пользующимся хозяйственной самостоятельностью. Децентрализованная форма управления предполагает создание внутри фирмы производственных отделений, пользующихся полной хозяйственной самостоятельностью, т.е. наделенных широкими полномочиями как в сфере производства, так и в сфере сбыта и несущих ответственность за получение прибылей.
       Степень децентрализации управления определяется степенью предоставления полномочий или прав принятия самостоятельных решений управляющим отделениями, т.е. имеет место делегирование полномочий.
       Под делегированием в общем смысле понимается передача подчиненным задачи или деятельности из сферы действий руководителя. С точки зрения организации бизнеса это ориентация на то, как максимально эффективно достигать реализации поставленных целей, используя человеческие ресурсы [20].
       Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
       Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Это, конечно, во многих случаях просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Более важным является то, что сущность управления заключается в умении «добиться выполнения работы другими». Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя.
Процесс делегирования полномочий состоит  из следующих этапов:
I этап – поручение работникам индивидуальных конкретных заданий.
II этап – предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным.
III этап – формулирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания.
       Делегирование базируется на полномочиях и ответственности. Ответственность – это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Поскольку ответственность представляет собой обязательство, которое отдельный работник берет на себя, то он не может ее делегировать или передавать своему подчиненному. Работник, на которого возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязан выполнять ее лично, но он останется ответственным за удовлетворительное (неудовлетворительное) завершение работы. Под обязательством мы понимаем то, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Фактически, индивид заключает контракт с организацией на выполнение задач данной должности в обмен на получение определенного вознаграждения. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия. Полномочие – это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение делегируемых задач.
       В теории и практике управления существуют два подхода к реализации управленческих решений: ориентация на то, как лучше добиться конечных результатов, и ориентация на то, как лучше готовить эти решения. Оба подхода трудно «стыкуются», но если доминирует второй, то конечных результатов добиваться оказывается легче [11, с.53]. Если же доминирует первый подход, то это свидетельствует о том, что принятию управленческих решений уделяется мало внимания. Методом, который может соединить оба подхода, является делегирование полномочий работникам.
     Метод делегирования полномочий формирует  организационный диапазон исполнения управленческих решений, вывода руководителя из узкого, тесного коридора поручения  заданий на широкую дорогу в поисках  надежных попутчиков. Можно представить, от чего должен уходить руководитель и к чему он должен стремиться, чтобы расширить организационный диапазон исполнения .
     Переходя  к методу делегирования полномочий, руководитель не только определяет сроки  исполнения, качество и объемы работы, но и конечные результаты, наделяя  работников ответственностью за полную реализацию управленческого решения. Они договариваются о том, как  оформить и представить результаты, а также о том, как эти результаты будут вознаграждаться. Работнику  предоставляется право на риск, а  значит, и право на ошибку, т.е. право самому выбирать наилучший способ достижения результата. 

Преимущества  метода делегирования полномочий
Узкие организационные  рамки руководителя Широкие организационные  рамки руководителя
1. Выдача заданий в пределах  обязанностей работников 1. Выдача заданий  в расширенных пределах обязанностей
2. Повседневная передача поручений 2. Разовая передача  поручений 
3. Принятие мелких управленческих  решений на ходу 3. Право работников  на свободу маневра
4. Передача дополнительных разъяснений 4. Отладка постоянной  «обратной связи» с работниками
5. Дополнение уже принятых решений  новыми  5. Право работников  решать на месте. 
6. Торможение тех решений, которые  перестали исполняться  6. Самоувязка  управленческих решений в новые  звенья 
7. Принятие на себя ролей приказчика, распорядителя, «погонялы», надсмотрщика 7. Принятие на  себя ролей советчика, консультанта, арбитра, наблюдателя   
8. Организационная среда наполнена  некачественными решениями и  перегружена управленческими циклами  8. Организационная  среда наполняется теми решениями,  которые работают на самореализацию  управленческих циклов 
9. Руководитель «ворочает камни», которые подрывают проявление  творческих возможностей 9. Руководитель "разбрасывает" зерна-которые  расширяют поле его творческих возможностей
10. Личностный ресурс руководителя  «затаптывается" 10. Личностный  ресурс руководителя возрастает 
Источник: [11, с.55].
     Отношения собственности оказывают значительное влияние на полномочия и власть менеджера, а также на систему управления предприятия. Каждое предприятие имеет  в своей собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество, которое обеспечивает материально-техническую возможность  функционирования предприятия. Право  хозяйственного ведения – это  право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом  или иными правовыми актами. Право  хозяйственного ведения, принадлежащее  предприятию как коммерческой организации, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям. Закон специально оговаривает, что  результаты хозяйственного использования  имущества, находящегося в хозяйственном  ведении или в оперативном  управлении, в виде плодов, продукции  и доходов, включая имущество, приобретенное  унитарным предприятием или учреждением  по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное  ведение или в оперативное  управление предприятия или учреждения.  
 

2. Символика организации - фирменный стиль, логотип, торговая марка.
2.1 Фирменный стиль
     Понятие фирменного стиля зародилось не так  давно: этому понятию нет еще  и сотни лет. Однако еще в древности  довольно часто использовались отдельные  элементы фирменного стиля. Например, кочевые народы накладывали знак собственности на скот, наиболее искусные ремесленники помечали свою продукцию  личным клеймом, а покупатели, осведомленные  о высокой профессиональной репутации  этих ремесленников, стремились приобрести товары именно с такими знаками.
     Фирменный стиль в современном понимании - это совокупность приемов, обеспечивающих единый образ всем изделиям фирмы и мероприятиям; улучшающих восприятие и запоминаемость потребителем не только товаров фирмы, но и всей ее деятельности; а также позволяющих противопоставлять свои товары и деятельность товарам и деятельности конкурентов».[14,с.67]
     Среди основных функций фирменного стиля  принято выделять:
     - Идентификация. Фирменный стиль  позволяет потребителю без особых  усилий узнать нужный товар  (фирму, услугу) по определенным  внешним признакам. 
     - Доверие. Если потребитель однажды  убедился в качестве продукции  (услуг), то это доверие будет  в значительной степени распространяться  на всю остальную продукцию  данной фирмы. Кроме того, наличие  фирменного стиля само по себе  вызывает доверие.
     - Реклама. Не секрет, что наличие  фирменного стиля значительно  повышает эффективность рекламы.  Помимо этого, все объекты,  содержащие элементы фирменного  стиля фирмы, сами являются  рекламой. И здесь самая главная  задача фирменного стиля - закрепить  в сознании покупателей положительные эмоции, связанные с высокой оценкой качества продукции и обеспечить продукцию предприятия и само предприятие особой узнаваемостью.
     Фирменный стиль обеспечивает организацию  следующими преимуществами, выполняя следующие функции:
     1) повышает корпоративный дух, единство  сотрудников и создает ощущение  приобщенности к общему делу, воспитывает фирменный патриотизм; а также позитивно влияет на  эстетический уровень, внешний  вид товаров и помещения фирмы;
     2) помогает потребителю сориентироваться  в потоке рекламной информации, быстро и безошибочно найти  нужную фирму;
     3) указывает потребителю на взятие  фирмой ответственности за произведенный  товар;
     4) указывает обществу на стабильность  и долговременность работы компании; сокращает затраты на рекламу  и РR, одновременно усиливая ее  эффект и создавая сильный  бренд.
     Если  же подытожить все преимущества, которые  дает использование фирменного стиля, то можно назвать его одним  из главных средств формирования благоприятного имиджа фирмы.
     Также можно с уверенностью сказать, что  «фирменный стиль на предприятии  имеет большое значение, и наряду с другими важными компонентами маркетинга составляет отдельную сферу  деятельности в области стимулирования продаж и маркетинга».[11,c.24] 

     Элементы  фирменного стиля
     Система фирменного стиля включает в себя следующие основные элементы:
     -товарный  знак;
     - фирменная шрифтовая надпись  (логотип);
     - фирменный блок
     - фирменный лозунг (слоган);
     - фирменный цвет (цвет);
     - фирменный комплект шрифтов;
     - корпоративный герой;
     - постоянный коммуникант (лицо  фирмы);
     - фирменная одежда;
     Товарный  знак: знак обслуживания, торговая марка, фирменный знак, является центральным  элементом фирменного стиля. Товарный знак являет собой зарегистрированный в установленном порядке изобразительные, словесные, объемные звуковые обозначения  или их комбинации, которые используются владельцами товарного знака  для идентификации своих товаров.[22]
     Роль  и значение товарного знака в  формировании и поддержание фирменного стиля предприятия обусловлены  его функциями:
     - гарантией качества;
     - индивидуализирующей;
     - рекламной;
     - охранной.
     Выполнение  всех этих функций в совокупности, а также каждой в отдельности  повышает конкурентоспособность продуктов  и облегчает их позиционирование на рынке. Так, по данным Международного правового исследовательного института  имени Макса Планка, 60 % покупателей  связывают товарный знак с высоким  качеством товаров, 30% - с высоким  качеством и известностью фирмы, а 10% вообще не обращают внимания на товарный знак. [16] 

     Товарный  знак.
     Товарный  знак - обозначение, призванное отличать товары и услуги одних юридических  и физических лиц от однородных товаров  и услуг других юридических и  физических лиц. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные или другие обозначения или их комбинации. Если товарный знак зарегистрирован в установленном порядке, он становится законодательно защищенным активом предприятия.
     Товарный  знак как бы символизирует стабильность характеристик и свойств туристского  продукта, уровня обслуживания клиентов. В этом появляется так называемая функция гарантии качества. Как только нарушается связь товарного знака  и качества услуг, знак превращается в средство, отталкивающее потребителей от предлагаемых фирмой туристских продуктов. Такое действие товарного знака  может проявляться даже тогда, когда  качество уже восстановлено. Завоевать  добрую славу знака гораздо труднее, чем ее потерять. Вот почему владельцу  товарного знака необходимо постоянно  заботиться о сохранности стабильно  высоких качественных характеристик  предлагаемых на рынок услуг.
     Существенную  роль призвана играть рекламная функция  товарного знака. Для этого сам  товарный знак должен стать объектом рекламы, т.е. использоваться во всех своих  визуальных проявлениях: на вывесках, в газо-световой рекламе, сувенирах, печатных изданиях, оформлении выставочных  и служебных помещений.
     Охранная  функция товарного знака определяется тем, что он регистрируется, юридически защищается и обладает свойством  исключительной принадлежности владельцу.
     Регистрация торгового знака дает владельцу  право предотвращать его несанкционированное  использование третьими лицами и  передавать в случае продажи или  франшизы.
     Однако, использовать товарный знак можно, получив  справку о приоритетности, которая  выдается через месяц после подачи заявки о регистрации знака. Законность владения товарным знаком подтверждается Свидетельством о регистрации товарного  знака, выдаваемого на десять лет.
     Среди основных функций товарного знака  можно выделить следующие:
     - облегчать восприятие различий  или создавать эти различия;
     - давать товарам имена;
     - облегчать опознание товара;
     - облегчать запоминание товара;
     - указывать на происхождение товара;
     - сообщать информацию о товаре;
     - стимулировать желание купить  данный товар;
     - символизировать гарантию при  покупке товара. [12,c.48]
     Логотип
     «Логотип - это оригинальное начертание или  сокращенное наименование фирмы, товарной группы, производимой данной фирмой, или  одного конкретного товара, выпускаемого ею».[22,c.77] Как правило, логотип состоит из 4-7 букв. Приблизительно четыре товарных знака из пяти регистрируются именно в виде логотипа. Логотип всегда уникален. Что, кстати, имеет и юридическую поддержку. Например, при регистрации знак проверят на предмет уникальности.  

     Фирменный блок.
     Фирменный блок - традиционное, часто упоминаемое  сочетание нескольких элементов  фирменного стиля. Чаще всего, это изобразительный  товарный знак и логотип. Фирменный  блок может также содержать полное официальное название фирмы, его  почтовые и банковские реквизиты. Иногда фирменный блок включает в себя и  фирменный лозунг.
     Фирменный слоган.
     Фирменный лозунг представляет собой постоянно  используемый фирмой оригинальный девиз. Некоторые слоганы регистрируются как товарные знаки.
     Слоган  может содержать основные принципы деятельности фирмы, ее кредо, например, «Tefal»: «Без твоих идей не обойтись!»
     В качестве мотива слогана может быть избрана забота о клиенте, например Johnson&Johnson: «Мы заботимся о Вас  и Вашем здоровье!».
     Слоган  может подчеркивать исключительные качества фирмы или делать ударение на достигнутой мощи, завоеванном  авторитете. 

     Фирменный цвет.
     Фирменный цвет также является важнейшим элементом  фирменного стиля. Цвет делает элементы фирменного стиля более привлекательными, лучше запоминающимися, позволяет  оказать сильное эмоциональное  воздействие. За некоторыми типами продукции  и услуг конкретные цвета закрепились  достаточно прочно. При этом голубой  цвет вызывает стойкие ассоциации с  морем и водой в целом, а  зеленый, например, - с растениеводством и продуктов его переработки. В качестве наиболее известных примеров использования фирменных цветов можно назвать сеть ресторанов McDonald's - красный и желтый; Beelein – желтый и черный цвета.
     Фирменный цвет может также иметь правовую защиту в случае соответствующей  регистрации товарного знака  в этом цвете
     Фирменный комплект шрифтов.
     Фирменный комплект шрифтов также подчеркивает различные особенности образа марки, вносить свой вклад в формирование фирменного стиля.
     Корпоративный герой.
     Корпоративный герой - важная часть формируемого имиджа фирмы. Коммуникатор как бы персонифицирует  сам себя, разрабатывая постоянный, устойчивый образ своего представителя. При этом очень часто корпоративный  герой наделяется некоторыми чертами, которые коммуникатор стремится  включить в свой имидж. Маленький  медвежонок Барни призван смешить  маленьких любителей сладких  десертов.
     Постоянный  коммуникант.
     Постоянный  коммуникатор, в отличие от корпоративного героя, является реальным лицом. Это  конкретный человек, который избран фирмой в качестве посредника при  ее коммуникации с адресатом. Более  распространены определения этого  понятия как «лицо фирмы», «лицо  брэнда».
     Фирменная одежда.
     Фирменный стиль в современной спецодежде указывает не только на принадлежность работника к фирме, но и на соответствие параметрам профессии.
     Деловой костюм должен соответствовать ряду требований: использование в одежде фирменного цвета, эмблем; соответствие современным тенденциям моды; цвет одежды выбирается не слишком светлым  и не черным.
     В ряде фирм даже существуют специальные  кодексы, в которых обозначено, какую  одежду можно носить. Главное требование, предъявляемое к одежде, - элегантность, консерватизм и чувство меры. При  этом следует помнить, что элегантность - понятие интернациональное. Достижение единства в разнообразии и разнообразия в единстве - путь развития фирменного стиля в одежде. 

     Другие  фирменные константы.
     Перечень  других фирменных констант постоянно  растет, включая такие экзотические элементы, как фирменное знамя, фирменный  гимн, корпоративная легенда и  многое другое. Некоторые элементы деятельности фирмы, в том числе  в сфере коммуникаций, которые  характеризуются постоянством, играют настолько важную роль в формировании ее образа, что могут быть отнесены к элементам фирменного стиля. Среди  таких констант - различные эмблемы  фирмы, не получившие в силу каких-либо причин правовую защиту и не являющиеся товарными знаками.
     Элементами  фирменного стиля можно также  назвать фирменные особенности дизайна. Например, « рисунок радиаторной решетки автомобилей фирмы BMW остается неизменным уже длительное время, несмотря на то, что внешний облик машин этой фирмы постоянно меняется»[28,c.145]  

2.2 Дизайн логотипа как основа фирменного стиля 

     Логотип является главным атрибутом фирменного стиля компании. Разработка логотипа необходима для привлечения внимания к фирме или её товару. Разработка логотипа - это визуальное выражение  концепта и идеи торговой марки.
     Создание  логотипа или создание товарного  знака – заключается в создании знака или символа. Он прост, гармоничен, вызывает ассоциативный ряд, закладывает  в подсознании потребителя образ  продукта.
     Качественный  логотип - это символ, по которому можно  прочитать идею бренда, миссию компании, ее отношение к потребителю и  позиционирование на рынке. Существуют миллиарды логотипов. Лучшими из них являются те, что остаются в  памяти. Главная задача дизайнера - разработать логотип, который бы выделялся, запоминался и согласовывался с маркетинговой стратегией компании.
     Логотип не может существовать сам по себе, он должен гармонично вписываться в  рекламную концепцию. Для потребителей логотип - это знакомство с компанией, продуктом или услугой.
     Перечислим  основные правила и критерии, которые  следует придерживаться при разработке логотипа, знака или торговой марки.
     1. Индивидуальность.
     Данное  свойство позволяет выделиться на рынке  и стать конкурентно способным. Это требование является основополагающим при разработке логотипа и обеспечивает возможность регистрации знака, а также его дальнейшее использование без нарушения прав прочих субъектов хозяйствования.
     2. Оригинальность.
     Это то, что отличает его от логотипов  конкурентов. Это свойство должно вызывать положительные эмоции и ассоциации у любых потенциальных потребителей данного товара.
     3. Функциональность.
     Очень существенный и важный критерий, учитываемый  при создании логотипа. Например, логотип  или же товарный знак может размещаться  как на фирменных бланках и  сайте, так и на факсовой бумаге, сувенирной продукции или листовках. При этом логотип должен быть легко  масштабируемым и относительно простым. Это требование к разработке логотипов  носит рекомендательный характер и  предполагает использование элементов, легко идентифицируемых потребителями  целевого сегмента. Легкость восприятия обеспечивается за счет ориентации на средний уровень эрудиции потребителя, ограничений на количество входящих в знак или логотип элементов. Еще одним важным требованием  к разработке логотипа, которое не входит в состав основных, но тем  не менее должно учитываться, является ассоциативность товарного знака.
     4. Ассоциативность.
     Данное  свойство товарного знака обозначает присутствие связей, ассоциаций между  товарным знаком и особенностями  маркируемого им товара. Все эти  требования к разработке логотипа или  созданию торговой марки, тесно взаимосвязаны  между собой. Индивидуальность, простота и привлекательность, учитываемые  при разработке логотипа или товарного  знака, являются залогом его запоминаемости для потребителей. Индивидуальность и узнаваемость товарного знака  способствуют его охране от подделок.
     Причем  индивидуальность обеспечивает ее на этапе регистрации знака, а узнаваемость способствует поддержанию охране впоследствии, даже в том случае, если логотип приобрел большую известность и широко применяется в разговорной речи.
     Логотип - это фундамент будущей торговой марки, ее главный элемент, поэтому  к созданию логотипа или разработке торговой марки следует отнестись  также внимательно, как и к  выбору исполнителя. Разработка любого фирменного стиля начинается с создания логотипа. Изготовление логотипов подразумевает  под собой непосредственно, дизайн логотипа, т.е. работа над идеей, которую  выражает лого компании. Тут важно  понимание цели, на достижение которой  должен эффективно работать фирменный  стиль. После формулирования цели начинается непосредственное изготовление логотипа.
     Грамотная разработка логотипа учитывает и  цветовые решения, и шрифты, и целый  ряд визуальных характеристик.
     Логотип является центральным элементом  фирменного стиля компании, все остальные  компоненты, с помощью которых  бренд коммуницирует с потребителем - графика в торговом зале или  типографические шрифты в рекламе, - как правило, подбираются после  создания логотипа. Первое, что видит  покупатель, заходящий в магазин  или выбирающий товары на полке, - их название. Не случайно специалисты  называют логотип сердцем корпоративной  индивидуальности, а американский дизайнер Мильтон Глэйсер образно назвал логотип «воротами к бренду». [25,c.147]С помощью логотипа происходит самая короткая коммуникация потребителей с брендом, длящаяся какие-то доли секунды. Поэтому основными требованиями к логотипу являются лаконичность, запоминаемость и целостность.
     Кроме того, все большее внимание уделяется  эмоциональной наполненности брендов  и, в частности, логотипа. В условиях прогрессирующего стресса логотипы просто обязаны нести позитивные эмоции потребителю. Обычно наиболее доступные  для восприятия средства - фирменные  символы или знаки.  

       Классификация логотипов по способу ассоциативного воздействия 

     В нашей с вами повседневной жизни  мы постоянно сталкиваемся с тысячами логотипов. Некоторые быстро забываются или же просто проходят незамеченными  мимо нас. А вот другие откладываются  в нашей памяти благодаря каким-то удачным или, наоборот, неудачным  изюминкам из-за вызываемых ассоциаций.
     Не  для кого не является секретом, что  каждый человек обладает индивидуальным субъективным мировосприятием, поэтому  одни и те же знаки у разных людей, в силу различного опыта, образования, круга общения могут вызывать абсолютно разные по своему значению ассоциации и, соответственно, различные  эмоции.
     «Ассоциация сама по себе не так чревата, как  собственно эмоции, с этой ассоциацией  связанные. Знак может однозначно интерпретироваться в мысленный образ, но уже эмоции, вызываемые данным образом, зависят  от каждого конкретного индивидуума».[37,c.26]
     Создавая  знак, дизайнер должен знать наперед, какие ассоциации этот знак будет  вызывать у потенциального потребителя  товара. Сделав однажды акцент на местный  рынок, дизайнер рискует попасть  впросак, выйдя с имеющимся логотипом  на мировой рынок.
     А всегда ли логотип должен вызывать ассоциации? Вне зависимости от того, хотим мы этого или нет, любой  знак будет вызывать ассоциации, потому как фантазией наделен каждый человек.
     Абстрактные знаки, которые не конкретизирует объект, - нейтральные. Нейтральный знак, как  правило, выглядит абстрактно и характеризуется  тем, что не вызывает у наблюдателя  однозначной реакции, а для возникновения  хотя бы каких-то ассоциаций требуется  активная работа воображения.
     Любой знак должен символизировать определенные понятия или идеи хотя бы для владельца  логотипа. В противном случае последний  не сможет правильно построить рекламную компанию с использованием нового логотипа и проникнуть потребителя духом новой организации.
     В конечном итоге можно с полной уверенностью сказать, что популярность и известность логотипа с нейтральным  знаком полностью зависят от рекламной  политики фирмы и качества предоставляемых  фирмой товаров и услуг.
     Знаки же, которые отображают конкретные объекты без каких-либо двоечтений - конкретны. По способу ассоциативного воздействия знаки делятся на пять групп: национальная символика, географические достопримечательности, сфера деятельности, животные и все остальное. Следует  рассмотреть каждый из них подробнее:
     Национальная  символика
     «Национальной символикой в логотипе принято обозначать принадлежность той или иной компании государству (национальные компании)».[24,c.46]
     Коммерческая  негосударственная фирма тоже может  иметь в своем логотипе национальную символику, но в данной ситуации эмоциональное  воздействие знака будет зависеть от географического и политического  факторов. Очевидно, что знак привлечет  к себе патриотов страны на ее территории и за ее пределами.
     Отношение к логотипу внутри страны зависит  от общего уровня благосостояния, которое  в свою очередь, является следствием деятельности правительства и уровня развития экономики в конкретной стране.
     За  пределами страны эмоциональное  воздействие логотипа полностью  определяется международным положением страны (а не организации) и внешней  политикой, которой та придерживается.
     География
     Использование в логотипе географических достопримечательностей однозначно конкретизирует место основной деятельности фирмы-владельца логотипа, и как правило, находит свое применение у туристических организаций. Примерами таких географических достопримечательностей могут служить египетские пирамиды, Кремль в Москве или же Эйфелева башня в Париже. В отличие от национальной символики, эмоции, возникающие при виде такого логотипа, практически не связаны с уровнем экономического развития страны и ее международным положением. Ведь туристы посещают как правило те достопримечательности, которые к нынешней политической ситуации в стране не имеют никакого отношения.
     Следует однако учитывать и религиозный  фактор. Решившись изобразить в качестве достопримечательности старую церковь, дизайнеру прежде следует подумать, а будет ли эта часть экскурсионной  программы привлекать большую часть  клиентов.
     Нужно отметить, что не только знак может  указывать на географическое положение  организации, но и шрифтовая гарнитура, в которой выполнено название фирмы
     Сфера деятельности
     Изображение предмета, имеющего непосредственное отношение к предмету деятельности фирмы, укажет потребителю на специализацию  фирмы в данном секторе рынка. Так, например, изображение компьютера как правило соответствует принадлежности к рынку либо программного, либо аппаратного обеспечения.
     Обычно  такие логотипы вызывают абсолютно  нейтральную реакцию. Таким образом, судьба логотипа зависит от уровня дизайна и рекламной политики фирмы.
     Животные
     Применение  изображения животных в логотипе может нести в себе две совершенно разные смысловые нагрузки.
     1. Схожесть свойств. Фирме приписываются  те качества, которые в большей  или меньшей степени присущи  данному животному. Так, например, большое число автомобильных  компаний используют в своих  логотипах животных из семейства  кошачьих, так как общеизвестен  тот факт, что данные животные наделены невероятной скоростью бега и выносливостью. При этом животные у всех могут быть разные, но принцип все равно один.
     Есть  впрочем и такая категория  знаков, которая и не является абстрактной, и не несет конкретного однозначного смысла. Создавая такой логотип, дизайнер должен заботиться о том, чтобы знак создавал только положительные ассоциации ни в коем случае не вызывал негативных. Такие знаки создавать очень  нелегко, но, едва появившись, они становятся широко известными.  

     Классификация логотипов по типу исполнения
     Абстрагируясь от тематической принадлежности тех  или иных знаков, попробуем классифицировать их по внешнему признаку. По типу исполнения можно четко выделить три группы:
     - только текст;
     - только знак;
     - комбинированное исполнение: знак + текст.
     Только  текст
     Логотип изготавливается путем написания  названия фирмы товара выбранным  шрифтом. В зависимости от типа использованной гарнитуры данную группу можно разделить  на две подгруппы: классическое исполнение и декоративное исполнение. К классическим шрифтам отнесем шрифты с засечками  типа Times и рубленные типа Pragmatica, а также аналогичные, отличающиеся от первых шириной, толщиной букв, пропорциями  заглавных строчных букв, а также  исполнением отдельных букв алфавита. Декоративными же гарнитурами можно  считать все остальные.
     Это самый простой и быстрый способ изготовить логотип. Но в то же самое  время дизайнер рискует затеряться в серой массе аналогичных  исполнений, которых на любом рынке  огромное количество. 
 

     Только  знак
     Для того, чтобы клиенты с одного взгляда  на знак узнавали организацию, необходимо либо провести массированную рекламную  атаку с целью отложения в  сознании масс стойкой ассоциации знака  с названием фирмы, либо само название превратить в знак. Нужно отметить, что он реален только если название организации-заказчика не длинное - как правило 3-4 буквы и менее. Чем  больше букв в слове, тем сложнее  сплести их друг с другом и тем  труднее получившийся знак читается, не говоря уже о размерах и количестве деталей.
     Знак + текст
     Этот  тип логотипов объединяет в себе два предыдущих и наиболее распространен  по следующим причинам. Использование  изобразительного элемента в логотипе делает его, во-первых, более запоминаемым (чего не скажешь о текстовых логотипах), и во-вторых, позволяет сделать  длинное имя заказчика визуально  более привлекательным.
     Кроме того, дизайнеру достается приятная возможность использования знаковой части логотипа в качестве «клейма» на товарах владельца. Причем это  «клеймо» совершенно безнаказанно может  соседствовать рядом с торговой маркой собственно товара, как это  делают практически все производители  лекарственных препаратов.
     Как правило, знак либо располагается сверху, либо предшествует сопровождаемому  слову. Реже в качестве знака выступает  одна или несколько букв слова. В  данном случае в знаке должна однозначно читаться опущенная буква, либо сам  знак должен помещаться внутри области, однозначно описывающей букву.
     Не  следует забывать и о такой  важной составляющей логотипа, как  рекламный слоган. Навязать потребителю  прямую взаимосвязь между фирмой клиента и качеством его товара или услуг можно не только визуально, но и простым лаконичным, по возможности  стихотворным, легко запоминающимся словосочетанием - слоганом. Удачный  слоган обречен не расставаться с именем фирмы долгие годы и по праву занимать свое место рядом с логотипом, образуя его часть.
     Сделать так, чтобы слоган не отрывался от основного логотипа, чтобы он гармонично с ним сочетался – самая  главная задача дизайнера при  разработке логотипа.
     Основные  методы создания логотипа
     Первый  вопрос, которым должен задаться дизайнер (а значит и клиент) при проектировке будущего логотипа: где потребитель  чаще всего увидит логотип? Ответ  па этот вопрос может быть самым  разнообразным: на бланке фирмы, на упаковке продукции, в полиграфической, видео  рекламе, наружной рекламе, вывеске  магазина и пр. Однако, отвечая на этот вопрос, можно сделать ряд  выводов, которые помогут в дальнейшем.
     При определении размеров логотипа станут очевидными следующие факты:
     Если  логотип предполагается маленьким, то мелкие, тонкие элементы логотипа визуально  превратятся в серое пятно, каким  бы хорошим ни было качество печати. А использование шрифтов с  засечками, сделает текст нечитабельным  или плохо читабельным. Следовательно, формы знака должны быть по возможности  более обтекаемыми, без подробных  мелких элементов (таких как мелкие полосы или цветочки, например), а  шрифт нужно использовать из серии  классических рубленых, как более  читабельных в мелком исполнении.
     И наоборот, на крыше высотного здания или на вывеске магазина, лаконичный в мелком исполнении логотип окажется чересчур простым, а рубленые гарнитуры - слишком грубыми. Здесь больше подойдут классические или декоративные шрифты с засечками, а также найдут свое применение различные узоры или  прочие подробные детали.
     Композиция
     «Неправильная композиция - одна из основных причин, по которой внешний вид логотипа (как и любого другого дизайна) может вызывать некий дискомфорт, и по которой логотип впоследствии тяжело будет согласовать с другими элементами рекламы»[17,c.74].
     Цвета и эффекты
     Если  дизайнер при разработке логотипа решил  его раскрасить, следует использовать как можно меньше красок (как правило  до трех), причем краски должны быть контрастны друг к другу и к предполагаемому  фону. Большее количество цветов, а  также использование полноцветной палитры с полутонами, превратят  логотип в рекламный плакат, который  намного тяжелее использовать в  рекламе, а тем более при печати на упаковке или самом товаре (логотипы на передних панелях бытовой электроники, выдавленные на корпусе аппаратуры, или на поверхности таблетки или  шоколада).
     Цвета в логотипе несут не только декоративную нагрузку, но и ассоциативную. Если деятельность организации связана  с морем, имеет смысл задействовать  морские цвета: синий, голубой, лазурный или их сочетания. Так, фирменный  цвет (но задумке авторов) логотипа Аристон, должен был бы символизировать  огонь (к этой мысли во всяком случае подталкивает и сопровождающий знак).
     Удалось ли купить этим потребителя - неизвестно, но ложится этот логотип исключительно  либо на белый, либо на черный фон. Все  попытки воспользоваться в качестве фона фотографией, были обречены на провал. Еще несколько примеров ассоциативной  роли цвета:
     Синие и черные цвета характерны для  металла и более присущи машиностроительной отрасли, а также всем производствам, связанным с металлом.
     Красный свет сам по себе является цветом предупреждения об опасности. Он всегда обращает на себя внимание и заставляет остановить на нем свой взгляд.
     Фиолетовый  цвет - цвет тревоги, беспокойства, неуверенности, меланхолии. Не лучшее решение для  логотипа. Отметим, что совмещение красного цвета с фиолетовым без третьего разделяющего цвета всегда вызывает у наблюдателя раздражение.
     Если  дизайнер использует в логотипе несколько  цветов, их общее число не должно быть более трех. В таком логотипе как правило базовым цветом является черный. В качестве второго цвета  может быть любой. Третий цвет должен быть ахроматически или хроматически контрастным второму:
     Белый и черный цвета являются нейтральными сами но себе. Они не вступают в конфликт с другими цветами логотипа, а  дополняют их. Аналогично нейтральными являются все градации серого.
     Как вариант заливки логотипа (или  его части) может быть использован  спектр радуги пли похожий по замыслу  сложный градиент. В таком случае эту заливку необходимо делать внутри некоего контура с целью предотвратить  сливание логотипа с фоном в тех  местах, где их цвета совпадают.
     Базовое изображение, в большинстве должно быть монохромным (черно-белым) без  каких-либо эффектов типа тень, выпуклость и пр. Заказчик и дизайнер должны понимать, что, встроив эффект внутрь логотипа, тем самым накладывается  ограничение на использование массы  оставшихся эффектов. Так сухой логотип  может быть оживлен в рекламе  тысячей способов.
     Рассмотрим  методы, с помощью которых делаются логотипы:
     Самый простой способ сделать логотип  уже известен - это обычный набор  текста выбранной гарнитурой, выполненный  в любой программе, позволяющей  это сделать. И основным недостатком  этого способа, как уже отмечалось выше, является его ординарность, что  не способствует запоминаемости в сознании потребителя. Улучшить положение (хотя и не всегда кардинально) позволит Способ одной буквы, заключающийся в  том, что абсолютно произвольная буква в слове названия делается отличной от других размером, цветом, гарнитурой или чем-либо еще.
     Липучка
     Недалеко  от первого ушел Способ слияния букв, который заключается в том, что  две и более соседние буквы  естественно или не совсем переходят  одна в другую.
     Естественным  назовем то слияние, при котором  окончание буквы совмещается  с началом соседствующей путем  банального горизонтального смещения последней. Иными словами обе  буквы можно было бы изобразить вместе, не отрывая пера от поверхности бумаги, но крайней мере в месте их соединения. Естественно соединенными выглядят такие буквенные пары, как VZ, ET, LM, AN и многие-многие другие, включая  пары, характерные только для национальных алфавитов.
     «Методом  слияния букв можно не только улучшить внешний вид, но и наоборот, сделать  его хрестоматийным примером неудачнейшего  логотипа. Для этого нужно просто соединить две буквы, которые  при горизонтальном смещении соединяются  на разной высоте. Таким же болезненным  будет совмещение заглавной буквы  с прописной.
     Неестественными можно назвать все остальные  способы соединения букв, опять же методом горизонтального смещения. Лучше всего сливать вместе буквы  наполненных (тяжелых) гарнитур, увеличивая таким образом общую площадь  для заполнения чем-либо.
     Заполнение  буквы
     «Еще  один способ оживить сухой текст - Способ заполнения букв(ы), который  заключается в том, что букву (буквы) слова заполняются некоторой  заливкой: от простой текстуры до рисунка».[16.] Как говорилось выше, лучше всего для заливки подходят буквы (как правило плотных гарнитур), обладающие большой площадью закраса (если удалить внутренний контур): Q, О, D, I. Впрочем, заполнять можно и другие буквы.
     Попытка залить чем-либо букву легкой, тонкой гарнитуры (с малой площадью закраса) может привести к тому, что буква  разрушится до неузнаваемости, и логотип  станет плохо читаемым.
     Геометрия
     Казалось  бы, что еще можно сделать с  простым текстом? К нему можно  еще применить Способ втискивания  в фигуру, заключающийся в том, что текст заключают вовнутрь некоей геометрической фигуры, как  правило, правильной, т.е. симметричной и по горизонтали, и по вертикали.
     Самыми  популярным из таких фигур являются по неизвестной причине круг и  эллипс, чуть менее популярны квадрат  и «сосиска» (прямоугольник с  максимально скругленными на торцах углами). Практически не встречаются  многоугольники с количеством углом  более шести. На первый взгляд способ примитивен, но именно им воспользовались  довольно крупные мировые производители.
     Поместив  название организации вовнутрь ассиметричной  фигуры автоматически получается ассиметричный  логотип, т.е. логотип, у которого проблемы с композицией. Чаще всего подобная проблема возникает при попытке  воспользоваться треугольником, который  всегда будет перекашивать композицию.[6]
     Геометрическая  фигура может не только окольцовывать  текст, но и послужить для него формой. При этом сама фигура может  отсутствовать, но текст своей границей воссоздаст ее.
     Ассоциативный знак
     Знак, сопровождающий текст, может быть любым. Знак может висеть над текстом  или быть его частью. Он может  доминировать в композиции, а может  быть меньше самой маленькой буквы  текста.
     Главное только чтобы он своим внешним  видом не отталкивал потребителя, а  наоборот, располагал к себе. Иными  словами, логотип должен вызывать положительные  ассоциации и не вызывать отрицательных.[24,c.167] 
 

3. Практическая часть
3.1 Технологии формирования  и элементы фирменного  стиля на примере  туристического агентства  "Пилигрим"
Характеристика предприятия
Организационная структура управления предприятием.
Общество  с ограниченной ответственностью "Пилигрим" существует в г.Харькове уже почти 5 лет
"Пилигрим" предлагает широкий спектр услуг: обучение за рубежом, каникулы для детей и студентов, пляжный отдых, экзотические туры, автобусные туры по Европе, лечение и оздоровление в Украине и зарубежом, туры для молодоженов, горнолыжные туры, корпоративные туры, шоп-туры, визы, бронирование гостиниц, услуги трансферта, всегда в наличии горящие туры.
Подходы "Пилигрим" к работе с клиентами и предлагаемым услугам новы и максимально эффективные. Сотрудники турфирмы работают оперативно и точно. Оформление поездки каждого клиента осуществляется в максимально сжатые сроки.
"Пилигрим" также оказывает юридические консультации путешественникам и туристическим фирмам.
. Предлагает и разрабатывает индивидуальные туры, учитывая интересы, увлечения и пожелания клиента:
- Лечение и отдых в Европе;
- Отдых в Украине;
- Дальние туры – США;
- Отдых  в Китае;
- Египет и ОАЭ;
- Отдых в Таиланде;
- Туры в Малайзию и Индонезию;
- Отдых на Бали.
В повседневной практике иногда бывает трудно определить четкое различие между туроператором  и турагентом, так как оба вида фирм могут решать сходные задачи.
Тем не менее, основной задачей турагентов, является реализация туров, сформированных туроператорами, на условиях комиссионного  вознаграждения, в то время как, туроператоры, занимаются комплектацией туристического продукта, состоящего не менее чем  из трех услуг; размещение, транспортировка  туристов и любая другая услуга, не связанная с первыми двумя.
Туристическая организация "Пилигрим" является одновременно и турагентом и туроператором. То есть, фирма разрабатывает маршруты как туроператор, и продает их туристам и другим агентствам, в то же время, фирма "Пилигрим", как турагент, приобретает туры у других фирм, и так же продает их туристам.
Туристическая фирма "Пилигрим" имеет бухгалтера, который занимается всеми вопросами связанными с бухгалтерией, налогообложением, маркетингом и менеджментом.
      Линейная организация предполагает относительную автономность в работе. Данный тип департаментизации характеризуется в целом простотой, одномерностью связей (только вертикальные связи) и возможностью самоуправления. Такой простой подход к группированию работ и людей осуществляется обычно когда выполняемые работы очень однотипны, а люди - не дифференцируются.  
 

Технологии формирования и элементы фирменного стиля на примере туристической фирмы "Пилигрим" 

     Понятие "фирменный стиль" содержит в себе две составляющие: внешний образ и характер поведения на рынке.
Внешний образ - создается единым стилевым оформлением товарного знака или логотипа, деловой документации, фирменного блока, фирменной цветовой гаммы, фирменной вывески, фирменной одежды, рекламных объявлений, буклетов, дизайна офиса и т.п.
У "Пилигрим" внешний образ фирменного стиля включает в себя:
- Логотип  – надпись "Пилигрим", выполненная в определенной манере.
- Фирменный  знак – оригинальный рисунок  и логотип компании.
- Цветовая  гамма фирмы – красно-белая.  Этих цветов "Пилигрим" старается придерживаться во всем: оформление бланков, фирменных конвертов, объявлений и т. д. Сочетание красного и белого цветов находится на восьмом месте по привлекательности для человека.
- У компании  имеется собственный фирменный  шрифт.
- Фирменный  блок представляет собой часто  используемое сочетание нескольких  элементов фирменного стиля: в  данном случае это – фирменный  знак компании "Пилигрим" и подпись «Сеть туристических агентств». Его часто используют при оформлении визитных карточек и бланков деловых писем.
- Слоган - это короткая фраза, представляющая  собой своеобразный девиз компании  или её продукта, словесный рекламный  символ. Слогана у компании "Пилигрим" нет, так же, как нет таких элементов фирменного стиля, как: аудиообраз, рекламный символ и пр.
Характер поведения турфирмы "Пилигрим" на рынке - определяется взаимоотношениями фирмы и ее представителей с партнерами, заказчиками, поставщиками, банками, конкурентами, который отвечает требованиям профессионального этикета. Характер поведения компании на рынке отличается особым стилем при проведении рекламных кампаний и мероприятий по стимулированию сбыта, а также работой с общественностью, наличием корпоративного духа и корпоративной культуры.
"Пилигрим" предлагает следующую систему скидок:
- скидки  на праздники 
- семейные  скидки
- групповые
- детские
- специальные  (для тех, кто владеет купоном  на скидку или для клиентов, которые приводят в фирму нового  клиента) 
- прочие.
Другим  эффективным способом продвижения  турпродукта является реклама. Постоянное размещение рекламы турфирмы "Пилигрим" происходит в журнале «Саквояж» и «Что? Где? Когда?»
Следующим этапом управлением канала сбыта  является участие в работе различных  туристических выставок, ярмарок. Выставки и ярмарки имеют огромное значение с точки зрения поиска партнеров  и установления деловых связей.
Стратегия обслуживания туристов в агентстве  "Пилигрим" затрагивает три главных компонента любого предпринимательства:
1.Потребности  клиентов - Какие нужды и затраты  потребителей мы обслуживаем?
2.Способность  кампании - Обладаем ли мы достаточными  знаниями и удовлетворить эти  опытом, чтобы обслуживать потребности  лучше чем кто-либо?
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.