Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Шпаргалка по "Психодиагностике"

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 05.05.13. Год: 2012. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                          Психодиагностика как научно-практическая дисциплина. Предмет, принципы, задачи психодиагностики.
 Психодиагностика - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психодиагностика- раздел психологического знания, формирующегося на стыке фундаментальных областей психологии с практическими запросами жизни.Психодиагностика- наука и практика постановки психологического диагноза. Психодиагностика направлена на измерение какого-то качества, постановку диагноза на этой основе, нахождение того места, которое занимает испытуемый среди других по выраженности изучаемых особенностей.
 Современная психодиагностика всё шире используется в таких областях социальной практики, как: 
1. расстановка кадров, профотбор и профориентация. 
2. прогнозирование социального поведения (законопослушности, стабильности брака). 
3. оптимизации обучения и воспитания. 
4. консультативная и психотерапевтическая практика. 
5. судебно- психологическая экспертиза. 
6. прогнозирование психологических последствий окружающей среды.  
Помимо этого психодиагностические методики- один из инструментов научных исследований в психологии личности и межличностных отношений. 
В каждой из этих областей существуют специфические условия использования психодиагностических средств, специфические психодиагностические задачи и методы, составляющие предмет частных или специальных психодиагностик (профессиональной, спортивной, клинической и т.д.). 
Выделяют и более общие, универсальные вопросы, решение которых закладывает фундамент любой специальной психодиагностики. Эти вопросы составляют предмет общей психодиагностики. К ним относятся: 
1. методологические, теоретические и конкретно- методические принципы построения психодиагностических инструментов и формулирования психодиагностических заключений. 
2. методы и конкретные методики психодиагностики наиболее универсальных об'ектов психодиагностических обследований, таких, как черты личности, способности, мотивы, сознание и самосознание, межличностные отношения. 
3. дифференциальная психометрика как математизированная методология обнаружения межиндивидуальных различий. 
4. нормативные требования к методикам, их разработчикам и пользователям. 
Основными функциями психодиагностики являются:  
1. осуществление контроля за формированием необходимых знаний и профессионально важных качеств  
2. оценка особенностей умственного и личностного развития студентов в ходе обучения 
3. оценка качества самого образования.  
4. применение психодиагностических методик для отбора абитуриентов в те или иные учебные заведения. 
Психодиагностика в вузе позволяет:  
1. более эффективно осуществлять отбор абитуриентов 
2. дальнейшее развитие способностей и умений студентов,  
3. проводить необходимую коррекцию учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных психологических особенностей студентов. 
Главной целью психодиагностики является обеспечение полноценного психического и личностного развития. Также сюда входит создание условий для проведения прицельной коррекционно- развивающей работы, выработки рекомендаций, проведения психотерапевтических мероприятий и т.д. 
Конкретная практическая польза от применения психодиагностики зависит от уровня социально- экономического развития общества и связанной с ним степени влиятельности субъективного, человеческого фактора в среде производства и экономики в целом.

 Основная  задача психодиагностики
 Согласно  определению  Ю.М.Забродина,   предметная область психодиагностики включает в себя два типа задач
 1 - научно-исследовательские; 2 -  научно-практические.
 1. Научно – исследовательские задачи подразделяются на следующие классы:
 •   методологические, включающие фундаментальные принципы, определение предмета, категориальную базу, общую теорию метода:
 •   теоретические, включающие разработку теории и построение указанных выше трех групп моделей; теорию измерения психических явлений с вопросами сбора, анализа и психологической интерпретации данных, и т.п.
 •  экспериментальные, связанные с эмпирическим исследованием новых закономерностей и механизмов психической регуляции поведения и 
механизмов развития психики субъекта, а также с отработкой и апробацией новых методов и техник психодиагностики.

 2. Практические задачи включают классы задач:
 •  информационные (измерительные) связанные с определением параметров психодиагностической модели соответствующей психологической структуры модели личности, модели интеллекта, модели способностей «черт», «признаков» и т.п.
 • технологические (инструктивные), включающие вопросы анализа оценки, конструирования психодиагностического метода;
 •  интерпретационные (прогнозно-ориентированные), включающие процедуру и порядок составления психодиагностического заключения;
 •   корректирующие (психологического воздействия), включающие технику психологической беседы, сопровождения и поддержки, консультационные методы, техники личностной защиты, медитации, тренинги разного рода, техники развития и т.п.
 •   в этом контексте самостоятельным основанием традиционное выделение психодиагностических задач в узком (прагматическом) смысле, которое задает различия по целям и практическим задачам деятельности психодиагноста и определяет весь комплекс (план) его профессиональной деятельности, Частными примерами здесь являются задачи:
 •   профессиональной ориентации, сопровождения профессиональной карьеры и личностною выбора.
 •   профессионального отбора и распределения, профессиональной адаптации и рекреации,  профподготовки, управления состоянием, управления развитием и др.
 •   психологического  консультирования  и помощи в решении социальных и личностных проблем
 По  признаку «движения» использования психодиагностической информации возникающие на практике задачи могут быть сведены к следующим ситуациям:
 •  использование психодиагностических данных специалистом - смежником для постановки психол-кого диагноза или принятия административного решения. В этом случае психолог не несет ответственности за последствия использования полученных им данных о конкретном человеке;
 •  использование психодиагностических данных самим психологом для формирования заключения о специфических особенностях обследуемого, с последующей передачей такого заключения специалистам другого профиля, которые либо оказывают какое-то влияние на обследуемого, либо принимают в отношении него какое-то решение. Здесь степень ответственности оказывается максимальной в связи с возможными неверными решениями других людей по переданным психодиагностом сведениям.
 • использование психодиагностических данных психодиагностом для последующей   передачи   их другому специалисту -  психологу, который либо продолжает психодиагностическое обследование, либо осуществляет необходимую коррекцию или консультацию. Ясно, что в данном случае ответственность становится взаимной;
 •  использование психодиагностических данных самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения и т.п., что предполагает корректность психодиагноста в доведении достаточной и «неповреждающей» информации до обследуемого.
 Основные  задачи психодиагностики, как науки состоят в:   построение научно-обоснованных данных и достоверных заключений о специфических закономерностях психической регуляции деятельности и поведения как личности в целом (разработка общей генерализованной модели личности и ее модификаций), так и конкретного обследуемого субъекта с последующим выводом о вероятных параметрах деят-ти и о состоянии субъекта в реальных условиях его жизни. 

 2                     Сферы практического применения психодиагностики.
 Психодиагностические  методы и методики применяются в  разных сферах практической деятельности человека. Перечислим некоторые из них.
 1. Одной из  основных является сфера образования и воспитания.
 Психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения многих практических задач, возникающих в детских  воспитательно-образовательных учреждениях. Среди них следует указать такие, как:
 контроль  за интеллектуальным и личностным развитием  учащихся; 
оценка школьной зрелости; 
выявление причин неуспеваемости; 
отбор в школы и классы с углубленным изучением определенных предметов; 
решение проблем трудных детей (с отклоняющимся поведением, конфликтных, агрессивных и пр.); 
профессиональная ориентация и др.

 2. Психодиагностика  активно используется в области медицины, в частности в психиатрических и неврологических клиниках.
 Диагностические методы исследования психологических особенностей пациентов этих клиник рассматриваются как вспомогательные, подчиненные задачам и интересам клиники. Эти методы разрабатываются и развиваются в рамках особых отраслей психологии-патопсихологии и нейропсихологии.
 Значительную роль в клиническом диагностическом обследовании играют методы наблюдения и беседы, позволяющие выявлять оттенки психического и физического состояний больного, некоторые особенности его личности, факты симуляции и диссимуляции и пр. Наряду с ними применяются и экспериментальные методики, направленные на выявление нарушений познавательной деятельности (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы и некоторых других особенностей. Психодиагностическое обследование пациентов клиник проводится, во-первых, для уточнения или постановки диагноза заболевания; во-вторых, для оценки эффективности терапии; в-третьих, для целей трудовой, воинской и судебной экспертиз.
 3. Еще одна  область практического применения  психодиагностики —психологическое консультирование, целью которого является оказание помощи в решении тех или иных психологических проблем. Подчеркнем, что речь идет о помощи индивидам, не имеющим патологических нарушений, т.е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями психологического характера. Это могут быть проблемы детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.), учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение), взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношений). Психологический диагноз в консультативной практике ставится на основе как данных наблюдения и беседы, так и показателей специальных методик; его правильность зависит от того, насколько успешным было взаимодействие психолога с клиентом, и обеспечивается рассмотрением диагностических результатов в контексте целостного процесса развития индивида.
 Особое содержание имеет диагностика в психологическом  консультировании применительно к нормальному детству. Как полагал Л.С. Выгодский еще в начале 30-х гг. XX в., это должна быть диагностика развития, основной задачей которой является контроль за ходом психического развития ребенка. Для осуществления контроля требуется дать общую оценку психического развития ребенка на основе соответствия нормативным возрастным показателям, а также выявить причины психологических проблем ребенка. Последнее предполагает анализ целостной картины его развития, включающей исследование социальной ситуации развития, уровня развития ведущей для данного возраста деятельности (игры, учения, рисования, конструирования и др.). Совершенно очевидно, что такая диагностика невозможна без опоры на возрастную психологию развития. Кроме того, практика возрастно-психологического консультирования требует совершенствования уже существующего и поиска нового методического арсенала.
 4. Психодиагностика  широко используется для решения  проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности. Это проблемы профессионального отбора, профессионального консультирования, организации профессионального обучения, оптимизации профессиональной деятельности за счет рационального распределения кадров, выявления причин брака, производственного травматизма и пр. Роль психодиагностики в работе психолога, связанного с какой-либо профессиональной сферой, меняется в зависимости от типа профессии, но она должна являться обязательным этапом, выполняющим важнейшую функцию — помочь каждому найти свое место в сфере труда и стать в выбранной работе профессионалом высокого уровня.
 5. Практическое  применение психодиагностики получило  широкое распространение в проведении судебно-психологических экспертиз.
 Работа психолога  — судебного эксперта требует  не только владения диагностическими методами и методиками, но и знаний в области судебно-психологической и психиатрической экспертизы. Большая общественная значимость деятельности психолога — судебного эксперта определяет высокие требования к его личности, которые в целом можно обозначить как наличие личностной и культурной зрелости. От компетентности проведения и использования результатов судебно-психологической экспертизы во многом зависят качество судопроизводства, а также соблюдение прав и охраняемых законами интересов граждан.
 6. Помимо  перечисленных сфер практической деятельности людей, которые традиционно нуждаются в использовании психодиагностики, ее методы все чаще находят применение в армии, милиции, спорте, в коммерческих структурах, для повышения эффективности управленческой и групповой деятельности людей и т.д. 
 

 3.                 Психологический диагноз, содержание и специфика.
  
Психодиагностика- наука и практика постановки психологического диагноза. Психодиагностика направлена на измерение какого-то качества, постановку диагноза на этой основе, нахождение того места, которое занимает испытуемый среди других по выраженности изучаемых особенностей.
 Психологический диагноз представляет собой конечный результат психологического обследования по выяснению и описанию сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки ее актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, вытекающих из задач обследования.
 Выделяют два типа диагноза.  
1. диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака.  
2. диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых на «оси континиума» по выраженности тех или иных качеств.  
Психодиагностические методики призваны достаточно быстро и надежно обеспечивать сбор данных об испытуемом для формулирования психологического диагноза. 
Психологический диагноз - (от греч диагнозис- распознание)- конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально- психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического тестирования. Рекомендации по развитию или коррекции изучаемых качеств предназначаются не только специалистам (педагогам, практическим психологам и др.), но и самим обследуемым. 
Предмет психологического диагноза- установление индивидуально- психологических различий в норме и в патологии.  
Л.С.Выготский выделил 3 уровня постановки психологического диагноза. 
1 уровень- симптоматический (эмпирическим). Этот диагноз ограничивается констатацией определённых особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Здесь работу психолога можно заменить машинной обработкой данных 
2 уровень- этиологический диагноз учитывает не только наличие определённых особенностей (симптомов), но и причины их возникновения. 
3 уровень- типологический диагноз заключается в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности.  
Диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности. Диагноз неразрывно связан с прогнозом. По Л.С.Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять "внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития".  
Выделяют психодиагностические признаки, психодиагностические категории и диагностический вывод. 
Психодиагностические признаки можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Психодиагностические категории - скрытые внутренние психологические факторы (психологические причины), которые обуславливают определенное поведение и особенности человека.  
Трудность психологического диагноза заключается в том, что между признаками и категориями часто не существует жестких взаимно-однозначных связей. Технологические приемы получения этих первичных психодиагностических признаков и логические правила их синтеза в диагностические категории - это главный предмет и продукт развития психодиагностики.  
Основные принципы и математизированная технология создания стандартизированных измерительных психодиагностических методик разрабатываются в психометрике..Для диагностики интеллектуального развития, специальных способностей и профессионально важных психологических качеств людей, их личностных качеств и мотивационной сферы требуется широкий арсенал психодиагностических методик. 

 4.                      Классификация методов исследования в психодиагностике. 
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

 В психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву):
 I группа – организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами).
 II группа  – эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.
 III группа  – методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.
 IV группа  – интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.
 Наблюдение проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются. Запись может быть сплошной и выборочной. Сплошная запись используется, когда изучается личность в целом, выборочная – где фиксируются лишь отдельные проявления психической деятельности. Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение. Метод самонаблюдения часто используется совместно с методом опроса. Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный.
 Главным методом  психологического исследования является эксперимент. Достоинства: исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испытуемых; исследователь может целенаправленно изменить условия и течение психических процессов; в экспериментальном исследовании обязателен строгий учет условий протекания эксперимента (какие раздражители были даны, каковы ответные реакции); эксперимент может быть проведен с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов. Виды: констатирующий – выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества, обучающий (формирующий) – предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств; лабораторный и естественный (отличаются условиями проведения).
 Тесты занимают промежуточное положение между субъективными и объективными методиками. Существуют тесты, основанные на самоотчете испытуемых, например тесты-опросники (испытуемый может сознательно или неосознанно повлиять на результат тестирования); тесты-задания предполагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий (на определение умственного развития); проективные тесты предполагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий(тест Роршаха, ТАТ, рисуночные тесты).
 Методы  моделирования применяются, когда использование других методов затруднено. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими и т.д.
 Помимо указанных  методов существуют и другие методики изучения психических явлений. Например, беседа – вариант опроса. От опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого. Другим методом является метод изучения документов, или анализ деятельности человека. Наиболее эффективное изучение психических явлений осуществляется при комплексном применении различных методов. 
 

 5.                           Организационные методы исследования. 
В отечественной психологии выделяют следующие группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции.

 Организационные методы включают сравнительный метод, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов. Их применение позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа (например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности), особенности и закономерности психического развития людей на различных этапах.
 Лонгитюдный метод – это метод продольных срезов. Он позволяет исследовать  динамику психического развития. Метод  поперечных срезов позволяет исследовать  одно и то же психическое свойство в различных группах испытуемых (например, по возрасту). Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнениисо сходными явлениями у других организмов.

 1.2.Лонгитюдный  метод

 
 Лонгитюдный метод заключается в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований – регистрировать соматическое и психическое развитие личности. Первоначально лонгитюдное исследование (известное как «метод продольных срезов») складывалось в детской и возрастной психологии в качестве альтернативы методам определения состояний или уровней развития (методам «поперечных срезов»). Самостоятельная ценность лонгитюдного метода связывалась с возможностью предсказания дальнейшего хода психического развития и установления генетических связей между его фазами. Организация лонгитюдного исследования предполагает одновременное использование других методов: наблюдения, тестирования, психографии и т.д. Лонгитюдное исследование оказывается наиболее эффективным, если оно строится как исследование различных вариантов развития. У лонгитюдного метода по сравнению с методом поперечных срезов имеются преимущества. Оно позволяет:
    проводить обработку данных поперечно по отдельным возрастным периодам;
    определять индивидуальную структуру и динамику развития каждого человека;
    анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, решать вопрос о критических периодах в развитии.
 Основным  недостатком этого метода являются значительные временные затраты на организацию и проведение исследования.

 1.3.Метод  поперечных срезов

 
 Суть  поперечных или срезовых исследований психического развития состоит в  том, что заключения об особенностях развития делают на основании исследований одних и тех же характеристик  в сравниваемых группах людей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности. Основным преимуществом этого метода является быстрота исследования – возможность получения в течение короткого времени результатов. Однако, исследования в чисто поперечных срезах статичны и не дают возможности сделать заключение о динамике процесса развития, о его непрерывности. В настоящее время принято употреблять выражение «стратегия срезов»это изучение развития какой-либо психической функции, процесса или способности путем сравнительного исследования групп детей (выборок), отличающихся только по показателю возраста. Различают лонгитюдиальную и трансверсальную стратегию.
 Трансверсальная стратегия, или стратегия поперечных срезов, при которой изменения в какой-либо стороне психического развития изучаются на выборках, различающихся только по параметру хронологического возраста. На основе статистической обработки материалов определяются изменения, происшедшие в развитии за промежутки времени, которыми отличаются выборки. Эта стратегия была впервые обоснована А. Гезелом, который считал, что в связи с постепенным замедлением темпа развития промежутки между выборками должны постепенно увеличиваться (в ранних возрастах эти промежутки должны равняться одной неделе, затем месяцу или нескольким месяцам и, наконец, году или даже нескольким годам). При этой стратегии применяются различные методические приемы – наблюдение, эксперименты, тесты. Ее недостатком является невозможность проникнуть в закономерности динамики и переходов от одного уровня развития к другому, более высокому.

 Организационные методы

 Сравнительный метод - (метод "поперечного среза") заключается в сопоставлении различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению. Например, две большие группы людей, одинаковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных, и полученные данные сопоставляются между собой.
 Лонгитюдный метод - (метод "продольного среза") состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе.
 Комплексный метод - способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности. 
 

 6.                            Использование биографического метода в психодиагностике.
 Биографические методы в психологии (от греч. bios — жизнь, grapho — пишу) — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX в. (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.
 В своем наиболее широком значении биографический метод в психологии — это особый концептуальный подход к изучению личности, основанный на представлении о том, что личность является «продуктом» собственной биографии или истории своей жизни. В нем воплощен специфический принцип анализа личности: через историю ее развития и становления.
 Специфические черты биографического метода. 
Во-первых, он является историческим по происхождению, так как мигрировал в психологию из исторических наук. Связь с ними прослеживается в таких его особенностях, как значительная ретроспективность, опосредованность источниками, стремление к полноте реконструкции прошлого, близость к искусству. Психологическое биографирование заимствует некоторые конкретные приемы из источниковедения. Главное, что сам объект биографического метода — жизненный путь — историчен по своей природе. Как в исторических науках, так и в психологической биографике основной единицей анализа является событие. 
Во-вторых, биографический метод несомненно относится к генетическим. В этом отношении он аналогичен экспериментальному лонгитюдному исследованию. В силу своей ретроспективности биографический метод отчасти может заменить лонгитюд, когда нет возможности изучать развитие непосредственно год за годом на длительном отрезке времени. 
В-третьих, факты жизненного пути, как правило, нельзя воспроизвести в лабораторных условиях — их можно только реконструировать. Биографический метод, направленный на реальный процесс жизнедеятельности личности, отличается «естественностью». Биограф, как и наблюдатель, не вмешивается в ход событий. Биографические факты могут рассматриваться в качестве жизненных показателей личностных структур. 
В-четвертых, биографический метод, оперирующий молярными единицами — событиями, поступками, обстоятельствами и т. д., нацеленный на открытие «закона» индивидуальности изучаемого человека, является синтетическим, а вместе с тем в значительной мере описательным. Однако в биографическом методе есть свои приемы анализа и вполне возможны измерения. 
Наконец, биографический метод освещает не только объективную сторону жизни, но и переживания во внутреннем мире, в котором тоже есть события. В своем монографическом варианте метод отличается интимностью, если можно так назвать эту особенность. Нередко воспоминания, письма, дневники носят характер исповеди, и тогда особенно мощно работают субъективные факторы — защитные механизмы, влияние мотивов, реакция на исследователя, искажения памяти. Здесь высок уровень субъективности, поэтому остра проблема валидности, надежности, точности биографического метода.

 Изучение  биографических явлений имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Уясняя закономерности жизнедеятельности  и жизненного пути, человек может  лучше представить себе оптимальный  вариант собственного развития, определить свой жизненный путь. Понимание роли личности в планировании и осуществлении жизненного пути способствует более ответственному отношению к нему, стремлению ставить серьезные жизненные цели и достигать их осуществления. 

 7.                          Проективные методы исследования в психодиагностике.
 Проективные методы (в психологии развития) [лат. projectus — выступающий, выдающийся вперед] — методы исследования личностных и эмоциональных особенностей ребенка, основанные на принципе проекции, сформулированном З. Фрейдом. П. м. широко используются в практических и научных целях при изучении психологических особенностей людей разного возраста, но особенно большое значение приобретают при работе с детьми. Большинство других методов изучения личностных особенностей (анкеты, опросники, клиническая беседа и др.) основано на самоотчете испытуемого. Эти методы не могут применяться при исследовании детей, еще не способных к рефлексии собственных переживаний и состояний. П. м. не требуют такой рефлексии. При работе с детьми как в диагностических, так и в психотерапевтических целях часто используются проективные игры со специальными наборами игрушек (куклы, кукольная мебель, посуда и др.). Разработаны детские аналоги "взрослых" проективных тестов. Так, существует детский вариант теста Розенцвейга для изучения реакции на фрустрацию. Создан Детский апперцептивный тест CAT (Child Apperception Test; L. Bellak) — аналог Теста тематической апперцепции TAT; в нем испытуемому предлагается составить рассказы по стандартному набору картинок, изображающих животных в различных ситуациях, потенциально значимых для ребенка (кормление, наказание и т. п.). При исследовании детей широко применяются проективные рисуночные тесты: "Дом — дерево — человек" (J.N. Buck), "Рисунок семьи" (W. Wolff; W. Hulse), "Динамический рисунок семьи" (R. Burns, S. Kaufman), "Несуществующее животное" (М.З. Дукаревич) и др.
 1. Теоретические  источники проективного метода: психоанализ, холистическая психология, экспериментальные исследования New Look
 Проективный метод направлен на исследование личности. На развитие проективного метода существенное влияние оказали классический психоанализ, холистическая психология и экспериментальные исследования New Look. Эти направления в психологии принято считать теоретическими источниками проективного метода. Каждый из них внес что-то свое в его обоснование. Психоанализ как главный теоретический источник внес в проективный метод основные объяснительные категории: "принцип проекции" как "защитный механизм", "бессознательное".
 Проективные методики, с точки зрения психоанализа, направлены на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты). Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации (см. здесь 2). Это способствует снятию давления реальности, и личность в таких условиях проявляет не конвенционные, а присущие ей способы поведения. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т.е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т.д.
 Холистическая психология внесла в проективный  метод понимание личности как  целостной, уникальной системы. Следовательно, познание субъективного внутреннего  мира личности должно исключать ее изучение путем выявления некоторых общих закономерностей и их сопоставления со "средней личностью" (как в стандартизованных методах). Отношения личности и ее социального окружения есть процесс структурирования "жизненного пространства" в целях создания и поддержания "личного мира". Проективный эксперимент, с точки зрения холистической психологии, моделирует эти отношения: испытуемый перед лицом неопределенной ситуации получает свободу в выборе элементов "жизненного пространства" и способов их структурирования.
 Экспериментальные исследования New Look внесли в проективный  метод новые объяснительные категории: "контроль" и "когнитивный стиль", а также понимание процесса восприятия как селективного (избирательного) относительно стимулов: 1) релевантных (соответствующих), 2) противоречащих и 3) угрожающих потребностям индивида. Проективная продукция, или, иными словами, "ответ" респондента на поставленную задачу 3, с точки зрения New Look, рассматривается как результат сложной познавательной деятельности, в которой воедино спаяны как когнитивные (познавательные), так и аффективно-мотивационные компоненты личности, то есть "когнитивный стиль" и "контроль".
 2. Общая  характеристика проективных методик:  преимущества и недостатки
 Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта.
 Они обладают рядом особенностей, благодаря  которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а  именно:
    особенностями стимульного материала;
    особенностями поставленной перед респондентом задачи;
    особенностями обработки и интерпретации результатов.
 1. Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т.д. 
2. Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, - одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик - замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде. 
3. Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.

 Эти методики прежде всего характеризует  качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как  психометрические тесты. И поэтому  еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.
 В некоторых  методиках разработаны параллельные формы (Метод чернильных пятен Хольцмана 2) как пример решения проблемы надежности. Существуют подходы и к решению  проблемы валидности проективных методик.
 Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных  методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.
 3. Классификация  проективных методик
 Как в литературе по психометрическим тестам, так и в литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик.
 1.  Методики дополнения. Стимульный материал:
    набор слов-стимулов;. от респондента требуется назвать слова, которые "приходят на ум" в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К.Г. Юнга).
    набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения ("Неоконченные предложения&;quot;).
    вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов ("Кто Я?").
 2. Методики интерпретации. Стимульный материал - набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).
 3. Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г.Роршаха).
 4. Методики  изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).
 5. Методики  изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации является  рисунок, который рисует респондент ("Дом. Дерево. Человек", "Дерево", "Человек", "Два дома", "Рисунок  семьи", "Пиктограмма", " Автопортрет", "Картина мира", "Свободный рисунок", "Несуществующее животное").
 Проективные методики. 
Проективные методики направлены на экспериментальное исследование тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу.  
Проективные методики основываются на едином психологическом механизме «проекции», который анализировали Фрейд и Юнг, суть проекции заключается в невольном приписывании другим людям тех качеств и желаний, которые присущи самому человеку, но в которых человек сам себе не признается, подавляя их. Бессознательные переживания, порожденные неосознаваемыми влечениями человека, доступны объективной диагностике, так как отражаются в характере быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий, в определенных ошибках психики, в особенностях рисунков или восприятия неопределенных рисунков.  
Проективные методы характеризуются малой стандартизованностью проведения всей процедуры обследования и толкования данных, что оправдано, поскольку изучаются глубинные индивидуальные особенности личности, исследование которых требует гибкой тактики и неординарного подхода к анализу получаемых результатов.  
Для овладения техникой работы с проективными методами требуется много времени, поскольку в некотором смысле эта процедура требует, наряду с высокой профессиональной квалификацией, творческого, эвристического подхода к каждому случаю, что приходит с опытом работы. 
 
Введение термина «проективные методы» принадлежит Л. Франку, который предложил и свою классификацию:  
1. Методики структурирования (например, тест чернильных пятен Роршаха). 
2. Методики конструирования (тест Мира и его модификации). 
3. 3.Методики интерпретации (тематический апперцептивный тест (ТАТ), тест фрустрации  
4. Розенцвейга). 
5. Методики дополнения (аддитивные методики) (неоконченные предложения, неоконченные рассказы). 
6. Методики катартические (психодрама, проективная игра). 
7. Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого общения). 
8. Импрессивные методики (тест Люшера) 
9. Методики изучения продуктов творчества, (тест рисования фигуры человека, ДДЧ, рисунок семьи).  
Методики данного класса успешно используются в клинико-консультационной работе, являются основой для проведения психотерапевтических воздействий и используются для изучения интересов, личностных ориентаций, структуры ценностей личности. 
Тест Роршаха «чернильных пятен» показал, что разглядывая 5 черных чернильных пятен и 5 цветных пятен, испытуемые говорят, чту каждое из пятен им напоминает, на что оно похоже, в результате происходит символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир.  
Широкую известность имеет проективный тест ТАТ (тематический апперцептивный тест ), разработанный Морган и Мюррей в 1935 г. В тесте ТАТ испытуемому предъявляются «нечеткие», неоднозначные рисунки с изображением человеческих фигур и лиц в разных ситуациях, на основе которых человек придумывает рассказ, но при этом он невольно акцентирует внимание на тех или иных деталях изображения, строит свой вариант сюжета, непроизвольно проецируя свои заботы и переживания на героев своих рассказов. Анализ результатов ТАТ может производить только высококвалифицированный психолог, овладевший этой методикой.  
Фрустрационный тecт Розенцвейга, в котором испытуемый должен приписать какую-нибудь фразу персонажу, изображенному на рисунке, отражающем конфликтную ситуацию. На основе анализа тех фраз, которыми реагировал испытуемый на различные конфликтные ситуации, выявляется уровень фрустрпрованности, агрессивности человека, стиль его реакций (агрессивный, самообвинптельный или рационализирующий). 
Для повышения надежности интерпретации проективных методик в особо важных диагностических случаях привлекают нескольких независимых экспертов-психологов, и определенное заключение делается только в том случае, если их оценки совпадают. 

 8.                            Интерпретация и способы представления полученных результатов.
  
Обработка стандартизированных методик производится автоматизированным (на компьютере), либо ручным способом. В любом случае ей должно предшествовать тщательное изучение инструкции к применению и интерпретации методики.           
 Психолог  не должен подавать в качестве результатов  работы сырые данные или данные с  поверхностной интерпретацией, чтобы  избежать произвольных толкований со стороны заказчика. Он не должен разрешать неспециалистам проводить интерпретацию самостоятельно.          
 Интерпретация профиля или таблицы происходит обычно по линии «от частного к  общему», однако, по мере профессионализации аналитическая стратегия перерастает в синтетическую, когда каждый отдельный показатель рассматривается относительно всех остальных. Например, в некоторой методике высокий показатель Х при высоком и при низком показателе У будет иметь разный смысл. Если сначала мы строим психологический образ обследуемого складывая в одно целое интерпретации отдельных факторов, то впоследствии на основе ключевых признаков профиля мы определяем его психологический тип. 
          Синтетическую стратегию изучения профиля можно назвать также интегральным анализом. Последний может осуществляться как на уровне одной методики, так и на уровне всего обследования. Интегральный анализ преследует следующие цели:

    дополнение сведений из анализа одного показателя сведениями из анализа других;
    подтверждение или опровержение гипотез, выдвигаемых на основе одного показателя с помощью других;
    объяснение характера одного показателя с помощью других.
            В целом  интегральный анализ позволяет перейти  от проекций, одномерных представлений об объекте исследования к «объёмному» образу, к тому, что стоит за отдельными параметрами. Выводы, основывающиеся на различных шкалах одной или нескольких методик заслуживают большего доверия. Исходной установкой в данном случае должна заключаться не в том, что полученные результаты прямо указывают на психологические особенности обследуемого, а в том, что в любом случае мы лишь приближаемся к этому «объёмному образу» и должны, манипулируя полученной из различных методов информацией, получить наиболее целостный, непротиворечивый образ.  
          Результаты скорее лишь имеют некоторое отношение, указывают на определённые особенности, чем напрямую их представляют. В ходе интегрального анализа мы формируем массу различных гипотез, для проверки которых приходится обращаться то к одним, то к другим данным. Таким образом, важно помнить, что профессиональная интерпретация результатов представляет собой не прямое соотнесение отдельных оценок с определёнными чертами, а непрерывный процесс построения и проверки гипотез, в ходе которого строящийся образ становится всё более чётким, структурированным. Этот образ никогда не должен и не может быть полным и окончательным, но должен быть дифференцирован настолько, чтобы позволить нам ответить на поставленные вопросы. 
          Это также объясняет, почему батарея тестов не должна быть слишком малой. Если мы имеем результаты 1-2 методик, то гипотезы возникающие у нас при анализе результатов одного теста, не могут быть опровергнуты или подтверждены результатами других. Если же психолог  вынужден проводить экспресс обследование, то его результатом должны быть не только некоторые сведения об обследуемом или группе, но и гипотезы и вопросы, на которые необходимо ответить, построив дальнейшее изучение проблемы. 
          Профессиональные диагносты отмечают, что, если на отдельный признак у вас не возникает сразу 5 - 10 гипотез, значит вы не достаточно гибки и пытаетесь не столько подстроить некоторую модель под полученные результаты, сколько подстраиваете результаты под свою конкретную модель. В целом можно сказать, что эффективный процесс гипотезостроения предполагает как минимум два важных элемента - обширный опыт психодиагностической работы и гибкость мышления самого психолога.  
          В ходе интегрального анализа результатов можно использовать таблицу, в которой фиксируются случаи совпадения диагноза в различных методиках и подтверждения гипотетических связей различных показателей в рамках некоторой концептуальной модели:

 Параметры  Методики, шкалы
 Прямое  совпадение  Косвенная связь
        
            Важным  является соотнесение результатов  клинических и статистических методов, которые должны входить в набор  тестов. Если имеется возможность, соотносятся  также результаты тестов, выполненых в разное время. 
 
          Общая стратегия интерпретации результатов на основе протокола представляет собой попытку ответить на следующие вопросы:

    Какова была установка на выполнение теста и как эта установка должна учитываться в интерпретации протокола.
    Каков общий уровень приспособленности личности, заполнявшей протокол.
    Какие формы поведения (симптомы, установки, защиты и т.д.) могут подразумеваться или ожидаться от данной личности?
    Какова этиология или набор психологических движущих сил, лежащих в основе вышеназванного поведения?
    Каковы наиболее подходящие диагнозы для данной личности?
    В чём смысл коррекции личности, заполнявшей протокол?
            Хотя  не каждый протокол позволит сделать  вывод обо всех выше указанных  чертах, в целом следует попытаться сформулировать некоторые утверждения  и выводы относительно каждого из них:
    симптомы;
    основные потребности (зависимости, достижения...);
    восприятие среды, особенно значимых для испытуемого людей;
    реакции на стресс (стратегии преодоления, защиты и т.д.);
    самоконтроль;
    эмоциональный контроль;
    межличностные  взаимоотношения;
    психологические ресурсы;
    способы адаптации к той или иной среде.
            В случае получения очень плохих результатов  по какому-либо тесту целесообразно  провести дополнительную беседу с обследуемым, ещё раз задав отдельные вопросы из опросника.  
          Часто оказывается, что испытуемый неправильно понял инструкцию или смысл того или иного вопроса, утверждения. Кроме того, он может дать дополнительные комментарии, полезные для диагноста.          

 Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога представляет собой  1) соответствующий запросу заказчика 2) логическое заключение о 3)состоянии, психологических переменных, обуславливающих определённые поведенческие параметры и состояния обследуемого, 4) выраженное в понятиях современной психологии, 5) но в доступной для заявителя форме, 6) позволяющее предсказать будущие состояния клиента в определённых условиях и 7) сформулировать рекомендации по оказанию ему психологической помощи. 
           Психолог лично отвечает за качество результатов, получаемых на основе тестирования.  
          К характеристикам качества диагноза относятся 1) точность, 2) своевременность, 3) коммуникативная ценность (понятность для некомпетентного в психологии заказчика) и 4) практическая ценность (возможность более или менее эффективно практически использовать результаты обследования).          

 Диагностика причин не является для практического  психолога самоцелью, она всегда подчинена главной задаче – разработке рекомендаций по работе с конкретным лицом.  Психодиагностика сама по себе бессмысленна, но её данные необходимы для оптимальной с точки зрения учёта психологических особенностей осуждённых и сотрудников организации деятельности работников других служб (кадров, воспитательного отдела и т.д.), а также для правильной организации коррекционного процесса в рамках единой диагностико-коррекционной деятельности. Поэтому психодиагностические мероприятия с самого начала их организации и на завершающем этапе формирования отчётов должны быть тесно связаны с реальной проблематикой, существующей в условиях отбывания наказания. Она всегда предполагает, в конечном счёте, выбор наиболее подходящего воспитательного воздействия, а также создание тех или иных психологических условий. По этой причине заключение всегда имеет содержательную («С чем мы имеем дело?») и функциональную («Что делать?») сторону.          
 При изучении результатов наблюдения и  тестирования необходимо чётко различать  достоверность диагноза и достоверность  выводов, которые делает психолог. Как диагноз, а тем более вывод, должны основываться на критическом и осторожном истолковании данных, полученных из разных источников. Формулировки в разных формах отчёта по результатам обследования не должны быть ни слишком расплывчатыми, абстрактными, ни чрезмерно конкретными, категоричными. Точность диагноза – вопрос гибкости, синтетичности мышления психолога, задача которого объединить в одно целое большой набор полученных данных, не всегда однородных и непротиворечивых.  
           Результаты психодиагностического обследования в зависимости от глубины анализа могут иметь:

    Описательный характер. В данном случае психолог лишь констатирует факт наличия той или иной характеристики, симптома и степени его выраженности, опираясь на руководство методики. Это наименее профессиональный уровень анализа результатов, поскольку установление симптомов не приводит автоматически к диагнозу.
    Проблемный характер. В данном случае психолог на основе анализа результатов обследования определяет причины тех или иных симптомов, основной конфликт изучаемой личности, который является существенным в сфере её взаимодействия с миром.
    Специализированный характер. В данном случае на основе анализа результатов обследования определяет не только основной конфликт, но и преломление его в данных специфических условиях, в которых находится личность.
    Прогностический характер. В данном случае глубокий анализ характера реализации конфликта личности позволяет строить прогноз её взаимодействия с данной или другой возможной ситуацией. Здесь прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю структуру и динамику личности, что на основе прошлого и настоящего намечается и путь её дальнейшего развития.
            Другими словами, уровни выделяются в зависимости  от ответа на вопросы: 1) Что происходит; 2) Чем это вызвано, какова причина; 3) Что будет дальше.          
 Выделяют  также 3 уровня: симптоматический (или эмпирический, описательный)этиологический (определение и причин тех или иных симптомов),типологический (построение сложной структуры личности, определение места и значения полученных данных в её целостной динамической картине).           
 Один  из существенных недостатков использования  любых стандартизированных методик  заключается в кажущейся лёгкости постановки точного и надёжного  диагноза. Начинающему практическому психологу кажется, что сопоставление полученных им данных с ключом стандартизированной методики само по себе даёт диагноз.  Это   неверно. Нельзя надеяться, что стандартизированная процедура сможет сама по себе всесторонне осветить изучаемую личность. Поэтому даже прекрасное знание тестовых методик не даёт права на категорическое экспертное решение – нужен ещё глубокий психологический анализ и грамотная интерпретация комплекса разных показателей в их динамике. Как правило, результат, получаемый при обработке результатов выполнения методики, не даёт прямого ответа на поставленный к психологу вопрос. Эти результаты являются лишь небольшой частью, необходимой для рассмотрения. Именно поэтому подбор методик должен быть тщательно продуман, чтобы получаемые с их помощью результаты могли действительно что-то добавить в понимание изучаемого явления.          
 Как уже отмечалось, психологический  диагноз производится не только по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в жизненных ситуациях.          
 Важным  этапом изучения личности осуждённых является их классификация – отнесение  к типам, - наиболее значимых для  заказчиков в условиях отбывания наказания. Важно отметить, что результатом большинства психодиагностических методик являются общепсихологические характеристики, которые в условиях отбывания наказания требуют установления значимых корреляций с такими понятиями, как девиантность, деликвентность, аддиктивность. Иногда более целесообразно использование или разработка специализированных методик.           
 Эффективность диагностики значительно возрастает, если психолог владеет информацией  по различным группам риска. Если такой информации у него нет, необходимо проводить работу по установлению связей различных диагностических показателей с каким-либо внешним критерием, например, отрицательной ориентацией осуждённого.          
 С целью  обеспечения конфиденциальности информации удобно использовать разные системы кодировок.
 Форма и полнота изложения результатов обследования определяется конкретной ситуацией, поэтому может быть представлена как в устном, так и в письменном виде. В устном виде изложение может носить характер консультативной беседы. В письменном — результаты обследования предоставляются в виде психологической характеристики.Желательно эти две формы сочетать: сначала следует проводить консультативную беседу, а затем знакомить с психологической характеристикой. Независимо от того, в каком виде сообщаются диагностические данные, информация должна носить описательный характер, т. е. раскрывать психологическую сущность, психологические особенности испытуемого (количественные показатели — баллы, проценты — также не исключаются, но чаще даются в виде приложения к характеристике). При этом не следует использовать специальную терминологию, малопонятную непрофессионалам. Предоставляемая информация должна быть научной по содержанию, а не по форме. Если же психолог считает важным знакомство с какими-либо понятиями, то их значения должны быть сразу же раскрыты и подробно объяснены. 

 9.                                Надежность методики.
 Важнейшими показателями качества психодиагностических методик являются надежность и валидность.  
Надежность- помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов. К числу таких факторов следует отнести: 
1. разнообразие внешних материальных условий тестирования, меняющихся от одного испытуемого к другому (время суток, освещенность, температура в помещении, наличие посторонних звуков, отвлекающих внимание и т. п.), 
2. динамичные внутренние факторы, по-разному действующие на разных испытуемых в ходе тестирования (время так называемой "врабатываемости" выхода на стабильные показатели темпа и точности действий после начала тестирования, скорость утомления и т. п.), 
3. информационно- социальные обстоятельства (различная динамика в установлении контакта с психологом или лаборантом, проводящим тестирование; возможное наличие других людей в помещении; наличие предыдущего опыта знакомства о данным тестом; наличие какого-то знания и отношения к тестам вообще и т. п.). 
Выделяют три типа надежности (К. М. Гуревич):  
1. надежность самого измерительного инструмента.  
2. стабильность изучаемого признака.  
3. константность, (независимость результатов от личности экспериментатора). 
Надежность теста показывает независимость его результатов от действия разных случайных факторов. Средняя относительная величина этого отклонения определяется как "стандартная ошибка измерения" (Se). Величина ошибки измерения указывает на уровень неточности или ненадёжности тестовой шкалы.  
Для проверки стабильности изучаемого признака используется метод, получивший название “тест- ретест”, который заключается в проведении повторного психодиагностического испытания той же выборки испытуемых (от 30 человек) через определенный промежуток времени, в вычислении коэффициента корреляции между результатами первого (X) и второго (У) тестирования.  
Повторное обследование проводится через несколько месяцев (но не более чем через пол года). Повторное испытание не проводят слишком быстро после первого, поскольку есть опасность, что испытуемые будут воспроизводить свои ответы по памяти.  
Коэффициент константности определяется путем корреляции результатов двух психодиагностических испытаний, проведенных на одной и той же выборке испытуемых с соблюдением идентичности условий, но разными экспериментаторами.  
При этом, метод измерения "ретестовой надёжности" пригоден только для психических свойств, стабильных во времени. Надёжность тестов на психические состояния и динамичные установки личности нельзя проверить таким образом. В этом случае применяют различные методы "расщепления" теста на отдельные пункты.  
Для проверки надежности инструмента по показателю однородности используют метод расщепления - для этого все задания психодиагностического инструмента делятся на четные и нечетные (по нумерации), отдельно обрабатываются, а затем подсчитываются коэффициенты корреляции между этими рядами. Чем выше величина коэффициента корреляции, тем однороднее методика, тем выше ее надежность.
 

 10.                          Достоверность методики. 
Достоверность. Процесс измерения является тем более достоверным, чем слабее влияние случайных факторов и чем более постоянные результаты он дает. При создании методов, предназначенных для измерения переменных характеристик (например, поведения), считается, что нестабильность результатов во времени необязательно является показателем ошибки. Понятие достоверности, следовательно, расширено и включает также понятие стабильности и однородности. Под стабильностью подразумевается постоянство полученных результатов при различных условиях применения одного и того же инструмента. Необходимо различать изменчивость как результат реальных модификаций изучаемой характеристики и изменчивость как результат модификаций, вызываемых инструментом. Наиболее известной является методика "50/50" (fifty-fifty – "пятьдесят на пятьдесят"), которая состоит в расчете корреляции между зарегистрированными измерениями в каждой из двух половин одного и того же теста.

 Объективность. Каждое измерение, проведенное человеком, допускает определенную степень  субъективности. Существуют статистические методы для определения степени  объективности измерения. Но в целом объективность измерения определяется путем оценки достоверности, поскольку считается, что достоверность методики обусловлена ее объективностью. 

 11.                                     Валидность методики. 

 Валидность по своей сути — это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность.
 Валидность  в первом ее понимании имеет отношение к самой методике, т. е. это валидность измерительного инструмента. Такая проверка называется теоретической валидизацией. Валидность во втором понимании уже относится не столько к методике, сколько к цели ее использования. Это прагматическая валидизация.
 Обобщая, можно  сказать следующее:
 - при теоретической  валидизации исследователя интересует  само свойство, измеряемое методикой.  Это, по существу, означает, что  проводится собственно психологическая  валидизация; 
- при прагматической валидизации суть предмета измерения (психологического свойства) оказывается вне поля зрения. Главный акцент сделан на то, чтобы доказать, что нечто, измеряемое методикой, имеет связь с определенными областями практики.

 Для определения  теоретической валидности найти какой-либо независимый критерий, лежащий вне методики, гораздо труднее. Поэтому на ранних стадиях развития тестологии, когда концепция валидности только складывалась, бытовало интуитивное представление о том, что тест измеряет:
 1) методика  называлась валидной, так как то, что она измеряет, просто очевидно; 2) доказательство валидности основывалось на уверенности исследователя в том, что его метод позволяет понять испытуемого; 3) методика рассматривалась как валидная (т. е. принималось утверждение, что такой-то тест измеряет такое-то качество) только потому, что теория, на основании которой строилась методика, очень хорошая.
 провести теоретическую валидизацию методики — это доказать, что методика измеряет именно то свойство, качество, которое она по замыслу исследователя должна измерять.
 Так, например, если какой-то тест разрабатывался для  того, чтобы диагностировать умственное развитие детей, надо проанализировать, действительно ли он измеряет именно это развитие, а не какие-то другие особенности (например, личность, характер и т. п.). Таким образом, для теоретической валидизации кардинальной проблемой является отношение между психологическими явлениями и их показателями, посредством которых эти психологические явления пытаются познать. Это показывает, насколько замысел автора и результаты методики совпадают.
 теоретическая валидность доказывается не только путем сопоставления с родственными показателями, а также и с теми, где, исходя из гипотезы, значимых связей не должно быть. Таким образом, для проверки теоретической валидности важно, с одной стороны, установить степень связи с родственной методикой (конвергентная валидность) и отсутствие этой связи с методиками, имеющими другое теоретическое основание (дискриминантная валидность).
 Важную роль для понимания того, что методика измеряет, играет сопоставление ее показателей с практическими формами деятельности. Но здесь особенно важно, чтобы методика была тщательно проработана в теоретическом плане, т. е. чтобы имелась прочная, обоснованная научная база. Тогда при сопоставлении методики с взятым из повседневной практики внешним критерием, соответствующим тому, что она измеряет, может быть получена информация, подкрепляющая теоретические представления о ее сущности.
 Для проведения прагматической валидизации методики, т. е. для оценки ее эффективности, действенности, практической значимости, обычно используется независимый внешний критерий — показатель проявления изучаемого свойства в повседневной жизни. Таким критерием может быть и успеваемость (для тестов способностей к обучению, тестов достижений, тестов интеллекта), и производственные достижения (для методик профессиональной направленности), и эффективность реальной деятельности — рисование, моделирование и т. д. (для тестов специальных способностей), субъективные оценки (для тестов личности).
 Американские  исследователи Д. Тиффин и Е. Мак-Кормик, проведя анализ используемых для доказательства валидности внешних критериев, выделяют четыре их типа:
 1) критерии  исполнения (в их число могут  входить такие, как количество выполненной работы, успеваемость, время, затраченное на обучение, темп роста квалификации и т. п.); 2) субъективные критерии (они включают различные виды ответов, которые отражают отношение человека к чему-либо или к кому-либо, его мнение, взгляды, предпочтения; обычно субъективные критерии получают с помощью интервью, опросников, анкет); 3) физиологические критерии (они используются при изучении влияния окружающей среды и других ситуационных переменных на организм и психику человека; замеряется частота пульса, давление крови, электросопротивление кожи, симптомы утомления И т. д.); 4) критерии случайностей (применяются, когда цель исследования касается, например, проблемы отбора для работы таких лиц, которые менее подвержены несчастным случаям).
 Внешний критерий должен отвечать трем основным требованиям:
 - он должен  быть релевантным;( Если, например, тест измеряет индивидуальные особенности мышления, умение выполнять логические действия с определенными объектами, понятиями, то и в критерии нужно искать проявление именно этих умений.) 
- свободным от помех; 
- надежным. ( он должен отражать постоянство и устойчивость исследуемой функции.)

 Оценка валидности методик может носить количественный и качественный характер.
 Для вычисления количественного показателя — коэффициента валидности — сопоставляются результаты, полученные при применении диагностической методики, с данными, полученными по внешнему критерию, тех же лиц. Используются разные виды линейной корреляции (по Спирмену, по Пирсону).
 Сколько испытуемых необходимо для расчета валидности?
 Практика  показала, что их не должно быть меньше 50, однако лучше всего более 200. Часто  возникает вопрос, какой должна быть величина коэффициента валидности, чтобы  она считалась приемлемой? В общем  отмечается, что достаточно того, чтобы коэффициент валидности был статистически значим. Низким признается коэффициент валидности порядка 0,20-0,30, средним — 0,30-0,50 и высоким — свыше 0,60. 

 12.Проективные методики. Интерпретацция.
 Назначение  этих методик — исследование «идиоматичной» внутренней сферы, которая может быть рассмотрена как способ организации жизненного опыта. Проективные методики удачно дополняют существующие, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования.
 Общими  для всех проективных методик  являются следующие признаки:
 1. Неопределенность, неоднозначность используемых стимулов.
 2. Отсутствие ограничений в выборе ответа.
 3. Отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».
 Конститутивные  проективные методики. Испытуемому предлагается какой-либо аморфный материал, которому он должен придать смысл. Примером может служить методика Роршаха, состоящая из 10 таблиц, на которых изображены симметричные одноцветные и полихромные изображения — пятна, которые легко получить, нанеся на лист бумаги немного чернил или краску, а затем перегнув этот лист пополам (образцы стимульного материала проективных методик см. в заключительном разделе). Обследуемому задается только один вопрос: «Что это может быть, на что это похоже?» Полагается, что в процессе интерпретации изображений, придания им смысла испытуемый проецирует свои внутренние установки, стремления и ожидания на тестовый материал. Разработаны детальные, порой занимающие несколько томов, схемы интерпретации ответов испытуемого (подробнее см.: Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии.-К.: Вища школа, 1979).
 Конструктивные  проективные методики. Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его.
 «Тест мира», напр., состоит из 232 моделей  объектов, распределенных в разных пропорциях по 15 категориям (дома, деревья, самолеты, люди, животные и т.д.). Испытуемые конструируют «малый мир», а по множеству его особенностей, учитываемых исследователями, делаются заключения о личности «конструктора».
 Интерпретативные  методики. Необходимо истолковать, интерпретировать какое-либо событие, ситуацию. Тест тематической апперцепции является хорошей иллюстрацией этого вида методик. Испытуемому предлагаются таблицы-картины, на которых изображены относительно неопределенные ситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию. В ходе обследования испытуемым составляется небольшой рассказ, в котором необходимо указать, что привело к изображенной ситуации, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация завершится. Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что дает возможность раскрытия внутреннего мира обследуемого, его чувств, интересов и побуждений.
 Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Например, психодрама, осуществляемая в виде импровизированного театрального представления, позволяет субъекту не только аффективно отреагировать (игровой катарсис) — а тем самым добиваются терапевтического эффекта, — но и дает исследователю возможность обнаружить выносимые во вне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию.
 Рефрактивные. Личностные особенности, скрытые мотивы исследователь стремится диагностировать по тем непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые средства коммуникации, например, речь, почерк.
 Экспрессивные. Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему, например, методика «Дом-дерево-человек». Предлагается нарисовать дом, дерево и человека. По рисунку делают выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях.
 Импрессивные. Эти проективные методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы. Например, тест Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов (неполный набор). Предъявляются все квадраты с просьбой выбрать наиболее приятный. Процедура повторяется, и в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета. В качестве стимулов могут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы.
 Аддитивные. В этих проективных методиках от обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Например, предлагается серия незаконченных предложений типа: «Будущее кажется мне...», «Думаю, что настоящий друг...» и т.п. Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных — от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодежи. 

 13.                                         Этические нормы в работе психодиагностика.
 Специалист в области психодиагностики не просто работает с людьми, но и обладает большими возможностями воздействия на них, а это налагает огромную ответственность:
 Результаты  психологических исследований всегда имеют личностный смысл для обследуемого.
 Важнейшее требование профессиональной этики психолога  — не причинить морального ущерба личности.
 Психодиагностическим  исследованиям должен быть чужд дух  «наклеивания ярлыков», предвзятого отношения к обследуемому.
 Как обоюдоострое оружие - диагностическая методика, тест, может быть доверено только специалистам, имеющим необходимый опыт работы (а в случае функционирования системы контроля за профессионально-этической деятельностью психологов — имеющим соответствующую лицензию).
 Образец нормативно-правового  регулирования психодиагностической, деятельности психолога - многочисленные и постоянно дополняемые документы Американской психологической ассоциацией.
 1. Тесты должны  отвечать требованиям - в «Стандартах для психологических и образовательных тестов».
 2. Деятельность психолога регулируется «Этическими стандартами и кодексом поведения».
 3. Выполнение  Кодекса этикиобеспечивается действиями Комитета APA по этике, занимающегося расследованием жалоб на членов ассоциации и вынесением по ним решений.
 4. Правила  и порядок работы этого комитета, годовые отчеты о его деятельности, публикуются в журнале«Американский психолог»— официальном печатном органе APA.
 5. Подготовлен справочник с комментариями и иллюстрациями применения этических норм.
 6. Американская психологическая ассоциация через свои многочисленные бюро и комитеты:
 ·  обеспечивает руководством и информацией своих членов,
 ·  осуществляет текущий контроль за событиями,
 ·  распространяет стандарты, инструкции, положения и заявления по вопросам, которые могут представлять проблему для практикующих психологов.
 7. Американская психологическая ассоциация издала Общие инструкции для поставщиков психологических услуг и Специальные инструкции по поставкамдля оказания помощи тем, кто занимается профессионально психологической практикой.
 8. Комитет APA по психологическим тестам и психологической оценке CPTA- занимается рассмотрением проблем практики надежного тестирования и оценки, обеспечением технического консультирования в отношении такой практики.
 9. Комитет СРТА также анализирует работу Объединенного комитета по практике тестирования JCTP., который разработал Кодекс честной практики тестирования в образовании (1988).
 10. Также комитет JCTP готовит «Положение о правах и обязанностях лиц, проходящих тестирование».
 11. в 1993 г.  создан Совет по тестированию и оценке при поддержке министерств обороны, просвещения и труда.
 Этические принципы психодиагностического  обследования:
 ·  осознание испытуемым цели обследования, цели и способов её использования,
 ·  право на отказ от психологического обследования,
 информирование  обследуемого об использовании полученных результатов:
 ·  когда обследование проводится в интересах какого-либо учреждения,.
 ·  результаты обследования, по личной просьбе, не могут быть предоставлены какому-либо учреждению, если человек не дает на это согласия.
 если в  силу необходимости защиты интересов  общества или прав граждан результаты обследования должны быть сообщены в официальные органы, испытуемый должен быть поставлен об этом в известность.
 ·  при тестировании детей до 16 лет необходимо согласие самого ребенка и его родителей,
 ·  родителям должны быть сообщены результаты тестирования,
 ·  доступ к полученным результатам подлежит строгому контролю,
 ·  обследуемый имеет право знать о результатах тестирования в доступном для него виде сведения о целях тестирования, а также о том, как будут использованы полученные результаты.
 ·  при сообщении результатов учитывать особенности человека, которому они предназначены,
 ·  человеку не должны сообщаться результаты его обследования без интерпретации специалистами.
 Предание  гласности даже каких-либо отдельных  заданий теста может сделать  невалидным последующее применение теста к другим людям.
 Публикация  тестов в широкой печати может  привести к формированию психологически вредящих самооценок у некоторых  читателей, когда результаты самопроверки противоречат представлениям о себе.
 В популярных изданиях авторы-психологи не имеют права разглашать профессиональную тайну, описывать смысл диагностических приемов, знание которых испытуемыми существенно вредит валидности методики.
 В связи с  этим выделяют перечень принципов социальной нравственности, которые касаются каждого  специалиста, в той или иной степени работает с людьми.Эти принципызакреплены в нормах Международных профессионально-этических стандартов, принятых в работе психологов:
 Принципы  социальной нравственности:
 ·  принцип ответственности (исследователь отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной информации);
 ·  принцип компетентности (знание основных практических процедур психодиагностики и правильное их использование);
 ·  принцип этической и юридической правомочности (использование полученной информации в рамках действующего законодательства);
 ·  принцип квалифицированной пропаганды психологии (организация работы с целью создать у испытуемого в результате исследований благоприятное впечатления о психологической диагностике);
 ·  принцип конфиденциальности (неразглашение сведений об испытуемом, составляющих содержание интимных, личностных сторон его жизнедеятельности);
 ·  принцип благополучия испытуемого (испытуемый по результатам тестирования не должен ухудшить свое психологическое и соматическое состояние, а также материальное положение. Ему не должен быть нанесен вред);
 ·  принцип профессиональной кооперации (возможность обмена психологической информацией в целях повышения качества методической и организационной практики, а также психодиагностической оценки испытуемых);
 ·  принцип информирования клиента о целях обследования (испытуемый должен представлять общие задачи психодиагностики, но это не касается ситуаций, когда принцип скрытности заложен в саму методику оценки);
 ·  принцип морально-позитивного эффекта обследования (добиваться, чтобы у испытуемого в результате обследования и консультации улучшилось настроение и снизилась вероятность проявления негативных особенностей поведения);
 ·  принцип гражданственности и патриотизма (умелое сочетание принципа благополучия испытуемого с обеспечением эффективности функционирования профессиональной или социальной общности, где данный человек живет и работает). 

 16.                                   Диагностика внимания.
  Методика "Корректурная проба" может применяться и для проверки состояния внимания, и для тренировки внимания. 
Материал для проведения методики: бланк, секундомер, карандаш. 
Инструкция: "Я Вам дам листок, на котором написаны разные буквы. Ваша задача - зачеркивать только буквы "а", "м", "к", "в". Вы должны работать как можно быстрее." 
Время на работу - 4 минуты.  
По истечении каждой минуты испытатель ставит галочку на том месте, где в данный момент работает испытуемый.  
После проведения методики: вычисляется К. Формула: К=n1-n2-n3/N * 100%  
- общее количество букв "а", "м", "к", "в".  
n- количество правильно зачеркнутых букв "а", "м", "к", "в". 
n- количество пропущенных букв "а", "м", "к", "в". 
n- количество ошибочно зачеркнутых букв. 
Эта формула просчитывается по всем минутам, т.е. должно получиться 4 вычисления К. 
0 - 20% - плохое внимание  
21 - 40% - плохое внимание  
41 - 60% - среднее внимание  
61 - 80% - хорошее внимание  
81 - 100% - очень хорошее внимание  
 
После вычисления К, строится график:

  

 В норме резких скачков не должно быть. Если кривая понижается - сниженная работоспособность. Чем более выражен спад, тем более выражен этот признак. Причины спада работоспособности: соматические заболевания (хронические болезни), переутомление, неврозы. 
 Методика "Отсчитывание" может применяться и для проверки состояния внимания, и для тренировки внимания.  
Материал для проведения методики: секундомер.  
Инструкция: "Вы должны отнимать от 200 по 17. Вы должны произносить остаток вслух. Нельзя использовать никаких подручных материалов для вычисления."  
Замеряется время, когда испытуемый называет остаток.  
Замедление темпов - повышенная утомляемость.  
Ошибки с десятками - ослабление внимания.  
Если задача вызывает затруднение, это говорит о снижении интеллектуальной деятельности.
 

 17.                                 Диагностика мышления (Уровня и течения мыслительных процессов)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.