Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Структура и функции культуры

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 05.05.13. Год: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
    Реферат
    По  дисциплине:
    « Культурология » 

    на  тему: 

    «Структура и функции культуры» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнила:
    Студентка 1 курса
    Специальности БУА 
    ИДПО
    Иванова И.И. 

    Приняла:
    Зав. кафедры ССТ
    Иванов 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Тверь 2010
 

   
   Содержание:     
                                                                                                           
    Введение                                                                                                        3                                                                                          
    Глава 1. Структура                                                                                      5
    §1.Материальная культура                                                                          6                                    
    Культура  производства                                                                                 7
    Культура  быта                                                                                              12
    Физическая  культура                                                                                   14
    §2. Духовная культура                                                                                 14
    Интеллектуальная6культура                                                                      15
    Культура  речи                                                                                               16
    Мораль  как явление культуры                                                                    17
    Искусство как явление культуры                                                                20
    Религия как явление культуры                                                                    23
    Наука как явление культуры                                                                       26
    §3. Материально-духовная культура                                                          28
    Глава 2. Функции культуры                                                                         31
    Заключение                                                                                                    35                                                                                                  
    Список  литературы                                                                                     37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ
     Культура, как легко понять, есть дело исключительно  человеческое, поэтому культурология относится к семье гуманитарных дисциплин. Почти все гуманитарные науки так или иначе изучают культуру и ее проявления. Так, может быть, культурология как самостоятельная наука и не нужна? Оказывается, что все-таки нужна. Во-первых, именно она осмысливает культуру в целом — от бытового уклада до концепций мира и человека, интегрируя знания о культуре, которые мы получаем из других гуманитарных дисциплин. Во-вторых, это позволяет изучать культуру как систему, которая, как известно, всегда богаче суммы ее составляющих и к ней несводима. И в-третьих, этой науке под силу выявить наиболее общие культурологические законы, действующие на всех «этажах» культуры и применимые к самым разным ее объектам — от отдельной личности до человечества в целом.
     Как гуманитарная наука культурология, естественно, имеет более или  менее тесные связи с другими  гуманитарными дисциплинами. Так, у культурологии много общего с философией, особенно с той ее ветвью, которая основным вопросом философии считает не первичность духа или материи, а смысл человеческой жизни. Так или иначе, но философия и культурология ставят и пытаются решать сходные проблемы.
     Во  многих точках соприкасаются такие  науки, как культурология и психология, поскольку обе изучают человека в основном со стороны его внутреннего мира. Психологические модели человеческих типов и поведения человека в разных жизненных ситуациях дополняются, а отчасти и конкретизируются культурологическими закономерностями.
     Существенно важную помощь культурологии оказывает  такая наука, как этнография. В  ней культурология также находит  материал для теоретических выводов: описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.п. В частности, такая важная культурологическая задача, как изучение национального культурного менталитета, не может быть решена без этнографических исследований и материалов.
     Далее отметим связь культурологии  с эстетикой, общим искусствознанием, литературоведением.
     И наконец, связи культурологии с  историей. Они различны и многообразны. Выделим главное. Культурологу необходимо быть в той или иной мере историком, чтобы свободно обращаться с разными историческими типами культур, сопоставлять их между собой, чтобы выявить как общекультурные, вневременные закономерности, так и характер культурного менталитета в ту или иную эпоху. Кроме того, исторические данные помогают построить теорию возникновения и развития культуры, выявить законы ее исторического развития.
     В культуре как таковой наличествуют и философский, и социальный, и исторический, и другие аспекты. Соединяясь, они образуют новое качество, не сводимое к сумме составляющих, — культуру. Задачей культурологии, таким образом, становится выявление закономерностей, присущих этому новому качеству.
     Культура  охватывает все многообразные формы  человеческой  деятельности. Сегодня  мы осознаем безусловное значение гуманитарного знания. Оно многолико и разнообразно. За ним постоянно стоит человек – творец и творение культуры.
     Цель  данного реферата – ознакомиться и разобрать структуру культурологии, общие закономерности ее развития и функционирования, выявить функции и понять, для чего они служат.
     В реферате я ознакомлюсь с основными понятиями, рассмотрю структуру культуры, дам понятие и подробную характеристику материальной и духовной культуре. Так же рассмотрю материально – духовную культуру. В реферате так же уделяется внимание историческому культуроведению, позволяющему рассмотреть историко-культурный процесс.

     Глава 1. Структура культуры

     Для того, чтобы войти в мир культуры и не чувствовать себя там посторонним, недостаточно знать только ее определения. Необходимы и иные ориентиры. Мир культуры так же богат и разнообразен, как и мир, в котором мы живем, обладает множеством составляющих, и каждая из них представляет собой целую Вселенную.
     Культуру  можно структурировать по различным  принципам. Один из них был уже  найден в XVIII—XIX веках Гердером и братьями Якобом (1785—1863) и Вильгельмом (1786—1859) Гримм. Собирая народные песни и сказки, они обратили внимание на характерные отличия, которые каждый из европейских народов вносит в свое творчество, и сделали заключение, что по этим отличительным чертам можно выделять культуру Греции или Рима, немецкую или французскую культуру. В XIX веке Данилевский ввел в науку понятие “культурно-исторический тип”, выделив в мировой истории 10 типов культуры, базирующихся на религиозной, художественной, политической и социально-экономической основах. Данилевский рассмотрел такие типы культуры, как египетский, иранский, индийский, китайский, древнегреческий и другие, описал особенности каждого типа и наметил основные тенденции его развития. Однако он не ставил целью рассмотрение многочисленных связей и отношений между различными элементами культуры внутри всей системы, выяснение ее структуры, нахождение общих элементов, входящих в любую культуру. В данном реферате я рассмотрю основные составляющие культуры.
     Традиционно принято делить системную целостность  культуры на два вида — материальную и духовную культуры, при этом каждый из них также делится на определенные подвиды, обладающие своей спецификой и в то же время несущие в  себе все качественные характеристики целого. [5, c. 4] 
 

     §1.  Материальная культура

     Материальная  культура это мир вещей, созданных или преобразованных человеком. К ним относятся новые разновидности растений, новые породы животных, производство, потребление, быт и сам человек в своей материальной, физической сущности. Самые первые шаги культуры на земле связаны с вещами, орудиями, которыми человек воздействовал на окружающий мир. Животные также могут использовать различные природные предметы в процессе добычи пищи, но ни одно из них не создало ничего такого, чего бы не было в природе. Только человек оказался способен на создание новых предметов, расширяющих его возможности и способности для удовлетворения своих потребностей.
     Этот  созидательный процесс имел чрезвычайно  важные последствия. С одной стороны, одновременно с созданием, освоением орудий труда и приручением природы (огня, животных), постепенно развивалось и сознание человека. Для дальнейшей деятельности ему оказалось недостаточно одних органов чувств, которые отражают лишь внешние стороны вещей. Действия с вещами требовали понимания их внутренних свойств, отношений между частями предметов, причин и возможных последствий собственных действий и многого другого, без чего невозможно выживание человека в мире. Необходимость же в таком понимании постепенно развивает абстрактно-логическую деятельность сознания, мышление. Великий немецкий философ Людвиг Фейербах (1804—1872) говорил, что животные отражают только непосредственно для жизни необходимый свет солнца, человек — сияние отдаленных звезд; только человеческие глаза знают бескорыстные радости, только человеку знакомы духовные пиршества. Но прийти к духовным пиршествам человек смог лишь тогда, когда начал изменять мир вокруг себя, когда создал орудия труда, а вместе с ними и свою историю, в процессе которой он бесконечно их совершенствовал и совершенствовался сам. [5, c.6]
     С другой стороны, вместе с совершенствованием орудий труда видоизменялись и условия жизни, развивалось познание мира, усложнялись отношения между людьми, и материальная культура все более и более переплеталась с также развивающейся духовной культурой, составляя системную целостность. Чтобы полнее понять структуру культуры, необходимо расчленить эту целостность и рассмотреть отдельно ее основные элементы. [5, c.7]

     Культура  производства

     Культура  производства — наиболее важный элемент  в материальной культуре, поскольку  именно она определяет качество жизни, в котором развивается та или  иная локальная культура и влияет на него. С какой бы точки зрения мы ни рассматривали формы и способы человеческого существования в мире, следует признать, что только деятельность по добыче и созданию материальных благ является основой нашей жизни. Человек ест, чтобы жить, но ему нужны и другие предметы, без которых жизнь подобна животному существованию (жилище, одежда, обувь), а также то, чем это можно создать. Прежде всего в процессе человеческой деятельности создаются различные орудия труда. Именно они положили начало формированию человека как разумного существа (в отличие от животного) и стали основным условием его дальнейшего развития. [5, c.9]
     Ранний  период существования человечества оставил нам лишь примитивные  предметы, связанные с самой главной  задачей общества того времени —  задачей выживания. По орудиям труда, которыми пользовался наш пращур, можно делать выводы о его общем развитии, о видах деятельности и, следовательно, умениях и навыках, которыми он владел. Но человек изготовлял и предметы, не связанные с трудовой деятельностью, — утварь и украшения, скульптурные изображения и рисунки. Все это также требовало для своего создания и особых приспособлений, и определенных знаний об используемых материалах, и соответствующих умений и навыков. Многие исследователи считают, что ожерелья из природного материала, фигурки, рисунки были напрямую связаны все с той же главной задачей. Каждый элемент ожерелья означал практическое достижение носящего его человека, фигурки людей и животных, рисунки несли в себе магический смысл, все было подчинено одной-единственной цели — добыче средств существования. Можно сказать, что производственная деятельность составляет основу всей культуры мира, во всяком случае, она послужила той побуждающей силой, которая вскрыла возможности человека, развила их и утвердила в мире человека деятельного (homo agens).
     Уже на самых ранних этапах материального  производства сложились и утвердились  три главных его составляющих, ставших определенными показателями культуры: техническое оснащение (орудия труда, средства труда и производства и пр.), процесс труда и результат труда.
     Степень развития техники и всех ее элементов  в конкретном обществе демонстрирует  уровень накопленных им знаний о  мире, связанных с обеспечением жизненного пространства, удовлетворением потребностей каждого человека, особенностями  самих потребностей. Каждое орудие труда — не только опредмеченное знание (воплощенное в вещи знание о мире), но и необходимое условие деятельности людей. Следовательно, оно требует соответствующих умений и навыков от тех, кто его применяет. Таким образом, появление новой техники и новых технологий поднимает общество на новую ступень развития. Трудовая деятельность создает двойную связь людей с производством: человек создает орудие труда, а орудие труда создает, изменяет и до определенной степени совершенствует человека. [5. c. 15]
     Однако  взаимоотношения человека и орудий труда противоречивы. Каждое новое  орудие труда в той или иной мере увеличивает природные возможности  человека (расширяет сферу его  деятельности, сокращает затраты  мускульной энергии, выступает в  роли манипулятора там, где среда представляет собой опасность для человека, берет на себя рутинную работу), но тем самым и ограничивает проявление его способностей, поскольку все большее количество действий перестает требовать от него полной отдачи собственных сил. Это повышает производительность труда, совершенствует отдельные способности и навыки работника, но все остальные человеческие данные притупляет, “отменяет” как ненужные. Вместе с разделением труда человек становится “частичным” человеком, его универсальные возможности не находят применения. Он специализируется, развивая лишь одну или несколько каких-либо своих способностей, а другие его способности могут никогда и не обнаружить себя. С развитием машинного производства это противоречие углубляется: человек понадобился производству только как придаток к машине. Работа на конвейере отупляет, поскольку у работника нет ни необходимости, ни даже возможности думать над тем, какие действия он производит, все это должно быть доведено до автоматизма. Эти “требования” техники к человеку положили начало процессу отчуждения, при котором и техника, и результаты труда начинают противостоять человеку как некая внешняя сила.
     Создание  автоматизированного производства усилило процессы отчуждения и вызвало  к жизни множество новых проблем. В центре них — проблема утраты человеком своей индивидуальности. Мера культуры общества и производства во многом связана с тем, удастся ли преодолеть процесс отчуждения, вернуть человеку его личностное начало. Ясно одно: чем развитее техника, тем выше некий общий, абстрактный уровень умений и навыков, шире набор профессий, необходимых обществу, богаче набор товаров и услуг. Считается, что все это должно обеспечить и высокое развитие культуры. Но это не так. Жесткой зависимости между технической оснащенностью производства и уровнем общей культуры общества все-таки нет. Развитие техники не является условием столь же высокого развития духовной культуры и наоборот. [5, c.18]
     Культура  производства начинается с взаимных отношений человека и техники  (технические отношения), заключающихся в степени овладения человеком техникой. Но, помимо названного, между человеком и техникой складывается еще одно противоречие: технику можно совершенствовать бесконечно, человек же не беспределен. Поэтому развитие культуры технических отношений требует гуманизации и гуманитаризации техники. Это значит, что при создании новой техники важно учитывать физические и психические особенности самого человека.
     Процесс труда — центральное звено  культуры производства. Он связывает  воедино все этапы создания продукции, поэтому в него входят самые различные элементы трудовой деятельности — от умений, навыков, мастерства исполнителей до управленческих проблем.
     Если  в сфере техники основная роль принадлежит техническим отношениям, то для процесса труда более существенными являются отношения между техникой и техникой (технологические отношения) и между человеком и человеком (производственные отношения). Высокие технологии предполагают и высокий уровень знаний, практических и теоретических, и более высокий уровень подготовки специалистов. А так как такие технологии самым существенным образом затрагивают и экономические, и экологические, и нравственные отношения, существующие в обществе, то и подготовка специалистов для такого производства должна предполагать развитие у них не только производственных навыков, но и личностных качеств, связанных с ответственностью, умением видеть, формулировать и решать задачи различной степени трудности, обладать творческим потенциалом. [5, c. 25]
     Система производства и все отношения, которые в ней складываются, противоречивы. Культура производства во многом зависит от того, как и в какой мере разрешаются в обществе эти противоречия. Так, если уровень технического развития высок, но люди не имеют знаний для работы с этой техникой, то невозможно говорить и о культуре производства. Другой пример: работники обладают необходимым уровнем развития, но техника примитивна, следовательно, и в этом случае нельзя говорить о культуре производства. Культура производства в полном смысле этого слова возможна лишь при гармонизации взаимодействия человека и техники.
     Поскольку часть культуры производства связана  с отношениями между людьми, большое  место в ней уделяется управленческой культуре. В древних цивилизациях управление производством предполагало принуждение. В первобытном обществе принуждению как форме отношений между людьми не было места: сама жизнь, ее условия ежедневно и ежечасно принуждали к добыче и созданию материальных благ ради выживания. Современное высокоразвитое производство не может использовать прямое принуждение. Слишком сложными в пользовании стали орудия труда, и профессиональное владение ими оказалось невозможным без внутренней дисциплины, ответственности, энергии и инициативы работника. С усложнением труда становится все меньше возможностей эффективного прямого контроля и принуждения. Поэтому управленческая деятельность заключается в упорядочении различных сложных связей в обществе в целом, в производстве как его главной составляющей и все больше заменяет принуждение. Культура управления, с одной стороны, связана с экономической, политической и правовой культурой, с другой, включает в себя производственную этику, мораль, нравственность, знание этикета, умение расставить людей в производственном процессе таким образом, чтобы (в идеале) учесть их индивидуальные особенности и производственные потребности. Иначе процесс труда неизбежно приходит к кризисным явлениям либо к конфликтам. Все, о чем говорилось выше, каждый раз приводит нас к особому уровню культуры человека, который называют профессиональной культурой. [5, c. 32]
     Профессиональная  культура представляет собой сложное системное единство, в котором соединены практические навыки и умения в области конкретной деятельности, владение необходимой в данной отрасли производства техникой, специальные теоретические знания, прямо или косвенно связанные с производственной деятельностью, а также моральные нормы и правила, необходимые в системе производства. Профессиональная культура находится на стыке общей культуры человека и его специальной подготовки, поэтому в нее входят и те критерии, которые определяют отношения в процессе производства, и требования, существующие в обществе вне производства. Культура производства обнаруживает себя в создании предметов и вещей, обеспечивающих нужды общества. Это значит, что производимые предметы должны быть разнообразны, функциональны, экономичны, обладать высоким качеством выполнения и эстетическим видом. Каждый произведенный предмет, представляя собой опредмеченное знание, демонстрирует конкретный культурный уровень общества, отрасли хозяйства или предприятия. Кроме того, в нем отражается технология его исполнения, о многом говорят использованные материалы: все это — показатели культуры данного производства. Конечно, можно производить уникальные предметы при помощи устаревшего оборудования, ручного труда, массового применения неквалифицированной рабочей силы, но такое производство становится нерентабельным. Так что экономичность производства, оптимальное соотношение затрат и прибылей в нем тоже являются показателями культуры предприятия. Выпускаемая продукция может влиять на весь образ жизни общества, формирует его вкусы, потребности и спрос. Вещи, созданные на производстве, занимают центральное место в культуре быта. [5, c. 36]

      Культура быта

     Культура  быта это вещественная среда обитания (квартира, дом, производство) и одновременно отношение к ней. Она включает в себя также и организацию этой среды, в которой проявляются эстетические вкусы, идеалы и нормы человека и общества.
     На  протяжении истории вещественный мир “вбирал” в себя все особенности экономического, социального, художественного уровня развития общества. Например, в условиях натурального хозяйства человек сам выполнял все виды труда: он и земледелец, и скотовод, и ткач, и кожевенник, и строитель, поэтому и изготовлял вещи, рассчитанные на долгое использование. “Дом, орудия труда, посуда и даже одежда (праздничная) служили не одному поколению”. Все вещи, изготовленные одним человеком, отражали его представление об их утилитарном применении, а также особенности художественных взглядов, мироощущение и миропонимание. Чаще всего эти кустарные вещи неповторимы, но не всегда искусны.
     Когда вещи начали изготавливаться профессионалами-ремесленниками, они стали более искусными  и декоративно-украшенными, некоторые из них усложнились. Социальное неравенство среди людей в это время определяет неравенство и в оформлении вещественной сферы. Сохранившиеся предметы быта наглядно демонстрируют образ жизни того или иного социального слоя.
     Возникновение индустриального производства создало мир стандартных вещей. В них несколько сгладились различия социального свойства. Однако, бесконечно повторяя схожие формы, фасоны, разновидности, они обеднили и обезличили окружающую среду. Поэтому в самых различных общественных слоях появляется стремление к более частой смене окружающей обстановки, а затем и к поиску индивидуального стиля в решении вещественной среды.
     Культура  быта предполагает функциональность, эстетическую организованность — дизайн (англ, design “замысел, проект, чертеж, рисунок”) и экономичность вещественной среды. Деятельность современных дизайнеров посвящена задаче упорядочивания бытовой сферы, устранения в ней “предметного хаоса”. По тому, как организован интерьер предприятия, можно судить об отношении здесь к сотрудникам или посетителям, а также об образе жизни и деятельности коллектива.
     Другой  стороной культуры быта является отношение  к окружающей среде. Там, где люди позволяют себе портить все, что их окружает, вряд ли можно говорить о какой-либо культуре. Даже в самых нетребовательных видеофильмах, если хотят показать негативную социальную среду, демонстрируют исписанные стены, неопрятную, сломанную мебель, грязные, неубранные помещения.
     Однако  отношение к вещам может быть и преувеличенным, чрезмерным, когда вещи воспринимаются как единственная жизненная ценность. В свое время было распространено словечко “вещизм”, характеризовавшее людей, которые из всех человеческих ценностей на первое место ставили обладание престижными вещами. На самом деле истинная культура быта относится к вещам так, как они того заслуживают: как к предметам, украшающим или облегчающим нашу деятельность, или делающим ее более “человечной”, вносящим в нее тепло, уют и добрые чувства. [1, c. 83]

     Физическая  культура

     Физическая культура это культура отношения человека к собственному телу. Она направлена на поддержание физического и духовного здоровья и включает в себя способность владеть своим телом.
     Очевидно, что физическую культуру не стоит  связывать только с успехами в том или ином виде спорта. Конечно, спорт может быть залогом здоровья, но не одно здоровье составляет физическую культуру. Исследования специалистов показали, что занятие каким-либо одним видом спорта, даже красивым или популярным, развивает человека слишком односторонне. Кроме того, профессиональные спортсмены подвержены также и профессиональным заболеваниям. И последнее: спорт требует постоянного увеличения нагрузок, а человек при всей универсальности своих возможностей все же конечен. Так что же, отказаться от спорта? Ни в коем случае. Мы знаем, как ценят редкие, но насыщенные минуты спортивных занятий деловые люди всего мира. Наличие физической культуры предполагает, что главная цель человека — это овладение (по возможности) особенностями своего организма, умение им пользоваться, постоянно сохраняя работоспособность и уравновешенность, адекватно реагируя на быстро меняющиеся условия жизни и труда. [2, c. 42]

     §2.  Духовная культура

     Духовная  культура представляет собой богатую  и разнообразную сферу, в которой можно обнаружить все, начиная от эмоционального мира отдельного человека и кончая гениальными открытиями. Каждая вещь, созданная людьми, включает в себя их цели, идеи, знания. Другими словами, духовная культура, входя в системную целостность культуры вообще, сама представляет собой особый мир и особую систему. Духовная культура это мир идей, связанных с существованием человека в мире. Наличие духовной культуры — специфика человеческого образа жизни. Она проявляется не только в деятельности сознания, но и в человеческих взаимоотношениях, в религиозных и научных представлениях о мире, в тех художественных образах, которые запечатлели этот мир во всем его богатстве:
     Наиболее  значимыми видами духовной культуры являются интеллектуальная, нравственная, художественная культура, наука и религия. [5, c.46]

      Интеллектуальная культура

     Интеллектуальная  культура выступает  как культура мышления и речи. Она включает в себя адекватное (соответствующее действительности) воспроизведение различных сторон и отношений мира.
     Животное  отражает в окружающем мире только то, что необходимо для жизни. Для  этого ему вполне достаточно органов  чувств. Но человеку приходится отражать значительно больше: то, что нужно  для выживания, и то, чем это  можно добыть. Кроме того, ему  приходится отражать и качественно иначе: ему важно знать свойства, особенности того или иного предмета, а для этого уже мало одних органов чувств. Человеку приходится отвлекать от разных вещей и предметов их сходство (а видя сходство, замечать и отличие) и создавать понятия. Этот процесс растянулся для человечества на миллионы лет. Появление мышления и речи — процесс одновременный и по своей сути —  культурный процесс. [2]
     Интеллект (лат. intellects “познание, понимание, разум, ум, рассудок”), как явствует из перевода этого термина, обнаруживает разные уровни своего осуществления, выступая и как понимание, и как разум, и как рассудок, что не одно и то же. Кант определял рассудок как способность образовывать понятия, как более низкий, элементарный уровень абстрагирования, а разум — как способность вырабатывать идеи. До сих пор наличие рассудка связывают с умением решать повседневные простые задачи, ставить обыденные, вполне понятные цели, а в психологии — с нормальным, адекватным отражением действительности. Разум же стоит ближе к творческой, активной способности мышления, предполагает познание, проникновение в сущность вещей, продуцирование новых идей, поиск неизвестных задач.
     Мышление  — высшая форма активного отражения мира, где происходит обобщение и познание сущности вещей, связей и отношений между ними, возникают новые идеи, прогнозируются события, вырабатываются цели и осуществляются поиск, формулировка и решение всевозможных задач. [2]
     Культура  мышления предполагает умение сопоставлять друг с другом различные явления действительности, находить сходства и различия между ними, умение анализировать и вскрывать сущность явлений, устанавливать причинно-следственные связи между различными сторонами и отношениями действительности и предвидеть тенденции их развития. Можно сказать, что культура мышления есть логика, которая организует и упорядочивает процесс мышления, вырабатывает метод, дающий возможность производить все перечисленные нами мысленные операции.
     Только  мудрый в своем познании станет исходить главным образом из предмета познания, но менее всего — из своего отношения к нему. Культура интеллекта предполагает, что никакие эмоции не станут подменять того, что ведет к истине. [2]

     Культура  речи

     Культура  речи — проявление и выражение интеллектуальной культуры человека. Можно сказать, что в речевой культуре человека проявляются минимум три момента: основные качества его мышления, манера речи и отношение к слушателю.
     Умение  говорить просто о сложном — один из видимых признаков речевой  культуры — демонстрирует обычно глубину понимания вопроса и богатство словарного запаса.
     Овладение культурой мышления неизменно ведет  к овладению культурой речи, но есть и обратная связь: развитие речевой  культуры влияет на мышление, делая  его более богатым, позволяя через  речь прийти к определению проблем, формулировке идей, к творчеству в любой сфере деятельности.
     Культура  речи предполагает не только богатый  словарный запас, который развивается  и совершенствуется в процессе чтения или общения с людьми высокой  культуры, но и точность употребления слов в полном соответствии с их значением. Культуре речи свойственна также простота — умение сделать доступным для понимания любые, даже очень сложные положения, пользуясь в процессе мышления приемами конкретизации. Настоящая простота речи — признак глубокого мышления.
     Кроме того, речь должна быть выразительной, эмоционально окрашенной, включать в  себя образные выражения, которыми так  богат любой язык, а русский  — в особенности. Культурная речь свободна от бранных выражений, всякого  рода нецензурщины, сленга, жаргонов и прочего. Так же, как и мышлению, культуре речи должна быть присуща логика, связанная с грамматическим строем речи.
     В целом культура интеллекта строится на единстве мыслительного и речевого начал, умения понимать и умения объяснять. Культура интеллекта включает в себя и все время расширяющийся запас знаний, не деля их на “нужные” и “ненужные”. Человек культуры делит сферу знания лишь на знание и незнание, поскольку даже процесс достижения знаний — уже признак культуры. [5, c. 56]

     Мораль как явление культуры

     Многие  ученые считают, что в сфере духовной культуры наиболее древним образованием является мораль (лат. moralis “относящийся к нраву, характеру, привычкам”, от mos, mores “обычаи, нравы, поведение”).
     Усложнение  отношений между людьми привело к появлению новых запретов, регулировавших жизнь и деятельность каждого человека и общины в целом. Кроме запретов, в процессе жизнедеятельности складываются нормы взаимодействия между людьми, которые закрепляются в обычаях (стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов), превращаясь в традиции  (элементы социального и культурного наследия,  передающиеся из поколения в поколение в течение длительного времени и действующие так или иначе в любом обществе и во всех областях общественной жизни).
       С появлением государства часть норм перешла на уровень правовых и закрепилась законодательным путем, другая же часть сохранялась в моральных нормах и правилах поведения в обществе.
     Мораль  обычно определяется как такой вид  общественных отношений, который регулирует действия человека в  обществе. Отличием морали от других обычаев и традиций, существующих в мире людей, является то, что м
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.