Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Правовое регулирование использования природных ресурсов

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 05.05.13. Год: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     Исключительная  важность правового регулирования  отношений, связанных с поиском, разведкой и добычей природных  ресурсов на современном этапе развития общества не подвергается сомнению. Это  подтверждается активной законотворческой работой Федерального Собрания Российской Федерации. За несколько прошедших  лет было принято свыше 25 федеральных  законов, регулирующих использование  природных ресурсов территории России, ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Вступили в действие законы, регулирующие использование  всех основных природных ресурсов: недр, вод, лесов, природных лечебных ресурсов, объектов животного мира. За это же время во исполнение природоресурсного  законодательства Президентом и  Правительством Российской Федерации, Федеральными Министерствами, государственными комитетами и другими органами государственного управления России было принято свыше 100 подзаконных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере  использования природных ресурсов. Приведенные цифры не учитывают  значительного массива нормативных  актов природоохранного законодательства и включают лишь те из них, которые  регулируют отношения непосредственно  по изъятию природных ресурсов из окружающей среды. Активная законотворческая работа в этом направлении ведется  и в странах СНГ.
     Вместе  с тем, на юридических факультетах  российских Вузов недостаточно внимания уделяется тенденциям и закономерностям  развития правового регулирования  ресурсных отношений, вопросам изучения природоресурсного законодательства. Как и много десятилетий назад, вопросам недропользования, лесопользования, водопользования, использования объектов животного мира и природных лечебных ресурсов в учебных курсах даже ведущих  юридических Вузов России уделяется  едва ли более 15 – 20 процентов времени, отводимого для изучения экологического или земельного права. Природоресурсное право, в лучшем случае, рассматривается  как их подотрасль, а то и как  совокупность правовых институтов.
     Значительность  объема нормативного материала и  заинтересованность российского общества в исследовании проблем правового  регулирования отношений ресурсопользования представляются очевидными. Комплексный  анализ отдельных групп ресурсных  отношений, выявление их общих и  особых черт, отыскание специфики  метода, механизма правового регулирования  как составных элементов правового  режима ресурсопользования могут позволить  за деревьями поресурсных отраслей законодательства увидеть растущий лес природоресурсного права. Изучению этих вопросов и посвящено настоящее исследование. 

        Предмет, метод и система природоресурсного права
 
     В основе деления российского права на отрасли лежит неправовой критерий – предмет правового регулирования, или общественные отношения, которые подлежат регулированию нормами отрасли права. Для общественных отношений, составляющих предмет природоресурсного права, системообразующим признаком является извлечение природного ресурса из окружающей природной среды, сопровождающееся нарушением многоуровневого взаимодействия ресурса и среды. Совокупность отношений, связанных с добычей (извлечением) природных ресурсов составляют предмет природоресурсного права.
     Центральное место среди них занимают  ресурсные  отношения. Они включают в себя отношения  по непосредственному извлечению природных  ресурсов из среды их естественного  пребывания и сопутствующие им отношения  по поиску, оценке, разведке природных  ресурсов и проведению иных исследовательских  работ. Наличие последних является обязательным, поскольку ресурсопользователю  передается в пользование ресурс, количественные и качественные характеристики которого указываются в лицензии (договоре, соглашении) на ресурсопользование. Отношения по поиску, оценке и разведке природных ресурсов и по их извлечению из окружающей среды составляют в  совокупности ресурсные отношения.
     Отношениями по непосредственной добыче ресурса  предмет природоресурсного права  не исчерпывается и включает в  себя также  отношения, тесно связанные  с ресурсными. Их можно разделить  на 5 групп: 1) предшествующие ресурсным; 2) отношения по безопасности и рационализации ресурсопользования; 3) отношения собственности  на природные ресурсы; 4) отношения  по государственному управлению ресурсопользованием; 5) отношения, связанные с привлечением субъектов природоресурсного права  к ответственности и отношения  по рассмотрению споров, возникающих  в связи с использованием природных  ресурсов и возмещению вреда, причиненного неправомерным ресурсопользованием.
     Отношения, предшествующие ресурсным, включают в  себя:
     1) Отношения, связанные с участием  субъектов природоресурсного права  в конкурсах, аукционах по приобретению  права ресурсопользования, заключением  договоров, соглашений на использование  природных ресурсов. 2) Отношения  по лицензированию ресурсопользования  возникают в ходе оформления, выдачи, государственной регистрации  лицензий.
     Отношения по безопасности и рационализации ресурсопользования длятся на протяжении всей деятельности, связанной с ресурсопользованием. Их цели: а) достижение наиболее полного  извлечения ресурса, предотвращение ухудшения  его качества, загрязнения мест расположения природных ресурсов и снижение потерь ресурса при его добыче; б) минимизация  вредного воздействия природных  факторов и технологических процессов  извлечения ресурса на здоровье человека. Безопасность ресурсопользования подразумевает  здоровые и безопасные условия не только для работников добывающих производств, но и для иных лиц, на которых может  оказать вредное воздействие  ухудшение состояния окружающей среды, вызванное добычей природных  ресурсов.
     Отношения собственности на природные ресурсы  включают в себя отношения федеральной  государственной собственности, государственной  собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной  собственности на природные ресурсы.
     Государственное управление природными ресурсами предполагает отношения по: ведению государственного мониторинга и государственного кадастра природных ресурсов; составлению  ресурсных балансов и схем комплексного использования природных ресурсов; лимитированию ресурсопользования; контролю за использованием природных  ресурсов и соблюдением природоресурсного  законодательства.
     В управлении ресурсопользованием принимают  участие специально уполномоченные государственные органы управления использованием и охраной природных  ресурсов, наделенные государственно-властными  полномочиями. Поэтому отношения  по государственному управлению использованием и охраной природных ресурсов в известной мере регулируются нормами  административного права.
     Привлечение пользователей природных ресурсов к ответственности и рассмотрение споров, связанных с ресурсопользованием, осуществляется административными  органами, судами, арбитражными судами, третейскими, в том числе международными, судами. Решение любого административного органа может быть обжаловано в суд, арбитражный суд в соответствии с правилами подведомственности.
     Метод правового регулирования – юридический  критерий самостоятельности отрасли  права обычно понимается как совокупность юридических приемов (способов) правового  воздействия на общественные отношения. К особенностям метода правового  регулирования природоресурсных отношений относятся:
     «1) Основания и порядок возникновения, изменения и прекращения правоотношения по использованию природных ресурсов – разрешительный (лицензия), сочетаемый с договорным (соглашение, договор  о ресурсопользовании).
     2) Общее юридическое положение  субъектов природоресурсного правоотношения  характеризуется правом ресурсопользователя  на получение, продление лицензии, на отказ от нее, на заключение  договора о ресурсопользовании  и неуклонное подчинение стандартам (юридическим правилам, нормам), обеспечивающим  технологический процесс конкретного  вида ресурсопользования.
     3) Императивное установление государством  правил использования природных  ресурсов в форме стандартов  ресурсопользования сочетается  с дозволением – предоставлением  ресурсопользователю права заключать  договор об использовании природных  ресурсов с ресурсодержателем,  самостоятельно выбирать вид  своей деятельности по использованию  природного ресурса, ограничивать  или расширять свою деятельность, не выходя за пределы лицензии, договора.
     4) Характер связи субъектов природоресурсного  правоотношения – возмездный  с сочетанием элементов власти  и подчинения, пределы которых  ограничены законом или соглашением  между субъектами природоресурсного  правоотношения».
     Правовой  режим – порядок регулирования, который выражен в многообразном  комплексе правовых средств, характеризующих  особое сочетание взаимодействующих  между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих  особую направленность регулирования1. Известную роль в обособлении отрасли права может играть механизм правового регулирования2 – интегральная характеристика возможных форм воздействия на общественные отношения, включающих в себя нормы права, правоотношения, индивидуальные правовые акты. При этом метод правового регулирования является формой правового режима, а механизм правового регулирования выступает в качестве содержания правового режима.
     Лицензионный  характер ресурсопользования обусловливает  одну из особенностей правового режима ресурсопользования –  обязательное участие государства или специально уполномоченных государственных органов  управления использованием и охраной  природных ресурсов как носителей  государственно-властных полномочий в  отношениях по использованию природных  ресурсов.
     Государственные органы, заключая договоры и соглашения ресурсопользования, выступают в  них, с одной стороны, как равноправный участник договора, с другой стороны  – как представитель государства, являющегося собственником ресурса, предоставляемого в пользование. Это  исключает возможность отнесения  договоров и соглашений в сфере  ресурсопользования к гражданско-правовым. Элементы публично – правового характера  регулирования отношений по использованию  ресурсов проявляются также в  обязательном участии в них органов  государственной власти и местного самоуправления тех субъектов РФ, на территориях которых проживают  коренные малочисленные народности. 
     Другой  особенностью правового режима ресурсопользования является государственная собственность  на недра, воды, леса, объекты животного  мира, природные лечебные ресурсы, а  также исключительные суверенные права  Российской Федерации в отношении  разведки и добычи ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической  зоны РФ, обусловленные необходимостью управления природными ресурсами в  целях их рационального и безопасного  использования в интересах всего  гражданского общества и в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
     Одним из критериев самостоятельности  отрасли права является наличие  кодификационного акта. Использование  отдельных природных ресурсов регулируется кодифицированными нормативными актами природоресурсного законодательства, существует значительное количество подзаконных  нормативных актов, регулирующих отношения  ресурсопользования. Это свидетельствует  о высокой степени нормативной  урегулированности отношений, составляющих предмет природоресурсного права.
     Предпосылкой  обособления отрасли права служит заинтересованность гражданского общества в совершенствовании правового  регулирования определенной группы общественных отношений. Подтверждением этого является внушительное количество законов и подзаконных нормативных  актов, принятых в области ресурсопользования в 1995-2000г.г. Однако процесс формирования системы природоресурсного законодательства не завершен.
     Совокупность  правовых норм, регулирующих определенные общественные отношения, может рассматриваться  как самостоятельная отрасль  права только тогда, когда она  обладает определенной целостностью.  Общественные отношения по поиску, оценке, разведке и добыче природных  ресурсов, входя в предмет природоресурсного  права, объективно взаимосвязаны. Система  ресурсных и связанных с ними отношений обеспечивает поиск, оценку, разведку природных ресурсов, их добычу при соблюдении условий рациональности и безопасности в условиях государственного управления использованием и охраной  природных ресурсов.
     В системе природоресурсного права  можно выделить группы норм общего, особенного и единичного действия. В основе дифференциации норм природоресурсного  права лежит существование в  природе интегрального ресурса, отдельных видов природных ресурсов и природных объектов. Наличие  норм общего действия обусловлено единством  предмета правового регулирования  отрасли. Различные природные ресурсы  и объекты являются составной  частью единой и неделимой природы. Поэтому правовое регулирование, например, недропользования, водопользования, лесопользования  и др., имеет в своей основе идентичные правовые принципы и подходы. Естественные свойства некоторых природных  ресурсов обусловливают однотипность подходов к правовому регулированию  отношений по их добыче. Поэтому  законодатель регулирует такие отношения  сходным образом.
     Учет  особенностей указанных отношений  приводит к установлению в природоресурсном праве норм, распространяющих свое действие на отношения, связанные с  добычей нескольких видов природных  ресурсов, или норм особенного действия. Несмотря на общность отношений по добыче различных природных ресурсов, существует специфика правового  регулирования отдельных видов  ресурсопользования и использования  природных объектов, что предполагает существование в системе природоресурсного  права норм единичного действия.
     В систему природоресурсного права  иногда ошибочно включают нормы, регулирующие отношения по охране природных ресурсов, отождествляя их с отношениями по рациональному использованию. Между  тем это взаимно исключающие  друг друга отношения. Рациональное использование природного ресурса  предполагает наиболее полное извлечение его полезных свойств с нанесением наименьшего вреда отраслям хозяйства, базирующимся на том же ресурсе3. Извлечение природного ресурса изначально предполагает нанесение вреда окружающей среде, в то время как основная цель охраны природы – недопущение такого вреда.
     Наличие норм, регулирующих отношения по использованию  любых природных ресурсов (норм общего действия) и норм особенного и единичного действия влечет необходимость выделения  в природоресурсном праве Общей  и Особенной частей.
     Общая часть природоресурсного права  не является суммативным объединением общих частей Водного, Лесного кодексов РФ и других нормативных актов  природоресурсного права. Нормативные  акты, регулирующие отношения ресурсопользования, содержат нормы не только природоресурсного, но и экологического, гражданского, финансового права, которые не включаются в систему природоресурсного  права. Многие нормы, составляющие Общую  часть указанных кодексов, по своему содержанию должны быть отнесены к  Особенной части природоресурсного  права.
     Общая часть природоресурсного права  включает в себя ряд правовых институтов, содержащих нормы общего и особенного действия, которые регулируют отношения, связанные с добычей любых  видов природных ресурсов, устанавливают  принципы ресурсопользования, правовое положение субъектов и объектов природоресурсных правоотношений.
     Институты Общей части природоресурсного  права:
          Общие положения природоресурсного  права, включая нормы, определяющие  предмет, сферу действия, особенности  метода правового регулирования,  принципы отрасли.
     Право собственности на природные ресурсы  в Российской Федерации и исключительные суверенные права Российской Федерации  на них.
       Ресурсопользование.
       Объекты и субъекты природоресурсных правоотношений.
       Государственное управление рациональным и безопасным использованием природных ресурсов в Российской Федерации.
     Ответственность за природоресурсные правонарушения и  порядок рассмотрения природоресурсных споров.
     Отношения, возникающие в связи с добычей  отдельных видов природных ресурсов, регулируются нормами, включенными  в  институты Особенной части  природоресурсного права:
       Недропользование.
       Водопользование.
       Лесопользование.
       Пользование объектами животного мира.
       Пользование природными лечебными ресурсами
     II. Формы (источники) природоресурсного права
     Известное в юридической науке положение  о том, что законодательство является формой проявления права, позволяет  рассматривать форму отрасли  права в двух аспектах.
       Внутренняя форма природоресурсного  права отражает его строение  как объективно обусловленную  предметом отрасли систему правовых  норм и институтов.
       Внешняя форма позволяет отрасли  права проявиться вовне и выражается  через систему природоресурсного  законодательства, состоящую из  нормативных правовых актов, статей  и других структурных элементов4. Рассматривая внешнюю форму права, обычного говорят об источниках права, под которыми понимаются исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения. Источники права можно рассматривать как материальную и формальную юридические категории. Источником права в материальном смысле является суждение российского народа о способах и методах правового регулирования тех или иных общественных отношений.
       В качестве формальных источников  природоресурсного права выступают   нормативные правовые акты, которые  содержат нормы, регулирующие  отношения ресурсопользования. Система  природоресурсного законодательства  состоит из общепризнанных норм  и принципов международного права  и международных договоров Российской  Федерации, Конституции РФ, нормативных  многосторонних и двусторонних  договоров, заключаемых между  Российской Федерацией и органами  государственной власти субъектов  РФ, федеральных законов и законов  субъектов РФ, подзаконных нормативных  актов, включающих в себя нормативные  Указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ, ведомственные  нормативные акты и нормативные  акты органов исполнительной  власти субъектов РФ и местного  самоуправления.
       Система законодательства должна  отражать особенности предмета, метода, механизма правового регулирования  общественных отношений. Следовательно,  система природоресурсного законодательства  должна отражать то особенное  в природоресурсном праве, что  выделяет его среди других  отраслей российского права. 
       Рассматривая природные ресурсы  как основу жизнедеятельности  народов, законодатель логично  относит вопросы владения, пользования  и распоряжения к совместной  компетенции Российской Федерации  и тех субъектов РФ, на территории  которых находится соответствующий  ресурс. Для коренных малочисленных  народов РФ природные ресурсы  важны в гораздо большей степени,  чем для иных народностей, поэтому  в систему природоресурсного  законодательства включаются нормы,  обеспечивающие особые права  малочисленных народов при осуществлении  ресурсопользования.
       Отдельные природные объекты,  содержащие природный ресурс, являются  столь специфичными, что объект  соглашения по поводу его разведки  и добычи определяется федеральным  законом. Соглашения, связанные с  использованием участков недр, расположенных  на континентальном шельфе или  в пределах исключительной экономической  зоны РФ должны быть утверждены  федеральным законом (ст.6 ФЗ РФ  «О соглашениях о разделе продукции»). Никакие другие отрасли российского  права подобных нормативных правовых  актов в своей системе не  имеют.
       В соответствии со ст.15 Конституции  РФ общепризнанные принципы и  нормы международного права и  международные договоры являются  составной частью правовой системы  России. Мировым сообществом приняты  ряд правовых актов, регулирующих  право ресурсопользования в интересах  всех государств Земли. Конвенция  ООН по морскому праву 1982г.  устанавливает правовой режим  внутренних морских вод, территориального  моря и его недр; исключительной  экономической зоны и континентального  шельфа, а также определяет права,  в том числе суверенные, прибрежного  государства и иных государств  в области использования живых  и неживых природных ресурсов. Конвенция о биологическом разнообразии 1992г. определяет права и обязанности  подписавших ее государств в  области рационального и устойчивого  использования биологических ресурсов, в том числе традиционными  способами. 
       Важное значение для правового  регулирования ресурсопользования  имеет Декларация Рио-де-Жанейро  по окружающей среде и развитию 1992г., в которой разработаны 27 принципов устойчивого развития  государств и всего мирового  сообщества в целом. Соглашение  об осуществлении положения конвенции  ООН по морскому праву 1982г.  определяет принципы промысла  рыбных запасов, права и обязанности  государств по их использованию  и восстановлению. К источникам  международного права в сфере  ресурсопользования следует отнести  ряд двусторонних и многосторонних  договоров, заключенных РФ со  странами дальнего и ближнего  зарубежья.
       Конституция РФ устанавливает  основы правового регулирования  ресурсопользования. Статья 9 Конституции  РФ определяет, что земля и  другие природные ресурсы используются  и охраняются в РФ как основа  жизни и деятельности народов,  проживающих на соответствующей  территории. Исключительное важное  значение имеет ст.72 Конституции  РФ, определяющая сферы совместного  ведения Российской Федерации  и ее субъектов. В соответствии  с ней к совместному ведению  РФ и субъектов Федерации отнесено  разграничение собственности (в  том числе и на природные  ресурсы), вопросы владения, пользования  и распоряжения недрами, водными  и другими природными ресурсами,  а также  водное, лесное законодательство, законодательство о недрах.
       К источникам природоресурсного  законодательства относятся Федеративные  договоры о разграничении предметов  ведения и полномочий, заключаемые  между Российской Федерацией, с  одной стороны, и органами государственной  власти: 1) суверенных республик в  составе РФ; 2) краев, областей, городов  Москвы и Санкт-Петербурга РФ; 3) автономной области, автономных  округов в составе РФ. Кроме  перечисленных многосторонних договоров, источниками природоресурсного права являются договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, заключаемые между Российской Федерацией и органами государственной власти отдельных субъектов РФ.
     Федеральные законы в сфере ресурсопользования, как правило, регулируют отношения  по использованию того или иного  вида ресурсов (недр, вод, лесов и  др.). Основным законом, регулирующим отношения  недропользования, является Федеральный  закон «О недрах». Особенности поиска, разведки и добычи минерального сырья, проводимых на основе соглашений о  разделе продукции, устанавливаются  Федеральным законом «О соглашениях  о разделе продукции». Участки  недр, обладающие указанными в законе особенностями, могут быть предоставлены  в пользование инвестору только на основании федеральных законов  под  общим названием «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции». Законодательство о недропользовании, кроме законов, регулирующих отношения по использованию  недр в целом, содержит и законы, посвященные порядку и условиям использования отдельных видов  полезных ископаемых. Федеральный закон  РФ «О животном мире» регулирует отношения  в области охраны и использования  объектов животного мира. Федеральный  закон РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» регулирует отношения  в сфере изучения, использования  природных лечебных ресурсов. 
     Система природоресурсного законодательства включает в себя Водный кодекс РФ, регулирующий отношения по использованию и  охране водных объектов, Лесной кодекс РФ, опосредующий отношения по рациональному  и неистощительному использованию  лесов.
       Некоторые федеральные законы  устанавливают правовой режим  использования нескольких видов  природных ресурсов. Так, отношения  по разведке, добыче живых и  минеральных природных ресурсов, находящихся вне пределов сухопутной  территории РФ, регулируются Федеральными  законами «О континентальном  шельфе РФ», «Об исключительной  экономической зоне РФ», «О  внутренних морских водах, территориальном  море и прилежащей зоне РФ».  Федеральный закон «О гарантиях  прав коренных малочисленных  народов РФ» определяет особенности  использования некоторых природных  ресурсов (объектов животного мира, общераспространенных полезных ископаемых, некоторых водных объектов и др.) коренными малочисленными народами Сибири, Дальнего Востока и Севера РФ.
       Использование природных ресурсов  осуществляется на основе принципов  платности и государственного  управления ресурсопользованием.  Порядок реализации указанных  принципов устанавливается федеральными  законами.
     Регулирование отношений ресурсопользования осуществляют не только федеральные законы, но и  законы субъектов Российской Федерации. Необходимость принятия законов  на региональном уровне возникает в  двух случаях: 1) Если федеральное законодательство прямо указывает на то, что порядок  использования ресурса устанавливается  законодательными (представительными) органами субъекта РФ, и 2) При наличии  пробела в федеральном природоресурсном законодательстве. 
     Нормы природоресурсного права содержатся и в нормативных актах других отраслей законодательства - Гражданском  кодексе РФ, Земельном кодексе  РФ, других федеральных законах.
     Подзаконные нормативные акты составляют значительную часть нормативных правовых актов, регулирующих отношения ресурсопользования. Высшей юридической силой среди  них являются Указы Президента РФ. Основополагающее значение для рационализации ресурсопользования и обеспечения  его безопасности имеют Указы  Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому  развитию» и «О государственной  стратегии Российской Федерации  по охране окружающей среды и обеспечению  устойчивого развития». Указ Президента РФ «О федеральных природных ресурсах»  ставит задачу разграничения государственной  собственности на природные ресурсы  между Российской Федерацией и ее субъектами и определяет, какие природные  ресурсы могут быть отнесены к  федеральной государственной собственности.
     Постановления Правительства РФ принимаются по вопросам, отнесенным к его компетенции, обычно в целях определения способов и порядка реализации прав и обязанностей ресурсопользователей, устанавливаемых  федеральными законами и указами  Президента РФ. Чаще всего такие  нормативные акты регулируют отношения, возникающие в связи с использованием отдельных видов природных ресурсов.
     Нормативные правовые акты издают и специально уполномоченные государственные органы по управлению использованием и охраной  природных ресурсов, а также государственные  органы, устанавливающие порядок  внесения платы за пользование природными ресурсами (Министерство финансов РФ, Государственная налоговая служба РФ и др.).
     Органы  местного самоуправления вправе издавать нормативные правовые акты в области  ресурсопользования в тех случаях, когда это прямо установлено  федеральным законодательством  или законодательством субъекта РФ, либо соответствующие полномочия переданы органу местного самоуправления органом исполнительной власти субъекта РФ.
     Обычаи  и традиции являются источниками  природоресурсного права в силу указаний федеральных законов. Так, Гражданский кодекс РФ предусматривает  в качестве источника обычай делового оборота, ФЗ РФ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов» устанавливает  правило, в соответствии с которым  суд, рассматривая дело с участием, в качестве сторон, представителей малочисленных народов, вправе учитывать  при вынесении решения сложившиеся  обычаи и традиции этих народов.
     Руководящие разъяснения Пленумов Высшего Арбитражного суда РФ и Верховного Суда РФ источниками  права не являются. Их целью является разъяснение вопросов, возникающих  в ходе правоприменительной деятельности судов с целью единообразного применения ими норм материального  и процессуального права. Высший Арбитражный Суд, кроме этого, в  ряде случаев после принятия федерального закона выносит постановления, разъясняющие судам содержание тех или иных его норм.
     Постановления Конституционного суда РФ также не являются источниками природоресурсного  права, поскольку он вправе признать норму права не соответствующей  Конституции РФ, но создать (принять) норму права Конституционный  суд не вправе. Отменяя норму, суд  в то же время указывает, какие  правовые нормы, принятые в установленном  порядке, должны применяться взамен отмененной. Конституционный суд  своим постановлением не определяет прав и обязанностей участников общественных отношений, а лишь указывает на невозможность  применения неконституционного нормативного акта или нормы. К общественным отношениям, регулировавшимся неконституционной  нормой, должна быть применена иная действующая норма права.
     Подытоживая сказанное, можно сделать вывод  о том, что источники природоресурсного  права – это нормативные правовые акты и нормативные договоры системы российского права и международного права, а также обычаи и традиции, которые содержат нормы, регулирующие отношения в сфере ресурсопользования. 

     III. Субъекты и объекты  природоресурсного  права
     Природоресурсное  право наделяет участников общественных отношений способностью выступать  в качестве носителей субъективных прав и юридических обязанностей по использованию природных ресурсов. Тем самым, они становятся субъектами природоресурсного права, получают потенциальную возможность приобретать  права и исполнять обязанности, устанавливаемые нормами природоресурсного  права, т.е. приобретают природоресурсную правосубъектность.
     Субъектом природопользования может являться любое физическое и юридическое  лицо, а также Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Это определяется правом общего природопользования, включающим в себя, в частности, водные и лесные сервитуты, а также другие права на использование полезных свойств окружающей природной среды, реализация которых не требует получения  специального разрешения. Субъектами ресурсопользования, напротив, могут  являться только лица, отвечающие требованиям, которые устанавливаются природоресурсным законодательством. Право общего природопользования определяет общую природоресурсную правосубъектность лица, т.е. его  способность иметь и осуществлять права по использованию природных  ресурсов без специального разрешения. Обычно такое использование ресурса  не связано с его добычей.  Общей  природоресурсной правосубъектностью наделены все юридические лица, а  также физические лица вне зависимости  от их возраста. Специальная природоресурсная правосубъектность, т.е. способность  иметь права и обязанности  ресурсопользователя обусловлена  тем, что поиск, разведка, добыча природных  ресурсов могут осуществляться лицом  лишь при наличии у него лицензии. Право на получение лицензии возникает  у гражданина с момента возникновения  дееспособности в полном объеме, у  юридического лица – с момента  его государственной регистрации.
     Участники природоресурсных отношений, выступающие  на стороне ресурсодержателя, наделены государственно-властными полномочиями. От имени Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований в  природоресурсных отношениях участвуют  их органы в пределах своей компетенции. Поэтому в природоресурсной правосубъектности можно выделить активную и пассивную правосубъектность. Активная правосубъектность – правосубъектность, которой наделены органы, осуществляющие властные полномочия в сфере ресурсопользования, органы государственной власти и управления.  Пассивная правосубъектность – правосубъектность субъектов подчинения - ресурсопользователей5. Органы, в компетенцию которых входит управление использованием природных ресурсов, их собственники, наделены нормами природоресурсного права активной правосубъектностью. Пассивная правосубъектность принадлежит иным субъектам, осуществляющим использование природных ресурсов.
     Законодатель  выделяет две группы субъектов, участвующих  в использовании природных ресурсов: участники природоресурсных отношений, в число которых входят Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные  образования, граждане и юридические  лица, и ресурсопользователи. Ресурсопользователи - это граждане и юридические лица, которым предоставлены права  пользования природным ресурсом. Права ресурсопользователю должны быть предоставлены в порядке, установленном  природоресурсным законодательством, т.е. на основании лицензии, договора, соглашения, иных правовых актов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.