Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экскурсия как вид отдыха

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.05.2013. Год: 2012. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):





Содержание

Введение

Я выбрала эту тему, потому что экскурсии всегда интересны, но иногда их преподносят не так, как хотелось бы. Создается ощущение, что экскурсоводам абсолютно все равно будет ли заинтересован экскурсант или нет, лишь бы отработать положенное время. И мне стало интересно, а как должно быть так на самом деле? Каким должен быть экскурсовод и как готовится сама экскурсия?
Цель написания курсовой работы – изучить технологию туристско-экскурсион ой деятельности.
Задачи исследования:
        изучить историю экскурсионного дела;
        определить сущность экскурсии;
        выделить функции и признаки экскурсии;
        изучить процесс подготовки экскурсии;
        проанализировать требования, предъявляемые к экскурсоводу.
В процессе выполнения курсовой работы использовался метод анализа специальной и вспомогательной литературы по теме исследования.
Исследования проводились на основе литературных источников: Александров Ю.Н. Подготовка и проведение экскурсий: Методические рекомендации, Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности, Емельянов Б.В. Экскурсоведение, Хуусконен Н.М., Глушанок Т.М. Практика экскурсионной деятельности, а также были использованы информационные ресурсы Internet.

Экскурсия как вид отдыха

    История экскурсионного дела.


Возникновение экскурсионного дела в Беларуси
История развития туризма и экскурсий в Беларуси ведет свой
отсчет с середины XIX века. Первое описание путешествий по
Беларуси опубликовал в 1853–1856 гг. в журнале «Современник»
известный белорусский публицист и этнограф П.М. Шпилевский.
Во времена Шпилевского путешествовать и записывать путевые
впечатления считалось престижным. Поэтому немало русских
путешественников первой половины XIX века (а среди них были:
академик В.М. Севергин, фрейлина О.П. Шишкина, чиновник Н.С.
Щукин, цензор Д.И. Мацкевич) писали о Беларуси. Однако их
впечатления были впечатлениями обычного проезжего. Образу
Беларуси не хватало заинтересованного взгляда изнутри. Именно
такой взгляд и предложил П.М. Шпилевский. В своих работах он
провел исследования географического, филологического,
этнографического плана, дал возможность доступным для
читательского восприятия способом получить как можно больше
информации о Беларуси, крае богатой истории, талантливого народа,самобытной мифологии.
Такие труды Павла Шпилевского, как «Поездка в западные
губернии», «Западнорусские очерки», «Белоруссия в
характерических описаниях и фантастических ее сказках» и особенно его «Путешествие по Полесью и белорусскому краю», стали настольными книгами многих поколений белорусов.
Первые организованные поездки в Беларуси совершили во
время летних каникул учителя гимназий г. Витебска в 1860-х гг.
которые вместе со своими подопечными, учащимися старших
классов, отправились в туристические поездки по Западной Двине.
В эти же годы выходят публикации М.О. Кояловича («Пу-
тешествия по Белоруссии»), И.Д.Горбачевского («Поездка по
губерниям»), А.П. Сапунова, В.И. Маракуева, К.К. Случевского.
До Октябрьской революции путешествия, туризм как вид
отдыха были доступны лишь представителям имущих классов.
После ее свершения характер туристского движения изменился
коренным образом. Туризм стал доступен широким массам
трудящихся. Центрами туристской работы становятся фабрично-
заводские клубы. Получают широкое распространение экскурсии и туристские походы в воскресные дни, открываются дома отдыха.
Первый дом отдыха в Беларуси был открыт в 1922 г. в Минске.
С конца 20-х гг. начинается массовое туристское движение. В
Беларуси основную роль играло Центральное бюро краеведения,
созданное в 1924 г. В 1931 г. в Минске создается Оргбюро
Белорусского общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ),создаются районные бюро в Витебске, Бобруйске, Орше, Жлобине.
Появляются белорусские издания, посвященные туризму:
«Экскурсия на завод» (1931), «На беларускiх прасторах», «Турысты– за вывучэнне гiсторыi Грамадзянскай вайны» (1932) и др. Вопросы туризма и отдыха трудящихся освещались журналами «Асвета»,«Камунiстыч ае выхаванне» и др. Начинается работа по составлению экскурсионного путеводителя по БССР. Наиболее популярны экскурсии были у студентов (особенно БГУ) и учащихся Минского строительно-архитект рного и педагогического техникумов, а также коллектива Дома учителя.
В 1936 г. в Минске открывается первая Детская туристская
станция.
В 1945 – 46 гг. в Минске организуется Республиканская
детская туристско-экскурсион ая станция. Немногим позже такие
станции создаются в Могилеве (1946), Витебске и Гродно (1951),
Бресте (1953), Гомеле (1957). Однако Беларусь довоенная считалась бесперспективной для туризма.
Одна из старейших туристских организаций «Беларус-турист»,
начала отсчет своей деятельности с 23 июня 1951 г., когда была
создана Минская экскурсионная база Центрального туристско-
экскурсионного управления Всесоюзного Центрального Совета
Профессиональных Союзов (ВЦСПС). Первые семь лет туристские услуги сводились в основном к экскурсиям – городским и загородным, музейным и производственным. Лишь в 1958 г. появилась первая в республике туристская база на 80 мест на берегу озера Нарочь. Новый вид отдыха – туризм получал все большую популярность. Создавались экскурсионные бюро в Могилеве, Гродно,Гомеле, Витебске, Барановичах, Борисове, Солигорске.
В каждом бюро в первую очередь создавалась обзорная экскурсия по городу, цель которой – показать его как исторически
сложившийся комплекс, отразить всю сложность и многогранность
жизни. Как правило, разрабатывались и проводились также
исторические, архитектурно-градостроительные,
природоведческие, производственные, музейные экскурсии.
Основным направлением республиканских бюро путешествий и
экскурсий, безусловно, была военно-историческая тематика,
учитывавшая многочисленность соответствующих мемориалов,
памятников и событий, связанных с Великой Отечественной
войной. Кроме тематического признака, существовал
дифференцированный подход, т. е. учитывалась аудитория –
школьники, , молодежь, учащиеся сети политпросвещения, школ комтруда, отдыхающие на турбазах и т.д.
Расширялась и география путешествий. Традиционными
становились «поезда дружбы» из одной республики в другую.
Аренда теплоходов позволила совершать водные путешествия по
Днепру, Сожу, Волге. Количество авиамаршрутов превысило цифру 90. В 1964 г. в Минске открывается городской клуб туристов.
В конце 60-х – начале 70-х гг. начата подготовка кадров с
высшим образованием (на геофаке Белорусского государственного университета открывается специальность «Краеведение и методика организации туристско-экскурсио ного дела»;институт физической культуры готовит инструкторов
туризма).
В соответствии со схемой размещения и развития сети туризма в БССР от 18 февраля 1974 года предусматривалось:
- выделение на территории республики 18 районов, имеющих
туристско-экскурсио ное значение;
- организация и дальнейшее развитие центров туризма в
Минске, Несвиже, Молодечно, Бресте, Пинске, Витебске,
Браславе, Орше, Полоцке, Гомеле, Мозыре, Гродно,
Новогрудке, Могилеве, Бобруйске и в городских поселках:
Мяделе, Ружанах, Россонах, Турове, деревне Крево
Гродненской области;
- дальнейшая детальная разработка туристских маршрутов:
Орша – Минск – Брест, Витебск – Могилев – Гомель,
Гомель – Пинск – Брест, Гомель – Минск – Нарочь – Браслав,
Брас лав – Нарочь – Молодечно – Лида – Гродно, Гродно –
Барановичи – Слуцк – Бобруйск – Кричев, Полоцк – Минск –
Слуцк – Туров с выходами в другие туристские районы
европейской части СССР;
- организация в выходные дни летнего периода
экскурсионных поездок на автобусах с выделением для
этих целей 500–600 автобусов. Увеличение в городах
Минске и Бресте парка комфортабельных автобусов для
экскурсионного обслуживания.
Реализация «Схемы» не заставила себя ждать, и уже в
1975 г. 2000 экскурсоводов проводили экскурсии по 900 темам.
Остальные положения «Схемы» намечалось выполнить до 2000
г. К Олимпиаде-80 в Минске начала строиться гостиница
«Планета», улучшались условия проживания в других
гостиницах, реконструировалась трасса Брест – Москва.
В 1983 г. принята новая «Схема развития туризма в
БССР», положения которой дополняли предыдущую.
Предусматривалось (до 2000 г.):
- формирование 20 туристских зон (из них 10 зон познавательного туризма);
- увеличение числа туристских центров в республике с 27 до
42 в населенных пунктах: Ивацевичи, Столбцы, Несвиж,
Рогачев, Речица, Октябрьский, Туров, Россоны, Глубокое,
Верхнедвинск, Новогрудок, Ошмяны, Осиповичи, Быхов,
Пружаны, Лунинец.
Планировалась организация новых всесоюзных маршрутов
на трассах:
Минск – Полоцк – Россоны – Псков – Ленинград; Минск –
Орша – Витебск – Полоцк – Браслав – Нарочь – Минск; Брест –
Кобрин – Пинск – Туров – Мозырь – Гомель – Киев; Минск –
Бобруйск – Гомель – Киев; Минск – Ивенец – Лида – Гродно –
Друскининкай – Вильнюс.
В начале 80-х гг. по территории Беларуси проходило 9
всесоюзных маршрутов: по Белоруссии и Литве (20 дней);
Белорусский озерный (20 дней); от Нарочи до Вильнюса на
байдарках (19 дней) и др.
В этот период начал интенсивно развиваться на
территории республики школьный туризм. В середине 80-х гг.
в Беларуси насчитывалось 40 стационарных и сезонных баз
пионеров и школьников. Для многих сезонных туристских баз,
открытых в сельских районах Беларуси, были использованы
средние школы, свободные от учеников в каникулярное время,
что дало возможность органам народного образования
республики без специальных капитальных затрат быстро
увеличить их число и довести общую сумму мест в них в
летнее время до 2700. Создание густой сети туристских баз
пионеров и школьников в Беларуси позволило включить
практически все важные экскурсионные объекты республики в
туристские маршруты, организуемые базами для школьников.
Всего к 1987 г. в системе туристско-экскурсио ных
организаций Беларуси было создано и проводилось примерно
полутора тысяч экскурсий. В эти годы штатных и внештатных
экскурсоводов только при тогдашнем Белсовете по туризму и
экскурсиям насчитывалось более трех тысяч человек.
Старейшиной туристско-экскурсион ого дела –
«Беларус туристом» было разработано 400 туристско-
экскурсионных маршрутов выходного дня. За 45 лет
существования «Беларус турист» обслужил 140 млн
экскурсантов.
Для подготовки экскурсоводов при Минском бюро путешествий и экскурсий были созданы специальные курсы, а повышение квалификации, как правило, проходило в методических секциях, заседавших по два раза в месяц. По уровню профессионализма, знаний и навыков, умению общаться с туристами, обаянию и другим человеческим качествам белорусским экскурсоводам не было равных в бывшем СССР. Славилась
минская школа и за рубежом, в республику приезжали за опытом экскурсоводы из других стран.
Начало заката экскурсионного дела относится ко
временам перестройки и непосредственно связано с введением
хозрасчета в туристско-экскурсионных организациях.
До введения хозрасчета деятельность любого бюро путешествий и экскурсий оценивалась по четырем основным показателям:
объему услуг; прибыли; количеству экскурсантов.
Последний показатель считался самым важным, так как влиял
на место в социалистическом соревновании. В результате появилось большое количество ухищрений, направленных на завышение числа экскурсантов.
В 1987 г. показатель «экскурсанты» выпал из общих подсчетов, остались только объемы и прибыль. Результат сказался сразу.
Если в 1989 г. на экскурсиях побывало 10 млн человек, то в 1990 – 8
млн. Не стало никакой возможности анализировать общее
количество людей, принимавших участие в этих мероприятиях.
Перестали поступать также сведения об охвате экскурсиями
отдельных групп населения (сельские жители, школьники,
студенты). При этом сократилось совершенно реальное количество
участников экскурсий. Главный удар пришелся по так называемым
«дешевым» экскурсиям, то есть одночасовым, двухчасовым, пешеходным, предназначенным в основном для детей. Материально они всегда были для бюро путешествий и экскурсий невыгодны, а тогда стали еще и лишними из-за необязательности учета количества экскурсантов. Невыгодно стало проводить также обзорные экскурсии,особенно в небольших городах. И тоже по причине их низкой стоимости. Пострадали музейные экскурсии, так как люди попросту перестали ходить в музеи. Большинство бюро перестало заниматься экскурсионной деятельностью, обратив внимание главным образом на то, что дает большие прибыли, т. е. занялись шоп-турами. Таким образом, в идеально созданной системе начался развал и хаос, духовные ценности уступили место чисто коммерческим интересам.
Первыми под сокращение попали методисты экскурсионных
организаций. Затем была сужена экскурсионная тематика, в
результате чего сократилось и количество экскурсоводов. Долгое
время бюро продолжали ориентироваться только на военно-
историческую тематику, но жизнь потребовала пересмотра тем
экскурсий.
Популярными становятся экскурсии в Жировичский монастырь, Полоцк, Троицкое предместье в Минске. По-новому
обозначились маршруты в Мир и Несвиж. Однако объективные
факторы оказались сильнее, и к началу 90-х гг. методистов и
экскурсоводов в бюро практически не осталось.
Дорогие транспортные услуги, отношение к экскурсионной
деятельности как к чему-то второстепенному, ограниченная и вялая
реклама привели экскурсионное обслуживание на несколько лет к
полному забвению.
С ростом национального самосознания, интереса к прошлому и
настоящему своего Отечества, к его памятникам, естественно, вновь начался рост потребности в экскурсиях как в источнике знаний.
Были возобновлены хорошо известные маршруты в Мир, Несвиж,
Слоним, Жировичи, Новогрудок, Полоцк. Открылись новые
маршруты: музей «под открытым небом «Менка», музейно-
этнографический комплекс «Дудутки».
Положительным моментом можно считать создание в 1995 г.
Министерства спорта и туризма, благодаря которому восстановлена управляемость туристским сектором республики со стороны государства.
Туризм стал деятельностью, подлежащей лицензированию.
Целью лицензирования является обеспечение защиты прав и
законных интересов государства и потребителей туристских услуг,повышение качества туристских услуг, повышение уровня
туристского и экскурсионного обслуживания, приведение его в
соответствие с международными требованиями.
23 сентября 1996 г. утверждается Белорусская ассоциация
экскурсоводов и гидов-переводчиков. Целью деятельности
ассоциации согласно уставу является разработка концепции и
стратегии туристско-экскурсион ых возможностей Республики
Беларусь, создание банка данных экскурсионных объектов,
маршрутов, разработка и проведение экскурсий, путешествий,
которые способствовали бы возрождению культурного,
экономического, морального и этического уровня людей.
В 1999 году принят Закон РБ «О туризме».
Приняты Национальные программы развития туризма на 2000
– 2005 гг., на 2006 – 2010 гг. Утверждены Областные программы
развития туризма.

    1.2. Сущность экскурсии


Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).
При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.)
В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача).
Экскурсия – методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Однако только к этому сущность понятия «экскурсия» сводить было бы неправильно. Рассмотрим несколько формулировок термина «экскурсия», которые были опубликованы в различных изданиях за последние 70 лет. Первая из них выглядит так: «Экскурсия – есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» (М. П. Анциферов, 1923 г.).
Характеризуя место экскурсионной деятельности во внешкольной работе с детьми, экскурсионист Л. Бархаш считал, что экскурсия – это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов (музей, завод, колхоз и т.д.) со специальным руководителем (экскурсоводом)
Приведем также одно из последних по времени опубликования определений: «Экскурсия – особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсан ов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка)». Таковы мнения ученых-экскурсионист в.

Рассмотрим толкования термина «экскурсия», данные в различных словарях и энциклопедиях. Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия – проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.» [ ? ] . В Малой советской энциклопедии (1931 г., т. 10, с. 195) термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия – коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью».
Подробное пояснение термину «экскурсия» дает Большая советская энциклопедия (1933 г., т. 63, с. 316): «один из видов массовой культурно-просветит льной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения…».
В Толковом словаре русского языка (под руководством Л. Н. Ушакова, 1940 г.) слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательн й или увеселительной целью».
В Малой советской энциклопедии (1960 г., т. 10, с. 770) сказано, что «экскурсия – коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветите ьной целью».
В Большой советской энциклопедии (1978 г., т. 29, с. 63) дано следующее определение: «Экскурсия – посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурс вода». Другие толкования более позднего времени не отличаются оригинальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным характеристикам.
В приведенных определениях экскурсии можно обнаружить некоторые расхождения. Они не случайны и не дают оснований для выводов о существовании противоположных точек зрения на экскурсию. Каждая формулировка имеет отношение к функционированию экскурсии в определенный период времени. Отсюда – различия в формулировках целей, задач и форм проведения экскурсий, характерных для того или иного времени. С годами происходит усложнение задач. Перед экскурсиями ставятся иные цели, меняются формы их проведения. При этом ярче проявляют себя особенности экскурсии, ее отличия от других форм культурно-просветите ьской работы. И в то же время нельзя пройти мимо попыток отдельных ученых ограничить экскурсию более узкими рамками.
В некоторых словарях, например в Кратком педагогическом словаре (1989 г., с. 300–310) и методических пособиях, экскурсия рассматривается как одна из форм наглядного обучения, учебно-воспитательно работы. При этом подчеркивается значение только одной из сторон, а именно то, что экскурсии переносят процесс обучения в обстановку наблюдения предметов (объектов), находящихся в окружающей среде или выставленных в музее.
Некоторые экскурсионисты, рассматривая сущность экскурсии, относят к ней такие понятия, как композиция, сюжет и фабула.
Композиция — построение, соединение, составление отдельных частей в целое. Этот термин связан с понятиями «структура» и «конструкция».
Сюжет — событие или несколько событий, связанных друг с другом.
Фабула — цепь событий, о которых повествует произведение. В изложении фабулы различают композицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.
Кульминация — точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия.
Экскурсия, являясь произведением конкретных авторов, строится с учетом требований, предъявляемых к литературному произведению и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный материал.
Путь развития экскурсии идет по линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветит льской работы .
В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательн й и культурно-массовой работы.

Функции экскурсии
Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства:
Функция научной пропаганды. Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяют выделить в ней главное. Их следует рассматривать в совокупности, т. е. во взаимной связи друг с другом.
Принцип научности. Важным качеством экскурсии как формы воспитания и обучения является ее научный характер. Задача экскурсии - способствовать распространению научных знаний. Содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными определенного раздела современной науки, оказывать содействие формированию мировоззрения. Факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке, получают освещение с учетом достижений тех отраслей современной науки, к которым они имеют отношение. Факты и события должны получить объективную научную оценку.

Принцип идейности. Идея - это четкий план действий для достижения поставленной цели. В. Даль рассматривал идею "как понятие о вещи, умопонятие, представление, воображение предмета, умственное воображенье"1.

Идейность необходимо рассматривать как сознательную приверженность к определенной системе идей. Принципы идейности означают объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам. Важно, чтобы каждая экскурсия была подготовлена с учетом этого требования, чтобы в соответствии с ним были составлены документы для экскурсии - тексты и методическая разработка.

Не менее важно, чтобы экскурсовод строил свой рассказ на научной теории, последовательно проявляя свою личную идейную убежденность. В рассказе экскурсовода, в анализе объектов находит свое выражение не только эрудиция экскурсовода, но и тенденциозность как объективное проявление его активной жизненной позиции. Идейный экскурсовод - это специалист, который в своей деятельности и во всех своих поступках руководствуется четкими принципами.

Связь теории с жизнью. Материал экскурсий должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного строительства, с теми переменами, которые происходят в России. Изложение фактического материала должно сопровождаться обобщениями и выводами с учетом законов, которые лежат в основе исторических и других процессов.

Определенные трудности появляются при попытке увязать излагаемый материал с современностью. Нужно иметь в виду, что прошлое и настоящее в экскурсии, независимо от освещаемой темы, так или иначе увязываются между собой.

Материал, характеризующий современность в экскурсиях, находит отражение в трех аспектах: первый аспект - вся тема экскурсии целиком посвящена событиям современности ("Калуга строится", "Генеральный план реконструкции города в действии"); второй аспект - современности посвящена часть экскурсии, одна или несколько подтем. Эта форма характерна для обзорной экскурсии по городу, району ("Мурманск - столица Заполярья"), ("Край наш Раменский"). В экскурсии показывается прошлое (история), настоящее (современность) и будущее города, района (перспектива). Показу современности отведена часть экскурсии. И, наконец, третий аспект - экскурсия полностью посвящена показу исторических событий, памятников истории. Связь с сегодняшним днем находит выражение в том, что события прошлого (порой многовековой давности) оцениваются с позиции современности, на основе достижений науки. Комментарии и выводы учитывают доминирующие точки зрения сегодняшнего дня. Например, в экскурсии "Декабристы в Иркутске" дается следующая оценка: "Русские дворяне-революционер подняли в декабре 1825 г. восстание против самодержавия и крепостничества... Движение декабристов было первым вооруженным выступлением революционеров в России...".

Эффективность экскурсии зависит от того, насколько понятно излагается материал, насколько он по своему содержанию доступен для данной аудитории. Материал должен излагаться с учетом подготовленности аудитории, ее общеобразовательного уровня, жизненного опыта.

Убедительность экскурсионного материала обеспечивается также: отбором наиболее важных фактов, раскрывающих тему; использованием убедительных сравнений; умелым подбором доказательств; ссылками на авторитетные источники, воспоминания участников и очевидцев событий; демонстрацией фотографий, копий подлинных документов, карт, схем.

Для каждой экскурсии характерен доверительный тон сообщения знаний. Предположения, версии, варианты не должны подменять главного - раскрытия темы на основе научных данных. Полемические тенденции наносят вред восприятию экскурсионного материала. Историк искусств А. В. Бакушинский, разрабатывая методику музейных экскурсий, высказывается против внесения в экскурсии критико-полемических тенденций. Такой прием очень редко достигает цели, распыляя силы и внимание экскурсантов. Главное требование к экскурсии - истинность, достоверность фактов, сообщаемых экскурсантам. Именно это приковывает внимание к теме, служит основой для ее восприятия

Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов. Наличие информации в экскурсиях не означает, что экскурсовод должен, отступая от темы, делать сообщения о последних событиях международной жизни. Основой для проведения экскурсии является утвержденный текст. Не следует дополнять содержание тематической экскурсии материалами из утренних радиопередач или свежих номеров газет, если речь не идет о сообщениях чрезвычайной важности.

Функция организации культурного досуга. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается в распоряжении человека после рабочего дня. Это свободное время в пределах суток, недели, года человек затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу без отрыва от производства, любительские занятия, общение с друзьями.

Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином "учеба и самообразование" Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Уже в 20-е годы ученые-экскурсионис ы приходят к мысли о том, что экскурсия не отдых, а умственный труд, требующий от экскурсантов большего напряжения, чем обычная прогулка по городу. Системность знаний, сообщаемых в экскурсии, ее привлекательность в связи с наличием элемента "путешественност ", возможность выбора в соответствии со своими интересами - все это делает экскурсию популярным занятием для людей.

Экскурсия занимает важное место в ряду форм учебы без отрыва от работы. Заметно возрастает роль экскурсии в организации культурного досуга там, где экскурсионные учреждения и музеи перешли от эпизодических мероприятий к мероприятиям по циклам. Экскурсионный цикл ставит задачей дать экскурсантам систему знаний (например, по истории родного города, о памятниках культуры и истории, расположенных на его территории). В крупных культурных центрах эта задача может быть сужена. Здесь цикл из 5-6 экскурсий посвящается показу, например, исторических памятников.

Экскурсия в функции расширения культурно-техническ го кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, из лекций.

Экскурсия - это синтез нескольких форм культурно-воспитате ьной работы. В нее в качестве тематически встроенных и методически оправданных частей могут быть включены:

а) фрагменты из художественных фильмов, научно-популярный или хроникально-документ льный фильм целиком;
б) выступления участников или очевидцев событий, ветеранов войны (1941-1945 гг.) в экскурсиях на военно-патриотические темы;
в) встреча с руководителями промышленных или сельскохозяйственных предприятий, инженерно-техническ ми работниками, передовыми рабочими в экскурсиях на производственные темы;
г) прослушивание музыкальных произведений, посвященных жизни и творчеству композиторов, артистов, музыкантов;
д) прослушивание выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи, в экскурсиях на исторические и историко-революционны темы.

Функция формирования интересов человека. Задача экскурсии - сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной отрасли знаний. Побывав на литературной экскурсии, ее участники проявляют в дальнейшем интерес к конкретному писателю. Участники таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству, посещают музеи, другие экскурсии. Экскурсия для многих становится началом работы по самообразованию.

Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молодежи экскурсия - это функция расширения культурно-техническо о кругозора; для подростков, выбирающих профессию, - функция формирования интересов; для иностранных туристов - функция информации и т. д.
Признаки экскурсии
Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительной работы (лекция, тематический вечер, устный журнал, читательская конференция), имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них.

Общими признаками для всех экскурсий являются:

1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.
2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).
3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.
4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.
5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.
7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:

- у автобусных - обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;
- у музейных - знакомство с материалами, расположенными на стендах;
- у производственных - демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).

Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.

Лишены необходимых признаков те мероприятия, которые могут быть обозначены общим термином - "гидизм" - бессистемный осмотр достопримечательных мест, памятников истории и культуры. Гидизм следует рассматривать как отрицательное явление, результат несерьезного подхода к подготовке и проведению экскурсии.
Итак, экскурсия это процесс наглядного познания окружающего мира: особенностей природы, современной и исторической ситуации, элементов быта, т.е. достопримечательност й определенного города или региона - заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения. Показ объектов проходит под руководством квалифицированных специалистов (экскурсоводов) и раскрывает четко определенную тему экскурсии.

Технология туристско - экскурсионной деятельности

    Подготовка экскурсии


В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два
основных направления:
- разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения);
- подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к
проведению новой для него, но уже ранее разработанной и
проводимой в данном учреждении экскурсии.
Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе.
В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. В большинстве своем это
работающие в учреждении экскурсоводы. Часто в качестве
консультантов приглашаются специалисты различных отраслей –
научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ и т.д.

Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:
- Предварительная работа – подбор материалов для будущей
экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной
теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим
происходит отбор объектов, на которых будет построена
экскурсия.
- Непосредственная разработка самой экскурсии включает в
себя: составление экскурсионного маршрута; обработку
фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее
основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов;
написание контрольного
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.