Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Профицит и дефицит бюджета: содержание понятий

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.05.2013. Год: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
НИУ ГОУ  ВПО «Южно-Уральский государственный университет»
Факультет «Торгово-экономический»
 
 
 
 
 
 
 
Реферат
по дисциплине
 «Финансы, денежное обращение и кредит»
на тему
«Профицит и дефицит бюджета: содержание понятий»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Челябинск
2012 год
Содержание:
Введение…………………………………………………………………...……3
1. Бюджетный дефицит: содержание, причины  возникновения и источники финансировании…………………………………………………………………..4
2. Бюджетный профицит: сущность и  способы управления……………….12
3. Способы управления государственным долгом………………………….18
Заключение…………………………………………………………………….24
Список  литературы……………………………………..……………………..27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Определяющую роль в формировании и развитии экономически любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является его финансовая система, главным  звеном которой является государственный  бюджет. Состояние общегосударственных  финансов является одним из важнейших  экономических показателей любой  страны. Как только государство стало  планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит характерен сегодня  для большинства развитых стран. Дефицит (профицит) бюджета - это индикатор  состояния экономики, поэтому данная проблема актуальна и ей уделяется  традиционно большое внимание как  со стороны специалистов-экономистов, так и всего населения страны в целом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Бюджетный  дефицит: содержание, причины возникновения  и источники финансировании
Понятие "бюджет" имеет два  толкования. С одной стороны, это  совокупность финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический  субъект, будь то государство, предприятие, семья. С другой стороны – это  соотношение между доходами и  расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий  соответствие их поступлений и расходований за определенный период, чаще всего  за год. То есть бюджет определяет и  содержимое "кошелька", наличие  в нем денежных средств или  их отсутствие, и динамику его наполнения и опорожнения, каналы прихода и  расхода денег, соотношение между  доходами и расходами.
В тех случаях, когда имеющиеся  у бюджета доходы недостаточны для  осуществления расходов, говорят  о возникновении бюджетного дефицита. Обычно он измеряется в виде процента от ВНП.
Дефицит государственного бюджета - превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов  власти и классификации доходов  и расходов.
Бюджетный дефицит не обязательно  свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных  вложений в развитие экономики, что  отражает рост валового национального  продукта, а не кризисное состояние  государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные  с войнами, стихийными бедствиями, затраты  на которые не могли быть заранее  спланированы, но должны быть обязательно  осуществлены независимо от наличия  средств в резервном фонде  бюджета. Иногда несбалансированный бюджет даже полезен.
Дефицит подразделяется на структурный  и циклический. Структурный дефицит  представляет собой вычисленную  разность между текущими государственными расходами и доходами в предположении некоторого фиксированного (естественного) уровня безработицы (например, 6%). Когда экономика входит в период спада, то поступления от налогов сокращаются, а социальные и иные выплаты растут (безработица выше базовой). Разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом. Такой дефицит изменяется на протяжении делового цикла. В США после спада 1981-82 гг. циклический дефицит сократился, а структурный неуклонно возрастал.
В теории различают также активный и пассивный дефициты.
Первый возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое  производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость  и уровень дохода населения. Всё  это в конечном счете ведет  к экономическому росту.
Второй – в связи со снижением  налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат). В России, например, велики ''недоимки'', которые являются следствием сокращения реального ВВП, а также  неплатежей со стороны предприятий  и организаций.
Выделяют также особый вид дефицита - первичный дефицит. Он представляет собой разность между величиной  общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается  и основная сумма долга и коэффициент  его обслуживания, т.е. возрастает "бремя  долга" в экономике.
Если возникает временный бюджетный  дефицит, имеются перспективы его  преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к  стоимости ВНП, его не следует  считать исключительным. Но в тех  случаях, когда бюджетный дефицит  глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные  явления в экономике (развал, неэффективность  финансовых связей), тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для  преодоления значительного разрыва  между расходами и имеющимися доходами.
Нормальным  считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в  стране. Такой дефицит бюджета  обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3% ВНП. Обычно бюджетный дефицит  до 10% суммы доходов считается  допустимым, тогда как дефицит  более 20% - критическим. А, например, в  середине 90-х годов дефицит государственного бюджета России достигал уровня 20, а  то и 25% доходов и превышал 5% ВВП.
Что бы определить дефицит в зависимости  от поставленных целей могут использоваться различные подходы.
1. Определение дефицита с учетом  сумм начисленных, но неоплаченных  обязательств. Поступления и платежи  органов государственного и муниципального  управления определяются по кассовому  методу, т. е. по фактическому  движению денежных средств. Соответственно  при составлении бюджетов всех  уровней не учитывается их  задолженность по начисленным,  но неоплаченным обязательствам. Такими обязательствами могут  быть неоплаченные государственные  заказы, закупки, задолженность государственным  служащим по зарплате, задолженность  в пенсионный фонд. Также не  включаются в дефицит бюджета  не выплаченные вовремя дотации  и субсидии, например угольной  промышленности и др. Неоплаченные  обязательства не принимают официально  форму договорных обязательств  с фиксированным сроком погашения.  Часто они по существу равносильны  прямому кредитованию государственных  органов со стороны других  секторов экономики и могут  рассматриваться как финансирование  дефицита бюджета. В этих случаях  необходимо производить альтернативный  расчет дефицита бюджетов государственных  и муниципальных финансов с  добавлением к дефициту, определенному  в соответствии с концептуальной  основой, сумм неоплаченных обязательств.
Аналогичные расчеты могут производиться  также в случаях переноса значительной части платежных обязательств на следующий год. Такой перенос  означает рост предстоящего спроса на денежные средства и ведет к росту  текущей задолженности. Возникает  необходимость диализа данных о  тех этапах получения доходов  и осуществления расходов, для  которых не оформлены платежные  поручения по расходованию и формированию ресурсов для выплат в следующем  году.
2. Определение дефицита в целях  оценки воздействия операций  сектора государственного управления  на состояние финансовых активов  и обязательств других секторов  экономики. Этот подход соответствует  концепции Системы национальных  счетов, в которой предусмотрено  определение показателя чистого  заимствования, включающего как  финансирование дефицита, так и  чистое кредитование, в основе  которого лежит правило симметричного  отражения финансовых операций. В этих целях к финансированию  дефицита бюджета добавляется  чистое кредитование, включая продажу  акций. Операции кредитования  могут рассматриваться по аналогии  с операциями финансирования  и, следовательно, не объединяться  с расходами. Это позволяет  проанализировать финансовые операции  органов государственного управления  с позиций обеспечения ликвидности  и Получения прибыли и определения  общего влияния сектора государственного  управления на состояние финансовых  активов и пассивов остальных  секторов экономики. В случае  объединения категории «кредитование  минус погашение» с категорией  финансирования появляется возможность  определения чистой финансовой  позиции сектора государственного  управления или, иначе говоря, соотношения его активов и  обязательств (разность финансовых  активов и обязательств).
3. Определение дефицита в целях  оценки воздействия органов государственного  управления на внутренний спрос  и платежный баланс. Внутренние  и внешние операции органов  государственного управления по-разному влияют на экономическое положение страны. При этом в случае значительной несбалансированности поступлений от нерезидентов и сумм внешних платежей объемы внешних поступлений могут не покрывать потребности в импорте. Для оценки воздействия государства на внутренний спрос и объем денежной массы внутри страны может быть рассчитан внутренний бюджет и величина дефицита (профицита) внутреннего бюджета. В этих целях в общую величину финансирования включается лишь внутреннее финансирование и исключается внешнее финансирование как источник ресурсов для удовлетворения внутреннего спроса независимо от обязательств по выплатам в будущем. Для оценки прямого влияния деятельности органов государственного управления на состояние платежного баланса и анализа воздействия на государственный сектор и макроэкономические показатели внешнеэкономических факторов может быть рассчитан внешний бюджет. Во внешнем бюджете отражаются все операции с нерезидентами, связанные с доходами, официальными трансфертами, расходами, заимствованием, представлением займов и изменением наличных денежных средств, имеющихся в распоряжении государственных органов власти за рубежом. В этих расчетах следует учитывать также операции внебюджетных фондов.
Внешний дефицит (профицит) может быть определен  путем вычитания из общего объема поступлений общего объема платежей применительно к разграничению  доходов, расходов, кредитования, заимствования, остатков денежных средств, трансфертов  на связанные с операциями с резидентами  и нерезидентами следующим образом. Доходы определяются как сумма поступлений  из-за границы и полученных официальных  трансфертов. К поступлениям из-за границы  относятся полученные от нерезидентов налоги, лицензионные платежи, дивиденды, проценты, взносы, штрафы, поступления  от некоммерческих и побочных продаж товаров и услуг, от продажи капитальных  активов, трансферты из негосударственных  источников. Общий объем платежей включает выплаты процентов другим странам, текущие трансферты, переданные за границу, капитальные трансферты, переданные за границу, внешнее кредитование за вычетом погашения, прочие внешние расходы. Разность между внешними доходами и расходами образует внешний дефицит, нуждающийся во внешнем финансировании, или профицит.
Способы финансирования дефицита бюджета:
- кредитно-денежная эмиссия (монетизация);
- увеличение налоговых поступлений  в госбюджет. 
- выпуск займов;
Монетизация дефицита госбюджета может  не сопровождаться непосредственно  эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка  государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме  отсроченных платежей. В последнем  случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном  секторе, то производители заранее  увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.
Если отсроченные платежи накапливаются  в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефицита нередко  непосредственно финансируются  Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается  весьма условным.
Проблема увеличения налоговых  поступлений в государственный  бюджет выходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной  налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во-первых, снижением степени встроенной стабильности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономическое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении; в-третьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет.
Если дефицит госбюджета финансируется  с помощью выпуска государственных  займов, то увеличивается средняя  рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном  секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских  расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно  ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.
Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается  как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет  угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для  этого роста, что является характерным  для многих переходных экономик, в  том числе и для российской. Если облигации государственного займа  размещаются среди населения  и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при  их размещении непосредственно в  Центральном Банке.
В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций  во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Государственные займы менее  опасны, чем эмиссия, но и они оказывают  определенное негативное воздействие  на экономику страны. Во-первых, в  определенных ситуациях правительство  прибегает к принудительному  размещению государственных ценных бумаг и нарушает таким образом  рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, если правительство даже и создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами правительственных ценных бумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как государственные органы.
Государственные займы на рынке  ссудных капиталов способствуют удорожанию кредита - росту учетной  ставки.
Ни  один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет  абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.
Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.
Войны требуют использования ресурсов на вооружение и содержание армии. При  этом напряжение возникает не только в период военных действий, но и  в результате расходов на военные  нужды в мирное время. Финансирование этих расходов осуществляется за счет увеличения налогов, денежной эмиссии  и выпуска государственных долговых обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители. Увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы  к труду и развитию производства. Эмиссия новых денег ведет  к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Однако остается фактом, что  продажа государственных облигаций  является существенным источником покрытия дефицита бюджета.
Другим важным фактором, порождающим  дефицит, являются спады, стагнация  и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП и национальный доход сокращаются, автоматически  сокращаются также налоговые  поступления. В то же время расходы  сохраняют тенденцию оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растет дефицит.
Рост  дефицита может быть связан с неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью (в частности, на содержание управленческого  персонала, дотация убыточным отраслям и др.). Нерациональная налоговая  политика, превышение нормальной налоговой  нагрузки также могут вести к  негативному результату вследствие порождения тенденции к ограничению  и сокращению хозяйственной деятельности.
2. Бюджетный  профицит: сущность и способы  управления
Профицит бюджета – это превышение доходов федерального бюджета над  его общими расходами. Увеличение в  доходах увеличивает бюджетный  профицит и сокращает бюджетный  дефицит. Таким образом, бюджетный  профицит и бюджетный дефицит  зависят не только от государственной  политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И государственные  расходы и подоходные налоги оказывают  не только непосредственное воздействие  на бюджетный профицит, но и косвенное  воздействие, влияя на объем производства и доходы.
, где    (1)
BS – бюджетный профицит
t  – налоговая ставка
Y  – выпуск (производство, доход)
G  – государственные закупки
TR  – трансфертные платежи
 Из этой формулы мы видим,  что увеличение государственных  расходов сокращает бюджетный  профицит на сумму расходов, но  оно часто компенсирует это  сокращение ростом налогов, которое  вытекает из увеличения в доходах,  вызванного увеличением в совокупном  спросе.
Хотя вполне вероятно, что увеличение налоговой ставки, сохраняющей государственные  расходы на постоянном уровне, может  увеличить бюджетный профицит, возможно, что конечный результат  будет  гораздо меньшим, чем первоначально  запланированный, потому что увеличение налоговой ставки ведет к снижению уровня доходов.
Профицит бюджета при допущении  полной занятости – это такой  профицит бюджета, который может  образоваться в случае, если экономика  находится в состоянии полной занятости. Это важное понятие и  лучший метод управления фискальной политикой, чем метод предусматривающий  простой учет бюджетного профицита  и бюджетного дефицита при любом  уровне экономической активности. Бюджетный  профицит при допущении полной занятости  предусматривает средства оценки политики, не зависящие от конкретного состояния  цикла деловой активности. Применяя такой подход, можно оценивать  уровень профицита или дефицита, вызванного фискальной политикой в  условиях полной занятости. Формула  для профицита бюджета при  допущении полной занятости имеет  следующий вид:
, где (2)
BS* - это профицит бюджета в условиях полной занятости
Y* - доход при полной занятости
Разница между фактическим бюджетным  профицитом и бюджетным профицитом при полной занятости предоставляет  собой налог. Разница указывает  на присутствие экономического спада. Если производство ниже уровня полной занятости, бюджетный профицит при  полной занятости будет превышать  фактический профицит (возможно также, что при объемах производства ниже уровня полной занятости будет  иметь место дефицит бюджета). [19]
Механизм такой защиты построен на разных макроэкономических прогнозных вариантах формирования доходной и  расходной частей федерального бюджета. В результате за счет дополнительных доходов, получаемых в условиях более высоких экспортных цен, по существу формируется вторая, достаточно изолированная часть федерального бюджета. Эта часть государственных финансовых ресурсов получила название "финансовый резерв". Источником образования финансового резерва являются свободные остатки средств федерального бюджета  по состоянию на 1 января нынешнего года.
 В ходе исполнения федерального  бюджета на пополнение финансового  резерва направляются превышение  доходов над расходами федерального  бюджета, а также сверхплановые  доходы бюджета, за исключением  средств единого социального  налога (взноса), предназначенных на  выплату базовой части трудовой  пенсии, направляемых в бюджет  Пенсионного фонда РФ.
Средства финансового резерва  могут использоваться только на:
- замещение внутренних  источников финансирования дефицита  федерального бюджета: поступлений  от размещения государственных  ценных бумаг, поступлений от  продажи имущества, находящегося  в государственной собственности;
- замещение внешних источников  финансирования дефицита федерального  бюджета;
- погашение государственного  долга Российской Федерации.
Средства финансового резерва  могут размещаться на финансовых рынках в первоклассных высоколиквидных  государственных ценных бумагах (в  том числе правительств иностранных  государств).
Управление средствами финансового  резерва осуществляется Министерством  финансов РФ в порядке, определяемом Правительством РФ. В соответствии с постановлением Министерству финансов РФ предоставлено право:
- размещать средства  финансового резерва на финансовых  рынках путем вложения в государственные  ценные бумаги Российской Федерации  и государственные ценные бумаги  правительств иностранных государств, имеющих наивысшие рейтинги ведущих рейтинговых агентств;
- осуществлять продажу  указанных ценных бумаг (в случае  неблагоприятной конъюнктуры) и  направлять вырученные средства  на замещение внутренних и  внешних источников финансирования  дефицита федерального бюджета;
- определять объемы, цены  и сроки приобретения и продажи  государственных ценных бумаг.
Средства, полученные от размещения средств  финансового резерва, учитываются  в составе средств финансового  резерва.
В случае поступления доходов федерального бюджета в суммах, менее утвержденных в сводной бюджетной росписи (с  поквартальным распределением) по итогам отчетного периода, зачисление средств  в финансовый резерв уменьшается  на величину разницы между утвержденной и фактически полученной по итогам этого периода суммой доходов  федерального бюджета.
Во избежание образования дефицита федерального бюджета не допускается  использование средств финансового  резерва, сформированных за счет свободных  остатков средств федерального бюджета  по состоянию на 1 января на финансирование расходов федерального бюджета. Со стороны  Правительства РФ в последнее  время достаточно часто можно  услышать заявления о том, что  в перспективе следует отказаться от практики формирования профицитного бюджета. В пользу существования  профицитного бюджета традиционно  приводятся следующие доводы.
Во-первых, профицит, частично преобразуемый  в финансовый резерв, позволяет снизить  зависимость экономики от внешних факторов (в частности, конъюнктуры мировых цен на энергоносители). В этом смысле профицит (финансовый резерв) может быть использован как экономический стабилизатор. В менее успешные годы могут быть использованы средства, накопленные в более успешные годы. С точки зрения сторонников этой идеи профицит может быть полезен для экономики, сильно зависящей от внешней конъюнктуры. Во-вторых, профицитный бюджет позволяет осуществлять гибкую политику выплат по внешнему долгу. В-третьих, профицит может рассматриваться как способ мягкого регулирования денежного предложения путем изъятия денежной массы из экономики с целью укрепления национальной валюты и подавления инфляции.
В этой связи следует, что теперь ситуация в российской экономике  такова, что внешние факторы для  поддержания экономического роста  не имеют столь важного значения как это было 3—4 года назад. С  этой точки зрения экономическая  политика должна быть направлена на снижение налогового бремени, а не на подавление деловой активности экономических  агентов при формировании избыточных доходов бюджета (профицита). Опыт зарубежных стран показывает, что при отсутствии развитого предпринимательского сектора  эффективное развитие экономики  невозможно. В частности, в США  бюджет был дефицитен, за редким исключением, на протяжении многих лет. При этом целью экономической политики является стимулирование деловой активности экономических агентов, a основным инструментом бюджетной политики — поддержка  приоритетных направлений развития. Жесткая бюджетная политика, ориентированная  на превышение доходов над расходами (фактическое изъятие денег из экономики) с образованием профицита, не соответствует этим целям.
Для того чтобы говорить о необходимости  образования профицита (долгосрочного, или в отдельные годы) с точки  зрения оптимизации обслуживания долга, необходимо иметь долгосрочные расчеты, которые отсутствуют. Профицит в  том виде, в котором он существует, является достаточно искусственным  образованием. Связано это с тем, что при расчете параметров бюджета  Правительство РФ оперирует с  достаточно нереалистичными показателями. Наконец, важнейшей проблемой является законодательная неоформленность  институтов профицита и финансового  резерва — они не прописаны в Бюджетном кодексе РФ. Следует обратить внимание на то, что расписан запланированный, а не фактический профицит. Соответственно при превышении доходов над расходами сверх запланированных сумм избыток средств расходуется в соответствии с порядком расходования финансового резерва, который, помимо выплат по погашению государственного долга, предусматривает замещение внешних и внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета. В этом случае получается логический парадокс: при фактическом превышении запланированной суммы профицита избыток средств направляется на погашение дефицита.
Дополнительной проблемой представляется то, что в настоящий момент  финансовый резерв представляет собой  не реальный фонд, в котором в  течение года аккумулируются средства из фиксированных источников (как, например, в нефтяном фонде в Норвегии), а аналитический показатель в  составе остатков средств федерального бюджета, определяемый расчетным путем. При таком подходе объем финансового  резерва может уменьшаться в  ситуации,  когда средства  финансового  резерва не будут использоваться в направлениях, предусмотренных  законодательством (например, на погашение  госдолга). В частности, уменьшение финансового резерва может происходить  и из-за низкой собираемости налогов, избыточного финансирования отдельных  статей и др. Кроме того, соответствующий  подход делает практически невозможным  оперативный учет и контроль использования  средств непосредственно финансового  резерва. Фактически учитывать и  контролировать можно только остатки  средств на бюджетных счетах в  целом.
Существование финансового резерва  в виде аналитического показателя в  составе остатков средств федерального бюджета, определяемого расчетным  путем, принципиально не соответствует  самой идее финансового резерва  — экономического стабилизатора.
 
3. Способы  управления государственным долгом 
В соответствии с действующим законодательством  под государственным долгом Российской Федерации понимаются долговые обязательства  перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  стране. Государственный долг России полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной  собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные  органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов  федерального бюджета для погашения  долговых обязательств России и обслуживания ее государственного долга.
Д.Л. Головачев дает следующее определение: «Под управлением государственным  долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений  экономической политики государства, связанной с его деятельностью  в качестве заемщика. Управление государственным  долгом заключается в следующем:
- формирование политики в отношении  государственного долга;
- установление границ государственной  задолженности (в том числе  в 
определении общего объема бюджетного дефицита и, следовательно,
объемов заимствований, необходимых  для его финансирования);
- определение основных направлений  и целей воздействия на микро–  и 
макроэкономические показатели;
- установление возможности и  целесообразности финансирования  за 
счет государственного долга общегосударственных  программ.
Под управлением государственным  долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных  с выпуском и размещением государственных  долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием  государственного долга, а также  регулированием рынка государственных  ценных бумаг».
Осуществление мероприятий по управлению государственным долгом требует  от государства системного подхода  и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности.
В процессе управления государственным  долгом можно выделить несколько  функциональных элементов:
- непосредственно управление, включающее, в том числе, определение порядка,  условий выпуска и размещения  государственных долговых   обязательств;
- обслуживание посредством осуществления  операций по размещению  займов, выплате процентного дохода по  ним, рефинансированию и погашению;
- контроль за состоянием государственного  долга. Система управления государственным  долгом Российской Федерации  представляет собой следующую  совокупность основных мероприяти
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.