Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль бюджета в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.05.2013. Год: 2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
 
Финансовую систему любой  страны можно представить в виде совокупности финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение его политических и экономических  функций. Она состоит из четырех  основных звеньев – государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и  специальных правительственных  фондов. Каждое звено представляет собой совокупность финансовых элементов, органически связанных между  собой и направленных на осуществление  финансовой политики государства.
Одним из главных документов, регулирующих экономическую жизнь  общества, является государственный  бюджет, который воспринимается как  важнейший юридический закон  экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству  для удовлетворения его объективных  потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджетный  кодекс дает такое определение бюджета: бюджет – форма образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.
В любой стране государственный  бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных  расходов) в их действии, т.е. через  бюджет осуществляются постоянная мобилизация  ресурсов и их расходование.
Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения  национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые  для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на территории всей России, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении  денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и не производственной сферами, регионами страны. Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 71), а Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.
Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных  форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение  государственного долга, создание государственных  материальных и финансовых резервов и др. Итак, предмет курсовой работы – бюджет, а объект – современный этап экономики РФ.
Целью настоящей курсовой работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных  путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и  бюджетного процесса) Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- дать определение Федерального  бюджета, сущность и выделить  основные функции, выполняемые  бюджетом;
- рассмотреть состав и  структуру доходов и расходов  Федерального бюджета;
- показать значение бюджета  государства в обеспечении экономических,  социальных и политических направлений  развития общества на базе  использования его фискальных  и регулирующих свойств;
- проанализировать действующую  практику бюджетных отношений  в РФ и на основе этого  определить основные проблемы  функционирования бюджета государства  на современном этапе;
- проанализировать официальные  предложения по развитию бюджетных  отношений в Российской Федерации  и показать направления их  дальнейшего совершенствования  на основе данных федерального  бюджета.
 
Глава 1. Экономическая сущность и функции бюджета государства
 
1.1 Сущность, функции  и роль Федерального бюджета
Бюдже?т (от старонормандского bougette — кошель, сумка, кожаный мешок) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет — это важнейшая концепция, как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет), а изучением бюджета занимается наука Финансы.
Целенаправленное социально-экономическое  развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего общегосударственного фонда денежных средств — государственного бюджета. Государственный бюджет —  ведущее звено финансовой системы  страны – крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости.
Общее понятие бюджета  приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса  Российской Федерации (далее БК РФ): "Бюджет - это форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления". Однако в БК РФ бюджету дано слишком  общее, узкое понятие. В связи  с тем, что Россия по Конституции (1993 г.) является федеративным правовым государством, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет), бюджеты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ федеральный бюджет находится  в ведении Российской Федерации  и ему придается высшая юридическая  сила, он утверждается в форме федерального закона. Средства федерального бюджета  должны использоваться с соблюдением  норм федерального закона, утвердившего его. На уровне образований местного самоуправления создаются местные  бюджеты, обеспечивающие финансовыми  ресурсами выполнение ими своих  задач и функций.
В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:
      Федеральный бюджет
      бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)
      бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)
      бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Все эти бюджеты функционируют  автономно. Основные средства концентрируются  в федеральном бюджете. Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
В материальном понимании  государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах  государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который  находится в распоряжении соответствующих  органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем  денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т. е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.
Как экономическая категория  бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих  в процессе образования, планового  распределения и использования  государственного централизованного  фонда денежных средств. Бюджетные  отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и  физическими лицами) при образовании  централизованного фонда с помощью  налогов, сборов, пошлин, а также  при использовании централизованного  бюджетного фонда; через экономические  отношения ежегодно мобилизуют в  государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий (организаций) и.часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций  государства, социально-культурных мероприятий.
С позиций экономической  сущности государственный бюджет рассматривается  в качестве самостоятельной экономической  категории. Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект, с позиции которого он рассматривается  как финансовый план государства.
Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных экономических  условий. В современных условиях мирового кризиса достаточно сложно достигнуть баланса между доходами и расходами бюджета, что делает тему роли бюджета для экономики  страны ещё более актуальной. Устойчивый, по возможности сбалансированный бюджет дает государству возможность с  наименьшими потерями выйти из кризиса.
Таким образом, сущность и  роль госбюджета определяются способом производства, функциями государства. Сущность госбюджета раскрывается наиболее полно в 3-х направлениях:
    Бюджет – это основной финансовый план государства.
    Бюджет – самый крупный централизованный денежный фонд страны.
    Бюджет является выражением экономических денежных распределительных отношений, т. е. он является частью системы финансов, представляет собой централизованные финансы.
Можно сказать, что сущность бюджета реализуется через его  функции. Рассмотрим основные функции  бюджета:
1) перераспределение национального  дохода;
2) государственное регулирование  и стимулирование экономики;
3) финансовое обеспечение  социальной политики;
4) контроль образования  и использования централизованного  фонда денежных средств.
Во-первых, распределительная  функция бюджета проявляется  через формирование и использование  централизованных фондов денежных средств  по уровням государственной и  территориальной власти и управления.
Перераспределение национального  дохода через бюджет имеет две  взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно стадии: образование  доходов бюджета и использование  бюджетных средств (расходы бюджета).
Во-вторых, в ходе формирования доходов бюджета и использования  бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования социально-экономических  процессов в стране.
Централизация в бюджете  части финансовых ресурсов дает государству  возможность обеспечивать денежными  средствами общегосударственные потребности  – ускоренное развитие прогрессивных  отраслей национальной экономики, обеспечение  обороноспособности страны, развитие науки и техники.
В-третьих, посредством бюджета  национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для  чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры.
В-четвертых, через государственный  бюджет финансируются научные учреждения, осуществляющие фундаментальные научные  исследования, которые составляют основу развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через  бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство  тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.
Итак, можно сделать вывод, что бюджет за счет перераспределения  национального дохода позволяет  координировать экономическую жизнь  государства, рационально размещать  денежные и материальные ресурсы  во всем народном хозяйстве.
Следует отметить, что функция  регулирования и стимулирования осуществляется через использование  фискальных (создание фонда денежных средств, доходы бюджета) и регулирующих (маневрирование налоговыми ставками, льготами) свойств бюджета.
Экономическое значение бюджета  заключается в том, что он формирует  значительную часть конечного спроса, за счет его средств образуется заметная доля доходов населения, приобретаются  крупные объемы продукции (особенно военного назначения), увеличиваются  материальные резервы и осуществляются капитальные вложения.
В рамках бюджета предоставляются  субсидии, дотации, кредиты с целью  поддержки определенных предприятий, научных исследований, оказывается  помощь другим странам. В рамках бюджета  формируется и обслуживается  государственный долг. Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важнейших экономических и финансовых показателей: объема производства, суммы  инвестиций, реальных доходов, величины денежной массы и т. д.
Бюджет государства и местного самоуправления играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. Роль бюджета состоит в том, что он создает финансовую основу, необходимую дли деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Так, бюджетные средства предназначены для: 
    функционирования органов государственного управления;   
    2) осуществления международной деятельности государства, в том числе международных договоров, возврата и предоставления кредитов, выполнения международных обязательств по охране окружающей природной среды, культурных и информационных связей;   
    3) национальной обороны;   
    4) правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства;   
    5) функционирования федеральной судебной системы;   
    6) фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу;   
    7) развития промышленности, энергетики и строительства;   
    8) развития сельского хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства, информатики, рыночной инфраструктуры;   
    9) предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;   
    10) развития образования, культуры, искусства и средств массовой информации, здравоохранения;   
    11) осуществления социальной политики и т. д. 
Вся финансовая система государства  функционирует в непосредственной взаимосвязи с бюджетом. Бюджет определяет, на решение каких задач направлено внимание государства в определенный промежуток времени. Именно бюджетом определяется экономическая политика страны.
К задачам бюджета можно  отнести следующие:
      Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы).
      Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы).
      Контроль.
Федеральный бюджет – ведущее  звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы).
Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства  на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным  Собранием (Парламентом) Российской Федерации.
По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой  форму образования и использования  Централизованного фонда денежных средств Российской Федерации.
Можно сделать вывод, что  бюджет – это сложная категория  финансов государства. Формирование и  развитие бюджета связано с развитием  НД страны и его перераспределением. Следует отметить, что в современных  условиях бюджет выступает в качестве: экономической категории, фонда  и плана. Бюджет выполняет ряд  важных функций для экономики, которые  описываются в этой главе. Итак, можно  сказать, что бюджет один из основных инструментов проведения экономического, социального и политического  развития общества.
 
1.2 Доходы и  расходы Федерального бюджета
Для того чтобы выяснить, на какие сферы экономической, политической и социальной структуры общества влияет бюджет, рассмотрим структуру  доходов и расходов бюджета. Первоначально  рассмотрим бюджетную классификацию.
По составу, источникам, направлениям использования и другим признакам  бюджетные доходы и расходы разнообразны, что делает структуру бюджета  ёще более сложной. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономике их классифицируют по определенным признакам.
Итак, можно сказать, что  бюджетная классификация - это группировка по однородным признакам доходов и расходов, расположенных и зашифрованных в установленном порядке, а также источников финансирования бюджетов.
Такая классификация используется для составления и исполнения бюджета, она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов.
В основе бюджетной классификации  лежит группировка показателей. Умелое использование данных позволяет  видеть картину движения бюджетных  ресурсов. Сопоставление плановых и  отчетных данных дает возможность делать выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов, сосредоточении основных денежных ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития.
Новая бюджетная классификация  была введена в 1997 году Федеральным  законом "О бюджетной классификации  РФ" от 15 августа 1996 года.
В соответствии с этим законом  бюджетная классификация включает:
      Классификацию доходов бюджета РФ;
      Функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
      Экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
      Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
      Классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
      Классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ;
      Классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ;
      Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета [7].
Доходы бюджета формируются за счет налогов, а также некоторых других видов поступлений, именуемых неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.) а также доходов целевых внебюджетных фондов.
Структура доходной части  бюджета не постоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий  развития страны, конкретной социально-экономической  ситуации и направлений государственной  политики. Например, налоговые доходы увеличиваются при росте экономической  активности в стране, доходы от продажи  государственной собственности  – при проведении приватизации.
Доходы федерального бюджета  РФ – это денежные средства, поступающие  в безвозмездном порядке в  соответствии с бюджетным и налоговым  законодательством Российской Федерации  в распоряжение федеральных органов  государственной власти РФ.
В федеральный бюджет зачисляются  налоговые доходы от следующих федеральных  налогов и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами:
    1)налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;
    2)налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;
    3)налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции") и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;
    4)налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;
    5)акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
    6)акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;
    7)акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
    8)акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;
    9)акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;
    10)акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
    11)налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
    12)налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 100 процентов;
    13)налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;
    14)налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;
    15)регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
    16)регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
    17)регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;
    18)сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 20 процентов;
    19)сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 20 процентов;
    20)водного налога - по нормативу 100 процентов;
    21)государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61, 61.1 и 61.2 настоящего Кодекса) - по нормативу 100 процентов.
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:
    1)доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных автономных учреждений, имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, а также случаев, предусмотренных абзацами тринадцатым, четырнадцатым части первой и абзацами пятым, шестым части второй статьи 57 настоящего Кодекса), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
    2)доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества федеральных автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, а также случаев, предусмотренных частями восьмой - десятой статьи 62 настоящего Кодекса, - по нормативу 100 процентов;
    3)части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
    4)лицензионных сборов - по нормативу 100 процентов;
    5)таможенных пошлин и таможенных сборов - по нормативу 100 процентов;
    6)платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений - по нормативу 100 процентов;
    7)платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов;
    8)платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - по нормативу 100 процентов;
    9)платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов;
    20)консульских сборов - по нормативу 100 процентов;
    21)патентных пошлин - по нормативу 100 процентов;
    22)платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, - по нормативу 100 процентов;
    23)сборов в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий, - по нормативу 100 процентов.
В доходах федерального бюджета, помимо перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, также учитываются:
    1)прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами;
    2)доходы от внешнеэкономической деятельности;
 
Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия.
Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических  функций – распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются, в  первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука  и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной  собственности. Часть расходов осуществляется и за пределы общественного сектора: за счет государственных средств  предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и  стипендии, оплачиваются государственные  заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы  бюджета, их объем и структура  подвержены более частым изменениям, чем его доходы.
Расходы федерального бюджета  – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций  государства.
Практически расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета  на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном бюджете на соответствующий  финансовый год. Они выражают экономические  отношения, связанные с распределением и перераспределением национального  дохода, используемого на общегосударственные  цели.
Расходы федерального бюджета  классифицируют:
1) по экономической роли  в процессе воспроизводства –  на затраты, связанные с финансированием  материального производства и  содержанием непроизводственной  сферы;
2) по функциональному  назначению – на затраты на  содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства,  социально-культурных мероприятий,  обороны страны, правоохранительную  деятельность, фундаментальные исследования  и др.
В составе расходов бюджета  в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы  и капитальные расходы.
Капитальные расходы бюджета  – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство  основных фондов, их капитальный ремонт.
Текущие расходы бюджета  – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов  государственной власти, бюджетных  учреждений, состоящих на бюджетном  финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки  другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.
Расходные обязательства  Российской Федерации возникают  в результате:
    принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
    заключения Российской Федерацией или от имени Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
    принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом, в том числе:
    субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, подлежащих в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета;
    субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.
В соответствии с выполняемыми функциями государства исключительно  из федерального бюджета финансируются  следующие функциональные виды расходов:
1)обеспечение деятельности  Президента РФ, Федерального Собрания  РФ, Счетной палаты РФ, Центральной  избирательной комиссии РФ, федеральных  органов исполнительной власти  и их территориальных органов,  другие расходы на общегосударственное  управление по перечню, определяемому  при утверждении федерального  закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год;
2) функционирование федеральной  судебной системы;
3) осуществление международной  деятельности в общефедеральных  интересах (финансовое обеспечение  реализации межгосударственных  соглашений и соглашений с  международными финансовыми организациями,  международного культурного, научного  и информационного сотрудничества  федеральных органов исполнительной  власти, взносы Российской Федерации  в международные организации,  другие расходы в области международного  сотрудничества);
4) национальная оборона  и обеспечение безопасности государства,  осуществление конверсии оборонной  промышленности;
5) фундаментальные исследования  и содействие научно-техническому  прогрессу;
6) государственная поддержка  железнодорожного, воздушного и  морского транспорта;
7) государственная поддержка  атомной энергетики;
8)ликвидация последствий  чрезвычайных ситуаций и стихийных  бедствий федерального масштаба;
9) исследование и использование  космического пространства;
10)содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности  или в ведении органов государственной  власти РФ;
11)формирование федеральной  собственности;
12) обслуживание и погашение  государственного долга РФ;
13) компенсация государственным  внебюджетным фондам расходов  на выплату государственных пенсий  и пособий, других социальных  выплат, подлежащих финансированию  в соответствии с законодательством  Российской Федерации за счет  средств федерального бюджета;
14) пополнение государственных  запасов драгоценных металлов  и драгоценных камней, государственного  материального резерва;
15)проведение выборов  и референдумов Российской Федерации;
16)федеральная инвестиционная  программа;
17)обеспечение реализации  решений федеральных органов  государственной власти, приведших  к увеличению бюджетных расходов  или уменьшению бюджетных доходов  бюджетов других уровней;
18)обеспечение осуществления  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни  власти;
19)финансовая поддержка  субъектов Российской Федерации;
20) официальный статистический  учет;
21)прочие расходы.
Кроме того, в соответствии с законодательством РФ средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов  Федерации и бюджетов муниципальных  образований на финансирование следующих  функциональных видов расходов:
    государственная поддержка отраслей экономики (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
    обеспечение правоохранительной деятельности;
    обеспечение противопожарной безопасности;
    научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
    обеспечение социальной защиты населения;
    обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
    обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
    развитие рыночной инфраструктуры;
    обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
    обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ;
    обеспечение деятельности средств массовой информации;
    финансовая помощь другим бюджетам;
    прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Таким образом, наш Федеральный  бюджет имеет две основные составляющие:
1. доходная часть – формируется на основе плана поступления налогов, платежей и неналоговых поступлений от юридических и физических лиц, являющихся резидентами и нерезидентами РФ, в соответствии с налоговым законодательством;
2. расходная часть – формируется, исходя из планируемых объемов поступления доходов, и должна обеспечивать потребности государства в содержании и развитии всех сфер экономики.
Итак, можно сказать, что  доходы и расходы бюджета составляют бюджетный фонд. Отметим, что возможны три состояния бюджетного фонда: сбалансированность бюджета, дефицит, профицит. Рассмотрев статьи расходов бюджета можно сказать, что бюджет оказывает большое влияние на национальную экономику, развитие политической и социальной структуры. А также важно отметить, что большое значение для стабильного развития экономики и других сфер деятельности государства является сбалансированность бюджета (равенство доходов и расходов).
 
2. Роль бюджета  государства в национальной экономике
 
2.1 Общая характеристика  Федерального бюджета РФ 
 
Бюджетная система  РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, республиканских, краевых, областных, иных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В соответствии с законодательством РФ бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень - местные бюджеты. Важнейшими принципами бюджетного устройства РФ являются: 
• единство (единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, принципов бюджетного процесса в РФ, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ и т.д.); 
• принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; самостоятельность  бюджетов; 
• принцип полноты отражения  доходов и расходов - все доходы и расходы бюджетов различных  уровней подлежат отражению в  бюджетах в обязательном порядке  и в полном объеме; сбалансированность - в идеале объем предусмотренных  расходов должен соответствовать предусмотренным  доходам; 
• принцип минимизации  дефицита бюджета; эффективность и  экономность использования бюджетных  средств; 
• принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; гласность; достоверность; адресность и целевой  характер бюджетных средств.
Бюджет государства и местного самоуправления играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. Под бюджетом государства в России в связи с федеративным устройством понимаются бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации и ему придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона. Средства федерального бюджета должны использоваться с соблюдением норм федерального закона, утвердившего его. На уровне образований местного самоуправления создаются местные бюджеты, обеспечивающие финансовыми ресурсами выполнение ими своих задач и функций.
Бюджетный процесс. В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября текущего года. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.
Федеральный бюджет рассматривается  Госдумой в трёх чтениях (внесены  изменения в Кодекс). В первом чтении принимаются основные параметры  бюджета. По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет  права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. Госдума может отклонить проект бюджета; в этом случае формируется согласительная комиссия совместно с правительством. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам, а в третьем — по подразделам. После принятия федерального бюджета Госдумой он утверждается Советом Федерации и подписывается Президентом РФ.
До 2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством.
Параметры федерального бюджета. Структура бюджета.
В расходах за последние 5 лет  наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 % или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).
Федеральный бюджет на 2005 был  принят по доходам в сумме 3 трлн 326 млрд руб., по расходам — 3 трлн 48 млрд руб. Реальное исполнение составило 5 трлн 125 млрд руб. по доходам и 3 трлн 539 млрд руб. по расходам. Доходы федерального бюджета в 2005 составили 23,7 % ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходы консолидированного бюджета РФ составили 35,1 % ВВП, а с учётом доходов пенсионного и др. внебюджетных фондов — 42 % ВВП).
Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет утвержден по расходам в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, по доходам — в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей.
19 декабря 2006 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», по которому расходы федерального бюджета должны иметь показатель 5463,5 млрд руб., доходы — 6965,3 млрд руб. Уровень инфляции установлен в размере 6,5 — 8,0 %.
23 ноября 2007 г. был принят Федеральный закон 267-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год», который значительно скорректировал доходы и расходы бюджета 2007 года. Расходы увеличивались до 6531,4 млрд руб. (на 19,6%), доходы — до 7443,9 млрд руб (на 6,9%).
В 2007 году был впервые  сформирован так называемый «трехлетний» бюджет на 2008 — 2010 гг. 24 июля 2007 года был  подписан Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год  и на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.
В частности, в законе указывались  следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:
      2008
Доходы — 6644,4 млрд руб.
Расходы — 6570,3 млрд руб.
      2009
Доходы — 7465,4 млрд руб.
Расходы — 7451,2 млрд руб.
      2010
Доходы — 8090,0 млрд руб.
Расходы — 8090,0 млрд руб.
3 марта 2008 года был  принят Федеральный закон №  19-ФЗ «О внесении изменений  в Федеральный закон "О федеральном  бюджете на 2008 год и на плановый  период 2009 и 2010 годов"», изменяющий  в сторону увеличения доходы  и расходы бюджета:
      2008
Доходы — 8056,9 млрд руб. (^ 21,2%)
Расходы — 6901,6 млрд руб. (^ 5%)
      2009
Доходы — 8706,1 млрд руб. (^ 16,6%)
Расходы — 8282,8 млрд руб. (^ 11,2%)
      2010
Доходы — 9408,2 млрд руб. (^ 16,3%)
Расходы — 9034,6 млрд руб. (^ 11,7%)
24 ноября 2008 года был принят  Федеральный закон № 204-ФЗ «О  федеральном бюджете на 2009 год  и на плановый период 2010 и 2011 годов», устанавливающий параметры  бюджета на 2009 год:
      2009
Доходы — 6 713 821 033,0 тыс. рублей.
Расходы — 9 845 217 590,3 тыс. рублей.
02 декабря 2009 года был  принят Федеральный закон №  308-ФЗ «О федеральном бюджете  на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», устанавливающий  параметры бюджетов на следующие  три года:
      2010
Доходы — 6 950 010 032,5 тыс. рублей.
Расходы — 9 886 920 940,1 тыс. рублей.
      2011
Доходы — 7 455 722 139,7 тыс. рублей.
Расходы — 9 389 835 706,5 тыс. рублей.
      2012
Доходы — 8 069 646 923,2 тыс. рублей.
Расходы — 9 681 000 321,0 тыс. рублей.
13 декабря 2010 года был  принят Федеральный закон №  357-ФЗ «О федеральном бюджете  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», устанавливающий  параметры бюджетов на следующие  три года:
      2011
Доходы — 10 303 412 278,0 тыс. рублей.
Расходы — 11 022 477 366,9 тыс. рублей.
      2012
Доходы — 9 503 469 245,0 тыс. рублей.
Расходы — 11 237 919 245,0 тыс. рублей.
      2013
Доходы — 10 379 889 320,0 тыс. рублей.
Расходы — 12 175 569 320,0 тыс. рублей.
По сообщению пресс-службы Кремля 1 декабря 2011 года  Российский президент Дмитрий Медведев подписал закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов". Российский бюджет был принят ранее Госдумой (22 ноября) и Советом Федерации (25 ноября). Предполагается, что в следующем году казна соберет больше денег, чем в нынешнем. Но вырастут и расходы.
Доходы бюджета в 2012 году ожидаются на уровне 11,780 трлн рублей, в 2013 году - 12,706 трлн, в 2014 году - 14,092 трлн рублей. Закон предусматривает постепенное  снижение доли нефтегазовых доходов  и увеличение доли ненефтегазовых доходов. При этом рост ненефтегазовых доходов  в основном будет связан с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость (НДС) и  акцизам.
Расходы в 2012 году могут составить 12,656 трлн рублей, в 2013 году - 13,731 трлн рублей, в 2014 году - 14,583 трлн рублей.
Дефицит федерального бюджета  РФ в 2012 году прогнозируется на уровне 876,6 млрд рублей (1,5% ВВП), в 2013 году - 1,025 трлн рублей (1,6% ВВП), в 2014 году - 491,1 млрд рублей (0,7% ВВП). Финансирование дефицита бюджета будет осуществляться преимущественно  за счет государственных заимствований  и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.
Отметим, что почти все  представленные в Госдуме оппозиционные  силы жестко раскритиковали проект бюджета  на 2012-2014 годы в том виде, в котором  он был до третьего рассмотрения в  нижней палате парламента.
Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал основные параметры бюджета. "Это бюджет огромного риска, - приводит слова  лидера коммунистов пресс-служба КПРФ. - Он рассчитан исходя из цены 100 долларов за баррель нефти. Но ее очень легко  опустить до 80 долларов за баррель, и  тогда весь бюджет рассыплется разом".
Зюганов сообщил, что участники  Совета международных отношений  и бизнесмены, с которыми он встречался в Германии в октябре, сообщили: экономика  объединенной Европы и Америки продолжает стагнировать. "Нет никаких шансов, что мы удержимся на цене 100 долларов за баррель нефти. Шансов практически  нет", - делает вывод лидер КПРФ. По его словам, "ровно 50% дохода бюджета  складывается за счет продажи нефти  и газа".
Зюганов не прошел мимо темы государственного долга, который, по уже  принятому предложению Минфина, будет стремительно наращиваться.
Против главного финансового  документа страны выступила и "Справедливая Россия". Ее лидер Сергей Миронов 18 октября сказал: "Мы, партия "Справедливая Россия", критично оценили предложенный правительством проект бюджета, видя в  нем множество тактических и  стратегических угроз экономической  и финансовой устойчивости". Партия предложила свой вариант бюджета, который  она назвала "социально ориентированным, реалистичным и справедливым".
В конце августа 2011 года в  СМИ были следующие прогнозы по исполнению закона о федеральном бюджете  на 2011 год. По итогам года бюджет России не будет ни дефицитным, ни профицитным, а будет сбалансирован в районе нуля. Об этом, как передает РИА Новости, заявил министр финансов России Алексей Кудрин. Ранее в Минфине предполагали, что в 2011 году в стране будет дефицитный бюджет.
Изначально главный финансовый документ страны верстался из расчета  среднегодовой цены на нефть в 75 долларов за баррель. Тогда предполагалось, что дефицит бюджета составит 3,6 процента ВВП. В 2011 году стало понятно, что цены на нефть будут существенно  выше. В результате прогноз по стоимости барреля российской нефти был повышен до 105 долларов, а прогноз дефицита бюджета - снижен до 1,3 процента.
В конце августа Минэкономразвития  выпустило очередной прогноз  по ценам на нефть: теперь он составляет 108 долларов за баррель. Связано ли решение  Минфина с прогнозом Минэкономразвития, пока не уточняется.
По итогам первого полугодия  – в 2011 профицит бюджета России составил 640,16 миллиарда рублей, а по итогам семи месяцев – 722,65 миллиарда рублей, или 2,5 % ВВП. Таким образом, в Минфине  полагают, что значительные траты  из бюджета придутся на конец года.
Прогноз по дефициту бюджета  на 2012 год (2,7 процента ВВП) пока не пересмотрен. Правительство ранее ожидало, что  еще несколько лет бюджеты  России будут верстаться с превышением  расходов над доходами.
Россия имела профицитные  бюджеты до 2009 года, когда из-за кризиса  значительно упали доходы страны. При этом расходы в 200
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.