Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Проект мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ОАО «Газаппарат» с целью укрепления его финансовой устойчивости

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 05.05.2013. Год: 2012. Страниц: 58. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

Задание на дипломное проектирование   3
Реферат  8
Abstract  9
Введение    10
1. Исследовательская часть  12
1.1. Понятие  конкурентоспособности предприятия  12
1.2. Уровни конкурентоспособности. Оценка   конкурентоспособности
предприятий  16
1.3. Роль и место конкуренции для современного предприятия  29
2 Аналитическая часть  33
2.1 Общий анализ ОАО «Газаппарат» 33
2.2 Анализ стратегической позиции ОАО «Газаппарат» 43
2.3 Анализ  финансовой устойчивости ОАО  «Газаппарат» 56
2.4 Анализ  конкурентоспособности ОАО «Газаппарат»  61
3 Проектная часть  66
3.1. Мероприятия  по повышению конкурентоспособности
ОАО «Газаппарат» с целью укреплении финансовой устойчивости  66
3.1.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности путем
изменения структуры и размера дебиторской задолженности 66
3.1.2 Мероприятия по повышению конкурентоспособности путем
оптимизации прибыли, издержек и объема производства 79
3.1.3 Мероприятия  по повышению конкурентоспособности  путем
обновления  производственных фондов 84
3.2. Экономико-математический раздел  91
3.3 Экологический  раздел   84
4 Эффективность  мероприятий дипломного проекта  91
Заключение   95
Список  использованных источников  97
Приложение  А   100
 

Саратовский государственный технический университет 

Кафедра:                           «Менеджмент, коммерция и право»                                  ____                                              
 
 

ЗАДАНИЕ
на дипломное  проектирование 

Студент учебной группы  _             МНЖ –51 ФЭМ__________________________________
                                          Факультет
                                                                 Есаян Григорий Юрьевич_______                ___________             
                                    Фамилия, имя, отчество 
 

ТЕМА  ПРОЕКТА
«Проект мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ОАО «Газаппарат» с целью укрепления его финансовой устойчивости»___________________________________________________      _________________ 
 

(Утверждение  на заседании УМКС, протокол от  «__» ______ 20__г.) №_
Начало  проектирования    «__» ______ 20__г.
Представление оформленного проекта  «__» ______ 20__г.
Дата  защиты «____»_______________20___г.    
 
 

Оценка  защиты ___________ (уч. звание, фамилия секретаря ГЭК, подпись) 

Целевая установка и исходные данные
Цель  ДП: разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия в целях повышения его финансовой устойчивости__________________
 Объект дипломного проектирования: ОАО «Газаппарат»_________________________ Задачи ДП:_______________________________________________________
1. Провести патентные исследования на тему повышению конкурентоспособности предприятия в целях повышения его финансовой устойчивости_________________________________________                                 _______________
2. Провести анализ текущего состояния предприятия, в том числе его конкурентоспособности и финансовой устойчивости__________________            ______
3. Разработать мероприятия:____________________________________________
– по изменения структуры и размера дебиторской задолженности,_               ______
– по оптимизации прибыли, издержек и объема производства,_________        _______
– по увеличению инновационности предприятия за счет обновления производственных фондов,_____________________________________________________
– по снижению выплат за отходы объекта по средствам экологического факторинга______________________________________                          ________________________
4. Оценить эффективность  мероприятий ДП_________________                            ________
Информационная  база ДП: первичные документы ОАО «Газаппарат»;______ учебная, научная литература; периодические издания.__________________                  __
п/п
Перечень чертежей подлежащих разработке Формат, количество
1 Титульный лист А4, 1
2 Определение конкурентоспособности А4, 1
3 Свойства конкурентоспособности  предприятия А4, 1
4 Уровни конкурентоспособности предприятий А4, 1
5 Группы методов  оценки конкурентоспособности предприятия А4, 1
6 Роль конкуренции  для современного предприятия А4, 1
7 Общий анализ ОАО «Газаппарат» А4, 1
8 PEST – анализ А4, 1
9 SWOT- анализ ОАО «Газаппарат» А4, 1
10 Анализ финансовой устойчивости А4, 1
11 Абсолютные  показатели финансовой устойчивости ОАО  «Газаппарат» А4, 1
12 Анализ финансовых коэффициентов ОАО «Газаппарат» А4, 1
13 Анализ конкурентоспособности  ОАО «Газаппарат» А4, 1
14 Анализ размера  и структуры дебиторской задолженности А4, 1
15 Мероприятия по работе с дебиторской задолженностью А4, 1
16 Мероприятия по оптимизации прибыли, издержек и  объема производства А4, 1
17 Мероприятия по увеличению инновационной устойчивости по средствам обновления производственных фондов А4, 1
18 Мероприятия по экологическому факторингу А4, 1
19 Эффективность мероприятий А4, 1

 
Руководитель  ДП
 
Фамилия полностью, подпись руководителя
Ном. п/п
Содержание  расчетно – пояснительной записки (перечень вопросов, подлежащих разработке) Консультанты 
  Реферат, введение  
1 Патентные исследования  
1.1 Понятие конкурентоспособности  предприятия  
1.2 Уровни конкурентоспособности. Оценка   конкурентоспособности предприятий  
1.3 Роль и место  конкуренции для современного предприятия  
2 Аналитическая часть  
2.1 Общий анализ ОАО  «Газаппарат»  
2.2 Анализ стратегической позиции ОАО «Газаппарат»  
2.3 Анализ финансовой устойчивости ОАО «Газаппарат»  
2.4 Анализ конкурентоспособности  ОАО «Газаппарат»  
3 Проектная часть  
3.1.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности  путем изменения структуры и размера дебиторской задолженности  
3.1.2 Мероприятия по повышению конкурентоспособности  путем оптимизации прибыли, издержек и объема производства  
3.1.3 Мероприятия по повышению путем обновления производственных фондов  
3.2 Экономико –  математический раздел  
3.3 Экологический раздел  
4 Эффективность мероприятий ДП  
  Заключение   
  Список использованных источников  
  Приложения   

 
Основная  рекомендуемая литература
 
1. Адаева Т.Ю. Конкуренция в вопросах и ответах: учеб. пособие / А. Б. Кулешова. - М. : Проспект, 2004. - 256 с.___________________________________________
2.Забелин, П. В. Основы корпоративного управления концернами : Учеб. пособие / П. В. Забелин. - М. : ПРИОР, 1998. - 176 с.______________________________
3. Портер, М. Э.   Конкуренция : Учеб.пособие / Пер.с англ. - М. : Вильямс, 2000. - 495 с. ________________________________________________________________________
 
Руководитель  проекта
________     __                       д.э.н., профессор Плотников А.П._______________      _________             
Ученая  степень и звание руководителя ДП
_______________________________________________________________                                              _
Подпись, фамилия и звание руководителя ДП
Задание принял к исполнению «___» ____________ 20_11_г.
 
Студент ____            _______              Есаян Г.Ю.   _______________________
                                                      Подпись студента
 


           Приложение 
      к заданию на дипломное проектирование
      УТВЕРЖДАЮ:
           Руководитель проекта
           _д.э.н. профессор  Плотников А.П.____
      Уч. звание, фамилия, подпись руководителя ДП
                                     «27» апреля 2011г.
 
 
КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК
Работы  над проектом
 
№ п/п Разделы, темы и  их содержание По плану Фактически  Отметка руководителя о выполнении
    Дата  Объем в % Дата Объем в %
1 Реферат, введение 27.04 5% 27.04 5%  
 
2 Патентные исследования 27.04 15% 27.04 15%  
 
3 Аналитическая часть 05.05 25% 05.05 25%  
 
4 Проектная часть   -   -  
 
5 Организационно  – экономический раздел 22.05 25% 22.05 25%  
6 Экономико –  математический раздел 24.05 10% 24.05 10%  
7 Экологический раздел 24.05 5% 24.05 5%  
 
8 Эффективность мероприятий ДП 26.05 5% 26.05 5%  
9 Заключение 28.05 5% 28.05 5%  
 
10 Список использованных источников 28.05 2% 28.05 2%  
11 Приложения 28.05 3% 28.05 3%  
 
12 Итого   100%   100%  
 

 
 
 
Студент                             Есаян Григорий Юрьевич                            ________________
                                                            Подпись студента
«27» апреля 2011г.
 

РЕФЕРАТ
 
      Пояснительная записка содержит  103 листа, 21 таблиц, 15 рисунков, 1 приложение. Использовано 29 источников.
     КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ, УРОВЕНЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ, ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ, ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ.
     Объект  проектирования: Открытое акционерное  общество «Газаппарат».
     Цель  проектирования: разработка мероприятий  по повышению конкурентоспособности  предприятия с целью укрепления его финансовой устойчивости.
     Предмет проектирования:  конкурентоспособность.
     В процессе проектирования разработан ряд  мероприятий, направленных на обеспечение  роста конкурентоспособности:
    мероприятия по повышению конкурентоспособности путем измерения структуры и размера дебиторской задолженности;
    мероприятия по повышению конкурентоспособности путем оптимизации прибыли, издержек и объема производства
    мероприятия по повышению конкурентоспособности за счет аренды    имущества
       Все вышеперечисленные предлагаемые мероприятия  основаны на реальных данных и учитывают экономическую и маркетинговую ситуацию на предприятии и  в отрасли в настоящее время. Все предлагаемые мероприятия являются реальными и осуществимыми в условиях данного предприятия.
 
 

 АBSTRACT
 
     The explanatory note contains 103 sheets, 21 tables, 15 drawings, 1 appendix. 29 sources are used.
     COMPETITIVENESS, BUSINESS COMPETITIVENESS, COMPETITIVENESS LEVEL, FINANCIAL SOUNDNESS, COMPETITIVENESS ESTIMATION.
     Object of designing: Open joint stock company "Gazapparat".
     The designing purpose: development of events for increase of business competitiveness for the purpose of strengthening of its financial soundness.
     Designing subject: competitiveness.
     In design process a number of the events directed on provision of growth of competitiveness is developed:
     • events for increase of competitiveness by measurement of structure and the size of a debt receivable;
     • events for increase of competitiveness by optimization of profit, costs and production volume
     • events for increase of competitiveness at the expense of property rent
     All offered events set forth above are based on the real data and consider an economic and marketing situation at the enterprise and in industry now. All offered events are real and realizable in the conditions of the given enterprise.
 

      ВВЕДЕНИЕ
 
       Каждая  современная организация, работающая в условиях рынка, старается сделать  свою продукцию как можно более  конкурентоспособной, а деятельность – более прибыльной. От того насколько конкурентоспособна организация зависят все показатели ее деятельности – в том числе и ее финансовая устойчивость.
       Для поддержания конкурентоспособного уровня продукции предприятия должны иметь возможность оценить уровень  собственной конкурентоспособности  как в целом, так и по ряду отдельных  факторов. В условиях агрессивной конкурентной борьбы, а также  быстроразвивающейся науки и техники, особенно важно учитывать мировой опыт управления факторами конкурентоспособности. Однако для непосредственного внедрения «готовой» методики необходим предварительный тщательный анализ всевозможных факторов и условий функционирования предприятия. И только после этого допустимо  принятие решений об изменении конкурентной стратегии предприятия.
       Проблемами  управления конкурентоспособностью, разработкой  теоретических и методических основ оценки факторов конкуренции и конкурентных стратегий, а также практических рекомендаций для менеджмента организаций разных сфер деятельности сегодня занимаются многие отечественные и зарубежные исследователи – Адаева Т. Ю., Забелин П. В., Ершова И. В., Фатхутдинов Р. А, Пичурин И. И., Портер М., Воронов Д. С. и другие.
       Несмотря  на наличие  значительного массива  научных исследований и практических разработок, связанных с проблемами управления конкурентоспособностью, вряд ли можно говорить о том, что имеющиеся проблемы нашли свое полное разрешение и единодушно восприняты исследователями. На сегодняшний день каждая организация, по сути, самостоятельно занимается оценкой и управлением конкурентоспособностью собственной продукции и организации, причем обычно так, как это понимают ее руководители.
       Следствием  этого является то, что большинство  российских промышленных предприятий, которые должны являться фундаментом  российской экономики, не могут выдержать  конкуренцию со стороны иностранных  предприятий.
       Применительно к указанной теме объектом исследования является ОАО «Газаппарат».
       Предмет исследования:  процесс управления факторами конкурентоспособности  ОАО «Газаппарат».
       Целью дипломной работы является оценка конкурентоспособности  предприятия ОАО «Газаппарат», а также разработка мероприятий, направленных на ее повышение с использованием современных концепций и методик управления факторами конкурентоспособности.
       Задачи  дипломной работы:
    раскрыть содержание понятия конкурентоспособности предприятия;
    рассмотреть уровни конкурентоспособности современных предприятий;
    рассмотреть методы оценки конкурентоспособности предприятий
    определить роль и место конкуренции для современного предприятия
    оценить конкурентоспособность ОАО «Газаппарат»
    разработать предложения по повышению   конкурентоспособности ОАО «Газаппарат»
       Первичной информацией для данного исследования послужила внутренняя документация ОАО «Газаппарат».
       Практическая значимость данной дипломного проекта состоит в том, ее выводы и рекомендации могут быть использованы руководством ОАО «Газаппарат» повышения уровня конкурентоспособности предприятия.
 

        1 Исследовательская часть
       1.1 Понятие конкурентоспособности  предприятия
 
       С середины 70-х годов понятие конкурентоспособности  становится одним из центральных  в оценке мирохозяйственных позиций России. В условиях жесткой конкуренции с импортными товарами, предприятиям необходимо освоить методы ведения конкурентной борьбы, соответствующие «рынку покупателя». Уровень конкурентоспособности предприятия должен стать барометром экономического состояния предприятия, одним из критериев оценки несостоятельности предприятий, в дополнение к уже существующим. Возможность управления конкурентоспособностью является жизненно важным для выживания и развития отечественных предприятий.
       Вопросом  изучения конкурентоспособности предприятий, а также ее оценки посвящены работы: Е. П. Голубкова, А. Н.  Печенкина, А.С.  Глухова, П. С. Завьялова, Г. Л. Багиева, Т. А. Блашенковой, М. О. Ермоловой, А. П. Градова, В. С. Ефремова, Т. М. Каретниковой, М. В. Каретникова, И. К. Максимовой,  Н. С. Яшина, А. Ю. Юданова, Дж. Амела, И. Ансоффа, Р. Ватермана, Дж. Кея, Т. Коно, Г. Минтсберга, М. Портера, Ф. Котлера, Е. Дихтля,  Р. Т. Паскаля, Т. Петерса, Н. Петса и т.д. [1].
       Несмотря  на значительное количество работ, посвященных данной проблеме, существуют некоторые различия в понимании категории «конкурентоспособность». Многовариантность определений, относительность, а также различие подходов к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях.
       Прежде всего, необходимо отметить, что различают конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей и стран. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары. Таким образом, в основе всех остальных уровней конкурентоспособности лежит «конкурентоспособность товара», то есть эта категория является базовой [2].
       Конкурентоспособность товара может рассматриваться как степень привлекательности товара для потребителей, которая определяет возможность удовлетворения целого комплекса их требований [3].
       Часто категорию «конкурентоспособность товара» приравнивают к категории  «конкурентоспособность предприятия». Константинова И.В. дает следующее определение [4]: «Под конкурентоспособностью предприятия понимается его реальная и потенциальная способность, в реальных условиях, проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов».
       Однако  конкурентоспособность товара является необходимым, но не достаточным условием конкурентоспособности предприятия. Предприятие может производить конкурентоспособную продукцию, но не быть конкурентоспособным. Ярким примером такой ситуации является состояние многих отечественных предприятий военно-промышленного комплекса.
       Можно выделить следующие основные отличия  между понятиями конкурентоспособности товара и предприятия [5]:
    оценка конкурентоспособности товара применяется к каждому конкретному его виду, а конкурентоспособность предприятия охватывает всю номенклатуру и ассортимент, а также все виды производственно-экономической деятельности, осуществляемые предприятием;
    признание конкурентоспособности и товара, и предприятия осуществляется на рынке. В то же время в отличие от оценки конкурентоспособности товара оценку конкурентоспособности предприятия дает не только потребитель, но и сам производитель. Именно предприятие решает вопрос о целесообразности выпуска данной продукции в конкретных условиях;
    товар и предприятие имеют разные временные периоды своего жизненного цикла. Если предметом исследования является текущая оценка конкурентоспособности, то фактор времени не имеет определенного значения, но когда речь заходит о долговременном аспекте, то следует учитывать, что жизненный цикл предприятия, как правило, более продолжителен – за период его функционирования может сменяться несколько поколений изделий. Вместе с тем, иногда жизненный цикл продукции превышает период функционирования предприятия.
       Проанализируем  определения категории «конкурентоспособность предприятия», данные некоторыми авторами:
       Фатхутдинов Р.А.: «Конкурентоспособность – это  свойство объекта, характеризующегося степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Она определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке» [6].
       Ивахник Д. Е.: «Конкурентоспособность промышленного  предприятия – это комплексная  характеристика субъекта хозяйствования за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающая превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей – финансово-экономических, маркетинговых, производственно-технологических, кадровых и экологических, а также способность субъекта к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды» [7].
       Эти авторы рассматривают конкурентоспособность предприятия как относительную категорию, то есть каждое предприятие по тем или иным характеристикам сопоставляется с конкурентами. Такой методологический подход к оценке конкурентоспособности предприятия является довольно распространенным и достаточно удобным с точки зрения, как логического восприятия, так и математического описания. Вместе с тем он не отражает всей глубины категории «конкурентоспособность предприятия» и имеет ряд существенных недостатков [8]:
    выбор в качестве базы сравнения одного или нескольких конкурентов позволяет ранжировать конкурентные позиции анализируемых предприятий, но сужает возможность обобщенной объективной оценки отраслевой конъюнктуры;
    основной акцент делается на сопоставление показателей конкурентов, в то время как вне поля зрения остается проблема современной адаптации предприятия к изменяющимся условиям среды;
    отсутствует системность оценки конкурентоспособности: и локальные, и интегральные параметры работы предприятия сопоставляются без учета сложных внутрисистемных связей и динамики изменения.
       Практически все вышеприведенные определения  рассматривают категорию «конкурентоспособность предприятия» как величину постоянную, но она, как и множество других экономических категорий, не является таковой: в определенный период времени предприятие может быть конкурентоспособным, а в следующий период (при изменившейся конъюнктуре рынка и изменившейся внешней среды) – не конкурентоспособным. То есть конкурентоспособность предприятия – категория, зависящая от многих факторов и меняющаяся с течением времени [9].
       Принимая  во внимание уже существующие определения  конкурентоспособности предприятия и их недостатки, отметим, что данная категория должна отражать следующие позиции.
       Конкурентоспособность предприятия в то же время нельзя отождествлять с конкурентоспособностью товара: хотя понятие конкурентоспособности товара - базовое, но по отношению к конкурентоспособности предприятия оно является его составляющим.
       Если  рассматривать конкурентоспособность  предприятия как относительную категорию, то необходимо оговаривать базу сравнения, для получения наиболее объективных результатов [10]:
    конкурентоспособность предприятия – величина непостоянная.
    конкурентоспособность предприятия должна отражать возможности предприятия адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды.
    конкурентоспособность предприятия должна отражать возможность бескризисного функционирования.
    конкурентоспособность предприятия – сложный комплексный показатель, то есть ее оценку нельзя свести к определению одного показателя.
 

 
 
 
 
 
     Рисунок 1 – Свойства конкурентоспособности  предприятия
 
     С учетом всего вышеперечисленного можно  сформулировать следующее определение: конкурентоспособность предприятия  – это комплексная характеристика предприятия, характеризующая его возможность в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды [11].
 
       1.2  Уровни конкурентоспособности.  Оценка   конкурентоспособности   предприятий
 
       В современной теории управления принято  выделять четыре уровня или стадии конкурентоспособности (рисунок 2). Каждому из них соответствуют свои подходы к организации управления и маркетинга [12].
       
 
 
 
 
 
 
 
 
       Рисунок 2 – Уровни конкурентоспособности предприятия
 
       При первом уровне конкурентоспособности  предприятий менеджеры предприятий  или фирм рассматривают фактор управления как внутренне нейтральный. Они считают, что раз уж регулярный менеджмент в их компаниях был когда-то поставлен, то больше управление на конкурентоспособность никак не влияет. Свою роль эти менеджеры видят только в том, чтобы выпускать продукцию без особых затей, не заботясь ни о каких «сюрпризах» ни для конкурентов, ни для потребителей. Вместе с тем менеджеры настолько уверены или в качестве своих изделий, или в эффективности своих служб маркетинга и сбыта, что готовы работать на потребителей, лишь поставляя им рекламируемые товары.
       Большинство российских предприятий независимо от масштабов бизнеса находится именно на этом уровне конкурентоспособности. Сюда же «активно опускаются» и некоторые компании из числа филиалов зарубежных фирм.
       Характерные черты российских предприятий первого  уровня конкурентоспособности проявляются в следующем [13]:
    понимание маркетинга как одной из функций управления в лучшем случае более важной, чем остальные;
    слепая приверженность примитивной ценовой конкуренции;
    чуть ли не органическое неприятие исследования рынка. На таких предприятиях маркетинг воспринимается как чисто сбытовая работа.
    недостаточное внимание квалификации и мотивации работников, вопросам управления персоналом;
    непонимание роли фактора управления в целом.
       Компании  второго уровня конкурентоспособности  стремятся сделать свои производственные и управленческие системы «внешне нейтральными». Это означает, что такие предприятия должны полностью соответствовать стандартам, установленным их основными конкурентами на конкретном рынке. Они пытаются воспроизвести у себя то, что делают фирмы-лидеры: стремятся максимально заимствовать технические приемы, технологии, методы организации производства у ведущих предприятий отрасли, приобретать сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия из тех же источников, что и их главные конкуренты [14].
       Такие компании следуют тем же принципам и подходам в управлении качеством продукции и в контроле за уровнем запасов, и внутрипроизводственных заделов, устанавливают такие же по характеру отношения с работниками на своем производстве.
       К особенностям предприятий второго  уровня конкурентоспособности в России относятся [15]:
    превращение маркетинга в главную функцию управления;
    стремление стать маркетингоориентированными фирмами, в которых все процессы планирования и развития производства базируются уже на прогнозах сбыта, составляемых при участии службы исследования рынка;
    более изощренные формы и методы конкуренции, где ценовая конкуренция вытесняется конкуренцией по качеству, уровню обслуживания потребителей и т.п.;
    изменение кадровой политики;
    ориентация на наиболее распространенные, типовые управленческие технологии (не следует путать с регулярным менеджментом), обеспечивающие успех на рынке основным конкурентам.
       Однако  любая копия всегда хуже оригинала. На определенном этапе прямое заимствование передового опыта уже не прибавляет конкурентоспособности фирме. Перед руководством таких компаний возникает вопрос если их предприятия имеют другие сравнительные преимущества в конкуренции на рынке, чем их главные соперники, то зачем им нужно обязательно придерживаться общих стандартов организации производства и управления, установившихся в отрасли? Те, кто находит правильные ответы на этот вопрос, обычно «дорастают» до предприятий третьего уровня конкурентоспособности и становятся в один ряд с лидерами отраслей, а не «плетутся у них в хвосте».
       Отличительные черты компаний третьего уровня конкурентоспособности проявляются в следующем:
    в этих компаниях в центре внимания оказываются нужды и запросы потребителя, исповедуется концепция маркетинга, ориентированного на потребителя, а управление начинает активно содействовать развитию производственных систем;
    такие компании действительно становятся маркетингом ориентированными;
    производство же в компаниях, достигнувших третьего уровня конкурентоспособности, как бы "поддерживается изнутри". На его развитие сориентированы все другие подразделения организации;
    в отечественном  бизнесе компаний, действительно достигших этого уровня конкурентоспособности, считанные единицы. Поэтому главная задача для нашего менеджмента на ближайший период — подняться до третьего уровня конкурентоспособности, т. е. попытаться построить у себя управление так, как это делают лучшие компании мира;
    любые нововведения, изменения в области производства продукции осуществляются здесь только тогда, когда есть уверенность в одобрении их конечными потребителями [16].
       Компании, которым удалось достичь четвертого уровня конкурентоспособности, оказываются впереди конкурентов на многие годы. Они не только не стремятся копировать опыт других фирм отрасли и хотят превзойти самые жесткие из существующих стандартов. Они готовы бросить вызов любому конкуренту по всему миру в любом аспекте производства или управления. Любые изменения в управлении, организации производства, в стратегии развития осуществляются здесь с учетом результатов изучения рынка Мало того, все функции управления оказываются непосредственно вовлеченными в процесс маркетинговых исследований или систематизацию их результатов. Все меньше маркетинговой работы сосредотачивается в специализированных подразделениях. Последние обобщают данные, интегрируют и координируют усилия других служб [17].
       Целью разработки и построения модели конкурентоспособности  предприятия любого уровня конкурентоспособности является правильное определение конкурентной стратегии, согласованной с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретное предприятие [18].
       Инструментарием для разработки и построения модели может служить применение математического  моделирования, позволяющего выявить особенности функционирования экономического объекта, и на основе этого предсказывать будущее поведение объекта при изменении каких-либо параметров. Для любого экономического субъекта возможность прогнозирования ситуации означает, прежде всего, получение лучших результатов или избежание потерь. В модели все взаимосвязи переменных могут быть оценены количественно, что позволяет получить более качественный и надежный прогноз.
       На  вопрос о том какую палитру  показателей, характеризующих конкурентоспособность экономического субъекта, включить в базу данных для построения модели поможет ответить опыт, накопленный учеными по определению основных критериев конкурентоспособности.
       При построении экономической модели для  рассматриваемой экономической категории, «конкурентоспособность предприятия», выделяются структурные элементы, такие как категория конкурентоспособности фирмы и конкурентоспособности товара, соответствующие данной цели, выявляются наиболее важные качественные характеристики этих элементов.
       Категории конкурентоспособности фирмы и конкурентоспособности товара взаимосвязаны. В качестве основных критериев конкурентоспособности предприятия можно в обобщенном виде предложить две оценочные категории: «ценность производимых предприятием товаров (услуг)» и «ценность предприятия как хозяйствующего субъекта» [19].
       Быстрые изменения внешней среды отечественных  предприятий стимулируют появление новых методов, систем и подходов к управлению конкурентоспособностью. Наиболее распространенными являются методы оценки возможностей конкурентов посредством специальных экспертных исследований и косвенных расчетов на основе известных данных. Широко используется на практике для анализа конкурентов и «метод отражения» [20], заключающийся в выявлении информации об интересующей фирме у клиентов или посредников данной фирмы. Исследование конкурентов должно быть направлено на те же сферы, которые были предметом анализа потенциала собственного предприятия. Удобным инструментом сравнения возможностей предприятия и основных конкурентов является построение многоугольников конкурентоспособности, представляющих собой графическое отображение оценок положения предприятия и конкурентов по наиболее значимым направлениям деятельности, изображенным в виде векторов-осей.
       Все методы оценки конкурентоспособности можно поделить на аналитические и графические (см. рисунок 3):
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       Рисунок 3 – Методы оценки конкурентоспособности предприятия
 
       Рассмотрим подробнее  аналитические методы оценки конкурентоспособности предприятия [21].
       Рейтинговая оценка используется при сравнении предприятий отрасли или региона. В данном методе может быть использована документация: результаты опроса менеджеров заказчика или данного предприятия; финансовая отчетность предприятий.
       Все показатели, которые можно рассчитать на основе реально имеющейся информации, должны отражать существенные аспекты хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия.
        При составлении рейтинга можно  использовать десятифакторную модель, структурированную по двум основным аспектам: эффективности хозяйственной деятельности (пять факторов) и финансовой стабильности (пять факторов). Итоговый балл для составления рейтинга отдельного предприятия выводится по формуле:
                                                                                                                           (1)
       где  ТМ – итоговый балл предприятия  по результатам рейтинговой оценки;
       Mi – балл (количественная оценка) предприятия по i-му показателю хозяйственной деятельности, включаемому в модель составления рейтинга;
       Bi – вес i-го показателя, присвоенный ему при включении в модель проведения рейтинговой оценки;
       ? (Mi Bi) – сумма произведений баллов отдельных показателей и их весов.
       В результате все предприятия ранжируются  по сумме баллов.
        Оценка конкурентоспособности на основе расчета рыночной доли. Доля рынка определяется как удельный вес розничного товарооборота в общем его объеме. Увеличение или уменьшение в интервале от 0 до 100% свидетельствует об уровне конкурентоспособности.
                                                                                                                          (2)
       где MS – доля рынка субъекта;
       RС – розничный объем товарооборота;
       TC – общий объем розничного товарооборота на рынке.
       Данная  методика позволяет по характеру  распределения долей рынка выделить ряд стандартных положений его субъектов: аутсайдеры; со слабой, средней, сильной конкурентной позицией; лидеры. Величина изменения рыночной доли позволяет определить группы хозяйствующих единиц: с быстро улучшающейся, улучшающейся, ухудшающейся, быстро ухудшающейся конкурентными позициями. Перекрестная классификация размера долей и их динамики дает возможность построить конкурентную карту рынка, на основе которой легко установить место объекта в структуре рынка [22].
       Оценка  конкурентоспособности на основе теории эффективной конкуренции предполагает оценку эффективности работы каждого из подразделений, использования ими ресурсов. В основе лежит оценка четырех групп – критериев конкурентоспособности:
    показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии, организация труда;
    показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, кредитоспособность, стабильное развитие;
    показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования;
    показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена [23].
       Так как каждая группа критериев имеет  свою важность, то экспертным путем  были получены коэффициенты весомости  для каждой группы.
       Расчет  критериев и коэффициента конкурентоспособности предприятия производится по формуле средней взвешенной арифметической:
       
                                                                                                                    
       где С – коэффициент конкурентоспособности  предприятия;
       е – значение критерия 1 группы;
       f – значение критерия 2 группы;
       s – значение критерия 3 группы;
       c – значение критерия 4 группы.
         Использование в ходе оценки  сравнения показателей за разные  промежутки времени дает возможность применять этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб [24].
       Весь  алгоритм расчета коэффициента конкурентоспособности  состоит из трех последовательных этапов (см. рисунок 4):
 
 
 
 

 
 
 
       Рисунок 4 - Этапы расчета коэффициента конкурентоспособности
 
       Оценка  конкурентоспособности на основе мотивационного комплекса оценки товарных систем «МКОТС». Чтобы сформировать конкурентоспособные составляющие товара или фирмы, нужно оценить потребности потенциального покупателя с точки зрения маркетинга.
       На  первом этапе производится определение факторов для оценки – потребностей потребителя, удовлетворяемых с её помощью. Формирование комплекса факторов производится экспертами в соответствующих предметных областях на основе опыта позиционирования или исследования базовых потребительских тенденций. Рекомендуется формирование компонентов от 5 до 7, поскольку меньшее количество компонентов не выразит сущности потребностей, удовлетворяемых фирмой, а большее количество избыточно и размывает сущность построения модели.
       На  втором этапе производится составление опросного листа (на основе полученных факторов для оценки) и экспертный опрос потенциальных потребителей. На основе предварительно определенных факторов формируется система опроса потребителей, в которую закладываются следующие задачи: определение значимости (веса) факторов для потребителя и определение отношения потребителя к каждому из них по дифференциальной шкале.
       При формировании системы опроса задаются вопросы трех типов:
    с целью определения значимости факторов;
    о степени удовлетворенности факторами потребителей;
    о принадлежности потребителей к определенному сегменту.
       Оценка  значимости факторов происходит путем  ранжирования от наиболее значимого до наименее значимого фактора. Оптимальной величиной дифференциала при определении степени удовлетворенности является величина 10, так как она наиболее легко воспринимается человеком. Следовательно, оценка факторов будет производиться по 10-балльной шкале.
       На  третьем этапе производится оценка веса (значимости) факторов. Для этого  найдем вес каждого фактора по формуле: 
                                                                                                                                                            
 
       где Wij – значимость (вес) фактора;
       ? ПБ – сумма всех поставленных баллов;
       Бmax – максимальный балл по фактору;
       R – общее число респондентов.
       Мы  можем увидеть значимость для  потребителей отдельных факторов. Необходимо проранжировать полученные данные.
       На  четвертом этапе производится расчет удовлетворенности составляющими факторами по фирме в целом и по ближайшим конкурентам. Для этого найдем удовлетворенность для каждого фактора по формуле:
                                                                                                                               
 
       где Uij – удовлетворенность фактором;
       ? ПБ – сумма всех поставленных баллов;
       Бmax – максимальный балл по фактору;
       R – общее число респондентов.
       Полученные  значения удовлетворенности могут  быть проанализированы напрямую: какие факторы удовлетворяют потребителя и насколько хорошо в нашей фирме и в фирмах-конкурентах. Чем больше значение, тем больше удовлетворенность. Этот показатель позволяет определить «слабые места» фирмы относительно конкурентов и дают возможность их «подтянуть», а «сильные места» - укрепить или усилить.
       Оценка  удовлетворенности нашей фирмой в целом характеризуется «критерием потребительской удовлетворенности» (КПУ) или «общей интегральной оценкой конкурентоспособности» и высчитывается по формуле:
                                                                                                                         
 
       КПУ имеет смысл анализировать только в сравнении с КПУ фирм-конкурентов, или КПУ других товаров в ассортименте, либо рассматривать значение показателя в динамике. Это сравнительный  показатель и по нему возможно определить рейтинг фирм-конкурентов.
       Графические методы оценки конкурентоспособности предприятия
       
       Многоугольник конкурентоспособности представляет собой графическое соединение оценок положения предприятия и конкурентов по наиболее значимым направлениям деятельности и позволяет сравнить возможности предприятий (рисунок 5):
       Рисунок 5 - Пример многоугольников конкурентоспособности для 3-х фирм
 
       Использование экспертного метода и, как следствие, снижение объективности оценок и трудность в оценке некоторых характеристик являются основными недостатками метода. Наглядность результата и удобство толкования – достоинства этого метода [25].
       Матрица БКГ (англ. Boston Consulting Group, BCG). В основе лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке, то есть являются «звездами». При наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки [26]. Шаблон матрицы расположен на рисунке 6.
 
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       Рисунок 6 – Шаблон Матрицы БКГ
 
     Модель  «привлекательность рынка – преимущества в конкуренции» представляет собой  развитие матрицы БКГ и сходна по сути с моделью «General Electric». Определяющими в модели являются привлекательность рынка (в модели GE – эффективность бизнеса) и преимущества в конкуренции (в модели GE – конкурентные позиции). Преимущества в конкуренции определяются относительной позицией на рынке, потенциалом продукта, квалификацией менеджеров и сотрудников. Эта матрица позволяет определить положение предприятия на рынке относительно конкурентов, а также позволяет выработать практические рекомендации по улучшению уровня конкурентоспособности.
       Матрица Портера построена на основе концепции  конкурентной стратегии. На основе факторов, наиболее значимых для конкурентной позиции предприятия, М. Портер разработал матрицу конкуренции [27].
       Большинство рассмотренных методов ограничены: или оценивается какая-то одна группа факторов, или метод слишком сложный и трудоёмкий для практического использования. По нашему мнению, наиболее оптимальным методом оценки конкурентоспособности, из предложенных выше, является МКОТС (метод комплексной оценки товарных систем), так как является комплексным и, кроме оценки конкурентоспособности, позволяет оценить:
    значимость для потребителя отдельных составляющих факторов;
    составляющие фирмы и внимание, которое необходимо каждой из них;
    «акценты» рекламной политики фирмы (сравнительный критерий);
    степень удовлетворенности потребителя фирмой в целом;
    составляющие, которые необходимо корректировать в фирме;
    эффективность мероприятий по корректированию составляющих фирмы.
       Нужно подчеркнуть, что предложенная классификация  не является полной, а представляет лишь основные методики, чаще применяемые на практике.
 
       1.3  Роль и место конкуренции для  современного предприятия
 
       В современной экономической теории конкуренция в общем своем  проявлении понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка [28].
       Понятие конкуренции  настолько многозначно  как для общества, так и для  предприятия, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.
       Следствием  конкуренции является, с одной  стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.
       Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией.
       Роль  конкуренции для современного предприятия  – участника рынка сложно определить. Она охватывает как негативные, так  и положительные для предприятия и для общества процессы. Однако в современной теории экономики выделяют следующие характеристики роли конкуренции на рынке [29]:
    конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов”.
    конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил  на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства и в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.
    конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит «уравнительницей цен», то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества с максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.
    при противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.
 
 

      2 Аналитическая часть
     2.1 Общий анализ ОАО «Газаппарат»
 
     Предприятие «Газаппарат» - первое российское предприятие, специализирующееся на производстве газовой  аппаратуры. Создание в 1945 году «Саратовского  государственного завода газового оборудования»  связано с открытием месторождения газа в окрестностях Саратова (Елшанка) и с газификацией города, которая началась в 1949году.
     Кредо «Газаппарат»- это производство дешевого, надежного газового оборудования, позволяющего использовать природный и сжиженный  газ в каждом доме, в каждой семье, на промышленном и сельскохозяйственном предприятии. Конкурентоспособное предприятие – конкурентоспособная продукция.
     Девиз: «Газаппарат»- качество, надежность, безопасность.
     «Газаппарат»- теплое голубое пламя везде.
     Целью открытого акционерного общества, согласно Уставу, является извлечение прибыли.
     Цели  ОАО «Газаппарат» в области качества:
поставка  продукции требуемого качества, совершенствование  ее при оптимальных затратах и  удовлетворение запросов потребителей;
разработка  и освоение новых видов продукции, удовлетворяющих спрос и превосходящих ожидания на потребительском рынке, стимулирование потребностей;
применение  передовых технологий, научно- технических  достижений и современных методов  управления предприятием;
создание  условий для профессионального роста и мотивации всех сотрудников;
вовлечение  надежных поставщиков на основе взаимовыгодных отношений в процесс обеспечения  выпуска конкурентоспособной продукции;
дальнейшее  развитие корпоративной культуры предприятия.
     Основные  виды деятельности Общества:
    проектирование, производство и реализация запорно-редуцирующей аппаратуры, нестандартного оборудования для ГНС, газогорелочных устройств и другой продукции;
    производство продукции производственно-технического назначения и ТНП;
    оказание разнобытовых, транспортных, маркетинговых, консалтинговых, аудиторских и иных платных услуг;
    производство строительных, ремонтно-строительных и монтажных работ;
    выполнение пуско-наладочных и ремонтных работ технологического и электротехнического оборудования;
    организация содержания и использования: объектов гражданской обороны, мобилизационного резерва, изготовление продукции в особый период.
       В настоящее время ОАО «Газаппарат» осуществляет тесное и долгосрочное сотрудничество с потребителями  в различных регионах России и СНГ. Более 35% всего производимого в стране газового оборудования – продукция ОАО «Газаппарат».
       Процесс принятия решений является централизованным, т.е. все решения сначала принимаются  руководителями, а затем доводятся  до непосредственных исполнителей. ОАО «Газаппарат» структурировано по функциональному принципу. В состав предприятия входят множество функциональных подразделений (отделов), таких, например, как отдел маркетинга, финансовый отдел, производственный отдел, отдел разработок, отдел управления персоналом, отдел технического контроля. Руководит каждым функциональным подразделением отдельный функциональный руководитель (главный маркетолог, главный инженер, главный бухгалтер и т.д.), который, в свою очередь, подчиняется генеральному директору предприятия. Структура предприятия понятна всем работникам, так как руководители и начальники четко определены и каждый работник знает свое место в иерархии предприятия. Структура предприятия соответствует корпоративным целям, стратегиям и программам данного предприятия.
Названия  отделов
   ОГК – отдел главного конструктора;
   ОГТ – отдел главного технолога;
   ОС  – отдел сбыта;
   БТД – бюро технической документации;
   БМ  – бюро маркетинга;
   ОТК – отдел технического контроля;
   КТБС  – конструкторско-технологическое  бюро стандартизации;
   БООС  – бюро охраны окружающей среды;
   СМ  – служба метрологии;
   ГУК – группа управления качеством;
   ПДО – производственно-деспетчерский  отдел;
   ОГЭ – отдел главного энергетика;
   БИП – бюро инструментального производства;
   ОМТСиКП – отдел материально-технического снабжения и кооперированных поставок;
   УПО – участок производственного  обеспечения;
   ХО  – хозяйственный отдел;
   ОК  – отдел кадров;
   ЭО  – экономический отдел;
   Цех №1 – литейный цех;
   Цех №2 – механический цех.
   Структура предприятия представлена на рисунке  7.

     Рисунок 7 – Организационная структура ОАО «Газаппарат»
 
     Как мы видим, структура управления гармонизирована, упорядочена и полностью соответствует  деятельности ОАО «Газаппарат», а  также целям и задачам предприятия.
     Основными производственными целями ОАО «Газаппарат» являются  расширение ассортимента продукции, обеспечение дополнительными производственными мощностями, а также реализация программы развития предприятия. Производственные цели, стратегии и программы являются четко выраженными и соответствуют корпоративной стратегии и факторам среды.
     Производство  достаточно масштабно. Номенклатура производства ОАО «Газаппарат» включает газовую  регуляторную предохранительную аппаратуру, пункты учета расхода газа, газораспределительные  пункты блочной конструкции, оборудование для газонаполнительных станций. Продукция поставляется по России, а также в Беларусь, Казахстан, Молдову, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украину.
     Площадь производственных помещений составляет 11703 квадратных метров. Производство включает в себя литейный, механический, заготовительно-прессовый, механо-сборочный и вспомогательный цеха. Здания и сооружения относятся к основным фондам предприятия и составляют наибольшую его стоимость.
     Для поддержания эксплуатационной готовности и безопасной эксплуатации зданий, сооружений и поддержания имиджа предприятия, в соответствии с «Комплексной программой организационного и технического развития предприятия» на планируемый период, ОКС осуществляет ремонтно-строительные работы посредством заключения договоров с подрядчиками и физическими лицами в соответствии с положением об ОКС и СТП 9000.49. Контроль за деятельностью подрядных организаций и физических лиц, а также приемку выполненных ремонтно-строительных работ осуществляет ОКС с учетом требований МИ 9000.2.
     Помимо  ремонтно-строительных работ ОКС руководит работами по устройству фундаментов под новое оборудование в соответствии с утвержденными планировками. Состояние зданий и сооружений  оценивается постоянно действующей комиссией под председательством начальника ОКС два раза в год и утверждается главным инженером. Текущий контроль за содержанием зданий и сооружений осуществляется комиссией по культуре производства согласно СТП 9000.52.
     Производственные  условия не чувствительны к природным  катаклизмам и забастовкам, в  меньшей степени чувствительны к существенному изменению цен на сырье, достаточно чувствительны к сокращению объема поставок сырья на предприятие. На производстве сочетается машинный и ручной труд. Это сочетание можно назвать оптимальным. Управляющие производством на предприятии используют систему менеджмента качества, чтобы улучшить текущие показатели работы.
       ОАО «Газаппарат» действует в соответствии с Коллективным договором 2008 – 2012 г.г.
     Общие положения
     Коллективный договор является документом, регулирующим социально- трудовые отношения, заключаемые между работниками ОАО «Газаппарат» и работодателями ОАО «Газаппарат», действующий на основании Устава.
     Настоящий коллективный договор заключается  на основании Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»  от 12.01.1996 года № 10-ФЗ ТК РФ и др. нормативных правовых актов.
     Администрация ОАО обязуется обеспечить полную и стабильную занятость и использование  работников предприятия в соответствии с их профессии, квалификации и трудовым договором.
     Продолжительность рабочей недели 40 часов.
     Сверхурочные  производственные работы не должны превышать  для каждого работника 4 часов  в течение 2 дней подряд и 120 часов  в год.
     При описании труда рабочих применяются 6 разрядные тарифные сетки с применением  следующих тарифных коэффициентов:
     Тарифные  разряды: 1, 2, 3, 4, 5, 6.
     Тарифные  коэффициенты: 1,0; 1,09; 1,2; 1,35; 1,54; 1,8.
     Общие данные по персоналу за 2008 год представлены в таблице 1.
 
     Таблица 1 – Данные по персоналу ОАО «Газаппарат»
Наименование Количество
1 2
Всего работающих на конец года в том  числе:     руководителей
                          специалистов
                          служащих
                          рабочих
376 чел 76 чел
54 чел
13 чел
233 чел
Женщин 152 чел
Мужчин 224 чел
Продолжение таблицы 
1 2
Принято за год в том  числе:  руководителей
                      специалистов
                      служащих
                      рабочих
119 чел 3 чел
12 чел
2 чел
102 чел
Уволено за год в том  числе:  руководителей
                      специалистов
                      служащих
                      рабочих
121 чел 10 чел
11 чел
6 чел
94 чел
Средний возраст работающих 45 лет 9 мес.
Средняя текучесть кадров за год 2,15%

 
     Главную ценность составляют люди, работающие на предприятии. Учитывая большую значимость человеческого ресурса,  руководство уделяет особое внимание развитию корпоративной культуры. Уважение к коллективным достижениям и заинтересованность в результате своего труда способствуют формированию и укреплению среди работников корпоративного духа.
     Доброй  традицией в коллективе стало  совместное проведение различных мероприятий: маршрутов выходного дня, спортивных состязаний, государственных праздников, Дня рождения предприятия и мн. др.
     Основными целями в области информационных систем являются  своевременное  и полное обеспечение предприятия  нормативными документами по стандартизации и обеспечению информацией, а  так же доступ к данным документам и информации пользователей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.